Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия подготовки студента-вокалиста к концертному выступлению'

Психолого-педагогические условия подготовки студента-вокалиста к концертному выступлению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
836
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / CONCERT PERFORMANCE / ЭСТРАДНОЕ ВОЛНЕНИЕ / STAGE EXCITEMENT / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ИСПОЛНИТЕЛЯ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF THE PERFORMER / КОНЦЕРТНАЯ ГОТОВНОСТЬ / CONCERT READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейник Марина Алексеевна

Освещаются вопросы психолого-педагогической подготовки студента-вокалиста к концертному выступлению, которое является не только итогом и кульминацией длительной работы над концертной программой, но и показателем качества его исполнительской и профессионально-педагогической подготовки в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олейник Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issues of psychological and pedagogical training of a vocalist student for a concert performance, which is not only the result and the culmination of the long work on the concert programme, but also an indicator of the quality of the performance, vocational and pedagogical training at the university.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия подготовки студента-вокалиста к концертному выступлению»

педагогические науки

м.а. ОЛЕйНИК (Волгоград)

психолого-педагогические условия подготовки студента-вокалиста к концертному выступлению

Освещаются вопросы психолого-педагогической подготовки студента-вокалиста к концертному выступлению, которое является не только итогом и кульминацией длительной работы над концертной программой, но и показателем качества его исполнительской и профессионально-педагогической подготовки в вузе.

Ключевые слова: концертное выступление, эстрадное волнение, психолого-педагогическая подготовка исполнителя, концертная готовность.

Обращение к научному изучению проблемы психолого-педагогической подготовки студентов-вокалистов к концертному выступлению представляется актуальным и закономерным, поскольку такое выступление является не только итогом работы над конкретной исполнительской программой, но и показателем качества исполнительского уровня и общей профессиональной подготовки. Для процесса психолого-педагогической подготовки исполнителей чрезвычайно важен вопрос об иерархии составляющих ее компонентов. Если на более высоком иерархическом уровне находится общая профессиональная подготовленность, то подготовку концертных программ следует рассматривать как средство достижения данной цели. В том случае, если выше по иерархии ставится готовность концертной программы, процесс психолого-педагогической подготовки вокального исполнителя должен строиться в направлении качественной проработки определенного набора таких программ, а общую профессиональную подготовку необходимо рассматривать как вспомогательное средство для этого [14].

Широкая практика концертной деятельности, а также педагогический опыт подготов-

ки вокалистов в образовательных учреждениях различного уровня свидетельствуют об актуальности проблемы эстрадного волнения, с которой сталкиваются практически все исполнители, особенно начинающие. Это связано с тем, что развитие артистических способностей (в том числе эмоционально-регулятивных) как способности владеть собой в момент выступления и побеждать эстрадное волнение - это длительный процесс формирования пригодности вокалиста к профессиональной исполнительской деятельности. Так, Г.П. Прокофьев подчеркивает, что «формировать исполнителя - это значит формировать умения и личностные качества, необходимые для человека, деятельность которого предполагает неоднократные ответственные выступления на эстраде» [10, с. 60].

Процесс концертного выступления оказывает огромное влияние на психику исполнителя и в значительной мере определяет его дальнейшее профессиональное развитие. Как показывает история музыкального исполнительства, ряд известных музыкантов сами отказывались от публичных концертных выступлений вследствие невозможности управлять своими сценическими эмоциями. Обобщение обширной психолого-педагогической практики позволило В.И. Петрушину выделить основные проблемы, тормозящие или даже блокирующие эмоциональную раскрепощенность исполнителя в процессе концертного выступления [9].

Для удачного концертного выступления вокалисту необходимо осознавать и чувствовать состояние оптимальной концертной готовности, которое обеспечивается гармоничным единством трех компонентов: физического, интеллектуального и эмоционального. Интеллектуальный и эмоциональный компоненты составляют психологическую основу для хорошего физического самочувствия исполнителя.

