Научная статья на тему 'Генезис психогенных потерь как причина суицидального поведения сотрудников силовых ведомств и их коррекция в экстремальных условиях жизнедеятельности'

Генезис психогенных потерь как причина суицидального поведения сотрудников силовых ведомств и их коррекция в экстремальных условиях жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
232
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОГЕНИЯ / ПСИХОГЕННЫЕ ПОТЕРИ / PSYCHOGENIC LOSSES / СОЦИОГЕНИЯ / СОЦИОГЕННЫЕ ПОТЕРИ / ФИЗИОГЕНИЯ / ФИЗИОГЕННЫЕ ПОТЕРИ / ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / PHYSIOLOGICAL CORRECTION / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / FUNCTIONAL SYSTEMS / РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ / REFLEXOTHERAPY / СОТРУДНИК УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / PENAL SYSTEM EMPLOYEE / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EXTREME CONDITIONS OF LIFE ACTIVITY / PSYCHOGENIA / SOCIOGENIA / SOCIOGENIC LOSSES / PHYSIOGENIC LOSSES

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Серов Владимир Иванович, Овчарова Екатерина Владимировна

За последние годы суицид подростков возрос на 60 %. Он проявляется у кандидатов на учебу, в период обучения в вузе и дальнейшей службе. Экспериментально установлены психогенные, социогенные и физиогенные потери при суицидальном поведении. Обоснован механизм психогенных потерь при психогении, социогенных потерь при социогении и их коррекция при суицидальном поведении, физиогенных потерь в функциональных системах и их коррекция рефлексотерапией при физиогении у военнослужащих и сотрудников уголовно-исполнительной системы в экстремальных условиях жизнедеятельности. Снижение нервно-психической неустойчивости Краткосрочным ассоциативным экспериментом и Медитативным рисуночным тестом, активированной функциональной системы рефлексотерапией обеспечивало динамическое равновесие всех 12 функциональных систем, резонансных структур мозга, что снимало социопсихофизиологическую защиту у военнослужащих и сотрудников уголовно-исполнительной системы с переходом в пределы нормы. Эффективность коррекции психогенных потерь при психогении составила 80 %, социогенных потерь при социогении 50 %, физиогенных потерь при физиогении 90-95 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Серов Владимир Иванович, Овчарова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Suicide of adolescents has increased recently for 60%. It can be revealed at university entrants, during university education and further service. Psychogenic, sociogenic ans physiogenic losses under suicidal behavior have been revealed experimentally. Mechanism of psychogenic losses under psychogenia, sociogenic losses under sociogenia and their correction under suicidal behavior, physiogenic losses in functional systems and their correction by means of reflexotherapy under physiogenia in military personnel and penal system employees under extreme conditions of life activity is grounded. Decrease in neuropsychic instability by Short-term associative experiment and Meditative picture test, activating of functional system by reflexotherapy provided dynamic balance of all 12 functional systems and resonant brain structures, thus removing socio-psycho-physiological defense in military personnel and penal system employees with transition to standard range. The efficiency of psychogenic losses under psychogenia was 80%, sociogenic losses under sociogenia 50% and physiogenic losses under psychogenia 90-95%.

Текст научной работы на тему «Генезис психогенных потерь как причина суицидального поведения сотрудников силовых ведомств и их коррекция в экстремальных условиях жизнедеятельности»

УДК 159.9:343.83

ГЕНЕЗИС ПСИХОГЕННЫХ ПОТЕРЬ КАК ПРИЧИНА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реферат: за последние годы суицид подростков возрос на 60 %. Он проявляется у кандидатов на учебу, в период обучения в вузе и дальнейшей службе. Экспериментально установлены психогенные, социогенные и физиогенные потери при суицидальном поведении. Обоснован механизм психогенных потерь при психогении, социогенных потерь при социогении и их коррекция при суицидальном поведении, физиогенных потерь в функциональных системах и их коррекция рефлексотерапией при физи-огении у военнослужащих и сотрудников уголовно-исполнительной системы в экстремальных условиях жизнедеятельности. Снижение нервно-психической неустойчивости Краткосрочным ассоциативным экспериментом и Медитативным рисуночным тестом, активированной функциональной системы рефлексотерапией обеспечивало динамическое равновесие всех 12 функциональных систем, резонансных структур мозга, что снимало социопсихофизио-логическую защиту у военнослужащих и сотрудников уголовно-исполнительной системы с переходом в пределы нормы. Эффективность коррекции психогенных потерь при психогении составила 80 %, социогенных потерь при социогении -50 %, физиогенных потерь при физио-гении - 90-95 %.

