Научная статья на тему 'Психология потери. Защитные адаптивные реакции, реакция восстановления после коррекции личности курсантов 5-го курса, выпускников академии ФСИН России'

Психология потери. Защитные адаптивные реакции, реакция восстановления после коррекции личности курсантов 5-го курса, выпускников академии ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
212
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТНАЯ АДАПТИВНАЯ РЕАКЦИЯ / PROTECTIVE ADAPTIVE REACTION / РЕАКЦИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ / ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ / PSYCHOLOGY OF LOSS / КУРСАНТ / CADET / КОРРЕКЦИОННОЕ ТИПОВОЕ СОЦИОПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ / TYPES OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION / ПСИХОГЕННЫЕ ПОТЕРИ / PSYCHOGENIC LOSSES / CORRECTIONAL STANDARD SOCIO-PSYCHO-PHYSIOLOGICAL SPACE OF THE PERSONALITY / ПОГРАНИЧНОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / BOUNDARY MENTAL STATE / REACTION OF RESTORATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серов Владимир Иванович

коррекционное типовое социопсихофизиологическое пространство личности появлялось от социо-, психои физиогенных потерь под влиянием внешних и внутренних условий профессиональной деятельности курсантов (сотрудников УИС), вызывающих дезадаптацию личности с переходом ее из нормального в пограничное психическое состояние. Динамика адаптивности курсантов диагностировалась по СМИЛ (MMPI) защитными адаптивными реакциями 8 степеней (ЗАР1-8), их коррекция в сторону восстановления психического и физического гомеостаза реакциями восстановления также 8 степеней (РВ1-8). Было зафиксировано взаимовлияние лиц одного и противоположного пола, увеличение напряженности учебной и служебной нагрузки курсантов от 1-го до 5-го курса в рамках правового поля. Доминирование первого и второго факторов определялось по социальным, психологическим и физиологическим защитам личности, входящим в конституциональную социопсихофизиологическую защиту личности (КСПФЗЛ) каждого из семи типов психологических защит (ТПЗ) и по адаптивности личности. Активность элементов системы (социальной, психологической, физиологической защит) приводит к свойству адаптивности системы, то есть приспособлению к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Социопсихофизиогенные потери устранялись с помощью аудиовизуальных методов коррекции, позволяющих самой личности находить, восстанавливать события, связанные с психической травмой или травматическими переживаниями через осознавание. ТПЗ это генетически закрепленные типовые или стандартные защиты на психологическом уровне личности, проявляющиеся в пограничном состоянии в результате событий, повлекших за собой социогенные, психогенные или физиогенные потери. КСПФЗЛ это постоянные внутренние социальные, психологические, физиологические защиты, появляющиеся внутри каждого из семи ТПЗ из-за потерь личности. Диапазон колебаний шкал у девушек был меньшим до ЗАР5 по сравнению с ЗАР8 в группе юношей, что обеспечивало им более положительный эффект коррекции до РВ3. У девушек степень РВ после коррекции доминировала над степенью ЗАР, у юношей после коррекции степень РВ оставалась на прежнем исходном уровне. В отличие от юношей попадание в пограничное психическое состояние с ЗАР8 у девушек отмечалось в 3 раза реже с лучшим выходом в РВ3. После проведения краткосрочной коррекции РВ1-3 требовалась саморегуляция (1ср), РВ4-6 самокоррекция (2ск), РВ7-8 длительная или пролонгированная коррекция (3дк). Прогноз поведения девушек после коррекции более благоприятен, чем у юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF LOSS. PROTECTIVE ADAPTIVE REACTIONS, REACTION OF RESTORATION AFTER PERSONALITY CORRECTION OF THE CADETS OF THE 5th COURSE, OF THE GRADUATES OF THE ACADEMY OF THE FPS OF RUSSIA

