УДК 159.9:343.83 ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ СЕРОВ,
ББК 88.472 кандидат медицинских наук, доцент,
С32 преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС
(Академия ФСИН России), е-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. ПСИХОГЕННЫЕ ПОТЕРИ, НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ДО И ПОСЛЕ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ 5-ГО КУРСА, ВЫПУСКНИКОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ
Реферат: потери при явной и скрытой дезадаптации личности с риском появления отклоняющегося от нормы поведения и выходом из правового поля диагностировались по критерию Welsh [СМИЛ (MMPI)]. Со-цио-, психо- и физиогенные потери восстанавливались аудиальной (краткосрочный ассоциативный эксперимент) и визуальной (медитативный рисуночный тест) коррекцией. При этом сама личность воспроизводила события, связанные с психической травмой, на которые была сформирована социальная, психологическая, физиологическая защита. Краткосрочная коррекция наиболее эффективна для 32 % курсантов с преходящими пограничными психическими состояниями и неэффективна для одной девушки и четырех юношей. Эти пять испытуемых (13 %) попадали в группу риска по асоциальному поведению из-за затяжных пограничных психических состояний, и к ним применялась пролонгированная коррекция. Для 55 % курсантов после коррекции отмечался благоприятный прогноз поведения, но с применением самокоррекции после окончания курса. По тесту СМИЛ (MMPI) определяли пограничные невротические и психотические состояния преходящего и затяжного характера, склонность к асоциальному поведению, изменениям эмоций и мышления. По диапазонам в оценивались ухудшения или улучшения пограничного психического состояния курсантов и переход в сторону невротизации или психопатизации их состояния. До коррекции дисперсия в в группе девушек была меньше дисперсии в в группе юношей в 1,6 раза, после - в 1,3 раза. Невротическое и психотическое состояние курсантов влияло на социально-психологический и социальный уровни личности и в целом на социально-психологический климат 532-й учебной группы, который компенсировался психическим состоянием девушек-курсантов, но в то же время негативно влиял на их психическое состояние, воздействуя на психологический и психофизиологический уровни личности. Улучшение пограничного психического состояния курсантов после коррекции наблюдалось у 60 % девушек и 50 % юношей 531-й группы, 80 % девушек и 20 % юношей 532-й группы. Пролонгированная коррекция преследовала цель выравнивания нервно-психического равновесия, то есть невротической триады (ТПЗ 1, 2, 3) и психотической тетрады (ТПЗ 4, 5, 6, 7). ЗАР6-8 служили индикатором невротического и психотического состояния личности по показателю в. Внешняя среда, профессиональная деятельность, взаимоотношения курсантов влияли на психофизиологический, психологический уровни личности, затем на социально-психологический и социальный уровни курсантов обоего пола. Физиологический и биологический уровни оставались в резерве, но именно через эти уровни обеспечивался положительный эффект коррекции от 80 до 100 %. Углубленное обследование курсантов с выявлением нервно-психической неустойчивости (НПН) позволяло определить его структуру в виде кода ТПЗ и провести коррекцию по блокированию асоциального поведения и выхода из правового поля.
Ключевые слова: нервно-психическая неустойчивость, психология потери, курсант, личность, психогенные потери, пограничное психическое состояние.
Исследование проведено в коррекцион-ном типовом социопсихофизиологиче-ском пространстве личности, появляющемся от социопсихофизиогенных потерь под влиянием внешних и (или) внутренних условий, вызывающих дезадаптивные реакции личности с переходом ее из нормального в пограничное психическое состояние [1]. Социопсихофизиогенные потери восстанавливались аудиовизуальной коррекцией (краткосрочным ассоциативным экспери-
ментом - КАЭ и медитативным рисуночным тестом - МРТ). При этом сама личность воспроизводила события, связанные с психической травмой, формируя Социальную, Психологическую, Физиологическую Защиту. Определение местонахождения событий составляло основную трудность после диагностики ТПЗ (Типы Психологических Защит), генетически закрепленны типовые реакции защиты на психологическом уровне личности, появляющиеся в пограничном состоянии после собы-
тий, повлекших за собой социогенные, психогенные или физиогенные потери [4].
Адаптивность - это способ достижения гомео-статического равновесия. Изменение Адаптивности диагностировалось Защитными Адаптивными Реакциями 8 степеней (3APi_s), их коррекция в сторону гомеостатического равновесия - Реакциями Восстановления 8 степеней (РВ1-8).
Явная и скрытая дезадаптация личности [3] с риском появления отклоняющегося от нормы поведения диагностировалась по критерию Welsh - автоматической классификации профиля MMPI с выявлением нервной или психической направленности личностной структуры, нервно-психической неустойчивости типа психологической защиты личности. Нервно-психическая неустойчивость - это неспособность (дезадаптивность) человека регулировать свое поведение со средой деятельности.
