Научная статья на тему 'Психология потери. Ранняя диагностика лиминального, пограничного состояний личности как индикаторов суицидальной активности сотрудников ФСИН России'

Психология потери. Ранняя диагностика лиминального, пограничного состояний личности как индикаторов суицидальной активности сотрудников ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
267
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИД / SUICIDE / АДАПТИВНОСТЬ / ADAPTABILITY / ЛИМИНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПОГРАНИЧНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / BORDERLINE MENTAL STATE / ПСИХОГЕНИЯ / ПСИХОГЕННЫЕ ПОТЕРИ / PSYCHOGENIC LOSSES / СОЦИОГЕНИЯ / СОЦИОГЕННЫЕ ПОТЕРИ / ФИЗИОГЕНИЯ / ФИЗИОГЕННЫЕ ПОТЕРИ / ЗАЩИТНЫЕ АДАПТИВНЫЕ РЕАКЦИИ / DEFENSIVE ADAPTIVE REACTIONS / СОТРУДНИК ФСИН РОССИИ / FSIN OF RUSSIA EMPLOYEES / LUMINAL STATE / PSYCHOGENY / SOCIOGENY / SICIOGENIC LOSSES / PHYSIOGENY / PHYSIOGENIC LOSSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серов Владимир Иванович

Вследствие суицида ежегодно погибает 800 тыс. жителей планеты, больше, чем из-за преступлений, ДТП и войн. По данным Всемирной организации охраны здоровья, каждые 40 секунд в мире происходит по одному суициду. За последние годы суицид подростков возрос на 60 %. В информационной сфере растет количество ресурсов, подстрекающих к суициду. Преступники нацелены на подростковую и молодежную аудиторию, на детей с неокрепшей психикой или находящихся в трудной жизненной ситуации. Модераторы смерти за 50 дней вводят детей в деструктивное пограничное психическое состояние. Алгоритмы доведения до самоубийства разработаны профессионалами, но ни у психологов, ни у психиатров нет инструментария для диагностики измененного психического состояния личности. Разработана ранняя диагностика суицидальной активности по измененному психогенными потерями состоянию личности у сотрудников ФСИН России. Применены методы: СМИЛ, «Адаптивность», «Лиминальность», модифицированный тест Люшера. Обучающиеся в Академии ФСИН России курсанты 1-го курса 17-18 лет, сотрудники ФСИН России 29-40 лет с различными стадиями синдрома эмоционального выгорания находились: с защитными адаптивными реакциями первой степени в нормальном психическом состоянии, второй третьей степеней в лиминальном состоянии, четвертой восьмой степеней в пограничном психическом состоянии с социогенией, психогенией, физиогенией и предполагаемой суицидальной активностью у 40 % испытуемых. В восьмицветовом ряде теста Люшера в зависимости от того, сходятся или расходятся позиции синего и черного цветов, можно судить о высоком или низком уровне социально-психологической напряженности личности, о тенденции ее изменения, состоянии социально-психологического климата в исследуемой группе и исправительном учреждении в целом. Изучение адаптивности показывало наличие латентных потерь, что проявлялось психологической и социальной защитами в конституциональной социопсихофизиологической защите личности, особенно у лиц с четвертой пятой степенью защитных адаптивных реакций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Every year 800 thousand individuals of world’s population perishes as the result of suicide, and this is much more than due to penal acts, traffic accidents and wars. According to World Health Organization data a suicide takes place every 40 seconds. Suicide among adolescents has increased by 60% recently. A number of resources inciting to suicide increases in informational sphere. Criminals are aimed at adolescent and youth groups and at children with immature psyche or who are in difficult life situation. Moderators of death put children into destructive borderline psychic state for 50 days. Algorithms of bringing to suicide have been developed by professionals but neither psychologist, nor psychiatrists have instruments for diagnostics of person’s altered state. Early diagnostics of suicidal activity based on altered by psychogenic losses states in FSIN employees has been elaborated. The following methods were used: MMPI, “Adaptability” scale, “Liminality” scale, modified Lüscher color test. First year students (aged 17-18) of Academy of FSIN of Russia, FSIN employees (aged 29-40) with different levels of emotional burn-out participated in the research. Among them were: individuals with defensive adaptive reactions (the first level) in normal mental state; individuals in luminal state (second-third levels); individuals in borderline mental states with sociogeny, psychogeny, physiogeny and supposed suicidal activity (fourtheighth levels) in 40% of participants. High or low level of socio-psychological tension, tendencies in its changes, quality of socio-psychological climate in the group under study and in the whole penal institution can be diagnose by eighth-color Lüscher’s line subject to positions of blue and black colors: whether they meet or parted. Study of adaptability reveals the presence of latent losses which manifest themselves in psychological and social defenses, in person’s constitutional socio-psycho-physiological defense, especially in persons with fourth-fifth levels of defensive adaptive reactions.

