Научная статья на тему 'Психология потери. Творчество и социогении с моделями защиты личности сотрудника УИС от социогенных потерь и их коррекция в экстремальных условиях жизнедеятельности'

Психология потери. Творчество и социогении с моделями защиты личности сотрудника УИС от социогенных потерь и их коррекция в экстремальных условиях жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / СОЦИОГЕНИЯ / СОЦИОПСИХОФИЗИОГЕННЫЕ ПОТЕРИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / СОТРУДНИК УИС / PERSONALITY / SOCIOGENIYA / SOCIO-PSYCHO-PHYSIOLOGICAL LOSSES / SOCIAL PROTECTION / PENAL SYSTEM PERSONNEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серов Владимир Иванович

Эксперимент включал 308 курсантов трех факультетов Академии ФСИН России во время учений «Итог» в новую совместную деятельность в девяти исправительных учреждениях. Изучалось влияние на творчество курсантов социогений от лиц, входящих в группу риска. Исследовалась социогения: модель, оптимальность, структура социопсихофизиогенные потери, социальная, психологическая и физиологическая защита, взаимоотношения и коррекция комплексов «Творчество», «Личность», «Среда» в социальной защите личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology of loss. Creativity and sociogeniya with models of protection of the identity of the penal system officer from sociogenic losses and their correction in extreme conditions of activity

The experiment involved 308 cadets of the three departments of the Academy of the FPS of Russia during the doctrines "Result" in new joint activities in nine correctional facilities. Influence on the cadets creativity of sociogeniya from the persons entering the risk group was studied. Sociogeniya was researched: its model, optimality, structure, socio-psycho-physiological losses, social, psychological and physiological protection, relations and correction of the complexes «Creativity», «Personality», «Environment» in social protection of the personality.

Текст научной работы на тему «Психология потери. Творчество и социогении с моделями защиты личности сотрудника УИС от социогенных потерь и их коррекция в экстремальных условиях жизнедеятельности»

УДК 159.9:343.83 ББК 88.472

ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. ТВОРЧЕСТВО И СОЦИОГЕНИИ С МОДЕЛЯМИ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА УИС ОТ СОЦИОГЕННЫХ ПОТЕРЬ И ИХ КОРРЕКЦИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ СЕРОВ,

преподаватель Академии ФСИНРоссии, доцент, кандидат медицинских наук

E-mail: [email protected] Научная специальность 19.00.06 - юридическая психология Научный консультант: заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, доктор психологических наук, профессор А.Н. Сухов

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Эксперимент включал 308 курсантов трех факультетов Академии ФСИН России во время учений «Итог» в новую совместную деятельность в девяти исправительных учреждениях. Изучалось влияние на творчество курсантов социогений от лиц, входящих в группу риска. Исследовалась социогения: модель, оптимальность, структура социопсихофизиогенные потери, социальная, психологическая и физиологическая защита, взаимоотношения и коррекция комплексов «Творчество», «Личность», «Среда» в социальной защите личности.

Ключевые слова: личность, социогения, социопсихофизиогенные потери, социальная защита, сотрудник УИС.

Annotation. The experiment involved 308 cadets of the three departments of the Academy of the FPS of Russia during the doctrines "Result" in new joint activities in nine correctional facilities. Influence on the cadets creativity of sociogeniya from the persons entering the risk group was studied. Sociogeniya was researched: its model, optimality, structure, socio-psycho-physiological losses, social, psychological and physiological protection, relations and correction of the complexes «Creativity», «Personality», «Environment» in social protection of the personality.

Keywords: Personality, sociogeniya, socio-psycho-physiological losses, social protection, penal system personnel.

В общеакадемических учениях «Итог-2010» создавалась уникальная ситуация по зарождению специ-алистов-пенитенциаристов при включении курсантов-выпускников в работу исправительных учреждений в виде девяти игровых коллективов (ИК). В каждом ИК впервые за пять лет обучения встречались курсанты трех факультетов - юридического (ЮФ), психологического (ПФ), экономического (ЭФ) Академии ФСИН России. Исследовалось творчество личности 308 курсантов и последствия напряженной профессиональной деятельности в виде социогений, их оптимальность, структура, а также эффективность коррекции социоге-ний от социопсихофизиогенных потерь личности сотрудников УИС.

По 36 моделям социогений определялись предельно-критические границы безопасности развития каждого ИК. Сотрудники УИС, находящиеся в одной и той же социальной среде, одного и того же служебного положения и материального достатка по-разному

ведут себя в вопросах угрозы чести, достоинству и жизни, свойственных их профессиональной деятельности. Природа взаимоотношений между сотрудниками УИС многообразна. А.А. Леонтьев (1974) выделял три вида общения: социально-ориентированное на группу, предметно-ориентированное между людьми, личностно-ориентированное на изменение личности. Для успешности профессиональной деятельности сотрудника УИС корректировалось осознание причин и закономерностей своего общения, поведения, что позволяло изменять отношение к служебным ситуациям и включаться в деятельность, видеть несколько вариантов собственных действий там, где раньше усматривался один.

Внутренняя структура личности зависела от конфликта между реальной и проективной моделями личности, на которые оказывали влияние социогенные потери, социальная защита, социогении. На социоге-нии, в свою очередь, влияла психологическая струк-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

тура личности. Об изменении внутренней структуры личности из-за нарастания социопсихофизиогенных потерь в последнее время свидетельствуют фундаментальные исследования психического и соматического здоровья. По данным экспертов ВОЗ, нервно-психические расстройства широко распространены в мире. Ими страдают 10-15% населения экономически развитых стран Западной Европы и Северной Америки, 6-9% населения развитых стран Азии (Японии и Океании), 2,5-5% населения развивающихся стран. Первичные нервно-психические расстройства взрослого населения России в 2014 г. составили 44,1 случая на 100 тыс. населения. ВОЗ указывает, что развитию нервно-психических расстройств способствуют биологические, психологические и социальные факторы. Психические расстройства и расстройства поведения вызывают алкоголизм, наркомания и токсикомания.

Цель исследования - оценка творчества, качества психического функционирования, включенности в деятельность и прогноз поведения сотрудника УИС в экстремальных условиях жизнедеятельности с коррекцией социогений от нарастающих нагрузок в период общеакадемических учений «Итог-2010».

