Очень важно и эффективно использовать в системе физического воспитания студентов нетрадиционные средства оздоровительной физической культуры [3]. Профилактические меры против распространения наркомании среди слушателей и студентов учебных заведений могут быть напрямую взаимосвязаны с физическим воспитанием студентов, которое в свою очередь оказывает положительное влияние при обучении студентов в вузе на другие вредные привычки молодых людей, в том числе на снижение распространенности и силы компьютерной игромании у студентов [4].
Педагогическая деятельность, направленная на профилактику употребления обучаемыми наркотических средств или психотропных веществ осуществляется в двух формах: передача информации о наркотиках и выявление лиц употребляющих наркотики. Передаваемая информация должна адекватно раскрывать опасность наркотиков, а не вызывать к ним интерес и желание их употребить. Одним из действенных способов выявления лиц, употребляющих наркотики, является проведение регулярного анкетирования и соответствующая дальнейшая профилактическая педагогическая деятельность исходя из результатов исследования.
Литература:
1. Алексеев С.Л. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. / Педагогическая подготовка курсантов вузов сухопутных войск МО РФ к предупреждению и преодолению отклонений в поведении военнослужащих внутренних войск МВД России. Алексеев С.Л. Казань. - 2014. - С. 4-5.
2. Баршай В.М., Белявкина М.В., Чернов Е.А. /Профилактика наркомании среди молодежи: приоритетные инновационные образовательные проекты и их реализация сборнике: Физическое воспитание и спорт: актуальные вопросы теории и практики. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. ФГКОУ ВО "Ростовский юридический институт" МВД России. 2016. - С. 16-24.
3. Галимов Г. Я., Кудрявцев М., Д. Кузьмин В. А., Копылов Ю. А., Гаськов А. В. Эффективность использования в системе физического воспитания студентов нетрадиционных средств на примере хатха -йоги / Вестник Бурятского государственного университета, 2014. 13 - 1. - С. 41 - 44
4. Кудрявцев М. Д., Крамида И. Е., Кузьмин В. А., Ермаков С. С., Цеслицка М., Станкевич Б. Влияние обучения в вузе на распространенность и силу компьютерной игромании у студентов / Физическое воспитание студентов. - 2016. - № 3. - С. 13-22.
5. Кудрявцев М.Д., Панов Е.В., Шеслер В.А. / Понятие и сущность педагогической деятельности / Научный журнал «Дискурс» - 2018 - 1 (15) Педагогические науки. - С. 68-73.
6. Кабачков В.А., Куренцов В.А., Петров В.К., Чебураев В.С., Евстратова Т.В., Перова Е.И., Бурова А.М. / Физкультурно-оздоровительные технологии и модели профилактики наркомании среди несовершеннолетних / Вестник спортивной науки. 2008. № 4. - С. 105-108.
7. Путинцев А.В. / Сущность и специфика социально-культурной деятельности волонтерских объединений по профилактике наркозависимости подростков / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 8 (136). - С. 92-99.
8. Профилактика наркомании в образовательном учреждении: Методический сборник для преподавателей образовательных учреждений. - Уфа, 2009. - С. 8
9. Статистическая информация Росстата: Url:http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/healthcare/.
Педагогика
УДК: 373.1
сотрудник военной части 84841 Куко (Широкова) Светлана Сергеевна
Военная часть 84841 (г.-к. Анапа)
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕДКОНЦЕРТНОГО ВОЛНЕНИЯ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ
ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. Статья посвящена проблеме предконцертного волнения будущих эстрадных вокалистов. В ней представлены взгляды ведущих музыкантов-педагогов, театральных деятелей, психологов, рассматриваются стадии предконцертного состояния исполнителей, изучаются адаптивные особенности музыкантов, их связь с личностными структурами.
Ключевые слова: предконцертное волнение, эстрадный вокалист, репертуар, саморегуляция, художественный образ.
