References
1. Delij PYu. Formirovanie ispolnitel'skogo apparata valtornista v usloviyah professional'nqj podgotovki. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2003.
2. Reinhardt D. The Encyclopedia of the Pivot System For All Cupped Mouthpiece Brass Instruments. New York: Charles Colin, 1973.
3. Vincent Bach Mouthpieces. Available at: http://www.bachbrass.com/instruments/mouthpieces
4. Griego Mouthpieces. Available at: http://www.griegomouthpieces.com
5. Greg Black Mouthpieces. Available at: http://www.gregblackmouthpieces.com
6. Hammond Mouthpieces. Available at: http://www.karlhammonddesign.com>
7. Laskey Mouthpieces. Available at: http://www.laskey.com
8. Denis Wick Mouthpieces. Available at: http://www.deniswick.com
9. Doug Elliott Mouthpieces. Available at: http://doudelliottmouthpieces.com
10. Wick D. Trombone Technique. Available at: http://avisitu.com/music/trombone_DenisWick.html
11. Orvid G.A. Nekotorye ob'ektivnye zakonomernosti zvukoobrazovaniya i iskusstvo igry na trube. Masterstvo muzykanta-ispolnitelya. 1976; Vypusk 2.
12. Sumerkin V.V. Metodika obucheniya igre na trombone. Moskva: Muzyka, 1987.
13. Elliott D. Available at: http://trombonechat.com
Статья поступила в редакцию 30.01.21
УДК 371.72
Zhang Huayi, postgraduate, Department of Music Education, Moscow State Institute of Culture (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PREPARATION FOR THE CONCERT PERFORMANCE OF STUDENTS-TRUMPETERS. The article reveals the importance of applying an individual approach in the process of preparing for a concert performance of trumpeter students. The necessity of using the principles of natural conformity, personal and creative development, and health-preserving pedagogy is shown. The directions of concert-preparatory work in the trumpet class are defined: formation of physiological and technical freedom in detailed and integral modes; work on intonation purity; provision of expressive, meaningful playing; acoustic rehearsals in the performance hall; formation of artistic and creative freedom; development of spiritual and creative potential in general; development and application of psychocorrective, psychotherapeutic techniques; multimedia technologies, innovative forms and methods of independent work. The contours of the model developed by the author for preparing for the concert performance of trumpeter students allow to conclude that the optimization of this stage of the musical and educational process is not only significant, but also necessary, determining the integral artistic and creative development of future performers.
Key words: teacher, student-trumpeter, preparation, concert performance, physiological freedom, technical freedom, psychological freedom, artistic and creative freedom.
ЧжанХуаи, аспирант, Московский государственный институт культуры, г. Химки, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ УЧАЩИХСЯ-ТРУБАЧЕИ
В статье раскрывается значимость применения индивидуального подхода в процессе подготовки к концертному выступлению учащихся-трубачей. Показана необходимость использования принципов природосообразности, личностно-творческого развития, здоровьесохранной педагогики. Определены направления концертно-подготовительной работы в классе трубы: формирование физиологической и технической свободы в детализированном и целостном режимах; работа над интонационной чистотой; обеспечение выразительной, осмысленной игры; акустические репетиции в зале выступления; формирование художественно-творческой свободы; развитие духовно-творческого потенциала в целом; освоение и применение психокоррекционных, психотерапевтических методик; мультимедийных технологий, новационных форм и методов самостоятельной работы. Разработанные автором контуры модели по подготовке к концертному выступлению учащихся-трубачей позволяют сделать вывод, что оптимизация данного этапа музыкально-образовательного процесса является не только значимой, но и необходимой, детерминирующей целостное художественно-творческое развитие будущих исполнителей.
Ключевые слова: педагог, учащийся-трубач, подготовка, концертное выступление, физиологическая свобода, техническая свобода, психологическая свобода, художественно-творческая свобода.