© Серов В. И., Овчарова Е. В., 2017

В. И. Серов, Е. В. Овчарова

Ключевые слова: психогения, психогенные потери, социогения, социогенные потери, физиогения, физиогенные потери, физиологическая коррекция, функциональные системы, рефлексотерапия, сотрудник уголовно-исполнительной системы, экстремальные условия жизнедеятельности.

Программа дальнейших исследований для психологов должна опираться на фундаментальный принцип - каждый человек одарен, предложенный Президентом России В. В. Путиным в 2016 г. в Послании Федеральному Собранию. Перестроить внутренний мир, раскрыть талант человека, поддержать при этом его социопсихофизиологическое равновесие без перехода в патологию - задача психолога для сбережения человеческого капитала. Однако в экстремальных условияхжизнедеятельности, в частности, сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), они несут потери и переходят в пограничное состояние с вероятным суицидальным поведением.

Психические состояния, находящиеся между нормой и патологией, называются пограничными. Все пограничные состояния аномальны (отклоняющиеся) и связаны с нарушением какой-либо существенной стороны психической саморегуляции [2].

Асоциальность поведения взрослых, детей и подростков в пограничных состояниях предполагает наличие явных (46,5 %) и скрытых (41,5 %) ак-

центуаций характера [4, 5]. Частота совокупностей явных и скрытых акцентуаций в популяции равна 85,2 %, пред-болезненных форм среди населения -89,7 % [11].

В. К. Смирнов (1983), рассматривая психическое здоровье личности, акцентировал внимание на пограничных состояниях, которые занимают промежуточные положения между болезнью и здоровьем, содержат в себе истоки процессов и состояний дезадаптации, психосоматических расстройств, нервно-психической неустойчивости, злоупотребления алкоголем, наркотиками и психостимуляторами, дисгармонии личности, а также восстановления, адаптации, психической и соматической защиты. При рассмотрении пограничных состояний в широком диапазоне жизнедеятельности и поведения человека они являются объектом изучения нетолько психиатрии, медицинских наук, но и других дисциплин о человеке, психологии, социологии, физиологии, философии [9].

За последние 60 лет частота суицидов в мире увеличилась на 60 %. До 20 миллионов человек ежегодно предпринимают суицидальные попытки. В России критический уровень завершенных суицидов, по данным Всемирной организации здравоохранения, в 20 случаях на 100 000 населения превышен до 29 случаев, или в 1,5 раза [1]. За последние годы суицид подростков возрос на 60 %. В связи с этим актуальна разработка методов диагностики и коррекции пограничных психических состояний с суицидальной активностью кандидатов на учебу в вуз.

Психология потери - это выход в пределы нормы из нездоровья пограничного состояния путем восстановления коррекцией психогенных потерь при психогении, которые влекут за со-

бой восстановление социогенных потерь при социогении и физиогенных потерь при физиогении для развития личности в свободе творчества.

Основными потерями являются психогенные потери, поскольку при их появлении личность переходит из нормального состояния в пограничное, которое выделяют В. К. Смирнов (1983), М. И. Еникеев (2016) и другие ученые. В пограничном состоянии при продолжающихся потерях возникают семь Типов психологических защит (ТПЗ1-7) с тремя уровнями защит - социальной, психологической и физиологической [12]. По классификации Л. Н. Собчик (2000) в нормальном состоянии ТПЗ носят названия «сверхконтроль», «оп-тимистичность-пессимистичность», «эмоциональная лабильность», «импульсивность», «ригидность», «тревожность», «индивидуалистичность» [14], в патологическом состоянии - «ипохондрия», «бифокальное психическое расстройство», «истерия», «психопатия», «паранойя», «психастения», «шизофрения», из них ТПЗэ являются причиной суицидального поведения, особенно среди лиц молодежного возраста.

