Научная статья на тему 'О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»'

О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музыкальная звукорежиссура / музыкальный компьютер / музыкально-компьютерные технологии / аудиовизуальные технологии / мультикоптеры / sound engineering / musical computer / music computer technologies / audiovisual technologies / multicopters

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е А. Балабанова, И Б. Горбунова, Д Н. Лукаш, О Л. Ясинская

В статье рассматриваются особенности подготовки слушателей программы повышения квалификации «Технологии создания аудиовизуальных проектов», которая является модулем программы профессиональной переподготовки «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации» и обеспечивает получение слушателями необходимых знаний в области аудиовизуального искусства в процессе подготовки звукорежиссёров, обладающих профессиональными компетенциями в области использования аудиовизуальных технологий в процессе подготовки и реализации творческих проектов их концертной и сценической деятельности. Авторы статьи отмечают, что обязательным условием подготовки современных музыкальных звукорежиссёров является необходимость качественного обучения их процессам управления группой интеллектуальных летательных аппаратов – актуального и перспективного тренда научно-технологического развития в решении широкого круга творческих задач, в том числе и учебных. Особое внимание авторами статьи уделяется необходимости ведения профессиональной деятельности звукорежиссёров в художественно-творческой цифровой образовательной среде, обусловленной, в том числе, процессом развития и становления музыкально-компьютерных технологий (МКТ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON ADVANCED TRAINING PROGRAM “TECHNOLOGIES FOR CREATING AUDIOVISUAL PROJECTS”

The article discusses features of a training program of advancement of qualification “Technologies for the creation of audiovisual projects”, which is a module of the professional development program “Technologies of creation and artistic processing of audio information” and provides students with the necessary knowledge in the field of audiovisual art in the process of training engineers with professional competencies in the use of multimedia technologies in process of training and creative projects of their concert and stage work. The authors of the article note that a prerequisite for the training of modern musical sound engineers is the need for high-quality training in the process of controlling a group of intelligent aircraft – an actual and promising trend of scientific and technological development in solving a wide range of creative tasks, including educational ones. The authors of the article pay special attention to the necessity of conducting professional activities of sound engineers in the artistic and creative digital environment, which is caused, among other things, by the process of development and formation of music computer technologies (MCT).

Текст научной работы на тему «О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»»

Библиографический список

1. Рогаль-Левицкий Д.М. Медные духовые инструмента. Беседы об оркестре. Москва, 1971: 134 - 175.

2. Крючков А.А. Специфика подготовки специалистов в области духовой музыки. Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства: проблемы, перспективы развития. Москва, 2010: 98 - 106.

3. Савин Е.А. Современное искусство игры на трубе: методическое пособие. Москва: Музыка, 2012.

4. Свечков Д.В. Некоторые вопросы начального обучения игре на духовых инструментах. Духовой оркестр. Москва, 1977; Ч. 1, Гл. 3: 63 - 69.

5. Блок О.А. Музыкальное произведение как объект освоения в классах инструменталистов: герменевтический подход. Мир науки культуры, образования. 2020; № 5: 193 - 195.

6. Токмаков В.В. Формирование навыков инструментального музицирования у учащихся ДМШ в классе трубы. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2016.

7. Куров Н.Л. Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков студентов в процессе обучения игре на трубе в вузе культуры и искусств. Автореферат диссертации . кандидата педагогических наук. Москва, 2005.

8. Блок О.А. Сочинительство как проявление целостного музыкально-творческого развития юных учащихся-инструменталистов. Искусство и образование. 2020; № 6: 98 - 104.

9. Докшицер Т. А. Путь к творчеству. Москва: ИД «Муравей», 1999.

References

1. Rogal'-Levickij D.M. Mednye duhovye instrumenta. Besedy ob orkestre. Moskva, 1971: 134 - 175.

2. Kryuchkov A.A. Specifika podgotovki specialistov v oblasti duhovoj muzyki. Pedagogika orkestrovo-ansamblevogo ispolnitel'stva: problemy, perspektivy razvitiya. Moskva, 2010: 98 - 106.

3. Savin E.A. Sovremennoe iskusstvo igry na trube: metodicheskoe posobie. Moskva: Muzyka, 2012.

4. Svechkov D.V. Nekotorye voprosy nachal'nogo obucheniya igre na duhovyh instrumentah. Duhovojorkestr. Moskva, 1977; Ch. 1, Gl. 3: 63 - 69.