Концертное выступление обучающегося исполнителя - важный этап его образовательной деятельности, относительно итоговый художественный продукт и одновременно показатель технической оснащенности, степени осмысления музыкально-творческого процесса.
Концертное выступление как вид творческой деятельности аккумулирует в себе степень ответственности и возможность самопроявления, саморазвития, а также состояние волнения и радость реализованных идей. Оно всегда «загадочно», в некотором роде непредсказуемо - своеобразный шаг в непознанное, неизведанное. В процессе концертного выступления учащийся в некотором роде постигает себя и приобретает новое знание, опыт, проверяет уровень своей психологической стабильности и сформированности исполнительских навыков.
Таким образом, концертное выступление - это «проверка на прочность» и стимул к работе, причина разочарований и ступенька к высотам мастерства, воспитание воли и развитие умения «общаться» со слушательской (зрительской) аудиторией. Многогранность и полифоничность феномена «концертное выступление исполнителя-музыканта» очевидна и не вызывает сомнений.
В современной концертной практике учащихся-трубачей помимо блистательной игры нередко наблюдается фальшивое звукоизвлечение, метроритмические сбои, незапланированные остановки, «плоский» звук, крикливое, монотонное, невыразительное исполнение, «провалы» в памяти, отсутствие «мягкого», проникновенного звучания, артистического начала. Проблема подготовки к концертному выступлению обучающихся класса труба заявляет о себе все более уверенно.
Факт взаимодействия физиологии человека с музыкальным инструментом во время игры на сцене изучали немногие ученые, хотя техническое развитие духовиков исследовало достаточно большое количество педагогов, исполнителей-трубачей. Среди них А.С. Бевз, С.В. Болотин, В.М. Блажевич, А.В. Величко, Н.М. Волков, В.Н. Говор, Т.А. Докшицер, О.Б. Диков, В.Н. Зайцев, Д.М. Иванов,
В.Б. Кричевский, Н.Л. Куров, А.М. Паутов, Н.И. Платонов, С.В. Розанов, Е.А. Савин, Д.В. Свечков, В.В. Токмаков, Ю.А. Усов и др.
Все говорит о том, что проблема подготовки учащихся-трубачей к публичному выступлению является актуальной и недостаточно разработанной. Ее разрешение «ждет» теория и практика инструментального исполнительства, педагогика музыкального образования.
Что же является значимым в подготовке к концертному выступлению учащихся-трубачей? Каков тот оптимальный педагогический подход, призванный оптимизировать исполнительский потенциал трубача перед игрой на сцене? Почему исполнитель часто испытывает трудности в процессе публичного показа репертуарных программ?
Перечисленные вопросы «требуют» своего ответа.
Уникальность искусства трубача состоит в том, что оно основывается на «трех китах»: собственно инструментальной + «вокальной» (губы, небо, язык, дыхание, поток воздуха) + специфической составляющих исполнительской техники. Учащийся-трубач использует на физиологическом уровне не только пальцы, кисти рук, предплечье, плечо и т.д. (как, например, пианисты, скрипачи, виолончелисты), но и задействует многие элементы вокального аппарата. Вместе с тем труба своими конструктивными и звуко-художественными возможностями обусловливает специфику исполнения. Д.М. Рогаль-Левицкий подчеркивал: «Современная труба обладает блестящей техникой, она способна с одинаковой легкостью придаваться как чисто-виртуозной игре, так и мелодическому пению. Рихард Вагнер одним из первых раздвинул рамки художественных возможностей трубы и дал в своих произведениях такие образцы, которые не утратили своего обаяния и по сей день. Достаточно вспомнить замечательное «Вступление» к Парсифалю, где звучность трубы преисполнена удивительного благородства и подлинной величественности, или внимательно просмотреть любую его партитуру, чтобы убедиться в исключительном пристрастии Вагнера к этому удивительному голосу современного оркестра [1, с. 157]. Действительно, особым
вниманием наделяли трубу РВагнер и Н.А. Римский-Корсаков, К. Сен-Санс и М.П. Мусоргский, К. Дебюсси и П.И. Чайковский, а также А.Н. Скрябин, А.Ф. Геди-ке, К. Глазунов, А.С. Аренский, Д.Д. Шостакович и мн. др. Кажется, что этот поистине божественный инструмент вобрал в себя лучшие черты инструментализма. Его техническому и художественно-творческому потенциалу будто нет предела.