В правовом поле и экстремальных условиях жизнедеятельности сотрудников УИС [15] психогении возникали после психогенных потерь при адаптации к пограничному состоянию из-за внутриличностного конфликта кризисной личности между реальной и проективной моделями [8], в психологической защите - между психологическим и психофизиологическим уровнями, между внешними детерминантами поведения и внутренними условиями [10], в социальной защите - между социальным и социально-психологическим уровнями, в физиологической защите - между физиологическим и биологическим уровнями.

Объект изучения - пограничное состояние между нормой и патологией.

Предмет - взаимодействие социо-гении, психогении, физиогении в активированном Типе психологической защиты под влиянием коррекции.

Цель - восстановление психогенных, социогенных, физиогенных потерь под влиянием коррекции для развития творчества личности и тем самым поддержание его уровня и продолжительности жизни.

Задачи: диагностика и коррекция психогенных потерь при психогении, социогенных - при социогении, физи-огенных - при физиогении с вероятным суицидальным поведением.

Методика. Защитные Адаптивные Реакции (ЗАР1-8), которые включали в себя психогенные и социогенные потери определялись по СМИЛ (MMPI) [14, 16] и шкале Адаптивности [6], фи-зиогенные потери - электропунктур-ной диагностикой (ЭПД) [17]. Коррекция психогенных потерь при психогении осуществляется Краткосрочным ассоциативным экспериментом (КАЭ) и Медитативным рисуночным тестом (МРТ), социогенных потерь при социогении -постдиагностическим тренингом-коррекцией [8], физиогенных потерь при физиогении - рефлексотерапией (РТ), которая остается основным методом в экстремальных условиях жизнедеятельности, особенно в иррегулярных боевых действиях в Афганистане, Чечне, Новороссии, Сирии. ЭПД 12 функциональных систем (12 ФС) более динамична по сравнению со СМИЛ, занимает 5 мин и используется в обследовании населения Японии. Эффективность коррекции проверялась модифицированным тестом Люшера по сочетанию синего и черного цветов в восьмицвето-вом выборе. Применен кластерный анализ, методы многомерной статистики с

критериями F-Фишера, M-Бартлетта, t-Стьюдента, V-Уэлша.

Результаты и обсуждение. Увеличение количества психогенных боевых потерь проявилось в армии США в период военных действий. В Корее они составили 24 % от всего личного состава. После войны во Вьетнаме до 1990 г. около 100 000 американских солдат покончили жизнь самоубийством, тогда как число погибших на войне составило 58 000. В данный период количество самоубийц среди ветеранов этой войны уже в 3 раза больше погибших во время боевых действий.

Глобальными исследованиями ученых США 300 болезней и более 2300 осложнений по 188 странам мира и период с 1990 по 2013 год установлено, что всего 4,3 % жителей нашей планеты полностью здоровы. Среднее число людей, страдающих каким-либо заболеванием, составило 95,7 % от общего числа жителей, среди детей младше пяти лет полностью здоровых 36 %, а среди людей старше 80 лет -0,02 % [URL:http:// img4. vitaportal. ru/medicine/lechenie-i-profilaktika-metodiki/news/vsego-43-zhitelej-nashej-planety-polnostyu-zdorovy.h (дата обращения 09.12.2016)].

В настоящее время выпускники школ имеют социальные, психологические и физиологические проблемы в адаптации к учебно-профессиональной деятельности в вузе: до 30 % кандидатов страдают возрастными отклонениями от психической нормы, до 40 % - изменениями сердечно-сосудистой системы, до 50 % - зрения, до 60 % - осанки. В связи с этим было принято решение о создании на психологическом факультете лаборатории «Коррекция потерь личности» (КПЛ).

Иерархический кластерный анализ выполнен на 604 кандидатах на учебу по

результатам аппаратурной диагностики ПФО88 Физиологической защиты, для каждой из восьми ЗАР1, а, з, 4, 5, 6, 7, 8 и интегральной ЗАР1-8. Предварительно все 604 испытуемых по результатам тестирования по СМИЛ (ММР1) и шкалы Адаптивности были распределены по восьми степеням ЗАР. В основу разделения выборки на ЗАР1-8 была положена Психологическая защита личности.

