известия вгпу. педагогические науки
в. в. ТОКМАКОВ (Москва)
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ НА ТРУБЕ
Представлена инновационная методика формирования навыков инструментального музицирования у учащихся ДМШ в классе трубы. Рассмотрены главные составляющие нового подхода: опора на физиологические особенности строения амбушюра ученика в подборе индивидуального комплекса занятий; использование принципа «направленного дыхания» при игре на инструменте; долгосрочное планирование индивидуальных занятий. Действенность разработанной методики была проверена в рамках педагогического эксперимента.
Ключевые слова: амбушюр, труба, эксперимент, методика, исполнительские навыки, методика обучения игре на трубе.
Современная российская методика обучения игре на трубе является достаточно противоречивой, что проявляется в таких важнейших вопросах, как развитие исполнительского дыхания и формирование работы амбушюра трубача. Данные противоречия сказываются на эффективности воспитания юных музыкантов, что отражается в качественной составляющей выпускников музыкальных учреждений по классу трубы, а также делает актуальным разработку новых методов обучения, способных повысить общий уровень мастерства исполнителей.
В связи с этим в рамках диссертационного исследования, проводившегося на кафедре музыкального образования Московского государственного института культуры, была создана инновационная методика формирования навыков инструментального музицирования у учащихся детской музыкальной школы (далее ДМШ) в классе трубы. Главными составляющими нового подхода стали: опора на физиологические особенности строения амбушюра ученика в подборе индивидуального комплекса занятий; использование принципа «направленного дыхания» при игре на инструменте; долгосрочное планирование индивидуальных
занятий. Эффективность разработанной методики была проверена в ходе педагогического эксперимента, проходившего в течение 20102013 гг.
В рамках данного эксперимента на базе детской музыкально-театральной студии при музыкальном театре В. Назарова и Московской городской детской музыкальной школы (далее МГДМШ) им. В.М. Блажевича были сформированы экспериментальная и контрольные группы учащихся. В каждую группы были включены по 12 человек, отобранных по принципу усреднения, т.е. возраст учащихся составил 7-8 лет, все они со средними музыкальными данными, схожей комплекцией и физической формой. Ранее дети музыкой не занимались, игре на духовых инструментах не обучались.
Для экспериментальной группы был разработан план ежедневных индивидуальных занятий, который корректировался каждые две недели на протяжении первых трех месяцев обучения, исходя из среднего результата освоения технологии игры на инструменте. По окончании трехмесячного периода для учащихся экспериментальной группы были сформированы индивидуальные трехмесячные планы, имевшие одинаковую основу в виде обязательного комплекса упражнений и отличавшиеся лишь их количеством, связанным с выявленными слабыми технологическими сторонами.
В экспериментальной группе проверка домашнего задания и освоение нового (либо корректировка старого) материала были объединены в основной части урока. Акцент в данной системе обучения ставится на формировании и развитии правильной технологии игры. Вся структура формирования исполнительских навыков основана на авторском методе, включающем в себя технику «направленного» исполнительского дыхания, учет физиологических особенностей строения амбушюра учащихся для подбора специализированного комплекса упражнений, а также строгий контроль за выполнением всех технологических задач.
Контрольная группа проходила обучение по системе «урок - домашнее задание - проверка домашнего задания - новый материал», при которой задания для индивидуальной подготовки давались, исходя из конкретных успехов учащегося. Технологии игры уделялось время только в начале обучения (первый месяц), после чего весь упор делался на разучивании гамм, этюдов и пьес. Развитие исполнительских техник в данной группе опиралось
О Токмаков В.В., 2015
педагогика школы
на методические рекомендации, представленные в работах С. Баласаняна [1], С. В. Болотина [2], Т. А. Докшицера [3], Г. Орвида [4], А. Селянина [5], М. Табакова [б], Ю. А. Усова [7], J.-B. Arban [8], J. Stamp [9], J. Thompson [10] D. Vining [11] и других авторов, обобщенных для необходимых задач педагогами МГДМШ им. В. М. Блажевича.
