Научная статья на тему 'Социогенные потребности как основа развития социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии'

Социогенные потребности как основа развития социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1179
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL COMPETENCY / СОЦИОГЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / SOCIOGENIC NEEDS / ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ / DEVELOPMENTAL DISABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королёва Юлия Александровна

Предметом исследования в данной работе являются социогенные потребности подростка и их взаимосвязь с социально-психологической компетентностью. Рассматривается специфичность сферы потребностей подростков с отклонениями в развитии, обусловленная как искаженностью и более поздним формированием самих потребностей, так и их недостаточностью на более ранних этапах развития. Подчеркивается, что отклонения в развитии меняют условия существования человека, провоцируют дисгармонию социальных отношений, ослабляют психологические ресурсы самой личности, что не позволяет ей своевременно и полноценно проявлять активность, осваивать социальные роли, овладевать социально-психологической компетентностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociogenic needs as the basis of socio-psychological competence of adolescents with developmental disabilities

This work studies sociogenic needs and its correlation with socio-psychological competency. This article examines the specificity of the sphere of needs of adolescents with developmental disabilities, which correlates with distortion and delay in the formation of these needs, and their aborted state at earlier stages of development. It is emphasised that the deviation in the development change conditions of human existence, provoke disharmony of social relations, weaken the psychological resources of the personality that does not allow it being active timely and fully, learning social roles, acquiring socio-psychological competency.

Текст научной работы на тему «Социогенные потребности как основа развития социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии»

УДК 159.922.8 ; 159.97

Королева Юлия Александровна

кандидат психологических наук, доцент Оренбургский государственный педагогический университет

koroleva-y@yandex.ru

СОЦИОГЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Предметом исследования в данной работе являются социогенные потребности подростка и их взаимосвязь с социально-психологической компетентностью. Рассматривается специфичность сферы потребностей подростков с отклонениями в развитии, обусловленная как искаженностью и более поздним формированием самих потребностей, так и их недостаточностью на более ранних этапах развития. Подчеркивается, что отклонения в развитии меняют условия существования человека, провоцируют дисгармонию социальных отношений, ослабляют психологические ресурсы самой личности, что не позволяет ей своевременно и полноценно проявлять активность, осваивать социальные роли, овладевать социально-психологической компетентностью.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, социогенные потребности, отклонения в развитии.

Процессы модернизации в современном обществе, дефицит стабильности ставят человека в условия постоянного выбора, поиска приоритетов, приводят к непрерывной переоценке жизненных ценностей и целей, деформируя систему мотивов и потребностей личности. Подобные трансформации актуализируют внимание к исследованию социогенных потребностей личности как основе развития социально-психологической компетентности подрастающего поколения.

В подростковом возрасте, как в наиболее сложном и интенсивном периоде развития человека, происходит активное формирование личности, качественные особенности которой во многом зависят от социальной ситуации развития ребенка, от условий его жизнедеятельности, от состояния его соматического здоровья и наличия/отсутствия патологических состояний. Противоречия, как движущая сила развития личности, наиболее отчетливо проявляются в потребностной сфере в подростковом периоде. Потребность личности, представляющая собой необходимость в чем-либо, объективно нужном для поддержания жизнедеятельности организма, развития личности, является внутренним побудителем ее активности. Потребности не отличаются статичностью, что обусловлено определенной ролью одних стремлений для возникновения других и связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности.

Подростковый возраст характеризуется значительными преобразованиями: происходит переориентация и смена значимости школьной среды от места учебы к месту активных взаимоотношений со сверстниками, возникают новые или усиливаются имеющиеся потребности подростка, обнаруживаются противоречия между стремлением в автономности и индивидуализации и прежней потребностью в доверительных отношениях с взрослыми, между возросшими потребностями в самостоятельности, в общении со сверстниками и возможностями их удовлетворения.

Доминирующими потребностями подростков, по мнению разных авторов, являются: потребности в общении, уважении, признании и принятии сверстниками [3; 7], в самоутверждении, в самореализации и развитии собственного «Я» [3; 5], потребность быть и считаться взрослым [7], понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований [2], потребность во внимании, поддержке и привязанности [3; 5]; в четких правилах и границах; в развитии и обучении через собственную жизненную практику (жизненный опыт); в интересных жизненных событиях, потребность в умении уверенно отстаивать свое мнение; в постановке жизненных целей [3], в безопасности, потребность в зависимости и эмансипации от семьи, в успехе и проверке своих возможностей [5].

