ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. ГЕНЕЗИС ПСИХОГЕННЫХ ПОТЕРЬ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ БОЕВЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ
В. И. Серов
Аннотация: в статье рассматривается проблема конфликта на межэтнической почве — пускового механизма военной конфронтации. Автор называет войну травматической эпидемией для психического состояния ее участников, дает понятие психологии потери как генезиса психогенных потерь или потери функциональности, а также разных типов психических реакций, вызывающих переход личности из нормального психического состояния в пограничное с изменением выполнения служебной деятельности, вплоть до отказа с выходом из правового поля. В статье приводятся данные Санкт-Петербургской военно-медицинской академии о том, что пребывание в экстремальных условиях боевых действий способно приводить к стойкому нарушению нормальной жизнедеятельности солдат-призывников; о психогенных потерях армии США в период военных действий в Корее и в последующие годы, выражающиеся в количестве самоубийств среди ветеранов этой войны, уже в 3 раза превысившем число погибших во время боевых действий, а также о психогенных потерях среди участников антитеррористической операции на юго-востоке Украины, достигающих 80 %. В статье приведены данные о том, что каждый пятый сотрудник отделов охраны УИС, несущий службу с оружием, входит в группу риска и нуждается в коррекции. Автор исследовал пограничное между нормой и патологи-
ей психическое состояние личности сотрудников УИС, военнослужащих, проходивших службу в Афганистане, Абхазии, Армении, Азербайджане, Грузии, России, предметно изучил динамику психогенных потерь в пограничном психическом состоянии трехуровневой структуры защиты личности сотрудников УИС, военнослужащих. Целью работы стало исследование в рамках правового поля психогенных потерь трехуровневой структуры защиты личности в пограничном состоянии сотрудника УИС и восстановление в пределы психической нормы.
Ключевые слова: психология потери, адаптивность, типы психологических защит, личность сотрудника УИС, защитные адаптивные реакции 1-8-й степени, сверхэкстремальные, экстремальные, дискомфортные внешние условия служебной деятельности.
Пусковым механизмом для возникновения военной конфронтации является конфликт на межэтнической почве, социальный и психологический протест против неблагоприятных условий жизни. Война — это травматическая эпидемия для психического состояния ее участников.
Психология потери — это исследование в правовом поле. Потери приводили к переходу личности из нормального психического состояния в пограничное с изменением выполнения слу-
жебной деятельности, вплоть до отказа с выходом из правового поля. Психология потери — это генезис психогенных потерь, или потеря функциональности. Ген езис (греч. ^естк;, ^£стг|)—про-исхождение, возникновение, зарождение. Психогенные потери — это утрата на короткое или длительное время боеспособности людей вследствие воздействия боевых психогенных стресс-факторов [3]. Психогенные потери систематически стали изучаться в ходе Первой и особенно Второй мировой войны, в первую очередь — в армиях тех стран, в которых были психологические службы (США, Англия, Франция, Германия, СССР). «Психогенные потери», «психологические потери», «потери психиатрического профиля», «военный невроз», «психоневроз», «боевое утомление», «боевое истощение» — понятия собирательные для разных типов психических реакций, определяющие одно и то же явление с разных позиций. Они рассматривались как синонимы.
На возникновение психогенных потерь столетие назад указывалось в работах Г. Е. Шумкова [11, 12]: «Поражение психики бойца является для горячей боевой работы более ощутимой потерей, нежели одиночная смерть бойца,
не считая того, что нарушение психики немногих участников боя может расстроить и понизить психику многих других их сотоварищей, вызывая панику».