5. Blok O.A. Muzykal'noe proizvedenie kak ob'ekt osvoeniya v klassah instrumentalistov: germenevticheskij podhod. Mir nauki kultury, obrazovaniya. 2020; № 5: 193 - 195.

6. Tokmakov V.V. Formirovanie navykov instrumental'nogo muzicirovaniya u uchaschihsya DMSh v klasse truby. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2016.

7. Kurov N.L. Formirovanie muzykal'no-ispolnitel'skih umenij inavykov studentov v processe obucheniya igre na trube v vuze kultury iiskusstv. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2005.

8. Blok O.A. Sochinitel'stvo kak proyavlenie celostnogo muzykal'no-tvorcheskogo razvitiya yunyh uchaschihsya-instrumentalistov. Iskusstvo i obrazovanie. 2020; № 6: 98 - 104.

9. Dokshicer T.A. Put'ktvorchestvu. Moskva: ID «Muravej», 1999.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Balabanova E.A., Manager of Education and Methods Laboratory "Music Computer Technologies", postgraduate, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Gorbunova I.B., Doct. of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Education and Methods Laboratory "Music Computer Technologies",

Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Lukash D.N., sound technician, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Yasinskaya O.L., sound designer of the Education and Methods Laboratory "Music Computer Technologies", postgraduate, Herzen State Pedagogical University

of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

ON ADVANCED TRAINING PROGRAM "TECHNOLOGIES FOR CREATING AUDIOVISUAL PROJECTS". The article discusses features of a training program of advancement of qualification "Technologies for the creation of audiovisual projects", which is a module of the professional development program "Technologies of creation and artistic processing of audio information" and provides students with the necessary knowledge in the field of audiovisual art in the process of training engineers with professional competencies in the use of multimedia technologies in process of training and creative projects of their concert and stage work. The authors of the article note that a prerequisite for the training of modern musical sound engineers is the need for high-quality training in the process of controlling a group of intelligent aircraft - an actual and promising trend of scientific and technological development in solving a wide range of creative tasks, including educational ones. The authors of the article pay special attention to the necessity of conducting professional activities of sound engineers in the artistic and creative digital environment, which is caused, among other things, by the process of development and formation of music computer technologies (MCT).

Key words: sound engineering, musical computer, music computer technologies, audiovisual technologies, multicopters.

Е.А. Балабанова, зав. Учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии», аспирант Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected] Д.Н. Лукаш, звукооператор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

О.Л. Ясинская, звукорежиссёр Учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии», аспирант Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

В статье рассматриваются особенности подготовки слушателей программы повышения квалификации «Технологии создания аудиовизуальных проектов», которая является модулем программы профессиональной переподготовки «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации» и обеспечивает получение слушателями необходимых знаний в области аудиовизуального искусства в процессе подготовки звукорежиссёров, обладающих профессиональными компетенциями в области использования аудиовизуальных технологий в процессе подготовки и реализации творческих проектов их концертной и сценической деятельности. Авторы статьи отмечают, что обязательным условием подготовки современных музыкальных звукорежиссёров является необходимость качественного обучения их процессам управления группой интеллектуальных летательных аппаратов - актуального и перспективного тренда научно-технологического развития в решении широкого круга творческих задач, в том числе и учебных. Особое внимание авторами статьи уделяется необходимости ведения профессиональной деятельности звукорежиссёров в художественно-творческой цифровой образовательной среде, обусловленной, в том числе, процессом развития и становления музыкально-компьютерных технологий (МКТ).

Ключевые слова: музыкальная звукорежиссура, музыкальный компьютер, музыкально-компьютерные технологии, аудиовизуальные технологии, мультикоптеры.

Программа повышения квалификации музыкальных звукорежиссёров «Технологии создания аудиовизуальных проектов», являющейся модулем программы профессиональной переподготовки «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации», которая была подробно рассмотрена нами ранее (см. работу [1]), обеспечивает получение слушателями необходимых знаний в области аудиовизуального искусства.

Практические занятия, разработанные коллективом авторов - сотрудников учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, дают возможность получить навыки работы с видеоконтентом и повысить профессиональный уровень. В модуле раскрывается возможность взаимодействия аудио- и видеоредакторов для создания озвученной видеоработы [2 - 3].

