Научная статья на тему 'Применение воспитывающего обучения в классе трубы'

Применение воспитывающего обучения в классе трубы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитывающее обучение / учащийся-трубач / педагог класса трубы / музыкально-образовательный процесс / труба / воспитание / обучение. / educational training / trumpeter student / teacher of the trumpet class / musical and educational process / trumpet / education / training.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Х.-И.

В статье рассматривается воспитывающее обучение как методологическая основа формирования начинающих трубачей. Показаны варианты подходов применения исследуемого феномена в классе трубы. Обращается внимание на воспитательную и обучающую доминанты, взаимосвязь которых позволяет осуществлять прорыв, действенный скачок в подготовке юных музыкантов. Подчеркивается мысль о том, что, обучая, воспитывать, воспитывая, обучать – важные педагогические формулы музыкально-образовательного процесса в классе трубы. Делается вывод о том, что воспитывающее обучение в классе трубы представляет не только методологический принцип, во многом определяющий содержание, тактику и стратегию музыкально-образовательного процесса. Оно позволяет, учитывая индивидуально-творческую природу учащихся-трубачей, постепенно продвигать их по пути формирования исполнительской техники, исполнительского мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of educational teaching in the classroom pipe

The article considers educational training as a methodological basis for the formation of novice trumpeters. The variants of approaches to the application of the studied phenomenon in the pipe class are shown. Attention is drawn to the educational and training dominants, the relationship of which allows for a breakthrough, an effective leap in the training of young musicians. The idea that teaching, educating, educating, educating are important pedagogical formulas of the musical and educational process in the trumpet class is emphasized. It is concluded that educative teaching in the trumpet class is not only a methodological principle that largely determines the content, tactics and strategy of the musical and educational process. It allows, taking into account the individual and creative nature of the students-trumpeters, to gradually advance them along the path of formation of performing techniques, performing skills.

Текст научной работы на тему «Применение воспитывающего обучения в классе трубы»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-5-659-665

Применение воспитывающего обучения в классе трубы

Х.-И. Чжан

Московский государственный институт культуры

141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7

State University of Culture

Bibliotechnaya str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia

e-mail: zhanghuayi@yandex.ru

Ключевые слова: воспитывающее обучение, учащийся-трубач, педагог класса трубы, музыкально-образовательный процесс, труба, воспитание, обучение.

Key words: educational training, trumpeter student, teacher of the trumpet class, musical and educational process, trumpet, education, training.

Резюме: В статье рассматривается воспитывающее обучение как методологическая основа формирования начинающих трубачей. Показаны варианты подходов применения исследуемого феномена в классе трубы. Обращается внимание на воспитательную и обучающую доминанты, взаимосвязь которых позволяет осуществлять прорыв, действенный скачок в подготовке юных музыкантов. Подчеркивается мысль о том, что, обучая, воспитывать, воспитывая, обучать – важные педагогические формулы музыкально-образовательного процесса в классе трубы. Делается вывод о том, что воспитывающее обучение в классе трубы представляет не только методологический принцип, во многом определяющий содержание, тактику и стратегию музыкально-образовательного процесса. Оно позволяет, учитывая индивидуально-творческую природу учащихся-трубачей, постепенно продвигать их по пути формирования исполнительской техники, исполнительского мастерства.

Abstract: The article considers educational training as a methodological basis for the formation of novice trumpeters. The variants of approaches to the application of the studied phenomenon in the pipe class are shown. Attention is drawn to the educational and training dominants, the relationship of which allows for a breakthrough, an effective leap in the training of young musicians. The idea that teaching, educating, educating, educating are important pedagogical formulas of the musical and educational process in the trumpet class is emphasized. It is concluded that educative teaching in the trumpet class is not only a methodological principle that largely determines the content, tactics and strategy of the musical and educational process. It allows, taking into account the individual and creative nature of the students-trumpeters, to gradually advance them along the path of formation of performing techniques, performing skills.

[Zhang H.-Y. Application of educational teaching in the classroom pipe]

Еще издревле мыслители, философы Востока и Запада, осознающие значимость процесса познания, обращали внимание на необходимость обучения и воспитания подрастающего поколения. Конфуций утверждал: «Когда благородный учитель учит и наставляет, он ведет, но не тянет за собой; побуждает, но не заставляет; открывает пути, но не доводит до конца. Это дает согласие между учеником и учителем, легкость обучения, самостоятельные размышления» (Антология мудрости, 2005: 622). В свое время Аристотель понимал, что «судьбы империй зависят от воспитания молодежи» (Антология мудрости, 2005: 623). Лао-Цзы высказывал откровение: «По себе можно познать других; по одному царству можно познать другие, по одной стране можно познать вселенную» (Антология мудрости, 2005: 618). Жан Жак Руссо делился следующим: «Самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным - это приучить его не встречать ни в чем отказа. Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов» (Антология мудрости, 2005: 627).

