УДК 378
Balabanova E.A., Manager of the Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia
(St. Petersburg, Russia), E-mail: umlmktlab@gmail.com
Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of the Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies",
Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru
ABOUT THE PROFESSIONAL RETRAINING PROGRAM "TECHNOLOGIES FOR CREATING AND ARTISTIC PROCESSING OF AUDIO INFORMATION".
The article discusses features of forming training programs for sound engineers using music and computer technologies. On a concrete example of the implementation of the professional retraining program "Technologies for Creating and Artistic Processing of Audio Information", the researchers consider the stages of training a sound engineer in the framework of a system developed and implemented at the level of additional professional education in the Education and Methods Laboratory Music Computer technologies at the Herzen State Pedagogical University of Russia. The authors pay special attention to the need to conduct professional activities of sound engineers in the artistic and creative digital environment, due, among other things, to the process of development and formation of the art of performing on electronic musical instruments (EMI). The authors of the article note that in order to consistently form the key competencies of a sound engineer, it is necessary to include various creative activities in the process of training and retraining sound engineers, both in the traditional form and in the online format; the article considers the possibilities of organizing the process of training sound engineers in computer musical creativity in a digital environment in the context of the implementation of distance educational technologies.
Key words: sound engineering, musical computer, music computer technologies.
Е.А. Балабанова, зав. Учебно-методической лабораторией «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного
педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: umlmktlab@gmail.com
И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии»
Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru
О ПРОГРАММЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ «ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ ЗВУКОВОЙ ИНФОРМАЦИИ»
В статье рассматриваются особенности формирования программ для обучения звукорежиссёров с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ). На конкретном примере реализации программы профессиональной переподготовки «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации» рассматриваются этапы подготовки звукорежиссёра в рамках системы, разработанной и реализуемой на уровне дополнительного профессионального образования в учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. Особое внимание авторами статьи уделяется необходимости ведения профессиональной деятельности звукорежиссёров в художественно-творческой цифровой образовательной среде, обусловленной, в том числе, процессом развития и становления искусства исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах (ЭМИ). Авторы статьи отмечают, что для последовательного формирования ключевых компетенций звукорежиссёра необходимо включать в процесс подготовки и переподготовки звукорежиссёров различные творческие мероприятия как в традиционном виде, так и проведение их в онлайн-формате; рассматриваются возможности организации процесса обучения звукорежиссёров компьютерному музыкальному творчеству в цифровой среде в условиях реализации дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова: звукорежиссура, музыкальный компьютер, музыкально-компьютерные технологии.
Реализация процесса обучения звукорежиссёров проводится в УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ имени А.И. Герцена, где разработана система профессиональной переподготовки «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации» и программы повышения квалификации звукорежиссёров с высшим и средним профессиональным образованием, среди которых «Музыкальная звукорежиссура», «Компьютерное музыкальное творчество», «Технологии создания аудиовизуальных проектов», «Цифровые технологии в современной концертной практике», «Музыкальная информатика». Все перечисленные программы повышения квалификации являются модулями программы профессиональной переподготовки «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации».
Особое внимание уделяется ведению профессиональной деятельности в художественно-творческой цифровой образовательной среде (см., например, работы [1 - 7]), включая процесс обучения звукорежиссёров с ограниченными возможностями здоровья по зрению [8 - 10]. Развитию звукорежиссуры в значительной степени способствует становление искусства исполнительского мастерства на электронных музыкальных инструментах - современных ЭМИ [11 - 12].
Рассмотрим особенности построения программы профессиональной переподготовки «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации».
1. Общая характеристика программы
Программа «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации» направлена на получение слушателями компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере технологий создания и художественной обработки звуковой информации с использованием современных информационных технологий (ИТ).
Программа разработана на основе требований «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС)» (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии») к должностям «Звукорежиссер» и «Музыкальный оформитель».
