УДК 159.9:343.83
ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ЛИМИНАЛЬНОГО, ПОГРАНИЧНОГО СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ КАК ИНДИКАТОРОВ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ
Реферат: вследствие суицида ежегодно погибает 800 тыс. жителей планеты, больше, чем из-за преступлений, ДТП и войн. По данным Всемирной организации охраны здоровья, каждые 40 секунд в мире происходит по одному суициду. За последние годы суицид подростков возрос на 60 %. В информационной сфере растет количество ресурсов, подстрекающих к суициду. Преступники нацелены на подростковую и молодежную аудиторию, на детей с неокрепшей психикой или находящихся в трудной жизненной ситуации. Модераторы смерти за 50 дней вводят детей в деструктивное пограничное психическое состояние. Алгоритмы доведения до самоубийства разработаны профессионалами, но ни у психологов, ни у психиатров нет инструментария для диагностики измененного психического состояния личности. Разработана ранняя диагностика суицидальной активности по измененному психогенными потерями состоянию личности у сотрудников ФСИН России. Применены методы: СМИЛ,«Адаптивность», «Лиминальность», модифицированный тест Люшера. Обучающиеся в Академии ФСИН России курсанты 1-го курса 17-18 лет, сотрудники ФСИН России 29-40лет с различными стадиями синдрома эмоционального выгорания находились: с защитными адаптивными ре-
© Серов В. И., 2017
В. И. Серов
акциями первой степени в нормальном психическом состоянии, второй - третьей степеней - в лиминальном состоянии, четвертой - восьмой степеней - в пограничном психическом состоянии с социогенией, психогенией, физиогенией и предполагаемой суицидальной активностью у 40 % испытуемых. В восьмиц-ветовом ряде теста Люшера в зависимости от того, сходятся или расходятся позиции синего и черного цветов, можно судить о высоком или низком уровне социально-психологической напряженности личности, о тенденции ее изменения, состоянии социально-психологического климата в исследуемой группе и исправительном учреждении в целом. Изучение адаптивности показывало наличие латентных потерь, что проявлялось психологической и социальной защитами в конституциональной социопсихофизио-логической защите личности, особенно у лиц с четвертой - пятой степенью защитных адаптивных реакций.
Ключевые слова: суицид, адаптивность, лиминальное состояние, пограничное психическое состояние, психогения, психогенные потери, социогения, социогенные потери, физиогения, физи-огенные потери, защитные адаптивные реакции, сотрудник ФСИН России.
Вследствие суицида ежегодно погибает 800 тыс. жителей планеты, больше, чем из-за преступлений, ДТП и войн.
По данным Всемирной организации охраны здоровья, каждые 40 секунд в мире происходит по одному суициду. За последние годы суицид подростков возрос на 60 %. В Интернете растет количество ресурсов, подстрекающих к суициду. Преступники нацелены на подростковую и молодежную аудиторию, на детей с неокрепшей психикой или находящихся в трудной жизненной ситуации [1]. В связи с этим, во-первых, возникает проблема выявления таких лиц и ранней диагностики деструктивных изменений на социальном уровне личности. Выявленные десятки и сотни подростков из групп смерти курировались преступниками в социальных сетях. Во-вторых, алгоритмы разрабатывались профессионалами, но ни у психологов, ни у психиатров нет инструментария диагностики измененного психического состояния личности. Между тем модераторы смерти за 50 дней вводят детей в деструктивное психическое состояние. «Паутина смерти» включает в себя деструктивные реальные или виртуальные игры по трем уровням сложности с использованием методов нейролингвистического программирования, бихевиорального подхода, внушения в состоянии между сном и бодрствованием, аудиовизуального воздействия и др. Это ставит вопрос о разработке приемов ранней диагностики психического состояния на психологическом уровне личности. В-третьих, за 10 последних лет «взрывного» роста сотовой связи на 85 % выросло число заболеваний нервной системы у подростков 15-17 лет. Имеется решение Международной ассоциации исследования рака о том, что магнитное излучение сотового телефона является промоутером рака головного мозга [4]. Это вызывает необходимость ранней диагностики психического состояния на физиологическом уровне личности. Следовательно, потери личности с
развитием социогении, психогении, фи-зиогении определяют перспективы исследований лиминальных и пограничных психических состояний личности.
Объект - выявление социогенных, психогенных, физиогенных потерь личности сотрудников ФСИН России при предсуицидальном поведении.