the correctional standard of socio-psycho-physiological space of the personality appeared from socio-, psychoand physiogenic losses under the influence of external and internal conditions of professional activity of cadets (penal system personnel) causing disadaptation of the personality with its transition from normal mental state to a boundary one. Dynamics of Adaptability of cadets was diagnosed with Protective Adaptive Reactions of 8 degrees (PAR1-8), their correction towards restoration of a mental and physical homeostasis (F. B. Berezin with coauthors, 1994) was diagnosed with Reactions of Restoration also of 8 degrees (RR1-8). Interference of persons of one and opposite sex, increase in intensity of academic and office obligations of cadets from the 1st to the 5th course within a legal framework was recorded. Domination of the first and second factor was determined by Social, Psychological and Physiological Protections of the Personality, entering the Constitutional Socio-psycho-physiological Protection of the Personality (CSPPPP), each of seven Types of Psychological Protection (TPP) and by Adaptability of the personality... the correctional standard of socio-psycho-physiological space of the personality appeared from socio-, psychoand physiogenic losses under the influence of external and internal conditions of professional activity of cadets (penal system personnel) causing disadaptation of the personality with its transition from normal mental state to a boundary one. Dynamics of Adaptability of cadets was diagnosed with Protective Adaptive Reactions of 8 degrees (PAR1-8), their correction towards restoration of a mental and physical homeostasis (F. B. Berezin with coauthors, 1994) was diagnosed with Reactions of Restoration also of 8 degrees (RR1-8). Interference of persons of one and opposite sex, increase in intensity of academic and office obligations of cadets from the 1st to the 5th course within a legal framework was recorded. Domination of the first and second factor was determined by Social, Psychological and Physiological Protections of the Personality, entering the Constitutional Socio-psycho-physiological Protection of the Personality (CSPPPP), each of seven Types of Psychological Protection (TPP) and by Adaptability of the personality. Activity of the elements of the system (Social, Psychological, Physiological Protection) results in adaptability of the system that is the adaptation to the changing external and internal conditions. Socio-psycho-physiological losses were eliminated by means of the audiovisual methods of correction allowing the personality to find and restore the events connected with a mental trauma or traumatic experiences through understanding. TPP are the genetically fixed standard protections at the psychological level of the personality which are shown in a borderline as a result of the events which caused sociogenic, psychogenic or physiogenic losses. CSPPPP is the continuous internal Social, Psychological and Physiological Protections appearing in each of seven TPP because of the losses of the personality. Girls had a smaller range of fluctuations of scales to PAR5 in comparison with PAR8 in group of young men that provided them with more positive effect of correction to RR3. Among girls RR degree after correction dominated over PAR degree, after correction the degree of RR remained with young men at the former initial level. Unlike young men a boundary mental state with PAR8 among girls was noted 3 times less often with the best transition to RR3. After carrying out short-term correction RR1-3 self-control (1) was required, for RR4-6 self-correction (2), RR7-8 the long or prolonged correction (3). The forecast of behavior of girls after correction is more favorable, than at young men. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Психология потери. Защитные адаптивные реакции, реакция восстановления после коррекции личности курсантов 5-го курса, выпускников академии ФСИН России»

УДК 159.9:343.83 ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ СЕРОВ,

ББК 88.472 кандидат медицинских наук, доцент,

С32 преподаватель кафедры психологии профессиональной деятельности в УИС

(Академия ФСИН России), е-шай: v.i.serov@mail.ru

ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. ЗАЩИТНЫЕ АДАПТИВНЫЕ РЕАКЦИИ, РЕАКЦИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ 5-го КУРСА, ВЫПУСКНИКОВ АКАДЕМИИ ФСИН РОССИИ

Реферат: коррекционное типовое социопсихофизиологическое пространство личности появлялось от социо-, психо- и физиогенных потерь под влиянием внешних и внутренних условий профессиональной деятельности курсантов (сотрудников УИС), вызывающих дезадаптацию личности с переходом ее из нормального в пограничное психическое состояние. Динамика адаптивности курсантов диагностировалась по СМИЛ (ММР1) защитными адаптивными реакциями 8 степеней (ЗАР1-8), их коррекция в сторону восстановления психического и физического гомеостаза - реакциями восстановления также 8 степеней (РВ1-8). Было зафиксировано взаимовлияние лиц одного и противоположного пола, увеличение напряженности учебной и служебной нагрузки курсантов от 1-го до 5-го курса в рамках правового поля. Доминирование первого и второго факторов определялось по социальным, психологическим и физиологическим защитам личности, входящим в конституциональную социопсихофизиологическую защиту личности (КСПФЗЛ) каждого из семи типов психологических защит (ТПЗ) и по адаптивности личности. Активность элементов системы (социальной, психологической, физиологической защит) приводит к свойству адаптивности системы, то есть приспособлению к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Социопсихофизиогенные потери устранялись с помощью аудиовизуальных методов коррекции, позволяющих самой личности находить, восстанавливать события, связанные с психической травмой или травматическими переживаниями через осознавание. ТПЗ - это генетически закрепленные типовые или стандартные защиты на психологическом уровне личности, проявляющиеся в пограничном состоянии в результате событий, повлекших за собой социогенные, психогенные или физиогенные потери. КСПФЗЛ - это постоянные внутренние социальные, психологические, физиологические защиты, появляющиеся внутри каждого из семи ТПЗ из-за потерь личности. Диапазон колебаний шкал у девушек был меньшим до ЗАР5 по сравнению с ЗАР8 в группе юношей, что обеспечивало им более положительный эффект коррекции до РВ3. У девушек степень РВ после коррекции доминировала над степенью ЗАР, у юношей после коррекции степень РВ оставалась на прежнем исходном уровне. В отличие от юношей попадание в пограничное психическое состояние с ЗАР8 у девушек отмечалось в 3 раза реже с лучшим выходом в РВ3. После проведения краткосрочной коррекции РВ1-3 требовалась саморегуляция (1ср), РВ4-6 - самокоррекция (2ск), РВ7-8 - длительная или пролонгированная коррекция (3дк). Прогноз поведения девушек после коррекции более благоприятен, чем у юношей.

