Научная статья на тему 'Генезис психогенных потерь у военнослужащих в условиях боевых межэтнических конфликтов'

Генезис психогенных потерь у военнослужащих в условиях боевых межэтнических конфликтов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1492
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ / PSYCHOLOGY OF LOSS / АДАПТИВНОСТЬ / ADAPTABILITY / ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ / TYPES OF PSYCHOLOGICAL DEFENSES / ЛИЧНОСТЬ СОТРУДНИКА УИС / ЗАЩИТНЫЕ АДАПТИВНЫЕ РЕАКЦИИ 1-8-Й СТЕПЕНИ / PROTECTIVE ADAPTIVE RESPONSES OF THE 1-8TH DEGREES / СВЕРХЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ / EXTREME / ДИСКОМФОРТНЫЕ ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / UNCOMFORTABLE EXTERNAL CONDITIONS OF SERVICE ACTIVITY / PERSONALITY OF THE PENAL SYSTEM OFFICER / SUPEREXTREME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серов Владимир Иванович

В статье рассматривается проблема конфликта на межэтнической почве пускового механизма военной конфронтации. Автор называет войну травматической эпидемией для психического состояния ее участников, дает понятие психологии потери как генезиса психогенных потерь или потери функциональности, а также разных типов психических реакций, вызывающих переход личности из нормального психического состояния в пограничное с изменением выполнения служебной деятельности, вплоть до отказа с выходом из правового поля. В статье приводятся данные Санкт-Петербургской военно-медицинской академии о том, что пребывание в экстремальных условиях боевых действий способно приводить к стойкому нарушению нормальной жизнедеятельности солдат-призывников; о психогенных потерях армии США в период военных действий в Корее и в последующие годы, выражающиеся в количестве самоубийств среди ветеранов этой войны, уже в 3 раза превысившем число погибших во время боевых действий, а также о психогенных потерях среди участников антитеррористической операции на юго-востоке Украины, достигающих 80 %. В статье приведены данные о том, что каждый пятый сотрудник отделов охраны УИС, несущий службу с оружием, входит в группу риска и нуждается в коррекции. Автор исследовал пограничное между нормой и патологией психическое состояние личности сотрудников УИС, военнослужащих, проходивших службу в Афганистане, Абхазии, Армении, Азербайджане, Грузии, России, предметно изучил динамику психогенных потерь в пограничном психическом состоянии трехуровневой структуры защиты личности сотрудников УИС, военнослужащих. Целью работы стало исследование в рамках правового поля психогенных потерь трехуровневой структуры защиты личности в пограничном состоянии сотрудника УИС и восстановление в пределы психической нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of an interethnic conflict that is a trigger for military confrontation. The author calls a war a traumatic epidemic for the mental state of the participants, defines psychology of loss as the genesis of psychogenic loss or the loss of functionality, and also as different types of mental reactions, which cause the transition of a person from normal mental state to the bordering one with a change in the performance of official activities, including the refusal to exit the legal field. Data of the St. Petersburg military medical Academy are provided in the article that stay in extreme conditions of military operations is capable to lead to permanent violation of normal activity of conscripted soldiers; about psychogenic losses of the USA army during military operations in Korea and in the next years which are expressed in number of suicides among veterans of this war, already by 3 times exceeded a death toll during military operations, and also about psychogenic losses among the participants of anti-terrorist operation in the south-east of Ukraine reaching 80 %. The article gives the data that every fifth officer of the safety departments in the penal system serving with weapons is included into the group of risk and needs correction. The author investigated a mental condition of the personality of the penal system officers, boundary between norm and pathology, of the military personnel serving in Afghanistan, Abkhazia, Armenia, Azerbaijan, Georgia, Russia in detail studying the dynamics of psychogenic losses in a boundary mental condition of three-level structure of protection of the personality of the penal system officers, of the military personnel. The research within the legal framework of psychogenic losses of three-level structure of protection of the personality in a borderline of the penal system officers and restoration in limits of mental norm became the purpose of the work.

