Научная статья на тему 'Этюды для трубы Н. Бердыева: жанровая стилистика и дидактические задачи'

Этюды для трубы Н. Бердыева: жанровая стилистика и дидактические задачи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
969
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
N. BERDYEV / GENRE OF TRUMPET ETUDE / «ARTISTIC» AND «INSTRUCTIVE» ETUDES / «THEMATIC» ETUDES-TRANSCRIPTIONS / «CHARACTERISTIC» ETUDES / Н.В. БЕРДЫЕВ / ЖАНР ЭТЮДА ДЛЯ ТРУБЫ / «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ» И «ИНСТРУКТИВНЫЕ» ЭТЮДЫ / «ТЕМАТИЧЕСКИЕ» ЭТЮДЫ-ТРАНСКРИПЦИИ / «ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКИЕ» ЭТЮДЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Посвалюк К.

Статья посвящена многоаспектному рассмотрению этюдов для трубы Н.В. Бердыева одного из выдающихся представителей отечественного музыкально-исполнительского искусства 1960-1980-х годов. Исследователем впервые представлен комплексный анализ семи авторских сборников этюдов, принадлежащих Н.В. Бердыеву и опубликованных прижизненно. В статье обозначены стилистические особенности трактовки названного жанра, присущей Н.В. Бердыеву, систематизированы дидактические задачи, решаемые композитором-трубачом и педагогом по классу трубы в упомянутых сборниках. Освещена специфика индивидуального преломления жанровых традиций в этюдах Н.В. Бердыева, обусловленная многообразными сопряжениями художественных и технических задач. Рассматривая указанные сборники, исследователь стремится выявить основные тенденции в компоновке сольных и ансамблевых этюдов (дуэтов и трио). С позиций исполнительского анализа в статье характеризуются два типа этюдов, преобладающие в наследии Н.В. Бердыева. Первый из них «транскрипционные» («тематические») этюды, в которых содержатся фрагменты различных soli для трубы из произведений отечественных и зарубежных композиторов XIX-XX веков (опер, балетов, симфонических и вокально-оркестровых сочинений). Второй тип «оригинальные» этюды, в том числе «характеристические», создававшиеся Н.В. Бердыевым на основе определённых жанровых моделей (этюды-вальсы, этюды-марши, этюды-скерцо и др.) с последовательным внедрением соответствующих приёмов инструментальной артикуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Etudes for trumpet by N. Berdyev: genre stylistics and didactic problems

The article is devoted to the poly-aspect examination of the trumpet etudes by N. Berdyev the latter was one of our-country music-performing art (1960-1980s) outstanding representatives. The researcher for the first time offers a complex analysis of seven etude collections composed by N. Berdyev and published in his lifetime. The stylistic features of this genre interpretation belonged to N. Berdyev are marked, and didactic problems solving in the mentioned collections by the composer-trumpeter and teacher on trumpet are systematized. The specificity of the genre-traditions individual realization in etudes by N. Berdyev is elucidated (this specificity is conditioned by the multiform connections between artistic and technical tasks). The researcher examines the named collections and aspires to reveal the principal tendencies in grouping of solo and ensemble etudes (duets and trios). From a position of performing analysis, two types of etudes predominant in the heritage by N. Berdyev are defined in the article. The first of them is «transcription» («thematic») one which contains fragments of different trumpet soli from compositions by our-country and foreign composers of the XIX-XX th centuries (operas, ballets, symphonic and vocal-orchestral works). The second type is «original» including «characteristic» typical etude created by N. Berdyev on the basis of specific genre patterns (waltz-etudes, march-etudes, scherzo-etudes and others) with consistent implementation of the proper methods of instrumental articulation.

Текст научной работы на тему «Этюды для трубы Н. Бердыева: жанровая стилистика и дидактические задачи»

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО PERFORMING ART

■■ I» «I И

К. В. ПОСВАЛЮК

Национальная музыкальная академия Украины им. П. И. Чайковского

ЭТЮДЫ ДЛЯ ТРУБЫ Н. БЕРДЫЕВА: ЖАНРОВАЯ СТИЛИСТИКА И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

-■ - Q - ---

Творчество Николая Владимировича Бер-дыева (1921-1989) является важным этапом в развитии отечественного искусства игры на медных духовых инструментах. Будучи ведущим представителем украинской духовой школы 60-80-х годов прошлого столетия, Н. Бер-дыев как подлинный художник-«универсал» всемерно способствовал прогрессу академического музыкального исполнительства на территории бывшего СССР и за его пределами.

