ББК 88.472 УДК 159.9:343.83
ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. ТВОРЧЕСТВО И МОДЕЛИ СОЦИОГЕНИИ,
ИХ ОПТИМАЛЬНОСТЬ, СТРУКТУРА, КОРРЕКЦИЯ КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СОЦИОПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКА УИС
ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ СЕРОВ,
преподаватель академия ФСИНРоссии, доцент, кандидат медицинских наук E-mail: [email protected] Научный консультант: заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, доктор психологических наук, профессор Сухов А.Н.
E-mail: [email protected] Научная специальность 19.00.06 — юридическая психология
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Исследовано творчество 308 курсантов выпускных курсов трех факультетов Академии ФСИН России в учениях «Итог». У курсантов-психологов экспертами, самооценкой выявлены пограничные психические состояния с дезадаптацией сотрудников УИС вследствие социогенных потерь, социальной защиты, социогении. Социогения — это перемены личности к развитию творчества (социогенез) и контрреакции социального реального и социально-психологического проективного уровней при потерях. Применена социокоррекция.
Ключевые слова: личность, социогения, социогенные потери, социальная защита, социокоррекция, сотрудник УИС, творчество.
Annotation. Creativity of 308 cadets of graduation years of the three departments of the Academy of the FPS of Russia was analyzed in the doctrines "Result". Boundary mental conditions with disadaptation of the penal staff were revealed at the cadets-psychologists owing to sociogenic losses, social protection, sociogeniya. Sociogeniya is changes of the identity to creativity development (sociogenesis) and counter-reactions of social real and social and psychological projective levels in case of losses. Socio-correction was applied.
Keywords: Personality, sociogeniya, sociogenic losses, social protection, socio-correction, penal system officer, creativity.
Творчество — это свобода личности в единстве ее глубинной сущности с миром. Миллионы людей на планете занимаются не тем, чем хотели бы, из-за сложности выбора одной из 20 тысяч профессий. Вместе с тем творческие занятия рисунком, словом, медитацией корректируют состояние психики.
Под воздействием социума «состояние психики существенно влияет на качество социального функционирования человека, его «социальную продукцию», психическое здоровье отдельных людей предопределяет потенциал и надежность функционирования коллектива». Начинающиеся пограничные психические состояния обозначают состояния с латентной, тонкой, невыраженной, компенсированной, легкой, функциональной, инициальной, резидуальной, редко прояв-
ляющейся, возникающей в особых условиях нервно-психической неустойчивостью (Б. С. Фролов, 1982) в виде социогении после критического инцидента (Дж. Митчел, 1991). Развивалась дезадаптивная личность в критических жизненных ситуациях: «стресс», «фрустрация», «конфликт», «кризис» (А. Н. Сухов, 2015). Социогения влияла на творчество личности: лица с завышенной самооценкой преувеличивали свои способности, с заниженной — преуменьшали их. Для диагностики и коррекции социогении личности с ее потерями и социальной защитой использованы экспертный метод и самооценка курсантов.
В правовом поле и экстремальных условиях жизнедеятельности сотрудников УИС (Д. В. Сочивко, 2013) социогении возникали после социогенных по-
терь при адаптации к пограничному состоянию из-за внутриличностного конфликта кризисной личности между реальной и проективной моделями (Б. Д. Па-рыгин, 2003), единством внешней и внутренней деятельности (А. Н. Леонтьев, 1975), внешними детерминантами поведения и внутренними условиями (С. Л. Рубинштейн, 1999).