А.В. Вицинский и А. Бирмак не выделяют концертное выступление в отдельный этап исполнительской деятельности, а рассматривают его в качестве итога и кульминации всей работы исполнителя над музыкальным произведением [11]. В этом случае цель концертного вы-

О Олейник М.А., 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ступления заключается в донесении содержания музыкального произведения до слушателя, которое осуществляется в стрессовых для исполнителя условиях. В качестве предупреждения стрессовых состояний можно выделить ряд факторов, доказавших свою эффективность: предконцертную самонастройку вокалиста; психологическую саморегуляцию исполнения с учетом акустических особенностей концертного зала, реакции публики, психологического самочувствия в экстремальных условиях; зрелищное оформление концертного выступления. Конечно, концертное выступление требует от вокалиста высокой эмоциональной, интеллектуальной и физической отдачи, однако из-за проявления таких характеристик концертно-исполнительской деятельности, как публичность и итоговость, возникают и дополнительные требования к стрессо-устойчивости исполнителя.

Следует также отметить необходимость особой психологической настройки вокалиста, которая обеспечивает его надежность. Так, В.И. Петрушин обосновывает важную роль помехоустойчивости, предъявляя особые требования к саморегуляции и к стабильности исполнения [9].

крайне нежелательной в процессе подготовки и осуществления концертно-исполни-тельской деятельности является повышенная тревожность, которая в крайних своих проявлениях перерастает в страх, боязнь сцены и в целом публичного выступления, что в конечном счете сводит на нет всю подготовительную репетиционную работу, приводя исполнителя к неудачному выступлению на концерте. Кроме того, есть риск, что формирующийся сценический страх блокирует возможность успешного профессионального развития вокалиста в области будущей педагогической деятельности.

в концертно-исполнительской деятельности выступление вокалиста связано с артистичностью, необходимость которой достаточно очевидна для всех. При работе над музыкальным произведением главной целью является проработка художественных деталей, но на концерте большую важность приобретает также целостная форма интерпретации вокального произведения, поэтому одинаково высоки требования к качествам, обеспечивающим различные аспекты восприятия и исполнения. высокие требования концертно-исполнительская деятельность предъявляет и к психомоторике, к аттенционным свойствам (особенно к устойчивости и распределяемо-

сти внимания), к эмоционально-волевым качествам вокалиста.

Методы формирования психологической готовности исполнителя к концертному выступлению впервые были обоснованы Б. Струве и Б. Токарским еще в 1936 г. Придавая особое значение ранней профилактике эстрадного волнения, авторы предложили способ, названный ими «методикой развития сольно-концертных навыков». Предложенная ими методика включает в себя:

1) подготовительный этап, связанный с формированием положительного отношения к деятельности;

2) этап первых выступлений;

3) этап «стержневых линий развития» на основе психодиагностики поведения исполнителя на эстраде во время первых выступлений;

4) этап психотерапии и психопрофилактики отрицательных форм состояний учеников.

Безусловным достоинством данного исследования является то, что проблема регуляции психических состояний музыканта-исполнителя здесь впервые рассматривается в контексте его личностных качеств, которые должны целенаправленно формироваться в процессе подготовительной психолого-педагогической работы. Однако при практической реализации метода образуется своеобразный замкнутый круг: для формирования личностной готовности нужны концертные выступления, которые, в свою очередь, невозможно проводить без личностной готовности [11]. В связи с этим закономерны неопределенность практических рекомендаций и недостаточное внимание к данной работе в практике обучения исполнителей.

В.И. Петрушин и Л.М. Ганелин предложили принципиально новый путь борьбы с эстрадным волнением - использование метода аутогенной тренировки. Однако и данный метод приносит ожидаемый эффект далеко не во всех случаях. Так, многие исполнители не могут войти в требуемое состояние и прекращают занятия, однако те, кто входит в требуемое состояние, заметно повышают уровень помехоустойчивости и стабильности в концертных выступлениях, благодаря чему возрастает уровень их профессиональных качеств.