Текст научной работы на тему «Генезис психогенных потерь у военнослужащих в условиях боевых межэтнических конфликтов»

ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. ГЕНЕЗИС ПСИХОГЕННЫХ ПОТЕРЬ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ БОЕВЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ

В. И. Серов

Аннотация: в статье рассматривается проблема конфликта на межэтнической почве — пускового механизма военной конфронтации. Автор называет войну травматической эпидемией для психического состояния ее участников, дает понятие психологии потери как генезиса психогенных потерь или потери функциональности, а также разных типов психических реакций, вызывающих переход личности из нормального психического состояния в пограничное с изменением выполнения служебной деятельности, вплоть до отказа с выходом из правового поля. В статье приводятся данные Санкт-Петербургской военно-медицинской академии о том, что пребывание в экстремальных условиях боевых действий способно приводить к стойкому нарушению нормальной жизнедеятельности солдат-призывников; о психогенных потерях армии США в период военных действий в Корее и в последующие годы, выражающиеся в количестве самоубийств среди ветеранов этой войны, уже в 3 раза превысившем число погибших во время боевых действий, а также о психогенных потерях среди участников антитеррористической операции на юго-востоке Украины, достигающих 80 %. В статье приведены данные о том, что каждый пятый сотрудник отделов охраны УИС, несущий службу с оружием, входит в группу риска и нуждается в коррекции. Автор исследовал пограничное между нормой и патологи-

ей психическое состояние личности сотрудников УИС, военнослужащих, проходивших службу в Афганистане, Абхазии, Армении, Азербайджане, Грузии, России, предметно изучил динамику психогенных потерь в пограничном психическом состоянии трехуровневой структуры защиты личности сотрудников УИС, военнослужащих. Целью работы стало исследование в рамках правового поля психогенных потерь трехуровневой структуры защиты личности в пограничном состоянии сотрудника УИС и восстановление в пределы психической нормы.

Ключевые слова: психология потери, адаптивность, типы психологических защит, личность сотрудника УИС, защитные адаптивные реакции 1-8-й степени, сверхэкстремальные, экстремальные, дискомфортные внешние условия служебной деятельности.

Пусковым механизмом для возникновения военной конфронтации является конфликт на межэтнической почве, социальный и психологический протест против неблагоприятных условий жизни. Война — это травматическая эпидемия для психического состояния ее участников.

Психология потери — это исследование в правовом поле. Потери приводили к переходу личности из нормального психического состояния в пограничное с изменением выполнения слу-

жебной деятельности, вплоть до отказа с выходом из правового поля. Психология потери — это генезис психогенных потерь, или потеря функциональности. Ген езис (греч. ^естк;, ^£стг|)—про-исхождение, возникновение, зарождение. Психогенные потери — это утрата на короткое или длительное время боеспособности людей вследствие воздействия боевых психогенных стресс-факторов [3]. Психогенные потери систематически стали изучаться в ходе Первой и особенно Второй мировой войны, в первую очередь — в армиях тех стран, в которых были психологические службы (США, Англия, Франция, Германия, СССР). «Психогенные потери», «психологические потери», «потери психиатрического профиля», «военный невроз», «психоневроз», «боевое утомление», «боевое истощение» — понятия собирательные для разных типов психических реакций, определяющие одно и то же явление с разных позиций. Они рассматривались как синонимы.

На возникновение психогенных потерь столетие назад указывалось в работах Г. Е. Шумкова [11, 12]: «Поражение психики бойца является для горячей боевой работы более ощутимой потерей, нежели одиночная смерть бойца,

не считая того, что нарушение психики немногих участников боя может расстроить и понизить психику многих других их сотоварищей, вызывая панику».

