DOI 10.24411/2076-4766-2017-40008
Ф. А. РЕВЕНКО
Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕОНИДА ИОСИФОВИЧА ИЗРАЙЛЕВИЧА
Э1 ф «I
Почти четверть века прошло с тех пор, как ушёл из жизни педагог и композитор, музыкальный и общественный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1979), кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1990), профессор (1982) Леонид Иосифович Израйлевич (1909-1993). С именем Израй-левича связана история становления кафедры духовых и ударных инструментов Ростовского государственного музыкально-педагогического института (в настоящее время Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова), где практически с первых дней его создания и до конца своей жизни (1967-1993) Леонид Иосифович возглавлял класс трубы.
Творческий путь Леонида Иосифовича Из-райлевича начался в 1931 году: на 22-летнего трубача обратил внимание известный ростовский музыкальный и общественный деятель, композитор и дирижер И. К. Шапошников1, который пригласил Леонида сразу после окончания Ростовского музыкального техникума2 в симфонический оркестр Ростовского радио3. В симфоническом оркестре Леонид Израйлевич исполняет партию второй трубы, а в свободное от работы время начинает сочинять свои первые небольшие музыкальные произведения.
В 1935 году Леонид Иосифович поступает в Ленинградскую консерваторию и начинает учёбу в классе одних из лучших отечественных педагогов-трубачей того времени, учеников В. В. Вурма4 - А. Б. Гордона5 и А. Н. Шмидта6; проходит обучение в классе хорового дирижирования Н. В. Михайлова и полифонии в классе А. К. Буцкого. В 1940 году после окончания Ленинградской консерватории Израйлевич едет по распределению в молодую Тувинскую Народную Республику, где активно включается в местную культурную жизнь. В Тувинском Национальном Музыкально-драматическом театре он создаёт хор, сочиняет музыку к драматическим спектаклям, пишет концертные пьесы и марши на тувинские темы для духового оркестра, который возглавляет в качестве художественного руководителя и дирижёра. С 1944 по 1948 годы Ле-
онид Иосифович Израйлевич трудится на посту художественного руководителя государственных филармоний Киргизской ССР и Бурятской АССР, а с 1952 по 1955 гг. возглавляет Ансамбль песни и танца Бурятской АССР.
Значительное место в жизни Израйлевича занимала и педагогическая деятельность. Сегодня его ученики являются гордостью не одного профессионального музыкального коллектива. Как педагог Израйлевич обладал исключительными профессиональными и личностными качествами. Все студенты в классе профессора были окружены отеческой заботой.
Главной заботой Леонида Иосифовича было художественное и эстетическое воспитание. Он считал, что задача педагога состоит в том, чтобы научить студента «слышать» произведение, находить верные музыкальные образы и краски. Благодаря богатому педагогическому опыту, Израйлевич успешно развивал в своих воспитанниках исполнительскую культуру, тонкий музыкальный вкус, умение и желание музицировать. Все советы Леонида Иосифовича имели огромную ценность для молодых трубачей, так как, в первую очередь, развивали системность в индивидуальных занятиях, правильное распределение репетиционного времени и, самое важное, вырабатывали исполнительскую самостоятельность, которая исключительно важна для будущей исполнительской деятельности.
В сферу научно-педагогических интересов Леонида Иосифовича Израйлевича, безусловно, входили проблемы совершенствовании исполнительских средств и овладения современными приемами игры на трубе. Профессор не создал трудов по методике обучения игре на трубе или «школы» для этого инструмента, полагая, что лучшей методикой должна быть живая работа педагога. Тем не менее, богатый педагогический и исполнительский опыт Леонида Иосифовича воплотился в сочинениях для любимого инструмента. В классе профессора Израйлевича каждый студент изучал написанные учителем этюды на киргизские темы для трубы или корнета, а наиболее талантливым и технически оснащён-
44
Музыкальное образование
ным ученикам композитор рекомендовал свой Концерт-поэму для трубы с оркестром и «Триптих» для 3-х труб и литавр.
В настоящее время, основные педагогические принципы Леонида Иосифовича Израйлевича, его методические установки, требования и рекомендации построения учебного процесса могут быть изложены его учениками, которые посвятили свою жизнь музыкальной педагогике, обучению и воспитанию трубачей. Педагогические принципы Л. И. Израйлевича представляют собой очень понятную, правильно выстроенную систему, которая оправдывает себя и по сей день.