Предмет - определение психогенных потерь личности сотрудников ФСИН России как индикатора суицидальной активности.
Цель - ранняя диагностика суицидальной активности по измененному психогенными потерями состоянию личности у сотрудников ФСИН России.
Задачи. 1. Диагностика нормального состояния личности. 2. Диагностика социогенных, психогенных, физиогенных потерь в лиминальном состоянии личности. 3. Диагностика социогений, психогений, физиогений в пограничном состоянии личности сотрудника ФСИН России.
Гипотеза. Возникновение в нормальном состоянии лиминального состояния личности сопровождается переходом из нормального состояния в пограничное с развитием суицидальной активности.
Методика. Применены методы диагностики СМИЛ (Л. Н. Собчик, 2000), «Адаптивность» (В. А. Дюк, 1994), «Лиминальность» (Е. Е. Сапогова, 2013), модифицированный тест Люшера (В. И. Серов, 1996). В ходе исследования было изучено психическое состояние обучающихся в Академии ФСИН России 10 курсантов 1-го курса 17-18 лет, 13 сотрудников ФСИН России 29-40лет с тремя стадиями синдрома эмоционального выгорания (истощение, обезличивание, обесценивание личных достижений: «Я устал», «Я не могу»).
Методика СМИЛ - выявляет глубинные психологические конструкты, позволяющие судить о пограничном со-
стоянии, ведущих типах психологической защиты (актуальном психическом состоянии) сотрудников ФСИН России, об уровне общей адаптированности [5], о стиле межличностного поведения, социальной направленности, настроении, самочувствии.
Методика КСПФЗЛ - диагностика трехуровневой структуры личности: социальной, психологической, физиологической защит с выявлением доминирующей для дальнейшей психологической коррекции. При наличии проблемы на физиологическом и психологическом уровне - ее устранение и развитие творчества на социальном уровне для гармоничного развития личности и ее здоровья. Область локализации психической травмы и точность ее уровне-вого положения по методике позволяют сократить время психокоррекции и повысить эффект воздействия.
ТестЛюшера в нашей модификации (В. И. Серов, 1996) по результатам исследования Е. В. Овчаровой [6] позволяет оценить актуальное психическое состояние сотрудников ФСИН России и эффект краткосрочной коррекции. Выбор синего и черного цветов объясняется тем, что в тесте Люшера они занимают полярные позиции: синий, или «первый», цвет, символизирует полное спокойствие, уверенность, сосредоточенность, умение сопереживать, а черный, или «седьмой», цвет, означает стремление к разрушению, враждебное отношение, отказ от выполнения требований [8]. Согласно Л. Н. Собчик положение синего цвета на первом месте и черного - на восьмом свидетельствует о стремлении к избеганию конфликта за счет повышения самоконтроля при самостоятельности и независимости.
Лиминальность. Опросник «Рефлексия лиминальных состояний» представлен 128 парными («а» и «б») ут-
верждениями, противоположными по смыслу и структурно распределенными по нескольким разделам, связанным с рефлексией субъектом, находящимся в лиминальных (переходных) периодах собственных мыслей, чувств, стратегий поведения и т. д. Каждый раздел условно представлен 4 кластерами, каждый кластер - 8 парами противоположных по смыслу утверждений.
Раздел I «Симптоматика - эмоциональное переживание лиминального периода» представлен 4 кластерами:
1) кластер «С» - рефлексируемые самочувствие, настроение в лиминаль-ном периоде (пары утверждений 1-8);
2) кластер «ЭР» - преобладающие в ли-минальной фазе эмоциональные реакции (пары утверждений 9-16); 3) кластер «РР» - рефлексируемые реакции окружающих, переживания, связанные с ними (пары 17-24); 4) кластер «ДС» -действия по совладанию с собственными внутренними интенциями, самоуправлению и саморегуляции (пары 25-32).
Раздел II «Когнитивная обработка -мысли о совершаемом переходе, обоснования, аргументы в пользу совершаемого выбора» представлен 4 кластерами:
5) кластер «П» - обобщенные представления о характере и содержании потребного субъекту будущего (пары 33-40);
6) кластер «О» - внутренние объяснения и обоснования необходимости меняться (пары 41-48); 7) кластер «У» - персональное убеждение себя, что стоит начать меняться, рефлексия собственных внутренних побуждений к изменениям (пары 49-56); 8) кластер «Ф» - рефлексия влияния некоторых внешних жизненных факторов на необходимость что-то менять в жизни (пары 57-64).