Проблема диагностики и коррекции негативных психологических последствий, возникающих в результате воздействия стрессогенных факторов, источниками которых являются различные травмирующие события (аварии, катастрофы, военные действия, насилие), относится к числу наиболее актуальных. Это заставило психологов вплотную заняться проблемами реабилитации пострадавших. В особом внимании нуждаются участники вооруженных конфликтов, так как во всем мире, в том числе в России, много очагов напряженности, сопровождающихся активными боевыми действиями. Все большее число военнослужащих вовлекается в решение этих конфликтов, участвует в боях. Опыт боевых действий свидетельствует о том, что войска наряду с физическими потерями несут ощутимые психогенные потери. Они связаны с получением военнослужащими боевых психических травм, которые, в свою очередь, приводят к расстройствам психической деятельности, полной или частичной потере

Безвозвратные

Суициденты

Сдавшиеся в плен

Дезертиры

Психогенные потери

Санитарные Кратковременно вышедшие ИЗ СТ130Я

Боевые (боевая психическая травма)

Небоевые (психические заболевания) Психологические реакции боевого стресса

Рис. 1. Классификация психогенных потерь

боеспособности. Мировая статистика свидетельствует о растущей актуальности проблемы психологических потерь в процессе боевых операций. 62 % опрошенных участников боевых действий в Чеченской Республике испытывали предельные психические нагрузки, 92 % — перед началом боевых действий испытывали напряженность различной тяжести, 80 % солдат, сержантов и 60 % офицеров перенесли стрессовые ситуации, которые затрудняли эффективность их действий. В психологической реабилитации нуждается более 13 тысяч военнослужащих, проходящих службу в МВД России, и около 26 тысяч бывших военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, 25 % из них необходимы длительные реабилитационные мероприятия.

Психогенные потери армии США в период военных действий в Корее (1950-1953 гг.) составили 24 % от всего личного состава. До 1990 г. после войны во Вьетнаме около 100 000 американских солдат покончили жизнь самоубийством, в то время как число погибших на войне составило 58 000. В настоящее время количество самоубийств среди ветеранов этой войны уже в 3 раза больше числа погибших во время боевых действий. По результатам исследований боевых действий в Республике Афганистан, проведенных Санкт-Петербургской военно-медицинской академией, пребывание в экстремальных условиях до 6 месяцев у 36 % солдат-призывников привело к стойкому нарушению их нормальной жизнедеятельности. Психогенные потери среди участников антитеррористической операции на юго-востоке Украины достигали 80 %. Е. В. Овчарова [5] по

психическим состояниям сотрудников отделов охраны УИС, несущих службу с оружием, выявила четыре группы лиц с высоким (9 % мужчины и 11 % женщины), повышенным (38 и 35), пониженным (34 и 32), низким (19 и 22 %) уровнем психической адаптации (р < 0,05). Сотрудники УИС последней группы находились в пограничном состоянии, то есть каждый пятый входил в группу риска и нуждался в коррекции.

Объект исследования — пограничное между нормой и патологией психическое состояние личности сотрудников УИС и обучающихся в Академии ФСИН России курсантов, военнослужащих, участвовавших в боевых действиях в Афганистане (Кандагар), отслуживших срочную службу в Абхазии (Сухум), Армении (Ванадзор), Азербайджане (Гянджа), Грузии (Караязы), России (Рязань). Предмет исследования — динамика психогенных потерь в пограничном психическом состоянии трехуровневой структуры защиты личности сотрудника УИС под влиянием краткосрочной коррекции.

Цель исследования — теоретическое обоснование в рамках правового поля концепции психогенных потерь трехуровневой структуры защиты личности в пограничном состоянии сотрудника УИС при осуществлении профессиональной деятельности, при чрезвычайных обстоятельствах и по восстановлению дисгармонии типов психологических защит от психогенных потерь в пределы психической нормы для поддержания уровня и продолжительности жизни.

Гипотеза. Появлениетипапсихоло-гической защиты или актуального психического состояния личности в погра-

ничном психическом состоянии личности есть проявление потери с развитием от дискомфортных к сверхэкстремальным условиям деятельности.

Задачи:

1. Проанализировать состояние теорий в отечественной и зарубежной психологии, выявить генезис происхождения и восстановления социогенных, психогенных, физиогенных потерь сотрудников УИС.

2. Исследовать генезис адаптивности, типов психологических защит личности сотрудника УИС, защитных адаптивных реакций 1-8-й степени в сверхэкстремальных, экстремальных, дискомфортных условиях.

3. Создать методику расчета и прогноза социогенных, психогенных, фи-зиогенных потерь сотрудников УИС.