Ключевые слова: защитная адаптивная реакция, реакция восстановления, психология потери, курсант, личность, типы психологических защит, психогенные потери, коррекционное типовое социопси-хофизиологическое пространство личности, пограничное психическое состояние.

Исследование проведено в коррекцион-ном типовом социопсихофизиологиче-ском пространстве личности, появляющемся от социо-, психо- и физиогенных потерь под влиянием внешних и (или) внутренних условий, вызывающих дезадаптацию личности [3] с переходом ее из нормального в пограничное психическое состояние. Сходство адаптивных переменных рассматривалось как первое условие влияния дезадаптированных лиц на адаптированных курсантов. Если доминировало влияние первых, то количество дезадаптированных курсантов росло со

снижением объема выполняемой ими учебной и служебной нагрузки. Если преобладало влияние вторых, то количество дезадаптированных курсантов уменьшалось. Это было взаимовлияние лиц одного или противоположного пола. Было принято второе условие - увеличение напряженности учебной и служебной нагрузки курсантов от 1-го до 5-го курса, то есть «экстремальность условий жизнедеятельности, порожденной нормативными ограничениями в условиях правового поля и определяющая эмоциональное, волевое и когнитивное поведение» [4] курсантов. Выявлению доминиро-

вания первого или второго фактора служил комплекс диагностических методов по типам социальных, психологических и физиологических защит личности - типы психологических защит, конституциональная социопсихофизиологическая защита личности и адаптивность личности. Адаптивность -это изменчивость, способность к приспособлению. Активность элементов системы (социальной, психологической, физиологической защит) приводит к свойству адаптивности системы, то есть приспособлению к изменяющимся внешним и внутренним условиям (6).

Коррекционное типовое социопсихофизио-логическое пространство личности - это пространство пограничного психического состояния личности, подлежащее коррекции с целью вывода ее из этого пограничного состояния и восстановления нормального состояния путем ликвидации социопсихофизиогенных потерь. Со-циопсихофизиогенные потери устранялись с помощью аудиовизуальных методов коррекции, позволяющих самой личности находить, восстанавливать события, связанные с психической травмой или травматическими переживаниями. Во время применения аудиовизуальных методов коррекции происходило осознавание этих событий. Осознавание - это только путь к осознанию (70). Активность событий снижалась в зависимости от уровня осознавания, как во время катарсиса в стандартной процедуре психоанализа. События могли формировать социальную, психологическую или физиологическую защиту. Местонахождение событий составляло основную трудность коррекции с учетом дефицита времени в процессе обучения и службы, а также

Как видно из таблицы 1, для анализа психогенных потерь курсантов учебных групп разделяли по

нежелания и невозможности самой личности что-либо в себе менять.

ТПЗ (типы психологических защит) - генетически закрепленные типовые или стандартные защиты на психологическом уровне личности, появляющиеся в пограничном состоянии в результате событий, повлекших за собой социогенные, психогенные или физиогенные потери.

КСПФЗЛ (конституциональная социопсихофи-зиологическая защита личности) - постоянные внутренние социальные, психологические, физиологические защиты, возникающие внутри каждого из семи типов психологических защит. Метод направлен на обнаружение социопсихофизиогенных потерь личности, в результате которых появлялась конституциональная социопсихофизиологическая защита.

Адаптивность как способность к адаптации го-меостаза, постоянство внутренней среды, поддержание равновесия (81) измерялась защитными адаптивными реакциями 8 степеней (ЗАР1-8), их коррекция в сторону восстановления психического и физического гомеостаза [1] - реакциями восстановления 8 степеней (РВ1-8).

Сложность диагностики заключалась в установлении явного или скрытого состояния дезадаптации личности с риском появления отклоняющегося от установленных норм поведения. Дезадаптация выявлялась методом варьирования незначительными признаками, не достигшими диагностической четкости. В качестве таких признаков использовались незначительный подъем шкал СМИЛ (MMPI) в пределах до 70 Т-баллов, их дисперсия [3], Адаптивность с уровня в 7 стэнов, критерий Welsh.