До коррекции (рис. 1) кластерным анализом данных Физиологической защиты выделено два пространства однородных признаков по четыре типа ре-

акций ЗАР1-4 и ЗАР5-8. Формирование ядра первого пространства однородных признаков заканчивалось на объединяющей дистанции 1 подключением ЗАРа со 168 испытуемыми (28 %), ЗАРз - со 186 (31 %) и интегральной ЗАРМ - с 604 испытуемыми (100 %). Таким образом, ядро охватывало до 59 % всех испытуемых. На дистанции 2 подключалась ЗАР4 с 80 испытуемыми (13 %), на дистанции 3 - ЗАР1 с 60 испытуемыми (10 %). Таким образом, ядро первого однородного пространства признаков состояло из 82 % испытуемых.

САЗ

Label

ЗАР2

3APi-s

ЗА Pi

ЗАР*

ЗА Pj

ЗАР6

3APS

ЗАР^

ЗАРТ

**HIERARCHICALCLUSTERANALYSIS***** Dendrogram using Average Linkage (Between Groups) Rescaled Distance Cluster Combine - объединяющая дистанция E 0 5 10 15 20 25

Num +-- +---------+---------+---------+---------+---------+

Рис. 1. Распределение кандидатов на

Второе пространство признаков лиц с вероятным суицидальным поведением было более разрозненным и формировалось подключением к ядру первого кластера на дистанции 6,5 ЗАР6 с 27 испытуемыми (4 %), на дистанции 8,5 ЗАРВ - с 23 испытуемыми (4 %), на дистанции 10,0 ЗАР5 - с 47 испытуемыми (8 %), на дистанции 25,0 ЗАР7 -с 12 испытуемыми (2 %). На последней дистанции все типы реакций объединялись. Второе пространство признаков состояло из 18 % испытуемых.

Следовательно, кластерным анализом подтверждено разделение всех испытуемых по ЗАР1-8 Психологической защиты, которое ранее было выполнено визуальным разделением по

учебу на два кластера ЗАР1-4 и ЗАР5-8 Типам психологических защит и Адаптивности.

С. А. Красненкова (2007) исследовала 600 человек, из них 200 мужчин в возрасте 18-50 лет, сотрудников УФСИН по Воронежской области, 200 женщин в возрасте 18-50 лет, состоящих в супружеских отношениях с сотрудниками УИС, и 200 детей сотрудников УИС в возрасте 13-15 лет женского и мужского пола. Именно этот возраст определяется как критический для неадекватных решений в сложных социальных ситуациях. Количество детей, относящихся к группе «норма» по методике СМИЛ, после коррекции МРТ увеличилось на 4 %, с 83,6 до 87,6 %, за счет сокращения группы «пограничное

состояние» на 3 % и группы «патологическое состояние» на 1 % [3].

Е. В. Овчарова (2012) среди 372 сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, выявила группу риска с низким уровнем психической адаптации (19 % - мужчины; 21 % - женщины) [7]. Таких лиц с ЗАР4, прошедших тестирование по СМИЛ и шкале Адаптивность, психологом отдела охраны обнаружено в 4 раза больше даже после отбора в Центре психодиагностики (ЦПД) [13]. Сотрудникам УИС была проведена коррекция с эффективностью 70 % у мужчин и 72 % у женщин, поскольку отбор ЦПД не исключал полностью лиц, имеющих явную и латентную дезадаптацию с суицидальной активностью [7].

В отношении кандидатов на учебу было принято второе условие - увеличение учебной и служебной нагрузки и соответственно потерь с 1-го по 5-й курс. Для анализа курсантов учебных групп разделяли по полу. Установлено, что курсанты при обучении с 1-го по 5-й курс имели психогенные потери в виде Защитных адаптивных реакций до 4-8-й степени, требующих коррекции с активизацией во время ее проведения Реакций восстановления до уровня 1-3-й степени (первая степень - лучшая, восьмая - худшая реакция). После проведения краткосрочной коррекции РВ1-3 требовалась саморегуляция (1ср), РВ4-6 - самокоррекция (2ск), РВ7-8 - длительная или пролонгированная коррекция (3дк). До и после проведения пяти сеансов краткосрочной коррекции доля ЗАР1-3, ЗАР4-6, ЗАР7-8 и РВ1-3, РВ4-6, РВ7-8 составила: для девушек - 0; 88; 12 % и 24; 70; 6 %, для юношей - 28; 43; 29 % и 38; 43; 19 % соответственно. Краткосрочная коррекция у четвертой части девушек изменила ЗАР7-8 и ЗАР4 -6 на РВ1-3, у 17 % - сократила РВ4-6,

в 2 раза уменьшила РВ7-8. Коррекция у 10 % юношей изменила ЗАР7-8 и ЗАР4-6 на РВ1-3, у 43 % - не изменила РВ4-6, у 10 % - уменьшила РВ7-8 .