Современная модернизация музыкально-образовательной системы предусматривает углубление процессов обучения, воспитания, образования. В связи с этим, каждое составляющее из выше приведенной триады наполняется новым содержанием, получает организационное сопровождение.

Как совместить обучение с воспитанием, сделать эти процессы оптимальными и целостными, органично дополняющими друг друга? Каким образом решать задачи воспитательного и обучающего характера? Каков алгоритм педагогических действий, позволяющих эффективно осуществлять обучение и воспитание в классе духовых инструментов (одних из самых древних), в частности, учащихся-трубачей?

Перечисленные вопросы ждут своего скорейшего разрешения, являются предметом изучения для многих исполнителей-инструменталистов, педагогов класса трубы.

Поэтому в педагогике музыкально-инструментального исполнительства сегодня в достаточной степени актуализируется понятие «воспитывающее обучение». Аккумулируя в себе два важных направления образовательного процесса, оно позволяет перейти к осмыслению, рассмотрению соответствующих связей, доминант, стимулов, мотиваций и т.п.

«Воспитывающее обучение - обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием их личностных качеств (мировоззрения, морально-ценностного отношения к миру, друг другу, усваиваемому учебному материалу и т.д.). Воспитывающее обучение - дидактический принцип, находящий отражение в содержании, организационных формах и методах обучения» (Рапацевич, 2006: 98).

Многие исследователи стоят на позиции, отображающей доминанту обучения в музыкально-образовательном процессе трубачей. Так, Е.А. Савин обращал внимание на скрупулезность формирования техники дыхания, амбушюра, координации исполнительских действий-движений. Поэтому он утверждал, что в процессе игры на трубе невозможно мыслить, интонировать, вести звук, не осуществляя детализированный подход к технике исполнения, отработке осознанной, контрольно-слуховой и автоматизированной, естественной звуковой подачи, которая сочетается с идеальным представлением звуков-образов (Савин, 2012).

Т.А. Докшицер, считал, что важное место в формировании учащихся-трубачей занимает воспитание, которое открывает пути технического совершенствования, позволяет дышать исполнителю полноценно, «опережая время», создавая простор для мыслей и чувств /воспитательная доминанта/. (Докшицер, 2011).

У В.В. Токмакова угол зрения падал на детерминантную природу обучения и воспитания. Исследователь утверждал, что они, «прорастая» друг в друга, могут обеспечить формирование и воспитательной среды, и обучающей платформы, которые позволят осуществлять качественную подготовку учащихся-трубачей» (Токмаков, 2016). О.А. Блок указывал: «Исполнительский процесс как многогранное и многоэлементное явление, с одной стороны, содержит в себе большое количество детализированных специфических в технико-исполнительском отношении моментов, а с другой - предполагает единство исполнительского аппарата, ума и сердца. Непонимание компенсируется, например, получением нового знания (обучением), неумение - развитием интереса, способностей, мотивационной готовности (воспитанием). Другими словами, даже в пределах одного занятия у педагога всегда есть варианты успешного применения воспитательной и одновременно обучающей доминант, для того, чтобы дать «ауфтакт» тем или иным направлениям работы, при этом, решая задачи целостного художественно-педагогического процесса в классе инструменталиста. Воспитывая, обучаем, обучая, воспитываем - таковы основные педагогические «формулы» рассматриваемого феномена» (Блок, 2021: 18).

Детерминантность обучения и воспитания в классе трубы можно рассмотреть на уровне формирования мелодического и гармонического слуха трубача. Специфика трубы позволяет активно развивать разнообразный мелодический слух исполнителей, включая соответствующие технико-детализированные составляющие. Вместе с тем, для музыканта большое значение имеет и гармонический слух. При игре в ансамбле, оркестре он становится не только востребованным, но и крайне нужным, необходимым. Чистота интонирования, строй группы медных инструментов, всего оркестра, выразительная, художественно-оправданная игра являются недосягаемыми при отсутствии гармонического слуха. Формирование гармонического слуха может осуществляться не однолинейно (со стороны только обучения или воспитания), а «объемно», с двух сторон, когда формирование оркестрового сознания питают знания коллективного исполнительства. Умение играть в ансамбле - это значит слышать отдельно себя и группу, себя в группе, группу в оркестре. При этом тембральная, темпо-ритмическая, метроритмическая, интонационная составляющие имеют первостепенное значение. Всего этого невозможно добиться без наличия в сознании ценностных ориентиров, высокохудожественной модели звуков-образов (атрибутов воспитания), которые позволяют соблюсти «порядок», чистоту гармонии, четкую, слаженную игру трубачей в оркестре (продукт воспитания + обучения).