Курсанты обоего пола при обучении от 1-го до 5-го курса несли психогенные потери в виде Защитных Адаптивных Реакций (ЗАР) 4-8-й степеней, требующих коррекции с активизацией во время ее проведения Реакций Восстановления (РВ) до уровня 1-3-й степеней (первая степень - лучшая, восьмая - худшая). После проведения краткосрочной коррекции РВ1-3 требовалась саморегуляция (1ср), РВ4-6 - самокоррекция (2ск), РВ7-8 - длительная, или пролонгированная, коррекция (3дк). До и после проведения пяти сеансов краткосрочной коррекции доля ЗАР1-3, ЗАР4-6, ЗАР7-8 и РВ1-3, РВ4-6, РВ7-8 составила: для девушек 0, 88, 12 и 24 %, 70, 6 %, для юношей - 28, 43, 29 % и 38, 43, 19 % соответственно. Краткосрочная коррекция у четвертой части девушек изменила ЗАР7-8 и ЗАР4-6 на РВ1-3, у 17 % - сократила РВ4-6, в 2 раза уменьшила
РВ7-8. Коррекция у 10 % юношей изменила ЗАР7-8 и ЗАР4-6 на РВ1-3, у 43 % - не изменила РВ4-5, у 10 % -уменьшила РВ7-8.
Краткосрочная коррекция была наиболее эффективна для 32 % курсантов в связи с преходящими пограничными психическими состояниями и неэффективна (3да) у одной девушки и четырех юношей 532-й группы. Эти пять испытуемых (13 %) попадали в группу риска по асоциальному поведению из-за затяжных пограничных психических состояний. Самокоррекция 55 % курсантов после проведения краткосрочной коррекции ставит вопрос о прогнозе их поведения после окончания курса.
До коррекции (табл. 1) дисперсия в в группе девушек была меньше дисперсии в в группе юношей в 1,6 раза, после - в 1,3 раза, что подтверждает ранее установленную значимость дисперсии как индикатора нестабильного состояния психики [2].
По тесту СМИЛ (MMPI) [7] определяли пограничные невротические и психотические состояния преходящего и затяжного характера, склонность к асоциальному поведению. Диапазоны критерия Welch с расчетом коэффициента в = (ТПЗ6+ТПЗ7) -(ТПЗ1+ТПЗ2) составляли: «А» (>-31Т - невротическое состояние), «Б» (-30т- -11Т - приближение к невротическому состоянию), «В» (-10^+6Т - неопределенный вариант), «Г» (+7^+25Т - приближение к психотическому состоянию), «Д» (>+26Т - психотическое состояние). Все диапазоны - это пограничное психическое состояние личности. По диапазонам в оценивались ухудшения или улучшения пограничного психического состояния курсантов и переход в сторону невротизации или психопатизации их состояния.
Таблица 1
Психокоррекция (ПК) Защитных Адаптивных Реакций 1-8-й степеней (ЗАР1-8) с Реакциями Восстановления после нее 1-8-й степеней (РВ1-8) и критерием Welsh (в) у девушек (Д)
Д, № 1 2 4 8 9 15 17 19 20 5 7 12 15 19 20 21 22 M D
ЗАР1-8 8 5 8 5 5 6 5 5 5 4 5 4 5 4 6 5 5 5,29 1,35
Рзард 7 -5 45 7 7 26 7 7 7 -8 17 8 -20 4 0 -6 17 7,02 206
3 -'дк 2 ск 3 -'дк 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск
РВ1-8 7 4 3 3 5 3 3 4 4 5 4 6 6 4 4 6 4 4,44 1,60
Ррвд 2 11 5 -4 25 14 -15 -1 -13 -10 -6 41 35 17 8 26 2 8,10 275
3 -'дк 2 1ср 1ср 2 1ср 1ср 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск
Ю, № 3 5 6 10 11 12 13 14 18 21 3 4 6 8 9 10 13 14 17 18 23
ЗАР1-8 6 3 2 2 4 3 8 5 3 4 5 5 8 4 3 8 8 8 6 4 8 5,10 4,69
Рзарю 47 26 25 -21 13 19 15 15 -4 -6 4 15 14 23 16 23 35 15 11 20 -36 12,77 330
2 1ср 1ср 1ср 2 ск 1ср 3 2 ск 1ср 2 ск 2 ск 2 ск 3 -'дк 2 ск 1ср 3 -'дк 3 -'дк 3 -'дк 2 ск 2 ск 3 -'дк
РВ1-8 4 3 2 2 4 3 8 5 3 4 5 3 4 6 5 8 8 8 4 3 3 4,52 3,96
Ррвю 20 -8 17 16 11 16 40 1 7 -1 16 -8 1 11 29 52 55 33 21 7 -16 15,19 353
2 ск 1ср 1ср 1ср 2 ск 1ср 3 2 ск 1ср 2 ск 2 ск 1ср 2 ск 2 ск 2 ск 3 -'дк 3 -'дк 3 -'дк 2 ск 1ср 1ср
ЗАРЬ Как видно из таблицы 1, РзардЮ и Ррвдю у девушек и юношей 531-й и 532-й учебных групп отмечено не было.