Методика. В семидневных учениях «Итог-2010» участвовали курсанты юридического (197), эконо-

мического (68) и психологического (43) факультетов Академии ФСИН России (308 человек). Курсантами ПФ проводилась диагностика (рис. 1) социогений в пограничном психическом состоянии личности сотрудника УИС методом самооценки и экспертами по КДН - Карте динамического наблюдения (Б. С. Фролов, В. А. Голлай, 1982; В. И. Серов, 1996) и СПК - методике «Социально-психологический климат» (Б. Д. Парыгин, 2003). Ведущая защита выявлялась по КДН. Социальную защиту (СЗ) оценивали по вопросам 1-12, психологическую (ПЗ) - по вопросам

14-25. 13-й вопрос принимался за Физиологическую защиту (ФЗ) личности. В СПК по вопросам 1-6 оценивали комплекс «Творчество» (Т) с потенциалами выбора и обновления, 7-14 - комплекс «Личность» (Л) с потенциалами признания и самовыражения, по

15-20 - комплекс «Среда» (С) с потенциалами напряженности и неопределенности (В.И. Серов, 2005). Постдиагностическим тренингом-коррекцией по Б.Д. Парыгину (2003) изменяли позицию и включенность испытуемого в деятельность ИК, аутотренингом - адаптивность. Статанализ проводился по SPSS v. 17. Применены методы многомерной статистики с F-критерием Фишера, M-Бартлетта, t- Стьюдента, V-Уэлша.

Рис. 1. Модели социогений с социогенными потерями в пространственном распределении защит - Социальной (СЗ), Психологической (ПЗ), Физиологической (ФЗ) и комплексов в Социальной защите - Творчество (Т), Личность (Л), Среда (С) по 11 степеням оптимальности у курсантов-выпускников психологического, юридического и экономического факультетов Академии ФСИН России

Результаты и обсуждение. По данным методик КДН и СПК (рис. 1-3, табл. 1, 2), у курсантов девушек и юношей юридического (ЮФ), психологического (ПФ), экономического (ЭФ) факультетов в игровом коллективе 1 (ИК1) в реальной (РМ) и проективной (ПМ) моделях Социальная защита (СЗ), Психологическая защита (ПЗ), Физиологическая защита (ФЗ), комплексы «Творчество», «Личность», «Среда» СЗ находились в

следующих взаимоотношениях: в И (табл. 2) - ФПС и ПСФ, в ЮФ - ФПС и ПФС, в Эф" - ФПС и ФПС,

кдн ' кдн

в ПФ н - ПФС и СФП до психологической коррекции (ПК),ка также в И - ПФС и ПФС, в ЮФ - ПФС и

4 '7 кдн ' кдн

ПФС, в ЭФ - ПФС и ФСП, в ПФ - ПСФ и ПСФ

кдн кдн

после ПК с 18, 30, 31, 8-й моделями до ПК и 29, 29, 20, 15-й после ПК и оптимальностью 8, 10, 11, 6 до ПК и 9, 9, 8, 5 после ПК.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

При социогениях по социально-психологическому - ЛТС и ЛТС, в ЭФ - ТЛС и ТЛС, в ПФ - ЛСТ и

кдн кдн

климату в Испк (табл. 2) - ЛТС и ЛТС, в ЮФкдн - ЛТС и СТЛ после СК с 15, 15, 15, 15-й моделями до СК и 15, ЛТС, в ЭФ сп- ЛТС и ЛТС, в ПФ - ЛТС и ЛТС до со- 15, 1, 8-й после СК с оптимальностью 5, 5, 5, 5 до и 5,

кдн кдн

циальной коррекции (СК), И - ЛТС и ЛТС, в ЮФ 5, 1, 8 после СК.

36

31

26

21

16

11

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 43 45 47 49 51 53 55 57 59 61 ♦ Дни Икдн О ЮФкдн О ЭФкдн —I—О -ПФкдн -О

Рис. 2. 36моделей (вверху) и оптимальность (внизу) конституциональных социопсихофизиологических защит у курсантов Академии ФСИН России в девяти игровых коллективах в семидневных общеакадемических учениях «Итог-2010»

36

31

26

21

16

11

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39 41 43 45 47 49 51 53 55 57 59 61 ИК Дни —А— Испк О ЮФспк О--ЭФспк-О--ПФспк О

Рис. 3. Творчество при социогениях по СПК (вверху) и оптимальность (внизу) у курсантов Академии ФСИН России в девяти игровых коллективах в семидневных общеакадемических учениях «Итог-2010» (1-я модель - лучшая, 36 - худшая)

6

1

6

1

Таблица 1

Модель, оптимальность, структура социопсихофизиогенных потерь по КДН и их коррекция у курсантов 5-го курса юридического, экономического и психологического факультетов Академии ФСИН России в общеакадемических учениях «Итог-2010»

ИК Дни И О РМ ПМ ЮФ О РМ ПМ ЭФ О РМ ПМ ПФ О РМ ПМ

1 1 18 8 фпс псф 30 10 фпс пфс 31 11 фпс фпс 8 6 пфс сфп

п=34 2 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс 30 10 фпс пфс 34 8 псф фпс

ПК 3 21 6 фсп фсп 17 7 пфс псф 21 6 фсп фсп 21 6 фсп фсп

4 19 9 фпс фсп 29 9 пфс пфс 9 5 фсп сфп 32 10 пфс фпс

6 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс 20 8 пфс фсп 15 5 псф псф

7 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс 20 8 пфс фсп 15 5 псф псф

2 1 13 3 спф псф 13 3 спф псф 15 5 псф псф 29 9 пфс пфс

2 2 2 сфп спф 14 4 сфп псф 8 6 пфс сфп 2 2 сфп спф

ПК 3 15 5 псф псф 14 4 сфп псф 15 5 псф псф 8 6 пфс сфп

п=33 4 19 9 фпс фсп 20 8 пфс фсп 18 8 фпс псф 33 9 фсп фпс

6 26 6 сфп пфс 27 7 псф пфс 28 8 фсп пфс 16 6 фсп псф

7 26 6 сфп пфс 27 7 псф пфс 28 8 фсп пфс 16 6 фсп псф

3 1 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс 31 11 фпс фпс

п=33 2 31 11 фпс фпс 19 9 фпс фсп 31 11 фпс фпс 31 11 фпс фпс

ПК 3 19 9 фпс фсп 33 9 фсп фпс 19 9 фпс фсп 20 8 пфс фсп

4 32 10 пфс фпс 32 10 пфс фпс 21 6 фсп фсп 26 6 сфп пфс

6 33 9 фсп фпс 26 6 сфп пфс 21 6 фсп фсп 35 7 сфп фпс

7 33 7 фсп фпс 26 6 сфп пфс 21 6 фсп фсп 35 7 сфп фпс

4 1 32 10 пфс фпс 32 10 пфс фпс 30 10 фпс пфс 23 5 сфп фсп

п=34 2 17 7 пфс псф 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс 18 8 фпс псф

