Научная статья на тему 'Казанская духовая исполнительская школа: феномен В. В. Праченко'

Казанская духовая исполнительская школа: феномен В. В. Праченко Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
297
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.В.ПРАЧЕНКО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА ТРУБЕ / РОССИЙСКАЯ ДУХОВАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / КАЗАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / Н.Г.РАХЛИН / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН / СТИЛЬ / МАСТЕРСТВО / V.V.PRACHENKO / MUSICAL PERFORMANCE ON THE TRUMPET / HORN RUSSIAN PERFORMING SCHOOL / KAZAN STATE CONSERVATORY / N.G.RAHLIN / STATE SYMPHONY ORCHESTRA OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN / STYLE / CRAFTSMANSHIP

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яковлев В.И.

В статье раскрывается творческая биография замечательного музыканта Владимира Васильевича Праченко, продолжившего в Казани традиции отечественного духового исполнительства. Он характеризуется как человек высокой культуры, которого отличали лучшие нравственные качества, аристократизм духа и блестящее исполнительское дарование, особо отмеченное Д.Д.Шостаковичем. Автор исследует художественное содружество В.В.Праченко и многих видных деятелей татарской музыкальной культуры советского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KAZAN PERFORMING SCHOOLS: VV PHENOMENON PRACHENKO

The article reveals the creative biography of a remarkable musician Vladimir Vasilievich Prachenko, continued the tradition in Kazan domestic oven performance. He is described as a man of high culture, which featured the best moral qualities, aristocratic spirit and brilliant performing talent, especially marked by Shostakovich. The author explores the artistic community V.V.Prachenko and many prominent figures of Tatar musical culture of the Soviet period.

Текст научной работы на тему «Казанская духовая исполнительская школа: феномен В. В. Праченко»

Искусствоведение

— .

В статье раскрывается творческая биография замечательного музыканта Владимира Васильевича Пра-ченко, продолжившего в Казани традиции отечественного духового исполнительства. Он характеризуется как человек высокой культуры, которого отличали лучшие нравственные качества, аристократизм духа и блестящее исполнительское дарование, особо отмеченное Д.Д.Шостаковичем. Автор исследует художественное содружество В.В.Праченко и многих видных деятелей татарской музыкальной культуры советского периода.

Ключевые слова: В.В.Праченко, музыкальное исполнительство на трубе, российская духовая исполнительская школа, Казанская государственная консерватория, Н.Г.Рахлин, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, стиль, мастерство.

Valery Yakovlev KAZAN PERFORMING SCHOOLS: VV PHENOMENON PRACHENKO

The article reveals the creative biography of a remarkable musician Vladimir Vasilievich Prachenko, continued the tradition in Kazan domestic oven performance. He is described as a man of high culture, which featured the best moral qualities, aristocratic spirit and brilliant performing talent, especially marked by Shostakovich. The author explores the artistic community V.V.Prachenko and many prominent figures of Tatar musical culture of the Soviet period.

Keywords: V.V.Prachenko, musical performance on the trumpet, horn Russian performing school, Kazan State Conservatory, N.G.Rahlin, State Symphony Orchestra of the Republic of Tatarstan, style, craftsmanship.

Казанская духовая исполнительская школа - одна из старейших в России вслед за Московской и Петербургской. Об этом свидетельствуют многие документы, содержащие сведения о духовых и симфонических оркестрах в Казани уже в XIX веке. К сожалению, до настоящего времени история Казанской духовой исполнительской школы на разных этапах ее формирования и развития изучена недостаточно.

В связи с этим, огромный научно-теоретический и практический интерес вызывает судьба, жизненный, творческий путь одного из ярких представителей, лидеров Казанской духовой исполнительской школы второй половины XX начала XXI века Владимира Васильевича Праченко - выдающегося музыканта-исполнителя на трубе, народного артиста Республики Татарстан, солиста и концертмейстера оркестра Татарского государственного академического театра оперы и балета им. Мусы Джалиля, Государственного симфонического оркестра Татарстана, оркестра Гостелерадио Татарстана, доцента Казанской государственной консерватории, памяти которого посвящена данная статья.