ЗАР2. Психогенные потери с ЗАР2 отмечены у двух юношей из 531-й группы. Рзарю составляла +25 и -21Т диапазонов «Г» и «Б». Ррвю составляла +17 и +16Т диапазона «Г». Реакция Восстановления, вызванная коррекцией у первого испытуемого, снизила выраженность диапазона «Г» на 8 %, у второго - инвертировала диапазон «Б» на противоположный по значению диапазон «Г» с изменениями между ТПЗ на 37 %. Поскольку психическое состояние курсантов было неустойчивым от диапазона «Б» к диапазону «Г» и последний соответствовал пограничному психическому состоянию только противоположного знака, в дальнейшем им была рекомендована самокоррекция для гармонизации ТПЗ.
ЗАР3. Психогенные потери с ЗАР3 отмечались у четырех юношей - трех из 531-й группы и одного из 532-й группы. Рзарю составляла +26, +19, -4, +16Т, что у первого испытуемого соответствовало диапазону «Д», у второго и четвертого - «Г», а у третьего - диапазону «В». Ррвю составляла -8, +16, +7, +29Т, что у первого испытуемого соответствовало диапазону «В», у второго и третьего - диапазону «Г», а у четвертого - пограничное психическое состояние ухудшалось и после коррекции соответствовало диапазону «Д».
Реакция Восстановления, вызванная коррекцией у первого испытуемого, улучшала психическое состояние, инвертировала диапазон «Г» на противоположный по значению диапазон «В», у четвертого курсанта, наоборот, ухудшала психическое состояние, инвертировала диапазон «В» на «Д», противоположный по значению.
Таким образом, по критерию Р коррекция улучшала пограничное психическое состояние у трех испытуемых юношей на 34, 3, 11 % и ухудшала это состояние у четвертого испытуемого на 13 %. Первый испытуемый с диапазоном «В» в дальнейшей коррекции не нуждался. Испытуемым с диапазоном «Г» была рекомендована саморегуляция. Четвертому испытуемому рекомендована пролонгированная коррекция.
ЗАР4. Более выраженные психогенные потери с ЗАР4 наблюдались у трех девушек только из 532-й группы. рзард у испытуемых составляла -8, +8, +4Т, что соответствовало диапазонам «Б», «Г», «В». Ррвд у испытуемых была равна -10, +41, +17Т, что соответствовало диапазонам «В», «Г», «Д».
Таким образом, по критерию Р коррекция ухудшала пограничное психическое состояние у трех испытуемых девушек по взаимодействию
ТПЗ на 2, 33, 13 %. Первая испытуемая с диапазоном «В» в дальнейшей коррекции не нуждалась, третьей - с диапазоном «Г» была рекомендована самокоррекция по гармонизации ТПЗ, второй - с диапазоном «Д» - продолжение сеансов в виде пролонгированной коррекции.
ЗАР4. Психогенные потери с ЗАР4 наблюдались у двух юношей 531-й группы и двух из 532-й. рзарю у испытуемых составляла +13, -6, +23, +20Т, что соответствовало диапазонам «Г» и «В». Ррвю у испытуемых составляла +11, -1, +11, +7Т, что соответствовало диапазонам «Г» и «В».
Таким образом, по критерию Р коррекция улучшала пограничное психическое состояние у четырех испытуемых юношей по взаимодействию и состоянию ТПЗ на 2, 5, 12, 13 %. Первому, третьему и четвертому испытуемым с диапазоном «Г» была рекомендована самокоррекция. Второй испытуемый с диапазоном «В» в дальнейшей коррекции не нуждался.
ЗАР5. Психогенные потери с ЗАР5 отмечались у десяти девушек, шести из 531-й группы и четырех из 532-й. рзард составляла -5, +7, +7, +7, +7, +7, +17, -20, -6, +17Т, что у семи испытуемых соответствовало диапазону «Г», у восьмой -«Б», а у первой и девятой - «В». Ррвд составляла + 11, -4, +25, -15, -1, -13, -6, +35, +26, +2Т, что у первой и третьей испытуемых соответствовало диапазону «Г», у восьмой и девятой - «Д», у четвертой и шестой - «Б», а у второй, пятой, седьмой и десятой - диапазону «В». У восьми из десяти испытуемых коррекция оказывала положительное воздействие на ТПЗ.
