Научная статья на тему 'К вопросу начального этапа обучения в классе трубы'

К вопросу начального этапа обучения в классе трубы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
начальный этап обучения / начинающий учащийся-трубач / педагог класса трубы / исполнительский аппарат / исполнительская техника / initial stage of learning beginner the student is a trumpet player / and teacher of the trumpet class / performance unit / performance technique

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Х.-И.

В статье рассматривается методологическая основа начального этапа обучения учащихся-трубачей, которую составляет теория «Радости завтрашнего дня» В.А. Сухомлинского, концепция сверхзадачи, сквозного действия К.С. Станиславского, принцип индивидуального подхода и перманентного личностно-творческого развития. Раскрывается физиологическая основа исполнительского аппарата начинающих учащихся-трубачей (дыхание, амбушюр, руки, голова, корпус ноги), которую следует системно, последовательно развивать от простого к сложному, с учетом специфики инструмента: «играть-разговаривать», «играть-петь»; корпус прямой, грудная кость находится в естественном положении, параллельно позвоночнику; дышать свободно, полной диафрагмой; язык подвижный от альвеолы; руки в полусогнутом положении, кисти расслаблены, движения пальцев минимизированные точные, рациональные. Обращается внимание на важность принципа, направленного на формирование физиологической, технической, психологической и в целом художественно-творческой свободы учащихся-трубачей. Делается вывод о том, что подготовка к концертному выступлению начинающих трубачей не только важное, но и необходимое направление учебно-творческой работы, требующее повышенного внимания, скрупулезности и позитивного эмоционально-чувственного сопровождения. Концертные программы начинающих учащихся-трубачей и процесс их освоения должны соответствовать всем основным дидактическим принципам, которые призваны найти свое творческое применение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question of the initial stage of training in the pipe class

The article deals with the methodological basis of the initial stage of teaching trumpeter students, which is the theory of “The Joy of Tomorrow” by V.A. Sukhomlinsky, the concept of super-task, end-to-end action by K.S. Stanislavsky, the principle of individual approach and permanent personal and creative development. Reveals the physiological basis for performing machine beginner students trumpeters (breathing, embouchure, hands, head, body feet), which should be systematically and consistently develop from simple to complex, taking into account the specifics of the tool: “play-talk”, “to play is to sing”; body straight, chest bone is in a natural position, parallel to the spine; breathe freely, full aperture; the tongue is movable from the alveoli; hands half-bent position, hands relaxed, the finger movement is minimized with accurate, rational. Attention is drawn to the importance of the principle aimed at the formation of physiological, technical, psychological and, in general, artistic and creative freedom of students-trumpeters. It is concluded that the preparation for the concert performance of novice trumpeters is not only an important, but also a necessary direction of educational and creative work, requiring increased attention, scrupulousness and positive emotional and sensual accompaniment. Concert programs of beginning trumpet students and the process of their development should comply with all the basic didactic principles that are designed to find their creative application.

Текст научной работы на тему «К вопросу начального этапа обучения в классе трубы»

DOI: 10.24412/2226-0773-10-2-221-228

К вопросу начального этапа обучения в классе трубы

Х.-И. Чжан

Московский государственный институт культуры

141406, Московская обл., Химки, ул. Библиотечная, д. 7

State University of Culture

Bibliotechnaya, str., 7, Khimki, Moscow Region 141406 Russia

e-mail: zhanghuayi@yandex.ru

Ключевые слова: начальный этап обучения, начинающий учащийся-трубач, педагог класса трубы, исполнительский аппарат, исполнительская техника.

Key words: initial stage of learning beginner the student is a trumpet player, and teacher of the trumpet class, performance unit, performance technique.

Резюме: В статье рассматривается методологическая основа начального этапа обучения учащихся-трубачей, которую составляет теория «Радости завтрашнего дня» В.А. Сухомлинского, концепция сверхзадачи, сквозного действия К.С. Станиславского, принцип индивидуального подхода и перманентного личностно-творческого развития. Раскрывается физиологическая основа исполнительского аппарата начинающих учащихся-трубачей (дыхание, амбушюр, руки, голова, корпус ноги), которую следует системно, последовательно развивать от простого к сложному, с учетом специфики инструмента: «играть-разговаривать», «играть-петь»; корпус прямой, грудная кость находится в естественном положении, параллельно позвоночнику; дышать свободно, полной диафрагмой; язык подвижный от альвеолы; руки в полусогнутом положении, кисти расслаблены, движения пальцев минимизированные точные, рациональные. Обращается внимание на важность принципа, направленного на формирование физиологической, технической, психологической и в целом художественно-творческой свободы учащихся-трубачей. Делается вывод о том, что подготовка к концертному выступлению начинающих трубачей не только важное, но и необходимое направление учебно-творческой работы, требующее повышенного внимания, скрупулезности и позитивного эмоционально-чувственного сопровождения.