3 30 10 фпс пфс 27 7 псф пфс 29 9 пфс пфс 28 8 фсп пфс

ПК 4 8 6 пфс сфп 11 3 сфп сфп 20 8 пфс фсп 11 3 сфп сфп

6 32 10 пфс фпс 32 10 пфс фпс 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс

7 32 10 пфс фпс 32 10 пфс фпс 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс

5 1 30 10 фпс пфс 16 6 фсп псф 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс

п=34 2 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс 20 8 пфс фсп

3 30 10 фпс пфс 21 6 фсп фсп 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс

ПК 4 28 8 фсп пфс 29 9 пфс пфс 25 5 спф пфс 28 8 фсп пфс

6 30 10 фпс пфс 30 10 фпс пфс 32 10 пфс фпс 29 9 пфс пфс

7 30 10 фпс пфс 30 10 фпс пфс 32 10 пфс фпс 29 9 пфс пфс

6 1 34 8 псф фпс 36 6 спф фпс 35 7 сфп фпс 32 10 пфс фпс

п=33 2 29 9 пфс пфс 31 11 фпс фпс 29 9 пфс пфс 27 7 псф пфс

3

ПК 4 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс 13 3 спф псф 14 4 сфп псф

6 19 9 фпс фсп 31 11 фпс фпс 21 6 фсп фсп 15 5 псф псф

7

7 1 33 9 фсп фпс 33 9 фсп фпс 23 5 сфп фсп 30 10 фпс пфс

п=32 2 5 5 пфс спф 18 8 фпс псф 10 3 псф сфп 17 7 пфс псф

3 21 6 фсп фсп 33 9 фсп фпс 11 3 сфп сфп 19 9 фпс фсп

4 11 3 сфп сфп 12 2 спф сфп 29 9 пфс пфс 11 3 сфп сфп

ПК 6 8 6 пфс сфп 10 3 псф сфп 9 5 фсп сфп 17 7 пфс псф

7 8 6 пфс сфп 10 3 псф сфп 9 5 фсп сфп 17 7 пфс псф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 1 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс

п=34 2 18 8 фпс псф 30 10 фпс пфс 18 8 фпс псф 21 6 фсп фсп

3 30 10 фпс пфс 30 10 фпс пфс 18 8 фпс псф 21 6 фсп фсп

4 30 10 фпс пфс 30 10 фпс пфс 18 8 фпс псф 21 6 фсп фсп

ПК 6 18 8 фпс псф 18 8 фпс псф 18 8 фпс псф 31 11 фпс фпс

7 18 8 фпс псф 18 8 фпс псф 18 8 фпс псф 31 11 фпс фпс

9 1 28 8 фсп пфс 18 8 фпс псф 33 9 фсп фпс 25 5 спф пфс

п=30 2 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс 29 9 пфс пфс 19 9 фпс фсп

3 7 7 фпс сфп 28 8 фсп пфс 9 5 фсп сфп 32 10 пфс фпс

4

ПК 6 30 10 фпс пфс 30 10 фпс пфс 28 8 фсп пфс 21 6 фсп фсп

7 30 10 фпс пфс 29 9 пфс пфс 28 8 фсп пфс 21 6 фсп фсп

Примечание. Пропуск в обследовании в ИК6 - работа двух курсантов ГР ПФ. 246 -Вестник Московского университета МВД России- № 8 / 2016

Таблица 2

Модели социогений, оптимальность, структура социогенных потерь по СПК и их коррекция у курсантов 5-го курса юридического, экономического и психологического факультетов Академии ФСИН России в общеакадемических учениях «Итог-2010»