По критерию Р у восьмой и девятой испытуемых диапазон психического состояния инвертировался из «Б» в «Д» с ухудшением психического состояния на 55 и 31 %. У четвертой и шестой испытуемых диапазон «Г» инвертировался в «Б», у первой - из «В» в «Г», у третьей оставался «Г» с сохранением пограничного психического состояния и изменением гармонизации между ТПЗ на 22, 20, 16, 18 %. У второй, пятой, седьмой, десятой испытуемых диапазон «Г» инвертировался в «В» с изменением гармонизации между ТПЗ на 11, 8, 23, 15 %. Восьмой и девятой испытуемым требовалось продолжение сеансов пролонги-рованной коррекции. У четвертой и шестой, первой и третьей испытуемых диапазоны «Б» и «Г» соответствовали пограничному психическому состоянию. В дальнейшем им была рекомендована самокоррекция по гармонизации ТПЗ между собой. Вторая, пятая, седьмая, десятая испытуемые с диапазоном «В» в коррекции не нуждались.
ЗАР5. Психогенные потери с ЗАР5 наблюдались у одного юноши из 531-й группы и двух из 532-й. Рзарю составляла +15, +4, +15Т, что у первого и третьего испытуемых юношей соответствовало диапазону «Г», у второго - диапазону «В». Ррвю составляла +1, +16, -8Т, что у второго испытуемого соответствовало диапазону «Г», у первого и третьего - диапазону «В». В дальнейшем первому и второму испытуемым была рекомендована самокоррекция по гармонизации ТПЗ между собой. Третий испытуемый с диапазоном «В» в коррекции не нуждался. У третьего испытуемого наблюдался переход из пограничного состояния в нормальное, у первого -из диапазона «Г» в диапазон «В», у второго - из диапазона «В» в диапазон «Г». Гармонизация между ТПЗ изменилась на 14, 12 и 23 %.
ЗАР6. Психогенные потери с ЗАР6 наблюдались у двух девушек. рзард составляла +26 и 0Т, что у одной испытуемой соответствовало диапазону «Д», у второй - диапазону «В». Ррвд составляла соответственно +14 и +8Т, что у одной испытуемой соответствовало выходу из диапазона «Д» и переходу в диапазон «Г», у второй - выходу из диапазона «В» и переходу в диапазон «Г». Поскольку диапазон «Г» соответствовал пограничному психическому состоянию, в дальнейшем им была рекомендована самокоррекция по гармонизации ТПЗ между собой. Переход в диапазон «Г» был связан с изменениями гармонизации между ТПЗ на 12 и 8 %.
ЗАР6. Психогенные потери с ЗАР6 наблюдались у двух юношей с положительной РВ4. рзарю составляла +47 и +11Т, что у одного испытуемого соответствовало диапазону «Д», у второго - диапазону «Г». Ррвю составляла соответственно +20 и +21Т, что у двух испытуемых соответствовало диапазону «Г». У первого испытуемого наблюдался выход из диапазона «Д» и переход в диапазон «Г», у второго -«погружение» в диапазон «Г». Поскольку диапазон «Г» соответствовал пограничному психическому состоянию, в дальнейшем им была рекомендована самокоррекция по гармонизации ТПЗ между собой. Переход в диапазон «Г» изменил гармонизацию между ТПЗ на 27 и 10 %.
ЗАР8. Психогенные потери с ЗАР8 наблюдались у двух девушек. рзард составляла +7 и +45Т, что соответствовало диапазонам «Г» и «Д». Ррвд составляла +2 и +5Т, что соответствовало диапазону «В». Коррекция у обеих испытуемых способствовала выходу из диапазонов «Г» и «Д» с переходом в диапазон «В». У первой испытуемой наблюдался диапазон «В», но с РВ7. Эта испытуемая нуждалась в пролонгированной коррекции по гармонизации ТПЗ между собой. Вторая испытуемая с диапазоном «В» в дальнейшей коррекции не нуждалась.
Переход в диапазон «В» был вызван дисгармонией между ТПЗ на 5 и 40 %.
ЗАР8. Психогенные потери с ЗАР8 были у одного юноши из 531-й группы и пяти из 532-й. После коррекции отмечались отрицательные РВ8 у первого, третьего, четвертого, пятого курсантов. Положительные РВ4 и РВ3 отмечались у второго и шестого испытуемых из 532-й группы. Рзарю составляла +15, +14, +23, +35, +15 и -36Т, что соответствовало у первого, второго, третьего и пятого испытуемых диапазону «Г», у четвертого - «Д», у шестого - «А». Ррвю составляла +40, + 1, +52, +55, +33 и -16Т, что соответствовало у первого, третьего, четвертого и пятого испытуемых диапазону «Д», у второго - «В», у шестого -диапазону «Б». Коррекция у второго и шестого испытуемых способствовала выходу из диапазонов «Г» и «А» с переходом в диапазоны «В» и «Б». У четверых испытуемых пограничное психическое состояние ухудшалось, у двух - улучшалось, у шестого - отмечался выход из невротического состояния. У первого, третьего, четвертого, пятого испытуемых диапазон «Д» соответствовал пограничному психическому состоянию, и в дальнейшем им была рекомендована пролонгированная коррекция. У шестого испытуемого отмечалась РВ3, но с диапазоном «Б», и он в дальнейшей коррекции не нуждался. У второго испытуемого отмечалась РВ4, но с диапазоном «В», и ему была рекомендована самокоррекция по гармонизации ТПЗ между собой. Переход в диапазон «Д» был вызван изменением баланса между ТПЗ на 25, 29, 20 и 17 %, в диапазон «Б» - на 20 %, в диапазон «В» - на 13 %.