В широком понимании к социогенным потребностям можно отнести все потребности, порождаемые жизнью человека в социуме. В подростковом возрасте наиболее актуальными из них становятся: потребность в межличностном общении, в референтной группе, в принятии сверстниками, в принадлежности, в признании и уважении, потребность в самореализации, в социальной успешности и автономности, что составляет универсальный ресурс личности, являясь движущей силой развития подростка.

Е.В. Руденский предложил социогенетиче-скую концепцию дефицитарной патологии личности, в основании которой заложены социогенные потребности, «определяющие линию развития личности: потребность в признании, в контроле и в принятии» [6, с. 53]. Каждая из потребностей, по сути, включает в себя несколько стремлений. Так, потребность в признании связана со стремлением человека быть замечаемым другими, значимым и ценным для них и проявляется в желании принадлежать к группе, иметь референтную группу, вызывать интерес у других. Американскими психотерапевтами аналогичная потребность обозначается как потребность «в подтверждении своего бытия». Потребность в контроле проявляется

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Королева Ю.А., 2016

Социогенные потребности как основа развития социально-психологической компетентности подростков..

в поведении, связанном с установлением и поддержанием отношений, что реализуется в уважении к другим и к себе, в желании контролировать и быть контролируемым. «На уровне самоощущений потребность в контроле воспринимается как потребность ощущения себя компетентной, знающей, умеющей принимать решения...» [6, с. 55]. Потребность в принятии сопряжена с аффилиатив-ными стремлениями личности в симпатии, дружбе, любви преимущественно в диадных отношениях.

Удовлетворение социогенных потребностей в подростковом возрасте позволяет проявлять активность и осваивать социальные роли, обретать социально-психологическую компетентность (далее СПК). Последняя понимается нами как способность личности эффективно взаимодействовать с окружающими в условиях динамической социальной среды, обеспеченную системой когнитивно-перцептивных, эмоционально-регулятивных, лич-ностно-ресурсных и поведенческих характеристик развивающейся личности. СПК подразумевает позитивную мотивацию, целостное восприятие социальных объектов, ориентированность в различных ситуациях общения, представления о разнообразии социальных ролей, способах и сценариях развития ситуаций социального взаимодействия, умение решать межличностные проблемы, самоконтроль и саморегуляцию, наличие внутренних ресурсов для решения трудных ситуаций взаимодействия, владение эффективными стратегиями взаимодействия. СПК воплощает в себе достижения личности в развитии отношений с другими людьми, позволяет обеспечивать возможность оценки ситуации и овладения социальной реальностью.

Детерминанты, представляющие собой позиции субъекта, рефлексию собственной деятельности, стремление к изменениям, оценку личности себя и своих возможностей, мотивы и потребности составляют личностно-ресурсный компонент СПК. Актуализированные потребности «запускают» активность субъекта, направленную на преобразования, самоизменения, под которыми понимается процесс и результат более или менее осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным. «Характер самоизменения, формирующийся под влиянием развернутой системы внутриличностных и социальных детерминант, варьируется от развития и позитивного преобразования имеющихся способностей, до саморазрушения и формирования деструктивных форм поведения» [4, с. 147].

Личностно-ресурсный компонент образует целостность всех сложнейших и противоречивых качеств личности, сознания и бессознательного, обеспечивает активность личности во взаимодействии, дает импульс и формирует мотивацию к самоизменению, организует рефлексию и осознанную саморегуляцию.

Социогенные потребности личности, имеющие межличностный характер, определяют социальный статус и социально-ролевой репертуар личности [6, с. 53]. Актуализация и удовлетворение этих потребностей в подростковом возрасте предоставляют условия для развития компонентов социально-психологической компетентности (табл. 1).

Удовлетворение перечисленных потребностей создает необходимые условия для гармоничного развития, а их депривация в зависимости от воз-

Источник Компоненты СПК Показатели

Актуализация социогенных потребностей возраста и их удовлетворение: - потребность в признании (в референтной группе, принятии сверстниками, потребность в принадлежности); -потребность в контроле (потребность в собственной компетенции, в уважении); - потребность в принятии (во взаимной симпатии, дружбе, любви). Личностно-ресурсный Стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности. Осознание мотивов своей деятельности, потребность в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей. Сформированные мотивы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, основанные на удовлетворении социогенных потребностей. Стремление к совершенствованию навыков взаимодействия. Готовность личности к структурным и уровневым изменениям качеств и свойств.