Владимир Васильевич Праченко прожил яркую, во многом счастливую по музыкальной насыщенности жизнь, но, в тоже время, жизнь нелегкую, сложную, отражающую драматические обстоятельства и нередко трагические случайности времени (судьбы).

Владимир Васильевич родился 21 января 1937 года в городе Алексеевке Белгородской области. Он пережил все тяготы военного времени: рано потерял родителей, в 1941 году в боях под Смоленском погиб отец - Василий Иванович, в 1944 году погибла мать - Мария Емельяновна.

С 1945 года Владимир Васильевич воспитывался в Алексеевском детском доме. Здесь не могли быть не замечены его яркие музыкальные способности. И вполне закономерно, что когда в 1949 году в детский дом приехала комиссия для отбора детей в Воронежскую школу военно-музыкантских воспитанников, Володю Праченко выбирают одним из первых. Обучение в этой школе по классу Н.С .Вознесенского во многом предопределило его дальнейшую профессиональную судьбу. В 1953 году, после окончания Воронежской школы военно-музыкантских воспитанников, В.В.Праченко был направлен в Петрозаводск (Карельская АССР), в Образцово-показательный оркестр Северного военного округа, для продолжения службы, вначале в качестве музыканта - воспитанника, а затем музыканта срочной службы. В Образцово-показательном оркестре он служил до 1959 года.

Это были интересные, напряженные годы. Служба военного музыканта, игра в прекрасном ор-

кестре, участие в многочисленных воинских уставных мероприятиях, концертах, военных парадах, общение с музыкантами-духовиками, многие из которых были участниками Великой Отечественной войны, служили во фронтовых оркестрах, все это послужило основой для формирования лучших черт характера Владимира Васильевича Праченко, которые проявлялись впоследствии на протяжении всей жизни. Это - открытость, смелость, честность, порядочность, любовь к людям, стремление прийти на помощь, обостренное чувство человеческого достоинства. Здесь, в Петрозаводске, в Образцово-показательном оркестре, проявляя трудолюбие, волю, упорство в преодолении профессиональных и жизненных трудностей, Владимир Васильевич успешно окончил общеобразовательную школу, а также Петрозаводское музыкальное училище по классу П.Е.Салмио, открыв тем самым для себя дорогу в будущее, для поступления в высшее учебное заведение.

Для меня остается загадкой, почему Владимир Васильевич Праченко избрал именно Казанскую консерваторию, а не Московскую консерваторию или институт имени Гнесиных, где работали известные трубачи Орвид, Докшицер или Ленинградскую консерваторию. Кстати, известно, что в то время педагоги Петрозаводского музыкального училища, в том числе и духовики, почти все были выпускниками Ленинградской консерватории. По моему мнению, Владимир Васильевич Праченко, не мог не знать о казанском феномене - о выдающемся казанском трубаче, замечательном педагоге, одном из опытнейших отечественных симфонических и оперных музыкантов-оркестрантов Анатолии Петровиче Колпинском.

Именно в Казанскую консерваторию, в класс А.П.Колпинского поступил Владимир Васильевич Праченко в 1959 году. С этого периода его жизнь и деятельность неразрывно связана с Казанью, Татарстаном. Правда, был год, когда после окончания консерватории он работал в Челябинском оперном театре, но это лишь эпизод в его увлекательнейшей творческой биографии.

Уже с первых дней обучения в Казанской консерватории Владимир Васильевич заявил о себе как о талантливом концертном исполнителе, солисте и оркестровом музыканте. Так, он выступал с сольными концертами, принимал участие во Всесоюзном конкурсе. Исполненная им конкурсная программа «Концерт» для трубы Й.Гайдна, «Концерт» для трубы А.Гедике, «Концерт» для трубы А.Арутюняна, «Соната» для трубы Е.Голубева была высоко оценена членом жюри конкурса - выдающимся исполнителем на трубе Тимофеем Докшицером.