Концертные программы начинающих учащихся-трубачей и процесс их освоения должны соответствовать всем основным дидактическим принципам, которые призваны найти свое творческое применение.

Abstract: The article deals with the methodological basis of the initial stage of teaching trumpeter students, which is the theory of “The Joy of Tomorrow” by V.A. Sukhomlinsky, the concept of super-task, end-to-end action by K.S. Stanislavsky, the principle of individual approach and permanent personal and creative development. Reveals the physiological basis for performing machine beginner students trumpeters (breathing, embouchure, hands, head, body feet), which should be systematically and consistently develop from simple to complex, taking into account the specifics of the tool: “play-talk”, “to play is to sing”; body straight, chest bone is in a natural position, parallel to the spine; breathe freely, full aperture; the tongue is movable from the alveoli; hands half-bent position, hands relaxed, the finger movement is minimized with accurate, rational. Attention is drawn to the importance of the principle aimed at the formation of physiological, technical, psychological and, in general, artistic and creative freedom of students-trumpeters. It is concluded that the preparation for the concert performance of novice trumpeters is not only an important, but also a necessary direction of educational and creative work, requiring increased attention, scrupulousness and positive emotional and sensual accompaniment.

Concert programs of beginning trumpet students and the process of their development should comply with all the basic didactic principles that are designed to find their creative application.

[Zhang H.-Y. To the question of the initial stage of training in the pipe class]

Постановка исполнительского аппарата учащихся в классе трубы - значимый период в «рождении музыканта». От того насколько грамотно, профессионально будет она осуществлена, во многом, зависит дальнейшая судьба, творческая жизнь музыканта-исполнителя.

Какими же принципами должен руководствоваться педагог на начальном этапе обучения трубачей? На что ему необходимо обратить внимание? Какие трудности могут поджидать участников этого педагогического процесса? Почему начальный этап обучения в классе трубы постоянно находится в поле зрения учителей?

Вышеперечисленные вопросы всегда ждут своего скорейшего разрешения. Индивидуальностей (начинающих учащихся-трубачей) - множество. Педагогические условия формирования исполнительского аппарата меняются вместе с технологиями, методиками обучения. Изменяется и специфика исполнительской практики. Совершенствуются основы образовательного процесса в классе трубы. Другими словами, ничего не стоит на месте.

Следует заметить, что постановка исполнительского аппарата - не одномоментная процедура, а каждодневная, непрерывная работа, требующая скрупулезности, постоянного внимания со стороны педагога и ученика, активизации волевого начала, мобилизации всего психофизиологического ресурса исполнителя.

Иногда в силу необходимости постановочная корректировка осуществляется не только в Детских музыкальных школах, но и на этапе обучения в средних и высших профессиональных музыкально-образовательных учреждениях. Многие педагоги-исполнители высказывали свое мнение о том, что на протяжении всего творческого пути уделяли внимание совершенствованию своего исполнительского аппарата, исполнительской техники в целом. Перманентность процесса формирования исполнительской техники, его тесная связь с вопросами начального обучения в классе трубы не вызывает сомнений, что подтверждает теория и практика педагогики музыкального исполнительства.

Применение индивидуального, личностно-ориентированного подхода - необходимое педагогическое условие, залог успешного обучения трубачей на начальном этапе. Внимательное, чуткое, располагающее к общению, совместной работе, отношение - важное слагаемое изучаемой проблематики.

Шаблонность, трафаретность педагогической деятельности, игнорирование психофизиологической природы учащихся, к сожалению, - практика многих учителей по классу трубы. Применение прогрессивных методик, знание общих принципов обучения трубачей, исполнительское мастерство - еще не гарант профессионального, проникновенного, по- настоящему толерантного отношения педагога к ученику, высокого качества образовательного процесса в классе.

Все педагоги, как правило, хорошо представляют основу исполнительского аппарата трубача - дыхание, амбушюр, руки. Действительно, перечисленные слагаемые - во многом, физиологическая основа исполнительского аппарата, хотя постановочные моменты, связанные с положением головы, корпуса, ног, нельзя исключать.

Так, Д.В. Свечков обращает внимание на то, что положение головы во время игры трубача тоже имеет большое значение. «Если, например, у трубача голова отклонена назад, то мундштук оказывает излишнее давление на нижнюю челюсть. И наоборот, если голова отклонена вперед, мундштук давит на верхнюю челюсть. Наклон головы вниз обычно приводит к излишне резкому звуку. Таким образом, голову во время игры нужно держать прямо, свободно.