Проблема диагностики и коррекции негативных психологических последствий, возникающих в результате воздействия стрессогенных факторов, источниками которых являются различные травмирующие события (аварии, катастрофы, военные действия, насилие), относится к числу наиболее актуальных. Это заставило психологов вплотную заняться проблемами реабилитации пострадавших. В особом внимании нуждаются участники вооруженных конфликтов, так как во всем мире, в том числе в России, много очагов напряженности, сопровождающихся активными боевыми действиями. Все большее число военнослужащих вовлекается в решение этих конфликтов, участвует в боях. Опыт боевых действий свидетельствует о том, что войска наряду с физическими потерями несут ощутимые психогенные потери. Они связаны с получением военнослужащими боевых психических травм, которые, в свою очередь, приводят к расстройствам психической деятельности, полной или частичной потере
Безвозвратные
Суициденты
Сдавшиеся в плен
Дезертиры
Психогенные потери
Санитарные Кратковременно вышедшие ИЗ СТ130Я
Боевые (боевая психическая травма)
Небоевые (психические заболевания) Психологические реакции боевого стресса
Рис. 1. Классификация психогенных потерь
боеспособности. Мировая статистика свидетельствует о растущей актуальности проблемы психологических потерь в процессе боевых операций. 62 % опрошенных участников боевых действий в Чеченской Республике испытывали предельные психические нагрузки, 92 % — перед началом боевых действий испытывали напряженность различной тяжести, 80 % солдат, сержантов и 60 % офицеров перенесли стрессовые ситуации, которые затрудняли эффективность их действий. В психологической реабилитации нуждается более 13 тысяч военнослужащих, проходящих службу в МВД России, и около 26 тысяч бывших военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, 25 % из них необходимы длительные реабилитационные мероприятия.
Психогенные потери армии США в период военных действий в Корее (1950-1953 гг.) составили 24 % от всего личного состава. До 1990 г. после войны во Вьетнаме около 100 000 американских солдат покончили жизнь самоубийством, в то время как число погибших на войне составило 58 000. В настоящее время количество самоубийств среди ветеранов этой войны уже в 3 раза больше числа погибших во время боевых действий. По результатам исследований боевых действий в Республике Афганистан, проведенных Санкт-Петербургской военно-медицинской академией, пребывание в экстремальных условиях до 6 месяцев у 36 % солдат-призывников привело к стойкому нарушению их нормальной жизнедеятельности. Психогенные потери среди участников антитеррористической операции на юго-востоке Украины достигали 80 %. Е. В. Овчарова [5] по
психическим состояниям сотрудников отделов охраны УИС, несущих службу с оружием, выявила четыре группы лиц с высоким (9 % мужчины и 11 % женщины), повышенным (38 и 35), пониженным (34 и 32), низким (19 и 22 %) уровнем психической адаптации (р < 0,05). Сотрудники УИС последней группы находились в пограничном состоянии, то есть каждый пятый входил в группу риска и нуждался в коррекции.
Объект исследования — пограничное между нормой и патологией психическое состояние личности сотрудников УИС и обучающихся в Академии ФСИН России курсантов, военнослужащих, участвовавших в боевых действиях в Афганистане (Кандагар), отслуживших срочную службу в Абхазии (Сухум), Армении (Ванадзор), Азербайджане (Гянджа), Грузии (Караязы), России (Рязань). Предмет исследования — динамика психогенных потерь в пограничном психическом состоянии трехуровневой структуры защиты личности сотрудника УИС под влиянием краткосрочной коррекции.
Цель исследования — теоретическое обоснование в рамках правового поля концепции психогенных потерь трехуровневой структуры защиты личности в пограничном состоянии сотрудника УИС при осуществлении профессиональной деятельности, при чрезвычайных обстоятельствах и по восстановлению дисгармонии типов психологических защит от психогенных потерь в пределы психической нормы для поддержания уровня и продолжительности жизни.
Гипотеза. Появлениетипапсихоло-гической защиты или актуального психического состояния личности в погра-
ничном психическом состоянии личности есть проявление потери с развитием от дискомфортных к сверхэкстремальным условиям деятельности.
Задачи:
1. Проанализировать состояние теорий в отечественной и зарубежной психологии, выявить генезис происхождения и восстановления социогенных, психогенных, физиогенных потерь сотрудников УИС.
2. Исследовать генезис адаптивности, типов психологических защит личности сотрудника УИС, защитных адаптивных реакций 1-8-й степени в сверхэкстремальных, экстремальных, дискомфортных условиях.
3. Создать методику расчета и прогноза социогенных, психогенных, фи-зиогенных потерь сотрудников УИС.