Краткосрочная коррекция (табл.) была эффективна для 32 % испытуемых в связи с преходящими пограничными психическими состояниями и неэффективна (3дк) у одной девушки и четырех юношей 532-й группы. Эти пять испытуемых (13 %) попадали в группу риска по асоциальному суицидальному поведению из-за затяжных пограничных психических состояний. Самокоррекция для 55 % курсантов после проведения краткосрочной коррекции ставит вопрос о прогнозе их поведения после окончания курса. До коррекции дисперсия ЗАР, р в группе девушек была меньше дисперсии ЗАР, р в группе юношей в 3,5 и 1,6 раза, после коррекции дисперсия РВ, р - в 2,5 и 1,3 раза соответственно.

Генезис причин суицидального поведения имеет три вектора: физиогенный (в мире 10 % детей рождаются раньше срока, многие через кесарево сечение из-за того, что до родов лица женского пола курили, употребляли алкоголь, наркотики; чтобы защитить мозг недоношенным детям искусственно поддерживали сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную системы; стимуляция схваток во время родов после них вызывала энцефалопатию новорожденных), психогенный (пропаганда насилия рекламой о стиле жизни, компьютерная зависимость), социогенный (подражание зацеперам, сноубор-дистам при сниженном чувстве страха). Преступные группы в соцсетях Интернета вызывают криминальную зараженность до миллиона несовершеннолетних. Это проявляется в применении стрелкового оружия, групповых самоубийствах из-за ранней любви, угрозе

о

Оч

Таолица

Психокоррекция (ПК) Защитных адаптивных реакций 1-8-й степени (ЗАР<>-д) и Реакций восстановления после ПК 1-8-й степени (РВ<,.д)

с критерием Welsh (Р) у девушек (Д) и юношей (Ю) 531-й (п = 21) и 532-й (п = 23) групп

Д,№ 1 2 4 8 9 15 17 19 20 5 7 12 15 19 20 21 22 м D

ЗАР,-в 8 5 8 5 5 6 5 5 5 4 5 4 5 4 6 5 5 5,29 1,35

Рзард 7 -5 45 7 7 26 7 7 7 -8 17 8 -20 4 0 -6 17 7,02 206

ПК Здк 2с,. Зд,. 2» 2„. 2» 2с, 2с, 2с, 2» 2» 2» 2с, 2с, 2с, 2с, 2»

PBi-g 7 4 3 3 5 3 3 4 4 5 4 6 6 4 4 6 4 4,44 1,60

Ррвд 2 11 5 -4 25 14 -15 -1 -13 -10 -6 41 35 17 8 26 2 8,10 275

ПК Здк. 2с,. 1ср 1ср 2„. 1ср 1ср 2с, 2с, 2» 2» 2» 2с, 2с, 2с, 2с, 2»

Ю, № 3 5 6 10 11 12 13 14 18 21 3 4 6 8 9 10 13 14 17 18 23

ЗАР,-в 6 3 2 2 4 3 8 5 3 4 5 5 8 4 3 8 8 8 6 4 8 5,10 4,69

Рзарю 47 26 25 -21 13 19 15 15 -4 -6 4 15 14 23 16 23 35 15 11 20 -36 12,77 330

ПК 2с. 1ср 1ср 1ср 2„. 1ср Зд, 2с, 1ср 2» 2» 2» Зд, 2с, 1ср Зд, Зд, Зд, 2» 2„. Зд,

PBi-g 4 3 2 2 4 3 8 5 3 4 5 3 4 6 5 8 8 8 4 3 3 4,52 3,96

Ррвю 20 -8 17 16 11 16 40 1 7 -1 16 -8 1 11 29 52 55 33 21 7 -16 15,19 353

ПК 2» 1ср 1ср 1ср 2с, 1ср Зд, 2с, 1ср 2» 2» 1ср 2с, 2с, 2с, Зд, Зд, Зд, 2» 1ср 1ср

z

■о

ю о

убийства родителей, несоответствии человека профессии.