Текст научной работы на тему «Психология потери. Ранняя диагностика лиминального, пограничного состояний личности как индикаторов суицидальной активности сотрудников ФСИН России»

УДК 159.9:343.83

ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ЛИМИНАЛЬНОГО, ПОГРАНИЧНОГО СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ КАК ИНДИКАТОРОВ СУИЦИДАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ФСИН РОССИИ

Реферат: вследствие суицида ежегодно погибает 800 тыс. жителей планеты, больше, чем из-за преступлений, ДТП и войн. По данным Всемирной организации охраны здоровья, каждые 40 секунд в мире происходит по одному суициду. За последние годы суицид подростков возрос на 60 %. В информационной сфере растет количество ресурсов, подстрекающих к суициду. Преступники нацелены на подростковую и молодежную аудиторию, на детей с неокрепшей психикой или находящихся в трудной жизненной ситуации. Модераторы смерти за 50 дней вводят детей в деструктивное пограничное психическое состояние. Алгоритмы доведения до самоубийства разработаны профессионалами, но ни у психологов, ни у психиатров нет инструментария для диагностики измененного психического состояния личности. Разработана ранняя диагностика суицидальной активности по измененному психогенными потерями состоянию личности у сотрудников ФСИН России. Применены методы: СМИЛ,«Адаптивность», «Лиминальность», модифицированный тест Люшера. Обучающиеся в Академии ФСИН России курсанты 1-го курса 17-18 лет, сотрудники ФСИН России 29-40лет с различными стадиями синдрома эмоционального выгорания находились: с защитными адаптивными ре-

© Серов В. И., 2017

В. И. Серов

акциями первой степени в нормальном психическом состоянии, второй - третьей степеней - в лиминальном состоянии, четвертой - восьмой степеней - в пограничном психическом состоянии с социогенией, психогенией, физиогенией и предполагаемой суицидальной активностью у 40 % испытуемых. В восьмиц-ветовом ряде теста Люшера в зависимости от того, сходятся или расходятся позиции синего и черного цветов, можно судить о высоком или низком уровне социально-психологической напряженности личности, о тенденции ее изменения, состоянии социально-психологического климата в исследуемой группе и исправительном учреждении в целом. Изучение адаптивности показывало наличие латентных потерь, что проявлялось психологической и социальной защитами в конституциональной социопсихофизио-логической защите личности, особенно у лиц с четвертой - пятой степенью защитных адаптивных реакций.

Ключевые слова: суицид, адаптивность, лиминальное состояние, пограничное психическое состояние, психогения, психогенные потери, социогения, социогенные потери, физиогения, физи-огенные потери, защитные адаптивные реакции, сотрудник ФСИН России.

Вследствие суицида ежегодно погибает 800 тыс. жителей планеты, больше, чем из-за преступлений, ДТП и войн.

По данным Всемирной организации охраны здоровья, каждые 40 секунд в мире происходит по одному суициду. За последние годы суицид подростков возрос на 60 %. В Интернете растет количество ресурсов, подстрекающих к суициду. Преступники нацелены на подростковую и молодежную аудиторию, на детей с неокрепшей психикой или находящихся в трудной жизненной ситуации [1]. В связи с этим, во-первых, возникает проблема выявления таких лиц и ранней диагностики деструктивных изменений на социальном уровне личности. Выявленные десятки и сотни подростков из групп смерти курировались преступниками в социальных сетях. Во-вторых, алгоритмы разрабатывались профессионалами, но ни у психологов, ни у психиатров нет инструментария диагностики измененного психического состояния личности. Между тем модераторы смерти за 50 дней вводят детей в деструктивное психическое состояние. «Паутина смерти» включает в себя деструктивные реальные или виртуальные игры по трем уровням сложности с использованием методов нейролингвистического программирования, бихевиорального подхода, внушения в состоянии между сном и бодрствованием, аудиовизуального воздействия и др. Это ставит вопрос о разработке приемов ранней диагностики психического состояния на психологическом уровне личности. В-третьих, за 10 последних лет «взрывного» роста сотовой связи на 85 % выросло число заболеваний нервной системы у подростков 15-17 лет. Имеется решение Международной ассоциации исследования рака о том, что магнитное излучение сотового телефона является промоутером рака головного мозга [4]. Это вызывает необходимость ранней диагностики психического состояния на физиологическом уровне личности. Следовательно, потери личности с

развитием социогении, психогении, фи-зиогении определяют перспективы исследований лиминальных и пограничных психических состояний личности.

Объект - выявление социогенных, психогенных, физиогенных потерь личности сотрудников ФСИН России при предсуицидальном поведении.

Предмет - определение психогенных потерь личности сотрудников ФСИН России как индикатора суицидальной активности.

Цель - ранняя диагностика суицидальной активности по измененному психогенными потерями состоянию личности у сотрудников ФСИН России.

Задачи. 1. Диагностика нормального состояния личности. 2. Диагностика социогенных, психогенных, физиогенных потерь в лиминальном состоянии личности. 3. Диагностика социогений, психогений, физиогений в пограничном состоянии личности сотрудника ФСИН России.