В увидевших свет к настоящему времени специальных трудах и научно-популярных работах многогранная творческая деятельность Н. Бердыева освещена лишь конспективно. Упомянем, в частности, статью в энциклопедическом словаре С. Болотина [1, с. 31], фрагменты из монографий и исследовательских очерков [2, с. 39-40; 3, с. 44; 4, с. 40-42; 6]), а также публикации - творческие портреты выдающегося музыканта [5; 7; 8]. Авторы единодушно отмечают впечатляющие масштабы профессиональной деятельности и широту художественного дарования Н. Бердыева: прославленного музыканта-исполнителя, солиста оркестра Киевского академического театра оперы и балета имени Т. Шевченко, одного из первых концертирующих трубачей в СССР (по сути, «конкурента» Т. Док-шицера), талантливого композитора, создавшего три концерта для трубы с оркестром, ряд камерных произведений, обработок и этюдов для указанного инструмента, редактора сольных партий в концертных произведениях для трубы отечественных композиторов 1960-1980-х годов.

Настоящая статья призвана охарактеризовать творческое наследие Н. Бердыева в жанре этюда для трубы, до сих пор не рассматривавшееся специалистами. Цель данной статьи - освещение важнейших особенностей «этюдного стиля» Н. Бердыева как композитора-трубача и педагога по классу трубы. Объект изучения

- жанр этюда для трубы solo; предмет - особенности трактовки указанного жанра в творчестве Н. Бердыева.

Оценивая композиторское наследие Н. Бердыева, необходимо учитывать особое внимание, уделяемое композитором инструментальному этюду. В общей сложности Н. Бердыевым было создано 7 сборников, относящихся к названному жанру: «Этюды для трубы (или корнета)» (1964); «Характерные этюды для трубы» (1966); «Лёгкие этюды для трубы» (1968); «Лёгкие этюды для трубы. Тетрадь 1» (1969); «Двадцать шесть этюдов для трубы» (1972); «30 этюдов для трубы» (1976), «Этюды для трубы» (1985).

Опираясь на собственный композиторский и исполнительский опыт, ярко выраженный дар мелодиста, знание жанровой специфики сольного и ансамблевого репертуара для трубы, относящегося к разным эпохам и стилям, а также индивидуально трактуемый выразительный потенциал духовых инструментов, Н. Бердыев создал обширный учебно-педагогический репертуар в области этюдного жанра. Упомянутое выше собрание этюдов для трубы до сих пор остаётся единственным в украинской музыке.

Так, уже в первом сборнике «Этюды для трубы (или корнета)» (М.: Музыка, 1964) Н. Берды-ев определяет магистральный жанрово-стиле-вой принцип, который остаётся приоритетным и для последующих публикаций указанного плана. Речь идёт о претворении разнообразных «амплуа» трубы, запечатлеваемых в наиболее известных soli из классической оперной и симфонической литературы. Будучи на протяжении исполнительской карьеры преимущественно оперным трубачом, Н. Бердыев хорошо знал и высоко ценил соответствующий репертуар. Именно в музыкально-театральной сфере, по мнению Н. Бердыева, концентрировались как наиболее типичные, так и оригинально-автор-

ские элементы инструментального арсенала (экспрессивно-выразительного и технического). Названные элементы и следовало рекомендовать для изучения и практического освоения молодым трубачам - воспитанникам класса Н. Бер-дыева в музыкальном училище и консерватории.

Упомянутый сборник включает в себя 17 разноплановых этюдов, чередуемых согласно принципу темпового и образного контраста. Подвижные этюды в темпах Allegro (с надлежащими указаниями по поводу характера исполнения) чередуются с медленными и умеренно быстрыми, а тематический материал, как правило, заимствуется из оперных и балетных soli трубы. Н. Бердыевым использованы, к примеру, темы из балетов «Петрушка» И. Стравинского (№ 5, тема Балерины), «Лесная песня» М. Ско-рульского (№ 9), «Золушка» С. Прокофьева (№ 14), оркестровой транкрипции «Картинок с выставки» М. Мусоргского, принадлежащей М. Равелю (№ 15, пьеса «Два еврея, богатый и бедный»).