Цель и задачи программы повышения квалификации «Технологии создания аудиовизуальных проектов»

Цель: сформировать комплекс знаний, умений и навыков в области аудиовизуального творчества, отвечающий задачам профессиональной деятельности работников культурно-досуговой деятельности. Особое внимание уделяется необходимости ведения профессиональной деятельности звукорежиссёров в художественно-творческой цифровой образовательной среде, обусловленной, в том числе, процессом развития и становления музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [4 - 5].

Задачи:

Основная задача курса - заложить в ходе обучения такую информационную базу, которая была бы фундаментом для уверенной ориентации в различных профессиональных направлениях и позволила привить слушателю навыки самостоятельного поиска новой информации, необходимой для собственного профессионального роста в условиях бурно развивающейся аудиоиндустрии, а также сформировать техническую грамотность, интуицию и творческий подход при решении разнообразных задач, с которыми будущий специалист неизбежно столкнется в своей профессиональной карьере.

Задачей курса также является обучение слушателя умению проводить зву-ко- и видеозаписи, микширование и экспертные оценки фонограмм на основе целостного анализа с выдачей, в случае необходимости, рекомендаций по их мастерингу или реставрации.

Учебно-тематический план программы «Технологии создания аудиовизуальных проектов»

Тема: «Исторические, эстетические, технологические аспекты создания аудиовизуальных произведений в музыкально-художественных проектах»

Содержание.

Экранная культура вчера, сегодня, завтра. Техника периода немого кино. Радио- и звукозапись. Телевизионная трансляция. Персональные компьютеры. Компьютерная графика и анимация. Компьютерные телекоммуникации и Интернет. Аудиовизуальная художественно-эстетическая активность начала нового тысячелетия.

Тема: «Рабочий процесс создания аудиовизуальных проектов»

Содержание.

Пре-продакшн:

- написание сценария;

- планирование подготовительных этапов (видеосъемка, запись музыкального сопровождения и т.д.).

Продакшн:

- съемка видео;

- запись необходимого музыкального сопровождения;

- импорт дополнительных материалов (музыка, фото, графика, шумы...).

Пост-продакшн:

- монтаж видеопоследовательности посредством выбора, обрезки и добавления видеоклипов;

- применение видеоэффектов, добавление видеопереходов и видеоклипов многослойной подвижной графики;

- создание титров, текстовых блоков и графических элементов;

- добавление аудиоклипов: музыки, дикторского текста, шумов. ;

- формирование звуковой дорожки посредством сведения используемых аудиоклипов и применением спецэффектов и переходов;

- Экспорт готового проекта в файлы для воспроизведения на компьютере, мобильных устройствах, размещения в сети Интернет и др.

Тема: «Типы и форматы аудио- и видеофайлов, программные средства для производства аудиовизуальных проектов»

Содержание.

Контейнеры и кодеки, сжатые и несжатые форматы видео- и аудиофайлов. Программы нелинейного видеомонтажа и подвижной графики: Adobe Premiere Pro, Adobe After Effects, Final Cut Pro, Sony Vegas Pro и др. Программы для многоканальной записи и сведения звука: Adobe Audition, Steinberg Cubase, Avid Pro.

Тематика и описание практических занятий:

- обзор программ нелинейного видеомонтажа и подвижной графики: Adobe Premiere Pro, Adobe After Effects, Final Cut Pro, Sony Vegas Pro и др.;

- обзор программ для многоканальной записи и сведения звука: Adobe Audition, Steinberg Cubase, Avid Pro Tools и др.

Тема: «Знакомство с интерфейсом программ нелинейного видеомонтажа и многоканальных аудиоредакторов»

Содержание.

Знакомство с предустановленными рабочими пространствами интерфейса видеоредакторов Adobe Premiere Pro, Adobe After Effects для решения конкретных задач (редактирования, цветокоррекции, экспорта готового проекта и т.д.). Функциональность основных (Проект "Project", Монтажный стол "Timetline", Источник "Sourse", Программа "Program" и др.) и дополнительных окон и панелей инструментов. Знакомство с предустановленными рабочими пространствами интерфейса многоканального аудиоредактора Adobe Audition. Освоение процессов записи, редактирования, обработки эффектами и сведения аудиосигналов.

Тематика и описание практических занятий:

- познакомиться с предустановленными рабочими пространствами интерфейса видеоредакторов Adobe Premiere Pro, Adobe After Effects для решения конкретных задач (редактирования, цветокоррекции, экспорта готового проекта и тд);

- организация первого тестового проекта;

- настройка программы для реализации художественного замысла.

Тема: «Получение видеоконтента с помощью аэросьемки с мультикоп-

теров»

Содержание.