Важно подчеркнуть, что исполнительское искусство игры на трубе, вбирающее в себя на технологическом уровне собственно инструментальную, частично вокальную и свою специфическую составляющие, детерминируется творческой свободой обучающегося (в идеальном варианте), которая зиждется на триединстве его психофизиологического, технического и художественно-творческого начал.
Отсюда становится более понятной мозаичная конструкция исполнительского аппарата трубача, которая во многом определяет процесс формирования исполнительской техники, художественно-творческого потенциала, а также подготовку к концертному выступлению учащегося. Разветвленная структура исполнительского аппарата трубача предусматривает наличие не только специальных профессиональных, но и психофизиологических, терапевтических знаний педагога. К этим знаниям должен стремиться ученик и обязательно осваивать их осознанно, в практико-ориентированном режиме. Речь педагога, его исполнительский показ, демонстрация других учащихся, собственный опыт ученика, посещение мастер-классов, участие в конкурсах, концертная практика в сумме должны задавать тон учебному процессу, обеспечивать необходимую детализацию и целостность предконцертной репетиционной работы. Сегодня активно применяются следующие психокоррекционные, терапевтические, адаптационно-настраивающие подходы, призванные оптимизировать концертно-подготови-тельный процесс: педагогическое внушение, «якорение», саногенное мышление, элементы нейролингвистического программирования, внутриклассные концерты, разнообразные акустические репетиции, мультимедийные технологии, такие как «Домашний концертмейстер», «Путешествие по концертным залам», «Мини-студия звукозаписи в классе», «Домашняя мини-студия звукозаписи», «Путеводитель по конкурсам» и др.
Подготовку к публичному выступлению учащегося в классе трубы следует осуществлять в русле принципов здоровьесохранного обучения, природосо-образности (учет задатков, темперамента и характера), личностно-творческого развития. А.С. Крючков высказывался по этому поводу: «Учет психофизиологических особенностей обучающихся на духовых инструментах (задатков, темперамента, характера, амбушюра, всей исполнительской специфики) не только крайне важен, но и необходим, так как во многом определяет их художественно-творческий, в целом профессиональный рост» [2, с. 98 - 99].
Говоря о важных моментах исполнительской техники и ее концертной реализации, Е.А. Савин отмечал необходимость свободного положения корпуса учащегося-трубача, обращал внимание на важность параллельного расположения грудной кости относительно позвоночника, что позволяет оптимально использовать полный объем диафрагмы легких. Он подчеркивал, что «такая постановка создает не только благоприятные условия для правильного (естественного) дыхания, физиологической мобилизации, но и для формирования звуковой культуры учащегося-трубача.
Обучение должно проводиться грамотно, отличаться высокой культурой общения и индивидуальным подходом к каждому обучаемому. За ошибки преподавания учащиеся дорого расплачиваются своим здоровьем и впустую потраченным временем» [3, с. 56].
Д.В. Свечков указывал на то, что «при игре на всех духовых инструментах, включая трубу, большое значение имеет постановка корпуса, головы, рук и ног. Положение корпуса - согнутое, опущенное, слишком расслабленное - мешает нормальному процессу дыхания. При подтянутости корпуса, развернутых плечах, чуть приподнятых и несколько разведенных в сторону локтях грудная клетка освобождается, и дыхание становится более естественным.
Не меньшее значение имеет правильное положение головы во время игры. Если, например, у трубача, голова отклонена назад, то мундштук оказывает излишнее давление на нижнюю челюсть. И наоборот, если голова отклонена вперед, то мундштук давит на верхнюю челюсть.