Гипотеза. Возникновение в нормальном состоянии лиминального состояния личности сопровождается переходом из нормального состояния в пограничное с развитием суицидальной активности.

Методика. Применены методы диагностики СМИЛ (Л. Н. Собчик, 2000), «Адаптивность» (В. А. Дюк, 1994), «Лиминальность» (Е. Е. Сапогова, 2013), модифицированный тест Люшера (В. И. Серов, 1996). В ходе исследования было изучено психическое состояние обучающихся в Академии ФСИН России 10 курсантов 1-го курса 17-18 лет, 13 сотрудников ФСИН России 29-40лет с тремя стадиями синдрома эмоционального выгорания (истощение, обезличивание, обесценивание личных достижений: «Я устал», «Я не могу»).

Методика СМИЛ - выявляет глубинные психологические конструкты, позволяющие судить о пограничном со-

стоянии, ведущих типах психологической защиты (актуальном психическом состоянии) сотрудников ФСИН России, об уровне общей адаптированности [5], о стиле межличностного поведения, социальной направленности, настроении, самочувствии.

Методика КСПФЗЛ - диагностика трехуровневой структуры личности: социальной, психологической, физиологической защит с выявлением доминирующей для дальнейшей психологической коррекции. При наличии проблемы на физиологическом и психологическом уровне - ее устранение и развитие творчества на социальном уровне для гармоничного развития личности и ее здоровья. Область локализации психической травмы и точность ее уровне-вого положения по методике позволяют сократить время психокоррекции и повысить эффект воздействия.

ТестЛюшера в нашей модификации (В. И. Серов, 1996) по результатам исследования Е. В. Овчаровой [6] позволяет оценить актуальное психическое состояние сотрудников ФСИН России и эффект краткосрочной коррекции. Выбор синего и черного цветов объясняется тем, что в тесте Люшера они занимают полярные позиции: синий, или «первый», цвет, символизирует полное спокойствие, уверенность, сосредоточенность, умение сопереживать, а черный, или «седьмой», цвет, означает стремление к разрушению, враждебное отношение, отказ от выполнения требований [8]. Согласно Л. Н. Собчик положение синего цвета на первом месте и черного - на восьмом свидетельствует о стремлении к избеганию конфликта за счет повышения самоконтроля при самостоятельности и независимости.

Лиминальность. Опросник «Рефлексия лиминальных состояний» представлен 128 парными («а» и «б») ут-

верждениями, противоположными по смыслу и структурно распределенными по нескольким разделам, связанным с рефлексией субъектом, находящимся в лиминальных (переходных) периодах собственных мыслей, чувств, стратегий поведения и т. д. Каждый раздел условно представлен 4 кластерами, каждый кластер - 8 парами противоположных по смыслу утверждений.

Раздел I «Симптоматика - эмоциональное переживание лиминального периода» представлен 4 кластерами:

1) кластер «С» - рефлексируемые самочувствие, настроение в лиминаль-ном периоде (пары утверждений 1-8);

2) кластер «ЭР» - преобладающие в ли-минальной фазе эмоциональные реакции (пары утверждений 9-16); 3) кластер «РР» - рефлексируемые реакции окружающих, переживания, связанные с ними (пары 17-24); 4) кластер «ДС» -действия по совладанию с собственными внутренними интенциями, самоуправлению и саморегуляции (пары 25-32).

Раздел II «Когнитивная обработка -мысли о совершаемом переходе, обоснования, аргументы в пользу совершаемого выбора» представлен 4 кластерами:

5) кластер «П» - обобщенные представления о характере и содержании потребного субъекту будущего (пары 33-40);

6) кластер «О» - внутренние объяснения и обоснования необходимости меняться (пары 41-48); 7) кластер «У» - персональное убеждение себя, что стоит начать меняться, рефлексия собственных внутренних побуждений к изменениям (пары 49-56); 8) кластер «Ф» - рефлексия влияния некоторых внешних жизненных факторов на необходимость что-то менять в жизни (пары 57-64).

Раздел III «Самооценка перспектив и возможностей, открывающихся в преодолении лиминального этапа» представлен 4 кластерами: 9) кластер

«СО» - стимулирующая, побуждающая оценка себя как самостоятельно входящего в новую фазу жизни (пары 65-72); 10) кластер «КЦ» - обобщенная концептуализация, построение индивидуального целевого пространства ближайшего будущего (пары 73-80); 11) кластер «пП» - пересмотр индивидуального прошлого в свете новых желаний (пары 81-88); 12) кластер «ИН» -оценка силы собственных интенций и намерений в настоящем (пары 89-96).

Раздел IV «Самопроектирование, саморазвитие, построение нового образа Я, экзистенциальные ожидания, связанные с собственными жизненными выборами» содержит 4 кластера:

13) кластер «ЭО» - экзистенциальные ожидания от будущего (пары 97-104);

14) кластер «ПС» - обобщенное планирование самоизменений на новом этапе жизни (пары 105-112); 15) кластер «МС» - обобщенное моделирование нового чувства себя (пары 113-120); 16) кластер «НО» - обобщенное построение нового образа Я (пары 121-128).

