DOI: 10.24412/2226-0773-10-7-994-1000
Психология творческого воображения обучающихся трубачей: аспекты анализа
Чжан Хуаи
Московский государственный институт культуры
141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7
State University of Culture
Bibliotechnaya str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia
e-mail: huayizhang@yandex.ru
Ключевые слова: творческое воображение, обучающийся трубач, исполнитель, педагог-музыкант, класс трубы.
Key words: creative imagination, learning trumpeter, performer, teacher-musician, trumpet class.
Резюме: В статье раскрывается значимость формирования творческого воображения для обучающихся трубачей. Исследуется психологическая природа творческого воображения как феномена развития исполнительского мастерства в классе трубы. Анализируется его видовая структура. Обращается внимание не только на его проекционную, созидательную функциональность, но и на психорегулятивную направленность.
Abstract: The article reveals the importance of the formation of creative imagination for trained trumpeters. The psychological nature of creative imagination as a phenomenon of the development of performing skills in the trumpet class is investigated. Its species structure is analyzed. Attention is drawn not only to its projection, creative functionality, but also to its psychoregulatory orientation.
[Zhang Huayi Psychology of the Creative Imagination of Learning Trumpeters: Aspects of Analysis]
В настоящее время в системе музыкально-инструментального образования в рамках реформирования и модернизации многие педагоги пытаются повысить качество подготовки выпускников-исполнителей, поднять уровень их конкурентоспособности на рынке труда. Одни обучающиеся «погружаются» в конкурсные баталии, другие отдают себя целиком «технической муштре», чтобы блистать виртуозностью на сцене. Скрупулезная работа над культурой звука, тончайшей интонацией, нюансировкой, трогающей сокровенные уголки души, постепенно становится редкостью, уходит в небытие. Современные методические разработки часто «смотрят» в сторону развития музыкального слуха, чувства метроритма, темпоритма, музыкальной памяти, «забывая» о творческом воображении, необходимости формирования идеальной модели исполнения, собственного «почерка». Именно они, во многом определяют характер и качество исполнения, включая в себя идею и замысел трактовки музыкального сочинения. Творческие поиски и разочарования, мечты и тернистый путь их достижения - «лейтмотив» необходимого художественно-педагогического процесса в классах исполнителей-инструменталистов. Многие педагоги-музыканты хотят воспитать безошибочных «роботов», несущих «золотые яйца». Отдельные представители музыкально-педагогического сообщества сегодня пустились в погоню за престижным лауреатством, забывая о необходимости чуткого, внимательного, сокровенного отношения к душам своих подопечных. Общеизвестно, что творческое развитие обучающихся музыкантов - индивидуально-направленный, трудоемкий и сложный многоплановый процесс преодоления себя, внешних раздражителей, обстоятельств, «сопротивления» инструмента и т.д.
Класс трубы в русле перечисленного проблемного поля не является исключением. Исполнительское искусства трубача - многоуровневый в физиологическом, техническом, психологическом и концертно-творческом отношении процесс, который не должен «подавлять» художественно-образную содержательность, осложнять ее воплощение. Действительно, исполнительская техника трубача в достаточной степени многопланова: различают технику дыхания, техники языка и губ, амбушюра в целом, а также пальцевую технику, постановочные моменты, связанные с головой, корпусом, осанкой и т.д. Но, за всей этой многогранностью, сложностью исполнения стоит ее величество Музыка. Об этом нельзя забывать, «приносить в жертву» заложенную художественную неповторимость музыкального произведения. Так, Е.А. Савин в методическом альбоме «Современное искусство игры на трубе» подчеркивал: «Помните: главное - «причина» действия, а начало звука - это «следствие». Если нет четкой конкретной атаки, значит, неточно работает кончик языка, неправильная подача ротового выдоха. Начало звука должно быть четким, конкретным компактным» (Савин, 2012: 41). Он обращал пристальное внимание на значимость слуховых, зрительных и двигательных представлений, которые лежат в плоскости творческого воображения. По этому поводу высказывался Г.Г. Нейгауз: «Мы в лучшем случае играем так, как представляем, а чаще значительно хуже» (Нейгауз, 1988: 47).