Современные технологии, обеспечившие безопасность и управляемость полетов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА): спутниковые системы навигации GPS/ГЛОНАСС; технология производства Li-Po аккумуляторов с эффективным соотношением электрическая емкость/масса; миниатюризация электронных компонентов (микроконтроллеры).

Преимущества мультикоптеров как платформы для видеокамер перед традиционно используемыми в видеопроизводстве кранами, тележками, вертолетами и пр. Предполетная подготовка мультикоптера, понятие "No Fly Zone". Полетные техники и оптимальные установки управления трехосевым подвесом видеокамеры для съемки кинематографичных кадров.

Тематика и описание практических занятий:

- осуществление пробной записи видеоконтента с помощью аэросьемки с мультикоптеров;

- анализ механизмов формирования видеоконтента, выявление наиболее актуальных ракурсов для реализации художественного замысла;

- запись, сохранение, воспроизведение видеоконтента.

Тема: «Теория и практика видеомонтажа, подвижная графика и анимация»

Содержание.

Монтаж - основное средство донести до зрителей главную идею фильма. Суть монтажа - сборка фильма из отдельных фрагментов-"исходников" (видео, музыка, шумы, графика и др.). Способы монтажа: хронологический, параллельный, сравнительный (ассоциативный), ритмический и др. Монтажные планы по масштабам (относительно фигуры человека):

- деталь (в кадре помещается только часть человеческого лица);

- крупный (голова человека занимает почти все пространство экрана);

- средний (фигура человека по пояс, по колени);

- общий (фигура человека в полный рост занимает почти весь кадр);

- дальний (фигура человека занимает небольшое пространство кадра, примерно одну десятую его часть).

Комфортная "склейка" планов по крупности - через один, а также крупный план и деталь, общий и дальний планы. Использование "перебивок". Композиция кадра. Правило "третей".

Монтажный стол "Timeline" - основное окно видеоредактора для монтажа и редактирования изображения и звука. Масштабирование и панорамирование изображения. Анимация изображения с использованием ключевых кадров.

Тематика и описание практических занятий:

- раскадровка небольшого видеофрагмента;

- нарезка и монтаж аудио- и видеофрагментов;

- подбор элементов (видео, шум, музыка, графика) для составления анимационного ряда;

- отбор удачных дублей;

- монтаж готового произведения, рендеринг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тема: «Принципы создания звукового сопровождения для аудиовизуального произведения»

Содержание.

Создание звуковой дорожки проекта как в специализированном аудиоре-дакторе (например, Adobe Audition), так и средствами встроенного в видеоредактор Adobe Premiere Pro аудиомикшера. Функциональность аудиомикшера "Audio Mixer" программы Adobe Premiere Pro:

- запись дикторского текста;

- произвольное применение аудиоэффектов к дорожкам;

- возможность формирования подгрупп для применения одного эффекта к выбранным дорожкам;

- управление уровнем громкости и пространственным панорамированием дорожек;

- сведение нескольких дорожек для формирования необходимого звучания. Звук в кадре и за кадром, шумовые и музыкальные акценты на монтажных переходах.

Тематика и описание практических занятий:

- создать звуковую дорожку проекта в специализированном аудиоредак-торе на выбранную тему;

- записать дикторский текст «за кадром»;

- осуществить панорамирование дорожек;

- осуществить сведение нескольких дорожек для формирования необходимого звучания.

Тема: «Использование инструментов для двухмерного и трехмерного композитинга в видеоредакторах Adobe Premiere Pro, Adobe After Effects»

Содержание.

Программа Adobe After Effects - стандарт в области создания анимационной графики и визуальных эффектов. Инструменты для двухмерного и трехмерного композитинга, коллекция видеоэффектов. Создание анимированного текста, анимационной графики, различных визуальных эффектов.

Индустрия готовых видеопроектов. Готовые проекты для программ Adobe Premiere Pro, Adobe After Effects и др. Шаблоны для создания коротких, динамичных, эффектных видео определенной тематики. Популярные темы проектов:

- музыкальные - эффектная презентация песни или исполнителя;

- заставки - используются в начале или в конце готового видео;

- слайдшоу - чаще всего используется для демонстрации подборок фотографий;

- лого - короткое видео с демонстрацией картинки-логотипа;

- бизнес проекты - могут быть в виде презентаций, слайдов, инфографи-ки и др.;

- спортивные (новогодние и др.) - для оформления видео в выбранном стиле;

- коллажные - для создания фотоколлажа на заданную тему;

- переходы - размещаются для связывания между двумя видео.