Необходимо отметить, что невротическое и психотическое состояние курсантов влияло на социально-психологический и социальный уровни личности и в целом на социально-психологический климат 532-й учебной группы, который компенсировался психическим состоянием девушек-курсантов, но в то же время негативно влиял на их психическое состояние, воздействуя на психологический и психофизиологический уровни личности.
Улучшение пограничного психического состояния курсантов после коррекции наблюдалось у 60 % девушек и 50 % юношей 531-й группы, 80 % девушек и 20 % юношей 532-й группы.
На данном уровне диагностики при проведении коррекции, во-первых, нужно анализировать колебания шкал по показателю р. Иначе коррекцией можно ухудшить пограничное психическое состояние испытуемого вплоть до необратимого. Важно принимать во внимание еще одну особенность психических состояний - дезадаптацию у
таких лиц, чаще у юношей, имеющую прогреди-ентное течение в сторону ухудшения. Во-вторых, коррекция может вызывать временное ухудшение психического состояния личности, активируя забытые события или травматические ситуации (спираль возбуждения), с последующим улучшением, после того как испытуемый переживет его заново.
Пролонгированная коррекция преследовала цель выравнивания нервно-психического равновесия, то есть приведения в равновесие невротической триады (ТПЗ1, 2, 3) и психотической тетрады (ТПЗ4, 5, 6, 7). ЗАР6-8 - индикатор невротического и психотического состояния личности по показателю р. Внешняя среда через взаимоотношения между курсантами влияла на психическое состояние курсантов обоего пола. Психическое состояние влияло на личность, начиная с Психофизиологиче-
ского уровня, подвергая воздействию Психологический уровень, вовлекая Социально-психологический и заканчивая Социальным уровнем. Физиологический и Биологический уровни оставались в резерве, и именно через эти уровни обеспечивался положительный эффект ПК.
Полученные данные свидетельствуют о нервно-психической неустойчивости (НИН), а именно дисбалансе в ТПЗ, которое под влиянием воздействий внешней среды на Социальную, Психологическую или Физиологическую Защиты личности раздельно или на все одновременно очень быстро может перевести ТПЗ из пограничного состояния в патологическое с неуправляемым поведением испытуемых. Углубленное обследование курсантов с выявлением НПН позволяет определить его структуру в виде кода ТПЗ и провести коррекцию по блокированию асоциального поведения.
Таблица 2
Р-вероятность М-статистики Бартлетта при множественном сравнении дисперсий по шкалам
Р L F K 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 14
д5к 0,041 5E-09 0,686 0,434 0,470 0,389 0,185 0,007 0,022 0,722 0,014 0,170 0,313 0,011
ю5к 0,009 0,038 0,012 0,002 0,005 0,010 0,102 0,220 0,348 0,427 0,009 0,364 0,729 0,007
Примечание. Гипотезы об однородности дисперсий при множественных сравнениях проверялись с использованием М-статистики Бартлетта (гетероскедастичность дисперсий доказывалась при P < 0,05, P<0,01, P<0,001). Рд5к - М по шкалам L-14 для девушек из ЭГ на 5-м курсе до и после ПК при n = 38 (76): д5к, д531, д532. Рю5к - М по шкалам L-14 для юношей из ЭГ на 5-м курсе до и после ПК при n = 51 (102): ю5к, ю531к, ю532к [5. 6].