В процессе реализации программы у слушателей формируются следующие компетенции, предусматриваемые ФГОС Во по направлению 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, и соответствующие им способности выполнять трудовые функции и действия, предусматриваемые профессиональным стандартом:
Программа «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации» предназначена для слушателей, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, чья профессиональная деятельность связана работой в области культурно-досуговой сферы.
Современное общество предъявляет принципиально новые требования к специалистам культурно-досуговой сферы, в обязанности которых входит обеспечение качественного технического сопровождения и создания условий для поддержки высокого художественного уровня проводимых мероприятий. В современных условиях одним из основных требований к деятельности специалиста, оказывающего широкий спектр услуг населению в области культурно-досуговой сферы, является необходимость осуществления быстрого поиска информации и принятия корректных решений в динамично меняющихся условиях проведения мероприятий. Знание основ музыкальной звукорежиссуры, музыкальной информатики, технологий создания аудиовизуальных проектов, владение широким спектром цифровых технологий, используемых в современной концертной практике, сформированные навыки использования МКТ и современных ИТ в музыке являются обязательными квалификационными характеристиками для специалистов социально-культурной сферы.
Социально-культурная сфера в последние десятилетия одна из самых динамично развивающихся. Потому повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов социально-культурной деятельности должна учитывать тенденции развития общества, а содержание образования - корректироваться с учётом динамики изменений, происходящих в социально-культурной сфере.
Современные цифровые и информационно-коммуникационные технологии, наряду с МКТ привлекают внимание, как профессионалов, так и любителей музыки, которые всё шире используют их в своей профессиональной деятельности, что делает обучение владению ими особенно актуальным.
Организация информационной образовательной среды с использованием современных МКТ и ИТ - это неотъемлемый компонент подготовки специалиста [13 - 15]. Анализируя роль и значение ИТ, МКТ, ЭМИ для подготовки специалистов социально-культурной сферы, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что значение этих технологий в ближайшем будущем будет быстро возрастать. Именно им принадлежит сегодня определяющая роль в области образования звукорежиссёров[16 - 17].
Код (ОПК) Компетенция Код ТФ Трудовая функция (и трудовое действие)
ОПК-2 Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности • Осуществляет музыкальное оформление фильма в соответствии с художественным замыслом. • Участвует в записи музыкального материала. • Осуществляет контроль за качеством звучания фонограмм в спектаклях (концертах, представлениях) текущего репертуара. • Участвует в подготовке новых и возобновляемых постановок под руководством режиссера-постановщика и музыкального руководителя создает с использованием технических средств звуковой образ спектакля. • Монтирует музыкальные фонограммы
ОПК-3 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности • Разрабатывает совместно с кинорежиссером, а при написании оригинальной музыки и композитором характер музыкального оформления будущего фильма. • Участвует в обеспечении фонограммами репетиционного процесса. • Участвует в утверждении готовой оригинальной музыки. • Производит подбор и компиляцию необходимого для фильма материала. • Производит подготовку музыкального материала для звукозаписи в установленные сроки и обеспечивает его художественное качество
Предлагаемая структура учебной деятельности позволит слушателям больше сосредоточиться на специальных музыкально-теоретических вопросах и творческой деятельности, расширить свои представления о новейших направлениях в музыке, связанных с новыми компьютерными технологиями [18 - 19].
Программа имеет модульную структуру.
Программой предусматривается возможность перезачета результатов обучения по модулям программы, освоенным слушателями ранее.
2. Цель и задачи программы
Цель: обучить слушателей практическому применению МКТ при создании и обработке звуковой информации.
Задачи:
• способствовать формированию у слушателей готовности к самообразованию и самосовершенствованию в процессе овладения новыми знаниями в области профессиональной деятельности в культурно-досуговой сфере;
• научить применять разнообразные современные средства художественной выразительности в культурно-досуговой сфере;
• научить слушателей пользоваться адекватными программными и аппаратными средствами (реальное и виртуальное студийное оборудование, реальные и виртуальные синтезаторы, ЭМИ, средства мультимедиа и т. п.) в соответствии с художественным замыслом мероприятия;
• применять МКТ в процессе решения различных практических задач в деятельности специалистов культурно-досуговой сферы;
• сочетать в процессе проведения мероприятий практические, просветительские и воспитательные задачи;
• способствовать развитию самостоятельности слушателя, его творческих и организаторских способностей;
• создавать высокохудожественную творческую среду в рамках проведения мероприятия.