В годы учебы в Казанской консерватории Владимир Васильевич Праченко активно участвовал в студенческом симфоническом оркестре под управлением известного отечественного дирижера и педагога Исая Эзровича Шермана, у которого он получил серьезную школу оркестрового мастерства.

Параллельно с учебой в консерватории, по рекомендации А.П.Колпинского, Владимир Васильевич Праченко с 1960 года начинает работу в оркестре Татарского государственного театра оперы и балета. Здесь он работал с дирижерами И.Шерманом, К.Тихоновым, Дж.Садрижигановым, Х. Фазлул-линым, Ф.Мансуровым, И.Лацаничем. Для многих музыкантов, слушателей остались незабываемыми прекрасно исполненные В.В.Праченко сольные партии трубы в опере Дж. Верди «Аида», в балетных спектаклях П. Чайковского «Лебединое озеро», «Щелкунчик».

Знаменательной для Владимира Васильевича, всего коллектива оперного театра, музыкальной культуры Татарстана, стала постановка в Казани 17 февраля 1965 года оперы Д.Д.Шостаковича «Катерина Измайлова». До сих пор нам, тогда студентам консерватории, памятен этот уникальный спектакль, восстановленный после незаслуженного забвения. Сохранились автографы, подаренные Владимиру Васильевичу Праченко после спектакля композитором Д.Д.Шостаковичем и дирижером И.Э.Шерманом: «Дорогому Владимиру Васильевичу Праченко на добрую память».

Важным переломным событием в судьбе Владимира Васильевича Праченко стал 1966 год -период образования Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан во главе с выдающимся дирижером современности народным артистом СССР, профессором Натаном Григорьевичем Рахлиным. Этому коллективу верой и правдой Владимир Васильевич Праченко служил 23 года (1966-1989 гг.) Можно смело утверждать, что Владимир Васильевич Праченко - один из первых музыкантов, кто стоял у истоков современного симфонического исполнительского искусства в Татарстане.

С Государственным симфоническим оркестром связаны профессиональные достижения в исполнительстве на трубе Владимира Васильевича Праченко, которые приобрели статус особо значимых событий не только для музыкальной культуры Казани, Татарстана, но и для музыкальной культуры всей страны. По этому поводу Н.Г.Рахлин отмечал: «В.В.Праченко в настоящее время, безусловно, солист всесоюзного масштаба и может быть причислен к небольшому числу артистов, украшающих самые престижные симфонические коллективы СССР» (1977) .

А.Скрябин «Поэма экстаза», дирижёр Натан Рахлин, соло трубы - Владимир Праченко

Что же могло столь удивить Н.Г.Рахлина - этого выдающегося дирижера ХХ века, умудренного колоссальным оркестровым опытом маэстро в исполнительстве В.В.Праченко-трубача. Во-первых, это безупречное, мастерское владение В.В.Праченко «техникой певучего тона», необыкновенно мягким тембром, красочным, звуком, сравнимым только лишь с человеческим голосом, своеобразным итальянским «бельканто». Во-вторых, что не могло не восхищать Н.Г.Рахлина в игре В.В.Праченко -это редко встречающийся в современной исполнительской практике, «проченковский» природный талант продолжительности звучания его трубы на одном - «цепном» дыхании, позволявшем, как свидетельствуют аудио записи, музыканту безупречно справляться с длинными, глубокими по содержанию и смыслу музыкальными фразами. И, в-третьих, Н.Г.Рахлин, как замечательный знаток и исполнитель на духовых инструментах, несомненно, не мог на репетициях и концертах не восхищаться широким «рабочим» диапазоном В.В.Праченко-трубача, его редчайшей исполнительской стабильностью, безупречной, «безкиксовой» артикуляционной техникой, способствовавших выразительному, четкому, ясному, убедительному высокохудожественному исполнению.