При обработке результатов каждому выбранному ответу («а» или «б») присваивался 1 условный балл. Общее преобладание ответов «а» свидетельствовало: о нахождении респондента в лиминаль-ной фазе; наличии у него выраженной экзистенциальной рефлексии, касающейся себя и собственной жизни; стремлении конструктивно преодолеть лими-нальность с тем, чтобы построить новый образ себя и наметить новые стратегии жизни, более конгруэнтные собственным интенциям; позитивном настрое респондента на совладание с возникающими эмоциональными трудностями и проблемами во имя продолжения осмысленной продуктивной жизни.

Общее преобладание ответов «б» может говорить либо о том, что респондент вообще не пребывает в лиминальной

фазе, либо о возможном негативном переживании лиминального периода, либо о слабом развитии рефлексии в отношении целостного проживания собственной жизни, а также, вероятно, о наличии индивидуальных трудностей в понимании и интерпретации собственной жизни, желаний, интенций, об отсутствии внутренней необходимости в выстраивании новых, более конгруэнтных меняющейся аутентичности образов Я и пр. В пределах каждого кластера и раздела полученная от наших респондентов информация обретала конкретное выражение, интерпретируемое в границах их запросов.

Метод цветовых выборов. Для коррекции пограничного психического состояния личности краткосрочным ассоциативным экспериментом (КАЭ) и медитативным рисуночным тестом (МРТ) по двум выборам восьми цветов до эксперимента и после него рассчитывались позиции синего и черного цветов. Восемь позиций - с 1-й по 8-ю - с семью интервалами между ними принимали за 100 %. Затем оценивали среднее арифметическое значение и дисперсию отдельно для синего и черного цветов до и после сеанса. Между значениями синего и черного цветов находилась разница отдельно для каждого испытуемого. По оси ординат за нулевую линию 100 %-й шкалы принималась линия от точки отсчета в 3,5 единицы. Эта точка соответствовала половине дистанции между 1-й и 8-й позициями с 7 интервалами между ними. Эта начальная точка приравнивалась к нулю. От нее вверх располагалась шкала значений синего цвета от 0 до 50 %, вниз - черного цвета от 0 до -50 %.

Учитывая тенденцию движения синего цвета вверх во время коррекции, а черного цвета вниз, устанавливались 7 дистанций для ЗАР1 -8 по синему цвету и в обратном порядке для ЗАР1-8 по черному (табл. 1). В диапазоне выделя-

лись первые четыре интервала от 100 до 50 %. При переходе от 100 %-й на 50 %-ю шкалу от приводимых ниже значений необходимо было вычесть 50 %, а для черного цвета еще надо было учитывать знак. Переход на 50 %-ю шкалу был обусловлен необходимостью визуального анализа экспериментальных данных.

Для синего и черного цветов эти интервалы составили (табл. 1): первый -от 100,00 до 92,86 % (от 50,00 до 42,86 % и от -50,00 до - 42,86 %), второй - от 92,85 до 78,58 (от 42,85 до 28,58 и от - 42,85 до - 28,58), третий - от 78,57 до 64,29 (28,57 до 14,29 и -28,57 до -14,29), четвертый -от 64,28 до 50,01 % (14,28 до 00,01 и -14,28 до -00,01). Предполагалось, что эти интервалы отражают степень снижения психогенных потерь личности. Еще четыре интервала устанавливались далее в диапазоне 50-0 %. Для синего и черного цветов эти ин-

адаптивности с манифестацией типа психологической защиты (актуального психического состояния - ТПЗ).

Пограничные психические состояния сопровождались: озабоченностью собственным здоровьем, внутренней напряженностью (7-я испытуемая) -ТПЗ1; пессимистической оценкой пер-

тервалы составили соответственно: пятый - от 50,00 до 35,72 % (от 00,00 до -14,28 и от00,00до 14,28), шестой -от 35,71 до 21,43 (от -14,29 до -28,57 и от 14,29 до 28,57), седьмой - от 21,42 до 07,15 (от -28,58 до -42,85 и от 28,58 до 42,85), восьмой - от 07,14 до 00,00 % (от -42,86 до -50,00 и от 42,86 до 50,00 %). Предполагалось, что эти интервалы отражают разную степень нарастания психогенных потерь личности. Эти значения составили матрицу для расчета эффективности КАЭ и МРТ. По результатам строились регрессионная и скедастическая зависимости.