Тематика и описание практических занятий:

- рассмотреть готовые пресеты обработки двухмерного и трехмерного композитинга в видеоредакторах Adobe Premiere Pro, Adobe After Effects;

- создать пресет обработки коротких, динамичных, эффектных видео выбранной тематики;

- презентовать проект с учетом его художественного замысла.

Тема: «Экспорт смонтированного фильма в выбранных форматах. Способы публикации и представления аудиовизуальных произведений»

Содержание.

Современные контейнеры и кодеки для сжатия видео- и аудиоинформации. Параметры видео: Разрешение, Соотношение сторон кадра, Частота следования кадров, Скорость потока видео- и аудиоданных. Выбор форматов экспорта проекта для воспроизведения на компьютере, мобильных устройствах, размещения в сети Интернет. Экспорт проекта из видеоредактора Adobe Premiere Pro средствами встроенной программы Adobe Media Encoder.

Тематика и описание практических занятий:

- проанализировать современные контейнеры и кодеки для сжатия видео- и аудиоинформаци;

- выбор наиболее актуальных форматов экспорта проекта;

- выгрузка проекта в сеть Интернет;

- размещение проекта на актуальном ресурсе.

Пояснение: создание аудиовизуального проекта с помощью профессиональных программ двухмерного и трехмерного композитинга в видеоредакторах Adobe Premiere Pro, Adobe After Effects с учетом внешних плагинов обработки, технических возможностей, уровня художественного осмысления задумки режиссера, задачи, решаемой в ходе реализации проекта.

Форма и методы контроля знаний слушателей программы повышения квалификации «Технологии создания аудиовизуальных проектов»

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета, который состоит из двух этапов - теоретического и практического:

В практической части слушатели представляют работу в проекте (видеоряд с аудиоэффектами). Критерии оценки работы содержат в себе соблюдение основных правил создания аудиовизуального проекта. При оценке демонстрации работы учитываются: соблюдение стилевых особенностей проекта, качество обработки аудиотрека и видеоматериала, художественное содержание аудиовизуального проекта.

Примерные темы проектов:

1. Презентация видеоконтента с помощью аэросъемки с мультикоптеров.

2. Презентация проекта с использованием подвижной графики и анимации.

3. Презентация проекта, выполненного в видеоредакторе Adobe Premiere

Pro.

4. Презентация проекта, выполненного в видеоредакторе Adobe After Effects.

Вторая часть итогового контроля знаний - теоретическая. Слушатели дают ответ на теоретический вопрос, выявляющий уровень сформированности соответствующих профессиональных и информационных компетенций слушателей.

Примерный перечень вопросов к зачету по программе повышения квалификации «Технологии создания ' аудиовизуальных проектов»:

1. В чем суть термина "проект" для программы Adobe Premiere Pro?

2. Почему окно «Монтажный стол» (Timeline) можно назвать самым главным в видеоредакторе?

3. Для каких функций в видеоредакторе служат окна «Программа» (Program) и «Источник» (Sourse)?

4. Какие виды дорожек создаются в окне «Монтажный стол»? Какие режимы дорожек возможны?

5. Какие бывают типы переходов в программе Adobe Premiere Pro? Для чего применяют переходы?

6. Какие настройки есть у переходов? В каких окнах их можно изменять?

7. Какие типы титров позволяет создавать редактор титров программы Adobe Premiere Pro?

8. Что такое ключевые кадры? Для чего они используются?

9. В каких окнах видеоредакторов Adobe Premiere Pro и Adobe After Effects можно управлять параметрами применяемых эффектов?

10. Возможно ли применять несколько эффектов одновременно к одному клипу?

11. Какие возможны способы изменения уровня громкости и панорамы аудиодорожек программы Adobe Premiere Pro?

12. При каких условиях мультикоптер способен запомнить "домашнюю" точку при взлете?

13. Почему подъем снимающей камеры мультикоптера может быть ограничен тридцатью градусами над уровнем горизонта?

14. Чем отличаются кодеки сжатия видео H.264 и H.265?