ИК Дни И О РМ ПМ ЮФ О РМ ПМ ЭФ О РМ ПМ ПФ О РМ ПМ

1 1 15 5 лтс лтс 15 5 лтс лтс 15 5 лтс лтс 15 5 лтс лтс

п=34 2 3 3 лтс тлс 1 1 тлс тлс 5 5 лст тлс 15 5 лтс лтс

ПК 3 15 5 лтс лтс 18 8 слт лтс 26 6 тсл лст 15 5 лтс лтс

4 3 3 лтс тлс 3 3 лтс тлс 2 2 тсл тлс 3 3 лтс тлс

6 15 5 лтс лтс 15 5 лтс лтс 1 1 тлс тлс 20 8 лст стл

7 15 5 лтс лтс 15 5 лтс лтс 1 1 тлс тлс 20 8 лст стл

2 1 17 7 лст лтс 5 5 лст тлс 15 5 лтс лтс 16 6 стл лтс

п=33 2 19 9 слт стл 19 9 слт стл 21 6 стл стл 21 6 стл стл

ПК 3 7 7 слт тсл 19 9 с лт стл 15 5 лтс лтс 9 5 стл тсл

4 30 10 слт лст 30 10 слт лст 30 10 слт лст 31 11 слт слт

6 10 3 лтс тсл 34 8 лтс слт 31 11 слт слт 3 3 лтс тлс

7 10 3 лтс тсл 34 8 лтс слт 31 11 слт слт 3 3 лтс тлс

3 1 5 5 лст тлс 3 3 лтс тлс 27 7 лтс лст 17 7 лст лтс

п=33 2 19 9 слт стл 31 11 слт слт 19 9 слт стл 23 5 тсл стл

ПК 3 3 3 лтс тлс 10 3 лтс тсл 17 7 лст лтс 13 3 тлс лтс

4 18 8 слт лтс 18 8 слт лтс 17 7 лст лтс 16 6 стл лтс

6 6 6 слт тлс 4 4 стл тлс 18 8 слт лтс 13 3 тлс лтс

7 6 6 слт тлс 4 4 стл тлс 18 8 слт лтс 13 3 тлс лтс

4 1 1 1 тлс тлс 1 1 тлс тлс 15 5 лтс лтс 3 3 лтс тлс

п=34 2 31 11 слт слт 31 11 слт слт 23 5 тсл стл 31 11 слт слт

3 27 7 лтс лст 27 7 лтс лст 36 6 тлс слт 27 7 лтс лст

ПК 4 15 5 лтс лтс 15 5 лтс лтс 15 5 лтс лтс 15 5 лтс лтс

6 15 5 лтс лтс 15 5 лтс лтс 15 5 лтс лтс 15 5 лтс лтс

7 15 5 лтс лтс 15 5 лтс лтс 15 5 лтс лтс 15 5 лтс лтс

5 1 3 3 лтс тлс 5 5 лст тлс 1 1 тлс тлс 17 7 лст лтс

п=34 2 3 3 лтс тлс 1 1 тлс тлс 3 3 лтс тлс 17 7 лст лтс

3 13 3 тлс лтс 13 3 тлс лтс 1 1 тлс тлс 15 5 лтс лтс

ПК 4 1 1 тлс тлс 3 3 лтс тлс 2 2 тсл тлс 6 6 слт тлс

6 1 1 тлс тлс 3 3 лтс тлс 1 1 тлс тлс 1 1 тлс тлс

7 1 1 тлс тлс 3 3 лтс тлс 1 1 тлс тлс 1 1 тлс тлс

6 1 3 3 лтс тлс 15 5 лтс лтс 1 1 тлс тлс 15 5 лтс лтс

п=33 2 3 3 лтс тлс 3 3 лтс тлс 3 3 лтс тлс 17 7 лст лтс

3

ПК 4 17 7 лст лтс 15 5 лтс лтс 27 7 лтс лст 31 11 слт слт

6 15 5 лтс лтс 17 7 лст лтс 15 5 лтс лтс 1 1 тлс тлс

7

7 1 3 3 лтс тлс 1 1 тлс тлс 3 3 лтс тлс 7 7 слт тсл

п=32 2 3 3 лтс тлс 3 3 лтс тлс 5 5 лст тлс 9 5 стл тсл

3 3 3 лтс тлс 3 3 лтс тлс 3 3 лтс тлс 29 9 лст лст

4 13 3 тлс лтс 13 3 тлс лтс 13 3 тлс лтс 16 6 стл лтс

ПК 6 18 8 слт лтс 6 6 слт тлс 13 3 тлс лтс 18 8 слт лтс

7 18 8 слт лтс 6 6 слт тлс 13 3 тлс лтс 18 8 слт лтс

8 1 22 6 лтс стл 22 6 лтс стл 22 6 лтс стл 22 6 лтс стл

п=34 2 19 9 слт стл 19 9 слт стл 31 11 слт слт 22 6 лтс стл

3 19 9 слт стл 19 9 слт стл 31 11 слт слт 22 6 лтс стл

4 19 9 слт стл 19 9 слт стл 19 9 слт стл 22 6 лтс стл

ПК 6 19 9 слт стл 19 9 слт стл 18 8 слт лтс 7 7 слт тсл

7 19 9 слт стл 19 9 слт стл 18 8 слт лтс 7 7 слт тсл

9 1 15 5 лтс лтс 15 5 лтс лтс 2 2 тсл тлс 29 9 лст лст

п=30 2 3 3 лтс тлс 1 1 тлс тлс 5 5 лст тлс 17 7 лст лтс

3 31 11 слт слт 32 10 лст слт 31 11 слт слт 17 7 лст лтс

4

ПК 6 33 9 стл слт 31 11 слт слт 16 6 стл лтс 33 9 стл слт

7 33 9 стл слт 31 11 слт слт 16 6 стл лтс 33 9 стл слт

Примечание. Красным цветом обозначены 1 „, 2 ,, 2 , курсанта ГР в ПФ

А А ик2^ икб^ ик7 ^ А кдн, спк

Коррекция (табл. 1) ухудшала структуру личности с 18-й до 29-й модели в ИМ, улучшала с 30-й до 29-й и с 31-й до 20-й модели у курсантов ЮФ и ЭФ, ухудшала с 8-й до 15-й модели у курсантов ПФ, активируя ПЗ и снижая оптимальность на 1, повышая на 1, 3, 1 позиции.

В социогении из-за социогенных потерь СЗ (табл. 3) стабилизировалась в ИМ, у курсантов ЮФ, улучшалась с 15-й до 1-й модели у курсантов ЭФ и снижалась на пять позиций у курсантов ПФ. Прогноз для социальной самокоррекции в переводе комплекса «Творчество» на первое место в проективной и реальной моделях на одну-две позиции у курсантов ЮФ и ПФ. Курсанты ЭФ находились в наилучшем состоянии по модели 1 и оптимальности 1-й степени.

В ИК2 в реальной и проективной моделях СЗ, ПЗ, ФЗ, комплексы «Творчество», «Личность», «Среда» СЗ находились в следующих взаимоотношениях: в И (табл. 2) - СПФ и ПСФ, в ЮФ - СПФ и ПСФ, в ЭФ*"1

4 ' 7 кдн ' кдн

- ПСФ и ПСФ, в ПФ - ПФС и ПФС до ПК, а также

кдн

в И - СФП и ПФС, в ЮФ - ПСФ и ПФС, в ЭФ -

кдн кдн кдн

ФСП и ПФС, в ПФ - ФПС и ПСФ после ПК с 13, 13,

кдн

15, 29-й моделями до ПК и 26, 27, 28, 16-й после ПК и оптимальностью 3, 3, 5, 9 до ПК и 6, 7, 8, 6 после ПК (рис. 1-3, табл. 1, 2).

При социогениях по социально-психологическому климату в И (табл. 2) - ЛСТ и ЛТС, в ЮФ - ЛСТ

^ спк 4 ' 7 кдн

и ТЛС, в ЭФ - ЛТС и ЛТС, в ПФ - СТЛ и ЛСТ до

кдн кдн

ПК, И - ЛТС и ТСЛ, в ЮФ - ЛТС и СЛТ, в ЭФ

кдн кдн кдн

- СЛТ и СЛТ, в ПФ - ЛТС и ТЛС после ПК с 17, 5,

кдн

15, 16-й моделями до ПК и 10, 34, 31, 3-й после ПК с оптимальностью 7, 5, 5, 6 до ПК и 3, 8, 11, 3 после ПК.

Коррекция (табл. 1) ухудшала структуру личности с 13-й до 26-й в ИМ, с 13-й до 27-й модели у курсантов ЮФ, с 15-й до 28-й - ЭФ, улучшала с 29-й до 16-й модели у курсантов ПФ, активируя ПЗ у курсантов ЮФ, Ф» в РМ и ПЗ в ПМ у курсантов ЭФ и ПФ и снижая оптимальность на 3, 4, 3, повышая на 3 позиции.