Голову и корпус во время игры нужно держать прямо, свободно» [4, с. 64].
В процессе волнения исполнители часто принимают неестественное положение головы, рук, ног и корпуса. Некая зажатость, разбалансированность, мышечные спазмы, общая неуверенность - негативные факторы, обременяющие игру на сцене многих учащихся-трубачей. Пока их исполнительский аппарат не способен точно, рационально, художественно оправданно выполнять исполнительские действия-движения в автоматизированном и осознанном режимах, до той поры исполнители будут находиться в опасности срывов, сбоев, фальши, непредсказуемости. Подобные явления могут сильно расстраивать исполнителей, погружать их в депрессию, представлять большое препятствие в техническом и художественно-творческом развитии.
«Исполнители-инструменталисты познают смыслы музыкального произведения не только через поиск многочисленных выразительных средств, связывают их с возможностями инструмента, включая его эргономичность и топографию, но и с помощью построения модели исполнительских действий-движений: свободных в психофизиологическом отношении, экономичных, рациональных, целенаправленных, целесообразных (художественно-оправданных), чувствительных (тактильность, осязаемость), кинестетически выверенных, независимых, скоор-
динированных, активных и инерционных, осознаваемых и автоматизированных, системно-последовательных, выразительных, управляемых и концептуально выстроенных» [5, с. 193].
Трубачу необходимо научиться «говорить», «петь» на инструменте. Не растерять эти навыки учащийся должен и во время публичного выступления, чему во многом следует посвящать концертно-подготовительную работу Достижению этого способствует осмысленная игра, «питаемая» целесообразным, оптимальным дыханием для звукообразования и звуковедения. При этом вдох и выдох следует осуществлять в естественном режиме, который обеспечивал бы выразительную игру, рациональное использование технологических ресурсов. Неслучайно в классификации исполнительских навыков многие педагоги класса трубы ставят на первое место владение дыханием. Так, В.В. Токмаков подчеркивал: «Навыки инструментального музицирования трубача - это комплекс навыков, выработанный учащимся в процессе обучения игре на трубе и включающий в себя: навыки владения исполнительским дыханием, амбушюром, пальцами. Процесс обучения игре на трубе представляет собой последовательное и одновременное развитие трех основных навыков, являющихся техниками дыхания, амбушюра и пальцев. Данные техники выступают фундаментом технологии владения инструментом» [6, с. 15]. Некоторые исследователи подчеркивают значимость освоения современных инновационных технологий, призванных оптимизировать процесс технического формирования учащихся-трубачей. В частности, Н.Л. Куров указывал на «важность разработки методических приемов применения прибора «ИНТ-А» (интонатора настройки тона) для формирования музыкально-исполнительских умений и навыков звуковысотного интонирования и выразительного зву-коизвлечения при обучении игре на трубе, а также исследования специфических особенностей применения переносных компьютерных систем ДУ ФД-П (дистанционное управление функциями дыхания и пульса) для формирования исследуемого феномена, правильной постановки исполнительского и опорного дыхания, для его контроля в процессе обучения игре на трубе» [7, с. 9].
В свою очередь, Е.А. Савин обращал внимание на то, что «преодоление и предупреждение нарушений работы исполнительского аппарата, включая дыхание, способствует гармоничному развертыванию творческой личности исполнителя, устраняет препятствия для реализации приобретенных знаний в обучении на инструменте, позволяет совершенствовать технические возможности музыканта, повышать художественную значимость и содержательность исполнения, углублять и умножать собственный профессионализм» [3, с. 21].