Социогения (от лат. societas — общество, греч. genea — порождение) — социальная причина психической реакции после травмы (Tito Livio de Castro, 1887; Л. М. Даукша, Л. В. Чекель, 2008) или ударов социальной среды (А. Б. Залкинд, 1928) с тенденцией к суицидальному поведению. Если социогенные потребности не сформированы, человек разрушает себя и среду вокруг себя (ауто- и гетероагрессия). Социальная защита (СЗ) — способность (адаптивность) личности защитить себя адаптивными реакциями (ЗАРСЗ1-8) от социогенных потерь. Социогения — перемены личности к развитию творчества (социогенез) и контрреакции социального реального (СУ) и социально-психологического проективного (СПУ) уровней при потерях. Социогенные реакции СУ — травматические ситуационные реакции социального уровня личности на акции социальной экстремальной среды, наличие аддиктивного окружения, в которой человек живет и действует. Социопсихогенные реакции СПУ — конституциональные реакции (П. Б. Ганнушкин, 2007), определяющие тип, форму, содержание реакции. Это асинхрония социогенных реакций при несовпадении возраста человека и развития его психики, поскольку сама личность принимает решение о реакции на внешние воздействия среды на основе социопсихогенных реакций. Реакция (от лат. re — против, actio — действие) — кратковременный ответ на воздействие среды. Качественная характеристика социогении — это состояния СУ и СПУ, количественная — 36 моделей личностной активности в сочетаниях реальной модели СУ и проективной СПУ (рис. 1).
Генезис потерь включал в себя внешнее воздействие (ВВ), внутреннюю инициацию (ВИ), психическую травму (ПТ), психологическую защиту (ПЗ) от травмы. Восстановление потерь происходило или не происходило при доминировании в психологической защите (ПЗ) одной из трех защит — социальной (СЗ), психологической (ПЗ), физиологической (ФЗ) после покаяния (П) или психологической коррекции (ПК) личности. Последующее самосозидание (СС) или саморазрушении (СР) личности при неэффективной коррекции выявлялось по результатам деятельности (РД), то есть потенциальное определялось по актуальным проявлениям.
Асинхрония социогении выявлялась при сопоставлении возраста со стадиями профессионального развития, например Д. Сьюпера (1971): 1. Пробуждение (0-15 лет) — развитие Я-концепции через фазы интересов (11-12 лет) и способностей (13-14 лет). 2. Исследование (15-24 года) — поиск себя в различных ролях с учетом своих возможностей. 3. Консолидация
(25-44) — стремление обеспечить себе в найденном поле устойчивую личностную позицию. 4. Сохранение (45-64) — развитие в рамках найденного профессионального поля. 5. Спад (с 65 лет) — частичное участие в профессиональной жизни, наблюдение за жизнью других людей.
Структура, продолжительность, порядок следования защит были изменчивы. Из трех причин — социогенных, психогенных, физиогенных изучались социогенные потери, их влияние на творчество с последующим развитием социогений в моделях 2-36, где модель 1 — эталон (рис. 1).
Рис. 1. Модели социогений с социогенными потерями в пространственном распределении защит — Социальной (СЗ), Психологической (ПЗ), Физиологической (ФЗ) и комплексов в Социальной защите — Творчество (Т), Личность (Л), Среда (С) по 11 степеням оптимальности у курсантов-выпускников психологического, юридического и экономического факультетов Академии ФСИНРоссии
Объект — социогении как результат социогенных потерь с возникновением социальной, психологической, физиологической защит при переходе в пограничное психическое состояние личности сотрудника УИС.
Предмет — степень восстановления творчества и социогений в пределы нормы после социальной коррекции с изменением социогенных потерь и социальной защиты личности.
Цель — активизация творчества для стабилизации личностной позиции и продления стадии сохранения в профессиональном поле коррекцией социогений от социогенных потерь в пределы психической нормы.
Задачи. 1. Диагностика и коррекция социогений с социальной защитой от социогенных потерь и комплексов «Творчество», «Личность», «Среда».
2. Диагностика психологической защиты от психогенных потерь.
3. Диагностика физиологической защиты от физи-огенных потерь.