Раздел III «Самооценка перспектив и возможностей, открывающихся в преодолении лиминального этапа» представлен 4 кластерами: 9) кластер
«СО» - стимулирующая, побуждающая оценка себя как самостоятельно входящего в новую фазу жизни (пары 65-72); 10) кластер «КЦ» - обобщенная концептуализация, построение индивидуального целевого пространства ближайшего будущего (пары 73-80); 11) кластер «пП» - пересмотр индивидуального прошлого в свете новых желаний (пары 81-88); 12) кластер «ИН» -оценка силы собственных интенций и намерений в настоящем (пары 89-96).
Раздел IV «Самопроектирование, саморазвитие, построение нового образа Я, экзистенциальные ожидания, связанные с собственными жизненными выборами» содержит 4 кластера:
13) кластер «ЭО» - экзистенциальные ожидания от будущего (пары 97-104);
14) кластер «ПС» - обобщенное планирование самоизменений на новом этапе жизни (пары 105-112); 15) кластер «МС» - обобщенное моделирование нового чувства себя (пары 113-120); 16) кластер «НО» - обобщенное построение нового образа Я (пары 121-128).
При обработке результатов каждому выбранному ответу («а» или «б») присваивался 1 условный балл. Общее преобладание ответов «а» свидетельствовало: о нахождении респондента в лиминаль-ной фазе; наличии у него выраженной экзистенциальной рефлексии, касающейся себя и собственной жизни; стремлении конструктивно преодолеть лими-нальность с тем, чтобы построить новый образ себя и наметить новые стратегии жизни, более конгруэнтные собственным интенциям; позитивном настрое респондента на совладание с возникающими эмоциональными трудностями и проблемами во имя продолжения осмысленной продуктивной жизни.
Общее преобладание ответов «б» может говорить либо о том, что респондент вообще не пребывает в лиминальной
фазе, либо о возможном негативном переживании лиминального периода, либо о слабом развитии рефлексии в отношении целостного проживания собственной жизни, а также, вероятно, о наличии индивидуальных трудностей в понимании и интерпретации собственной жизни, желаний, интенций, об отсутствии внутренней необходимости в выстраивании новых, более конгруэнтных меняющейся аутентичности образов Я и пр. В пределах каждого кластера и раздела полученная от наших респондентов информация обретала конкретное выражение, интерпретируемое в границах их запросов.
Метод цветовых выборов. Для коррекции пограничного психического состояния личности краткосрочным ассоциативным экспериментом (КАЭ) и медитативным рисуночным тестом (МРТ) по двум выборам восьми цветов до эксперимента и после него рассчитывались позиции синего и черного цветов. Восемь позиций - с 1-й по 8-ю - с семью интервалами между ними принимали за 100 %. Затем оценивали среднее арифметическое значение и дисперсию отдельно для синего и черного цветов до и после сеанса. Между значениями синего и черного цветов находилась разница отдельно для каждого испытуемого. По оси ординат за нулевую линию 100 %-й шкалы принималась линия от точки отсчета в 3,5 единицы. Эта точка соответствовала половине дистанции между 1-й и 8-й позициями с 7 интервалами между ними. Эта начальная точка приравнивалась к нулю. От нее вверх располагалась шкала значений синего цвета от 0 до 50 %, вниз - черного цвета от 0 до -50 %.
Учитывая тенденцию движения синего цвета вверх во время коррекции, а черного цвета вниз, устанавливались 7 дистанций для ЗАР1 -8 по синему цвету и в обратном порядке для ЗАР1-8 по черному (табл. 1). В диапазоне выделя-
лись первые четыре интервала от 100 до 50 %. При переходе от 100 %-й на 50 %-ю шкалу от приводимых ниже значений необходимо было вычесть 50 %, а для черного цвета еще надо было учитывать знак. Переход на 50 %-ю шкалу был обусловлен необходимостью визуального анализа экспериментальных данных.