Критерии оценивания ответов слушателей

Шкала Критерии

«зачтено» Слушатель демонстрирует глубокое и прочное усвоение изучаемого материала; способен правильно использовать в речи терминологию курса и формулировать определения; может грамотно и последовательно изложить теоретический материал; делает обоснованные выводы по изучаемому материалу; при выполнении практической части соблюдены стилевые особенности проекта, поддерживается качество обработки аудиотрека и видеоматериала, художественное содержание аудиовизуального проекта

«незачтено» Слушатель демонстрирует незнание значительной части программного материала; не владеет понятийным аппаратом дисциплины; не способен делать выводы по излагаемому материалу

На примере реализации программы повышения квалификации «Технологии создания аудиовизуальных проектов» рассматриваются новые грани подготовки звукорежиссёров в системе дополнительного профессионального образования, как то: моделирование процесса музыкального творчества [6 - 9], музыкальное программирование [10 - Ii], акустика и психоакустика [12 - 15], методологические и технологические аспекты компьютерного музыкального творчества [16 - 19], математические методы в науке о музыке [20 - 22], информационные технологии в современном художественно-эстетическом и образовательном пространстве [23 - 25] и многое другое. Большое внимание в подготовке профессиональных звукорежиссёров уделяется также изучению возможностей использования в их творческой и практической деятельности групп интеллектуальных летательных аппаратов - этого актуального и перспективного тренда научно-технологического и прорывного развития в решении широкого круга звукорежиссёр-ских задач в различных сферах профессиональной деятельности «технического» и музыкального режиссёра, способного вести свою профессиональную деятельность в самых разных условиях (на открытых площадках, в концертных залах с многотысячной аудиторией слушателей, на театральных спектаклях, в концертных залах творческих вузов и др.) [26 - 29].

Все эти и многие другие вопросы, содержащиеся в программе повышения квалификации «Технологии создания аудиовизуальных проектов», разработанной сотрудниками учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена и реализуемой на её технической базе силами научно-педагогического сообщества УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии», а также ряда преподавателей Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова и сотрудников различных звукозаписывающих студий Санкт-Петербург достигается необходимый уровень обучения слушателей-звукорежиссёров в процессе реализации всех учебных и практических задач, в ходе подготовки современных музыкальных звукорежиссёров, осуществляющих свою деятельность в рамках очень разнообразных творческих и технологических проектов.

Авторами статьи в процессе трёхлетней профессионально-практической и исследовательской деятельности, включающей констатирующий, поисковый и формирующий этапы (рассмотрению вопросов, связанных с обсуждением полу-

ченных в результате эксперимента данных, будет посвящена отдельная статья; включающая подробное рассмотрение содержательных аспектов программы и проблем организации образовательного процесса) реализации программы повышения квалификации «Технологии создания аудиовизуальных проектов», было установлено, что для последовательного формирования ключевых компетенций

Библиографический список

звукорежиссёра необходимо включать в процесс подготовки и переподготовки звукорежиссёров различные творческие мероприятия как в традиционном форме, так и проведение их в онлайн-формате, в том числе с использованием муль-тикоптеров в качестве летающей платформы для создания элементов сценографии в различного рода шоу на открытых и закрытых площадках.

1. Балабанова Е.А., Горбунова И.Б. О программе профессиональной переподготовки «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации». Мир науки, культуры, образования. 2020; № 5 (84): 204 - 207.

2. Горбунова И.Б., Заливадный М.С, Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

3. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (ЭЭ): 55 - 64.

4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в системе современного музыкального воспитания и образования. Педагогика и психология, культура и искусство: материалы VII Международной научно-практической конференции. Климовск, 2013: 7 - 12.

5. Беличенко B.B., Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий в обучении музыкантов информатике (в условиях перехода на новые образовательные стандарты): монография. Cанкт-Петербург, 2012.

6. Горбунова И.Б., Чибирев C.B. Музыкально-компьютерные технологии и проблема моделирования процесса музыкального творчества. Региональная информатика «РИ-2014»: материалы XIV Cанкт-Петербургской Международной конференции. 2014: 293 - 294.

7. Горбунова И.Б., Чибирёв C.B. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Cанкт-Петербург, 2012.

8. Горбунова И.Б., Чибирёв C.B. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014; № 168: 84 - 93.

9. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю., Чибирев C.B. Моделирование процесса музыкального творчества с использованием музыкально-компьютерных технологий. Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

10. Горбунова И.Б. Музыкальное программирование, или программирование музыки и музыкально-компьютерные технологии. Теория и практика общественного развития. 2015; № 7: 213 - 218.

11. Горбунова И.Б., Заливадный М.С, Кибиткина ЭБ. Музыкальное программирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 - Педагогическое образование. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Cанкт-Петербург, 2012.