Результаты и обсуждение. Как видно из таблицы 2, пограничные психические состояния у сотрудников ФСИН России, курсантов 1-го курса Академии ФСИН России возникали из-за социогенных, психогенных, физиогенных потерь с развитием социогении,психогении, фи-зиогении при нарушении механизмов

спективы, депрессией (9-12к) - ТПЗэ; неустойчивостью эмоций, лживостью (6) -ТПЗз; склонностью к импульсивным действиям без учета последствий, агрессивностью (2, 8, 14м, 15м) - ТПЗ4; жестокостью, эмоциональной захвачен-ностью доминирующей идеей, фиксацией на проблеме, негибкостью мыш-

Таблица 1

Диагностика ЗАР.,-8 по 7 интервалам синего и черного цветов, %

ЗАР1-8 СЦ Процент ЗАР ЧЦ Процент

1 1,00-1,50 92,86-100,00 8 7,51-8,00 00,00-07,14

2 1,51-2,50 78,58-92,85 7 6,51-7,50 07,15-21,42

3 2,51-3,50 64,29-78,57 6 5,51-6,50 21,43-35,71

4 3,51-4,50 50,01-64,28 5 4,51-5,50 35,72-50,00

5 4,51-5,50 35,72-50,00 4 3,51-4,50 50,01-64,28

6 5,51-6,50 21,43-35,71 3 2,51-3,50 64,29-78,57

7 6,51-7,50 07,15-21,42 2 1,51-2,50 78,58-92,85

8 7,51-8,00 00,00-07,14 1 1,00-1,50 92,86-100,00

Таблица 2

Типы психологических защит (1-7), адаптивность (А), защитные адаптивные реакции восьми степеней (ЗАР-ьв). Социальная, психологическая, физиологическая защиты личности (СЗ, ПЗ, ФЗ) с подуровнями (п = 15)

ТПЗ 1 2 3 4 5 6 7 А ЗАР1-8 СЗ СУ СПУ ПЗ ПУ ПФУ ФЗ

1 40 53 44 51 42 55 32 20 4 71 22 49 95 67 28 13

2 43 43 44 49 27 38 38 5 1 44 14 30 51 39 12 4

3 47 83 45 57 52 44 57 13 5 64 21 43 85 53 32 5

4 42 55 47 55 39 38 45 10 2 56 17 39 66 44 22 8

5 42 49 40 37 39 31 39 3 1 50 14 36 49 37 12 2

6 48 57 63 52 42 25 32 22 4 77 26 51 80 56 24 19

7 61 58 53 60 61 42 53 20 4 70 25 45 88 50 38 23

8 43 43 45 53 39 44 39 14 3 58 19 39 66 49 17 5

9 47 55 38 44 36 31 39 20 4 80 27 53 77 53 24 15

10 51 53 49 50 39 36 39 10 2 55 20 35 68 47 21 10

11 37 53 40 45 33 29 32 12 2 62 19 43 66 51 15 6

12к 39 50 36 45 39 38 38 19 3 68 26 42 89 61 28 10

13к 62 53 57 72 67 52 77 23 4 75 26 49 100 59 41 26

14м 48 52 54 56 46 39 37 11 2 61 16 45 75 52 23 7

15м 51 53 48 54 38 41 30 16 3 69 20 49 91 67 24 10

Примечание. Сотрудники ФСИН России женского пола - 1-13, мужского пола - 14м и 15м (27-40 лет), курсанты-девушки 1-го курса - 12к и 13к (18 лет). Восемь испытуемых курсантов 1-го курса отказались выполнять тест СМИЛ из-за дефицита времени.

ления, подозрительностью, обидчивостью (7) - ТПЗ5; тревожностью без объективных причин, неуверенностью в себе (1) - ТПЗб; оторванностью от реальных жизненных проблем, уходом в мир мечты (3-я, 13к-я испытуемые) - ТПЗ7. Психогенные потери рассчитывали по адаптивности, ТПЗ и формуле Уэлша, определяя сдвиг в сторону невротиза-ции-психопатизации личности.

Участники эксперимента (13 лиц женского пола и 2 мужского, обучающихся на ФПК, и 10 курсантов 1-го курса Академии ФСИН России) диагностировались до коррекции по защитным адаптивным реакциям восьми степеней (ЗАР1-8): ЗАР1 с высоким уровнем психической адаптации (2-я, 5-я испы-

туемые в нормальном психическом состоянии); ЗАРэ с повышенным уровнем психической адаптации (4, 10, 11, 14м -в лиминальном состоянии); ЗАР3 с пониженным уровнем психической адаптации (8, 12к, 15м - в лиминальном состоянии); ЗАР4 с низким уровнем психической адаптации (1, 6, 7, 9, 13к-я испытуемые), которая была обозначена как группа риска. Представители ЗАР4 -ЗАР8 переходили из лиминального состояния в пограничное и нуждались в психологической коррекции из-за риска суицидального поведения при внезапно усложнившейся обстановке внешней среды. ЗАР5 с низким уровнем психической дезадаптации (3-я испытуемая). По тесту СМИЛ и шкале адаптивности

ЗАР6 с пониженным уровнем психической дезадаптации, ЗАР7 с повышенным уровнем психической дезадаптации, ЗАР8 с высоким уровнем психической дезадаптации выявлены не были. После ЗАР8 личность переходила в патологическое состояние и в исследовании не рассматривалась.