Потеря функциональности психического состояния и восстановление психического гомеостаза акупунктурой описаны при нахождении советников МВД, военнослужащих в сверхэкстремальных условиях Афганистана (Кандагар) при ведении боевых действий с угрозой для жизни, в экстремальных условиях в Абхазии (Сухум), Азербайджане (Гянджа), Армении (Ванадзор), Грузии (Караязы) после двухлетней военной службы, в дискомфортных условиях при поступлении кандидатов на учебу в военный вуз (Россия, Рязань).

Изучалась связь адаптивности (А — по 14-й шкале СМИЛ-ММР1) и семи типов психологических защит (ТПЗ — 1-4, 6-9-й шкалам СМИЛ-ММР1) в коррек-ционном типовом социопсихофизиоло-гическом пространстве личности. Потери определяли по защитным адаптивным реакциям восьми степеней (ЗАР1-8) после совместного анализа адаптивности и ТПЗ. Статистиками М-Бартлетта, Р-Фишера, ^Стьюдента, У-Уэлша подтверждено [2, 4, 6], что дисперсия в группе дезадаптированных личностей с ЗАР4-8 была всегда выше и диапазон колебаний шкал больше, чем в группе лиц с высокими адаптивными способностями с ЗАР1-а.

Как видно на рисунке 2, максимальное количество военнослужащих по ТПЗ и ЗАР1-8 приходилось на 8-ю группу, по адаптивности — на 3-ю. С 1-й по 3-ю группу по трем критериям количество военнослужащих составляло 1,38; 5,56; 22,22 % с минимальным их количеством в ЗАР1. По ЗАР4-8 количество военнослужащих составило — 16,67; 12,50; 5,56; 11,11; 25,00. В 8-й группе увеличивалось количество военнослужащих по ТПЗ, адаптивности, ЗАР. Коэффициент корреляции г = 0,839 показывал сильную связь между А и ТПЗ. Она возрастала между ТПЗ и ЗАР1-8 до 0,930 и А и ЗАР1-8 до 0,919, что свидетельствовало о большем вкладе ТПЗ,

Психогенные потери. Афганистан

ч-

гм II

■е-<

8

7 -1 -л -

/ \ /

/ \ /

У У ,

5 / /

у V / /

/ \ / /

- —г Л 1- — - -

4 У / /

/ / \ г

) / \Х / \ /у /

- / ^- - \ //

У / V —V / /—

/ / / \ V г\ \ /

/ ( { \ \ \ \ /

3 V V [—!

/ \ / \ \ /

V / \— N -^ /

/ —. — -

£ / \ Г /

/ \ - /

г—

у*

2 3 4 5 6 7 8

-* ТПЗ 1 1 5 5 1 1 3 7

А 0 2 7 2 5 1 2 5

-*-ЗАР1-8 0 1 4 5 3 2 3 6

Типы Психологических Защит, Адаптивность, Защитные Адаптивные Реакции ь8

Рис. 2. Распределение по ЗАР-.з военнослужащих из Афганистана (Кандагар — южная провинция, город, аэропорт]

чем А, при формировании интегральной оценки ЗАР1-8. При совмещении оценок по адаптивности и ТПЗ в ЗАР1-8 принималась большая по величине группа. Апекс находился в 8-й группе при совпадении ТПЗ, А и ЗАР8.

Как видно на рисунке 3, максимальное количество военнослужащих по адаптивности и ЗАР1-8 приходилось на 2-ю группу, по ТПЗ — на 3-ю. С 1-й по 3-ю группу по трем показателям количество военнослужащих составляло 67, 68, 56 % с минимальным их количе-

ством с ЗАР1. Из ЗАР1-3 перешло 44 % кандидата в ЗАР4-8 с максимальной концентрацией в ЗАР4. По ТПЗ, адаптивности, ЗАР наблюдалось повышение количества испытуемых в 8-й группе. Коэффициент корреляции г = 0,685 показывал сильную связь между А и ТПЗ. Она возрастала между ТПЗ и ЗАР1-8 до 0,816 и еще больше между А и ЗАР1-8 — до 0,937, что указывало на больший вклад А, чем ТПЗ, в интегральную оценку ЗАР1-8. При оценке адаптивности и ТПЗ в ЗАР1-8 включался больший по ве-