12. Горбунова И.Б. Музыкальный звук: методические аспекты толкования. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 4: 95 - 100.

13. Белов Г.Г, Горбунова И.Б. Новый инструмент музыканта. Общество: философия, история, культура. 2015; № 6: 135 - 139.

14. Горбунова И.Б. Акустические знания музыканта в современном медиаобразовательном пространстве: истоки проблемы и перспективы развития. Инновационные технологии в медиаобразовании: сборник научных статей по материалам II Bсероссийской научно-практической конференции. 2014: 21 - 24.

15. Горбунова И.Б. Архитектоника звука: монография. Cанкт-Петербург, 2014.

16. Горбунова И.Б., Заливадный М.С Экспериментальная эстетика: композиционные и педагогические проблемы современного этапа компьютерного музыкального творчества. Теория и практика общественного развития. 2014; № 21: 289 - 293.

17. Горбунова И.Б. Методические аспекты толкования функционально-логических закономерностей музыки и музыкально-компьютерные технологии: системы музыкальной нотации. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 10: 69 - 77.

18. Горбунова И.Б., Панкова А.А. Компьютерная музыка. Компьютерное музыкальное творчество: учебное пособие. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Cанкт-Петербург, 2013; Т. 1.

19. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука: учебное пособие. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Cанкт-Петербург, 2016; Т. 2.

20. Горбунова И.Б. О Юрии Николаевиче Рагсе. Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926 - 2012): сборник научных статей. Cанкт-Петербург, 2015: 15 - 20.

21. Горбунова И.Б., Заливадный М£. О математических методах в исследовании музыки и подготовке музыкантов. Проблемы музыкальной науки. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

22. Горбунова И.Б., Заливадный М.С, Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования. Научное мнение. 2014; № 8: 238 - 249.

23. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании. Современное музыкальное образование-2011: материалы международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Cанкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова. Cанкт-Петербург, 2011: 18 - 24.

24. Горбунова И.Б. Информационные технологии в художественном образовании. Философия коммуникации: интеллектуальные сети и современные информационно-коммуникативные технологии в образовании. Cанкт-Петербург, 2013: 192 - 202.

25. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № Special Edition 24: 360 - 375.

26. Биард РУ, МакЛейн Т.У Малые беспилотные летательные аппараты: теория и практика. Москва: «Техносфера», 2015.

27. Моисеев B.C. Групповое применение беспилотных летательных аппаратов. Казань: «Школа», 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Абросимов B.K Коллективы интеллектуальных летательных аппаратов. Москва: ИД «Наука», 2017.

29. Догерти М. Дроны. Первый иллюстрированный путеводитель по БПЛА. Москва: Издательство «Э», 2017.

References

1. Balabanova E.A., Gorbunova I.B. O programme professional'noj perepodgotovki "Tehnologii sozdaniya i hudozhestvennoj obrabotki zvukovoj informacii". Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 5 (84): 204 - 207.

2. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.

3. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.

4. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme sovremennogo muzykal'nogo vospitaniya i obrazovaniya. Pedagogika ipsihologiya, kul'tura i iskusstvo: materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Klimovsk, 2013: 7 - 12.

5. Belichenko V.V., Gorbunova I.B. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v obucheniimuzykantov informatike (v usloviyah perehoda na novye obrazovatel'nye standarty): monografiya. Sankt-Peterburg, 2012.

6. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i problema modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Regional'nayainformatika "RI-2014": materialy XIV Sankt-Peterburgskoj Mezhdunarodnoj konferencii. 2014: 293 - 294.

7. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: kprobleme modelirovaniya processa muzykal'nogo tvorchestva. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2012.

8. Gorbunova I.B., Chibirev S.V. Komp'yuternoe modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2014; № 168: 84 - 93.

9. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu., Chibirev S.V. Modelirovanie processa muzykal'nogo tvorchestva s ispol'zovaniem muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; № 4 (75): 16 - 24.

10. Gorbunova I.B. Muzykal'noe programmirovanie, ili programmirovanie muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. 2015; № 7: 213 - 218.

11. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Kibitkina 'E.V. Muzykal'noe programmirovanie: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayuschihsya po napravleniyu 050100 - Pedagogicheskoe obrazovanie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2012.

12. Gorbunova I.B. Muzykal'nyj zvuk: metodicheskie aspekty tolkovaniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 4: 95 - 100.

13. Belov G.G., Gorbunova I.B. Novyj instrument muzykanta. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2015; № 6: 135 - 139.