Annotation. Article is devoted to a problem of preconcert nervousness of future variety vocalists. It presents the views of the leading musicians-educators, theatrical figures, psychologists, the stages of the pre-concert state of performers are studied, adaptive features of musicians, their connection with personal structures are examined.
Keywords: preconcert excitement, pop singer, repertoire, self-regulation, artistic image.
Введение. Публичное выступление позволяет вокалисту воплотить в своем творчестве высокие художественные задачи, проявить свое исполнительское мастерство. «Кто настоящий эстрадный певец, -говорил Л. О. Утесов. - Тот, кто хочет песней чему-то научить, поделиться сокровенным, разделить радость... Об эстраде вроде бы и пишут, но чаще всего так же поверхностно и легкомысленно, какой нередко бывает сама эстрада. Научно-аналитической литературы почти нет» [1, с. 127]. Действительно, в работах педагогов-вокалистов основное место занимает правильная постановка голоса исполнителя, и недостаточное внимание уделяется формированию его готовности к концертной деятельности. Вместе с тем, эстрадный вокалист, как и любой артист, подвержен сильному предконцертному волнению. И, несмотря на то, что в последние годы появилось много работ, посвященных подготовке музыканта, и в частности вокалиста, к концертному выступлению, проблема эстрадного волнения по-прежнему остается актуальной. Для изучения этой проблемы важно привлекать не только психологов, педагогов-музыкантов, но и актеров, режиссеров, театральных деятелей. В плане совершенствования готовности музыканта-исполнителя к концертному выступлению особое значение приобретают работы А. Д. Алексеева, Л. А. Баренбойма, Д. Д. Благого, А. Л. Готсдинера, Л. Б. Дмитриева, Г. Г. Нейгауза, В. И. Петрушина, К. С. Станиславского, Г. М. Цыпина, Ю. А. Цагарелли, В. Г. Мозгота и др.
Формулировка цели статьи. Рассмотреть особенности преодоления концертного волнения будущего эстрадного вокалиста в процессе обучения в вузе.
Изложение основного материала статьи. Важнейшая составляющая подготовки эстрадного вокалиста к выступлению на сцене - правильно подобранная концертная программа, ее уровень сложности, художественная ценность. Как отмечает Ю. А. Цагарелли, слишком трудные произведения влекут за собой грубые ошибки музыканта-исполнителя, в то же время занижение сложности программы не способствует развитию мастерства студента-вокалиста. При этом может быть как объективная, так и субъективная сложность программы, что связано, прежде всего, с фактором соответствия-несоответствия музыкального произведения индивидуальным особенностям профессионально важных качеств музыканта-исполнителя [2, с. 319].
Помимо технических проблем формирования репертуара следует учитывать и его художественные достоинства. «Первоочередная проблема для эстрадного певца - репертуар. - Наряду с художественно ценными произведениями распространилось множество сочинений низкого уровня, песни-однодневки ...пишет педагог-вокалист О. В. Далецкий. - Идет поток обезличенной эстрадной продукции, шлягерной "фабрики веселья". У каждого эстрадного артиста должна быть своя тема. Только в этом случае могут появляться личности» [1, с. 134].
Важно учитывать специфику подготовки не только отдельного произведения, но и всей концертной программы, больше внимания уделять сложным сочинениям. В предконцертный период, считает А. Д. Алексеев, не следует делать исполнителю слишком много замечаний, в то же время не давать никаких советов также не верно, указания должны быть направлены на устранение только самых существенных недостатков. Позитивную роль в процессе подготовки к выступлению играет увлечение исполняемой музыкой, полное эмоциональное погружение в создаваемый художественный образ, стремление доставить слушателю удовольствие. Преодолению эстрадного волнения способствует также хорошая подготовка к концерту, недопустимость выступления с недоработанными произведениями, воспитание у учащихся чувства радости от общения с аудиторией и процесса публичного выступления, мобилизация воли на успешное исполнение произведения [3, с. 266].