В социогении из-за социогенных потерь СЗ (табл. 3) улучшалась на 7 позиций в ИМ, ухудшалась на 29 позиций у курсантов ЮФ, на 12 позиций у курсантов ЭФ и улучшалась на 13 позиций у курсантов ПФ. Прогноз для социальной самокоррекции в переводе комплекса «Творчество» на первое место в проективной и реальной моделях на одну позицию в РМ, на две в ПМ у курсантов ЮФ, на три в РМ и ПМ у курсантов ЭФ и на одну в РМ у курсантов ПФ. Курсанты ПФ, один из которых входил в ГР, находились в наилучшем состоянии по модели 3 и оптимальности 3-й степени за счет прогрессирования социогении у курсантов ЮФ и ЭФ даже после ПК до 27, 28-й модели по КДН и 34, 31-й по СПК.

В ИК3 в реальной и проективной моделях СЗ, ПЗ, ФЗ, комплексы «Творчество», «Личность», «Среда» СЗ находились в следующих взаимоотношениях: в Икдн (табл. 2) - ПФС и ПФС, в ЮФ - ПФС и ПФС, в Эф"""

кдн кдн

- ПФС и ПФС, в ПФ - ФПС и ФПС до ПК, а также

кдн

в И - ФСП и ФПС, в ЮФ - СФП и ПФС, в ЭФ -

кдн кдн кдн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФСП и ФСП, в ПФ - СФП и ФПС после ПК с 29, 29,

кдн

29, 31-й моделями до ПК и 33, 26, 21, 35-й после ПК и оптимальностью 9, 9, 9, 11 до и 7, 6, 6, 7 после ПК (рис. 1-3, табл. 1, 2).

При социогениях по социально-психологическому климату в И (табл. 2) - ЛСТ и ТЛС, в ЮФ - ЛТС

спк кдн

и ТЛС, в ЭФ - ЛТС и ЛСТ, в ПФ - ЛСТ и ЛТС до

кдн кдн

СК, в И - СЛТ и ТЛС, в ЮФ - СТЛ и ТЛС, в ЭФ

кдн кдн кдн

- СЛТ и ЛТС, в ПФ - ТЛС и ЛТС после СК с 5, 3,

кдн

27, 17-й моделями до СК и 6, 4, 18, 13-й после СК с оптимальностью 5, 3, 7, 7 до ПК и 6, 4, 8, 3 после СК.

Коррекция (табл. 1) ухудшала структуру личности с 29-й до 33-й в ИМ, улучшала с 29-й до 26-й, с 29-й до 21-й модели у курсантов ЮФ и ЭФ, ухудшала с 31-й до 35-й модели у курсантов ПФ, активируя ФЗ в ИМ, СЗ в РМ у курсантов ЮФ, ФЗ у курсантов ЭФ, СЗ в РМ, ФЗ в ПМ у курсантов ПФ и повышая оптимальность на 2, 3, 3, 4 позиции.

В социогении из-за социогенных потерь СЗ (табл. 2) ухудшалась на 1 позицию в ИМ, у курсантов ЮФ, улучшалась на 9 и 4 позиции у курсантов ЭФ и ПФ. Прогноз для социальной самокоррекции в переводе комплекса «Творчество» на первое место в реальной и проективной моделях на одну позицию в РМ у курсантов ЮФ, на две и одну в РМ и ПМ у курсантов ЭФ, на одну в ПМ у курсантов ПФ. Курсанты ЭФ находились в наилучшем состоянии по модели 3 и оптимальности 3-й степени.

В ИК4 в реальной и проективной моделях СЗ, ПЗ, ФЗ, комплексы «Творчество», «Личность», «Среда» СЗ находились в следующих взаимоотношениях: в Икдн (табл. 2) - ПФС и ФПС, в ЮФ - ПФС и ФПС, в Эф"""

кдн кдн

- ФПС и ПФС, в ПФ - СФП и ФСП до ПК, а также

кдн

в И - ПФС и ФПС, в ЮФ - ПФС и ФПС, в ЭФ -

кдн кдн кдн

ПФС и ПФС, в ПФ - ПФС и ПФС после ПК с 32, 32,

кдн

30, 23-й моделями до ПК и 32, 32, 29, 29-й после ПК и оптимальностью 10, 10, 10, 5 до ПК и 10, 10, 9, 9 после ПК (рис. 1-3, табл. 1, 2).

При социогениях по социально-психологическому климату в И (табл. 2) - ТЛС и ТЛС, в ЮФ - ТЛС

спк кдн

и ТЛС, в ЭФ - ЛТС и ЛТС, в ПФ - ЛТС и ТЛС до

кдн кдн

СК, И - ЛТС и ЛТС, в ЮФ - ЛТС и ЛТС, в ЭФ

кдн кдн кдн

- ЛТС и ЛТС, в ПФ - ЛТС и ЛТС после СК с 1, 1,

кдн

15, 3-й моделями до СК и 15, 15, 15, 15-й после СК с оптимальностью 1, 1, 5, 3 до СК и 5, 5, 5, 5 после СК.

Коррекция (табл. 1) стабилизировала структуру личности с 32-й до 32-й в ИМ, у курсантов ЮФ, улучшала с 30-й до 29-й модели у курсантов ЭФ, ухудшала с 23-й до 29-й модели у курсантов ПФ, активируя ПЗ в РМ и ФЗ в ПМ в ИМ, у курсантов ЮФ, активируя ПЗ у курсантов ЭФ, ПФ и стабилизируя, повышая, снижая оптимальность на 0, 0, 1, 4 позиции.

В социогении из-за социогенных потерь СЗ (табл. 2) ухудшалась в ИМ, у курсантов ЮФ, стабилизировалась у курсантов ЭФ, снижалась на 12 позиций у курсантов ПФ. Прогноз для социальной самокоррекции в переводе комплекса «Творчество» на первое место в проективной и реальной моделях на две позиции у

курсантов ЮФ, ЭФ и ПФ. У всех курсантов ЮФ, ЭФ, ПФ СЗ находилась в промежуточном состоянии с моделью 15 и оптимальностью 5-й степени.