Г.П. Овсянкиной обнаружено, что важным психологическим условием психорегуляции является использование таких представлений, которые ассоциируются у исполнителя с явно выраженными эмоциональными состояниями [8]. Накопление таких представлений позволяет в дальнейшем использовать их в процес-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

сах психорегуляции. наиболее продуктивными здесь являются представления, связанные с состояниями творческого вдохновения, сценической уверенности, удовлетворенности удачным концертным выступлением.

Отметим также, что большой эффект достигается у исполнителей при условии применения формул, связанных с идентификацией себя с личностью крупного музыканта или другого исполнителя. Характерно, что аналогичные формулы внушения используются и в получивших известность сеансах гипноза, где пианист, которому внушили, что он играет, как С. Рихтер, вдруг начинает проявлять высокие исполнительские способности [13]. Однако придавать исполнителю уверенность в своих силах и художественно-творческих способностях можно и без самовнушения. Условия для этого имеются в обычной обстановке репетиционных занятий.

Эффективное влияние на психическое состояние исполнителя оказывает и изменение структуры личности путем формирования определенных черт характера. решение данной задачи обеспечивается, в частности, таким активным методом саморегуляции, как имаго-терапия, или, как его чаще называют, имитационные (ролевые, деловые) игры. При использовании техники имаготерапии (имитационных игр) музыканту-исполнителю предлагается играть роль такого человека, каким бы ему хотелось быть, причем играть максимально правдиво, переживая чувства и волнения изображаемого лица. Выбирая подходящего для роли субъекта подражания, необходимо ориентироваться на вокалистов, имеющих высокую концертную надежность, яркий артистизм и прочие качества. При этом нужно учитывать, что все движения человека, его жесты, мимика, интонация речи представляют собой проявления душевного состояния, поэтому определенные жесты, интонация, мимика, поведение и весь облик человека в целом, даже преднамеренные, способны оказывать обратное влияние на его душевное состояние [14].

В повседневной жизни каждый музыкант-исполнитель в какой-то степени создает для себя определенный образ, складывающийся под влиянием воспитания, накопленного опыта, условий окружающей среды. Эта способность человека играть, сознательно воспроизводить тот или иной образ и используется в методе имитационных игр. Такие игры вначале могут быть эпизодическими, но при достижении успеха можно увеличивать их регулярность и продолжительность. Постепенно эле-

менты этой игры можно вносить и в контекст профессиональной деятельности исполнителя. Со временем «игровое» поведение становится привычным и превращается в потребность, а затем в естественное состояние вокалиста -исполнителя и педагога. При этом он приобретает новые черты характера, совершенствует свои личностные качества.

Очевидно, что имитационные игры представляют интерес для формирования такого профессионально важного качества вокалиста-исполнителя и вокалиста-педагога, как артистизм. Овладение техникой ролевого поведения связано с навыками перевоплощения, которые, в свою очередь, способствуют развитию артистизма.

Таким образом, психолого-педагогическое содержание концертно-исполнительской деятельности вокалиста опирается на методы психической саморегуляции, направленной на формирование определенных качеств личности и соответствующих профессиональных способностей. В овладении ими нуждаются, прежде всего, исполнители, имеющие высокий уровень тревожности или признаки переутомления нервной системы. Способность к психической саморегуляции требует целенаправленного развития, прежде всего, у тех, кто имеет несформированную структуру личности для коррекции проблемных компонентов (например, излишней застенчивости или скованности в общении и неумения сконцентрировать внимание в нужную минуту, эмоциональной нестабильности и т. д.).

Что касается решения проблем ситуативной готовности к концертному выступлению, которую можно формировать с помощью педагогических средств, то в научно-методической литературе эта группа психолого-педагогических методов в основном связана с борьбой против эстрадного волнения. Осуществляя самонастройку непосредственно в процессе концертного выступления, следует учитывать особенности ее структуры и механизмов. В этой связи основное внимание нужно уделять сознательной самонастройке эмоций, являющихся содержанием исполняемой музыки. Важным условием успешной самонастройки вокалиста в концертно-исполнительской деятельности являются также сценические движения и сценическое перевоплощение. например, известно, что снятие нервного напряжения достигается за счет регуляции мимической мускулатуры лица [2].