Гипотеза. Личность развивается в двух направлениях — творческом (ТРЛ) и патологическом (ПРЛ). Активизация творчества социальной коррекцией (СК) уменьшает социогенные потери на социальном (СУ) и социально-психологическом (СПУ) уровнях личности сотрудника УИС, переводит его в пределы нормы из
пограничного психического состояния (I II 1С), в котором велик риск возможного суицидального поведения:
ТРЛ (социогенез) Л (ППС Социогения СУ СПУ) СК ПРЛ.
Методика. В семидневных учениях «Итог-2010» участвовало 308 курсантов юридического. экономического и психологического факультетов Академии ФСИН России. В контрольную группу вошли 265 курсантов юридического. экономического факультетов. Экспериментальная группа состояла из 43 курсантов психологического факультета — 17 девушек и 26 юношей 531-й и 532-й учебных групп. из них 5 курсантов составили группу риска — 1 девушка и 4 юноши. Исследование в экспериментальной группе проведено спустя месяц после психологической коррекции краткосрочным ассоциативным экспериментом (КАЭ) и медитативным рисуночным тестом (МРТ). Диагностика социогений в пограничном психическом состоянии личности сотрудника УИС изучалась методом самооценки и экспертами по КДН — Карте динамического наблюдения (Б. С Фролов. В. А. Голлай, 1982; В. И. Серов. 1996) и СПК — методике «Социально-психологический климат» (Б. Д. Парыгин. 2003). Ведущая защита выявлялась по КДН. Завышенная или заниженная самооценка была следствием нервно-психической неустойчивости личности. которая в КДН под 13-м вопросом принималась за Физиологическую защиту. Социальную защиту оценивали по вопросам 1-12. Психологическую — по вопросам 14-25. В СПК по вопросам 1-6 оценивали комплекс «Творчество» с потенциалами выбора и обновления. 7-14 — комплекс «Личность» с потенциалами признания и самовыражения. по 15-20 — комплекс «Среда» с потенциалами напряженности и неопределенности (В. И. Серов. 2005). Постдиагностическим тренингом-коррекцией (социокоррекция) по Б. Д. Парыгину (2003). аутотренингом (психокоррекция) изменяли творчество испытуемого. его позицию и включенность в деятельность модели исправительной колонии (ИК). Применены методы многомерной статистики с F-критерием Фишера. M-Бартлетта. t- Стьюдента. V- Уэлша.
Результаты и обсуждение. Стадия «Консолидация» включала в себя всех участников экспериментальной и контрольной групп (табл. 1).
Кластерным анализом показано (В. И. Серов. 2016). что краткосрочная коррекция эффективна для 32 % курсантов с РВ2-3 в связи с преходящими пограничными психическими состояниями с последующей саморегуляцией (1ср) и неэффективна (3дк) у одной девушки 531-й и четырех юношей 532-й групп. С РВ7-8 13 % курсантов вошли в группу риска по асоциальному поведению из-за затяжных пограничных психических состояний. Для них и других курсантов применялся постдиагностический тренинг-коррекция. Самокоррекция (2ск) для 55 % курсантов с РВ4-6 после проведения краткосрочной коррекции нуждается в прогнозе их поведения.
Примечание. Икдн — интегральная оценка соци-опсихофизиогенных потерь общей группы девушек и юношей 5-го курса Академии ФСИН России по КДН. Испк — интегральная оценка социогенных потерь общей группы девушек и юношей 5-го курса по СПК. Д — курсанты-девушки. Ю — курсанты-юноши. ГР — группа риска по отклоняющемуся поведению с суицидальной активностью. Комплексы ТЛС: Т — Творчество, Л — Личность, С — Среда. Защита личности СПФ: С — Социальная, П — Психологическая, Ф — Физиологическая. М — 36 моделей личности (1 — лучшая, 36 — худшая), О — оптимальность 11 степеней (1 — лучшая, 11 — худшая). Модель личности: РМ — реальная (что есть, объектная, внешняя с комплексами внешних условий деятельности), ПМ — проективная (что хочу, субъектная, внутренняя с комплексами внутренних условий деятельности).