В ИК5 в реальной и проективной моделях СЗ, ПЗ, ФЗ, комплексы «Творчество», «Личность», «Среда», СЗ находились в следующих взаимоотношениях: в И (табл. 2) - ФПС и ПФС, в ЮФ - ФСП и ПСФ, в ЭФ^"

кдн кдн

- ПФС и ПФС, в ПФ - ПФС и ПФС до ПК, а также

кдн

в И - ФПС и ПФС, в ЮФ - ФПС и ПФС, в ЭФ -

кдн кдн кдн

ПФС и ФПС, в ПФ - ПФС и ПФС после ПК с 30, 16,

кдн

29, 29-й моделями до ПК и 30, 30, 32, 29-й после ПК и оптимальностью 10, 6, 9, 9 до ПК и 10, 10, 10, 9 после ПК (рис. 1-3, табл. 1, 2) .

При социогениях по социально-психологическому климату в И (табл. 2) - ЛТС и ТЛС, в ЮФ - ЛСТ

спк кдн

и ТЛС, в ЭФ - ТЛС и ТЛС, в ПФ - ЛСТ и ЛТС до

кдн кдн

СК, И - ТЛС и ТЛС, в ЮФ - ЛТС и ТЛС, в ЭФ

кдн кдн кдн

- ТЛС и ТЛС, в ПФ - ТЛС и ТЛС после СК с 3, 5, 1,

кдн

17-й моделями до СК и 1, 3, 1, 1-й после СК с оптимальностью 3, 5, 1, 17 до СК и 1, 3, 1, 1 после СК.

Коррекция (табл. 1) не изменяла структуру личности с 30-й до 30-й в ИМ, ухудшала с 16-й до 30-й и с 29-й до 32-й модели у курсантов ЮФ и ЭФ, стабилизировала с 29-й до 29-й модели у курсантов ПФ, активируя ФЗ у курсантов ЮФ в РМ, ЭФ в ПМ и ПЗ у курсантов ЮФ, ЭФ в ПМ, у курсантов ПФ в РМ и ПМ и снижая оптимальность на 0, 4, 1, 0 позиции.

В социогении из-за социогенных потерь СЗ (табл. 2) улучшалась в ИМ, ухудшалась у курсантов ЮФ, стабилизировалась у курсантов ЭФ и улучшалась на 16 позиций у курсантов ПФ. Прогноз для социальной самокоррекции в переводе комплекса «Творчество» на первое место в РМ у курсантов ЮФ. Все курсанты ИК5 среди ИК1-9 находились в наилучшем состоянии по модели и оптимальности. У них не отмечалось со-циогений, из-за отсутствия социогенных потерь им не требовалась социальная самокоррекция.

В ИК6 в реальной и проективной моделях СЗ, ПЗ, ФЗ, комплексы «Творчество», «Личность», «Среда» «СЗ» находились во взаимоотношениях: в Икдн (табл. 2) - ПСФ и ФПС, в ЮФ - СПФ и ФПС, в^ЭФ -

кдн кдн

СФП и ФПС, в ПФ - ПФС и ФПС до ПК, а также на

кдн

6-й день учений в И - ФПС и ФСП, в ЮФ - ФПС

кдн кдн

и ФПС, в ЭФ - ФСП и ФСП, в ПФ - ПСФ и ПСФ

кдн кдн

после ПК с 34, 36, 36, 32-й моделями до ПК и 19, 31, 21, 15-й после ПК и оптимальностью 8, 6, 7, 10 до ПК и 9, 11, 6, 5 после ПК (рис. 1-3, табл. 1, 2).

При социогениях по социально-психологическому климату в И (табл. 2) - ЛТС и ТЛС, в ЮФ - ЛТС

спк кдн

и ЛТС, в ЭФ - ТЛС и ТЛС, в ПФ - ЛТС и ЛТС до

кдн кдн

СК, на 6-й день учений в И - ЛТС и ЛТС, в ЮФ

кдн кдн

- ЛСТ и ЛТС, в ЭФ - ЛТС и ЛТС, в ПФ - ТЛС и

кдн кдн

ТЛС после СК с 3, 15, 1, 15-й моделями до СК и 15, 17, 15, 1-й после СК с оптимальностью 3, 5, 1, 5 до СК и 5, 7, 5, 1 после СК.

Коррекция (табл. 1) улучшала структуру личности с 34-й до 19-й в ИМ, улучшала с 36-й до 31-й, с 35-й до 21-й, с 32-й до 15-й модели у курсантов ЮФ, ЭФ, ПФ,

активируя ФЗ у курсантов ЮФ, ЭФ, ПЗ у курсантов ПФ, повышая оптимальность в интегральной модели, у курсантов ЮФ, снижая ее у курсантов ЭФ и ПФ на 1, 5, 1, 5 позиций.

В социогении из-за социогенных потерь СЗ (табл. 3) ухудшалась в ИМ, у курсантов ЮФ, ЭФ и улучшалась на 14 позиций у курсантов ПФ. Прогноз для социальной самокоррекции в переводе комплекса «Творчество» на первое место в реальной и проективной моделях на одну-две позиции у курсантов ЮФ и ЭФ. Казалось бы, что курсанты ПФ находились в наилучшем состоянии по модели 1 и оптимальности 1-й степени. У них не было социогений из-за отсутствия социогенных потерь. Однако, степень крайнего психического напряжения двух курсантов из ГР оказывало влияние на всех курсантов ПФ ИК6. До начала учений курсанты ПФ имели 32-ю модель по КДН и 15-ю по СПК. Социогения курсантов ПФ заставляла искать пути разрядки психического напряжения в уменьшении нагрузки (из всех ИК только от курсантов ПФ в ИК6 не поступило данных за два дня учений - третий и седьмой), вместе с тем, снижение конфликта между РМ и ПМ диктовало конформное поведение и реализацию своего комплекса «Творчество». Социогения у курсантов ЮФ и ЭФ восстанавливалась незначительно.

В ИК7 в реальной и проективной моделях СЗ, ПЗ, ФЗ, комплексы «Творчество», «Личность», «Среда» СЗ находились в следующих взаимоотношениях: в Икдн (табл. 2) - ФСП и ФПС, в ЮФ - ФСП и ФПС, в ЭФ4"1

кдн кдн

- СФП и ФСП, в ПФ - ФПС и ПФС до ПК, а также

кдн

в И - ПФС и СФП, в ЮФ - ПСФ и СФП, в ЭФ

кдн кдн кдн

- ФСП и СФП, в ПФ - ПФС и ПСФ после ПК с 33,

кдн

33, 23, 30-й моделями до ПК и 8, 10, 9, 17-й после ПК и оптимальностью 9, 9, 5, 10 до ПК и 6, 3, 5, 7 после ПК (рис. 1-3, табл. 1, 2).