Сценическое поведение вокалиста является воплощением художественного образа ис-

педагогические науки

полняемого произведения. Здесь внимание в процессе концертно-исполнительской деятельности должно быть направлено на то, чтобы внешние средства выразительности - жест, мимика, шаг, элементы танцевальных движений - выглядели естественно и соответствовали внутреннему содержанию вокального произведения. Другими словами, необходимо, чтобы все эти внешние проявления не возникали формально, а рождались изнутри в процессе эмоционального проживания музыкального произведения. Поэтому в репетиционном процессе необходим творческий подход исполнителя, когда вокалист, исходя из собственного понимания и переживания, самостоятельно подбирает выразительные движения и т. д.

в заключение стоит отметить важность решения проблем подготовки студента-вокалиста к концертному выступлению в условиях наблюдающегося дефицита высокопрофессиональных исполнителей в области вокального искусства. Это свидетельствует о необходимости особого подхода к репертуару вокалистов, способного противостоять низкопробной музыкальной культуре, повышая уровень общей и вокально-исполнительской культуры.

список литературы

1. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Классика XXI век, 2003.

2. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

3. Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М.: Изд. дом «Классика-ХХ1», 2006.

4. Казанцева Л.П. Понятие исполнительской интерпретации // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Уфа : РИЦУГАИ, 2004. С. 149-156.

5. Клитин С.С. Искусство эстрады Х1Х-ХХ века. СПб.: СПбГаТи, 2005.

6. Кузнецов В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях: учебник для вузов искусств и культуры. М.: Музыка, 2000.

7. Майковская Л.С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога-музыканта. М.: Музыка, 2006.

8. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология: учебник для факультетов музыки пед. ун-тов, консерваторий и гуманит. вузов. СПб.: Изд-во «Союз художников», 2007.

9. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.: Композитор, 1997.

10. Прокофьев Г.П. Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем // Вопр. психологии. 1959. № 5. С. 59-71.

11. Психология музыкальной деятельности: теория и практика: учеб. пособие для студ. муз. факультетов высш. пед. учеб. заведений; под ред. RM. Цыпина. M.: Изд. центр «Академия», 2003.

12. Силантьева И.И. Проблема перевоплощения исполнителя в вокально-сценическом искусстве: автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. M., 200S.

13. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пособие. СПб.: Композитор, 200S.

14. Цыпин RM. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. M.: Mузыкa, 2010.

* * *

1. Bochkarev L.L. Psihologija muzykal'noj deja-tel'nosti. M.: Klassika XXI vek, 2003.

2. Gontarenko N.B. Sol'noe penie: sekrety vo-kal'nogo masterstva. Rostov n/D.: Feniks, 200S.

3. Grigor'ev V.Ju. Ispolnitel' i jestrada. M.: Izd. dom «Klassika-XXI», 2006.

4. Kazanceva L.P. Ponjatie ispolnitel'skoj inter-pretacii // Muzykal'noe soderzhanie: nauka i peda-gogika. Ufa : RICUGAI, 2004. S. 149-156.

5. Klitin S.S. Iskusstvo jestrady XIX-XX veka. SPb.: SPbGaTi, 2005.

6. Kuznecov V.G. Teorija i metodika uchebno-tvorcheskogo processa v ljubitel'skih jestradnyh orkestrah i ansambljah: uchebnik dlja vuzov iskusstv i kul'tury. M.: Muzyka, 2000.

7. Majkovskaja L.S. Artistizm dejstvij: hudo-zhestvenno-kommunikativnaja dejatel'nost' pedagoga-muzykanta. M.: Muzyka, 2006.

S. Ovsjankina G.P. Muzykal'naja psihologija: uchebnik dlja fakul'tetov muzyki ped. un-tov, kon-servatorij i gumanit. vuzov. SPb.: Izd-vo «Sojuz hudozhnikov», 2007.

9. Petrushin V.I. Muzykal'naja psihoterapija. M.: Kompozitor, 1997.

10. Prokofev G.P. Obraz muzykal'nogo proiz-vedenija i ego voploshhenie ispolnitelem // Vopr. psi-hologii. 1959. № 5. S. 59-71.