В Государственном симфоническом оркестре Татарстана, по отзывам современников, музыкальных критиков, Владимиру Васильевичу Праченко блестяще удавались исполнения труднейших соло трубы, в «Поэме экстаза» А.Скрябина (1977, 1978, 1984, 1985 гг.), в «Концерте» Д.Шостаковича № 1 для фортепиано с солирующей трубой (1970, 1972, 1975, 1978, 1982, 1986 гг.); в Симфонии №2 для трубы и струнного оркестра А.Оннегера (1970), в «Концерте» для трубы, вибрафона, контрабаса, фортепиано и оркестра А. Эшпая (1982), в двойном «Концерт» для трубы и фортепиано с оркестром ленинградского композитора А.Затина (1989); он блестяще исполнял партию первой трубы в многочисленных произведениях русских, зарубежных и отечественных композиторов, в произведениях композиторов Татарстана, Чувашии, Мордовии, Удмуртии, Республики Марий Эл.

Кроме того В.В.Праченко участвовал в фондовых записях симфонического оркестра на радио, исполняя партию первой трубы в симфониях, симфонических произведениях Г.Берлиоза, Дж.Верди, П.Чайковского, А.Лядова, М.Мусоргского, В.Калинникова, Н.Жиганова, С.Сайдашева, М. Музаффарова, А.Ключарева, А.Лемана, Ф.Ахметова, А.Монасыпова, А.Луппова, Л.Любовского, А.Миргородского, Р.Ка-лимуллина, Б.Мулюкова, Б.Трубина, З.Хабибуллина, Ш.Шарифуллина, Ш.Тимербулатова и многих других композиторов. По времени - это около 40 часов чистого звучания симфонического оркестра.

За годы работы в Государственном симфоническом оркестре Татарстана, В.В.Праченко познакомился с творческими, исполнительскими принципам многих отечественных дирижеров: Н.Рах-лина, И.Шермана, Л.Волкова, Ф.Мансурова, Р.Мартынова, Эдв. Чивженя, Р.Салаватова, А.Монасыпова, Ф. Сепкулова, С.Калагина, И.Лапинша, В.Куценко, В.Венедиктова, Г.Провоторова, М.Павермана, В. Дударовой, Т.Ахметова, В.Васильева, А. Тихонова, Ю.Николаевского, с творческими принципами зарубежных дирижеров: Отто Вернер Мюллера (Канада), Ференца Береша (Венгрия), Иото Тоямы (Япония), Ф. Ромейро (Филиппины) и др.

Несомненно, самое яркое впечатление В.В.Праченко этого периода - творческое общение с Н.Г.Рахлиным. И здесь нельзя не привести слова В.В. Праченко, сказанные им в одной из бесед с ведущим музыковедом Казанской консерватории, кандидатом искусствоведения, профессором Лидией Алексеевной Федотовой: «Для нас, оркестрантов, общение с Н.Г.Рахлиным было отличной шко-

лой. Он прекрасно знал оркестр, т.к. владел многими инструментами - от скрипки до кларнета и тромбона. У него был потрясающе острый слух и феноменальная память. А главное - Н.Г.Рахлин был гениальный музыкант. Он властно вовлекал нас, оркестрантов, в свое слышание партитуры. Концерты были для нас праздником. А как многому он нас учил! Как многое мы открыли для себя под его руководством. Мы переиграли, наверное, все симфонии П.Чайковского - любимого его композитора, романтиков Г.Берлиоза и Р.Вагнера, классиков Л.Бетховена и Й.Гайдна. На концертах в Москве и Ленинграде местные музыканты удивлялись, с каким блеском наш молодой оркестр справлялся с труднющими партитурами (в том числе в партиях духовых инструментов) Р.Вагнера».

После концерта на КамАЗе: тромбонист Давид Шапиров, дирижер Натан Рахлин, трубач Владимир Праченко, певец Гали Ильясов (1976 г.)

