Научная статья на тему 'Педагогические аспекты формирования исполнительского мастерства студентов-музыкантов в процессе обучения в вузе'

Педагогические аспекты формирования исполнительского мастерства студентов-музыкантов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1150
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ-МУЗЫКАНТЫ / MASTERY / MUSIC EDUCATION / STUDENTS MUSICIANS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стражникова Татьяна Ивановна, Фоломеев Виталий Юрьевич

В статье рассматриваются сущность, структура, компоненты и критерии исполнительского мастерства студента в процессе обучения в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF MASTERY OF STUDENTS-MUSICIANS DURING TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In the article, we have considered the essence, the structure, the components and the criteria of the mastery of a student in the course of training in a higher education institution

Текст научной работы на тему «Педагогические аспекты формирования исполнительского мастерства студентов-музыкантов в процессе обучения в вузе»

УДК 378.02

13.00.00 Педагогические науки

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОВ-МУЗЫКАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Стражникова Татьяна Ивановна к.п.н., доцент

Фоломеев Виталий Юрьевич аспирант

Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар, Россия

В статье рассматриваются сущность, структура, компоненты и критерии исполнительского мастерства студента в процессе обучения в вузе

Ключевые слова: ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО, МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, СТУДЕНТЫ-МУЗЫКАНТЫ

UDC 378.02 Pedagogical sciences

PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION OF MASTERY OF STUDENTS-MUSICIANS DURING TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Strazhnikova Tatiana Ivanovna Cand.Ped.Sci., Associate Professor

Folomeev Vitaly Yurievich postgraduate student Krasnodar state institute of culture, Krasnodar, Russia

In the article, we have considered the essence, the structure, the components and the criteria of the mastery of a student in the course of training in a higher education institution

Keywords: MASTERY, MUSIC EDUCATION, STUDENTS MUSICIANS

В современном мире происходят значительные изменения в системе музыкального образования. Новые условия развития общества ставят перед системой высшего профессионального образования новые приоритеты и задачи, изменяя подход к подготовке специалистов качественного уровня. Подготовка компетентного, свободно владеющего своей профессией конкурентоспособного, квалифицированного, постоянно повышающего свой профессиональный рост специалиста - основная цель музыкального профессионального образования. Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров осуществляются с учетом новых тенденций, инноваций в музыкальном искусстве и педагогике, созданием современных технологий и методик обучения.

Музыкально-исполнительская деятельность всегда была предметом изучения многих музыкантов-педагогов, психологов: Ж. Аубакировой, Л. Л. Бочкарева, А. Л. Готсдинера, Г. Г. Нейгауза, Е. В. Николаевой В. И. Петрушина, Ю. А. Цагарелли, Г. М. Цыпина и др. Теорией исполнительства занимались педагоги-музыканты: Л. А. Баренбойм, Г. М.

Коган, А. Д. Алексеева, В. Л. Живова и др. Проблеме психологической коррекции музыкально-педагогической деятельности посвящено учебное пособие Подуровского В.М. и Сусловой Н. В. [1 ].

Целый пласт научных работ, монографий, методик по джазовой и эстрадной педагогике отражен в трудах Д. Аберсольда, М. Левина, Д. Рассела. В джазовой педагогике широко известны имена джазовых музыкантов, педагогов, журналистов: В. Фейертага - историка джаза, профессора Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств; А. Кролла - пианиста, дирижера, композитора руководителя оркестрового класса на кафедре джазовой музыки РАМ имени Гнесиных; Н. Голощапова, - руководителя Одесского биг-бенда, эстрадно-джазового отделения Одесского училища искусств и культуры им. К.Ф. Данькевича; М. Митропольского - члена Московской и Международной Ассоциации джазовых журналистов; К. Мошковского -издателя и главного редактора журнала о джазе и др. Они внесли существенный вклад в развитие исполнительского мастерства в сфере эстрадно-джазовой музыки.