В качестве системы оценки результатов педагогического эксперимента был отобран ряд сравнительных критериев, которые позволили наиболее полно отразить различия сопоставленных методик. Такими критериями стали:
1) скорость и качество закрепления навыков исполнительского дыхания и умение его использовать в процессе игры;
2) скорость закрепления исполнительских навыков амбушюра;
3) скорость и результативность освоения диапазона;
4) скорость стандартизации штрихов легато и деташе;
5) выносливость, качество и стабильность исполнения.
Каждый из этих критериев был выбран благодаря его возможности достаточно объективно и в цифровом выражении отразить эффективность как рассматриваемых методик обучения, так и самих учащихся.
По первому критерию «Скорость и качество закрепления навыков исполнительского дыхания и умение его использовать в процессе игры» практика показала следующие результаты (табл. 1; под оценкой отлично понимается срок освоения исполнительского дыхания, равный 2 мес. либо меньше, хорошо - более 2, но менее 4 мес. либо равный 4 мес., удовлетворительно - более 4 мес. обучения).
Таблица 1 Скорость закрепления навыков исполнительского дыхания (p<0,05)
Оценка скорости Экспериментальная группа (12 учащихся) Контрольная группа (12 учащихся)
закрепления навыка
Отлично 10 5
Хорошо 2 4
Удовлетворительно - 3
По следующему критерию «Скорость закрепления исполнительских навыков амбушюра» итоговые результаты представлены в табл. 2, где под оценкой отлично понимается срок закрепления навыка владения амбушюром, равный 2 мес. либо меньше, хорошо - более 2, но менее 4 мес. либо равный 4 мес., удовлетворительно - более 4 мес. обучения.
Таблица 2
Скорость закрепления исполнительского навыка амбушюра (p<0,05)
Оценка скорости закрепления навыка Экспериментальная группа (12 учащихся) Контрольная группа (12 учащихся)
Отлично 5 4
Хорошо 7 5
Удовлетворительно - 3
По третьему критерию «Скорость и результативность освоения диапазона» итоговые результаты представлены в табл. 3 - 4, где отражены максимальный и рабочий диапазоны учащихся. Оценка отлично в обеих группах - диапазон более двух октав включительно, хорошо - от полутора октав включительно и до двух, удовлетворительно - менее полутора октав.
Таблица 3
Результативность освоения максимального диапазона ф<0,05)
Оценка максимального диапазона Экспериментальная группа (12 учащихся) Контрольная группа (12 учащихся)
Отлично 12 4
Хорошо - 8
Удовлетворительно -
Таблица 4 Результативность освоения рабочего диапазона (p<0,05)
Оценка рабочего диапазона Экспериментальная группа (12 учащихся) Контрольная группа (12 учащихся)
Отлично 5 1
Хорошо 7 8
Удовлетворительно - 3
По критерию «Скорость стандартизации штрихов деташе и легато» итоговые результаты представлены в табл. 5 - 6, отражающих отдельно навыки деташе и легато. Оценка отлично для деташе - период стандартизации штриха до 3 мес. включительно, хорошо - более 3, но менее 6 мес.,удовлетворительно - от 6 мес. включительно; для штриха легато соответственно: отлично - до 6 мес. включительно, хорошо - от 6 до 8 мес., удовлетворительно - более 8 месяцев включительно.