Последствия потерь в том, что творческие личности склонны к смерти от избыточного труда. В Японии многие работают с 8 до 18 часов и сверхурочно, что сопровождается 300 000 инфарктами в год (20-30 %), 30 000 человек кончают жизнь самоубийством в год. Если сотрудник в Японии рано уходит с работы, то считается, что недоделанную работу он оставляет другим.

В практике диагноз психического здоровья и его пограничных состояний не завершает заключения, а начинает его с последующим раскрытием Типа психологической защиты, уточнением уровня Социальной, Психологической, Физиологической защит для психокоррекции.

Пограничные состояния с позиции направления наших исследований психического здоровья мы рассматриваем в качестве основы, которая заключает в себе основные механизмы незаболевания, с одной стороны, и возникновения начальных форм психических расстройств - с другой.

Для юридической психологии полученные данные о пограничном состоянии можно проиллюстрировать примером проведения психологической экспертизы в случае смерти одного курсанта по вине другого.

Карта исследования физиологического аффекта как последствий психогении, социогении, физиогении.

Фамилия, имя, отчество - курсант Н. В. С-в. Возраст - 18 лет. Место службы -г. Коломна. Должность - курсант, звание - рядовой. Исследование проведено в трибунале в 1985 г. Продолжительность насилия - две недели. Диагноз: Физиологический аффект.

Анамнез. Курсант приехал на каникулярный отпуск в свой город и сразу

по приезде подвергся физическому насилию со стороны офицера пожарной охраны и других лиц. В дальнейшем физическое насилие продолжалось. После «разговора» о перемирии первым из туалетной комнаты вышел подозреваемый, потерпевший шел сзади и неожиданно напал, завернув куртку подозреваемого на голову, и начал избиение. Курсант Н. В. С-в выхватил заранее приготовленный нож из кармана куртки, нанес им несколько ударов и во время драки убил обидчика, остался на месте, продолжая ногами наносить удары по лежащему телу, пока подоспевшие свидетели не оттащили его. Подозреваемый был арестован, помещен в СИЗО. Когда в качестве обвиняемого он предстал перед трибуналом, ему была назначена психологическая экспертиза для установления физиологического аффекта во время совершения убийства.

Данные объективного обследования. Соотношение данных СМИЛ и ЭПД показано на примере психологической экспертизы физиологического аффекта и его развития по фазам: накопление, разрешение и спад эмоционального напряжения у Н. В. С-ва. Проведено исследование Социальной, Психологической и Физиологической защит с целью выяснения индивидуальных различий для подтверждения данных анамнеза, истории развития (рис. 2, 3, 4).

На рисунке 2 показано, что психическое состояние с ЗАРв бывшего курсанта с кодом 7>5>1>4>2>3>6 было в пределах 51-99 Т по СМИЛ (ММР1). В условиях СИЗО психогенные потери с ЗАР8 Н. В. С-ва отразила и шкала Адаптивности.

Как видно на рисунке 3, границы сдвинуты за физиологические пределы по оси ординат и ограничены колебаниями в пределах от -0,369 до -1,510

Рис. 2. Психогения. Нервно-психическая регуляция функциональных систем курсанта

-1,! -1,í

-1,< -1, -1, -1, -1, -1,

S О

S-0,! -0,8 -0,7 -0,6 -0,5 -0,4 -0,3 -0,2 -0,]

Рязань - курсант С-в. Филологические границы функциональных систем справа (1-12) и слевД (13-24)

0 4 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

Верх -0,9 -1,9 -1,9 -0,7 -1,4 -1,9 -0,8 -0,3 -1,6 -1,5 -0,9 -0,7 -1,7 -1,2 -0,5 -0,3 -0,5 -0,6 -0,3 -0,2 -1,7 -1,8 -0,9 -0,9

Низ -0,8 -1,5 -0,6 -0,1 -1,5 -1,8 -0,2 -0,2 -1,5 -0,8 -0,7 -0,6 -0,9 -1,2 -0,1 -0,2 -1,1 -1,1 -0,2 -0,2 -1,3 -1,8 -0,8 -0,8

Рис. 3. Физиогения. Регуляция функциональных систем курсанта Н. В. С-ва Электропунктурная диагностика верхних (синяя линия) и нижних (черная линия) границ 12 функциональных систем с правой (1-12) и левой (13-24) стороны

Мом'а при М = -0,940, ±о = 0,570, ±D = 0,325. Проведено измерение репрезентативных точек кожи, по которым установлены отклонения от нормы на каждой из 12 функциональных систем.