Психогенные потери. Абхазия

Ч

ч

X

£

25

\

\

\

ч

х

ч

/

/ /

< / \ >\

/ \ \\

/ \ к \\

/ >

/ / \

> л

/ \ \\

/ \

(

/ \ —

/ ^— ----- /

к Г N

0 1 5 - - - В

-Н ТПЗ 13 19 15 15 2 0 1 4

А б 15 25 11 3 5 0 4

-±-ЗАР1-8 1 16 22 16 5 3 1 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Типы Психологических защит. Адаптивность, Защитные Адаптивные реакции^ Рис. 3. Распределение по ЗАР1-8 военнослужащих из Абхазии (Сухум)

личине показатель. Апекс находился в 3-й диагностической группе, а после ЗАР7-8 совпадали с оценкой по ТПЗ и А. Расхождений между А и ТПЗ не наблюдалось. Как видно из приведенных данных, у военнослужащих, прошедших службу в Абхазии, имело место увеличение психогенных потерь.

Россия (Рязань). Для поиска первопричины психогенных потерь, а также для разработки коррекции потерь в пограничном психическом состоянии личности из-за активизации типа психологической защиты или актуального психического состояния[1] проведено исследование психического состояния кандидатов на учебу, поскольку для курсантов от 1-го до 5-го курса отмечалось усиление напряженности учебной и служебной нагрузки, то есть «экстремальность условий жизнедеятельности, порожденная нормативными ограничениями в условиях правового поля и опре-

деляющая эмоциональное, волевое и когнитивное поведение» [9, 10].

Как изменения психологического уровня и переход на психофизиологический уровень нами рассматривались «нарушения психического гомеостаза» в виде появления, по данным СМИЛ в интерпретации Ф. Б. Березина с соавторами [1], депрессивных и гипомани-акальных тенденций, обсессий, фобий, бреда, галлюцинаций, иллюзий, садистических и мазохистских тенденций.

Переход индивида в пограничное психическое состояние приводил к образованию семи ТПЗ (В. И. Серов, 1996) как «продуктов» информационных перегрузок, для которых проводилась коррекция по их устранению или минимизации [7, 8]. Радикальный способ их устранения — исключение из конкурса лиц с выявленными ТПЗ на первом этапе профессионального психологического отбора. При обучении в вузе

***** HIERARCHICAL CLUSTER ANALYSIS***** Dendrogram using Average Linkage (Between Groups)

Rescaled Distance Cluster Combine - объединяющая дистанция CASE 0 5 10 15 20 25

Label Num +---------+---------+---------+---------+---------+

3AP-. ЗАР^

3AP( S-O-O-t? оО-О-ФФ-О-в-О-й

ЗАРЙ "-s-t

ЗАРс i-o-o-s-B-tJ-^-s-^-a-o-a-o-D-o-D-o-ti

зар7

двум кластерам ЗАР1-4 и ЗАР5-8

Рис. 4. Распределение кандидатов по и разделяющей их ЗАР1-8

выявлять психогенные потери у курсантов трудно из-за нахождения ТПЗ в латентном (скрытом) состоянии. Для диагностики применялись стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) и шкала адаптивности. Лица с выявленными ТПЗ подвергались психологической коррекции, а в случае недостаточной ее эффективности воздействию акупунктурой подвергался физиологический уровень защиты. При этом контролировались психогенные потери, которые служили индикатором перехода между психологическим и психофизиологическим уровнями в сторону ухудшения психического состояния и в обратном направлении.

Иерархический кластерный анализ проведен на 604 кандидатах на учебу по результатам диагностики СМИЛ и ПФО88 (аппаратурное психофизиологическое обследование 1988 г.) для выявления психологической и физиологической защиты кандидата. Предварительно все 604 испытуемых по СМИЛ (ММР1) с использованием ТПЗ и А были распределены по ЗАР восьми степеней,

что определяло психологическую защиту кандидата.