1

полу. Установлено, что курсанты при обучении от 1-го до 5-го курса имели психогенные потери в

Таблица

Психокоррекция (ПК) Защитных Адаптивных Реакций 1-8-й степеней (ЗАР1-8) с реакциями восстановления после нее 1-8-й степеней (РВ1-8) у девушек (Д) и юношей (Ю) 531-й

(№ 1-21) и 532-й (№ 1-23) учебных групп

Д, № 1 2 4 8 9 15 17 19 20 5 7 12 15 19 20 21 22 M D

ЗАР1-8 8 5 8 5 5 6 5 5 5 4 5 4 5 4 6 5 5 5,29 1,35

3 -•да 2 ск 3 -'дк 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск 2 ск

РВ1-8 7 4 3 3 5 3 3 4 4 5 4 6 6 4 4 6 4 4,44 1,60

3 -•да 2 -¿-ск 1ср 1ср 2 -¿-ск 1ср 1ср 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск

Ю, № 3 5 6 10 11 12 13 14 18 21 3 4 6 8 9 10 13 14 17 18 23

ЗАР1-8 6 3 2 2 4 3 8 5 3 4 5 5 8 4 3 8 8 8 6 4 8 5,10 4,69

2 1ср 1ср 1ср 2 ск 1ср 3 -'дк 2 ск 1ср 2 ск 2 ск 2 ск 3 -'дк 2 ск 1ср 3 -'дк 3 -'дк 3 -'дк 2 ск 2 ск 3 -'дк

РВ1-8 4 3 2 2 4 3 8 5 3 4 5 3 4 6 5 8 8 8 4 3 3 4,52 3,96

2 -¿-ск 1ср 1ср 1ср 2 -¿-ск 1ср 3 -'дк 2 -¿-ск 1ср 2 -¿-ск 2 -¿-ск 1ср 2 -¿-ск 2 -¿-ск 2 -¿-ск 3 -'дк 3 -'дк 3 -'дк 2 -¿-ск 1ср 1ср

виде Защитных Адаптивных Реакций 4-8-й степеней, требующих коррекции с активизацией во время ее проведения Реакций Восстановления до уровня 1-3-й степеней (первая степень - лучшая, восьмая - худшая). После проведения краткосрочной коррекции РВ1-3 требовалась саморегуляция (1ср), РВ4-6 - самокоррекция (2ск), РВ7-8 - длительная или пролонгированная коррекция (3дк). До и после проведения пяти сеансов краткосрочной коррекции доля ЗАР1-3, ЗАР4-6, ЗАР7-8 и РВ1-3, РВ4-6, РВ7-8 составила: для девушек 0, 88, 12 % и 24, 70, 6 %, для юношей - 28, 43, 29 % и 38, 43, 19 % соответственно. Краткосрочная коррекция у четвертой части девушек изменила ЗАР7-8 и ЗАР4-6 на РВ1-3, у 17 % - сократила РВ4-6, в 2 раза уменьшила РВ7-8. Коррекция у 10 % юношей изменила ЗАР7-8 и ЗАР4-6 на РВ1-3, у 43 % - не изменила РВ4-6, у 10 % -уменьшила РВ7-8. Краткосрочная коррекция была наиболее эффективна для 32 % испытуемых в связи с преходящими пограничными психическими состояниями и неэффективна (3дк) у одной девушки и четырех юношей 532-й группы. Эти пять испытуемых (13 %) попадали в группу риска по асоциальному поведению из-за затяжных пограничных психических состояний. Самокоррекция для 55 % курсантов после проведения краткосрочной коррекции ставит вопрос о прогнозе их поведения после окончания курса.

Данные из таблицы 1 показывают, что до коррекции дисперсия ЗАР в группе девушек была меньше дисперсии ЗАР в группе юношей в 3,5 раза, после коррекции дисперсия РВ - в 2,5 раза.

Установлено, что после краткосрочной коррекции у девушек РВ1-3 возросла с 0 до 24 %, причем у девушек 531-й группы - с 0 до 100 %, у девушек 532-й группы РВ1_3 отмечено не было. РВ4-6 снизилась с 88 до 70 %, причем у девушек 531-й группы -с 47 до 33 %, у девушек 532-й группы повысилась с 53 до 67 % за счет уменьшения общего количества испытуемых с РВ4-6. РВ7-8 снизилась в 2 раза - с 12 до 6 % за счет девушек 531-й группы.

После краткосрочной коррекции у юношей РВ1-3 увеличилась с 28 до 38 %, у юношей 531-й группы она снизилась с 83 до 62 %, у юношей 532-й группы РВ1-3 возросла с 17 до 38 %. РВ4-6 осталась на прежнем уровне 43 %, со стабильными показателями до и после коррекции у юношей 531-й группы в 33 %, у юношей 532-й группы - в 67 %. РВ7-8 снизилась в 1,5 - с 29 до 19 %, причем у юношей 531-й группы она возросла с 17 до 19 %, у юношей 532-й группы РВ7-8 уменьшилась с 83 до 75 %.

Таким образом, прогноз поведения девушек после коррекции более благоприятен, чем у юношей. Среди девушек он более благоприятен для деву-

шек 532-й группы, среди юношей - для юношей 531-й группы.

ЗАР1. Как видно из таблицы 1, ЗАР1 и РВ1, то есть 1-й степени, у девушек и юношей 531-й и 532-й учебных групп отмечено не было.

ЗАР2. Психогенные потери с ЗАР2 отмечены у двух юношей из 531-й группы с положительной РВ2. Им была рекомендована самокоррекция для гармонизации ТПЗ.