Учитывая образные и жанрово-стилевые особенности цитируемых тем, Н. Бердыев развивает их посредством «импровизационного варьирования» - речь идёт о сопоставлениях артикуляционных подходов при сохранении общего эмоционального строя музыки. В каждом этюде прослеживается тенденция к сочетанию различных приёмов игры, что свидетельствует о приоритете «художественности» над «дидактичностью». При этом композитор-трубач и педагог по классу трубы уделяет большое внимание исполнительским ремаркам, неизменно фиксируя образную динамику в её связи со сменами технических приёмов игры, темпов и громкостных нюансов.

Второй из рассматриваемых сборников Н. Бердыева получил название «Характерные этюды для трубы» (Киев: Искусство, 1966), обусловленное содержанием представленного музыкального материала. В сборник включены 35 этюдов - 30 для трубы solo, 3 дуэта и 2 трио. Устремления автора, тяготеющего к сближению сольного и ансамблевого музицирования, явственно отличают упомянутое издание от сугубо инструктивных собраний этюдов (Т. Докши-цера, Д. Гинецинского, С. Баласаняна и др.), которые ограничиваются упражнениями для трубачей-солистов с охватом различных видов техники и штрихов.

Напротив, этюды Н. Бердыева представляют собой весьма обширную панораму концертного репертуара для трубы, «аккумулирующую» разнообразные жанровые и стилевые истоки. Некоторым из этюдов данного сборника предпосланы жанровые характеристики, обозна-

чаемые при помощи темповых указаний: № 1 Scherzando, № 2 Tempo di Marcia, № 20 Scherzando, № 23 Tempo di Polacca. Два заключительных трио снабжены традиционными для художественного репертуара жанровыми подзаголовками: № 34 - «Прелюд», № 35 - «Скерцо».

Остальные из рассматриваемых «Характерных этюдов» более обобщённо, без конкретного упоминания жанровости, репрезентируют две основных образных сферы, преобладающие в композиторском творчестве Н. Бердыева:

1) сферу кантиленного звучания - с развёрнутыми мелодическими построениями, исполнительской фразировкой протяжённого дыхания;

2) моторно-игровую сферу, объединяющую танцевальность, скерцозность, образы «вечного движения», - здесь наблюдается активная разработка отдельных элементов виртуозной техники: legato, staccato, интервальных сочетаний, гаммообразных и арпеджированных (фанфарных) построений.

К первой группе в освещаемом сборнике могут быть причислены: № 3 - Andantino (с чертами менуэта); № 8 - Andante (причудливо ритмизуемый вальс; триольная пульсация и синкопы напоминают джазовую музыку); № 11 - Andante con espressione (романс-вальс); № 18 - Andante cantabile (лирическая элегия широкого дыхания); № 25 - Moderato (стилизованный гавот без традиционного затакта); № 26 - Andante assai (сопоставление разделов, контрастных в образно-эмоциональном и жанрово-стилевом аспектах).

Ко второй группе относятся: № 4 - Allegro vivace (моторное движение с преобладающими гаммообразными пассажами); № 5 - Allegro con fuoco (чередование гамм и гармонических фигу-раций); № 6 - Allegro non troppo (контрастность характеристического плана между стаккатно-танцевальными крайними разделами и канти-ленно-лирическим средним); № 7 - Allegretto (своеобразное интермеццо; доминирующий здесь жанрово «нейтральный» материал оттеняется фанфарными мотивами); № 9 - Allegro moderato (концертный этюд на мелкую технику с контрастной серединой песенного характера); № 10 - Allegro con brillante (моторная пьеса, изобилующая репетициями на отдельных звуках); № 12 - Allegro moderato (изящный танец в двухдольном размере, близкий гавоту); № 13 -Allegro moderato (здесь главенствуют «маршевые» пунктирные ритмоформулы); № 14 - Allegro con fuoco (виртуозная «quasi-импровизация», отличающаяся метрической нестабильностью и прихотливой ритмикой); № 15 - Allegretto (трёхдольный танец с энергичными пунктирными оборотами и контрастирующим средним разделом - кантиленной темой вальсового харак-

тера); № 16 - Allegro con brio (новое преломление «маршевой» пунктирной ритмики); № 17

- Allegro con brio (танец в размере 12/8, близкий тарантелле, с использованием пунктирных ритмоформул); № 19 - Allegro risoluto («скер-цозная» трактовка гаммообразных и арпеджи-рованных построений, осуществляемая при помощи различных штриховых комбинаций); № 21 - Allegro (масштабная композиция с подвижными крайними разделами и оригинальной серединой - пятидольным танцем); № 22

