Библиографический список
1. Абдуразаков М.М., Сурхаев М.А., Симонова И.Н. Возможности информационно-коммуникационной образовательной среды для достижения новых образовательных результатов. Информатика и образование. 2012; 1: 58 - 60.
2. Бондарчук Н.А. Методика оценки качества применения технологии дистанционного обучения в средних специальных учебных заведениях. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2009.
3. Кондакова М.Л., Подгорная Е.Я. Интернет-школа «Просвещение.ги» - сетевой образовательный ресурс для системы общего образования - 9/06/2005. Available at: http://tm.ifmo.ru/tm2005/src/194d.pdf
4. Магомедов Р.М., Сурхаев М.А. Предпосылки изменения компонентов методической подготовки будущего учителя информатики. Известия Чеченского государственного педагогического института. 2014; 1 (9): 22 - 25.
5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Под редакцией Е.С. Полат. Москва: «Академия», 2004.
6. Сурхаев М.А., Ниматулаев М.М., Магомедов Р.М. Модернизация системы подготовки будущих учителей в условиях информационно-образовательной среды. Наука и Мир. 2016; Т. 3; № 2: 96 - 97.
7. Хачиров С.В. Дистанционное повышение квалификации педагогов на базе сети районных ресурсных центров. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2005.
8. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии. Москва: «Академия», 2004.
References
1. Abdurazakov M.M., Surhaev M.A., Simonova I.N. Vozmozhnosti informacionno-kommunikacionnoj obrazovatel'noj sredy dlya dostizheniya novyh obrazovatel'nyh rezul'tatov. Informatika i obrazovanie. 2012; 1: 58 - 60.
2. Bondarchuk N.A. Metodika ocenkikachestva primeneniya tehnologiidistancionnogo obucheniya vsrednihspecial'nyh uchebnyhzavedeniyah. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.
3. Kondakova M.L., Podgornaya E.Ya. Internet-shkola «Prosveschenie.ru» - setevoj obrazovatel'nyj resurs dlya sistemy obschego obrazova-niya - 9/06/2005. Available at: http://tm.ifmo.ru/tm2005/src/194d.pdf
4. Magomedov R.M., Surhaev M.A. Predposylki izmeneniya komponentov metodicheskoj podgotovki buduschego uchitelya informatiki. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2014; 1 (9): 22 - 25.
5. Polat E.S., Buharkina M.Yu., Moiseeva M.V. Teoriya i praktika distancionnogo obucheniya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej E.S. Polat. Moskva: «Akademiya», 2004.
6. Surhaev M.A., Nimatulaev M.M., Magomedov R.M. Modernizaciya sistemy podgotovki buduschih uchitelej v usloviyah informacionno-obrazovatel'noj sredy. Nauka iMir. 2016; T. 3; № 2: 96 - 97.
7. Hachirov S.V. Distancionnoe povyshenie kvalifikacii pedagogov na baze seti rajonnyh resursnyh centrov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2005.
8. Hutorskoj A.V. Distancionnoe obuchenie i ego tehnologii. Moskva: «Akademiya», 2004.
Статья поступила в редакцию 24.01.17
УДК 378
Lukash D.N., sound designer (St. Petersburg, Russia), E-mail: lukash.dm@mail.ru
Tovpich I.O., Director, GBOU School № 8 with profound study of music series "Music" of Frunze District, postgraduate,
Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
CONCERT SPECIFICS OF SOUND ENGINEERS IN PROFESSIONAL WORK OF TEACHERS OF MUSIC. The article discusses the activities relating to sound directing of a teacher and a musician and the main aspects of the methods of teaching the elements of the concert sound engineering courses of training and retraining of the teacher of musical disciplines of music school and art school for children. The paper studies the pedagogical and technological tools for the process of teaching of music teachers in concert sound engineering, the basic elements of methodological support of the educational process for the professional pedagogical and creative tasks in the field of concert sound engineering in the modern musical education. Questions techniques and methodology discussed in the article relevant topics and issues of the musician as a concert sound engineer presented in the context of using sound engineering practice of the concert as a creative tool in the professional work of the teacher-musician due to the need to address the technical, creative, artistic, and musical and pedagogical problems.
Key words: live sound engineering, teacher, musician, music computer technologies, music education, information technology, musical computer science, information technology.