14. Gorbunova I.B. Akusticheskie znaniya muzykanta v sovremennom mediaobrazovatel'nom prostranstve: istoki problemy i perspektivy razvitiya. Innovacionnye tehnologii v mediaobrazovanii: sbornik nauchnyh statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2014: 21 - 24.

15. Gorbunova I.B. Arhitektonika zvuka: monografiya. Sankt-Peterburg, 2014.

16. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. 'Eksperimentai'naya 'estetika: kompozicionnye i pedagogicheskie problemy sovremennogo 'etapa komp'yuternogo muzykal'nogo tvorchestva. Teoriya i prakiika obschestvennogo razvitiya. 2014; № 21: 289 - 293.

17. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 10: 69 - 77.

18. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka. Komp'yuternoe muzykal'noe tvorchestvo: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2013; T. 1.

19. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka: uchebnoe posobie. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2.

20. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.

21. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S. O matematicheskih metodah v issledovanii muzyki i podgotovke muzykantov. Problemy muzykal'noj nauki. 2013; № 1 (12): 264 - 268.

22. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Kompleksnaya model' semanticheskogo prostranstva muzyki i perspektivy vzaimodejstviya muzykal'noj nauki i sovremennogo muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchnoe mnenie. 2014; № 8: 238 - 249.

23. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v sovremennom muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoe muzykal'noe obrazovanie-2011: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A.I. Gercena, Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. N.A. Rimskogo-Korsakova. Sankt-Peterburg, 2011: 18 - 24.

24. Gorbunova I.B. Informacionnye tehnologii v hudozhestvennom obrazovanii. Filosofiya kommunikacii: intellektual'nye seti i sovremennye informacionno-kommunikativnye tehnologii v obrazovanii. Sankt-Peterburg, 2013: 192 - 202.

25. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol. 35, № Special Edition 24: 360 - 375.

26. Biard R.U., MakLejn T.U. Malye bespilotnye letatel'nye apparaty: teoriya ipraktika. Moskva: «Tehnosfera», 2015.

27. Moiseev V.S. Gruppovoe primenenie bespilotnyh letatel'nyh apparatov. Kazan': «Shkola», 2017.

28. Abrosimov V.K. Kollektivy intellektual'nyh letatel'nyh apparatov. Moskva: ID «Nauka», 2017.

29. Dogerti M. Drony. Pervyjillyustrirovannyjputevoditel'poBPLA. Moskva: Izdatel'stvo «'E», 2017.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

УДК 378

Balabanova E.A., Manager of Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Goncharova M.S., methodist, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected] Pankova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior researcher, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL RETRAINING PROGRAM "DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN MUSIC AND MUSIC EDUCATION": ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR IMPLEMENTATION. The article discusses the organizational and pedagogical conditions for the implementation of professional retraining programs for teachers of music disciplines in the direction of "Distance educational technologies in music and music education" with the use of music computer technologies (MCT), developed and implemented at the level of additional professional education in the educational and methodological laboratory "Music and Computer Technologies" of the Russian State Pedagogical University n.a. A.I. Herzen. The authors of the article pay special attention to the need to create an appropriate high-tech creative educational environment for a teacher-musician who carries out his professional activity in the context of digitalization of education, the implementation of distance educational technologies and e-learning.

Key words: distance education technologies, music computer technologies, music education.

Е.А. Балабанова, зав. Учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

М.С. Гончарова, ст. методист Учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected] А.А. Панкова, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКЕ И МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия реализации программ профессиональной переподготовки преподавателей музыкальных дисциплин по направлению «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании» с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ), разработанной и реализуемой на уровне дополнительного профессионального образования в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Особое внимание авторами статьи уделяется необходимости создания соответствующей высокотехнологичной творческой образовательной среды для преподавателя-музыканта, осуществляющего свою профессиональную деятельность в условиях цифровизации образования, реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование.

Программа профессиональной переподготовки «Дистанционные образовательные технологии в музыке и музыкальном образовании» направлена на получение слушателями компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере применения дистанционных образовательных технологий в музыке и музыкальном образовании.

Программа разработана на основе профессиональных стандартов «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»,

«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и требований ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование» к результатам освоения образовательных программ.

В процессе реализации программы у слушателей формируются следующие компетенции, предусматриваемые ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) и соответствующие им способности выполнять трудовые функции и действия, предусматриваемые профессиональными стандартами:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.