С другой стороны, думать, что труба в своей основе представляет мелодический инструмент - значит не только обеднять ее природу, но и не понимать ее оркестрово-ансамблевой сути, не знать основного предназначения. Даже, когда трубач играет без сопровождения, его «помощниками» являются оркестровое сознание, гармонический слух, а не только мелодический. Они «прокладывают» путь для выразительной игры, в которой становятся «слышимыми» гармонические обороты, динамика оркестрового прародителя, концептуальность оркестровой природы в целом.

Для формирования, например, мотивационной готовности, которая позволяет планомерно, с желанием войти начинающему учащемуся-трубачу в обучающую и воспитательную среду, в классе трубы применяется блок-флейта сопрано, а также мелодика (клавишно-духовой инструмент). Введение в музыкально-образовательный процесс этих инструментов дает возможность продуктивно решать воспитательные задачи вместе с задачами обучения. Освоение блок-флейты и мелодики помогает сохранить и развить интерес к игре на духовых инструментах, постепенно формировать музыкальный вкус, способности (аспекты воспитания) и вместе с тем получать необходимые знания, обретать исполнительские навыки (аспекты обучения). Налицо факт успешного применения воспитывающего обучения в классе трубы с использованием дополнительного инструментария (блок-флейта сопрано, мелодика) (Токмаков, 2021).

О.А. Блок, рассматривая вопросы детерминантности эмоционально-чувственного и логико-смыслового начала, выходит на позиции применения воспитывающего обучения с учетом двух доминант (воспитательной и обучающей В своей работе «Эмоциональный интеллект и «умные эмоции» в музыкально-творческом развитии обучающихся инструменталистов» он делает вывод о том, что развитие исследуемых дефиниций «должно представлять тезаурус целостного музыкально-образовательного процесса. Их глубокая детерминантность накладывает ответственность на плечи ученых, которые призваны продолжить разработку этого перспективного направления, раскрывающего многогранную специфику мыслительного и эмоционального, сознательного и бессознательного в музыкально-инструментальном исполнительстве XXI века» [Блок, 2020: 265, 266].

Перекосы в сторону обучения или воспитания крайне опасны, особенно для начинающих учащихся-трубачей с до конца несформированным исполнительским аппаратом (продукт обучающей доминанты) и музыкальным сознанием (продукт воспитательной доминанты). Обучение без воспитания «убивает» интерес к занятиям, оставляет юных трубачей без мечты, близкой, средней и далекой перспектив в освоении исполнительского искусства. Воспитание без обучения олицетворяет музыкально-образовательный процесс без средств достижения знаний, воплощения музыкальных образов, цель, «повисшую в воздухе».

Таким образом, воспитывающее обучение в классе трубы представляет не только методологический принцип, во многом определяющий содержание, тактику и стратегию музыкально-образовательного процесса. Оно позволяет, учитывая индивидуально-творческую природу учащихся-трубачей, постепенно продвигать их по пути формирования исполнительской техники, исполнительского мастерства. Применение воспитывающего обучения в музыкально-образовательной практике трубачей предполагает наличие преемственности между знаниевой парадигмой и современной компетентностной парадигмой. Детерминантность основных слагаемых музыкально-образовательного процесса - путь к успеху учащихся класса трубы, всех инструменталистов в целом.

ЛИТЕРАТУРА

Антология мудрости. 2005. М.: Вече. 848 с.

Блок О.А. 2020. Эмоциональный интеллект и «умные эмоции» в музыкально-творческом развитии обучающихся инструменталистов. - Гуманитарное пространство. Международный альманах. Т.9. № 3: 265-272.

Блок О.А. 2021. Воспитывающее обучение в классах инструменталистов: аспекты анализа. - Материалы II Международной научно-практической конференции «Современные проблемы сольного и оркестрового духового исполнительского искусства». М.: МГИК: 11-18.

Блох О.А. 2014. Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в культурно-досуговых центрах. - Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 1 (57): 130-135.

Докшицер Т.А. 2011. Трубач на коне. М.: Композитор. 232 с.

Рапацевич Е.С. 2006. Психолого-педагогический словарь. Минск: Современное слово. 928 с.

Савин Е.А. 2012. Современное искусство игры на трубе: Методический альбом. М.: МГУКИ: 108 с.

Токмаков В.В. 2016. Формирование навыков инструментального музицирования у учащихся ДМШ в классе трубы: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М.: МГИК. 24 с.

Токмаков В.В. 2021. Проблема подготовительного этапа при обучении игре на трубе в учреждениях дополнительного образования детей. - Материалы II Международной научно-практической конференции «Современные проблемы сольного и оркестрового духового исполнительского искусства». М.: МГИК: 97-103.

Получена / Received: 15.04.2021

Принята / Accepted: 03.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.