Руки играющего не должны быть напряженными, держать инструмент следует удобно и устойчиво. Пальцы правой руки при игре на инструментах с вентильным или пистонным механизмом свободно лежат в полусогнутом положении.

Следует помнить, что изменение неудачной первоначальной постановки влечет за собой многие месяцы труда и не всегда приводит к исправлению дефекта.

У начинающих часто наблюдается напряжение мускулов шеи или надувание щек. Этих явлений ни в коем случае не следует допускать, так как они мешают нормальному дыханию и состоянию амбушюра.

Закрепление первоначальной постановки требует постоянной тренировки. Упражнения следует начинать с легко извлекаемых звуков среднего регистра, не требующих излишнего напряжения и расслабления губ. И только достигнув свободы звукоизвлечения в этом регистре, можно постепенно переходить к звукам высокого и низкого регистров» (Свечков, 1977: 64-65).

Игнорирование вопросов, связанных со слухо-двигательным контролем, представлением звука-образа, эргономичностью исполнения, активной работой сознания (осмысление, осознание всего происходящего), не только осложняет начальный этап обучения, но и наносит ему значительный урон.

Следует заметить, что непонимание, рождает апатию, боязнь, неверие в собственные силы. Все это убивает в ученике активность, интерес, импульсы самопроявления, стремление к самореализации. Создать, сохранить и развить мотивационную среду в классе трубы, сформировать мотивационную готовность ученика, которая «действовала» бы на протяжении всего начального этапа обучения - трудные и наиважнейшие задачи соответствующего музыкально-образовательного процесса.

Его неотъемлемую составляющую представляет благоприятный морально-психологический климат на занятиях, позитивное эмоциональное педагогическое сопровождение, чувство удовлетворенности ученика. Продуктивным, в этом смысле, является применение теории В.А. Сухомлинского «Радость завтрашнего дня» (Сухомлинский, 1989). Занятия должны быть желанными, увлекательными для учащихся-трубачей, а также приносить радость новых открытий. Постоянное ожидание встречи с педагогом, любовь к музыке, инструменту, сцене - это та основа, без которой невозможно построить высотное здание «Исполнительское мастерство».

Сутулость, внутренние зажимы препятствуют полноценному, естественному дыханию учащихся-трубачей. Дышать необходимо «полной грудью». При этом следует задействовать целиком диафрагму. Ошибку представляет использование только ее нижнего отдела с подключение брюшной полости. Научить правильно дышать - значит создать условия для выразительной игры, полноценного формирования культуры звука, фразировки, всего логико-смыслового конструкта исполняемого сочинения.

Е.А. Савин говорил о том, что «важно научить трубача «петь», «разговаривать» с помощью инструмента в естественном режиме, дышать диафрагмой свободно. Язык при этом должен быть подвижным от альвеолы, что оказывает существенное влияние на процессы звукоизвлечения, звукообразования, звуковедения. В конечном итоге этот принцип является, во многом, определяющим в формировании культуры звука, исполнительской культуры в целом. При этом грудная кость находится в естественном положении, параллельно по отношению к позвоночнику и позволяет органам дыхания функционировать полноценно, эффективно» (Савин, 2012: 61).

Н.А. Токарев не случайно подчеркивал, что «в соответствии с концепцией сверхзадачи К. Станиславского в работе над произведением в методику В. Новикова вошло понимание сквозного действия. При дроблении пьесы (музыкального произведения) на «куски» и «задачи» (части) большое значение приобретает «лейтмотив», то есть сквозное действие пьесы (произведения). Линия сквозного действия соединяет воедино, пронизывает точно нить разрозненные бусы, все элементы произведения и направляет их к общей сверхзадаче» (Токарев, 2019: 45), которая представляет воплощение композиторской идеи через исполнительский замысел в портале эмоционально-чувственного и логико-смыслового начала. Для начального этапа обучения трубачей данный подход является методологическим в виду следующего:

• способствует природосообразной постановке исполнительского аппарата;

• позволяет мозаичную структуру исполнительского аппарата (его многогранную физиологическую основу) использовать целостно, продуктивно;

• дает возможность полноценно, всесторонне осваивать музыкальное произведение, репертуарную программу;

• помогает делать грамотно «первые шаги» в направлении формирования исполнительской техники;

• определяет динамичное развитие художественно-творческого потенциала.