Для синего и черного цветов эти интервалы составили (табл. 1): первый -от 100,00 до 92,86 % (от 50,00 до 42,86 % и от -50,00 до - 42,86 %), второй - от 92,85 до 78,58 (от 42,85 до 28,58 и от - 42,85 до - 28,58), третий - от 78,57 до 64,29 (28,57 до 14,29 и -28,57 до -14,29), четвертый -от 64,28 до 50,01 % (14,28 до 00,01 и -14,28 до -00,01). Предполагалось, что эти интервалы отражают степень снижения психогенных потерь личности. Еще четыре интервала устанавливались далее в диапазоне 50-0 %. Для синего и черного цветов эти ин-
адаптивности с манифестацией типа психологической защиты (актуального психического состояния - ТПЗ).
Пограничные психические состояния сопровождались: озабоченностью собственным здоровьем, внутренней напряженностью (7-я испытуемая) -ТПЗ1; пессимистической оценкой пер-
тервалы составили соответственно: пятый - от 50,00 до 35,72 % (от 00,00 до -14,28 и от00,00до 14,28), шестой -от 35,71 до 21,43 (от -14,29 до -28,57 и от 14,29 до 28,57), седьмой - от 21,42 до 07,15 (от -28,58 до -42,85 и от 28,58 до 42,85), восьмой - от 07,14 до 00,00 % (от -42,86 до -50,00 и от 42,86 до 50,00 %). Предполагалось, что эти интервалы отражают разную степень нарастания психогенных потерь личности. Эти значения составили матрицу для расчета эффективности КАЭ и МРТ. По результатам строились регрессионная и скедастическая зависимости.
Результаты и обсуждение. Как видно из таблицы 2, пограничные психические состояния у сотрудников ФСИН России, курсантов 1-го курса Академии ФСИН России возникали из-за социогенных, психогенных, физиогенных потерь с развитием социогении,психогении, фи-зиогении при нарушении механизмов
спективы, депрессией (9-12к) - ТПЗэ; неустойчивостью эмоций, лживостью (6) -ТПЗз; склонностью к импульсивным действиям без учета последствий, агрессивностью (2, 8, 14м, 15м) - ТПЗ4; жестокостью, эмоциональной захвачен-ностью доминирующей идеей, фиксацией на проблеме, негибкостью мыш-
Таблица 1
Диагностика ЗАР.,-8 по 7 интервалам синего и черного цветов, %
ЗАР1-8 СЦ Процент ЗАР ЧЦ Процент
1 1,00-1,50 92,86-100,00 8 7,51-8,00 00,00-07,14
2 1,51-2,50 78,58-92,85 7 6,51-7,50 07,15-21,42
3 2,51-3,50 64,29-78,57 6 5,51-6,50 21,43-35,71
4 3,51-4,50 50,01-64,28 5 4,51-5,50 35,72-50,00
5 4,51-5,50 35,72-50,00 4 3,51-4,50 50,01-64,28
6 5,51-6,50 21,43-35,71 3 2,51-3,50 64,29-78,57
7 6,51-7,50 07,15-21,42 2 1,51-2,50 78,58-92,85
8 7,51-8,00 00,00-07,14 1 1,00-1,50 92,86-100,00
Таблица 2
Типы психологических защит (1-7), адаптивность (А), защитные адаптивные реакции восьми степеней (ЗАР-ьв). Социальная, психологическая, физиологическая защиты личности (СЗ, ПЗ, ФЗ) с подуровнями (п = 15)
ТПЗ 1 2 3 4 5 6 7 А ЗАР1-8 СЗ СУ СПУ ПЗ ПУ ПФУ ФЗ
1 40 53 44 51 42 55 32 20 4 71 22 49 95 67 28 13
2 43 43 44 49 27 38 38 5 1 44 14 30 51 39 12 4
3 47 83 45 57 52 44 57 13 5 64 21 43 85 53 32 5
4 42 55 47 55 39 38 45 10 2 56 17 39 66 44 22 8
5 42 49 40 37 39 31 39 3 1 50 14 36 49 37 12 2
6 48 57 63 52 42 25 32 22 4 77 26 51 80 56 24 19
7 61 58 53 60 61 42 53 20 4 70 25 45 88 50 38 23
8 43 43 45 53 39 44 39 14 3 58 19 39 66 49 17 5
9 47 55 38 44 36 31 39 20 4 80 27 53 77 53 24 15
10 51 53 49 50 39 36 39 10 2 55 20 35 68 47 21 10
11 37 53 40 45 33 29 32 12 2 62 19 43 66 51 15 6
12к 39 50 36 45 39 38 38 19 3 68 26 42 89 61 28 10
13к 62 53 57 72 67 52 77 23 4 75 26 49 100 59 41 26
14м 48 52 54 56 46 39 37 11 2 61 16 45 75 52 23 7
15м 51 53 48 54 38 41 30 16 3 69 20 49 91 67 24 10
Примечание. Сотрудники ФСИН России женского пола - 1-13, мужского пола - 14м и 15м (27-40 лет), курсанты-девушки 1-го курса - 12к и 13к (18 лет). Восемь испытуемых курсантов 1-го курса отказались выполнять тест СМИЛ из-за дефицита времени.