По данным КДН и СПК, в экспериментальной группе девушек и юношей выпускного курса психологического факультета в реальной и проективной моделях Социальная защита (СЗ), Психологическая защита (ПЗ), Физиологическая защита (ФЗ), комплексы «Творчество», «Личность», «Среда» СЗ представлены триадами в таблице 2 от более выраженных защит и комплексов к менее значимым (эталон — триада С>П>Ф). Как видно на рисунке 1, две триады объединялись в гексаграмму. Эталон — первая гексаграмма С>П>Ф и С>П>Ф, аналогично Т>Л>С и Т>Л>С, остальные 35 имели социопсихофизиогенные и социогенные потери.
Икдн сформирована ПСФ (РМ) и ФСП (ПМ) в первый день учений до психологической коррекции (ПК), ПФС и ПСФ после ПК в седьмой день учений с 22-й модели до ПК и 17-й после ПК и оптимальностью 6 и 7 (рис. 1). Испк — соответственно ЛТС и ЛТС до социальной коррекции (СК), СТЛ и ЛТС после СК с 15-й до СК и 16-й после СК и оптимальностью 5 и 6. ПК улучшала структуру личности с 22-й модели до ПК и 17-й после ПК, активируя ПЗ и снижая оптимальность на одну позицию. СЗ ухудшалась на одну позицию с 15-й модели до СК и 16-й после СК со снижением оптимальности на одну позицию. Прогноз для социальной самокоррекции в переводе комплекса «Творчество» на первое место в РМ и ПМ на одну позицию.
Дкдн экспериментальной группы девушек сформирована СПФ и ФСП до ПК, ПФС и ПСФ после ПК с 24-й модели до ПК и 17-й после ПК и оптимальностью 4 и 7. Дспк — СТЛ и ТСЛ до СК, ТЛС и ЛТС после СК с 9-й модели до СК и 13-й после СК и оптимальностью 5 и 3. ПК улучшала структуру личности при доминировании ПЗ с 24-й модели до ПК и 17-й после ПК, снижая оптимальность на три позиции. В СЗ комплекс «Творчество» занял первую позицию в РМ и был смещен на вторую позицию в ПМ с улучшением оптимальности на две позиции. Прогноз для социальной самокоррекции в переводе комплекса «Творчество» на первое место в ПМ на одну позицию.
Таблица 1
Возрастная стадия (ВС, годы) и психокоррекция (ПК) КАЭ и МРТ Защитных Адаптивных Реакций восьми степеней (ЗАР1-8) с Реакциями Восстановления после нее восьми степеней (РВ1-8) у девушек (Д) и юношей (Ю) 531-й (№ 1-21) и 532-й (№ 1-23) учебных групп
Д, № 1 2 4 8 9 15 17 19 20 5 7 12 15 19 20 21 22 М D
ВС 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 15-24
ЗАРЬ8 8 5 8 5 5 6 5 5 5 4 5 4 5 4 6 5 5 5,29 1,35
РВЬ8 7 4 3 3 5 3 3 4 4 5 4 6 6 4 4 6 4 4,44 1,60
ПК 3 дк 2ск 1 ср 1 ср 2ск 1 ср 1 ср 2ск 2ск 2« 2« 2ск 2« 2« 2ск 2« 2ск
Ю, № 3 5 6 10 11 12 13 14 18 21 3 4 6 8 9 10 13 14 17 18 23
ВС 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 15-24
ЗАРЬ8 6 3 2 2 4 3 8 5 3 4 5 5 8 4 3 8 8 8 6 4 8 5,10 4,69
РВЬ8 4 3 2 2 4 3 8 5 3 4 5 3 4 6 5 8 8 8 4 3 3 4,52 3,96
ПК 2ск 1 ср 1 ср 1 ср 2ск 1 ср 3 дк 2ск 1 ср 2« 2« 1 ср 2« 2« 2ск 3 дк 3 дк 3 дк 2ск 1 ср 1 ср
Примечание. 1ср — саморегуляция. 2ск — самокоррекция. 3дк — дительная коррекция.