Таблица 5
Скорость стандартизации штриха деташе ф<0,05)
Оценка стандартизации штриха деташе Экспериментальная группа (12 учащихся) Контрольная группа (12 учащихся)
Отлично 8 4
Хорошо - 5
Удовлетворительно 4 3
- известия вгпу. пе,
Таблица 6
Скорость стандартизации штриха легато (р<0,05)
Оценка стандартизации штриха легато Экспериментальная группа (12 учащихся) Контрольная группа (12 учащихся)
Отлично 3 4
Хорошо 5 -
Удовлетворительно 4 8
Последним критерием оценки результативности представленных систем формирования навыков инструментального музицирования на трубе стали «Выносливость, качество и стабильность исполнения». Данная оценка проводилась в последний месяц обучения и включала в себя повторение на каждом уроке (всего пять занятий) учащимися материала, который подготавливался к контрольному уроку. С этой целью были отобраны одинаковые для всех участников эксперимента две разнохарактерные пьесы: И. С. Бах «Менуэт» и Л. Бетховен «Торжественная песня».
Результаты контрольного урока представлены в табл. 7 - 8, отражающих итоговое качество исполнения, а также способность учащихся исполнять один и тот же материал несколько раз (выносливость исполнительского аппарата ученика). В данных таблицах оценки отлично, хорошо и удовлетворительно для выносливости означают исполнение программы более 3 раз; 2-3 раза; 1 -2 исполнения соответственно. По качеству исполнения оценка отлично означает не более одной ошибки, хорошо - 2 - 3 ошибки, удовлетворительно - более 3 ошибок.
Таблица 7 Выносливость исполнительского аппарата ученика (р<0,05)
Оценка выносливости исполнительского аппарата Экспериментальная группа (12 учащихся) Контрольная группа (12 учащихся)
Отлично 8 4
Хорошо 4 5
Удовлетворительно - 3
Таблица 8 Качество исполнения контрольной программы (р<0,05)
Оценка качества исполнения Экспериментальная группа (12 учащихся) Контрольная группа (12 учащихся)
Отлично 5 4
Хорошо 7 2
Удовлетворительно - 6
Результаты экспериментального исследования позволяют нам сделать определенные
гогические науки -
выводы. Остановимся подробнее на каждом оценочном элементе.
1. Формирование исполнительского дыхания. В обеих группах дыхательные упражнения являлись первоочередными и занимали серьезное место в процессе обучения. Несмотря на это, мы получили результаты, указывающие на большую эффективность авторского метода направленного дыхания. Это обусловлено рядом факторов.
Во-первых, в экспериментальной группе вопросу постановки дыхания уделялось большое специфическое внимание. Данная проблема поднималась постоянно не только до надежного закрепления учащимися на практике новых навыков, но и на протяжении всего экспериментального периода. Такой подход позволил обеспечить правильный вектор развития новых умений у учеников, что в дальнейшем повлияло на результаты всех остальных контрольных замеров. Во-вторых, разработанный авторский подход в управлении исполнительским дыханием помог всем учащимся экспериментальной группы выработать правильный навык уже к 12-й неделе занятий, благодаря чему допущенные детьми технологические ошибки требовали лишь небольшой корректировки и не останавливали процесса развития исполнительского мастерства.
В контрольной группе методика формирования исполнительского дыхания базировалась на рекомендациях, представленных в отечественной литературе и личном опыте педагогов МГДМШ им. Блажевича, благодаря чему все учащиеся смогли в определённой степени закрепить навыки исполнительского дыхания и начать регулярно применять их на практике только к 18-й неделе обучения. Правда, следует отметить, что разброс результативности по данному критерию составил 10 недель.
При цифровом сравнении результатов закрепления навыка исполнительского дыхания в обеих группах учащихся мы видим итоговую разницу в 6 недель. Данный разрыв может показаться несущественным и укладываться в рамки особенностей индивидуального освоения технологии игры у каждого ребенка. Однако хотелось бы указать на то, что ученики с наихудшим результатом по данному критерию стали отставать в развитии исполнительского мастерства и по всем остальным направлениям пропорционально. Данный факт мы считаем результатом специфики методики обучения игре на инструменте в контрольной группе.