Как видно на рисунке 4, кластерным анализом до коррекции выделено два пространства однородных признаков по четыре типа реакций — ЗАР1-4 и ЗАР5-8. Формирование ядра первого пространства однородных признаков заканчивалось на объединяющей дистанции 1 подключением ЗАРа со 168 испытуемыми (28 %), ЗАРз со 186 испытуемыми (31 %) и интегральной ЗАР1-8 с 604 испытуемыми (100 %). Таким образом, ядро охватывало до 59 % всех испытуемых. На дистанции 2 подключалась ЗАР4 с 80 испытуемыми (13 %), на дистанции 3 — ЗАР1 с 60 испытуемыми (10 %). Таким образом, ядро первого однородного пространства признаков состояло из 82 % испытуемых.

Второе пространство признаков было более разрозненным и формировалось последовательным подключением к ядру первого кластера на дистанции 6,5 ЗАР6 с 27 испытуемыми (4 %), на дистанции 8,5 ЗАРВ с 23 испытуемыми (4 %), на дистанции 10,0 ЗАР5

Типы Психологических Защит, Адаптивность, Защитные Адаптивные Реакции ^ Рис. 5. Распределение кандидатов по восьми группам ТПЗ, А, ЗАР1-3

с 47 испытуемыми (8 %), на дистанции 25,0 ЗАР7 с 12 испытуемыми (2 %). На этой дистанции все типы реакций объединялись, как это показано на рисунке 4. Таким образом, второе пространство признаков состояло из 18 % испытуемых.

Следовательно, кластерным анализом по ТПЗ и адаптивности подтверждено разделение всех испытуемых по восьми типам ЗАР.

Как видно на рисунке 4, из 604 кандидатов на учебу максимальное их количество по адаптивности приходилось на 2-ю группу, по ТПЗ и ЗАРМ—на 3-ю. С 1-й по 3-ю группу по трем показателям количество кандидатов составляло 75, 78, 69 % с минимальным количеством испытуемых в 1-й группе, а с 1-й по 2-ю группу — 50, 51, 36 %. Если по адаптивности наблюдается постепенное снижение количества лиц, вхо-

дящих с 4-й по 8-ю группу, то по ТПЗ наблюдается повышение количества испытуемых в 8-й группе. Коэффициент корреляции г = 0,656 показывает среднюю силу связи между адаптивностью и ТПЗ. При оценке по А и ТПЗ в ЗАР1-8 включалась большая по величине. Апекс находился в 3-й диагностической группе, а после — ЗАР5-В совпадали с оценкой по ТПЗ.

Таким образом, при совмещении данных ТПЗ и А количество годных по надежности к обучению кандидатов по ЗАР1-а составило всего 36 %.

Следовательно, годных к обучению лиц недостаточно,поскольку 64 % кандидатов имели ЗАР3-8. При формировании ЗАР1-8 установлено: если для отбора выводить средние арифметические значения и стандартные отклонения по самой выборке испытуемых, то во время отбора критерии надежности испы-

туемых в виде защитных адаптивных реакций снижаются и смещаются вправо по направлению к ЗАР8—ЗАР1 занимает место ЗАРа, ЗАРа — ЗАР3 и так далее. Появляется еще более острый дефицит кандидатов на учебу или службу в УИС, поэтому необходимо соблюдать стандартный подбор М ± ст для вычисления Т-баллов шкал СМИЛ.

Этот факт определял проблему надежности функционирования психики в дальнейшей службе. Показатели А, ТПЗ, ЗАР1-8 при отборе кандидатов могут меняться, что снижает надежность функционирования психической деятельности кандидатов в последующей службе из-за появления психогенных потерь. При дефиците кандидатов на учебу или для службы в УИС эти критерии могут занижаться и в результате к несению службы с оружием могут допущены лица с нервно-психической неустойчивостью с ЗАР3 и ниже. Возникает необходимость разработки программ психологической коррекции потерь личности.

Выводы

Генезис психогенных потерь у военнослужащих заключался в том, что в обычных комфортных и дискомфортных учебных условиях вуза в России количество психогенных потерь было незначительным, они находились в латентном состоянии и их отражала адаптивность. В боевых экстремальных и сверхэкстремальных условиях Афганистана количество психогенных потерь возрастало, они переходили из латентного состояния в явное, образовывали типы психологических защит личности или актуальные психические состояния, которые дезорганизовывали

психическую деятельность, вплоть до отказа выполнять служебные обязанности с выходом военнослужащих из правового поля.