Д.Н. Лукаш, звукорежиссёр, г. Санкт-Петербург, E-mail: lukash.dm@mail.ru
И.О. Товпич, директор ГБОУ СОШ №8 с углубленным изучением предметов музыкального цикла «Музыка»
Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга, аспирант Российского государственного педагогического университета
им. А.И. Герцена, E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
СПЕЦИФИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТНОГО ЗВУКОРЕЖИССЕРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА
В статье рассматривается звукорежиссёрская деятельность педагога-музыканта и основные аспекты методики преподавания элементов концертной звукорежиссуры на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателя музыкальных дисциплин детской музыкальной школы и детской школы искусств. Проанализирован педагогический и технологический инструментарий для процесса подготовки педагога-музыканта в области концертной звукорежиссуры, представлены основные элементы методического сопровождения образовательного процесса для решения профессиональных педагогических и творческих задач в области концертной звукорежиссуры в современном музыкально-образовательном процессе. Вопросы методики и методологии рассмотренных в статье актуальных тем и аспектов деятельности педагога-музыканта как концертного звукорежиссёра представлены в контексте использования практики концертной звукорежиссуры как инструмента творчества в профессиональной деятельности педагога-музыканта, обусловленной необходимостью решения технических, творческих, художественных и музыкально-педагогических задач.
Ключевые слова: концертная звукорежиссура, педагог-музыкант, музыкально-компьютерные технологии, музыкальное образование, информационные технологии в музыке, музыкальная информатика, информационные технологии.
Концертная деятельность педагога-музыканта может проходить и в специально спроектированных концертных залах, и на огромных стадионах, и в небольших классных помещениях. Задача педагога как звукорежиссера - в столь разных по акустическим характеристикам пространствах - создать у зрителей ощущение комфортного присутствия на «живом» концерте. «Сидя в зале, мы получаем сгусток овеществленной духовной энергии, сублимированный через звуковую волну, в которой объединились энергия композитора, исполнителя и конечно звукорежиссера. Звук - их материализовавшаяся энергия, которая и воздействует на человека, когда он слушает музыку» [1, с. 15].
Задачи озвучивания помещений и пространств, имеющих разные акустические характеристики, обычно решаются с помощью функционально однотипных систем звукоусиления. Суть решения - подбор количества и качества входящих в систему компонентов. Это требует индивидуального подхода при проектировании систем. Успешным решением задачи проектирования будет способность систем звукоусиления к тому, чтобы:
1. Воспроизводить звук необходимой громкости без искажений.
2. Иметь достаточно широкий динамический диапазон.
3. Охватывать всю аудиторию четким, не размытым ревер-берационными процессами звуком.
В мировой практике для фиксации музыки преимущественно используется формат стерео. Этот же формат формируется и на «живых» концертных выступлениях. Технически это реализуется размещением акустических систем (порталов) слева и справа по краям сцены. В небольших помещениях до 300 м3 такое размещение успешно и широко практикуется. В качестве порталов используются широкополосные акустические системы прямого излучения, установленные по высоте на уровне головы зрителя. В помещениях средних и больших (объемом 3003000 м3) необходимо добиться высокого уровня громкости в конце зала, не оглушив людей, сидящих вблизи акустических систем. Эта проблема обусловлена тем, что с очередным увеличением расстояния от источника звука в два раза уровень громкости сигнала уменьшается на 3 дБ.
Ещё одна проблема - реверберация, присущая каждому помещению. По мере удаления от источника звука на сигнал накладываются его отражения от стен, пола, потолка. Этот ревер-берационный сигнал, образующийся из множества отражений с разной частотной окраской, накладываясь на прямой сигнал, делает его нечетким. Теряется разборчивость, прозрачность звука. В таких условиях более эффективно использование систем двух, или трехполосного усиления. В этих системах частотный диапазон сигнала разделяется на две (низкие и средние/высокие) или три (низкие, средние, высокие) полосы. Для каждой полосы используется специализированный усилитель, что позволяет оптимизировать процесс усиления мощности по каждому частотному диапазону (для достижения аналогичного результата усиление на высоких частотах требует гораздо меньшей мощности, чем для низких частот).