- Allegro maestoso (сочетание гаммообразных и арпеджированных пассажей в духе концертных импровизаций); № 24 - Allegro (трёхдольная песенно-танцевальная мелодия, родственная украинским плясовым напевам, с характерными трелями на вторых долях такта); № 27 -Allegro (виртуозный концертный этюд, объединяющий различные виды техники и ритмической пульсации); № 28 - Presto («полётная» ипостась инструментальной скерцозности); № 29 - Allegro vivo (новая грань того же образа в регистре clarino); № 30 - Allegretto (очередное интермеццо, в котором сопоставляются гаммо-образные и фанфарные построения).

Сочиняя этюды для трубы solo, Н. Берды-ев при помощи смен регистров нередко добивается эффекта скрытого многоголосия. Это позволяет существенно расширить арсенал выразительных средств мелодического инструмента, приближая его звучание к гармоническому многоголосию. В композиционном плане «характеристические» этюды чаще всего ориентируются на простую трёхчастную форму репризного типа (лишь некоторым образцам присуща более сложная структурная организация, что связано с темповыми контрастами основных разделов).

Два авторских сборника под общим названием «Лёгкие этюды», опубликованные издательством «Музычна Украина» (в 1968 и 1969 годах соответственно), тяготеют к развитию «характеристической» линии этюдного творчества Н. Бердыева. Наряду с этим, в указанных сборниках (особенно во втором из них) прослеживается целенаправленная систематизация инструктивно-дидактических моментов.

Так, если в «Лёгких этюдах» 1968 года фигурируют номера с ярко выраженной жанровой основой (их насчитывается 30, включая № 4 Alla Polacca, № 5 Tempo di Valse, №№ 9 и 12 - Scherzando), то в сборнике 1969 года жанровость пребывает на втором плане, а расположение материала осуществляется по артикуляционно-техническому принципу. Упомянутое издание всецело предназначено для учебного процесса (не только для трубы solo, но и для дуэта). В «Лёгких этюдах»

1969 года насчитывается 55 номеров - 13 дуэтных и 42 сольных. Этюды №№ 32-55 образуют инструктивный раздел сборника, включающий собственно этюды и гаммы к ним. Упомянутое сочетание определяется дидактическим замыслом Н. Бердыева, реализованным, однако, не полностью («тетрадь 1», объявленная в заглавии, так и осталась единственной). Возможно, это было связано с особенностями учебного процесса в классе специальности Н. Бердыева: «художественные» этюды заведомо представлялись более привлекательными и доступными его воспитанникам. Впрочем, дидактический материал, содержащийся в сборнике 1969 года (протяжённые звуки, мелкая техника в гаммах и арпеджио, ритмические трудности, ансамблевая игра, различные штрихи и др.), может быть весьма эффективно использован для подготовки к разучиванию «художественных» образцов. Данного подхода придерживается и сам Н. Бер-дыев, формируя каждый номер инструктивного раздела подобно «двухчастной» композиции (этюд - соответствующая гамма).

В позднейших авторских сборниках Н. Бер-дыева соблюдается тот же принцип компоновки, что и в «Характерных этюдах». К примеру, сборник «Двадцать шесть этюдов для трубы» (М.: Музыка, 1972) адресован только исполнителям-солистам. Подчёркивая главенствующую роль дидактического материала, автор не отказывается и от «жанровых интермедий» (№ 2 Allegro non tanto e capriccioso, № 6 Scherzando, № 7 Tempo di Marcia, № 18 Tempo di Valse). Большинство этюдов названного сборника предполагают темповые смены сообразно структурному членению простых трёхчастных форм; помимо этого, в каждом номере фигурирует конкретная исполнительская задача - исполнение legato, staccato, акцентов «под лигой», мелизматиче-ских «аббревиатур» - мордентов и форшлагов.