Многие педагоги класса трубы сходятся во мнении, что стабильность исполнения - важный фактор успешного концертного выступления подопечных. Формированию исполнительской техники, призванной стать гарантом стабильных, качественных публичных выступлений, в своей основе и должна быть посвящена предконцертная подготовка учащихся-трубачей. «Автоматизированные действия-движения, мелодические и гармонические обороты, метроритмические структуры, «вложенные в пальцы и уши, часто составляют основу музыкальной ткани рождающегося сочинения, снимают бремя «технического ига». Такое состояние позволяет «воспарить» над техническими проблемами, так мешающими при игре на инструменте, и сосредоточиться на активном воплощении художественно-образного содержания. Этот значимый факт во многом обеспечивает состояние психологической свободы. Действительно, техническая свобода в достаточной степени обусловливает психологическую свободу. Она представляет мощную детерминанту, которая не только «питает», поддерживает психологическую свободу, но и определяет ее целостное развитие» [8, с. 102 - 103]. Т.А. Док-шицер писал: «Что необходимо трубачу для успешного творческого развития? В первую очередь ему нужна психологическая свобода и в связи с этим - чувство максимального удобства, уверенности в своих действиях» [9, с. 73]. Продолжая вышеизложенную мысль, можно сказать, что техническая и психологическая свобода обусловливают рождение творческой свободы, которая во многом определяет «почерк», «лицо», стиль исполнителя
Подводя итог, следует заключить, что процесс подготовки учащихся-трубачей к концертному выступлению:
1. Обусловливает применение индивидуального, личностно ориентированного подхода.
2. Предполагает использование принципов здоровьесохранной педагогики, природосообразности, личностно-творческого развития.
3. Включает в себя следующие направления:
• формирование физиологической и технической свободы в детализированном и целостном режимах;
• работа над интонационной чистотой;
• обеспечение выразительной, осмысленной игры;
• акустические репетиции в зале выступления;
• формирование художественно-творческой свободы;
• развитие духовно-творческого потенциала в целом;
• освоение и применение психокоррекционных, психотерапевтических методик; мультимедийных технологий, новационных форм и методов самостоятельной работы и др.
Подобная модель подготовки к концертному выступлению учащихся-трубачей является не только значимой, но и необходимой для оптимизации всего музыкально-образовательного процесса. Позволяет осуществить прорыв в техническом и художественно-творческом развитии музыканта-исполнителя.
Библиографический список
1. Рогаль-Левицкий Д.М. Медные духовые инструмента. Беседы об оркестре. Москва, 1971: 134 - 175.
2. Крючков А.А. Специфика подготовки специалистов в области духовой музыки. Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства: проблемы, перспективы развития. Москва, 2010: 98 - 106.
3. Савин Е.А. Современное искусство игры на трубе: методическое пособие. Москва: Музыка, 2012.
4. Свечков Д.В. Некоторые вопросы начального обучения игре на духовых инструментах. Духовой оркестр. Москва, 1977; Ч. 1, Гл. 3: 63 - 69.
5. Блок О.А. Музыкальное произведение как объект освоения в классах инструменталистов: герменевтический подход. Мир науки культуры, образования. 2020; № 5: 193 - 195.
6. Токмаков В.В. Формирование навыков инструментального музицирования у учащихся ДМШ в классе трубы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2016.
7. Куров Н.Л. Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков студентов в процессе обучения игре на трубе в вузе культуры и искусств. Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. Москва, 2005.
8. Блок О.А. Сочинительство как проявление целостного музыкально-творческого развития юных учащихся-инструменталистов. Искусство и образование. 2020; № 6: 98 - 104.
9. Докшицер Т. А. Путь к творчеству. Москва: ИД «Муравей», 1999.
References
1. Rogal'-Levickij D.M. Mednye duhovye instrumenta. Besedy ob orkestre. Moskva, 1971: 134 - 175.
2. Kryuchkov A.A. Specifika podgotovki specialistov v oblasti duhovoj muzyki. Pedagogika orkestrovo-ansamblevogo ispolnitel'stva: problemy, perspektivy razvitiya. Moskva, 2010: 98 - 106.