Зрительные, слуховые и двигательные представления могут всплывать в сознании обучающегося трубача как по отдельности (в дифференцированном режиме), так и в полифоническом (совмещенном) варианте. Об этом писал С.Л. Рубинштейн: «Иногда представления человека не только глубоко индивидуальны, но и однонаправлены, имеют свою четко выраженную модальность - зрительную, слуховую, двигательную. Часто они проявляются и синтезировано. Подобное происходит, например, при рождении сочинения, когда композитор видит и слышит ноты и перед его взором «всплывают» исполнительские действия-движения оркестрантов.
Предвосхищая результаты нашей деятельности, мечта, создаваемая воображением, стимулирует к тому, чтобы работать над ее воплощением в действительности, чтобы бороться за ее осуществление» (Рубинштейн, 2017: 300). Б.М. Теплов замечал: «Хороший музыкант, прослушав раз оркестровое сочинение, как бы оно ни было сложно, должен как бы видеть перед собой его партитуру. Это высшее совершенство, какое можно себе представить. Действительно, это - высшее совершенство внутреннего слуха и характеризуется оно не «чистотой» слуховых образов, а теснейшим слиянием слуховых и зрительных представлений» (Теплов, 2005: 279, 280).
Итак, творческое воображение - это своеобразное забегание вперед, возможность увидеть будущее, представить желаемое в действительности. Трудно говорить о формировании идеальной модели воплощения художественного образа в сознании обучающегося трубача без развития его творческого воображения. Следует подчеркнуть, что речь идет не о репродуктивном воображении, когда в сознании всплывает былое, много раз услышанное. Мы обращаем внимание на процесс построения нового продукта (комбинаторного), представляющего переработку имеющихся впечатлений, исполнительского опыта, в результате которой «освещается путь в перспективное завтра». Не случайно О.А. Блох высказывался о том, что близкая, средняя и далекая перспективы в музыкально-образовательном процессе не только питают мотивационное поле, но и позволяют исполнителям активно погрузиться в творчество, представить его предметно-деятельную спецификацию (Блох, 2013). Вместе с тем он указывал: «Высокий уровень исполнительского мастерства, способность к авторскому творчеству (сочинительство, обработка музыкального материала, импровизация) в сочетании с педагогическими знаниями, умениями и навыками поднимают учителя музыки на высокий пьедестал настоящего искусства - искусства воспитывать, искусства обучать. Перечисленные направления творческой деятельности педагога-музыканта представляют своеобразные детерминанты единого целого - музыкально-педагогического творчества, которое, во многом, питает продуктивное воображение как новизна в проекте будущих побед» (Блок, 2014: 322).
Различают воображение чувственное, когда выстраивается эмоционально-динамическая сторона музыкального исполнения. В классе трубы этот вопрос всегда стоял достаточно остро. Для обучающегося трубача, обладателя динамичного инструмента - это значимый момент, когда формируется не только целостная драматургия сочинения (пролог, завязка, кульминация, развязка), но и детализируется интонационная, агогическая линии, тонкие нюансы, включая микропаузы, «запятые», специфику дыхания и т.п. В.В. Токмаков высказывал мысль о том, что в процессе исполнения в классе трубы для обучающегося становится важным не только дыхание, звуковая атака, слухомоторный контроль, но и эмоционально-чувственная соразмерность, «видение» гармоничности на сенсорном уровне (Токмаков, 2016).
Вместе с тем, выделяют мысленное, логико-конструктивное творческое воображение. В.И. Петрушин указывал: «Деятельность музыкального воображения протекает в области музыкально-слуховых представлений в процессе работы внутреннего слуха. Работа воображения может протекать либо по «мыслительному», либо по «художественному» типу, но в обоих случаях композитору, исполнителю, слушателю необходимо уметь переноситься в другие миры, отличающиеся от тех, что мы наблюдаем в повседневной обыденной жизни. Толчком для развития воображения могут послужить детская игра и воображаемые предлагаемые обстоятельства, которые в системе К.С. Станиславского разработаны для активизации воображения» (Петрушин, 2008: 225, 226).