ления, подозрительностью, обидчивостью (7) - ТПЗ5; тревожностью без объективных причин, неуверенностью в себе (1) - ТПЗб; оторванностью от реальных жизненных проблем, уходом в мир мечты (3-я, 13к-я испытуемые) - ТПЗ7. Психогенные потери рассчитывали по адаптивности, ТПЗ и формуле Уэлша, определяя сдвиг в сторону невротиза-ции-психопатизации личности.
Участники эксперимента (13 лиц женского пола и 2 мужского, обучающихся на ФПК, и 10 курсантов 1-го курса Академии ФСИН России) диагностировались до коррекции по защитным адаптивным реакциям восьми степеней (ЗАР1-8): ЗАР1 с высоким уровнем психической адаптации (2-я, 5-я испы-
туемые в нормальном психическом состоянии); ЗАРэ с повышенным уровнем психической адаптации (4, 10, 11, 14м -в лиминальном состоянии); ЗАР3 с пониженным уровнем психической адаптации (8, 12к, 15м - в лиминальном состоянии); ЗАР4 с низким уровнем психической адаптации (1, 6, 7, 9, 13к-я испытуемые), которая была обозначена как группа риска. Представители ЗАР4 -ЗАР8 переходили из лиминального состояния в пограничное и нуждались в психологической коррекции из-за риска суицидального поведения при внезапно усложнившейся обстановке внешней среды. ЗАР5 с низким уровнем психической дезадаптации (3-я испытуемая). По тесту СМИЛ и шкале адаптивности
ЗАР6 с пониженным уровнем психической дезадаптации, ЗАР7 с повышенным уровнем психической дезадаптации, ЗАР8 с высоким уровнем психической дезадаптации выявлены не были. После ЗАР8 личность переходила в патологическое состояние и в исследовании не рассматривалась.
Трехуровневая структура личности с социальной, психологической и физиологической защитами включала в себя шесть подуровней. Для точечной краткосрочной коррекции от социогенных потерь в социальной защите выделены социальный (внешний) и социально-психологический уровни (внутренний), от психогенных потерь в психологической защите - психологический (внешний по отношению ко второму) и психофизиологический (внутренний), от физиогенных потерь в физиологической защите - биологический (медленно адаптирующийся, внешний) и физиологический (быстро адаптирующийся, внутренний) подуровни. Третий уровень защиты личности назван физиологическим для обоснования применения краткосрочной коррекции рефлексотерапией в условиях экстремальных ситуаций для сотрудников ФСИН России и при ведении боевых действий военнослужащими. Как видно из таблицы 2, психогенные потери не были явными, не изменяли профиль личности, все семь типов психологических защит соответствовали нормальному состоянию в 50-70 Т баллов, однако изучение адаптивности показывало наличие латентных потерь. Это проявлялось в возникновении психологической (ПЗ) и социальной (СЗ) защит, особенно у лиц с четвертой -пятой степенью защитных адаптивных реакций (табл. 2).
По мнению Е. Е. Сапоговой [7], осознавая определенный фрагмент своей длящейся жизни как завершенный для него в смысловом плане, человек «сам
кладет конец» его продолжению. Наступление лиминальной фазы связано с субъективным когнитивно-эмоциональным своеобразным «смыслоуничтоже-нием» старой устойчивости и определенности жизни, но еще невхождением в новую желанную определенность, поэтому она требует повышенной внутренней активности, преодоления себя ради того, чтобы отчетливее почувствовать свою подлинность и точнее следовать голосу своей аутентичности. Человек сам вводит себя в это состояние ради себя самого, и, следовательно, это акт личностной свободы, самодетерминации, жизнетворчества. Этому тезису конгруэнтно мнение И. Ялома, который, рассматривая проблему личностного саморазвития и говоря о свободе и ответственности личности, акцентировал внимание на ее позиции по отношению к собственной жизненной ситуации. Он пишет: «У сегодняшнего пациента больше проблем со свободой, чем с подавленными влечениями. Больше не преследуемый изнутри представлениями о том, что ему «следует» делать, и не понуждаемый извне «обязанностями» или «долженствованиями», пациент имеет дело с задачей отбора того, что он хочет делать» (курсив наш. - В. С.). Осознание некоего момента своей жизни как лими-нального и преодоление лиминальности могут считаться показателем активного отношения к жизни взрослого человека, что позволяет описывать лиминаль-ность как экзистенциальный феномен, побуждающий субъекта к выборам и поступкам. Преобладание баллов свидетельствовало о нахождении респондента в лиминальной фазе. Ранние латентные потери в этой фазе приведены в таблице 3 и по результатам бесед.