Потеря функциональности психического состояния и восстановление психического гомеостаза акупунктурой описаны при нахождении советников МВД, военнослужащих в сверхэкстремальных условиях Афганистана (Кандагар) при ведении боевых действий с угрозой для жизни, в экстремальных условиях в Абхазии (Сухум), Азербайджане (Гянджа), Армении (Ванадзор), Грузии (Караязы) после двухлетней военной службы, в дискомфортных условиях при поступлении кандидатов на учебу в военный вуз (Россия, Рязань).
Изучалась связь адаптивности (А — по 14-й шкале СМИЛ-ММР1) и семи типов психологических защит (ТПЗ — 1-4, 6-9-й шкалам СМИЛ-ММР1) в коррек-ционном типовом социопсихофизиоло-гическом пространстве личности. Потери определяли по защитным адаптивным реакциям восьми степеней (ЗАР1-8) после совместного анализа адаптивности и ТПЗ. Статистиками М-Бартлетта, Р-Фишера, ^Стьюдента, У-Уэлша подтверждено [2, 4, 6], что дисперсия в группе дезадаптированных личностей с ЗАР4-8 была всегда выше и диапазон колебаний шкал больше, чем в группе лиц с высокими адаптивными способностями с ЗАР1-а.
Как видно на рисунке 2, максимальное количество военнослужащих по ТПЗ и ЗАР1-8 приходилось на 8-ю группу, по адаптивности — на 3-ю. С 1-й по 3-ю группу по трем критериям количество военнослужащих составляло 1,38; 5,56; 22,22 % с минимальным их количеством в ЗАР1. По ЗАР4-8 количество военнослужащих составило — 16,67; 12,50; 5,56; 11,11; 25,00. В 8-й группе увеличивалось количество военнослужащих по ТПЗ, адаптивности, ЗАР. Коэффициент корреляции г = 0,839 показывал сильную связь между А и ТПЗ. Она возрастала между ТПЗ и ЗАР1-8 до 0,930 и А и ЗАР1-8 до 0,919, что свидетельствовало о большем вкладе ТПЗ,
Психогенные потери. Афганистан
ч-
гм II
■е-<
8
7 -1 -л -
/ \ /
/ \ /
У У ,
5 / /
у V / /
/ \ / /
- —г Л 1- — - -
4 У / /
/ / \ г
) / \Х / \ /у /
- / ^- - \ //
У / V —V / /—
/ / / \ V г\ \ /
/ ( { \ \ \ \ /
3 V V [—!
/ \ / \ \ /
V / \— N -^ /
/ —. — -
£ / \ Г /
/ \ - /
г—
у*
2 3 4 5 6 7 8
-* ТПЗ 1 1 5 5 1 1 3 7
А 0 2 7 2 5 1 2 5
-*-ЗАР1-8 0 1 4 5 3 2 3 6
Типы Психологических Защит, Адаптивность, Защитные Адаптивные Реакции ь8
Рис. 2. Распределение по ЗАР-.з военнослужащих из Афганистана (Кандагар — южная провинция, город, аэропорт]
чем А, при формировании интегральной оценки ЗАР1-8. При совмещении оценок по адаптивности и ТПЗ в ЗАР1-8 принималась большая по величине группа. Апекс находился в 8-й группе при совпадении ТПЗ, А и ЗАР8.