Следует заметить, что лишь 9 из 26 этюдов указанного сборника основываются на оригинальном тематическом материале; в остальных использован тематизм, почерпнутый из оперной, балетной и симфонической музыки ХХ века. Отбор конкретных произведений-«первоисточников», осуществляемый Н. Бер-дыевым, мотивируется его многолетней исполнительской практикой в качестве оркестрового трубача. Среди сочинений, цитируемых автором сборника, - балеты С. Прокофьева «Золушка» (№№ 3, 8, 16, 18) и «Каменный цветок» (№№ 11, 12, 24); балет «Игра в карты», сюиты «Пульчинелла» и «История солдата» И. Стравинского (№№ 7, 10, 13, 15); балет И. Морозова «Доктор Айболит» (№ 20); балет А. Хачатуряна «Гаянэ» (№ 22); кантата С. Прокофьева «Александр Нев-

ский» (№ 23); «Испанская рапсодия» и хореографическая поэма «Вальс» М. Равеля (№№ 21, 25); Первый фортепианный концерт Д. Шостаковича (№ 17).

Как нам представляется, указанные этюды могут быть причислены к особой категории «тематических» этюдов, связанных с изучением оркестровых soli. Н. Бердыев стремится подготовить трубачей к освоению «актуального» репертуара, адресованного музыкантам-профессионалам достаточно высокого класса. Подобные транскрипции многообразно представлены в сборниках «Тематические этюды» И. Кобеца, «Оркестровые этюды» В. Брандта, а также фортепианной литературе (достаточно упомянуть хотя бы этюды Ф. Листа и Р. Шумана, разрабатывающие тематизм каприсов Н. Паганини).

Чередование «оригинальных» и «тематических» образцов жанра сохраняется и в следующем сборнике Н. Бердыева - «30 этюдов для трубы» (Киев: Музычна Украина, 1976). Материал для 9 «транскрипций», включённых в сборник, заимствован автором из следующих произведений: балета А. Спадавеккиа «Берег счастья» (№ 5); оперы Н. Лысенко «Тарас Бульба» (№ 16); оперы Н. Римского-Корсакова «Садко» (№ 17); «Праздничной увертюры» А. Арутюняна (№ 22); оперы Д. Шостаковича «Катерина Измайлова» (№№ 24, 29); балета С. Прокофьева «Поручик Киже» (№ 25); балета А. Хачатуряна «Спартак» (№ 26; заметим, что названная тема была ранее использована Н. Бердыевым в сборнике этюдов 1966 г.); «Озорных частушек» Р. Щедрина (№ 30).

Столь обширный круг привлекаемого и обрабатываемого материала, составляющего тематическую основу этюдов Н. Бердыева, свидетельствует о весьма солидной эрудиции в области симфонической, оперной и балетной музыки, а перечень имён отбираемых композиторов - о значительном интересе к наследию крупнейших отечественных и зарубежных мастеров ХХ века.

Последний из авторских сборников Н. Бер-дыева, опубликованных при его жизни, - «Этюды для трубы» 1985 года (сборник тогда же был выпущен издательством «Музычна Украина»). В упомянутую публикацию входят как «дидактические» этюды, ориентируемые на освоение конкретных технических приёмов игры (к примеру, №№ 1-3 посвящены атаке звука в различных динамических нюансах), так и «характеристические», претворяющие целый ряд типичных жанрово-интонационных модусов концертного репертуара (марш, вальс, полонез, скерцо, фанфара-интрада, инструментальная кантилена и т. п.). Группу «характеристических» этюдов, рассредоточенных в этом сборнике, со-

ставляют: № 10 - Scherzoso; №№ 1, 17, 28 - Tempo di Marcia; № 19 - Tempo di Valse; № 24 - Alla Polacca; № 35 - Scherzando.

Общая компоновка рассматриваемого издания (оно включает в себя 41 номер) отличается довольно свободным сочетанием жанровых, образных, стилистических и сугубо технических принципов. Последнее в целом указывает на синтезирующий, итоговый характер авторского замысла (сборник ассоциируется с неким своеобразным «конспектом» педагогической деятельности Н. Бердыева в консерваторском классе).

«Этюды для трубы» в известной мере являются продолжением первой тетради «Легких этюдов» 1969 года; кроме того, здесь обнаруживается тенденция к развитию магистральной линии этюдного творчества Н. Бердыева - художественной. В большинстве номеров указанного сборника прослеживается стремление уравновесить целенаправленно «акцентируемые» технические задачи (прежде всего, подразумеваются штрихи и фразировка, напрямую связанные с исполнительским дыханием) и воссоздаваемую образность, традиционно присущую музыке для трубы solo и вытекающую из определённого комплекса технических приёмов. Даже в тех случаях, когда автор избегает прямых жанровых «отсылок», техническая составляющая не утрачивает связей с художественной образностью.