Характеризуя деятельность музыканта-исполнителя, Ю. А. Цагарелли выделяет две основные части -репетиционную и концертную, каждая из которых имеет свои специфические требования. В первой части -репетиционной - происходит знакомство с произведением, творческая переработка всей имеющейся информации. Затем начинается аналитический период работы: художественный материал обрабатывается сознанием, дополняется наблюдениями, деталями, догадками, углубленным вхождением в образ. Повышенные требования здесь предъявляются к способности создавать пространственно-зрительный образ в условиях дефицита информации. В исполнительском процессе работа над художественным образом, как эталоном, к которому надо стремиться, приобретает особое значение.
Исполнительскую деятельность музыканта Ю. А. Цагарелли условно подразделяет на три этапа. На первом происходит «создание целостного воображаемого музыкального образа. ознакомление с нотным текстом. накопление по возможности большего количества информации о форме, стиле, жанре и других особенностях музыки, а также о личностных и творческих особенностях композитора.» [2, с. 37 ]. На этом этапе также существенные требования предъявляются «к устойчивости и переключаемости внимания» [2, с. 39].
Второй этап предполагает работу над различными деталями музыкального произведения, такими, как технические сложности, исполнительские приемы, темп, динамика, агогика, особенности формы, координация исполнительских движений в соответствии с задачами интерпретации произведения, конкретизация музыкального образа. «Опытный певец представляет себе формирование звука не только в звуковой и двигательной форме, - отмечает Л. Б. Дмитриев. - Сюда включаются зрительные, вибрационные (резонаторные) представления.» [4, с. 77-78].
На третьем - контрольно-корректировочном - этапе происходит «создание целостного сукцессивного (слухового) музыкального образа» [2, с. 42]. Отшлифованные ранее детали выстраиваются в стройную индивидуальную концепцию, усиливаются требования к мышечным движениям, их психомоторной координации. «Творческое состояние тем и характеризуется, что у художника, в данном случае исполнителя, при высокой степени увлечения создаваемыми образами обостряется и контроль за процессом этой работы, без которой она не могла бы быть успешной», - пишет А. Д. Алексеев [3, с. 267]. Вместе с тем, причина в плохом усвоении сочинения, технических сбоях, которые вызывают чувство тревоги на эстраде, часто бывает связана и с обостренным чувством ответственности, своеобразным «сверхконтролем», которые следует преодолевать в процессе специальной подготовки. Во время репетиции надо чаще представлять себя на эстраде, ставить творческие художественные задачи. Позитивную роль играют регулярные выступления, способствующие более уверенному исполнению на эстраде, креативное погружение в создаваемый образ, умеренный самоконтроль.
Психологи выделяют определенные фазы предконцертного состояния-волнения музыкантов: длительное предконцертное состояние, непосредственное предконцертное состояние, выход на сцену, начало исполнения, состояние после концерта. На наш взгляд, эти фазы можно дополнить следующими: состояние во время концерта, коррекция исполнения в процессе исполнения. Очень важно не терять чувство самоконтроля в процессе исполнения музыкального сочинения, чтобы при необходимости можно было осуществлять коррекционные действия.
С целью преодоления предконцертного волнения педагоги-психологи предлагают обратить внимание на формирование процессов саморегуляции чувств, эмоций, психических состояний музыканта-исполнителя, связанных с концертным исполнением, а также на аутогенную тренировку. Принципы тренировки для снятия нервных и психических перегрузок были разработаны немецким врачом И. Шульцем, технике самовнушения также посвящены работы М. Бурно, В. Леви, Х. Линдемана и др. В. И. Петрушин предлагает специальные упражнения, направленные на аутогенное расслабление нервной системы. Он приводит всем известные тексты, повторение которых способствует стабилизации психического состояния музыканта (например: «Я совершенно спокоен. Сердце бьется спокойно и ровно».) [5, с. 106-111]. Также В. И. Петрушин предлагает для нормализации психического состояния использовать трансцендентальную медитацию, «смысл которой заключается в достижении особого гармонического единства человека с окружающим миром и тем, что он делает в данный момент. В этом состоянии, - пишет далее автор, - включаются в работу
бессознательные механизмы психики, и музыкант интуитивно находит именно то решение, которое обеспечивает наибольший художественный эффект» [5, с. 107-108].