Как видно на рисунке 3, максимальное количество военнослужащих по адаптивности и ЗАР1-8 приходилось на 2-ю группу, по ТПЗ — на 3-ю. С 1-й по 3-ю группу по трем показателям количество военнослужащих составляло 67, 68, 56 % с минимальным их количе-
ством с ЗАР1. Из ЗАР1-3 перешло 44 % кандидата в ЗАР4-8 с максимальной концентрацией в ЗАР4. По ТПЗ, адаптивности, ЗАР наблюдалось повышение количества испытуемых в 8-й группе. Коэффициент корреляции г = 0,685 показывал сильную связь между А и ТПЗ. Она возрастала между ТПЗ и ЗАР1-8 до 0,816 и еще больше между А и ЗАР1-8 — до 0,937, что указывало на больший вклад А, чем ТПЗ, в интегральную оценку ЗАР1-8. При оценке адаптивности и ТПЗ в ЗАР1-8 включался больший по ве-
Психогенные потери. Абхазия
Ч
ч
X
£
25
\
\
\
ч
х
ч
/
/ /
< / \ >\
/ \ \\
/ \ к \\
/ >
/ / \
> л
/ \ \\
/ \
(
/ \ —
/ ^— ----- /
к Г N
0 1 5 - - - В
-Н ТПЗ 13 19 15 15 2 0 1 4
А б 15 25 11 3 5 0 4
-±-ЗАР1-8 1 16 22 16 5 3 1 5
Типы Психологических защит. Адаптивность, Защитные Адаптивные реакции^ Рис. 3. Распределение по ЗАР1-8 военнослужащих из Абхазии (Сухум)
личине показатель. Апекс находился в 3-й диагностической группе, а после ЗАР7-8 совпадали с оценкой по ТПЗ и А. Расхождений между А и ТПЗ не наблюдалось. Как видно из приведенных данных, у военнослужащих, прошедших службу в Абхазии, имело место увеличение психогенных потерь.
Россия (Рязань). Для поиска первопричины психогенных потерь, а также для разработки коррекции потерь в пограничном психическом состоянии личности из-за активизации типа психологической защиты или актуального психического состояния[1] проведено исследование психического состояния кандидатов на учебу, поскольку для курсантов от 1-го до 5-го курса отмечалось усиление напряженности учебной и служебной нагрузки, то есть «экстремальность условий жизнедеятельности, порожденная нормативными ограничениями в условиях правового поля и опре-
деляющая эмоциональное, волевое и когнитивное поведение» [9, 10].
Как изменения психологического уровня и переход на психофизиологический уровень нами рассматривались «нарушения психического гомеостаза» в виде появления, по данным СМИЛ в интерпретации Ф. Б. Березина с соавторами [1], депрессивных и гипомани-акальных тенденций, обсессий, фобий, бреда, галлюцинаций, иллюзий, садистических и мазохистских тенденций.
Переход индивида в пограничное психическое состояние приводил к образованию семи ТПЗ (В. И. Серов, 1996) как «продуктов» информационных перегрузок, для которых проводилась коррекция по их устранению или минимизации [7, 8]. Радикальный способ их устранения — исключение из конкурса лиц с выявленными ТПЗ на первом этапе профессионального психологического отбора. При обучении в вузе
***** HIERARCHICAL CLUSTER ANALYSIS***** Dendrogram using Average Linkage (Between Groups)
Rescaled Distance Cluster Combine - объединяющая дистанция CASE 0 5 10 15 20 25
Label Num +---------+---------+---------+---------+---------+
3AP-. ЗАР^
3AP( S-O-O-t? оО-О-ФФ-О-в-О-й
ЗАРЙ "-s-t
ЗАРс i-o-o-s-B-tJ-^-s-^-a-o-a-o-D-o-D-o-ti
зар7
двум кластерам ЗАР1-4 и ЗАР5-8
Рис. 4. Распределение кандидатов по и разделяющей их ЗАР1-8
выявлять психогенные потери у курсантов трудно из-за нахождения ТПЗ в латентном (скрытом) состоянии. Для диагностики применялись стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) и шкала адаптивности. Лица с выявленными ТПЗ подвергались психологической коррекции, а в случае недостаточной ее эффективности воздействию акупунктурой подвергался физиологический уровень защиты. При этом контролировались психогенные потери, которые служили индикатором перехода между психологическим и психофизиологическим уровнями в сторону ухудшения психического состояния и в обратном направлении.
Иерархический кластерный анализ проведен на 604 кандидатах на учебу по результатам диагностики СМИЛ и ПФО88 (аппаратурное психофизиологическое обследование 1988 г.) для выявления психологической и физиологической защиты кандидата. Предварительно все 604 испытуемых по СМИЛ (ММР1) с использованием ТПЗ и А были распределены по ЗАР восьми степеней,
что определяло психологическую защиту кандидата.