3. Savin E.A. Sovremennoe iskusstvo igry na trube: metodicheskoe posobie. Moskva: Muzyka, 2012.
4. Svechkov D.V. Nekotorye voprosy nachal'nogo obucheniya igre na duhovyh instrumentah. Duhovojorkestr. Moskva, 1977; Ch. 1, Gl. 3: 63 - 69.
5. Blok O.A. Muzykal'noe proizvedenie kak ob'ekt osvoeniya v klassah instrumentalistov: germenevticheskij podhod. Mir nauki kultury, obrazovaniya. 2020; № 5: 193 - 195.
6. Tokmakov V.V. Formirovanie navykov instrumental'nogo muzicirovaniya u uchaschihsya DMSh v klasse truby. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2016.
7. Kurov N.L. Formirovanie muzykal'no-ispolnitel'skih umenij inavykov studentov v processe obucheniya igre na trube v vuze kultury iiskusstv. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.
8. Blok O.A. Sochinitel'stvo kak proyavlenie celostnogo muzykal'no-tvorcheskogo razvitiya yunyh uchaschihsya-instrumentalistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 6: 98 - 104.
9. Dokshicer T.A. Put'ktvorchestvu. Moskva: ID «Muravej», 1999.
Статья поступила в редакцию 04.02.21
УДК 378
Balabanova E.A., Manager of Education and Methods Laboratory "Music Computer Technologies", postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Gorbunova I.B., Doct. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Education and Methods Laboratory "Music Computer Technologies",
Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Lukash D.N., sound technician, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
Yasinskaya O.L., sound designer of the Education and Methods Laboratory "Music Computer Technologies", postgraduate, Herzen State Pedagogical University
of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
ON ADVANCED TRAINING PROGRAM "TECHNOLOGIES FOR CREATING AUDIOVISUAL PROJECTS". The article discusses features of a training program of advancement of qualification "Technologies for the creation of audiovisual projects", which is a module of the professional development program "Technologies of creation and artistic processing of audio information" and provides students with the necessary knowledge in the field of audiovisual art in the process of training engineers with professional competencies in the use of multimedia technologies in process of training and creative projects of their concert and stage work. The authors of the article note that a prerequisite for the training of modern musical sound engineers is the need for high-quality training in the process of controlling a group of intelligent aircraft - an actual and promising trend of scientific and technological development in solving a wide range of creative tasks, including educational ones. The authors of the article pay special attention to the necessity of conducting professional activities of sound engineers in the artistic and creative digital environment, which is caused, among other things, by the process of development and formation of music computer technologies (MCT).
Key words: sound engineering, musical computer, music computer technologies, audiovisual technologies, multicopters.
Е.А. Балабанова, зав. Учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии», аспирант Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected] Д.Н. Лукаш, звукооператор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
О.Л. Ясинская, звукорежиссёр Учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии», аспирант Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»
В статье рассматриваются особенности подготовки слушателей программы повышения квалификации «Технологии создания аудиовизуальных проектов», которая является модулем программы профессиональной переподготовки «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации» и обеспечивает получение слушателями необходимых знаний в области аудиовизуального искусства в процессе подготовки звукорежиссёров, обладающих профессиональными компетенциями в области использования аудиовизуальных технологий в процессе подготовки и реализации творческих проектов их концертной и сценической деятельности. Авторы статьи отмечают, что обязательным условием подготовки современных музыкальных звукорежиссёров является необходимость качественного обучения их процессам управления группой интеллектуальных летательных аппаратов - актуального и перспективного тренда научно-технологического развития в решении широкого круга творческих задач, в том числе и учебных. Особое внимание авторами статьи уделяется необходимости ведения профессиональной деятельности звукорежиссёров в художественно-творческой цифровой образовательной среде, обусловленной, в том числе, процессом развития и становления музыкально-компьютерных технологий (МКТ).
Ключевые слова: музыкальная звукорежиссура, музыкальный компьютер, музыкально-компьютерные технологии, аудиовизуальные технологии, мультикоптеры.