Трехуровневая структура личности с социальной, психологической и физиологической защитами включала в себя шесть подуровней. Для точечной краткосрочной коррекции от социогенных потерь в социальной защите выделены социальный (внешний) и социально-психологический уровни (внутренний), от психогенных потерь в психологической защите - психологический (внешний по отношению ко второму) и психофизиологический (внутренний), от физиогенных потерь в физиологической защите - биологический (медленно адаптирующийся, внешний) и физиологический (быстро адаптирующийся, внутренний) подуровни. Третий уровень защиты личности назван физиологическим для обоснования применения краткосрочной коррекции рефлексотерапией в условиях экстремальных ситуаций для сотрудников ФСИН России и при ведении боевых действий военнослужащими. Как видно из таблицы 2, психогенные потери не были явными, не изменяли профиль личности, все семь типов психологических защит соответствовали нормальному состоянию в 50-70 Т баллов, однако изучение адаптивности показывало наличие латентных потерь. Это проявлялось в возникновении психологической (ПЗ) и социальной (СЗ) защит, особенно у лиц с четвертой -пятой степенью защитных адаптивных реакций (табл. 2).

По мнению Е. Е. Сапоговой [7], осознавая определенный фрагмент своей длящейся жизни как завершенный для него в смысловом плане, человек «сам

кладет конец» его продолжению. Наступление лиминальной фазы связано с субъективным когнитивно-эмоциональным своеобразным «смыслоуничтоже-нием» старой устойчивости и определенности жизни, но еще невхождением в новую желанную определенность, поэтому она требует повышенной внутренней активности, преодоления себя ради того, чтобы отчетливее почувствовать свою подлинность и точнее следовать голосу своей аутентичности. Человек сам вводит себя в это состояние ради себя самого, и, следовательно, это акт личностной свободы, самодетерминации, жизнетворчества. Этому тезису конгруэнтно мнение И. Ялома, который, рассматривая проблему личностного саморазвития и говоря о свободе и ответственности личности, акцентировал внимание на ее позиции по отношению к собственной жизненной ситуации. Он пишет: «У сегодняшнего пациента больше проблем со свободой, чем с подавленными влечениями. Больше не преследуемый изнутри представлениями о том, что ему «следует» делать, и не понуждаемый извне «обязанностями» или «долженствованиями», пациент имеет дело с задачей отбора того, что он хочет делать» (курсив наш. - В. С.). Осознание некоего момента своей жизни как лими-нального и преодоление лиминальности могут считаться показателем активного отношения к жизни взрослого человека, что позволяет описывать лиминаль-ность как экзистенциальный феномен, побуждающий субъекта к выборам и поступкам. Преобладание баллов свидетельствовало о нахождении респондента в лиминальной фазе. Ранние латентные потери в этой фазе приведены в таблице 3 и по результатам бесед.

Испытуемая 1 была в плохом настроении и самочувствии (ЭР, СО), 2 -испытывала тревогу перед будущими

Таблица 3

Типы психологических защит (1-7), адаптивность (А), защитные адаптивные реакции восьми степеней (ЗАРя-в). Социальная, психологическая, физиологическая защиты личности (СЗ, ПЗ, ФЗ) с подуровнями (п = 15)

Р К 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 16 17 18 19 20 21 22 23м 14м 15м

1 С 7 6 8 8 6 5 8 6 8 8 7 8 8 7 8 8 8 7 3 8 7 5 6

ЭР 3 7 8 8 7 7 7 5 5 7 8 8 7 6 5 8 6 7 2 8 6 7 8

РР 6 6 8 8 7 8 6 7 7 6 4 8 8 7 7 8 7 8 1 7 8 8 6

ДС 7 8 8 8 6 7 8 7 5 8 6 7 8 8 6 8 7 8 5 7 7 7 7

2 П 7 8 8 8 4 5 6 6 5 6 6 8 8 8 8 8 8 8 3 8 8 6 7

О 6 7 8 8 4 8 8 6 5 5 6 8 7 7 7 8 6 8 4 7 7 3 8

У 8 7 8 8 4 8 6 7 5 6 7 8 7 5 8 8 7 8 6 8 7 7 7

Ф 5 4 5 4 4 8 5 5 6 7 3 8 8 7 8 8 7 7 7 7 7 5 4

3 СО 4 8 7 7 5 6 8 6 7 6 5 8 8 8 8 7 7 8 4 8 8 5 7

КЦ 5 7 8 8 8 7 8 8 7 5 6 8 8 8 5 8 7 8 1 8 8 6 7

ПП 5 8 8 8 6 5 7 6 5 7 6 7 8 7 8 8 7 8 2 8 7 6 6

ИН 5 8 7 8 6 6 6 8 5 5 7 8 8 7 8 8 7 8 2 7 5 6 3

4 ЭО 5 7 8 8 8 8 8 8 7 8 8 8 8 8 8 8 7 8 4 8 8 6 7

ПС 4 8 8 8 7 7 7 6 5 7 5 8 8 7 7 8 7 8 1 6 7 5 6

МС 7 7 7 8 6 7 3 6 3 6 4 8 7 7 6 6 7 8 5 7 6 6 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НО 7 6 8 8 7 6 8 8 5 7 7 8 8 8 7 7 7 8 5 7 8 6 6

Примечание. Р - разделы, К - кластеры. 1-23 участники эксперимента: 23м (18 лет), 14м (27 лет), 15м (40 лет) - представители мужского пола. 1-11 - представители женского пола, 12-20 - курсанты-девушки 1-го курса (18 лет).