Как видно на рисунке 4, кластерным анализом до коррекции выделено два пространства однородных признаков по четыре типа реакций — ЗАР1-4 и ЗАР5-8. Формирование ядра первого пространства однородных признаков заканчивалось на объединяющей дистанции 1 подключением ЗАРа со 168 испытуемыми (28 %), ЗАРз со 186 испытуемыми (31 %) и интегральной ЗАР1-8 с 604 испытуемыми (100 %). Таким образом, ядро охватывало до 59 % всех испытуемых. На дистанции 2 подключалась ЗАР4 с 80 испытуемыми (13 %), на дистанции 3 — ЗАР1 с 60 испытуемыми (10 %). Таким образом, ядро первого однородного пространства признаков состояло из 82 % испытуемых.
Второе пространство признаков было более разрозненным и формировалось последовательным подключением к ядру первого кластера на дистанции 6,5 ЗАР6 с 27 испытуемыми (4 %), на дистанции 8,5 ЗАРВ с 23 испытуемыми (4 %), на дистанции 10,0 ЗАР5
Типы Психологических Защит, Адаптивность, Защитные Адаптивные Реакции ^ Рис. 5. Распределение кандидатов по восьми группам ТПЗ, А, ЗАР1-3
с 47 испытуемыми (8 %), на дистанции 25,0 ЗАР7 с 12 испытуемыми (2 %). На этой дистанции все типы реакций объединялись, как это показано на рисунке 4. Таким образом, второе пространство признаков состояло из 18 % испытуемых.
Следовательно, кластерным анализом по ТПЗ и адаптивности подтверждено разделение всех испытуемых по восьми типам ЗАР.
Как видно на рисунке 4, из 604 кандидатов на учебу максимальное их количество по адаптивности приходилось на 2-ю группу, по ТПЗ и ЗАРМ—на 3-ю. С 1-й по 3-ю группу по трем показателям количество кандидатов составляло 75, 78, 69 % с минимальным количеством испытуемых в 1-й группе, а с 1-й по 2-ю группу — 50, 51, 36 %. Если по адаптивности наблюдается постепенное снижение количества лиц, вхо-
дящих с 4-й по 8-ю группу, то по ТПЗ наблюдается повышение количества испытуемых в 8-й группе. Коэффициент корреляции г = 0,656 показывает среднюю силу связи между адаптивностью и ТПЗ. При оценке по А и ТПЗ в ЗАР1-8 включалась большая по величине. Апекс находился в 3-й диагностической группе, а после — ЗАР5-В совпадали с оценкой по ТПЗ.
Таким образом, при совмещении данных ТПЗ и А количество годных по надежности к обучению кандидатов по ЗАР1-а составило всего 36 %.
Следовательно, годных к обучению лиц недостаточно,поскольку 64 % кандидатов имели ЗАР3-8. При формировании ЗАР1-8 установлено: если для отбора выводить средние арифметические значения и стандартные отклонения по самой выборке испытуемых, то во время отбора критерии надежности испы-
туемых в виде защитных адаптивных реакций снижаются и смещаются вправо по направлению к ЗАР8—ЗАР1 занимает место ЗАРа, ЗАРа — ЗАР3 и так далее. Появляется еще более острый дефицит кандидатов на учебу или службу в УИС, поэтому необходимо соблюдать стандартный подбор М ± ст для вычисления Т-баллов шкал СМИЛ.
Этот факт определял проблему надежности функционирования психики в дальнейшей службе. Показатели А, ТПЗ, ЗАР1-8 при отборе кандидатов могут меняться, что снижает надежность функционирования психической деятельности кандидатов в последующей службе из-за появления психогенных потерь. При дефиците кандидатов на учебу или для службы в УИС эти критерии могут занижаться и в результате к несению службы с оружием могут допущены лица с нервно-психической неустойчивостью с ЗАР3 и ниже. Возникает необходимость разработки программ психологической коррекции потерь личности.