ЗАР3. Психогенные потери с ЗАР3 отмечались у четырех юношей - трех из 531-й группы с положительной РВ3 и одного из 532-й группы с отрицательной РВ5. Первый испытуемый в дальнейшей коррекции не нуждался, двум другим была рекомендована саморегуляция, четвертому - пролонгированная коррекция.

ЗАР4. Более выраженные психогенные потери с ЗАР4 наблюдались у трех девушек только из 532-й группы с РВ4 у одной и отрицательными РВ5 и РВ6 у двух других. Первая испытуемая в дальнейшей коррекции не нуждалась, третьей - была рекомендована самокоррекция по гармонизации ТПЗ, второй - пролонгированная коррекция.

ЗАР4. Психогенные потери с ЗАР4 наблюдались у четырех юношей, у двух из 531-й группы с РВ4 и двух из 532-й с отрицательной РВ6 у одного и положительной РВ3 у второго. Коррекция улучшала пограничное психическое состояние у четырех испытуемых юношей по состоянию ТПЗ на 2, 5, 12, 13 %. Первому, третьему и четвертому испытуемым была рекомендована самокоррекция, второй -в дальнейшей коррекции не нуждался.

ЗАР5. Психогенные потери с ЗАР5 были основными для десяти девушек и отмечались у шести из 531-й группы и четырех из 532-й. В 531-й группе уменьшение психогенных потерь до положительной РВ3 выявлены у двух девушек, до положительной РВ4 - у трех, увеличение психогенных потерь - у одной девушки с отрицательной РВ5. В 532-й группе уменьшение психогенных потерь наблюдалось до положительной РВ4 у двух девушек и увеличение их до отрицательных РВ6 также у двух. Коррекция оказывала положительное воздействие на ТПЗ у восьми из десяти испытуемых. Восьмой и девятой испытуемым требовалось продолжение сеансов пролонгированной коррекции, четвертой и шестой, первой и третьей - самокоррекция, вторая, пятая, седьмая, десятая - в коррекции не нуждались.

ЗАР5. Психогенные потери с ЗАР5 наблюдались у трех юношей: из 531-й группы у первого с РВ5 и из 532-й - у двух с таким же РВ5 после коррекции у второго и положительной РВ3 у третьего. В дальнейшем первому и второму испытуемым была рекомендована самокоррекция

по гармонизации ТПЗ между собой, третий -в коррекции не нуждался.

ЗАР6. Психогенные потери с ЗАР6 наблюдались у двух девушек с положительными РВ3 и РВ4. Им была рекомендована самокоррекция.

ЗАР6. Психогенные потери с ЗАР6 наблюдались у двух юношей с положительной РВ4. Им была рекомендована самокоррекция.

ЗАР8. Психогенные потери с ЗАР8 наблюдались у двух девушек с положительными РВ7 и РВ3. Испытуемая с РВ7 нуждалась в пролонгированной коррекции, вторая испытуемая в коррекции не нуждалась.

ЗАР8. Психогенные потери с ЗАР8 были у шести юношей: у одного из 531-й группы и пяти из 532-й. После коррекции отмечались отрицательные РВ8 у первого, третьего, четвертого, пятого или у четырех из них. Положительные РВ4 и РВ3 отмечались у второго и шестого испытуемых из 532-й группы. Первому, третьему, четвертому, пятому испытуемым была рекомендована пролонгированная коррекция, второму - самокоррекция, шестой испытуемый в дальнейшей коррекции не нуждался.

Таблица 2

Р-вероятность М-статистики Бартлетта при множественном сравнении дисперсий по шкалам СМИЛ (ММР1) для девушек и юношей на 5-м курсе [5]

Р L F K 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 14

д5к 0,041 5E-09 0,686 0,434 0,470 0,389 0,185 0,007 0,022 0,722 0,014 0,170 0,313 0,011

ю5к 0,009 0,038 0,012 0,002 0,005 0,010 0,102 0,220 0,348 0,427 0,009 0,364 0,729 0,007

Примечание. Гипотезы об однородности дисперсий при множественных сравнениях проверялись с использованием М-статистики Бартлетта (гетероскедастичность дисперсий доказывалась при Р < 0,05, Р < 0,01, Р < 0,001). Рд5к - М по шкалам Ь-14 для девушек из ЭГ на 5-м курсе до и после ПК при п=38 (76): д5к, д531, д532. Рю5к - М по шкалам Ь-14 для юношей из ЭГ на 5-м курсе до и после ПК при п=51 (102): ю5к, ю531к, ю532к.