3. Формирование контингента слушателей
Категории обучающихся:
- лица, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, а также высшее среднее музыкальное образование (аттестат или диплом музыкальной школы, школы искусств по музыкальному направлению, гимназии, школы, лицея с музыкальным направлением и других учебных заведений, связанных с обучением музыке);
- лица, чья профессиональная деятельность связана с работой в области культурно-досуговой сферы;
- лица, имеющие опыт преподавания в музыкальных школах, школах искусств, учителя музыки общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, педагоги средних специальных и высших учебных заведений, студенты высших образовательных учреждений, колледжей и лицеев, а также различных учебных заведений, реализующих программы, связанные с углублённым изучением предметов музыкального цикла.
4. Планируемые результаты обучения
Слушатель, освоивший программу, получит право ведения профессиональной деятельности в сфере технологий создания и художественной обработки звуковой информации, а также будет обладать профессиональными компетенциями и способностью выполнять трудовые функции и действия, указанные в п. 1.
6. Объем программы:
Общая трудоемкость: 262 часа.
Аудиторные: 262 часа.
Производственная практика: 2 недели.
Итоговая аттестация: итоговая аттестационная работа: 4 недели.
Программа представлена в соответствующих приложениях системы дистанционной поддержки образовательного процесса (СДО MOODLE: https:// moodle.herzen.spb.ru).
Особое внимание хотелось бы обратить на ситуацию, которая связана с проведением лекционных и практических занятий по программе профессиональной переподготовки «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации» и организацией обратной связи со слушателями в процессе преподавания и необходимости обсуждения творческих заданий со слушателями при реализации дистанционного формата обучения по данной программе, которая содержит огромное количество элементов процессуального, творческого, динамического характера, что требует непосредственного и достаточно частого общения.
Это обстоятельство многократно увеличивает объём работы как при подготовке преподавателем лекционного и практического материала для его представления в СДО MOODLE, так и в процессе последующей проверки уровня освоения материала каждым слушателем отдельно. Так, например, преподавателю требуется подготовить большое количество «заготовок» для последующей творческой, художественной обработки слушателями музыкального аудио- и видеоматериала (в аудитории при обычной, традиционной форме подачи такого рода материала преподавателю часто бывает достаточно наиграть какой-либо музыкальный фрагмент, тут же обсудить возможные варианты аранжировок, модуляции и многое другое).
Авторы статьи планируют подробно и содержательно изложить данный аспект рассматриваемых проблем в отдельной статье, которая будет посвящена организации и формам проведения различных мероприятий (включая формы контроля и творческого взаимодействия, даже сотрудничества, в сети) в условиях применения дистанционных образовательных технологий и реализации электронного обучения по программе профессиональной переподготовки «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации».
6. Документ, выдаваемый после завершения обучения
Диплом о профессиональной переподготовке установленного образца (с правом ведения нового вида профессиональной деятельности в сфере технологий создания и художественной обработки звуковой информации).
7. Организационно-педагогические условия
Занятия проходят в специально оборудованном классе с использованием музыкальных компьютеров, MIDI-клавиатур, ЭМИ, наличием выхода в глобальную сеть Интернет, также аудитория должна быть оснащена необходимым программным и аппаратным обеспечением для реализации различных форм сетевого взаимодействия и обучения (Учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ имени А. И. Герцена).
8. Примерный перечень тем итоговых аттестационных работ слушателей программы профессиональной переподготовки «Технологии создания и художественной обработки звуковой информации»
1. Музыкальное оформление аудиовизуальных произведений в концертной практике звукорежиссера.
2. Компьютерное музыкальное творчество в работе специалистов культур-но-досуговой сферы.