Анализ литературы по музыкальной педагогике и психологии, концертной деятельности, педагогической практики показывает, что проблема исполнительского мастерства в настоящее время продолжает оставаться актуальной, особенно в эстрадно-джазовом направлении, поскольку не получила всестороннего освещения в музыкально-исполнительской теории и практике. В связи с этим сложилось противоречие между необходимостью формирования исполнительского мастерства студентов-музыкантов в процессе обучения в вузе и недостатком научно-методических разработок в этой сфере.

Рассматривая вопросы исполнительского мастерства студентов в системе высшего музыкального образования, следует обратиться к этимологии слова «мастерство». В контексте данной работы особый

интерес представляет аксиологический аспект этого феномена. С. И. Ожегов в «Словаре русского языка» трактует слово «мастер» как специалист, «достигший высокого искусства в своём деле», а понятие «мастерство» как «высокое искусство в какой-нибудь области» [2, с. 313]. В рамках данной статьи профессиональное исполнительское мастерство рассматривается как системное интегральное качество личности музыканта, являющееся неотъемлемой частью исполнительской культуры в целом, и включающее техническое мастерство, художественно-творческий компонент, позволяющий адекватно интерпретировать музыкальное произведение, комплекс общих и музыкальных способностей, а также волевые качества. М. Ш. Бонфельд отмечает особую роль исполнителей-интерпретаторов среди других музыкальных специальностей - исследователей, слушателей, критиков: «Принципиальная разница между исполнителями и всеми остальными заключается в том, что роль таких интерпретаторов - воссоздание художественной речи, требующее интенсивного, совместного участия и сознания и бессознательного, т. е. того же инстинкта; художественная мысль здесь восстанавливается на художественном же уровне, столь же необъяснимом и непередаваемым, как и творческая - композиторская (писательская) - деятельность, и столь же индивидуальном и неповторимом» [3, с. 208-209]. В исполнительской деятельности воплощение художественного образа основывается на основе технической подготовки, которая в игре на музыкальном инструменте предполагает работу над качественным звукоизвлечением, артикуляцией, собственно техническими навыками, слуховым самоконтролем качества звучания.

«Исполнительское мастерство, — пишет Ф. Валеева, — многокомпонентная система, функционирующая целостно и гармонично. Важнейшим компонентом исполнительского мастерства является выразительность исполнения, подразумевающая осмысленное

произнесение — интонирование музыкальной ткани сочинения» [4, с. 122—124]. Процесс исполнения музыкального произведения - сложное многоаспектное явление, предполагающее воссоздание авторского сочинения, проявление творческой индивидуальности музыканта на основе исполнительских умений и знаний, тонкого художественного вкуса. Г. М. Цыпин «трактует музыкально-исполнительский процесс как диалектическое триединство: внутреннеслуховое представление интерпретатора, создаваемый им в воображении звуковой прообраз; двигательно-моторное воплощение этого прообраза на клавиатуре (грифе и т. д.); реальное звучание инструмента, контролируемое и корректируемое слухом играющего» [5, с. 180].

Вопросы исполнительского мастерства рассматривает в своем учебном пособии «Психология музыкально-исполнительской деятельности» Ю. А. Цагарелли. В качестве компонентов мастерства музыканта-исполнителя он предлагает «выделить четыре основных блока: музыкально-исполнительскую направленность, знания, умения, и профессионально-важные качества» [6, с.12]. Основы первых трех компонентов исполнительского мастерства музыканта-профессионала закладываются в музыкальной школе и училище. Для студентов вуза особое значение приобретает последний компонент - профессионально-важные качества исполнителя. «Структура профессионально важных качеств разделяется на две подструктуры - общемузыкальных и непосредственно исполнительских качеств», - отмечает Ю. А. Цагарелли [6, с.16]. К общемузыкальным он относит сенсорно-перцептивные, эмоциональные, мнемические, интеллектуальные качества и способности, связанные мышлением и воображением (имажинитивные). К подструктуре исполнительских качеств, по мнению Ю. А. Цагарелли, следует отнести качества, определяющие исполнительскую технику (психомоторные), артистизм, надежность (стабильность) в концертной деятельности;

качества, связанные с направленностью внимания (аттенционные ), а также волевые и коммуникативные свойства личности [6, с.17].