Огромное значение Израйлевич придавал инструктивному материалу. Изучение гамм, исполнение разнообразных упражнений и работа над этюдами составляли стройную систему ежедневных занятий и способствовали развитию технических навыков и умений молодых трубачей. Профессор считал, что ежедневная, кропотливая работа над гаммами и арпеджио из трезвучий и септаккордов является основой технической подготовки трубача.
Леонид Иосифович учитывал индивидуальные способности каждого своего воспитанника и очень гибко подходил к выбору инструктивного материала. Он никогда строго не придерживался одной «школы» и не отдавал предпочтение этюдам одного автора. Однако всё же наиболее приоритетной для Израйлевича на все времена была «Школа» Жана Батиста Арбана. Этюды он всегда предлагал из сборников А. Вурма, В. Брандта, С. Болотина, Д. Гинецинского, О. Бёме, В. Щёло-кова, Э. Тронье, но на выбор студентов. Если же кто-то лукавил, выбирая заведомо облегчённый музыкальный материал, или не мог самостоятельно определиться, профессор сам рекомендовал необходимые для изучения произведения. Часто выбор попадал на этюды французских авторов и выдающихся исполнителей трубачей -Ж. Мэра и Ж. Б. Арбана.
Композитор с первых уроков готовил своих студентов к работе в оркестре и настоятельно требовал постоянного совершенствования навыков чтения нот с листа и транспонирования. Для этих целей он рекомендовал лёгкие подвижные пьесы, выписки из оркестровых партий и несложные этюды С. Баласаняна, В. Вурма, А. Ио-гансона, Л. Чумова и многие другие. Леонид Иосифович всегда повторял, что этюдов много не бывает и играть их необходимо ежедневно на протяжении всей исполнительской деятельности. Предпочтение же профессором отдавалось этюдам, способствующим развитию губного аппарата, его выносливости и гибкости, этюдам, развивающим исполнительское дыхание, тембр звука, а также этюдам, насыщенным штриховым
разнообразием. Израйлевич неустанно повторял, что все технические приёмы обусловлены музыкальной выразительностью и постоянно заострял внимание своих воспитанников на том, что работу над этюдами надо рассматривать, как изучение сольных пьес.
Большую часть учебного времени профессор уделял развитию высокой культуры звука. Считал важным для трубача овладение приемом вибрато, обогащающим звук и способным придавать ему волнующий оттенок. В тоже время профессор указывал, что применение вибрато крайне нежелательно, а порой даже недопустимо в оркестровой и ансамблевой практике.
Особое место в классе трубы профессора Израйлевича занимал художественный материал, включающий оригинальные произведения крупной формы (концерты, концертино, сонаты, сонатины), небольшие пьесы и мастерские авторские переложения произведений для других музыкальных инструментов. Основу концертного репертуара в классе трубы профессора Израйлевича составляли не только лучшие образцы русской, советской и зарубежной музыкальной классики, но и сочинения современных композиторов. Произведения подбирались с учетом индивидуальных способностей каждого ученика и обязательно по принципу от простого к сложному, где просто не значило легко.
Наряду с совершенствованием исполнительского мастерства студентов своего класса, Леонид Иосифович придавал огромное значение их художественному воспитанию, формированию эстетических взглядов, овладению различными стилевыми направлениями, которые необходимы для раскрытия содержания музыкальных произведений различных эпох. Планомерно, начиная с изучения музыки эпохи барокко, профессор подбирал произведения малой и крупной формы, которые способствовали развитию у молодых трубачей их музыкальности, исполнительского вкуса, общего кругозора и в конечном итоге профессионализма. Используя такие переложения для трубы, как концерты Т. Альбинони, А. Вивальди, Ф. Верачини, сонаты Р. Валентино, Д. Тартини, К. Тессарини, Г. Ф. Генделя, оригинальные произведения для трубы Г. Перселла, Г. Ф. Телемана, и, конечно же, самый популярный трубный репертуар—концерты И. Гайдна, И. Гуммеля, А. Арутюняна, С. Василенко, А. Ге-дике, А. Томази, А. Жоливе и многие другие, Л. И. Израйлевич постоянно заботился о повышении профессионального исполнительского мастерства своих студентов. И конечно же особое место в концертном репертуаре, изучаемом в классе профессора Израйлевича, занимал его Концерт-поэма для трубы с оркестром.