Широко практикуется исполнение таких систем в виде линейных массивов, в которых высокочастотные (ВЧ) и среднеча-стотные (СЧ) секции могут быть подвешены над сценой, а низкочастотные (сабвуферы) располагаются внизу для уменьшения веса системы. Возможность независимо направлять рабочие оси и углы излучения ВЧ и СЧ секций в вертикальной и горизонтальной плоскостях позволяет добиваться равномерного озвучивания всего помещения и уменьшения отражений от стен.
Для озвучивания «проблемных» зон (например, передние ряды зрительного зала) используются дополнительные акустические системы. Кроме основных акустических систем (порталов) и усилителей мощности в системы звукоусиления входит оборудование, расположенное в зрительном зале (микшерный пульт и сопряженные с ним устройства обработки звука) и оборудование, размещаемое на сцене (мониторы и др.).
Будем классифицировать компоненты системы, опираясь на исследования П. Бьюика, изложенные им в [2]:
- вход - микрофоны, распределительные коробки (DI boxes), мультикоры и сценические коммутаторы;
- управление и маршрутизация - пульт, обеспечивающий усиление, необходимые уровни сигналов, эквализацию и маршрутизацию;
- обработка - внешние эффекты: компрессоры, гейты, внешние эквалайзеры, ревербераторы и задержки;
- усиление - усилители мощности. Они могут состоять из двух- или трехполосных систем усиления с раздельным управле-
нием по каждой из частотных полос, а также электронного кроссовера, который разбивает сигнал консоли по частотным диапазонам и передает каждый диапазон на свой усилитель;
- выход - порталы (для аудитории) и мониторы (для исполнителей).
Чтобы успешно решать профессиональные художественные задачи, отвечающий за звук в зале FOH- звукорежиссер (FOH - front of house) должен уверенно разбираться в каждом элементе системы, понимать смысл проходящих в них физических процессов и в условиях «живого» концерта быстро находить решения возникающих технических проблем.
Концертный звук: подготовка, аспекты качества, мониторинг
Для зрителей концерт начинается со входа в зрительный зал и рассаживания по своим местам. Для звукорежиссера этому моменту предшествует подготовительный период, который может занять времени больше, чем сам концерт. Что следует проделать в этот период проследим на примере подготовки концерта рок группы, состоящей из ритм-секции (ударные инструменты, бас-гитара), аккомпанирующих инструментов (клавишные инструменты, акустическая гитара), электрогитары, лидер- и бэк-вокала.
За несколько часов до начала концерта производится расстановка и подключение музыкального оборудования (инструментальные усилители (комбики), мониторы, инструменты, микрофоны и др.) и необходимая базовая настройка. Это требует аккуратности и внимания и по времени может занимать час и более. Далее звукорежиссер проводит лайн чек - проверяет правильность и исправность подключения всего оборудования к микшерному пульту. Если все в порядке, наступает время саун-дчека.
Саундчек - настройка звучания инструментов и общего звучания группы на концертной площадке. Порядок настройки инструментов произвольный, но в практике сложились негласные правила, которым следуют звукорежиссеры. Начинается настройка с ритм секции, далее аккомпанирующие инструменты, солирующие инструменты, лидер- и бэк-вокал. Сначала каждый инструмент настраивается отдельно, затем вместе с другими для устранения возможных частотных конфликтов. При настройке баланса группы следует определиться с самым громким источником (с вокалом в рассматриваемом примере) и далее по отношению к нему выстраивать уровни остальных инструментов.
Рассмотрим особенности настройки каждого инструмента.
Барабанная установка. Для озвучивания установки практикуется следующая схема: по микрофону на каждый барабан, микрофон на Hi-Hat и два микрофона Overhead для тарелок и формирования общей картины звучания всей установки.
Производятся готовые комплекты микрофонов для озвучивания стандартных барабанных установок. Микрофон для большого барабана может располагаться как вне, так и внутри барабана при наличии отверстия в наружном пластике. Для малого барабана и томов микрофоны крепятся на обручи самих барабанов. Для Hi-Hat микрофон ставят сверху, а микрофоны Overhead над всей установкой. Существуют электронные ударные установки, в которых инструменты выполнены в виде пэдов. Настройка отдельных инструментов такой установки проводится в цифровом процессоре. Можно смикшировать сигналы со всех инструментов в процессоре установки и отправить сумму на пульт звукорежиссера в виде аналоговой стерео-пары.