Таблица 3

Р-вероятность V-статистики Welch при сравнении средних с гетероскедастическими дисперсиями

по шкалам СМИЛ (MMPI) для девушек и юношей экспериментальной группы на 5-м курсе

L F K 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 14

Д5к

531д-532д 0,240 0,330 1,000 0,327 0,468 0,284 0,378 0,750 0,724 0,304 0,191 0,118 0,636 0,094

531д-531п 0,583 0,141 0,643 0,510 0,619 0,837 0,443 0,320 0,150 0,295 0,280 0,897 0,100 0,033

531д-532п 0,172 0,289 0,704 0,113 0,472 0,206 0,690 0,554 0,470 0,506 0,274 0,482 0,262 0,232

532д-531п 0,432 0,054 0,571 0,548 0,738 0,093 0,800 0,202 0,005 0,887 0,493 0,108 0,036 0,183

532д-532п 0,533 0,415 0,600 0,194 0,851 0,661 0,384 0,677 0,352 0,627 0,582 0,876 0,299 0,192

531п-532п 0,286 0,092 0,375 0,081 0,707 0,064 0,510 0,162 0,055 0,596 0,948 0,444 0,620 0,053

Ю5к

531д-532д 0,911 0,015 2Е-05 0,485 0,415 0,766 0,648 0,088 0,072 0,681 0,337 0,649 5Е-04 4Е-04

531д-531п 0,194 0,486 0,075 0,440 0,413 0,462 0,237 0,047 0,490 0,556 0,387 0,626 0,150 0,233

531д-532п 0,706 0,101 0,016 0,391 0,207 0,887 0,528 0,453 0,393 0,330 0,091 0,266 0,004 0,021

532д-531п 0,156 0,195 0,068 0,977 0,935 0,741 0,201 0,005 0,461 0,910 0,955 0,469 0,125 0,278

532д-532п 0,791 0,858 0,523 0,999 0,745 0,900 0,394 0,064 0,591 0,527 0,533 0,479 0,805 0,605

531п-532п 0,094 0,348 0,346 0,973 0,662 0,641 0,791 0,271 0,871 0,561 0,612 0,245 0,207 0,215

Примечание. Гипотезы об однородности двух математических ожиданий проверены с использованием У-статистики Уэлша (гетероскедастичность дисперсий при Р < 0,05, Р < 0,01, Р < 0,001). Д5к, Ю5к - показатели девушек и юношей 531-й и 532-й экспериментальных групп 5-го курса до коррекции (531д, 532д) в сравнении с показателями этих же групп после коррекции (531п, 532п) и между ними (531д-532д, 531д-531п, 531д-532п, 532д-531п, 532д-532п, 531п-532п).

Таблица 4

О-процентное критическое значение Е-распределения Фишера при попарном сравнении однородных (равных) дисперсий по шкалам СМИЛ (ММР1) для девушек и юношей экспериментальной группы на 5-м курсе

Ь Б К 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 14

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Д5к

531д-532д 5,881 38,37 1,283 2,112 3,331 2,164 2,290 1,290 4,120 3,144 4,726 1,679 3,655 11,15

531д-531п 1,197 7,374 1,693 3,129 2,133 3,958 4,435 4,083 7,515 2,211 6,850 1,923 1,739 1,878

531д-532п 6,475 131,3 1,696 4,090 1,083 3,406 3,820 1,135 8,358 2,128 6,292 5,643 1,030 4,937

532д-531п 4,912 5,204 2,172 1,481 1,561 1,829 1,937 5,269 1,824 1,422 1,449 1,145 2,102 5,938

532д-532п 1,101 3,422 1,322 1,936 3,074 1,574 1,668 1,464 2,029 1,477 1,331 3,360 3,549 2,259

531п-532п 5,408 17,81 2,871 1,307 1,969 1,162 1,161 3,598 1,112 1,039 1,089 2,934 1,688 2,629

Ю5к

531д-532д 1,099 5,655 5,965 10,35 9,267 8,697 4,509 4,085 3,231 1,911 9,066 1,913 1,846 3,080

531д-531п 14,44 3,326 4,368 4,124 3,036 3,762 1,480 2,453 2,285 1,657 6,009 3,102 1,406 4,522

531д-532п 1,538 6,270 8,359 3,663 4,755 4,547 3,566 3,154 3,264 2,427 5,170 2,082 1,394 7,948

532д-531п 15,87 1,700 1,366 2,510 3,052 2,312 3,046 1,665 1,414 3,168 1,509 1,621 1,313 1,468

532д-532п 1,690 1,109 1,401 2,826 1,949 1,913 1,264 1,295 1,010 1,270 1,754 1,088 1,325 2,581

531п-532п 9,386 1,885 1,914 1,126 1,566 1,209 2,409 1,286 1,429 4,022 1,162 1,490 1,009 1,757

Примечание. Гипотезы об однородности (равенстве) дисперсий проверялись с использованием Б-статистики Фишера (Р = 5 %, р = 1 %, р = 0,1 %, р - процентное критическое значение Б-распределения Фишера при попарном сравнении однородных (равных) дисперсий).