Испытуемая 1 была в плохом настроении и самочувствии (ЭР, СО), 2 -испытывала тревогу перед будущими
Таблица 3
Типы психологических защит (1-7), адаптивность (А), защитные адаптивные реакции восьми степеней (ЗАРя-в). Социальная, психологическая, физиологическая защиты личности (СЗ, ПЗ, ФЗ) с подуровнями (п = 15)
Р К 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 16 17 18 19 20 21 22 23м 14м 15м
1 С 7 6 8 8 6 5 8 6 8 8 7 8 8 7 8 8 8 7 3 8 7 5 6
ЭР 3 7 8 8 7 7 7 5 5 7 8 8 7 6 5 8 6 7 2 8 6 7 8
РР 6 6 8 8 7 8 6 7 7 6 4 8 8 7 7 8 7 8 1 7 8 8 6
ДС 7 8 8 8 6 7 8 7 5 8 6 7 8 8 6 8 7 8 5 7 7 7 7
2 П 7 8 8 8 4 5 6 6 5 6 6 8 8 8 8 8 8 8 3 8 8 6 7
О 6 7 8 8 4 8 8 6 5 5 6 8 7 7 7 8 6 8 4 7 7 3 8
У 8 7 8 8 4 8 6 7 5 6 7 8 7 5 8 8 7 8 6 8 7 7 7
Ф 5 4 5 4 4 8 5 5 6 7 3 8 8 7 8 8 7 7 7 7 7 5 4
3 СО 4 8 7 7 5 6 8 6 7 6 5 8 8 8 8 7 7 8 4 8 8 5 7
КЦ 5 7 8 8 8 7 8 8 7 5 6 8 8 8 5 8 7 8 1 8 8 6 7
ПП 5 8 8 8 6 5 7 6 5 7 6 7 8 7 8 8 7 8 2 8 7 6 6
ИН 5 8 7 8 6 6 6 8 5 5 7 8 8 7 8 8 7 8 2 7 5 6 3
4 ЭО 5 7 8 8 8 8 8 8 7 8 8 8 8 8 8 8 7 8 4 8 8 6 7
ПС 4 8 8 8 7 7 7 6 5 7 5 8 8 7 7 8 7 8 1 6 7 5 6
МС 7 7 7 8 6 7 3 6 3 6 4 8 7 7 6 6 7 8 5 7 6 6 2
НО 7 6 8 8 7 6 8 8 5 7 7 8 8 8 7 7 7 8 5 7 8 6 6
Примечание. Р - разделы, К - кластеры. 1-23 участники эксперимента: 23м (18 лет), 14м (27 лет), 15м (40 лет) - представители мужского пола. 1-11 - представители женского пола, 12-20 - курсанты-девушки 1-го курса (18 лет).
изменениями в жизни (Ф), 3 - данных нет (Ф), 4 - данных нет (Ф), 5 - скучала по ребенку (П, О, У, Ф), 6 - скучала по детям (С, ПП), 7 - не могла стать мамой, испытывала усталость, апатию (Ф, МС),
8 - высокую тревожность по отношению к работе и возможным неудачам (ЭР, Ф),
9 - отдаленность от дома, разлуку с родными, была активна, стремилась к новым знаниям, саморазвитию (П, О, У, МС), 10 - испытывала усталость от тестирования (О, КЦ, ИН), 11 - эмоциональную неудовлетворенность во взаимоотношениях с одним индивидом, усталость (РР, Ф, МС), 12 - сначала делала, а потом думала, что сделала (ДС, ПП), 13 - данных нет (О, У), 14 - болело горло (С, О, Ф, СО, ПС), 15 - стыди-
лась за совершенный поступок и проявленную при этом глупость (Ф, ИН, МС), 16 - жаловалась на отсутствие свободного времени (ЭР, У), 17 - тревогу от окружения большого количества людей (ЭР, КЦ, МС), 18 - испытывала разлуку с близкими (СО, МС, НО), 19 - усталость, разочарование в выборе дальнейшего пути (ЭР, О), 20 - недосыпание (С, ЭР, Ф), 21м - данных нет (ЭР, РР, КЦ, ПП, ИН, ПС), 22м - плохое настроение (О, ПС), 23м - усталость (ЭР, ИН, МС).