Например, № 5 Andante espressivo в техническом аспекте предполагает совершенствование исполнительского дыхания (речь идёт о средних по протяжённости мелодических фразах), одновременно указывая на жанровый исток подобной фразировки - вальсовую мелодику. Аналогичные жанровые ассоциации присутствуют и в № 13, где вальсовость представлена двумя техническими (штриховыми) «ипостасями» - кан-тиленной (её репрезентируют крайние разделы простой трёхчастной формы, Andante espressivo, где преобладают legato и detache) и скерцозной (на протяжении среднего раздела Piu mosso. Tempo di Valse главенствует штрих staccato, чередуемый с detache и отдельными фразами legato). В №№ 16 и 17 единообразие предполагаемой технической задачи (исполнение репетиций на отдельных звуках) сочетается с несходством жанровых моделей - скерцозной (№ 16 Allegro giocoso) и маршевой (№ 17 Tempo di Marcia). Своеобразным же «драматургическим центром» упомянутого сборника является № 25 Largo - оригинальный «художественный» этюд в характере медленного трёхдольного танца (отчасти родственного сарабанде). Образный строй данного этюда перекликается с углублённо-сосредоточенными медленными частями классических эпох.

Во второй половине освещаемого сборника (начиная с № 22) обнаруживается тенденция к преобладанию различных комбинированных вариантов штриховой техники, хотя новые разновидности последней фигурируют и здесь. К примеру, № 22 Allegro уподобляется типичному упражнению на гаммы в тональности C-dur, а в следующем № 23 Andante espressivo гаммо-образное движение уже сочетается с репетициями на одном звуке staccato. В дальнейшем этюды, образующие названную часть сборника, становятся всё более «универсальными» с точки зрения используемого технического арсенала. Так, в № 37 Lento появляются трели, насыщающие кантиленно-легатную мелодику и требующие максимально точного распределения исполнительского дыхания (автор позаботился об этом, расставив соответствующие цезуры).

Сборник 1985 года завершается двумя быстрыми номерами виртуозного плана. В первом из них (№ 40 Allegro, f-moll) преобладает сочетание гаммообразных построений и фанфарных гармонических фигураций с охватом высоких звуков трубного диапазона (с третьей октавы); во втором (№ 41 Allegro maestoso, E-dur) доминирует «интрадная» звучность, воссоздавая некий типовой «образ» солирующей трубы, сложившийся в мировой художественной практике.

Таким образом, этюды Н. Бердыева предстают своеобразной хрестоматией отечественного исполнительства на трубе 1960-1980-х годов - периода, характеризуемого интенсивным обновлением концертного репертуара украинских (и, шире, советских) музыкантов-инструменталистов. Умело сопрягая художественные и дидактические тенденции, присущие жанру этюда, Н. Бердыев заложил основы дальнейшего совершенствования искусства концертирующих трубачей в Украине. Прямым следствием данного процесса явились и концерты для трубы с оркестром самого Н. Бердыева, и произведения упомянутого жанра, сочинённые известными украинскими композиторами В. Гомолякой, Н. Дремлюгой, Н. Сильванским, Ю. Щуровским. Как известно, Н. Бердыев был не только замечательным интерпретатором этих произведений, записи которых сохранились в фондах Украинского радио, но и редактором соответствующих партий solo, что свидетельствует о многогранности таланта видного представителя отечественного духового искусства. Наследию Н. Бердыева - концертирующего инструменталиста, педагога, композитора - безусловно, принадлежит почётное место в эволюции современного академического исполнительства на трубе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин С. Энциклопедический биографический словарь музыкантов - исполнителей на духовых инструментах. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Радуница, 1995. 358 с.

2. Посвалюк В. Вильгельм Марьянович Яблонский (к 120-летию со дня рождения): моногр. Киев: НМАУ им. П. И. Чайковского, 2009. 160 с.

3. Посвалюк В., Посвалюк К. 1стс^я кафедри духових та ударних шструменпв НМАУ 1м. П. I. Чайковського у фотограф1ях. Ки1в: НМАУ 1м. П. I. Чайковського, 2010. 224 с. [История кафедры духовых и ударных инструментов НМАУ им. П. И. Чайковского в фотографиях. Киев: НМАУ им. П. И. Чайковского, 2010. 224 с.]