Проблему аутогенной тренировки (аутотренинга) рассматривает и Г. М. Цыпин, «это термин, обозначающий различные САМОвоздействия человека: САМОвнушение, САМОкоррекцию психических состояний и т. д.» [6, с. 49]. Автор отмечает основные компоненты такой тренировки - это, прежде всего, нормализация дыхания, релаксация мышц, элементы самовнушения. Рассматривая проблему формирования устойчивости внимания, необходимо заботиться о внутренней логике музыкального развития, о ярком воплощении слышимого внутренним слухом звукового образа. При этом особое значение приобретает развитие познавательной сферы эстрадного вокалиста (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения). «У квалифицированного певца, - отмечает Л. Б. Дмитриев, - в процессе освоения вокала также развиваются специализированные восприятия, отсутствующие у лиц, не занимающихся пением. Это и слуховые ощущения, и различные ощущения от работающих мышц голосового аппарата, от резонаторно-вибрационных явлений, которые возникают при пении, от движения дыхательной струи по голосовому тракту и т. д.» [4, с. 107]. Таким образом, формирование психологической готовности музыканта к концертному выступлению представляется как процесс саморегуляции, а характерологические особенности подготовки музыкантов к концертной деятельности тесно связаны с их адаптивными возможностями.
На успешность подготовки к эстрадному выступлению влияют качества личности, природные, задатки, окружающая среда, интересы и увлечения, общие и специальные способности, черты характера и темперамент, креативность. К. С. Станиславский отмечал: «Сценическое самочувствие имеет свои разновидности. У одних преобладает ум, у других чувство, у третьих воля. От них оно и получает свой особый оттенок [6, с. 331]. Он придавал особое значение интеллекту и воле в творчестве артиста, при этом для создания художественного образа призывал развивать воображение. «Чтобы привести музыку, пение, слово и действие к единству, - писал К. С. Станиславский, - нужен не внешний, физический темпоритм, а внутренний, духовный» [7, с. 257].
С целью снижения предконцертного волнения в учебном процессе вузов культуры можно использовать метод мысленного «пропевания» произведения в определенном тонусе - «как бы на концерте». Его отличительной особенностью является воображаемое исполнение вокального сочинения («про себя») с представлением творческого состояния во время выступления на сцене концертного зала с большим количеством слушателей, с определенной акустикой. При такой подготовке постепенно устраняется излишнее волнение, не переутомляются голосовые связки.
Также действенным, на наш взгляд, является метод моделирования концертной ситуации. Это комплексный метод, объединяющий ряд компонентов эстрадного выступления, требует определенного опыта выступлений студента, достаточно широкого музыкального кругозора и представляет собой как бы инсценировку песни. Надо быть готовым к специфике концертного зала, его акустике, не терять присутствие духа ни при каких обстоятельствах, сосредотачиваясь на яркой художественной интерпретации эстрадно-джазового сочинения, на творческом воплощении музыкального образа всеми доступными средствами вокально-исполнительской выразительности.
В плане преодоления предконцертного волнения отдельное место занимает метод ролевой подготовки («имитационных игр»), происхождение которого связано с деятельностью И. Е. Вольперта - психиатра и психотерапевта, автора особого метода лечения, называемого имаготерапия (от латинского слова imago, означающего подобие, образ). Первоначально этот метод использовался в качестве «поведенческой психотерапии», позволяющей больному адекватно ориентироваться в той или иной ситуации. Суть его заключается в том, что человек, активизируя свой личный опыт, создает нужный образ, благодаря которому он переживает те или иные ощущения, состояния и в результате получает положительные, здоровые предпосылки поведения. В дальнейшем этот метод стал использоваться в системе образования как дидактический.