Таким образом, все испытуемые находились в лиминальном состоянии от реакцией первичного ответа на воздействие внешней среды, что требовало контроля социогенных, психогенных и физиогенных потерь личности как ре-
зультата реакций платы, которая выявлялась по интервалам синего и черного цветов теста Люшера.
Текущее лиминальное и пограничное состояние при увеличении или снижении психогенных потерь определяли по позициям синего или черного цветов (табл. 1) в восьмицветовом выборе теста Люшера. Нарастание потерь до коррекции определялось по изменению позиции синего цвета от первой к восьмой, черного - от восьмой к первой. Преобладающий вид потерь (социогенные, психогенные, физиогенные) в типе психологической защиты сотрудника ФСИН России определяли по конституциональной социопсихофизиоло-гической защите личности (табл. 2) в виде социогении, психогении и физио-гении. Как видно из таблицы 4, защитные адаптивные реакции восьми степеней определены по первому выбору для ЗАР1 - 7, 11, 16, 18-й испытуемая; ЗАРа -2, 6, 15м; ЗАРз - 5, 9, 10, 13, 20, 22, 14м; ЗАР4 - 1, 8, 11, 17; ЗАР5 - 21; ЗАР6 -0; ЗАР7 - 0; ЗАР8 - 19-й испытуемая; по второму - для ЗАР1 - 2, 7, 12, 16, 18; ЗАРа - 5, 10, 11; ЗАРз - 6, 9, 22; ЗАР4 -1, 8, 13, 17, 14м; ЗАР5 - 20; ЗАР6 - 19, 15м; ЗАР7 - 0; ЗАР8 - 0 испытуемый.
Обобщение практического опыта потери функциональности психической деятельности сотрудников ФСИН России показано на примере использования данного подхода и методов при изучении напряженности в среде осужденных и коррекции возникающих пограничных психических состояний практическими психологами Е. В. Берлейн с соавторами (2009) и В. В. Фетисовым (2012). Тест апробирован на 370 осужденных [2] и 222 начальниках отрядов исправительных учреждений [3] с участием Межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Саратовской области. В зависимости от того, сходятся
или расходятся позиции синего и черного цветов, можно судить о высоком или низком уровне социально-психологической напряженности личности, а также о тенденции к изменению уровня напряженности личности, состояния социально-психологического климата в исследуемой группе и исправительном учреждении.
Выводы
1. Обучающиеся в Академии ФСИН России курсанты 1-го курса 17-18 лет, сотрудники ФСИН России 29-40 лет с различными стадиями синдрома эмоционального выгорания находились: с защитными адаптивными реакциями первой степени в нормальном психическом состоянии, второй - третьей степеней - в лиминальном состоянии, четвертой - восьмой степеней - в пограничном психическом состоянии с социогенией, психогенией, физиогенией и предполагаемой суицидальной активностью у 30-40 % испытуемых.
2. Текущее лиминальное и пограничное состояние при увеличении или снижении психогенных потерь определяли по позициям синего или черного цветов в восьмицветовом ряде теста Люшера. В зависимости от того, сходятся или расходятся позиции синего и черного цветов, можно судить о высоком или низком уровне социально-психологической напряженности личности, о тенденции к изменению уровня напряженности личности, состоянию социально-психологического климата в исследуемой группе и исправительном учреждении в целом.