изменениями в жизни (Ф), 3 - данных нет (Ф), 4 - данных нет (Ф), 5 - скучала по ребенку (П, О, У, Ф), 6 - скучала по детям (С, ПП), 7 - не могла стать мамой, испытывала усталость, апатию (Ф, МС),

8 - высокую тревожность по отношению к работе и возможным неудачам (ЭР, Ф),

9 - отдаленность от дома, разлуку с родными, была активна, стремилась к новым знаниям, саморазвитию (П, О, У, МС), 10 - испытывала усталость от тестирования (О, КЦ, ИН), 11 - эмоциональную неудовлетворенность во взаимоотношениях с одним индивидом, усталость (РР, Ф, МС), 12 - сначала делала, а потом думала, что сделала (ДС, ПП), 13 - данных нет (О, У), 14 - болело горло (С, О, Ф, СО, ПС), 15 - стыди-

лась за совершенный поступок и проявленную при этом глупость (Ф, ИН, МС), 16 - жаловалась на отсутствие свободного времени (ЭР, У), 17 - тревогу от окружения большого количества людей (ЭР, КЦ, МС), 18 - испытывала разлуку с близкими (СО, МС, НО), 19 - усталость, разочарование в выборе дальнейшего пути (ЭР, О), 20 - недосыпание (С, ЭР, Ф), 21м - данных нет (ЭР, РР, КЦ, ПП, ИН, ПС), 22м - плохое настроение (О, ПС), 23м - усталость (ЭР, ИН, МС).

Таким образом, все испытуемые находились в лиминальном состоянии от реакцией первичного ответа на воздействие внешней среды, что требовало контроля социогенных, психогенных и физиогенных потерь личности как ре-

зультата реакций платы, которая выявлялась по интервалам синего и черного цветов теста Люшера.

Текущее лиминальное и пограничное состояние при увеличении или снижении психогенных потерь определяли по позициям синего или черного цветов (табл. 1) в восьмицветовом выборе теста Люшера. Нарастание потерь до коррекции определялось по изменению позиции синего цвета от первой к восьмой, черного - от восьмой к первой. Преобладающий вид потерь (социогенные, психогенные, физиогенные) в типе психологической защиты сотрудника ФСИН России определяли по конституциональной социопсихофизиоло-гической защите личности (табл. 2) в виде социогении, психогении и физио-гении. Как видно из таблицы 4, защитные адаптивные реакции восьми степеней определены по первому выбору для ЗАР1 - 7, 11, 16, 18-й испытуемая; ЗАРа -2, 6, 15м; ЗАРз - 5, 9, 10, 13, 20, 22, 14м; ЗАР4 - 1, 8, 11, 17; ЗАР5 - 21; ЗАР6 -0; ЗАР7 - 0; ЗАР8 - 19-й испытуемая; по второму - для ЗАР1 - 2, 7, 12, 16, 18; ЗАРа - 5, 10, 11; ЗАРз - 6, 9, 22; ЗАР4 -1, 8, 13, 17, 14м; ЗАР5 - 20; ЗАР6 - 19, 15м; ЗАР7 - 0; ЗАР8 - 0 испытуемый.

Обобщение практического опыта потери функциональности психической деятельности сотрудников ФСИН России показано на примере использования данного подхода и методов при изучении напряженности в среде осужденных и коррекции возникающих пограничных психических состояний практическими психологами Е. В. Берлейн с соавторами (2009) и В. В. Фетисовым (2012). Тест апробирован на 370 осужденных [2] и 222 начальниках отрядов исправительных учреждений [3] с участием Межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Саратовской области. В зависимости от того, сходятся

или расходятся позиции синего и черного цветов, можно судить о высоком или низком уровне социально-психологической напряженности личности, а также о тенденции к изменению уровня напряженности личности, состояния социально-психологического климата в исследуемой группе и исправительном учреждении.

Выводы

1. Обучающиеся в Академии ФСИН России курсанты 1-го курса 17-18 лет, сотрудники ФСИН России 29-40 лет с различными стадиями синдрома эмоционального выгорания находились: с защитными адаптивными реакциями первой степени в нормальном психическом состоянии, второй - третьей степеней - в лиминальном состоянии, четвертой - восьмой степеней - в пограничном психическом состоянии с социогенией, психогенией, физиогенией и предполагаемой суицидальной активностью у 30-40 % испытуемых.

2. Текущее лиминальное и пограничное состояние при увеличении или снижении психогенных потерь определяли по позициям синего или черного цветов в восьмицветовом ряде теста Люшера. В зависимости от того, сходятся или расходятся позиции синего и черного цветов, можно судить о высоком или низком уровне социально-психологической напряженности личности, о тенденции к изменению уровня напряженности личности, состоянию социально-психологического климата в исследуемой группе и исправительном учреждении в целом.