2. Формирование исполнительских навыков амбушюра. Постановка амбушюра
в обеих группах занимала одно из центральных мест. Простейшие упражнения на инструменте и без него для закрепления нового навыка были предложены уже на первых занятиях, а контроль за правильностью выполнения в определенной степени (в зависимости от методики обучения) осуществлялся продолжительное время. Но при этом, несмотря на базовое сходство методик, а также наличие у обеих технологического принципа «площадки», мы получили различные итоговые результаты по закреплению навыка амбушюра и сознательного его использования на практике, указывающие на большую эффективность экспериментальной методики.
Статистические данные, полученные в ходе эксперимента, показали, что группа детей в полном составе, обучавшаяся по авторской методике, научилась достаточно хорошо контролировать работу амбушюра в процессе игры к 16-й неделе обучения. При этом 5 учеников могли это делать уже к концу 8-й недели.
Контрольная группа показала большие временные рамки достижения тех же результатов. В частности, 4 учащихся смогли добиться контроля над работой амбушюра к концу 8-й недели занятий (как и 5 учеников экспериментальной группы), но при этом вся группа в полном составе смогла выполнить поставленные задачи только к концу 26-й недели.
Данные результаты говорят о правильности выбранного нами подхода к развитию навыка владения амбушюром при игре на трубе, основанного на тщательном контроле над всеми действиями учеников, пошаговом объяснении логики работы губного аппарата, а также системной организации занятий как на уроке, так и дома. В контрольной группе логика формирования исполнительских навыков амбушюра была подчинена принятым стандартам, нацеленным на выполнение учебного плана.
Также хотелось бы отметить тот факт, что большое влияние на скорость и эффективность становления амбушюра оказывает прикус. Данное утверждение базируется на том, что первыми в обеих группах, кто сумел быстрее других закрепить необходимые навыки, были дети с параллельным прикусом.
3. Освоение исполнительского диапазона. Свободное владение всем игровым диапазоном на трубе, в том числе и сверхкрайними регистрами, является одной из перманентных задач любого трубача. С учетом этих потребностей организуются и процесс обуче-
а школы -
ния в классе, и индивидуальные домашние занятия. Поэтому рассматриваемые нами методики обучения преследовали решение и этой проблемы.
Одним из важнейших правил игры в экспериментальной группе был приоритет свободы и легкости исполнения над конкретным результатом. Ввиду этого на всем протяжении обучения учащимся не позволялось исполнять неудобные и неразработанные ноты силовым способом. Благодаря данному подходу, организации занятий, требующей ежедневного исполнения нот в крайних регистрах, а также заложенным навыкам дыхания и амбушюра удалось добиться у некоторых учеников максимального диапазона в две с половиной октавы. Безусловно, для того, чтобы этот максимальный диапазон сделать рабочим, понадобится определенное время, но данная ситуация позволяет обеспечить перспективу для дальнейшего роста. Также следует отметить, что из-за затронутой выше специфики обучения в экспериментальной группе рабочий диапазон в верхнем регистре на терцию меньше, что, на наш взгляд, не является негативным моментом.
В контрольной группе основными средствами расширения исполнительского диапазона явились упражнения, построенные на гаммообразном движении и длинных звуках, что, на наш взгляд, сказалось на результатах, которые в абсолютном выражении уступают экспериментальной группе, а различия между максимальным и рабочим диапазонами для учащихся этой группы были не столь значительными.
4. Стандартизация штрихов деташе и легато. Стандартизацией штриха является вывод исполнительской техники на стабильный уровень, не зависящий от степени разученно-сти материала. Это необходимо для создания хорошей основы дальнейшего роста исполнителя. Ввиду этого нами выдвинут данный критерий оценки эффективности методики обучения.