Все основные психические процессы (эмоции, внимание, восприятие, мышление, воображение, память) оказывают непосредственное влияние на качество музыкального исполнения. Творчество музыканта-исполнителя базируется на технической вооруженности, хорошей музыкальной памяти, внимании, творческом воображении, художественном мышлении и яркой, эмоциональной интерпретации музыкального образа.

Многие важнейшие вопросы, касающиеся проблемы

исполнительского мастерства на данный момент осмысливаются теорией и практикой высшей школы, но многие остаются не решенными. В. И. Петрушин обращает внимание на феномен трансцендентальной медитации, способствующей нормализации психического состояния, гармонизации исполнителя с окружающей средой и процессом исполнения. «В этом состоянии включаются в работу бессознательные механизмы психики, и музыкант интуитивно находит именно то решение, которое обеспечивает наибольший художественный эффект», - отмечает В. И. Петрушин [7, с. 108]. Также он указывает на важность разработки стратегического плана, позволяющего наметить приемы подготовки исполнения музыкального сочинения.

Процесс развития исполнительского мастерства напрямую связан с формированием художественного образа музыкального сочинения. Понятие «образ» используется в различных сферах человеческой деятельности. Художественный образ выступает фундаментальной категорией искусствознания как форма выражения мыслей и чувств художника, как духовность в виде моральных ценностей и традиций, как коммуникативная сущность искусства (художественное общение). Формирование исполнительского мастерства студентов зависит от

художественного видения образа в исполняемом произведении, системного и индивидуально-творческого подходов. Данная проблема нашла отражение в трудах Н.К. Баклановой, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и др.

Формирование художественного замысла произведения студентом-музыкантом должно осуществляется с помощью ощущений, познания, созидания, фантазии, воображения, эмоционально-чувственных процессов, связанных с замыслом произведения. Очевидно, что, работая над музыкальным произведением, раскрытием его художественно-образного содержания, студент осуществляет последовательность мыслительных действий, комплексно взаимосвязанных с понятийно-логическим и наглядно-образным видом мышления. Следует подчеркнуть, что для формирования исполнительского мастерства студентов необходимо целостное мышление. Для музыканта-исполнителя, особенно для джазового, большое значение приобретает умение импровизировать. «В сущности, импровизация и является возведением принципа творческого изобретения как носителя неожиданности в руководящий фактор оформления, - отмечает Б. В. Асафьев. - Пределы этой неожиданности -всегда социально детерминированы и ограниченны, но, тем не менее, в диалектике изобретения и инерции - сущность становления музыки» [8, с. 90].

В процессе формирования исполнительского мастерства студентов-музыкантов особую роль играют коммуникативные способности, предполагающие тактику и технику общения. Это связано с тем, что музыкальное искусство выполняет функцию передачи некоторой информации, коммуникации между композитором, исполнителем, слушателем. Компонентами коммуникативной деятельности являются: коммуникативные мотивы (для чего предпринимается общение), предмет общения (публика), задачи общения (цель, ради которой совершается

процесс общения, средства общения (операции, с помощью которых осуществляется действие общения).

Критерии формирования исполнительского мастерства студента-музыканта можно структурировать следующим образом:

1) знания и навыки (общекультурные, профессиональные);

2) умения (гностические, двигательные, художественно-мыслительные);

3) коммуникативная деятельность (художественное общение);

4) творческие качества (артистизм, психологическая выдержка, креативное мышление, способность к воображению, импровизации).