Когнитивно- перцептивный компонент Знание норм, правил и способов межличностного взаимодействия. Знание ряда собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха во взаимодействии и деятельности. Умение понимать и оценивать другого в процессе интеракций. Способность к социальному ориентированию в ситуациях взаимодействия.

Эмоционально- регулятивный компонент Эмпатия по отношению к партнеру взаимодействия. Субъективный самоконтроль. Навыки эмоциональной саморегуляции, владение средствами организации своего поведения.

Поведенческий Навыки конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Умения самостоятельно строить взаимоотношения с окружающими, решать проблемы без конфликтов. Преобладание конструктивных психологических защит.

Таблица 1

Социогенные потребности как основа развития социально-психологической компетентности

старших подростков

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

71

растного этапа и степени дефицита может приводить и к «расстройству замыслов» подростков, то есть к фрустрации, и к незначительным временным несоответствиям развития, и к более устойчивому - отклоняющемуся развитию. Однако взаимосвязь депривации социогенных потребностей с отклоняющимся развитием носит билатеральный характер: не только их фрустрация может привести к дизонтогенезу, но и само отклоняющееся развитие непосредственно или опосредованно искажает потребностную сферу, т.к. меняет характеристики интерактивного мира человека, приводят к искажению условий. Дефицит или искаженность этих условий развития блокирует удовлетворение потребностей личности, являющихся источником со-циогенеза.

Обеднение потребностей, их депривация, искажение их качественных характеристик в условиях дизонтогенеза опосредовано как характеристиками функционально-индивидного, мотивационно-личностного уровней, так и социальными условиями. Воздействие дизонтогенеза сказывается на строении и свойствах нервной системы (функционально-индивидный уровень): при разнообразных нервных, психических отклонениях ослабевает процесс активного торможения, нарушается контроль и сбалансированность его с раздражительным процессом. При последующем воздействии патогенного фактора появляется лабильность и слабость раздражительного процесса. Клиническим отражением этих нарушений являются «астения или симптомы психической слабости, бесконтрольность аффекта» [1, с. 5-6], нарушение и извращение побуждений. При многих отклонениях в развитии обнаруживается нарушение мотивов установления социальных связей со средой, неразвитость познавательных интересов, сужение сферы интересов и потребностей, недостаток активной социальной позиции, дисгармоничность в развитии и замедление развития социально зрелых потребностей (мотивационно-личностный уровень).

Снижение социальной позиции человека, дис-гармонизация межличностных отношений, его социальная недостаточность — это все последствия первичного нарушения, результат, приводящий к ограничениям возможности реализации ролей личности и полноценной жизнедеятельности в целом. Социальные последствия отклонений в развитии проявляются не только в сфере конкретной личности, но и детерминируют дисгармонизацию межличностных отношений особенно в условиях микросреды. Отклонения в развитии меняют условия существования человека, создают особую ситуацию развития личности, стимулируют лич-

ностные деформации и дисгармонию социальных отношений.

Проблематичным является удовлетворение социогенных потребностей подростков с отклонениями в развитии при неблагоприятных условиях семейного воспитания. Речь может идти как об эмоциональном отвержении ребенка, о грубо асоциальных семьях, о гипопротекции, так и о семьях, которые при общем благополучии и желании помочь своему ребенку воспитывают его в неадекватном состоянию и возможностям стиле (социальный уровень). Последствиями такого воспитания становятся инфантилизм, социальная неприспособленность, недоразвитие механизмов взаимодействия, формирование деструктивных форм поведения, что характеризует искажения и незрелость компетентности во взаимодействии.

Хроническая ситуация неудовлетворенности потребностей подростков с отклонениями в развитии, порожденная рядом объективных и субъективных факторов, препятствует вхождению во взрослость, неблагоприятно сказываясь на формировании разных личностных образований, в том числе социально-психологической компетентности. Отклонения в развитии меняют условия существования человека, провоцируют дисгармонии социальных отношений, ослабляют психологические ресурсы самой личности, что не позволяет ей своевременно и полноценно осознавать, проявлять активность, осваивать социальные роли, овладевать социально-психологической компетентностью.

Библиографический список

1. Бамдас Б.С. Астенические состояния. - М.: Медгиз, 1961. - 206 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 389 с.

3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008. - 336 с.

4. Королева Ю.А. Детерминанты и механизмы развития социально-психологической компетентности в условиях дизонтогенеза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 146-151.

5. Ремшмидт X Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 319 с.

6. Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности: Виктимологические основания психологической теории дефицитарной патологии развития личности. - Новосибирск: ГЦРО, 2000. - 180 с.

7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - 560 с.

72

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.