Технология исполнения штриха деташе в контрольной и экспериментальной группах была схожа (кончик языка ударяется в верхние альвеолы). Также в обеих группах в достаточном объеме предлагались упражнения, нацеленные на развитие данного штриха. Однако средние показатели по качеству и скорости стандартизации штриха оказались несколько выше именно в экспериментальной группе. Это обусловлено наличием в системе за-
известия вгпу. педагогические науки
нятий учащихся репетиционных упражнений, исключением из технологии игры пауз между нотами во время атаки звука, а также наличием «предыхательных» упражнений. Данные методические приемы отсутствовали в контрольной группе, основными упражнениями для развития штрихов легато и деташе были гаммообразные и построенные по мажорным и минорным арпеджио.
При проверке качества исполнения материала штрихом легато лучшие результаты показала экспериментальная группа, где наблюдалось меньшее количество неточных переходов между нотами по сравнению с контрольной группой. Подобный результат стал возможен благодаря системному характеру использования позиционных упражнений в экспериментальной группе.
5. выносливость, качество и стабильность исполнения. Последний пункт оценки результативности представленной методики является наиболее показательным и интересным, т. к позволяет наглядно увидеть успехи учащихся в конце первого года обучения. Проверялись качество и точность исполнения (наличие и отсутствие «киксов», артефактов соединения нот, стандартизация штриха), выносливость (количество проигрываний одного и того же материала в течение занятия с сохранением максимального качества).
Наилучшие результаты в обеих группах продемонстрировали ученики, имевшие параллельный прикус. При исполнении программы на контрольном уроке двое учащихся экспериментальной группы и трое - контрольной чисто справились с программой, а по одному участнику из каждой группы допустили по одному артефакту при исполнении интервала штрихом легато. Такой высокий показатель можно связать с индивидуальными способностями учащихся, их стремлением и желанием постичь навыки инструментального музицирования на трубе, а также правильно подобранным подходом в методике обучения.
Результаты других участников в обеих группах отражают средний уровень исполнительских навыков после первого года обучения. При этом в числовом выражении экспериментальная группа имела более высокие показатели независимо от индивидуальных особенностей учащихся, что является доказательством эффективности авторской методики формирования навыков инструментального музицирования на трубе.
Сравнительный анализ эффективности двух методик формирования навыков ин-
струментального музицирования у учащихся ДМШ в классе трубы показал, что авторский подход к развитию исполнительских навыков у начинающих музыкантов раннего школьного возраста позволяет добиться большей итоговой результативности в освоении приемов игры на трубе, а именно:
1. Предложенная техника «направленного» исполнительского дыхания позволяет значительно увеличить эффективность формирования навыков инструментального музицирования у учащихся ДМШ в классе трубы. Данная техника дает возможность учащемуся использовать физиологию дыхания для минимальных физических затрат организма и обособления отдельных мышечных звеньев (мышц пресса и амбушюра), дабы убрать часто возникающие при других техниках дыхания ненужные мышечные зажимы.
2. Все учащиеся, имевшие параллельный прикус, смогли добиться более высоких результатов, чем учащиеся с нормальным прикусом. Данное наблюдение позволяет нам сделать заключение, что для учащихся с данными физиологическими особенностями следует в первую очередь рекомендовать обучаться на медных духовых инструментах (если они идут на духовой инструмент с самого начала). Всем остальным учащимся необходимо уделять достаточное время в процессе формирования правильной постановки амбушюра.
3. Также следует отметить и эффективность долгосрочного планирования самостоятельных занятий учащихся. Наличие определенного комплекса упражнений на протяжении какого-то времени позволяет максимально использовать потенциал учащихся и закрепить исполнительские навыки. Это очень важно, т.к., несмотря на кажущееся затормаживание процесса обучения, в дальнейшем позволит уже не возвращаться ко многим технологическим проблемам, которые могут возникать у учащихся в связи с усложнением исполняемого материала.
Список литературы
1. Баласанян С. Школа игры на трубе. М.: Музыка, 2005.
2. Болотин С. В. Методика преподавания игры на трубе в музыкальной школе. М.: Музыка, 1980.