3. МКТ как средство создания аранжировок музыки академических жанров.
4. Информационные технологии и концертная звукорежиссура в системе профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы.
5. Звукорежиссерская разработка и реализация музыкального сопровождения театрализованного представления в школьном учебном театре.
6. Разработка и организация построения систем озвучивания социально-культурных программ.
7. Проблемы создания проекта с использованием библиотеки семплов.
8. Мобильные программы для работы со звуком на концертных мероприятиях.
9. Музыкальные секвенсоры как профессиональный инструмент специалиста культурно-досуговой сферы.
10. Особенности звукозаписи творческих коллективов в различных акустических условиях.
Библиографический список
11. Организация звукового тракта в концертной практике звукорежиссера.
12. Особенности организации мероприятий культурно-досуговой сферы с использованием аналоговых инструментов и их эмуляции в виртуальной среде.
13. Использование МКТ на концертных выступлениях с солирующими исполнителями.
14. Проект видеоконтента с помощью аэросъемки с мультикоптеров для обеспечения культурно-досугового мероприятия.
15. Создание анимационного фильма в оригинальном жанре.
1. Белов ГГ., Горбунова И.Б. Кибернетика и музыка: постановка проблемы. Общество: философия, история, культура. 2016; № 12: 138 - 143.
2. Горбунова И.Б. «Автоматические композиции» как предшественники применения кибернетики в музыке. Общество: философия, история, культура. 2016; № 9: 97 - 101.
3. Горбунова И.Б. Компьютерная студия звукозаписи как инструмент музыкального творчества и феномен музыкальной культуры. Общество: философия, история, культура. 2017; № 2: 87 - 92.
4. Горбунова И.Б., Панкова А.А., Родионов П.Д. Компьютерная музыка. Лаборатория звука. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2016; Т. 2:
5. Горбунова И.Б. О Юрии Николаевиче Рагсе. Измерение музыки. Памяти Юрия Николаевича Рагса (1926 - 2012): сборник научных статей. Санкт-Петербург, 2015: 15 - 20.
6. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.
7. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol 35, № S24: 360 - 375.
8. Воронов А.М., Горбунова И.Б. Методика обучения информационным технологиям людей с нарушением зрения. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; № 5: 15 - 19.
9. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Springer. Proceedings, 2018: 381 - 389.
10. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary, 2018: 15 - 18.
11. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery. Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary, 2018: 23 - 28.
12. Gorbunova I.B. New Tool for a Musician. ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18. International Conference Proceedings. Paris, France, 2018: 144 - 149.
13. Горбунова И.Б., Плотников К.Ю. Инновационный проект «Музыкально-компьютерные технологии». Сибирский учитель. 2016; № 3 (106): 74 - 77.
14. Горбунова И.Б., Романенко Л.Ю. Феномен музыкально-компьютерных технологий в современной культурологической и социогуманитарной теории и практике. Казанский педагогический журнал. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.
15. Gorbunova I.B. The Concept of Music Computer Pedagogical Education in Russia. International Journal of Advanced Science and Technology. 2020; Vol. 29; № S6: 600 - 615.
16. Горбунова И.Б., Хайнер Е. Интерактивные сетевые технологии обучения музыке в школе цифрового века: программа "Soft Way to Mozart". Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014; № 4 (39): 104 - 109.
17. Горбунова И.Б. Информационные и музыкально-компьютерные технологии в музыкальном образовании. Современное музыкальное образование -2016. материалы XV Международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, 2017: 44 - 51.
18. Горбунова И.Б. Методические аспекты толкования функционально-логических закономерностей музыки и музыкально-компьютерные технологии: системы музыкальной нотации. Общество: социология, психология, педагогика. 2016; № 10: 69 - 77.
19. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Аудиовизуальный синтез: опыт музыкально-теоретического рассмотрения проблем. Казанский педагогический журнал. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.
References
1. Belov G.G., Gorbunova I.B. Kibernetika i muzyka: postanovka problemy. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kultura. 2016; № 12: 138 - 143.