При социогениях по социально-психологическому климату в И (табл. 2) - ЛТС и ТЛС, в ЮФ - ТЛС

спк кдн

и ТЛС, в ЭФ - ЛТС и ТЛС, в ПФ - СЛТ и ТСЛ до

кдн кдн

СК, И - СЛТ и ЛТС, в ЮФ - СЛТ и ТЛС, в ЭФ

кдн кдн кдн

- ТЛС и ЛТС, в ПФ - СЛТ и ЛТС после СК с 3, 1,

кдн

3, 7-й моделями до СК и 18, 6, 13, 18-й после СК с оптимальностью 3, 1, 3, 7 до ПК и 8, 6, 3, 8 после ПК. Происходило ухудшение социально-психологического климата в ИК7.

Коррекция (табл. 1) улучшала структуру личности с 33-й до 8-й в ИМ, с 33-й до 10-й, с 23-й до 9-й, с 10-й до 7-й модели у курсантов ЮФ, ЭФ, ПФ, активируя ПЗ в РМ у курсантов ЮФ, ПФ, ФЗ в РМ у курсантов ЭФ, СЗ в ПМ у курсантов ЮФ, ЭФ, ПЗ в ПМ у курсантов ПФ и повышая оптимальность на 3, 6, 0, 3 позиции.

В социогении из-за социогенных потерь СЗ (табл. 3) ухудшалась в ИМ, у курсантов ЮФ, ЭФ и ПФ. Прогноз для социальной самокоррекции в переводе комплекса «Творчество» на первое место в реальной и проективной моделях на три позиции в РМ у курсантов ЮФ и ПФ и на одну позицию в ПМ у курсантов ЭФ, ПФ. Курсанты ЭФ находились в лучшем состоянии по модели 13 и оптимальности 3-й степени. 30-я модель

по КДН, 7-я по СПК у курсантов ПФ, два из которых входили в ГР, явились следствием того, что после ПК и СК социогения прогрессировала до 17-й модели по КДН и 18-й по СПК с оптимальностью 7 и 8.

В ИК8 в реальной и проективной моделях СЗ, ПЗ, ФЗ, комплексы «Творчество», «Личность», «Среда» СЗ находились в следующих взаимоотношениях: в Икдн (табл. 2) - ПФС и ПФС, в ЮФ - ПФС и ПФС, в ЭФ4"1

кдн кдн

- ПФС и ПФС, в ПФ - ПФС и ПФС до ПК, а также

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кдн

в И - ФПС и ПСФ, в ЮФ - ФПС и ПСФ, в ЭФ -

кдн кдн кдн

ФПС и ПСФ, в ПФ - ФПС и ФПС после ПК с 29, 29,

кдн

29, 29-й моделями до ПК и 18, 18, 18, 31-й после ПК и оптимальностью 9, 9, 9, 9 до ПК и 8, 8, 8, 11 после ПК (рис. 1-3, табл. 1, 2).

При социогениях по социально-психологическому климату в И (табл. 2) - ЛТС и СТЛ, в ЮФ - ЛТС

спк кдн

и СТЛ, в ЭФ - ЛТС и СТЛ, в ПФ - ЛТС и СТЛ до

кдн кдн

СК, И - СЛТ и СТЛ, в ЮФ - СЛТ и СТЛ, в ЭФ

кдн кдн кдн

- СЛТ и ЛТС, в ПФ - СЛТ и ТСЛ после СК с 22, 22,

кдн

22, 22-й моделями до СК и 19, 19, 18, 7-й после СК с оптимальностью 6, 6, 6, 6 до СК и 9, 9, 8, 7 после СК.

Коррекция (табл. 1) улучшала структуру личности с 29-й до 18-й в ИМ, с 29-й до 18-й, с 29-й до 18-й модели у курсантов ЮФ и ЭФ, ухудшала с 29-й до 31-й модели у курсантов ПФ, активируя ФЗ в РМ у всех курсантов, ПЗ в ПМ у курсантов ЮФ, ЭФ, ФЗ в ПМ у курсантов ПФ и повышая оптимальность на 1, 1, 1 позиции у курсантов с ИМ, с ЮФ, ЭФ, снижая ее на 2 позиции у курсантов ПФ.

В социогении из-за социогенных потерь СЗ (табл. 3) улучшалась в ИМ, у курсантов ЮФ, ЭФ, ПФ. Прогноз для социальной самокоррекции в переводе комплекса «Творчество» на первое место в РМ на три позиции у курсантов ЮФ, ЭФ и ПФ, в ПМ на две позиции у курсантов ЮФ, ЭФ. Курсанты ПФ находились в лучшем состоянии по модели 7 и оптимальности 7-й степени.

В ИК9 в реальной и проективной моделях СЗ, ПЗ, ФЗ, комплексы «Творчество», «Личность», «Среда» СЗ находились в следующих взаимоотношениях: в Икдн (табл. 2) - ФСП и ПФС, в ЮФ - ФПС и ПСФ, в ЭФ4"1

кдн кдн

- ФСП и ФПС, в ПФ - СПФ и ПФС до ПК, а также

кдн

в И - ФПС и ПФС, в ЮФ - ПФС и ПФС, в ЭФ -

кдн кдн кдн

ФСП и ПФС, в ПФ - ФСП и ФСП после ПК с 28, 18,

кдн

33, 25-й моделями до ПК и 30, 29, 28, 21-й после ПК и оптимальностью 8, 8, 9, 5 до ПК и 10, 9, 8, 6 после ПК (рис. 1-3, табл. 1, 2).

При социогениях по социально-психологическому климату в И (табл. 2) - ЛТС и ЛТС, в ЮФ - ЛТС

спк кдн

и ЛТС, в ЭФ - ТСЛ и ТЛС, в ПФ - ЛСТ и ЛСТ до

кдн кдн

СК, И - СТЛ и СЛТ, в ЮФ - СЛТ и СЛТ, в ЭФ

кдн кдн кдн

- СТЛ и ЛТС, в ПФ - СТЛ и СЛТ после СК с 15, 15,

кдн

2, 29-й моделями до СК и 33, 31, 16, 33-й после СК с оптимальностью 5, 5, 2, 9 до СК и 9, 11, 6, 9 после СК.