Таблица 2
Социогения. Творчество при социогенных, психогенных, физиогенных потерях в пограничном психическом состоянии личности сотрудника УИС — выпускников 2010 г. психологического факультета Академии ФСИН России
Дни И , кдн' Испк Дкдн, Дспк Ю, кдн' Ю„к ГР , кдн' ГР«
п = 43 п = 43 п = 17 п = 17 п = 26 п = 26 п = 5 п = 5
1 М 22 15 24 9 22 17 19 9
О 6 5 4 5 6 7 9 5
РМ ПСФ ЛТС СПФ СТЛ ПСФ ЛСТ ФПС СТЛ
ПМ ФСП ЛТС ФСП ТСЛ ФСП ЛТС ФСП ТСЛ
2 М 22 16 26 18 21 16 26 20
О 6 6 6 8 7 6 6 8
ПК РМ ПСФ СТЛ СФП СЛТ ФСП СТЛ СФП ЛСТ
ПМ ФСП ЛТС ПФС ЛТС ФСП ЛТС ПФС СТЛ
3 М 20 19 16 17 22 19 20 14
О 8 9 6 7 6 9 8 4
РМ ПФС СЛТ ФСП ЛСТ ПСФ СЛТ ПФС ТСЛ
ПМ ФСП СТЛ ПСФ ЛТС ФСП СТЛ ФСП ЛТС
4 М 20 16 20 14 20 17 11 11
О 8 6 8 4 8 7 3 3
РМ ПФС СТЛ ПФС ТСЛ ПФС ЛСТ СФП ТСЛ
ПМ ФСП ЛТС ФСП ЛТС ФСП ЛТС СФП ТСЛ
6 М 19 15 19 12 19 17 17 30
О 9 5 9 2 9 7 7 10
РМ ФПС ЛТС ФПС ТЛС ФПС ЛСТ ПФС СЛТ
ПМ ФСП ЛТС ФСП ТСЛ ФСП ЛТС ПСФ ЛСТ
7 М 17 16 17 13 17 17 17 30
О 7 6 7 3 7 7 7 10
РМ ПФС СТЛ ПФС ТЛС ПФС ЛСТ ПФС СЛТ
ПМ ПСФ ЛТС ПСФ ЛТС ПСФ ЛТС ПСФ ЛСТ
Юкдн экспериментальной группы юношей сформирована ПСФ и ФСП до ПК, ПФС и ПСФ после ПК с 22-й модели до ПК и 17-й после ПК и оптимальностью 6 и 7. Юспк — ЛСТ и ЛТС до СК, ЛСТ и ЛТС после СК с 17-й модели до СК и 17-й после СК и оптимальностью 7 и 7. ПК улучшала структуру личности при доминировании ПЗ с 22-й модели до ПК и 17-й после ПК, снижая оптимальность на одну позицию. В СЗ комплекс «Творчество» не изменял своих позиций в РМ и ПМ без улучшения оптимальности. Прогноз для социальной самокоррекции в переводе комплекса «Творчество» на первое место в ПМ на одну, в РМ — на две позиции.
ГРкдн группы риска девушек и юношей сформирована ФПС и ФСП до ПК, ПФС и ПСФ после ПК с 19-й модели до ПК и 17-й после ПК и оптимальностью 9 и 7. ГРспк — СТЛ и ТСЛ до СК, СЛТ и ЛСТ после СК с 9-й модели до СК и 30-й после СК и оптимальностью 5 и 10. ПК улучшала структуру личности при доминировании ПЗ с 19-й модели до ПК и 17-й после ПК, повышая оптимальность на две позиции. СЗ значительно ухудшалась к концу учений с переходом комплекса «Творчество» на последние позиции в РМ и ПМ с ухудшением оптимальности на 5 позиций. Прогноз для социальной самокоррекции в переводе комплекса «Творчество» на первое место в РМ и ПМ на две позиции.