В контексте подготовки будущего эстрадного вокалиста метод ролевой подготовки может быть весьма эффективным. Представляя себе образ известного эстрадного исполнителя, не подверженного концертному волнению, студент мобилизует собственные творческие ресурсы, способствующие оптимизации сценического выступления. «В повседневной жизни каждый музыкант-исполнитель в какой-то степени создает для себя определенный образ, сложившийся под влиянием воспитания, накопленного опыта, условий окружающей среды, - пишет Ю. А. Цагарелли. - Эта способность человека играть, сознательно воспроизводить тот или иной образ и используется в методе "имитационных игр"» [2, с. 330]. Более подробно различные приемы и методы подготовки эстрадного певца к концертному выступлению описаны в статье Т. И. Стражниковой и С. С. Широковой [9].
В процессе формирования исследуемой готовности важно учитывать специфические особенности эстрадно-джазового исполнительства. Первоначально считалось, что джаз, как проявление легкой музыки, не должен претендовать на особую глубину и оригинальность исполнения музыкального сочинения. На самом деле и в джазовом искусстве поднимаются серьезные темы, демонстрируются богатые разнообразные средства музыкальной выразительности, имеющие свою специфику. В джазовом искусстве, как известно, наиболее ярко проявляется стремление к импровизационности, индивидуализации авторской концепции, отображающей внутренний мир музыканта.
Е. С. Барбан, известный джазовый критик и теоретик, пишет: «Поп-музыка и рок не создали нового способа тотального воздействия на сенсорную природу слушательского восприятия. Способ этот (специфический метроритм, личностная экспрессивность, свинг и особое звукоизвлечение) они полностью заимствовали у джаза и блюза, изменив, правда, тембр, колорит звуковой артикуляции с помощью электроусилителей и синтезаторов» [10, с. 76]. Джазовый вокалист, как известно, пользуется особыми приемами артикуляции, такими как шаут (shout), холлер (holler), глиссандо (glissando), «грязные» тоны (dirty tones) и другими исполнительскими средствами. Такие средства создают особый джазовый стиль исполнения с его мельчайшими градациями силы, динамики, агогики, синкопированного ритма и других специфических средств.
В деятельности эстрадно-джазового вокалиста также следует учитывать особенности музыкальной акустики. Это направление в последние годы развивается особенно интенсивно. Вокалист, как, впрочем, и любой артист, замечает, как влияют на качество звучания те или иные акустические возможности аудитории, своего голоса. Пение в микрофон подчеркивает все недостатки вокальной подготовки, поэтому важно
учитывать особые правила использования микрофона, окружающую обстановку, систему звукоусиления, ее акустические особенности в различных концертных залах.
Выводы. В заключение следует отметить, что в рамках одной статьи невозможно охватить все особенности подготовки вокалиста к предстоящему выступлению. Преодолению эстрадного волнения способствует, прежде всего, хорошая подготовка к концерту, воспитание у студентов чувства радости от концертного выступления, общения с публикой, мобилизация воли на успешное исполнение произведения. Чтобы достичь состояния оптимальной концертной готовности, необходима специальная подготовка, одной из составляющих которой является аутогенная тренировка, способствующая саморегуляции психического состояния эстрадного вокалиста, самокоррекция чувств, эмоций.
Литература:
1. Далецкий, О. В. Обучение пению: Путь к бельканто. Из опыта педагога: учеб. пособие / О. В. Далецкий. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд. дом «ФАИНА», 2011. - 352 с.
2. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пособие / Ю. А. Цагарелли. - СПб.: Композитор, 2008. - 368 с.