При отстройке барабанов и томов часто используют динамическую обработку. Компрессор сделает звук более плотным и не позволит перегружать каналы пульта, а гейтом можно обрезать длинные хвосты заухания при исполнении пьес быстрого темпа. Добившись звучания установки, устраивающего музыкантов, переходим к настройке бас-гитары.
Бас-гитара. Звук с комбика бас-гитары можно снять микрофоном, а можно неискаженный настройками комбика сигнал снять через DI Box. В случае извлечения звука медиатором или приемом Slap важно не срезать тембр до основного тона (40300) Гц, чтобы не потерять характерный щелчек и остроту атаки. В этих целях диапазон воспроизводимых частот в хороших басовых комбиках расширен до 5...8 кГц.В зависимости от стиля исполняемой музыки можно с помощью компрессора сделать звук бас-гитары плотнее.
Настроив бас-гитару, приглашаем барабанщика и в их совместной игре добиваемся желаемого баланса между барабанами и бас-гитарой.
Клавишные инструменты. Клавишные инструменты - это, чаще всего, синтезаторы или электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) [3; 4; 5]. Выходной сигнал этой категории инструментов высокоомный и несимметричный, что может способствовать наведению помех даже на коротких линиях, поэтому подключать их к микшерному пульту следует через DI Box. При настройке достаточно отрегулировать входной уровень на пульте. Важно, чтобы звуки, между которыми музыкант будет переключаться во время исполнения (органы, фортепиано, струнные и др.), были примерно одного уровня [6; 7].
Акустическая гитара. Современные акустические гитары имеют встроенные звукосниматели различных типов, предварительные усилители и цепи коррекции. Сформированный музыкантом звук гитары через DI Box без проблем подается на пульт звукорежиссера. Широкий частотный диапазон акустической гитары может потеряться в общем звучании группы, а попытка добавить ее уровень на пульте только добавит общему звуку грязи. Чтобы звук гитары был читаемым часто срезают низкие частоты и добавляют высокие, сужая тем самым частотный диапазон. Как сольный инструмент такая гитара будет звучать неестественно, но в общем миксе группы ее ритм хорошо прослеживается.
Электрогитара. Звук соло-гитары многими звукорежиссерами снимается комбинированным способом: микшируются сигналы с гитарного процессора через DI Box и с микрофона у комбика. Желательно расположить комбик сбоку либо перед музыкантом, чтобы прямой сигнал комбика не конкурировал с основны звуком в зале. Гитарист сам формирует звук, настраивая комбик и гитарные процессоры. Задача звукорежиссера в том, чтобы звук гитары в портальных системах максимально соответствовал звуку из комбика.
Лидер-вокал. Чаще всего вокалисты на концертах поют в динамические микрофоны, имеющие кардиоидную характеристику направленности. Таким микрофонам свойствен Proximity effect (эффект близости). Проявляется он в резком возрастании уровня низкочастотных составляющих в спектре при приближении источника сигнала к диафрагме микрофона. Поэтому звучание голоса, взятого близко расположенным микрофоном и во много раз усиленного в сравнении с естественным, сильно отличается по тембру. Также с близкого расстояния слышна работа мышц гортани, преувеличенной оказывается артикуляция «взрывных» согласных звуков и, особенно, шипящих. Проблема решается поиском оптимального расстояния и положения микрофона и частотной коррекцией.
Вокалисту важно чувствовать себя на сцене комфортно и хорошо себя слышать. Если расположить монитор очень близко к вокалисту, может возникнуть положительная обратная связь между микрофоном вокалиста и монитором. Устранить этот паразитный резонанс можно сделав монитор тише, но тогда вокалист перестанет себя слышать. Хорошее решение - система индивидуального мониторинга. Можно так же задействовать отдельный эквалайзер в мониторной линии для подавления паразитных частот.
Бэк-вокал. Бэк-вокал имеет меньший приоритет, чем основной, тем не менее, настройка бэк-вокала практически не отличается от настроек лидер-вокала.
После настройки звучания всех инструментов и вокалистов, звукорежиссер просит музыкантов всей группой сыграть несколько пьес из репертуара предстоящего концерта. На этой стадии определяется баланс инструментов, их панорамное расположение в звуковой картине, необходимость применения динамической или временной обработок.
Настроив звучание всей группы с вокалистами в порталах концертной площадки, можно вернуться к более внимательной настройке мониторных линий.