Многие музыкальные критике отмечали, что Натан Григорьевич Рахлин по-отечески, особо внимательно относился к Праченко-трубачу, как исполнителю сложнейших сольных и оркестровых партий. И на вопрос ЛАФедотовой, заданный В.В.Праченко: «Говорят, Натан Григорьевич любил Вас?», Владимир Васильевич ответил: «Да, Натан Григорьевич хорошо относился ко мне, можно даже сказать по-дружески. Однажды, будучи у меня в гостях, он попросил гитару и... сыграл «Болеро» М.Равеля (как он сказал - в подарок моей дочери - имениннице). Играл самозабвенно и виртуозно! Такое не забывается».

И неслучайно, когда умер Н.Г.Рахлин, в 1979 году, В.В.Праченко вместе с коллегами - оркестрантами-скрипачами Г.Крушельницким и Н.Гельфандом (Русиным) выполнил свою печальную миссию - проводил своего учителя - Н.Г.Рахлина в последний путь, в г. Киев.

В 1990 году В.В.Праченко был переведен на должность концертмейстера и солиста оркестра государственной телерадиокомпании «Татарстан» под руководство Р.Утея. В этом оркестре он плодотворно работал до 2010 года (последних дней жизни).

В.В.Праченко широко известен как создатель, руководитель и исполнитель брасс-квинтета и хольц-квинтета, различных по составу ансамблей трубачей, с которыми он успешно выступал на музыкальных фестивалях, форумах, пленумах, союзах композиторов.

Владимир Васильевич Праченко ярко проявил себя не только в исполнительской, но и в педагогической деятельности. 48 лет, с 1965 года он успешно преподавал в ССМШ при Казанской консерватории, 21 год, с 1992 года - в консерватории.

Как показывает практика, в своей педагогической деятельности В.В.Праченко опирался на достижения мировых и отечественных духовых исполнительских школы, в том числе, на достижения Казанской духовой исполнительской школы и, в частности, на проверенные многолетним опытом знания и умения, полученные им в классе по специальности, ансамблю, методике своего учителя - А.П.Колпинского, на прогрессивную «колпинскую школу» постановки исполнительского аппарата, особенности звукоизвлечения, артикуляционные принципы и т.д.

Как педагог, В.В.Праченко воспитал целую плеяду замечательных молодых исполнителей -трубачей-солистов, ансамблистов, оркестрантов, среди них: В.Завьялов, Р.Мударисов, А.Фролов, А. Ураскузин, А.Брудзель, В.Захаров, Э.Низамутдинов, Е.Штейн-Миллер, О.Ерёмина, Б.Валеев, А.Андрей-кин и др., которые в настоящее время успешно работают в разных оркестровых и ансамблевых коллективах Татарстана, России в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Известность получила также научно-методическая деятельность В.В.Праченко. Она представлена сборниками мастерски сделанных им переложений для трубы и фортепиано. Среди них, сборник «30 песен и романсов Р.Яхина», включающий, например, романсы «В душе весна», «Белый парус» (для пяти труб и фортепиано), сборник «Ave Maria», состоящий из произведений разных авторов, вышедший из печати в 2005 году. Памятны выступления В.В.Праченко на научно-практических конференциях, в частности, на конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.П.Колпинского, где он прочитал актуальный, проблемный доклад «Колпинский - выдающийся трубач и педагог».

Творческая, исполнительская, педагогическая деятельность В.В.Праченко получила высокое общественное признание. В 1977 году он был удостоен почетного звания «Заслуженный артист Татарстана», в 1985 году он - один из первых музыкантов Государственного симфонического оркестра был удостоен высокого почетного звания «Народный артист Татарстана», за заслуги перед отечеством В.В.Праченко награжден орденом «Знак почета», медалью «Ветерана труда».