3. Алексеев, А. Д. Методика обучения игре на фортепиано // А. Д. Алексеев. - М.: Музыка, 1971. - 279 с.
4. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики / Л. Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2000. - 368 с.
5. Петрушин В. И. Музыкальная психология : учебное пособие / В. И. Петрушин. - М.: Владос, 1997. - 381 с.
6. Цыпин, Г. М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности / Г. М. Цыпин. - М.: Музыка, 2010. - С. 17
7. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.11. Работа над собой в творческом процессе воплощения. Дневник ученика / К. Н. Станиславский. - М. -Л.: Искусство, 1948. - 347 с.
8. Станиславский К.Н. Оперная студия Большого театра // К.Н. Станиславский. Мое гражданское служение России: Воспоминания. Статьи. Очерки. Речи. Беседы. Из записных книжек. - М.: Правда, 1990. -С. 252-261.
9. Стражникова Т. И. Приемы и методы формирования готовности будущего эстрадного вокалиста к концертной деятельности в процессе обучения в вузе / Т. И. Стражникова, С. С. Широкова // Многоуровневая система художественного образования и воспитания: современные проблемы и перспективы регионального образования: матер. 14 Всерос. науч.-практ. конф. - Краснодар, 2015. - С. 229-232
10. Барбан, Е. С. Джазовые портреты. Сто очерков о музыкантах джаза / Е. С. Барбан. - СПб.: Композитор. - Санкт-Петербург, 2006. - 304 с.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук, доцент Кутепов Максим Михайлович
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Ваганова Ольга Игоревна
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); кандидат технических наук, доцент Соколов Виктор Алексеевич
Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА НА ОСНОВЕ ТРЕНИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье освещается влияние тренинговой технологии на формирование профессиональных компетенций студентов. Для этого было выявлено определение понятия «тренинг» как в широком, так и в узком смыслах. В целом принято считать, что это специальная тренировка, обучение чему-либо; термин, который служит для обозначения различных методов, предназначенных для формирования и развития у индивида полезных привычек, умений и навыков. Далее были определены важные составляющие тренинга. Эти компоненты направляются на формирование компетенций студента, на формирование навыков сотрудничества, анализа источников информации, развитие логического мышления, поиск эффективных путей решения образовавшихся проблем. Установлены принципы, которые преподаватель должен соблюдать при проведении занятия рассматриваемого типа. Подробно описана классификация методов работы на тренинге: кейс-задание, деловая игра, ролевая игра, групповая дискуссия, «мозговой штурм». Определена структура тренинга. Тренинговая технология позволяет решить главную задачу компетентностного подхода: развитие творческого мышления и навыков творческой деятельности. Среди преимуществ тренинга как инновационного метода обучения выделена ориентация на постановку вопросов и поиск ответов на них, в то время как традиционные методы обучения нацелены на получение правильного ответа и являются формой передачи и усвоения знаний.
Ключевые слова: профессиональные компетенции, традиционное обучение, тренинговые технологии, профессиональное обучение, студент, выпускник, деятельностный подход, компетентностный подход.
Annotation. The article highlights the influence of training technology on the formation of professional competencies of students. For this purpose, the definition of the concept of "training" was revealed in both broad and narrow senses. In general, it is considered that this is a special training, teaching something; a term that serves to identify various methods designed to form and develop the individual's useful habits, skills and habits. Further important elements of the training were identified. These components are directed to the formation of the student's competencies, the formation of cooperation skills, the analysis of information sources, the development of logical thinking, the search for effective ways to solve the problems that have been formed. The principles that the teacher must adhere to when conducting a class of this type are established. The classification of methods of work at the training is described in detail: case-tasking, business game, role-playing game, group discussion, brainstorming. The structure of the training is defined. The training technology allows to solve the main task of the competence approach: the development of creative thinking and the skills of creative activity. Among the advantages of training as an innovative method of teaching, emphasis is placed on raising questions and seeking answers to them, while