Таблица 3
Р-вероятность V-статистики Welch при сравнении средних с гетероскедастическими дисперсиями
Д5к L F K 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 14
531д-532д 0,240 0,330 1,000 0,327 0,468 0,284 0,378 0,750 0,724 0,304 0,191 0,118 0,636 0,094
531д-531п 0,583 0,141 0,643 0,510 0,619 0,837 0,443 0,320 0,150 0,295 0,280 0,897 0,100 0,033
531д-532п 0,172 0,289 0,704 0,113 0,472 0,206 0,690 0,554 0,470 0,506 0,274 0,482 0,262 0,232
532д-531п 0,432 0,054 0,571 0,548 0,738 0,093 0,800 0,202 0,005 0,887 0,493 0,108 0,036 0,183
532д-532п 0,533 0,415 0,600 0,194 0,851 0,661 0,384 0,677 0,352 0,627 0,582 0,876 0,299 0,192
531п-532п 0,286 0,092 0,375 0,081 0,707 0,064 0,510 0,162 0,055 0,596 0,948 0,444 0,620 0,053
Ю5к
531д-532д 0,911 0,015 2Е-05 0,485 0,415 0,766 0,648 0,088 0,072 0,681 0,337 0,649 5Е-04 4Е-04
531д-531п 0,194 0,486 0,075 0,440 0,413 0,462 0,237 0,047 0,490 0,556 0,387 0,626 0,150 0,233
531д-532п 0,706 0,101 0,016 0,391 0,207 0,887 0,528 0,453 0,393 0,330 0,091 0,266 0,004 0,021
532д-531п 0,156 0,195 0,068 0,977 0,935 0,741 0,201 0,005 0,461 0,910 0,955 0,469 0,125 0,278
532д-532п 0,791 0,858 0,523 0,999 0,745 0,900 0,394 0,064 0,591 0,527 0,533 0,479 0,805 0,605
531п-532п 0,094 0,348 0,346 0,973 0,662 0,641 0,791 0,271 0,871 0,561 0,612 0,245 0,207 0,215
Примечание. Гипотезы об однородности (равенстве) двух математических ожиданий проверены с использованием У-статистики Уэлша (гетероскедастичность дисперсий устанавливалась при Р<0,05, Р<0,01, Р<0,001). Д5к, Ю5к - показатели девушек и юношей 531-й и 532-й экспериментальных групп 5-го курса до коррекции (531д, 532д) в сравнении с показателями этих же групп после коррекции (531п, 532п) и между ними (531д-532д, 531д-531п, 531д-532п, 532д-531п, 532д-532п, 531п-532п).
Таблица 4
О-процентное критическое значение Е-распределения Фишера при попарном сравнении однородных (равных) дисперсий по шкалам СМИЛ (ММР1) для девушек и юношей экспериментальной группы на 5-м курсе
L F K 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 14
Д5к
531д-532д 5,881 38,37 1,283 2,112 3,331 2,164 2,290 1,290 4,120 3,144 4,726 1,679 3,655 11,15
531д-531п 1,197 7,374 1,693 3,129 2,133 3,958 4,435 4,083 7,515 2,211 6,850 1,923 1,739 1,878
531д-532п 6,475 131,3 1,696 4,090 1,083 3,406 3,820 1,135 8,358 2,128 6,292 5,643 1,030 4,937
532д-531п 4,912 5,204 2,172 1,481 1,561 1,829 1,937 5,269 1,824 1,422 1,449 1,145 2,102 5,938
532д-532п 1,101 3,422 1,322 1,936 3,074 1,574 1,668 1,464 2,029 1,477 1,331 3,360 3,549 2,259
531п-532п 5,408 17,81 2,871 1,307 1,969 1,162 1,161 3,598 1,112 1,039 1,089 2,934 1,688 2,629
Ю5к
531д-532д 1,099 5,655 5,965 10,35 9,267 8,697 4,509 4,085 3,231 1,911 9,066 1,913 1,846 3,080
531д-531п 14,44 3,326 4,368 4,124 3,036 3,762 1,480 2,453 2,285 1,657 6,009 3,102 1,406 4,522
531д-532п 1,538 6,270 8,359 3,663 4,755 4,547 3,566 3,154 3,264 2,427 5,170 2,082 1,394 7,948
532д-531п 15,87 1,700 1,366 2,510 3,052 2,312 3,046 1,665 1,414 3,168 1,509 1,621 1,313 1,468
532д-532п 1,690 1,109 1,401 2,826 1,949 1,913 1,264 1,295 1,010 1,270 1,754 1,088 1,325 2,581
531п-532п 9,386 1,885 1,914 1,126 1,566 1,209 2,409 1,286 1,429 4,022 1,162 1,490 1,009 1,757
Примечания. Гипотезы об однородности (равенстве) дисперсий проверялись с использованием Б-статистики Фишера (Р = 5 %, р = 1 %, р = 0,1 %, р -процентное критическое значение Б-распределения Фишера при попарном сравнении однородных (равных) дисперсий).