Коррекция (табл. 1) ухудшала структуру личности с 28-й до 30-й в ИМ, с 18-й до 29-й у курсантов ЮФ, улучшая с 33-й до 28-й модели у курсантов ЭФ, с 25-й до 21-й модели у курсантов ПФ, активируя ФЗ в РМ у

курсантов ЭФ, ПФ и ПЗ у курсантов ЮФ, а также ПЗ в ПМ у курсантов ЮФ, ЭФ, ФЗ в ПМ у курсантов ПФ и снижая оптимальность на 2, 1, 1 позиции в ИМ, у курсантов ЮФ, ПФ, повышая оптимальность на одну позицию у курсантов ЭФ.

В социогении из-за социогенных потерь СЗ (табл. 3) ухудшалась в ИМ у курсантов ЮФ, ЭФ и ПФ. Прогноз для социальной самокоррекции в переводе комплекса «Творчество» на первое место в реальной и проективной моделях на одну-две позиции у курсантов ЮФ, ЭФ и ПФ. Курсанты ЭФ находились в лучшем состоянии с моделью 16 и оптимальностью 6-й степени.

Выводы

1. Социогения не восстанавливалась в пределы нормы у курсантов психологического факультета из группы риска после психокоррекции и социокоррек-ции. Восстановление социогении у курсантов психологического факультета из группы риска после психокоррекции и социокоррекции происходило за счет углубения социогении у курсантов юридического и психологического факультетов, достигая предельно-критических границ безопасности развития модели исправительной колонии.

2. Адаптивность курсантов с социальной, психологической, физиологической защитами, определяемыми по Карте динамического наблюдения, была более изменчивым показателем, чем социальная защита, определяемая по социально-психологическому климату. Адаптивность курсантов всех факультетов испытывала значительные колебания от 2-й до 35-й модели с участием социальной, психологической, физиологической защит, составляя в среднем 24-ю модель с оптимальностью 8-й степени. В Реальной модели сохранялось благоприятное соотношение защит, но в Проективной модели ведущей была Физиологическая защита, что свидетельствовало о возрастании при нервно-психической неустойчивости курсантов.

3. У сотрудников УИС при социогениях социально-психологический климат в модели исправительной колонии сохранял большую стабильность, испытывал меньшие колебания в среднем до 14-й модели с оптимальностью 6-й степени. Комплекс «Творчество» сохранял ведущую позицию в реальной модели и был блокирован комплексом «Личность» в проективной модели, создавая трудности личностного роста.

4. При развитии социогении под влиянием социогенных потерь личность переходила в пограничное состояние с подавлением в социальной защите комплекса «Творчество» комплексами «Среда» и «Личность» не только в реальной, но и в проективной модели, определяемых по методике «Социально-психологический климат» (СПК). Личность с блокированным комплексом «Творчество» в проективной модели не могла проявлять конструктивность мышления в деятельности, какие бы благоприятные условия ей не создавались во внешних условиях деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Литература

1. Здравоохранение в России. 2015: стат. сб. // Рос-стат. М., 2015. 174 с.

2. Леонтьев А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. Тарту, 1974.

3. Парыгин Б.Д. Социальная психология [Текст]: Учеб. пособие // СПб.: ГУП, 2003. 616 с.

4. Серов В.И. Технология психологической коррекции несвободной личности [Текст]: Монограф. // Рязань, 2005. 124 с.

5. Серов В.И. Основы психологической коррекции в ИТУ [Текст]: Учеб.-метод. пособ.: в 3 ч. / В. И. Серов, А. И. Ушатиков, А. С. Новоселова. Рязань, 1996. Ч. 1. 196 с.; Ч. 2. 162 с.; Ч. 3. 147 с.

6. Фролов Б.С. Система оценки и прогнозирования психического здоровья при массовых психопрофилактических обследованиях [Текст] // Л.: Изд-во ВМА им. С.М. Кирова, 1982. 62 с.

References

1. Zdravookhranenie v Rossii. 2015 : stat. sb. / Rosstat. M., 2015. 174 s.

2. Leont'ev A. A. Psikhologiya obshcheniya [Tekst] / A. A. Leont'ev. Tartu, 1974.

3. Parygin, B. D. Sotsial'naya psikhologiya [Tekst] : ucheb. posobie / B. D. Parygin. SPb. : GUP, 2003. 616 s.

4. Serov, V. I. Tekhnologiya psikhologicheskoy kor-rektsii nesvobodnoy lichnosti [Tekst] : monografiya / V. I. Serov. Ryazan', 2005. 124 s.

5. Serov, V. I. Osnovy psikhologicheskoy korrektsii v ITU [Tekst] : ucheb.-metod. posobie : v 3 ch. / V I. Serov, A. I. Ushatikov, A. S. Novoselova. - Ryazan', 1996. Ch. 1. 196 s. ; Ch. 2. 162 s. ; Ch. 3. - 147 s.

6. Frolov, B. S. Sistema otsenki i prognozirovaniya psikhicheskogo zdorov'ya pri massovykh psikhoprofilak-ticheskikh obsledovaniyakh [Tekst] / B. S. Frolov. - L. : Izd-vo VMA im. S. M. Kirova, 1982. - 62 s.

УДК 159.9 ББК 88.9

ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ

ПРАВОСОЗНАНИЯ

ЛЯЛЯ ГИЛЬВАНОВНА БИКЧИНТАЕВА,

доцент кафедры педагогики и психологии в деятельности сотрудников ОВД Уфимского ЮИ МВД России Научная специальность 19.00.07- педагогическая психология

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются теоретические и психодиагностические модели исследования правового сознания. Представлен обзор проблематики исследования правосознания в отечественной психологии. Описан исходный понятийный аппарат психологии сознания, в рамках которого возможно изучение правосознания. Ставятся проблемные вопросы единого методологического основания выработки психодиагностического инструментария для исследования феномена правосознания.

Ключевые слова: правовое сознание, функции правосознания, ценностно-нормативный подход, функциональный подход, феноменологический подход, психологическая структура сознания, образ мира.

Annotation. In this article theoretical and psychodiagnostic models of legal consciousness are researched. Problematic of researching legal consciousness in national psychology is represented. This article analyses original conceptual terminology of psychology in borders of which legal consciousnes can be researched. Article raises problem questions of forming psychodiagnostic methods for the researh of legal consciousness by using unique methodological base.

Keywords: legal consciousness, legal consciousness functions, standart-value approach, functional aaproach, phenomenological approach, psychologaical structure of consciousness, world vision.

Понятие «правосознание», являясь чрезвычайно сложным продуктом духовной деятельности общества и одним из ключевых теоретических понятий в

философии права и юриспруденции, семантически представляет собой синтез философского понятия «сознание» и юридического понятия «право». В научно-те-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.