4. Посвалюк В. Мистецтво гри на труб1 в Укршш: моногр. Ки1в: КНУЮМ, 2006. 400 с. [Искусство игры на трубе в Украине: моногр. Киев: КНУКиИ, 2006. 400 с.]

5. Посвалюк В. Портрет майстра: Професор М. В. Бердиев - виконавець, композитор, педагог [Портрет мастера: Профессор Н. В. Бердыев - исполнитель, композитор, педагог] // Все-украинский брасс-бюллетень. 2001. № 8. С. 2-4.

6. Посвалюк В. Труба у творчосп украшських ком-позитор1в // Досл1дження. Досв1д. Спогади: зб. наук. праць. Кшв: КНУКШ, 2002. Вип. 3. С. 7581 [Труба в творчестве украинских композиторов // Исследования. Опыт. Воспоминания: сб. науч. тр. Киев: КНУКиИ, 2002. Вып. 3. С. 75-81].

7. Посвалюк К. Н. В. Бердыев. Жизненный и творческий путь музыканта // 1стор1я становлення та перспективи розвитку духово!" музики в контекст нацюнально! культури Укра'ши та заруб1жжя: зб. наук. праць. Р1вне: Волинсью обереги, 2015. Вип. 7. С. 48-52 [История становления и перспективы развития духовой музыки в контексте национальной культуры Украины и зарубежья: сб. науч. тр. Ровно: Волынские обереги, 2015. Вып. 7. С. 48-52].

8. Чуприна А. Пам'ят1 великого вчителя // Персонал плюс: Всеукрашський загальнополггичний освпянський тижневик. 2006. № 24 (14-20 черв-ня). С. 14 [Памяти великого учителя // Персонал плюс: Всеукраинский общеполитический образовательный еженедельник (Киев). 2006. № 24 (14-20 июня). С. 14].

REFERENCES

1. Bolotin S. Entsiklopedicheskiy biograficheskiy slovar' muzykantov - ispolniteley na dukho-vykh instrumentakh [Encyclopaedic Biographical Dictionary of Musicians - Wind Instruments Players]. The 2nd supplemented and corrected edition. Moscow: Radunitsa Press, 1995. 358 p.

2. Posvalyuk V. Vil'gel'm Mar'yanovich Yablon-skiy (k 120-letiyu so dnya rozhdeniya) [Wilhelm Yablonsky (Towards the 120th Anniversary of His Birth)]: monograph. Kiev: National P. Tchaikovsky Music Academy of the Ukraine, 2009. 160 p.

3. Posvalyuk V., Posvalyuk K. Istoriya kafedry du-khovykh ta udarnykh instrumentiv NMAU im. P. I. Chaykovs'kogo u fotografiyakh (In Ukrainian) [History of the Department of Wind and Percussion Instruments at the National P. Tchaikovsky Music Academy of Ukraine in Photos]. Kiev: National P. Tchaikovsky Music Academy of the Ukraine, 2010. 224 p.

4. Posvalyuk V. Mystetstvo gry na trubi v Ukrayini (In Ukrainian) [The art of Trumpet Playing in Ukraine]: monograph. Kiev: Kiev National University of Culture and Arts, 2006. 400 p.

5. Posvalyuk V. Portret maystra: Profesor M. V. Berdyjev - vykonavets', kompozytor, pedagog (In Ukrainian) [Portrait of the Master: Professor

N. Berdyev - Performer, Composer, Teacher]. Vseukrainskyj brass-byulleten' [All-Ukrainian Brass Bulletin]. 2001. No. 8. P. 2-4.

6. Posvalyuk V. Truba u tvorchosti ukrayins'kykh kompozytoriv (In Ukrainian) [Trumpet in the Works by Ukrainian Composers]. Doslidzhen-nya. Dosvid. Spogady [Researches. Experience. Memoires]: collected research works. Kiev: Kiev National University of Culture and Arts, 2002. Issue 3. P. 75-81.

7. Posvalyuk K. N. V. Berdyev. Zhiznennyj i tvorches-kiy put' muzykanta [N. Berdyev. The Course of Life and the Development of a Musician]. Istoriya stanovlennya ta perspektyvy rozvytku dukhovoyi muzyky v konteksti natsional'noyi kul'tury Ukrayiny ta zarubizhzhya [The History of Formation and Prospects for the Development of Wind Music in the Context of National Culture in Ukraine and Abroad]: collected research works. Rovno: Volynskie oberegi Press, 2015. Issue 7. P. 48-52.