Мониторинг количества психогенных потерь показал, что психогенные потери функциональности психики у дезадаптированных лиц увеличивались в 2,7 раза с изменением внешних условий деятельности от дискомфортных (Россия — 26,05 %) к экстремальным (Абхазия — 36,24 %) и до боевых сверхэкстремальных (Афганистан — 70,84 %).

Соотношение между количеством адаптированных лиц с защитными адаптивными реакциями 1-3-й степени («россияне» — 73,95 %, «абхазцы» — 63,76 %, «афганцы» — 29,16 %] и количеством дезадаптированных лиц с защитными адаптивными реакциями 4-8-й степени («россияне» — 26,05 %, «абхазцы» — 36,24 %, «афганцы» — 70,84 %) составило 2,84:1, 1,76:1 и 1:2,43. Эти данные свидетельствовали об изменении внешних условий деятельности. Каждый четвертый военнослужащий в России, третий — в Абхазии и уже два из каждых трех в Афганистане несли психогенные потери и были не готовы к решению задач боевого применения. Они входили в группу риска и нуждались в коррекции.

Выбор программы коррекции зависел от первопричины психогенных потерь. Для объективизации первопричины необходимо ориентироваться на доминирующую в данный момент адаптивность, а при ее срыве — на ведущий тип психологической защиты.

Литература

1. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М.: Фолиум, 1994. 175 с.

2. Научно-методические рекомендации по применению стандартизированного личностного опросника для медико-психологического обследования кандидатов в вузы / В.М. Воробьев [и др.]; под ред. В.М. Воробьева. СПб., 1984. 32 с.

3. Караяни А.Г, Сыромятников И.В. Прикладная военная психология. СПб., 2006. 480 с.

4. Купцов М.И., Видов С.В. К вопросу о применении математических методов при проведении психологических исследований и анализе их результатов // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 131-136.

5. Овчарова Е.В. Экспериментальное изучение влияния краткосрочной коррекции на психические состояния сотрудников отделов охраны УИС, несущих службу с оружием // Прикладная юридическая психология. 2012. № 1. С. 107-114.

6. Савченко Т.Н. Математическая психология в гуманитарных исследованиях // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 55-62.

7. Серов В.И. Психология потери. Типы психологических защит, адаптивность у юношей-психологов, обучающихся на пятом курсе Академии ФСИН России, до и после коррекции // Глобальный научный потенциал. 2014. № 12. С. 45-53.

8. Серов В.И. Психология потери. Типы психологических защит. Адаптивность у девушек-психологов, обучающихся на пятом курсе Академии ФСИН России, до и после коррекции // Наука и бизнес: пути развития. 2014. № 12. С. 28-37.

9. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.

10. Сочивко Д.В. Теория и методология пенитенциарной психологии // Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии / под общ. ред. Д. В. Сочивко. Рязань, 2013. Т. 1. С. 6-24.

11. Шумков Г.Е. Душевное состояние воинов в ожидании боя (по наблюдениям офицеров) // Военный сборник. 1913. № 5.

12. Шумков Г.Е. Душевное состояние воинов после боя // Военный сборник. 1914. № 11.

ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОТИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ, ОСУЖДЕННЫХ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

И. С. Ганишина

Аннотация: в статье затронута тема отбывания наказания наркозависимыми осужденными, большое количество которых сегодня отбывают наказание в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы России. В связи с этим передовой опыт зарубежных стран по реабилитации и профилактике наркотической зависимости обвиняемых, подозреваемых и осужденных представляет повышенный интерес для уголовно-исполнительной системы.

Автор рассматривает деятельность по профилактике наркотической зависимости за рубежом, в частности: в США, где в этих целях образованы специальные наркосуды и судья подбирает соответствующую программу лечения, назначает куратора из числа работников суда и прохождение наркозависимым курса реабилитации; в Великобритании, законодательство которой предусматривает применение к наркозависимым принудительного лечения и учитывает добровольное обра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.