История развития. Из опроса матери: «...первый муж начал выпивать с 1966 года, после рождения сына. Мотивы для меня были неясны. Жили в дос-татке. Он был военнослужащим, по профессии - водитель. Позже на почве пьянства у него развилась алкогольная эпилепсия. Покончил жизнь самоубийством в 1978 г. (повесился в туалете).

Снохождения у сына не было, но было сноговорение. Это передалось ему по наследству. У меня снохожде-ния были. Соседи часто заставали меня раздетой на лестничной площадке. В больнице, где я находилась после ап-пендэктомии, меня нередко заставали ночью моющей оконные стекла. Сно-хождения и резкие боли в правой лобной части головы у меня появились после смерти мужа в 1979 г.

Прадед по отцу умер в возрасте 36 лет, дед - в 52 года, оба от рака желудка. В возрасте 5 лет сын попал в больницу с расстройством желудочно-кишечного тракта. Во время прохождения призывной комиссии врач-терапевт отмечал повышенный уровень артериального давления. В училище сразу после зачисления во время несения суточного наряда развилось обморочное состояние. В 1967 г. в течение трех дней после погрешности в еде (съел головку чеснока для профилактики ОРЗ) сильно болели почки».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из опроса следует, что у Н. В. С-ва отмечается locus minoris resistentiae со стороны функциональных систем -сердечно-сосудистой, желудка, почек.

Жалобы. На момент обследования жалоб не предъявляет. Подавлен. На вопросы отвечает тихо, однозначно.

Данные объективного статуса. При обследовании черепно-мозговых нервов отмечается сглаженность носо-губной складки, девиация языка влево, преобладание слева карпорадиальных, локтевых, брюшных, коленных, ахилловых рефлексов ^ > D). Известно, что такая симптоматика характерна для межполушарной асимметрии при повышенной активности правого полушария, отвечающего за принятие решения и эмоциональный контроль.

Результаты исследования. По данным комплексного обследования, личность испытуемого имеет социально одобряемые цели и установки (стремится учиться, трудолюбив, профессионально ориентирован). Интеллект обследуемого достаточно высок (все ступени профотбора выполняет на высоком уровне обобщения). Код 6-8 по СМИЛ отражает повышенную раздражительность, ригидность мышления, злопамятство, агрессивность с социально обусловленными идеями отношений. Пик по шкале 6 отражает аффек-тивность, обидчивость, упрямство. Пик по шкале 8 - причудливость и парадоксальность мышления, эмоций и поведения, жестокость. Личностный инфантилизм, эмоциональная неустойчивость и ригидность, агрессивность, обостренное чувство собственного достоинства, особенно склонны актуализироваться в ситуациях личностно-значимых, а также под влиянием алкоголизации, которая способствует состоянию раскованности, расторможенности, снижает критику, усиливает упрямство, агрессивные тенденции, вызывает стремление к неадекватному самоутверждению. ЭПД выявляет избыточность 2, 6, 9-х меридианов справа, 10-го - слева, недостаточность 8-го меридиана справа, 3, 4, 7, 8-х - слева, то есть имеется функциональная недостаточность же-

лудка, селезенки, надпочечников, сосудистой системы и избыточность толстого, тонкого кишечника и трех частей туловища, являющихся основой данного нервно-психического статуса. Наличие фаз физиологического аффекта было подтверждено другими данными объективного обследования. Курсант был осужден, не вернулся в строй и не продолжил свою служебную деятельность.