Таблица 5

Р-вероятность ^распределения Стьюдента при попарном сравнении двух математических ожиданий при однородных (равных) дисперсиях по шкалам СМИЛ (ММР1) для девушек и юношей экспериментальной группы на 5-м курсе

Ь Б К 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 14

Д5к

531д-532д 0,075 0,091 1,000 0,224 0,325 0,180 0,266 0,729 0,621 0,164 0,053 0,150 0,516 0,005

531д-531п 0,573 0,066 0,660 0,452 0,585 0,811 0,366 0,379 0,072 0,246 0,185 0,903 0,073 0,017

531д-532п 0,130 0,225 0,697 0,083 0,470 0,174 0,671 0,556 0,428 0,489 0,229 0,502 0,261 0,192

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

532д-531п 0,329 0,014 0,523 0,569 0,720 0,120 0,818 0,107 0,008 0,880 0,514 0,096 0,016 0,089

532д-532п 0,536 0,514 0,617 0,248 0,813 0,686 0,427 0,648 0,414 0,593 0,600 0,841 0,173 0,111

531п-532п 0,324 0,118 0,404 0,085 0,692 0,058 0,504 0,190 0,056 0,594 0,948 0,407 0,606 0,066

Ю5к

531д-532д 0,911 0,014 1Е-05 0,493 0,423 0,770 0,653 0,090 0,074 0,684 0,344 0,652 5Е-04 4Е-04

531д-531п 0,334 0,389 0,019 0,326 0,316 0,354 0,196 0,015 0,419 0,587 0,249 0,552 0,117 0,121

531д-532п 0,720 0,042 0,002 0,317 0,130 0,866 0,463 0,388 0,324 0,275 0,039 0,220 0,002 0,003

532д-531п 0,304 0,234 0,078 0,980 0,946 0,775 0,288 0,008 0,486 0,926 0,958 0,421 0,137 0,234

532д-532п 0,805 0,856 0,501 0,999 0,766 0,908 0,407 0,071 0,589 0,511 0,562 0,472 0,811 0,556

531п-532п 0,116 0,364 0,363 0,973 0,670 0,644 0,801 0,278 0,874 0,587 0,608 0,231 0,206 0,229

Примечание. Гипотезы об однородности (равенстве) двух математических ожиданий проверялись с использованием ^статистики Стьюдента (однородность дисперсий не подтверждалась при Р < 0,05, Р < 0,01, Р < 0,001).

Выводы

1. Курсанты при обучении от 1-го до 5-го курса несли психогенные потери в виде защитных адаптивных реакций 4-8-й степеней, требующих коррекции с активизацией во время ее проведения ре-

акций восстановления до уровня 1-3-й степеней (первая степень - лучшая, восьмая - худшая). После проведения краткосрочной коррекции РВ1_3 требовалась саморегуляция (1ср), РВ4-6 - самокор-

рекция (2ск), РВ7-8 - длительная или пролонгированная коррекция (3дк).

2. Краткосрочная коррекция у 25 % девушек изменила ЗАР7-8 и ЗАР4-6 на РВ1-3, у 17 % - сократила РВ4-6, в 2 раза уменьшила РВ7-8. Коррекция у 10 % юношей изменила ЗАР7-8 и ЗАР4-6 на РВ1-3, у 43 % - не изменила РВ4-6, у 10 % - уменьшила РВ7-8. Уменьшение потерь с улучшением пограничного психического состояния курсантов после коррекции наблюдалось у 60 % девушек 531-й группы, 80 % девушек 532-й группы, 50 % юношей 531-й группы и 20 % юношей 532-й группы.

3. Диапазон колебаний шкал СМИЛ (ММР1) у девушек был невелик по сравнению с юношами, составляя ЗАР5 в основной группе, что обеспечивало положительный эффект коррекции. У девушек 531-й и 532-й групп РВ после коррекции доминировала над ЗАР, у юношей 531-й и 532-й групп после коррекции РВ оставалась на прежнем исходном уровне. Девушки более ответственно относились к своему психическому состоянию. В отличие от юношей попадание в пограничное психическое состояние с ЗАР8 у них отмечалось в 3 раза реже с лучшим выходом в РВ3.

Список литературы

1. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М., 1994. 175 с.

2. Научно-методические рекомендации по применению стандартизированного личностного опросника для медико-психологического обследования кандидатов в вузы / В. М. Воробьев [и др.]. СПб., 1984. 32 с.

3. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960. 254 с.

4. Сочивко Д. В. Теория и методология пенитенциарной психологии // Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии / под общ. ред. Д. В. Сочивко. Рязань, 2013. Т. 1. С. 6-24.

5. Hathawey S., Mckiney J. Basic readings on MMPI in psychology and medicine. Minneapolis, 1956.

6. URL: http://ru.wiktionary. org/wiki/%D0%B0%D0%B4%D0%B0% D0%BF%D1%82%D0%B8%D0% B2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1 %82%D1 %8C (дата обращения: 25.09.2013).