11. Psihologija muzykal'noj dejatel'nosti: teorija i praktika: ucheb. posobie dlja stud. muz. fakul'tetov vyssh. ped. ucheb. zavedenij; pod red. G.M. Cypina. M.: Izd. centr «Akademija», 2003.

12. Silant'eva I.I. Problema perevoploshhenija ispolnitelja v vokal'no-scenicheskom iskusstve: avtoref. dis. ... d-ra iskusstvovedenija. M., 200S.

13. Cagarelli Ju.A. Psihologija muzykal'no-ispolnitel'skoj dejatel'nosti: ucheb. posobie. SPb.: Kompozitor, 200S.

14. Cypin G.M. Scenicheskoe volnenie i drugie aspekty psihologii ispolnitel'skoj dejatel'nosti. M.: Muzyka, 2010.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Psychological and pedagogic conditions of training vocalist students for concert performance

The article deals with the issues of psychological and pedagogical training of a vocalist student for a concert performance, which is not only the result and the culmination of the long work on the concert programme, but also an indicator of the quality of the performance, vocational and pedagogical training at the university.

Key words: concert performance, stage excitement, psychological and pedagogical training of the performer, concert readiness.

(Статья поступила в редакцию 17.04.2018)

Т.и. кондаурова, н.е. Фетисова

(Волгоград)

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ

Рассмотрена проблема подготовки студентов к осуществлению профессиональной ориентации учащихся в обучении биологии. Определены возможности дисциплины «Профессиональная ориентация при обучении школьников биологии» в подготовке будущих учителей к ведению профориентационной работы.

Ключевые слова: профессиональная ориентация учащихся, компоненты профориентации учащихся, профориентационная деятельность в обучении биологии.

Стратегией воспитания в РФ до 2025 г. определена приоритетная задача - формирование гармоничной личности, обладающей знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющей традиционные нравственные ценности, готовой к созидательному труду. Формированию гармоничной личности, реализации ее творческого потенциала, процессу социальной адаптации способствует правильный выбор области профессиональной

деятельности. Важная роль при этом отводится профессиональной ориентации как научно-практической системе подготовки учащихся к свободному и сознательному выбору профессии в соответствии с личностными интересами, способностями и одновременно с социальными потребностями общества.

Основная роль в подготовке молодежи к сознательному и обоснованному выбору профессии принадлежит общеобразовательной школе. Однако, согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, лишь 12% от числа опрошенных учащихся старших классов считают, что существующее общее образование дает возможность выбора определенной области профессиональной деятельности. Проблема профориентации привлекает пристальное внимание многих педагогов, методистов, социологов, экономистов и других ученых.

В методике обучения биологии разные аспекты профессиональной ориентации исследовали Н.М. Верзилин, В.М. Корсун-ская, И.Д. Зверев, Д.И. Трайтак, В.Ф. Шалаев, В.С. Анисимова, Е.Т. Бровкина, А.Н. Мягкова, Е.М. Гвоздырева, Н.Д. Андреева, Н.В. Малиновская и др. Однако, несмотря на имеющиеся достижения, проблема профессиональной ориентации при обучении биологии остается актуальной.

Биология как учебный предмет обладает большим профориентационным потенциалом и позволяет ориентировать школьников на различные области профессиональной деятельности - в сельском хозяйстве, медицине, экологии, медико-биологической промышленности, бионике, биофизике, биологической кибернетике, микробиологической промышленности, инженерной физиологии, биотехнологии, инженерной энзимологии, биоэнергетике, тканевой и клеточной инженерии и др.

знакомство с опытом работы учителей показало, что в настоящее время в школах вследствие перегруженности учителей и учащихся, недостаточности методического материала профориентационная работа зачастую не проводится или сводится к дифференциации школьников по профильным классам. значительная часть учащихся испытывает трудности в выборе профессии, они плохо осведомлены о применении биологических знаний в различных сферах профессиональной деятельности.

© Кондаурова Т.И., Фетисова Н.Е., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.