Рекомендации. Курс рефлексотерапии должен восстановить гомеостаз. Центральные и периферические звенья нервной системы базируются на равновесии 12 ФС. Рефлексотерапия должна перераспределить энергию активированной ФС без «провалов в энергетические ямы». У Н. В. С-ва гипофункция надпочечников в условиях нарастающего эмоционального напряжения не обеспечивают деятельность.

Для сравнения приведены данные по физиогении сотрудника Академии ФСИН России со значительным служебным стажем (Рязань, 12.04.2010 г.).

Как видно на рисунке 4, границы регуляции функциональных систем инвертированы, подняты вверх по оси ординат и ограничены колебаниями в пределах от 0,153 до -0,293 Мом при М = -0,070, ±о = 0,223, ±D = 0,0496.

Прогноз: по представленным данным, краткосрочная рефлексотерапия способна восстановить не только состояние активированной системы, но и психический гомеостаз с нервно-психическим равновесием.

Выводы.

1. Психологическая готовность к поступлению в вуз должна рассматриваться как начальный элемент профессионального отбора и гарантировать

Рис. 4. Физиогения. Инвертирование показателей у Н. А. Т-вой (17.11.39 г. р.) по электропунктурной диагностике физиологических границ 12 функциональных систем с правой (1-12) и левой (13-24) стороны

надежность функционирования человека в длительных экстремальных условиях жизнедеятельности.

2.Развитие профессионального отбора должно рассматривать психофизиологические возможности человека с точным обоснованием нервно-психического статуса и его соответствие состоянию 12 функциональных систем.

3. Оценка показаний по электро-пунктурной диагностике должно проводиться индивидуально методом дисперсионного анализа с расчетом границ М ± а, что позволит избежать влияния местных условий и приблизиться коценке состояния 12 функциональных систем.

4. Эффективность коррекции психогенных потерь при психогении составила 80 %, социогенных потерь при со-циогении - 50 %, физиогенных потерь при физиогении - 90-95 %.

Список литературы

1. Булатецкий С. В. Основные детерминанты суицидального поведения осужденных : материалы Междунар. конф. «25-летие психологического факультета Академии ФСИН России». Рязань, 2016.

2. Еникеев М. И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии : учебник. 2-е изд., перераб. М. : Норма : ИНФРА-М, 2016. 2016. 640 с.

3. Красненкова С.А. Гештальториентирован-ная арт-коррекцияпсихическихсостояний сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей: дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2007. 198 с.

4. Леонгард К. Акцентуированные личности : пер. с нем. Киев : Выща шк., 1981. 392 с.

5. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л. : Медицина, 1983. 256 с.

6. Научно-методические рекомендации по применению стандартизированного личностного опросника для медико-психологического обследования кандидатов в вузы / В. М. Воробьев и [др.]. СПб. : Изд-во Минобороны СССР, 1984. 32 с.

7. Овчарова Е. В. Психические состояния сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием, и их краткосрочная коррекция : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2012.

8. Парыгин Б. Д. Социальная психология : учеб. пособие. СПб. : ГУП, 2003. 616 с.

9. Психическое здоровье и пограничные состояния : сб. науч. тр. / под ред. В. К. Смирнова. Горький, 1983. 132 с.

10. Рубинштейн C. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер Ком, 1999. 720 с.

11. Семичев С. Б. Предболезненные психические расстройства. Л. : Медицина,1987. 121 с.

12. Серов В. И., Ушатиков А. И., Новоселова А. С. Основы психологической коррекции в ИТУ : учеб.-метод. пособие : в 3 ч.. Рязань, 1996. Ч. 1. 196 с. ; Ч. 2. 162 с. ; Ч. 3. 147 с.

13. Серов В. И., Овчарова Е. В. Методика расчета психогенных потерь в пограничных психических состояниях сотрудников отделов охраны УИС, несущих службу с оружием // II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление», Рязань, 2015. С. 100-105.

14. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб. : Речь, 2000. 219 с.

15. Сочивко Д. В. Теория и методология пенитенциарной психологии // Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии / под общ. ред. Д. В. Сочивко. Рязань, 2013. Т. 1. С. 6-24.

16. Hathawey S., McKinley J. Basic readings on MMPI in psychology and medicine. Minneapolis, 1956.

17. Nakatani Y. Skin electric resistance and ryodoraku. J. Autonomic Nerve. 1956. V. 6. P. 52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.