Важным педагогическим условием является формирование физиологической, технической и психологической свободы начинающих учащихся-трубачей. Физиологическая свобода, во многом определяет техническую свободу исполнителей. Действительно, без свободного тонуса мышц, расслабленных, незажатых кистей рук, упругого, эластичного, развитого амбушюра, тренированного дыхания, невозможно достичь технической свободы, ощутить комфортность в исполнении, осознать эргономичность инструмента. Техническая свобода, в свою очередь, выступает значимой детерминантой формирования психологической свобода (на начальном этапе в большей степени уверенности) учащихся-трубачей. Можно заключить, что физиологическая, техническая и психологическая свобода позволяют в полной мере формировать художественно-творческую свободу - во многом, определяющее начало исполнительского мастерства. Не случайно О.А. Блок подчеркивал следующее: «Репетиционный и предконцертный этапы - не только постепенно «одевают» концертную одежду на исполнителя. Они позволяют под разным углом зрения внимательно «посмотреть» на художественный образ, подобрать выразительную звуковую палитру, темп и порядок ее движения в лабиринтах звукообразований, найти необходимые способы звукоизвлечения, звуковедения, увидеть «невидимое», «прочитать между строк», «почувствовать» дыхание эпохи создания сочинения. Все перечисленные «операции» становятся возможными и продуктивными, так как в данных психолого-педагогических условиях происходит мобилизация всего организма исполнителя-инструменталиста (его физиологической, психологической, гносеологической, аксиологической, эвристической, коммуникативной и социально-культурной подсистем), активизация мотивационной сферы в целом» (Блок, 2020: 195).

Подготовка к концертному выступлению начинающих исполнителей-трубачей не имеет никаких послаблений по сравнению с общими требованиями. Репертуарная программа на начальном этапе обучения обязательно должна:

• нравиться, увлекать, приносить удовлетворение;

• быть интересной, многогранной на содержательном уровне;

• способствовать развитию в различных направлениях (техническом, художественно-творческом, духовном);

• быть доступной, понятной для освоения;

• соответствовать техническому потенциалу;

• быть соразмерной с возможностями художественно-творческого мышления;

• исполняться в автоматизированном и осознанно-подконтрольном режимах;

• быть адаптированной, обыгранной в условиях, приближенных к концертным.

На основе изложенного выше следует сделать следующие выводы относительно исследуемого феномена:

1. Методологическую основу начального этапа обучения учащихся-трубачей составляет теория «Радости завтрашнего дня» В.А. Сухомлинского, концепция сверхзадачи, сквозного действия К.С. Станиславского, принцип индивидуального подхода, перманентного личностно-творческого развития.

2. Физиологическую основу исполнительского аппарата начинающих учащихся-трубачей (дыхание, амбушюр, руки, голова, корпус ноги) следует системно, последовательно развивать от простого к сложному, с учетом специфики инструмента:

• «играть-разговаривать», «играть-петь»;

• корпус прямой, грудная кость находится в естественном положении, параллельно позвоночнику;

• дышать свободно, полной диафрагмой;

• язык подвижный от альвеолы;

• руки в полусогнутом положении, кисти расслаблены, движения пальцев минимизированные точные, рациональные.

3. Необходимо учитывать уже на начальном этапе обучения трубачей принцип формирования физиологической, технической, психологической и в целом художественно-творческой свободы.

4. Подготовка к концертному выступлению начинающих трубачей не только важное, но и необходимое направление учебно-творческой работы, требующее повышенного внимания, скрупулезности и позитивного эмоционально-чувственного сопровождения.

5. Концертные программы начинающих учащихся-трубачей и процесс их освоения должны соответствовать всем основным дидактическим принципам, которые призваны найти свое творческое применение.

ЛИТЕРАТУРА

Блок О.А. 2018. Модель музыкально-исполнительских действий-движений инструменталистов как продукт научного поиска. - Искусство и образование. № 6 (116): 102-111.

Блок О.А. 2020. Музыкальное произведение как объект освоения в классах инструменталистов: герменевтический подход. - Мир науки, культуры, образования. № 5 (84): 193-195.

Савин Е.А. 2012. Современное искусство игры на трубе: Методическое пособие. Москва: Музыка. 105 с.

Свечков Д.В. 1977. Некоторые вопросы начального обучения игре на духовых инструментах. Духовой оркестр. Москва. Ч. 1. Гл. 3: 63-69.

Станиславский К.С. 1954. Работа актера над собой. Ч. 1. Работа в творческом процессе переживания. Дневник ученика. Т. 2. Собр. соч. в 8-ми т. М.: Искусство. 363 с.

Сухомлинский В.А. 1989. Как воспитать настоящего человека. И.: Педагогика. 286 с.

Токарев Н.А. 2019. Современное исполнительское искусство игры на трубе в Московской консерватории. - Человек и культура. № 4: 45-54.

Получена / Received: 12.01.2021

Принята / Accepted: 21.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.