45
Музыкальное образование
Большое значение профессор Израйлевич придавал важности публичных выступлений, считая, что именно выступления на публике способствуют подведению итогов ежедневной работы каждого исполнителя. Все организационные вопросы по проведению концертов, оформление и заказ афиш, приглашение гостей, обеспечение рекламы на радио он возлагал непосредственно на себя. Сам же выступал и как ведущий-музыковед.
Леонид Иосифович не только учил музыке и технологии, он был отличным воспитателем.
Молодые трубачи, поступившие в класс профессора Израйлевича, с первых дней обучения попадали под воздействие воспитательной силы большого педагога, музыканта и незаурядной личности. Леонид Иосифович владел неописуемой силой внушения, он воспитывал в своих учениках не только достоинство музыканта, а также высокое чувство гражданской ответственности. Любовь к своим ученикам, которым он дарил доброту и повседневную заботу, отдавая частицу своего сердца, была главным качеством этого выдающегося педагога, музыканта и гражданина.
» ПРИМЕЧАНИЯ «,
1 Шапошников Илья Калустович (имя при рождении - Папахчян Егиа Галустович (1895-1953) - советский композитор и дирижёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1952). В 1925-1941 музыкальный руководитель Ростовского радиовещания, дирижёр симфонического оркестра Ростовского радиокомитета, в 1944-1953 председатель правления Ростовского отделения Союза композиторов РСФСР, дирижёр симфонического оркестра Ростовской филармонии [2], [5].
2 Из личных бесед с Леонидом Иосифовичем Израйлевичем.
3 Симфонический оркестр Ростовского радио работал с осени 1930 года по июнь 1941 [5].
4Вурм Василий (Вильгельм) Васильевич (1826-1904) - трубач, корнетист, педагог, дирижер, композитор. Концертант-солист, солист оркестров Петербургских императорских театров. В 1868-1904 годах преподавал в Петербургской консерватории (с 1879 года - профессор). Автор «Школы для корнет-а-пистона, кавалерийской трубы и сигнального рожка», большого количества маршей для военного оркестра, упражнений и этюдов для корнет-а-пистона [1, с. 61].
5 Гордон Александр Бернгардович (1867-1942) -трубач-виртуоз, дирижер, композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1937), крупнейший представитель Ленинградской школы игры на трубе. В 1895-1942 преподавал в Петербургской (Петроградской - Ленинградской) консерватории (с 1910 года - профессор). Создатель большого количества оркестровых пьес, маршей и танцевальной музыки, ряда ценных учебный пособий для трубы, около 200 этюдов для трубы и корнет-а-пистона, 14 больших этюдов, автор переложения 20 этюдов Крейсле-ра, сборников этюдов-фантазий и характерных мелодических этюдов для трубы. [1, с. 72-73].
6 Шмидт Александр Николаевич (1889-1955)
- трубач, педагог. В 1915-1946 годы - солист заслуженного коллектива РСФСР симфонического оркестра Ленинградской филармонии. В. А. Шмидт - первый исполнитель сольной партии трубы (15 октября 1933 года) Концерта № 1 для фортепиано, струнного оркестра и трубы Д. Шостаковича, партию солирующего фортепиано исполнял автор. В 1937-1953 годы преподавал в Ленинградской консерватории (с 1940
- доцент; с 1948 - профессор). [1, с. 321-322].
„ ЛИТЕРАТУРА «е
1. Болотин С. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Радуница, 1995. 358 с.
2. Дирижер и композитор Илья Шапошников. URL: http://rslovar.com/contentMnpn-
жёр-и-композитор-илья-шапошников.
3. Национальный музыкально-драматический театр Республики Тыва имени Виктора Кок-оола. URL: http://theatre-tuva.ru/index.php/page/44.
4. Норбу В. От трубача до генерала // Еженедельник Центр Азии. № 22, 2010.
5. Смирнов В. Донская волна в эфире. URL: http://www.donvrem.dspl.rU/Files/article/ml5/3/ art.aspx?art_id=251
6. Смирнов В. На донской волне: Очерки истории Ростовского радио. Время. Программы. Люди. 1925-2000: монография. Ростов н/Д: Старые русские. 2000. 208 с.
46
Музыкальное образование
» REFERENCES .«
1. Bolotin S. Entsiklopedicheskii biograficheskii slovar' muzykantov-ispolnitelei na dukhovykh in-strumentakh. Izd. 2-e, dop. i pererab [Encyclopedic Biographical Dictionary of Musicians - Performers on Wind Instruments. Ed. 2-e, Rev. and additional]. Moscow: Radunitsa Press, 1995. 358 p.