Таким образом, психологическая коррекция улучшала структуру защит в группах девушек и юношей при незначительных изменениях СЗ. В группе риска также улучшалась структура защит, но при резком ухудшении СЗ. Прогноз предполагал пролонгированную социальную коррекцию комплекса «Творчество».
Выводы
1. Данный подход с измерение адаптивности по Карте динамического наблюдения и комплекса «Творчество» по социально-психологическому климату дает возможность определять социогению лиц группы риска и проводить им психо- и социокоррекцию по развитию творчества.
2. Социогении вызываются конфликтом между Реальной и Проективной моделями личности, вследствие этого переменами адаптивности со значительными изменениями ее Социальной, Психологической, Физиологической защит.
3. Социогении как следствие перемен адаптивности ее Психологической, Физиологической защит и особенно Социальной защиты блокируют комплекс «Творчество» комплексами «Личность» и «Среда» и нуждаются в социальной самокоррекции личности.
4. Поведение сотрудников УИС из группы риска ухудшалось со снижением их творческого потенциала по сравнению с творческой активностью сотрудников психологического факультета, а также влияния на их творческую активность взаимодействия с сотрудниками юридического и экономического факультетов Ака-
демии ФСИН России во впервые сформированных девяти моделях исправительных колоний в семидневных учениях «Итог-2010» и приводило к усугублению отклоняющегося поведения с возможной суицидальной активностью.
5. В социогении под влиянием социогенных потерь личность переходила в пограничное состояние с подавлением в Социальной защите комплекса «Творчество» комплексами «Среда» и «Личность» в реальной, а при развитии социогении в проективной модели, определяемых по методике «Социально-психологический климат» (СПК). Личность с блокированным комплексом «Творчество» в проективной модели не могла проявлять конструктивность мышления в деятельности, какие бы благоприятные условия ей ни создавались в реальной модели.
6. Курсанты-выпускники на этапе «Исследование» не имели асинхронии в виде несоответствия возраста профессиональному развитию личности, но в экстремальных условиях жизнедеятельности подавление комплекса «Творчество» в различных моделях социо-гений препятствовало профессиональному развитию личности в будущем.
7. Метод социальной самокоррекции способен развивать комплекс «Творчество» при наблюдении по методике «„Патологические" склонности личности», «Творческой книжке» И. П. Волкова, выявлять склонности, без которых личность «жить» не может. Обретение любимых для себя занятий проясняет профессиональные предпочтения, раскрывает потенциальную способность к виду профессиональной деятельности.
Литература
1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии [Текст] : монография : в 2 т. / под науч. ред. Д. В. Сочивко. — Рязань : Академия ФСИН России. — 2013. — Т. 1. — 299 с.
2. Волков, И. П. Учим творчеству / И. П. Волков. — М. : Просвещение, 1986. — 84 с.
3. Волков, И. П. Цель одна — дорог много: проектирование процессов обучения [Текст] / И. П. Волков. — М. : Просвещение, 1990. — 159 с.
4. Ганнушкин, П. Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика [Текст] / П. Б. Ганнуш-кин. — М. : Медицинская книга, 2007. — 128 с.
5. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. — М. : Политиздат, 1975. — 304 с.
6. Парыгин, Б. Д. Социальная психология [Текст] : учеб. пособие / Б. Д. Парыгин. — СПб. : ГУП, 2003. — 616 с.
7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер Ком, 1999. — 720 с.
7. Серов, В. И. Технология психологической коррекции несвободной личности [Текст] : монография /
В. И. Серов. — Рязань, 2005. — 124 с.