Выводы
Генезис психогенных потерь у военнослужащих заключался в том, что в обычных комфортных и дискомфортных учебных условиях вуза в России количество психогенных потерь было незначительным, они находились в латентном состоянии и их отражала адаптивность. В боевых экстремальных и сверхэкстремальных условиях Афганистана количество психогенных потерь возрастало, они переходили из латентного состояния в явное, образовывали типы психологических защит личности или актуальные психические состояния, которые дезорганизовывали
психическую деятельность, вплоть до отказа выполнять служебные обязанности с выходом военнослужащих из правового поля.
Мониторинг количества психогенных потерь показал, что психогенные потери функциональности психики у дезадаптированных лиц увеличивались в 2,7 раза с изменением внешних условий деятельности от дискомфортных (Россия — 26,05 %) к экстремальным (Абхазия — 36,24 %) и до боевых сверхэкстремальных (Афганистан — 70,84 %).
Соотношение между количеством адаптированных лиц с защитными адаптивными реакциями 1-3-й степени («россияне» — 73,95 %, «абхазцы» — 63,76 %, «афганцы» — 29,16 %] и количеством дезадаптированных лиц с защитными адаптивными реакциями 4-8-й степени («россияне» — 26,05 %, «абхазцы» — 36,24 %, «афганцы» — 70,84 %) составило 2,84:1, 1,76:1 и 1:2,43. Эти данные свидетельствовали об изменении внешних условий деятельности. Каждый четвертый военнослужащий в России, третий — в Абхазии и уже два из каждых трех в Афганистане несли психогенные потери и были не готовы к решению задач боевого применения. Они входили в группу риска и нуждались в коррекции.
Выбор программы коррекции зависел от первопричины психогенных потерь. Для объективизации первопричины необходимо ориентироваться на доминирующую в данный момент адаптивность, а при ее срыве — на ведущий тип психологической защиты.
Литература
1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М.: Фолиум, 1994. 175 с.
2. Научно-методические рекомендации по применению стандартизированного личностного опросника для медико-психологического обследования кандидатов в вузы / В.М. Воробьев [и др.]; под ред. В.М. Воробьева. СПб., 1984. 32 с.
3. Караяни А.Г, Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. СПб., 2006. 480 с.
4. Купцов М.И., Видов С.В. К вопросу о применении математических методов при проведении психологических исследований и анализе их результатов // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 131-136.
5. Овчарова Е.В. Экспериментальное изучение влияния краткосрочной коррекции на психические состояния сотрудников отделов охраны УИС, несущих службу с оружием // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 107-114.
6. Савченко Т.Н. Математическая психология в гуманитарных исследованиях // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 55-62.
7. Серов В.И. Психология потери. Типы психологических защит, адаптивность у юношей-психологов, обучающихся на пятом курсе Академии ФСИН России, до и после коррекции // Глобальный научный потенциал. 2014. № 12. С. 45-53.
8. Серов В.И. Психология потери. Типы психологических защит. Адаптивность у девушек-психологов, обучающихся на пятом курсе Академии ФСИН России, до и после коррекции // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 12. С. 28-37.
9. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.
10. Сочивко Д.В. Теория и методология пенитенциарной психологии // Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии / под общ. ред. Д. В. Сочивко. Рязань, 2013. Т. 1. С. 6-24.
11. Шумков Г.Е. Душевное состояние воинов в ожидании боя (по наблюдениям офицеров) // Военный сборник. 1913. № 5.
12. Шумков Г.Е. Душевное состояние воинов после боя // Военный сборник. 1914. № 11.
ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ, ОСУЖДЕННЫХ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
И. С. Ганишина
Аннотация: в статье затронута тема отбывания наказания наркозависимыми осужденными, большое количество которых сегодня отбывают наказание в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы России. В связи с этим передовой опыт зарубежных стран по реабилитации и профилактике наркотической зависимости обвиняемых, подозреваемых и осужденных представляет повышенный интерес для уголовно-исполнительной системы.
Автор рассматривает деятельность по профилактике наркотической зависимости за рубежом, в частности: в США, где в этих целях образованы специальные наркосуды и судья подбирает соответствующую программу лечения, назначает куратора из числа работников суда и прохождение наркозависимым курса реабилитации; в Великобритании, законодательство которой предусматривает применение к наркозависимым принудительного лечения и учитывает добровольное обра-