На больших современных площадках этим занимается мо-ниторный звукорежиссер, но чаще FOH-звукорежиссер отвечает
Библиографические ссылки
за звук и в зале, и на сцене. Желательно иметь на сцене персональный монитор для каждого музыканта и пару мониторов слева и справа по бокам сцены, направленных на исполнителей (такую пару мониторов называются прострелами). Настройка мониторов заключается в формировании желаемого баланса инструментов для каждой мониторной линии отдельно и общей картины звучания группы в прострелах.
Активно внедряются в концертную практику системы индивидуального мониторинга
1п-Еаг (в уши). Мониторный микс для каждого исполнителя направляется не в монитор, а, через радиосистему, в индивидуальные наушники. С помощью индивидуальных пультов исполнители имеют возможность сами формировать желаемый баланс инструментов в своих наушниках. Еще один плюс - такие системы снимают проблему возникновения акустической обратной связи между микрофонами и мониторами на сцене.
Практические аспекты процесса микширования «живого» звука.
Микширование «живого» звука на концерте - искусство без права на ошибку. Искусством такая работа может называться с полным правом, поскольку решаются при этом задачи не только технические, но и художественные. Есть только один шанс для реализации идеи концерта - нет повторов, пауз, а порой даже и репетиций.
П. Бьюик выделяет в концертной работе звукорежиссера пять аспектов: планирование, контроль, баланс, выразительность и обработка.
1. Планирование - оптимальная расстановка аппаратуры и коммутация.
2. Контроль - уверенность в отсутствии самовозбуждения, шумов и искажений, а также в том, что сценические мониторы и порталы обеспечивают достаточный уровень громкости.
3. Баланс - создание общей целостной звуковой картины.
4. Выразительность - передача исполнительских эмоций.
5. Обработка - придание звуку необходимой окраски.
Аспект планирование - это мероприятия этапа подготовки
оборудования вплоть до саундчека. Аспекты контроль, баланс, выразительность и обработка - это задачи, решением которых звукорежиссер непрерывно занят от начала концерта до его окончания. Это и есть суть микширования «живого» звука.
Педагог-музыкант как звукорежиссер обязан очень хорошо знать материал музыкального коллектива, с которым он работает [8; 9]. Зная материал, можно вовремя открыть микрофоны, когда вступают бэк-вокалы, в нужный момент обработать инструмент эффектом и так далее. Во время выступления звукорежиссер также должен следить за знаками музыкантов - может понадобиться добавить громкость монитора, и за техническим состоянием оборудования. Под рукой всегда должны находиться хотя бы по одному резервному кабелю разных типов и резервные микрофоны. Бывает, неожиданно на сцене ломается микрофон или просто, по непонятным причинам, пропадает сигнал в канале пульта. Нужно быть готовым оперативно отреагировать на неисправность, найти ее причину и устранить. Сделать это надо как можно быстрее. Только с опытом приходит умение быстро и профессионально настраивать звучание музыкальных коллективов разного состава и создавать красивые звуковые картины [10; 11]. Поддержание нужного баланса на протяжении всего выступления - это основная обязанность концертного звукорежиссера.
Звукорежиссерская деятельность педагога-музыканта и основные аспекты методической подготовки и методического сопровождения образовательного процесса для решения профессиональных педагогических и творческих задач в области концертной звукорежиссуры в современном музыкально-образовательном процессе является чрезвычайно востребованной сферой профессиональной деятельности [12; 13; 14].
1. Сладковская Е.В. В пространстве «живого» звука. (Записки о концертной звукорежиссуре): учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУКиТ, 2011.
2. Бьюик П. Живой звук. РА для концертирующих музыкантов: Перевод с английского. Москва: Шоу-Мастер, 1998.
3. Горбунова И.Б. Электронные музыкальные инструменты: к проблеме становления исполнительского мастерства. Теория и практика общественного развития, 2015; 22: 233 - 240.
4. Горбунова И.Б., Давлетова К.Б. Электронные музыкальные инструменты в системе общего музыкального образования. Теория и практика общественного развития. 2015; 12: 411 - 415.
5. Горбунова И.Б. Информационные технологии в музыке и музыкальном образовании. Материалы конференции «Региональная информатика РИ-2014». Санкт-Петербург, 29-31 окт. 2014. СПОИСУ. Санкт-Петербург, 2014: 320 - 322.