8. Chupryna A. Pam'yati velykogo vchytelya (In Ukrainian) [In Memory of a Great Teacher]. Personal plyus: Vseukrayins'kyj zagal'nopoli-tychnyj osvityans'kyj tyzhnevyk [Personnel Plus: All-Ukrainian General-political Educational Weekly]. 2006. No. 24. P. 14.

---ЭТЮДЫ ДЛЯ ТРУБЫ Н. БЕРДЫЕВА: --

ЖАНРОВАЯ СТИЛИСТИКА И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Статья посвящена многоаспектному рассмотрению этюдов для трубы Н. В. Бердые-ва - одного из выдающихся представителей отечественного музыкально-исполнительского искусства 1960-1980-х годов. Исследователем впервые представлен комплексный анализ семи авторских сборников этюдов, принадлежащих Н. В. Бердыеву и опубликованных прижизненно. В статье обозначены стилистические особенности трактовки названного жанра, присущей Н. В. Бердыеву, систематизированы дидактические задачи, решаемые композитором-трубачом и педагогом по классу трубы в упомянутых сборниках. Освещена специфика индивидуального преломления жанровых традиций в этюдах Н. В. Бердыева, обусловленная многообразными сопряжениями художественных и технических задач. Рассматривая указанные сборники, исследователь стремится выявить основные тенденции в компоновке сольных и ансамблевых

этюдов (дуэтов и трио). С позиций исполнительского анализа в статье характеризуются два типа этюдов, преобладающие в наследии Н. В. Бердыева. Первый из них - «транскрипционные» («тематические») этюды, в которых содержатся фрагменты различных soli для трубы из произведений отечественных и зарубежных композиторов XIX-XX веков (опер, балетов, симфонических и вокально-оркестровых сочинений). Второй тип - «оригинальные» этюды, в том числе «характеристические», создававшиеся Н. В. Бердыевым на основе определённых жанровых моделей (этюды-вальсы, этюды-марши, этюды-скерцо и др.) с последовательным внедрением соответствующих приёмов инструментальной артикуляции.

Ключевые слова: Н. В. Бердыев, жанр этюда для трубы, «художественные» и «инструктивные» этюды, «тематические» этюды-транскрипции, «характеристические» этюды.

ETUDES FOR TRUMPET BY N. BERDYEV: GENRE STYLISTICS AND DIDACTIC PROBLEMS

The article is devoted to the poly-aspect examination of the trumpet etudes by N. Berdyev - the latter was one of our-country music-performing art (1960-1980s) outstanding representatives. The researcher for the first time offers a complex analysis of seven etude collections composed by N. Berdyev and published in his lifetime. The stylistic features of this genre interpretation belonged to N. Berdyev are marked, and didactic problems solving in the mentioned collections by the composer-trumpeter and teacher on trumpet are systematized. The specificity of the genre-traditions individual realization in etudes by N. Berdyev is elucidated (this specificity is conditioned by the multiform connections between artistic and technical tasks). The researcher examines the named collections and aspires to reveal the principal tendencies in grouping of

solo and ensemble etudes (duets and trios). From a position of performing analysis, two types of etudes predominant in the heritage by N. Berdyev are defined in the article. The first of them is «transcription» («thematic») one which contains fragments of different trumpet soli from compositions by our-country and foreign composers of the XIX-XXth centuries (operas, ballets, symphonic and vocal-orchestral works). The second type is «original» including «characteristic» typical etude created by N. Berdyev on the basis of specific genre patterns (walte-etudes, march-etudes, scherzo-etudes and others) with consistent implementation of the proper methods of instrumental articulation.

Key words: N. Berdyev, genre of trumpet etude, «artistic» and «instructive» etudes, «thematic» etudes-transcriptions, «characteristic» etudes.

Посвалюк Константин Валерьевич

доцент кафедры медных духовых и ударных инструментов Национальная музыкальная академия Украины им. П. И. Чайковского

Украина, 01001, Киев e-mail: konpos@mail.ru

Posvalyuk Konstantin V.

Associate Professor of the Department of Brass and percussion instruments National P. Tchaikovsky Music Academy of the Ukraine Ukraine, 01001, Kiev e-mail: konpos@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.