7. URL: http://naturalworld.ru/article_osoznavanie-put-k-osoznaniyu-sila-osoznadfniya.htm (дата обращения: 27.06.2013).

8. URL: www.http://www.psyguides.ru/sgalls-340-1.html (дата обращения: 22.04.2013).

VLADIMIR IVANOVICH SEROV,

phd in medicine, associate professor, lecturer of the psychology of professional activity in the penal system department

(Academy of the FPS of Russia), е-mail: v.i.serov@mail.ru

PSYCHOLOGY OF LOSS. PROTECTIVE ADAPTIVE REACTIONS, REACTION OF RESTORATION AFTER PERSONALITY CORRECTION OF THE CADETS OF THE 5th COURSE, OF THE GRADUATES OF THE ACADEMY OF THE FPS OF RUSSIA

Annotation: the correctional standard of socio-psycho-physiological space of the personality appeared from socio-, psycho- and physiogenic losses under the influence of external and internal conditions of professional activity of cadets (penal system personnel) causing disadaptation of the personality with its transition from normal mental state to a boundary one. Dynamics of Adaptability of cadets was diagnosed with Protective Adaptive Reactions of 8 degrees (PARi_8), their correction towards restoration of a mental and physical homeostasis (F. B. Berezin with coauthors, 1994) was diagnosed with Reactions of Restoration also of 8 degrees (RRi_8). Interference of persons of one and opposite sex, increase in intensity of academic and office obligations of cadets from the 1st to the 5th course within a legal framework was recorded. Domination of the first and second factor was determined by Social, Psychological and Physiological Protections of the Personality, entering the Constitutional Socio-psycho-physiological Protection of the Personality (CSPPPP), each of seven Types of Psychological Protection (TPP) and by Adaptability of the personality. Activity of the elements of the system (Social, Psychological, Physiological Protection) results in adaptability of the system that is the adaptation to the changing external and internal conditions. Socio-psycho-physiological losses were eliminated by means of the audiovisual methods of correction allowing the personality to find and restore the events connected with a mental trauma or traumatic experiences through understanding. TPP are the genetically fixed standard protections at the psychological level of the personality which are shown in a borderline as a result of the events which caused

sociogenic, psychogenic or physiogenic losses. CSPPPP is the continuous internal Social, Psychological and Physiological Protections appearing in each of seven TPP because of the losses of the personality. Girls had a smaller range of fluctuations of scales to PAR5 in comparison with PAR« in group of young men that provided them with more positive effect of correction to RR3. Among girls RR degree after correction dominated over PAR degree, after correction the degree of RR remained with young men at the former initial level. Unlike young men a boundary mental state with PAR8 among girls was noted 3 times less often with the best transition to RR3. After carrying out short-term correction RRi_3 self-control (1) was required, for RR4.6 - self-correction (2), RR7-8 - the long or prolonged correction (3). The forecast of behavior of girls after correction is more favorable, than at young men.

Key words: protective adaptive reaction, reaction of restoration, psychology of loss, cadet, personality, types of psychological protection, psychogenic losses, correctional standard socio-psycho-physiological space of the personality, boundary mental state.

References

1. Berezin F. B., Miroshnikov M. P., Sokolova E. D. Metodika mnogostoronnego issledovanija lichnosti (struktura, osnovy interpretacii, nekotorye oblasti primenenija) [Methodic of multilateral research of the personality (structure, interpretation bases, some scopes)]. Moscow, 1994, 175 p.

2. Nauchno-metodicheskie rekomendacii po primeneniju standarti-zirovannogo lichnostnogo oprosnika dlja mediko-psihologicheskogo obsledovanija kandidatov v vuzy [Scientific and methodical recommendations about application of the standardized personal questionnaire for medico-psychological inspection of candidates for higher education institutions]. St. Petersburg, 1984, 32 p.

3. Selye G. Ocherki ob adaptacionnom sindrome [Sketches about an adaptation syndrome]. Moscow, 1960, 254 p.

4. Sochivko D. V. Teorija i metodologija penitenciarnoj psihologii [The theory and methodology of penitentiary psychology]. Aktual'nye problemy sovremennoj penitenciarnoj psihologii [Actual problems of modern penitentiary psychology]. Under a general edition of D. V. Sochivko. Ryazan, 2013, vol. 1, pp. 6-24.

5. Hathawey S., Mckiney J. Basic readings on MMPI in psychology and medicine. Minneapolis, 1956.

6. Available at: http://ru.wiktionary. org/wiki/%D0%B0%D0%B4%D0%B0% D0%BF%D1%82%D0%B8% D0%B2%D0%BD%D0%BE%D1 %81%D1%82%D1%8C (Accessed 25 September 2013).

7. Available at: http://naturalworld.ru/ article_osoznavanie-put-k-osoznaniyu-sila-osoznadfniya.htm (Accessed 27 June 2013).

8. Available at: www.http://www.psyguides.ru/ sgalls-340-1.html (Accessed 22 April 2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.