О.А. Блок справедливо подмечал: «Слуховые ощущения являются первыми с момента рождения детей. Слуховое восприятие, воображение - врата в неизведанное, путь к познанию, путь в «прекрасное далеко» (Блох, 2015: 148). «Радость новых открытий, ожидание позитива завтрашнего дня, эмоционально-чувственные всплески, наполненные гармонией художественных образов, - важные составляющие обучения и воспитания музыке детей» (Блох, 2014: 131).
Следует отметить, что творческое воображение может выступать «помощником» не только в области решения технических, художественных задач, но и в сфере психолого-адаптационной. Общеизвестная проблема подготовки к концертному выступлению обучающихся трубачей остается актуальной и в наши дни. Как разрушающую силу предконцертного и концертного волнения превратить в созидающий фактор? Каким образом можно облегчить «страдания» исполнителя-трубача, выходящего на эстраду? Внутриклассные камерные мероприятий (академические концерты, творческие показы родителям), расширение концертной практики в целом часто не меняют сути проблемного психологического положения исполнителей перед выходом на сцену и в процессе их публичного выступления.
В данном случае речь может идти о педагогическом внушении (суггестии), саногенном мышлении, самостоятельной психокоррекции. Одним из действенных методов психорегуляции является «якорение». Он позволяет обучающемуся инструменталисту «погрузиться» в благоприятную ситуацию успешного концертного выступления. Первостепенную роль здесь играет воображение, которое связывает предконцертную реальность обучающегося трубача с атмосферой прошлого концерта, насыщенной положительными эмоциями от удачной игры на публике. Воображение-воспоминание не только «перемещает» в пространстве исполнителя, уводит от негативов волнения, но и наполняет его внутренний мир психологической стабильностью, позитивом, энергией успеха, как бы заземляя его, отводя в сторону страхи, смятение, неуверенность. Происходит «якорение» с реальностью успешного концерта, миром мечты, подарившим счастье творческой победы.
На основе изложенного выше можно сделать следующие выводы:
1. Формирование творческого воображения обучающихся трубачей остается быть актуальной проблемой.
2. Творческое воображение может представлять не только перспективу роста исполнительского мастерства, идеальную модель воплощаемого художественного образа, но и консолидировать технический, психологический потенциалы исполнителей-трубачей.
3. Педагогам и обучающимся в классе трубы необходимо знать о наличии чувственного и логико-конструктивного творческого воображения, а также уметь целостно применять на практике эти виды в совокупном режиме.
4. Формирование творческого воображения следует начинать с малолетства, следуя «подсказкам» природы, принимая во внимание «почемучесть», тягу к фантазиям малышей. Подготовительный, донотный, прединструментальный периоды могут быть во многом посвящены решению заявленной проблематике.
5. Воображение может нести в себе психокоррекционную функцию в рамках применения метода «якорение», который положительно себя зарекомендовал на этапе подготовки обучающихся исполнителей к публичным выступлениям.
ЛИТЕРАТУРА
Блок О.А. 2014. Творчество в педагогике музыкального образования: методологический подход. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. 3 (3): 313-326.
Блох О.А. 2015. Музыкальное развитие детей дошкольного возраста в учреждениях клубного типа. - Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 3 (65): 147-152.
Блох О.А. 2013. Педагогика и психология музыкального творчества как парадигма высшего профессионального образования. Хабаровск: ХГИИК: 23-31.
Блох О.А. 2014. Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в культурно-досуговых центрах. - Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 1 (57): 130-135.
Нейгауз Г.Г. 1988. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. М.: Музыка. 240 с.
Петрушин В.И. 2008. Воображение. Музыкальная психология. М.: Академический Проект; Трикста: 215-226.
Рубинштейн С.Л. 2017. Воображение и творчество. Основы общей психологии. СПб.: Питер: 300 - 304.
Савин Е.А. 2012. Современное искусство игры на трубе: Методический альбом. М.: МГУКИ. 108 с.
Теплов Б.М. 2005. Музыкально-слуховые представления. Психология музыки и музыкальных способностей. М.: АСТ; Минск: Харвест: 247 - 305.
Токмаков В.В. 2016. Формирование навыков инструментального музицирования у учащихся ДМШ в классе трубы: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М.: МГИК. 24 с.
Получена / Received: 13.09.2021
Принята / Accepted: 23.09.2021