Имя В.В.Праченко, как выдающегося деятеля музыкальной культуры, исполнителя и педагога, занесено в «Энциклопедический биографический словарь исполнителей на духовых инструмен-тах»(1995), в «Татарский энциклопедический словарь» (1999).

Таким образом, Владимир Васильевич Праченко - это неординарная, многогранная личность, требующая глубокого осмысления, обращенного как к истокам этого феномена в отечественной духовой исполнительской школе, так и к содержанию, направлениям, влиянию В.В.Праченко на развитие теории и практики современной Казанской духовой исполнительской школы.

УДК 82:7+781

З.Н.Сайдашева

ТВОРЧЕСКИЙ ТАНДЕМ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ В ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЕ

В исследовании данной темы можно выделить два направления. Некоторые проблемы в той или иной степени уже рассматривались в татарском музыкознании, особенно на примере творчества великих поэтов Г.Тукая и М.Джалиля. Первое направление условно названа «музыка в литературе». Речь идет о роли музыки в жизни и творчестве того или иного поэта и писателя; создании литературных произведений, посвященных памяти того или иного композитора; деятельности некоторых поэтов и писателей в качестве либреттистов музыкально-сценических произведений. Второе направление выделено как «литература в музыке». Сюда отнесены музыкальные сочинения композиторов, созданные непосредственно на произведения того или иного поэта и писателя в самых разнообразных жанрах (музыкально-сценические, хоровые, симфонические, вокально-симфонические, инструментальные, песенно-романсные и т.д.), а также произведения, посвященные выдающимся татарским поэтам и писателям.

Ключевые слова: музыка в жизни писателей и поэтов, поэмы и романы о композиторах, отражение образа «Шурале» в творчестве композиторов, поэзия в вокальной музыке, музыкальные произведения.

Zemfira Saidasheva CREATIVE TANDEM OF LITERATURE AND MUSIC IN THE TATAR CULTURE

Two directions could be allocated in this subjectresearch. Some of the aspects were already reviewed in the Tatar musicologyin a varying degree, especially in terms of works of great poets G. Tukai and M. Dzhalil. We will conditionally call the first direction "music in literature" where the main idea is about the music role in life and works of a particular poet or writer; creation of the literary works devoted to memory of a particular composer; activity of some poets and writers as librettists in musical and scenic works. We will allocate the second direction as "literature in music". Here we will sort out the musical compositions of composers supported directly by works of the particular poet or writer in the most various genres (musical and scenic, choral, symphonic, vocal and symphonic, instrumental, song and romancing, etc.) and also the works devoted to memory to of the most outstanding Tatar poets and writers.

Keywords. Love to music of writers and poets, poems and novels about composers, an image of "Shurale" in works of composers, poetry in vocal music, the pieces of music devoted to memory G.Tukai and M.Dzhalil.

Данная тема довольно актуальна и в её исследовании можно выделить несколько направлений. Некоторые из них в той или иной степени уже рассматривались в татарском музыкознании, особенно на примере творчества великих поэтов Г.Тукая1 и М.Джалиля2. Казалось бы, что она исчерпала себя. Однако, на мой взгляд, эта тема будет рассматриваться периодически и с высоты меняю-

1 Дж.Файзи. Тукай hsM музыка./Габдулла Тукай. Шагыйржцец тууына алтмыш ел тулуга багышланган гыйщми сессия мате-риалы. -Казан, 1948. Нигмедзянов М.Тукай и музыка/Габдулла Тукай. Материалы научной конференции и юбилейных торжеств, посвященных 90-летию со дня рождения поэта. - Казань, 1979. - С. 149-157. Исхакова-Вамба Р.А. Тукай и татарская музыка. - Казань, 1997. Сайдашева З.Н. Тукай и творчество татарских композиторов/Наследие Габдуллы Тукая в контексте национальных культур. Материалы Межд. науч.-практ. конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Г.Тукая. - Казань, 2011. С 271 - 274.

2 Исанбет Ю. Муса Джалиль и татарская музыка. - Казань, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.