Исполнитель не имеет права на ошибку, его искусство не приемлет исправлений и неточностей, он вынужден создавать свои шедевры здесь и сейчас: от этого у публики возникает чувство избранности. Зритель присутствует при событии, которое никогда и нигде не повторится в точности, так же, как это видят именно сейчас. И это событие тем и уникально! Поэтому каждое выступление должно быть заранее проанализировано, проработано правильными занятиями, правильной психологической подготовкой. Перед преподавателем стоит непростая задача построения оптимальной системы обучения. Исполнительское мастерство, виртуозность, к которым стремится студент-музыкант, должно сопровождаться постоянным движением к совершенству творческой работы интерпретатора, формированию исполнительских навыков, направленных на воплощение авторского замысла.

Виртуозность, артистизм - это не отдельные психофизиологические свойства, а следствие особого качества слышания музыки, особой вовлеченности в нее и остроты пространственных метрических, ритмических и слухо-моторных ассоциаций. Опыт известных музыкантов-исполнителей подтверждает, что наилучший путь музыканта-профессионала сопряжен с постоянным развитием интонационного слуха,

слухо-пространственных ассоциаций, чувства ритма, совершенствованием исполнительских качеств в целом. Особое значение в формировании исполнительского мастерства приобретает созидательная установка студента: «У музыканта-исполнителя при восприятии музыки часто активизируется творческая установка он мысленно ставит себя на место исполнителя и параллельно с его трактовкой развивает свою собственную» [9, с. 180]. Установка позволяет включить систему музыкально-слуховых и жизненных представлений для проникновения в содержание авторского сочинения, его креативной интерпретации.

В вузовской работе со студентами-музыкантами формирование исполнительского мастерства возможно при работе над произведением «через ошибочные действия» к «правильным действиям». Этапы этого процесса можно условно обозначить следующим образом:

1. Подсознательные мотивации, установки на успешное исполнение.

2. Психологические процессы, связанные с забыванием, волнением. Непредсказуемые случайные ошибки.

3. Взаимодействие интеллектуальных, психических и физических функций, направленных на качественное исполнение музыкального произведения.

4. Коррекция исполнения и закрепление полученных навыков.

5. Осознание исполнительских действий во время выступления

6. Уверенность в успехе.

«Путь художественных поисков тесно связан с исполнительской самореализацией музыканта, которая в процессе кропотливой и упорной технологической работы связывает воедино его ум, чувство и волю, обостряет внимание, развивает способности самоконтроля,

совершенствует исполнительское мастерство», - отмечает А. Г. Каузова [с. 267]. Необходимо отметить, что каждый студент-исполнитель

консерватории как профессиональный, сложившийся музыкант, должен обладать рядом качеств: высоким интеллектуальным уровнем, музыкальной страстностью, сосредоточенностью, гибким воображением, умением анализировать ладовые, метроритмические особенности, гармонию, фактуру музыкального сочинения, творческой способностью ярко, эмоционально воспринимать и воплощать художественные образы произведения. Отсутствие одного из этих компонентов или недостаток в развитии неизбежно отразится на исполнительском творчестве, мастерстве студента-музыканта. Особо следует отметить эмоциональный компонент исполнительского мастерства. «Биологический смысл эмоций, - пишет В. В. Медушевский, - заключается не только в оценке, но и в мгновенной подготовке анализаторов, восприятия, мышления, физиологических процессов, мышечного аппарата к действию в данной ситуации» [9, с. 61].

Перед системой профессионального музыкального образования в вузе и непосредственно перед педагогом, формирующим студента как исполнителя, стоят серьезные задачи:

1. Воспитать у обучающегося общественное сознание, общую культуру, этичность, развить наблюдательность.

2. Ввести обучающегося в мир музыки, сформировать музыкальную культуру, воспитать профессиональный музыкальный слух.

3. Сформировать исполнителя, владеющего техническими и художественными качествами, навыками высказываться средствами своего инструмента.

4. Воспитать силу воли, профессиональные исполнительские качества.

В заключение хотелось бы напомнить известные слова: «творчеству человека научить нельзя, но можно научить его творчески работать (или,

во всяком случае, предпринять необходимые усилия для этого)» [5, с. 360]. В нашей статье мы акцентируем внимание не только на знания, умения, навыки, качества и способности обучающихся, а подчеркиваем важность формирования исполнительского мастерства студентов в плане интерпретации основной идеи, авторского замысла композитора, художественного образа музыкального произведения.