2. Gorbunova I.B. «Avtomaticheskie kompozicii» kak predshestvenniki primeneniya kibernetiki v muzyke. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2016; № 9: 97 - 101.
3. Gorbunova I.B. Komp'yuternaya studiya zvukozapisi kak instrument muzykal'nogo tvorchestva i fenomen muzykal'noj kul'tury. Obschestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. 2017; № 2: 87 - 92.
4. Gorbunova I.B., Pankova A.A., Rodionov P.D. Komp'yuternaya muzyka. Laboratoriya zvuka. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni A. I. Gercena. Sankt-Peterburg, 2016; T. 2:
5. Gorbunova I.B. O Yurii Nikolaeviche Ragse. Izmerenie muzyki. Pamyati Yuriya Nikolaevicha Ragsa (1926 - 2012): sbornik nauchnyh statej. Sankt-Peterburg, 2015: 15 - 20.
6. Gorbunova I.B., Zalivadny M.S. The Integrative Model for the Semantic Space of Music: Perspectives of Unifying Musicology and Musical Education. Music Scholarship. 2018; № 4 (33): 55 - 64.
7. Gorbunova I.B. Music Computer Technologies in the Perspective of Digital Humanities, Arts, and Researches. Opcion. 2019; Vol 35, № S24: 360 - 375.
8. Voronov A.M., Gorbunova I.B. Metodika obucheniya informacionnym tehnologiyam lyudej s narusheniem zreniya. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2015; № 5: 15 - 19.
9. Gorbunova I., Govorova A. Music Computer Technologies in Informatics and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairments: From the Experience. Lecture Notes in Computer Science. Springer. Proceedings, 2018: 381 - 389.
10. Gorbunova I.B., Voronov A.M. Music Computer Technologies in Computer Science and Music Studies at Schools for Children with Deep Visual Impairment. Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary, 2018: 15 - 18.
11. Gorbunova I.B. Electronic Musical Instruments: To the Problem of Formation of Performance Mastery. Int'l Conference Proceedings. Budapest, Hungary, 2018: 23 - 28.
12. Gorbunova I.B. New Tool for a Musician. ICASET-18, ASBES-18, EEHIS-18. Internatonal Conference Proceedings. Paris, France, 2018: 144 - 149.
13. Gorbunova I.B., Plotnikov K.Yu. Innovacionnyj proekt "Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii". Sibirskijuchitel'. 2016; № 3 (106): 74 - 77.
14. Gorbunova I.B., Romanenko L.Yu. Fenomen muzykal'no-komp'yuternyh tehnologij v sovremennoj kul'turologicheskoj i sociogumanitarnoj teorii i praktike. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 5-2 (112): 388 - 395.
15. Gorbunova I.B. The Concept of Music Computer Pedagogical Education in Russia. International Journal of Advanced Science and Technology. 2020; Vol. 29; № S6: 600 - 615.
16. Gorbunova I.B., Hajner E. Interaktivnye setevye tehnologii obucheniya muzyke v shkole cifrovogo veka: programma "Soft Way to Mozart". Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novye gumanitarnye issledovaniya. 2014; № 4 (39): 104 - 109.
17. Gorbunova I.B. Informacionnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v muzykal'nom obrazovanii. Sovremennoemuzykal'noe obrazovanie-2016. materialy XV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni A.I. Gercena. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni N.A. Rimskogo-Korsakova, 2017: 44 - 51.
18. Gorbunova I.B. Metodicheskie aspekty tolkovaniya funkcional'no-logicheskih zakonomernostej muzyki i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii: sistemy muzykal'noj notacii. Obschestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika. 2016; № 10: 69 - 77.
19. Gorbunova I.B., Zalivadnyj M.S., Tovpich I.O. Audiovizual'nyj sintez: opyt muzykal'no-teoreticheskogo rassmotreniya problem. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015; № 6-1 (113): 162 - 175.
Статья поступила в редакцию 29.09.20