2. Dirizher i kompozitor II'ia Shaposhnikov
[Conductor and Composer Ilya Shaposhnikov]. URL: http ://r slovar .com/content/dir izher-i-kom-
pozitor-il'ia-shaposhnikov.
3. Natsional'nyi muzykal'no-dramaticheskii teatr Respubliki Tyva imeni Viktora Kok-oola [Victor Kok-ool National Musical Drama Theatre of the Republic of Tyva]. URL: http://theatre-tuva.ru/index.php/page/44.
4. Norbu V. Ot trubacha do generala [From Trumpeter to General] I I Ezhenedel'nik Tsentr Azii [Center of Asia]. № 22, 2010.
5. Smirnov V. Donskaia volna v efire [Don Wave in Broadcast]. URL: http://www.don-vrem.dspl.ru/Files/article/ml5/3/art.aspx?art_ id=251
6. Smirnov V. Na donskoi volne: Ocherki is-torii Rostovskogo radio. Vremia. Programmy. Liudi. 1925-2000: monografiia [On the Don Wave: Essays on the History of the Rostov Radio. Time. Programs. People.1925-2000: Monograph]. Rostov-on-Don: Starye russkie Press.
2000.208 p.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЛЕОНИДА ИОСИФОВИЧА ИЗРАЙЛЕВИЧА
Статья посвящена раскрытию педагогических принципов первого профессора кафедры духовых и ударных инструментов Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, Леонида Иосифовича Израйлевича. Будучи учеником Израйлевича, автор приводит факты, почерпнутые из личных бесед с композитором, освещает наиболее важные этапы творческого пути пройденного своим педагогом. В статье дается краткая биографическая справка об учителях самого Израйлевича и других музыкальных деятелях, непосредственно повлиявших на судьбу композитора и сформировавших его музыкантские профессиональные качества. Анализируются основные педагогические методы и приемы в деятельности профессора Израйлевича по подготовке профессиональных трубачей. Приводятся примеры индивидуального подхода к ученикам, акцентируется внимание на репертуарной по-
литике педагога, некоторых инструктивных приемах обучения, в частности гаммах и арпеджио по септаккордам, приемах звукоизвле-чения, например вибрато. Автор считает, что педагогические подходы и эстетические взгляды Л. И. Израйлевича, в целом базируются на лучших традициях отечественной духовой исполнительской школы. Жизнеспособность и плодотворность педагогических методов Израйлевича доказывает многолетний педагогический опыт автора статьи. Настоящая статья явилась не только исследовательской работой, но и написана в дань глубокого уважения, сердечного тепла, благодарности и доброй памяти автора к своему учителю.
Ключевые слова: Леонид Иосифович Израй-левич, профессор, педагог, учитель, труба, инструктивный материал, гаммы, этюды, концертный репертуар. Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова.
PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF LEONID IOSIFOVICH ISRAILEVICH
The article is devoted to pedagogical activity of Leonid I. Izraelevich, who was the first professor of wind and percussion instruments at Rostov State S. V. Rachmaninov Conservatoire. Being a student of Izrailevich, the author gives the facts, drawn from personal conversations with the composer, highlights the most important stages of the creative path passed by his teacher. The article gives a brief
biographical note about the teachers of Izrailevich himself and other musicians who directly influenced the composer's fate and formed his musician professional qualities. The main pedagogical methods and methods in the activity of Professor Izrailevich for training professional trumpeters are analyzed. Examples of individual approach to pupils are given, attention is focused on the repertoire policy of
47
Музыкальное образование
the teacher, some instructive teaching methods, in particular, scales and arpeggios on seventh chords, sound reception methods, for example vibrato. The author believes that the pedagogical approaches and aesthetic views of L. I. Izrailevich are generally based on the best traditions of the national wind performing school. The vitality and fruitfulness of Izrailevich's pedagogical methods is proved by the
author's many years pedagogical experience. This article was not only a research paper, but also written in tribute to the deep respect, warmth, gratitude and the author's kind memory to his teacher.
Keywords: Leonid Iosifovich Izrailevich, Professor, educator, teacher, trumpet, guidance material, scales, etudes, concert repertoire, Rostov State S. V. Rachmaninov Conservatoire.
Ревенко Федор Александрович
Профессор кафедры духовых и ударных инструментов Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону e-mail: [email protected]
Revenko Feodor А.
Professor at the Department of Wind and Percussion Instruments Rostov State S. Rachmaninov Conservatoire
Russia, 344002 Rostov-on-Don e-mail: [email protected]
48