Таблица 5
Р-вероятность ^распределения Стьюдента при попарном сравнении двух математических ожиданий при однородных (равных) дисперсиях по шкалам СМИЛ (ММР1) для девушек и юношей экспериментальной группы на 5-м курсе
L F K 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 14
Д5к
531д-532д 0,075 0,091 1,000 0,224 0,325 0,180 0,266 0,729 0,621 0,164 0,053 0,150 0,516 0,005
531д-531п 0,573 0,066 0,660 0,452 0,585 0,811 0,366 0,379 0,072 0,246 0,185 0,903 0,073 0,017
531д-532п 0,130 0,225 0,697 0,083 0,470 0,174 0,671 0,556 0,428 0,489 0,229 0,502 0,261 0,192
532д-531п 0,329 0,014 0,523 0,569 0,720 0,120 0,818 0,107 0,008 0,880 0,514 0,096 0,016 0,089
532д-532п 0,536 0,514 0,617 0,248 0,813 0,686 0,427 0,648 0,414 0,593 0,600 0,841 0,173 0,111
531п-532п 0,324 0,118 0,404 0,085 0,692 0,058 0,504 0,190 0,056 0,594 0,948 0,407 0,606 0,066
Ю5к
531д-532д 0,911 0,014 1Е-05 0,493 0,423 0,770 0,653 0,090 0,074 0,684 0,344 0,652 5Е-04 4Е-04
531д-531п 0,334 0,389 0,019 0,326 0,316 0,354 0,196 0,015 0,419 0,587 0,249 0,552 0,117 0,121
531д-532п 0,720 0,042 0,002 0,317 0,130 0,866 0,463 0,388 0,324 0,275 0,039 0,220 0,002 0,003
532д-531п 0,304 0,234 0,078 0,980 0,946 0,775 0,288 0,008 0,486 0,926 0,958 0,421 0,137 0,234
532д-532п 0,805 0,856 0,501 0,999 0,766 0,908 0,407 0,071 0,589 0,511 0,562 0,472 0,811 0,556
531п-532п 0,116 0,364 0,363 0,973 0,670 0,644 0,801 0,278 0,874 0,587 0,608 0,231 0,206 0,229
Примечание. Гипотезы об однородности (равенстве) двух математических ожиданий проверялись с использованием ^статистики Стьюдента (однородность дисперсий не подтверждалась при Р < 0,05, Р < 0,01, Р < 0,001).
Выводы
1. Потери при явной и скрытой дезадаптации личности с риском появления отклоняющегося от нормы поведения диагностировались по критерию Welsh (Р) - автоматической классификации профиля MMPI с выявлением нервной
или психической направленности личностной структуры, нервно-психической неустойчивости типа психологической защиты личности. По диапазонам р оценивались ухудшения или улучшения пограничного психического состоя-
ния курсантов и переход в сторону невротиза-ции или психопатизации их состояния.
2. Установлено неустойчивое нервно-психическое состояние личности курсантов в виде дисбаланса типов психологических защит, которое под влиянием воздействий внешней среды на Социальную, Психологическую или Физиологическую Защиты личности раздельно или на все вместе очень быстро переводило ведущий тип защиты в пограничное состояние с неуправляемым поведением испытуемых и выходом из правового поля.
3. Определяли пограничные невротические и психотические состояния преходящего и затяжного характера, склонность к асоциальному поведению. До коррекции дисперсия в в группе девушек была меньше дисперсии в в группе юношей в 1,6 раза, после - в 1,3 раза.
4. После проведения краткосрочной коррекции Реакции Восстановления 1-3-й степени (РВ1_3) требовалась саморегуляция (1ср), РВ4-6 - самокоррекция (2ск), РВ7_8 - длительная или пролонгирован-
ная коррекция (3дк). До и после проведения пяти сеансов краткосрочной коррекции доля ЗАР^3, ЗАР4-6, ЗАР7_8 и РВь3, РВ4-6, РВ7_8 составила: для девушек 0; 88; 12 % и 24; 70; 6 %, для юношей - 28; 43; 29 % и 38; 43; 19 % соответственно. Краткосрочная коррекция у четвертой части девушек изменила ЗАР7-8 и ЗАР4-6 на РВЬ3, у 17 % - сократила РВ4-6, в 2 раза уменьшила РВ7-8. Коррекция у 10 % юношей изменила ЗАР7-8 и ЗАР4-6 на РВь3, у 43 % -не изменила РВ4-6, у 10 % - уменьшила РВ7-8.
5. Краткосрочная коррекция была наиболее эффективна для 32 % курсантов с преходящими пограничными психическими состояниями и неэффективна для одной девушки и четырех юношей. Эти пять испытуемых (13 %) попадали в группу риска по асоциальному поведению из-за затяжных пограничных психических состояний и им применялась пролонгированная коррекция. Для 55 % курсантов после коррекции отмечался благоприятный прогноз поведения, но с применением самокоррекции после окончания курса.
Список литературы
1. Медведев В. И. Адаптация. СПб., 2003. 584 с.
2. Научно-методические рекомендации по применению стандартизированного личностного опросника для медико-психологического обследования кандидатов в вузы / В. М. Воробьев [и др.]. СПб., 1984. 32 с.
3. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960. 254 с.
4. Серов В. И., Новоселова А. С., Ушатиков А. И. Основы психологической коррекции в ИУ / под ред. А. И. Ушатикова. М., 1996. Ч. 1, 2. 503 с.
5. Большев Л. Н., Смирнов Н. В. Таблицы математической статистики. М., 1983. 416 с.
6. Трифонов Е. В. Оптимальное управление в физиологических системах // Физиология человека. 1980. Т. 6. № 1. С. 153-160.