3. Потери личности не были явными, не изменяли профиль личности, все семь типов психологических защит соответствовали нормальному состоянию в 50-70 Т баллов по СМИЛ, однако изучение адаптивности показывало наличие латентных потерь. Это проявлялось в конституциональной социопсихофизи-ологической защите личности по появле-

Таблица 4

Результаты диагностики ЗАР1-8 по 7 интервалам синего и черного цветов у сотрудников ФСИН России (п = 20)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 16 17 18 19 20 21 22 23 14м 15м

4 1 4 2 2 2 4 4 1 4 4 1 5 2 7 4 4 5 4 2

5 2 2 1 1 3 2 2 2 2 1 2 3 1 1 5 5 0 5 4

3 3 1 4 4 5 3 3 4 1 0 5 2 4 6 2 2 2 2 1

2 4 3 3 3 4 1 1 3 5 6 3 4 3 0 1 3 1 1 6

1 5 6 5 5 1 5 5 5 6 7 4 1 5 3 3 0 7 3 5

0 7 5 6 0 7 6 7 6 3 5 0 6 0 2 6 1 4 6 7

6 0 0 7 6 0 7 6 0 0 3 6 0 6 4 0 6 3 7 3

7 6 7 0 7 6 0 0 7 7 2 7 7 7 5 7 7 6 0 0

4 ЗАРс 2 ЗАРч 3 ЗАРч 2 ЗАРс 1 ЗАРс 4 ЗАРс 3 ЗАРс 3 ЗАРс 1 ЗАРс 2 ЗАРс 3 ЗАРч 1 ЗАРс 4 ЗАРс 1 ЗАРс 8 ЗАРч 3 ЗАРс 5 ЗАРс 3 ЗАРс 3 ЗАРс 2 ЗАРс

4 2 4 2 2 2 4 2 2 2 4 1 4 4 1 5 5 0 2 4

5 1 2 5 1 4 3 4 4 1 1 2 3 1 7 4 4 5 3 2

3 4 1 3 4 5 2 1 1 4 5 5 5 3 0 6 2 3 4 3

2 3 3 1 3 3 1 3 3 3 7 3 2 2 3 3 3 1 5 5

1 5 6 4 5 1 5 5 5 6 3 4 1 5 6 2 6 7 1 6

6 0 5 6 6 7 6 7 6 0 0 0 6 0 4 1 0 2 6 0

0 7 0 7 0 0 7 6 0 7 7 6 7 7 2 0 1 6 7 1

7 6 7 0 7 6 0 0 7 5 2 7 0 6 5 7 7 4 0 7

4 ЗАРс 1 ЗАРс 2 ЗАРс 3 ЗАРс 1 ЗАРс 4 ЗАРс 3 ЗАРс 2 ЗАРс 2 ЗАРс 1 ЗАРс 4 ЗАРч 1 ЗАРс 4 ЗАРс 1 ЗАРс 6 ЗАРч 5 ЗАРс 6 ЗАРс 3 ЗАРс 4 ЗАРс 6 ЗАРс

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 16 17 18 19 20 21 22 23 14м 15м

Примечание. Сотрудники ФСИН России женского пола - 1-11, мужского пола - 14м и 15м (27-40 лет), курсанты-девушки 1-го курса - 12, 13, 16-22 (18 лет), курсант-юноша 1-го курса - 23 ( 18 лет). Испытуемые 3, 4, 23 не выполнили задание.

нию психологической и социальной защит особенно у лиц с четвертой - пятой степенью защитных адаптивных реакций. Список литературы

1. Путин В. В. Выступление на заседании коллегии МВД России. М., 2017.

2. Опыт изучения социально-психологической напряженности в исправительных учреждениях / Е. В. Берлейн [и др.] // Сборник материалов Деевских чтений (март 2009 г.) и ХХ психологической школы. Рязань : Академия ФСИН России, 2009. С. 56-62.

3. Берлейн Е. В. Особенности ценностно-мо-тивационной сферы начальников отрядов исправительных учреждений / Е. В. Берлейн [и др.] // Сборник материалов Деевских чтений (март 2009 г.) и ХХ психологической школы. Рязань : Академия ФСИН России, 2009. С. 62-65.

4. Григорьев Ю. Роспотребнадзор не обнаружил вредного излучения отстанций сотовой связи, размещенных на крышах домов. URL : http://www. macdigger.ru/iphone-ipod/rospotrebnadzor-ne-obnaruzhil-vrednogo-izlucheniya-ot-stancij-sotovoj-svyazi-razmeshhennyx-na-kryshax-domov.html (дата обращения: 10.03.2017).

5. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб. : Братство, 1994. 364 с.

6. Овчарова Е.В. Психические состояния сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием, и их краткосрочная коррекция : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2012.

7. Сапогова Е. Е. Экзистенциальная психология взрослости. М. : Смысл, 2013. 767 с.

8. Соломин И. Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб., 2006. С. 280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.