3. Докшицер Т.А. Путь к творчеству. М.: Изд. дом «Муравей», 1999.
4. Орвид Г. Школа для трубы (или корнета). М.: Музгиз, 1933.
5. Селянин А. Роль «базинга» в ежедневных занятиях трубача. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 4. М.: Музыка, 1984.
педагогика профессионального образования
6. Табаков М. Прогрессивная школа обучения игре на трубе: в 4 ч. М., 1953.
7. Усов Ю.А. Методика обучения игре на трубе: учеб. пособие. М.: Музыка, 1984.
8. Arban Jean-Baptiste. Complete Celebrated Method for the Trumpet or Cornet. 3rd ed. New York: Fischer, 1984.
9. Stamp James, Warm-up + Studies. Switzerland: BIM,1978, 1981.
10. Thompson James. The Buzzing Book. Switzerland: BIM, 2001.
11. Vining David. The Breathing Book. Mountain Peak Music, 2009.
* * *
1. Balasanjan S. Shkola igry na trube. M.: Muzyka, 2005.
2. Bolotin S. V. Metodika prepodavanija igry na trube v muzykal'noj shkole. M.: Muzyka, 1980.
3. Dokshicer T.A. Put' k tvorchestvu. M.: Izd. dom «Muravej», 1999.
4. Orvid G. Shkola dlja truby (ili korneta). M.: Muzgiz, 1933.
5. Seljanin A. Rol' «bazinga» v ezhednevnyh zanjatijah trubacha. Voprosy muzykal'noj pedagogiki. Vyp. 4. M.: Muzyka, 1984.
6. Tabakov M. Progressivnaja shkola obuchenija igre na trube: v 4 ch. M., 1953.
7. Usov Ju.A. Metodika obuchenija igre na trube: ucheb. posobie. M.: Muzyka, 1984.
Research results in revealing the effectiveness of the innovation methodology of trumpet instrumental music skills development
There is created the innovation methodology of trumpet instrumental music skills development in children's music school. The main components of the new educational approach are: basis on the physiologic peculiarities of pupil's embouchure in the choice of the individual lessons; the use of the principle of "directed breath" when playing the instrument; long planning of individual classes. The efficiency of the methodology was tested in the pedagogic experiment that resulted in statistic information ofpupils' mastering of the basic trumpet skills that proved the efficiency of the innovation methodology of trumpet instrumental music skills development in children's music school.
Key words: embouchure, trumpet, experiment, methodology, performing skills, teaching methods of playing the trumpet.
(Статья поступила в редакцию 10.08.2015)
О Щербакова М.В., Чайка Е.Ю., 2015
ПЕДАГОГИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
М.в. Щербакова, е.ю. чайка
(воронеж)
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обозначены проблемы формирования конкурентоспособности выпускников вуза еще до начала их трудовой деятельности. Готовность к конкурентному поведению на рынке труда рассматривается как профессионально значимое личностное качество. Представлены результаты исследования конкурентоспособности выпускников факультета романо-германской филологии Воронежского государственного университета. С позиций компетентностного подхода определено содержание подготовки будущего магистра педагогического образования в сфере языкового образования.
Ключевые слова: конкурентоспособность, профессиональная карьера, поведение на рынке труда, конкурентоспособность преподавателя иностранного языка.
В последнее десятилетие Минобрнауки России активизирует деятельность по совершенствованию взаимодействия профессионального образования с работодателями в целях повышения качества образования, определения необходимых компетенций в какой-либо области деятельности, обеспечения потребностей рынка труда. Становится традиционным проведение «круглых столов» представителей профессионального педагогического сообщества с работодателями для обсуждения острых проблем развития высшего профессионального образования, требований к содержанию подготовки студентов, исследования потребностей регионов в кадрах, решения актуальных задач развития системы образования.
Говоря о современном профессиональном образовании, уже мало кто воспринимает в качестве его результата только сумму профессиональных знаний. Образование сегодня -