7. Hathawey S., Mckiney J. Basic readings on MMPI in psychology and medicine. Minneapolis, 1956.
VLADIMIR IVANOVICH SEROV,
phd in medicine, associate professor, lecturer of the psychology of professional activity in the penal system department
(Academy of the FPS of Russia), е-mail: [email protected]
PSYCHOLOGY OF LOSS. PROTECTIVE ADAPTIVE REACTIONS, PSYCHOLOGICAL INSTABILITY BEFORE AND AFTER CORRECTION OF THE PERSONALITY OF THE CADETS OF THE 5TH COURSE, OF THE GRADUATES OF THE ACADEMY OF THE FPS OF RUSSIA
Annotation: losses at obvious and hidden disadaptation of the personality with the risk of deviating behavior emergence and with leaving a legal framework were diagnosed by the criterion of Welsh (MMPI). Socio-, psycho - physiogenic losses were restored and by audio (short-term associative experiment) and by visual (the meditative drawing test) correction. Thus the personality reproduced the events connected with a mental trauma on which Social, Psychological and Physiological Protection were created. Short-term correction was most effective for 32 % of cadets with transient boundary mental states and was inefficient for one girl and four young men. These five examinees (13 %) got to the group of risk on asocial behavior because of prolonged boundary mental states and the prolonged correction was applied for them. For 55% of cadets after correction the favorable forecast of behavior was noted, but with application of self-correction after the course. Boundary neurotic
and psychotic conditions of transient and prolonged character, tendency to asocial behavior, changes of emotions and thinking were determined by the MMPI test. Ranges of criterion of Welch with calculation of coefficient of p = (TPP6 + TPP7) - (TPP1 + TPP2) made: "A" (> -31 T - the Neurotic state), "B" (-30 * -11 T - Approach to the neurotic state), "C" (-10 * +6 T - Uncertain option), "D" (+7 * +25 T - Approach to the psychotic state), "E" (> +26 T - the Psychotic state). All ranges are a boundary mental condition of the personality. On ranges of p deteriorations or improvements of a boundary mental condition of cadets and transition towards a neurotization or a psychopatization of their state were estimated. Before correction the dispersion of p in the group of girls was less than the dispersion of p in the group of young men by 1,6 times, after - by 1,3 times. The neurotic and psychotic condition of cadets influenced Social and Psychological and Social Levels of the personality and in general the social and psychological climate of the 532nd group which was compensated by a mental condition of the girls, but at the same time negatively influenced their mental state, influencing Psychological and Psychophysiological levels of the personality. Improvement of a boundary mental condition of cadets after correction was observed at 60% of girls of the 531st group, at 80 % of girls of the 532nd group, at 50% of young men of the 531st group and at 20% of young men of the 532nd group. The prolonged correction pursued the aim of alignment of psychological balance that is a neurotic triad (TPP1, 2, 3) and a psychotic tetrad (TPP4, 5, 6, 7). PAR^.s served as the indicator of a neurotic and psychotic condition of the personality on p indicator. Environment, professional activity, relationship of the cadets influenced Psychophysiological, Psychological levels of the personality, then Social and psychological and Social levels of the cadets of both sexes. Physiological and Biological levels remained in a reserve, but through these levels the positive effect of correction from 80 to 100 % was provided. Profound inspection of the cadets with identification of NPN allowed to define its structure in the form of the TPP code and to carry out correction on blocking of asocial behavior and leaving a legal framework.
Key words: psychological instability, psychology of loss, cadet, personality, psychogenic losses, boundary mental state.
References
1. Medvedev V. I. Adaptacija [Adaptation]. St. Petersburg, 2003, 584 p.
2. Nauchno-metodicheskie rekomendacii po primeneniju standarti-zirovannogo lichnostnogo oprosnika dlja mediko-psihologicheskogo obsledovanija kandidatov v vuzy [Scientific and methodical recommendations about application of the standardized personal questionnaire for medico-psychological inspection of candidates for higher education institutions]. St. Petersburg, 1984, 32 p.
4. Selye G. Ocherki ob adaptacionnom sindrome [Sketches about an adaptation syndrome]. Moscow, 1960, 254 p.
5. Serov V. I., Novoselova A. S., Ushatikov A. I. Osnovy psihologicheskoj korrekcii v IU [Bases of psychological correction in a correctional facility]. Under the editorship of A. I. Ushatikov. Moscow, 1996, parts 1, 2, 503 p.
5. Bolshev L. N., Smirnov N. V. Tablicy matematicheskoj statistiki [Tables of mathematical statistics]. Moscow, 1983,416 p.
6. Trifonov E. V. Optimal'noe upravlenie v fiziologicheskih sistemah [Optimum control in physiological systems]. Fiziologija cheloveka - Human physiology, 1980, ol. 6, no. 1, pp. 153-160.
7. Hathawey S., Mckiney J. Basic readings on MMPI in psychology and medicine. - Minneapolis, 1956.