Литература

1. Подуровский, В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учеб. пос. для вузов [Текст] / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. - М.: Владос, 2001. - 320 с.:

2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М.: Сов. энциклопедия, 1973. - Изд. 10-е. - 846 с.

3. Бонфельд, М. Ш. Введение в музыкознание: учеб. пос. [Текст] / М. Ш. Бонфельд. - М.: Владос, 2001. - 224 с.

4. Валеева, Ф. Х. Вопросы развития исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста на этапе высшего профессионального образования [Текст] / Ф. Х. Валеева // Педагогическое мастерство: матер. III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: Буки-Веди, 2013. - С. 122-124.

5. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: учеб. пос. [Текст] / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.; Под ред. Г. М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 368 с.

6. Цагарелли, Ю. А. Психология музыкально-исполнительской деятельности : учеб. пос. [Текст] / Ю. А. Цагарелли. - СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2008. -368 с.

7. Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учеб. пос. [Текст] / В. И. Петрушин. - М.: Владос, 1997. - 384 с.

8. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Б.В. Асафьев. - Л.: Музгиз, 1963. - 379 с.

9. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] / В. В. Медушевский. - М.: Музыка, 1976. - 254 с.

10. Каузова, А. Г. Исполнительская деятельность учителя музыки [Текст] / А. Г. Каузова // Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. Теория музыкального образования: приложения. - М.: Академия, 2004. - С. 261-270.

References

1. Podurovskij, V.M. Psihologicheskaja korrekcija muzykal'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti: ucheb. pos. dlja vuzov [Tekst] / V.M. Podurovskij, N.V. Suslova. - M.: Vlados, 2001. - 320 s.:

2. Ozhegov, S. I. Slovar' russkogo jazyka [Tekst] / S. I. Ozhegov. - M.: Sov. jenciklopedija, 1973. - Izd. 10-e. - 846 s.

3. Bonfel'd, M. Sh. Vvedenie v muzykoznanie: ucheb. pos. [Tekst] / M. Sh. Bonfel'd. - M.: Vlados, 2001. - 224 s.

4. Valeeva, F. H. Voprosy razvitija ispolnitel'skogo masterstva muzykanta-instrumentalista na jetape vysshego professional'nogo obrazovanija [Tekst] / F. H. Valeeva // Pedagogicheskoe masterstvo: mater. III mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, ijun' 2013 g.). - M.: Buki-Vedi, 2013. - S. 122-124.

5. Psihologija muzykal'noj dejatel'nosti: Teorija i praktika: ucheb. pos. [Tekst] / D. K. Kirnarskaja, N. I. Kijashhenko, K. V. Tarasova i dr.; Pod red. G. M. Cypina. - M.: Akademija, 2003. - 368 s.

6. Cagarelli, Ju. A. Psihologija muzykal'no-ispolnitel'skoj dejatel'nosti : ucheb. pos. [Tekst] / Ju. A. Cagarelli. - SPb.: Kompozitor. Sankt-Peterburg, 2008. - 368 s.

7. Petrushin, V. I. Muzykal'naja psihologija: ucheb. pos. [Tekst] / V. I. Petrushin. -M.: Vlados, 1997. - 384 s.

8. Asafev, B. V. Muzykal'naja forma kak process [Tekst] / B.V. Asafev. - L.: Muzgiz, 1963. - 379 s.

9. Medushevskij, V.V. O zakonomernostjah i sredstvah hudozhestvennogo vozdejstvija muzyki [Tekst] / V. V. Medushevskij. - M.: Muzyka, 1976. - 254 s.

10. Kauzova, A. G. Ispolnitel'skaja dejatel'nost' uchitelja muzyki [Tekst] / A. G. Kauzova // Je. B. Abdullin, E. V. Nikolaeva. Teorija muzykal'nogo obrazovanija: prilozhenija. - M.: Akademija, 2004. - S. 261-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.