8. Серов, В. И. Основы психологической коррекции в ИТУ [Текст] : учеб.-метод. пособие : в 3 ч. / В. И. Серов, А. И. Ушатиков, А. С. Новоселова. — Рязань, 1996. — Ч. 1. — 196 с. ; Ч. 2. — 162 с. ; Ч. 3. — 147 с.
9. Серов, В. И. Психология потери: типы психологических защит, адаптивность личности курсантов выпускных курсов Академии ФСИН России до и после коррекции [Текст] / В. И. Серов // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2016. — № 6. — С. 20-26.
10. Сухов А. Н. Социально-психологический подход к пониманию массового кризиса [Текст] / А. Н. Сухов // Человеческий капитал. — 2015. — № 10. — С. 6-9.
11. De Castro, T. L. A mulher e a sociogenia [Text] / T. L. de Castro. — 1887.
References
1. Aktual'nye problemy sovremennoy penitentsiarnoy psikhologii [Tekst] : monografiya : v 2 t. / pod nauch. red. D. V Sochivko. — Ryazan' : Akademiya FSIN Rossii. — 2013. — T. 1. — 299 s.
2. Volkov, I. P. Uchim tvorchestvu / I. P. Volkov. — M. : Prosveshchenie, 1986. — 84 s.
3. Volkov, I. P. Tsel' odna — dorog mnogo: proektirovanie protsessov obucheniya [Tekst] / I. P. Volkov. — M. : Prosveshchenie, 1990. — 159 s.
4. Gannushkin, P. B. Klinika psikhopatiy: ikh statika,
dinamika, sistematika [Tekst] / P. B. Gannushkin. — M. : Meditsinskaya kniga, 2007. — 128 s.
5. Leont'ev, A. N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Tekst] / A. N. Leont'ev. — M. : Politizdat, 1975. — 304 s.
6. Parygin, B. D. Sotsial'naya psikhologiya [Tekst] : ucheb. posobie / B. D. Parygin. — SPb. : GUP, 2003. — 616 s.
7. Rubinshteyn, C. L. Osnovy obshchey psikhologii [Tekst] / S. L. Rubinshteyn. — SPb. : Piter Kom, 1999. — 720 s.
7. Serov, V I. Tekhnologiya psikhologicheskoy korrektsii nesvobodnoy lichnosti [Tekst] : monografiya / V. I. Serov. — Ryazan', 2005. — 124 s.
8. Serov, V. I. Osnovy psikhologicheskoy korrektsii v ITU [Tekst] : ucheb.-metod. posobie : v 3 ch. / V. I. Serov, A. I. Ushatikov, A. S. Novoselova. — Ryazan', 1996. — Ch. 1. — 196 s. ; Ch. 2. — 162 s. ; Ch. 3. — 147 s.
9. Serov, V. I. Psikhologiya poteri: tipy psikhologicheskikh zashchit, adaptivnost' lichnosti kursantov vypusknykh kursov Akademii FSIN Rossii do i posle korrektsii [Tekst] / V. I. Serov // Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noy sistemy. — 2016. — № 6. — S. 20-26.
10. Sukhov A. N. Sotsial'no-psikhologicheskiy podkhod k ponimaniyu massovogo krizisa [Tekst] / A. N. Sukhov // Chelovecheskiy kapital. — 2015. — № 10. — S. 6-9.
11. De Castro, T. L. A mulher e a sociogenia [Text] / T. L. de Castro. — 1887.
Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. А.Е. Суглобова, Н.М. Бобошко. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 543 с.
Рассматриваются основы теории налогообложения и налогового права, структура и принципы построения налоговой системы Российской Федерации, порядок уплаты основных налогов Российской Федерации, налоги развитых стран. Дана подробная характеристика основных видов налогов, объектов налогообложения, ставок, льгот, порядка и сроков взимания.
Анализируются проблемные вопросы налоговой нагрузки на налогоплательщиков, налогового прогнозирования и воздействия налоговой системы на экономику страны.
Описаны практически все основные налоги и сборы российской налоговой системы.