3. Потери личности не были явными, не изменяли профиль личности, все семь типов психологических защит соответствовали нормальному состоянию в 50-70 Т баллов по СМИЛ, однако изучение адаптивности показывало наличие латентных потерь. Это проявлялось в конституциональной социопсихофизи-ологической защите личности по появле-
Таблица 4
Результаты диагностики ЗАР1-8 по 7 интервалам синего и черного цветов у сотрудников ФСИН России (п = 20)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 16 17 18 19 20 21 22 23 14м 15м
4 1 4 2 2 2 4 4 1 4 4 1 5 2 7 4 4 5 4 2
5 2 2 1 1 3 2 2 2 2 1 2 3 1 1 5 5 0 5 4
3 3 1 4 4 5 3 3 4 1 0 5 2 4 6 2 2 2 2 1
2 4 3 3 3 4 1 1 3 5 6 3 4 3 0 1 3 1 1 6
1 5 6 5 5 1 5 5 5 6 7 4 1 5 3 3 0 7 3 5
0 7 5 6 0 7 6 7 6 3 5 0 6 0 2 6 1 4 6 7
6 0 0 7 6 0 7 6 0 0 3 6 0 6 4 0 6 3 7 3
7 6 7 0 7 6 0 0 7 7 2 7 7 7 5 7 7 6 0 0
4 ЗАРс 2 ЗАРч 3 ЗАРч 2 ЗАРс 1 ЗАРс 4 ЗАРс 3 ЗАРс 3 ЗАРс 1 ЗАРс 2 ЗАРс 3 ЗАРч 1 ЗАРс 4 ЗАРс 1 ЗАРс 8 ЗАРч 3 ЗАРс 5 ЗАРс 3 ЗАРс 3 ЗАРс 2 ЗАРс
4 2 4 2 2 2 4 2 2 2 4 1 4 4 1 5 5 0 2 4
5 1 2 5 1 4 3 4 4 1 1 2 3 1 7 4 4 5 3 2
3 4 1 3 4 5 2 1 1 4 5 5 5 3 0 6 2 3 4 3
2 3 3 1 3 3 1 3 3 3 7 3 2 2 3 3 3 1 5 5
1 5 6 4 5 1 5 5 5 6 3 4 1 5 6 2 6 7 1 6
6 0 5 6 6 7 6 7 6 0 0 0 6 0 4 1 0 2 6 0
0 7 0 7 0 0 7 6 0 7 7 6 7 7 2 0 1 6 7 1
7 6 7 0 7 6 0 0 7 5 2 7 0 6 5 7 7 4 0 7
4 ЗАРс 1 ЗАРс 2 ЗАРс 3 ЗАРс 1 ЗАРс 4 ЗАРс 3 ЗАРс 2 ЗАРс 2 ЗАРс 1 ЗАРс 4 ЗАРч 1 ЗАРс 4 ЗАРс 1 ЗАРс 6 ЗАРч 5 ЗАРс 6 ЗАРс 3 ЗАРс 4 ЗАРс 6 ЗАРс
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 16 17 18 19 20 21 22 23 14м 15м
Примечание. Сотрудники ФСИН России женского пола - 1-11, мужского пола - 14м и 15м (27-40 лет), курсанты-девушки 1-го курса - 12, 13, 16-22 (18 лет), курсант-юноша 1-го курса - 23 ( 18 лет). Испытуемые 3, 4, 23 не выполнили задание.
нию психологической и социальной защит особенно у лиц с четвертой - пятой степенью защитных адаптивных реакций. Список литературы
1. Путин В. В. Выступление на заседании коллегии МВД России. М., 2017.
2. Опыт изучения социально-психологической напряженности в исправительных учреждениях / Е. В. Берлейн [и др.] // Сборник материалов Деевских чтений (март 2009 г.) и ХХ психологической школы. Рязань : Академия ФСИН России, 2009. С. 56-62.
3. Берлейн Е. В. Особенности ценностно-мо-тивационной сферы начальников отрядов исправительных учреждений / Е. В. Берлейн [и др.] // Сборник материалов Деевских чтений (март 2009 г.) и ХХ психологической школы. Рязань : Академия ФСИН России, 2009. С. 62-65.
4. Григорьев Ю. Роспотребнадзор не обнаружил вредного излучения отстанций сотовой связи, размещенных на крышах домов. URL : http://www. macdigger.ru/iphone-ipod/rospotrebnadzor-ne-obnaruzhil-vrednogo-izlucheniya-ot-stancij-sotovoj-svyazi-razmeshhennyx-na-kryshax-domov.html (дата обращения: 10.03.2017).
5. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб. : Братство, 1994. 364 с.
6. Овчарова Е.В. Психические состояния сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием, и их краткосрочная коррекция : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2012.
7. Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости. М. : Смысл, 2013. 767 с.
8. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб., 2006. С. 280.