УДК 159.922.8 ; 159.97
Королева Юлия Александровна
кандидат психологических наук, доцент Оренбургский государственный педагогический университет
СОЦИОГЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
Предметом исследования в данной работе являются социогенные потребности подростка и их взаимосвязь с социально-психологической компетентностью. Рассматривается специфичность сферы потребностей подростков с отклонениями в развитии, обусловленная как искаженностью и более поздним формированием самих потребностей, так и их недостаточностью на более ранних этапах развития. Подчеркивается, что отклонения в развитии меняют условия существования человека, провоцируют дисгармонию социальных отношений, ослабляют психологические ресурсы самой личности, что не позволяет ей своевременно и полноценно проявлять активность, осваивать социальные роли, овладевать социально-психологической компетентностью.
Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, социогенные потребности, отклонения в развитии.
Процессы модернизации в современном обществе, дефицит стабильности ставят человека в условия постоянного выбора, поиска приоритетов, приводят к непрерывной переоценке жизненных ценностей и целей, деформируя систему мотивов и потребностей личности. Подобные трансформации актуализируют внимание к исследованию социогенных потребностей личности как основе развития социально-психологической компетентности подрастающего поколения.
В подростковом возрасте, как в наиболее сложном и интенсивном периоде развития человека, происходит активное формирование личности, качественные особенности которой во многом зависят от социальной ситуации развития ребенка, от условий его жизнедеятельности, от состояния его соматического здоровья и наличия/отсутствия патологических состояний. Противоречия, как движущая сила развития личности, наиболее отчетливо проявляются в потребностной сфере в подростковом периоде. Потребность личности, представляющая собой необходимость в чем-либо, объективно нужном для поддержания жизнедеятельности организма, развития личности, является внутренним побудителем ее активности. Потребности не отличаются статичностью, что обусловлено определенной ролью одних стремлений для возникновения других и связано с включением личности в различные сферы и формы деятельности.
Подростковый возраст характеризуется значительными преобразованиями: происходит переориентация и смена значимости школьной среды от места учебы к месту активных взаимоотношений со сверстниками, возникают новые или усиливаются имеющиеся потребности подростка, обнаруживаются противоречия между стремлением в автономности и индивидуализации и прежней потребностью в доверительных отношениях с взрослыми, между возросшими потребностями в самостоятельности, в общении со сверстниками и возможностями их удовлетворения.
Доминирующими потребностями подростков, по мнению разных авторов, являются: потребности в общении, уважении, признании и принятии сверстниками [3; 7], в самоутверждении, в самореализации и развитии собственного «Я» [3; 5], потребность быть и считаться взрослым [7], понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований [2], потребность во внимании, поддержке и привязанности [3; 5]; в четких правилах и границах; в развитии и обучении через собственную жизненную практику (жизненный опыт); в интересных жизненных событиях, потребность в умении уверенно отстаивать свое мнение; в постановке жизненных целей [3], в безопасности, потребность в зависимости и эмансипации от семьи, в успехе и проверке своих возможностей [5].
В широком понимании к социогенным потребностям можно отнести все потребности, порождаемые жизнью человека в социуме. В подростковом возрасте наиболее актуальными из них становятся: потребность в межличностном общении, в референтной группе, в принятии сверстниками, в принадлежности, в признании и уважении, потребность в самореализации, в социальной успешности и автономности, что составляет универсальный ресурс личности, являясь движущей силой развития подростка.
Е.В. Руденский предложил социогенетиче-скую концепцию дефицитарной патологии личности, в основании которой заложены социогенные потребности, «определяющие линию развития личности: потребность в признании, в контроле и в принятии» [6, с. 53]. Каждая из потребностей, по сути, включает в себя несколько стремлений. Так, потребность в признании связана со стремлением человека быть замечаемым другими, значимым и ценным для них и проявляется в желании принадлежать к группе, иметь референтную группу, вызывать интерес у других. Американскими психотерапевтами аналогичная потребность обозначается как потребность «в подтверждении своего бытия». Потребность в контроле проявляется
70
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
© Королева Ю.А., 2016
Социогенные потребности как основа развития социально-психологической компетентности подростков..
в поведении, связанном с установлением и поддержанием отношений, что реализуется в уважении к другим и к себе, в желании контролировать и быть контролируемым. «На уровне самоощущений потребность в контроле воспринимается как потребность ощущения себя компетентной, знающей, умеющей принимать решения...» [6, с. 55]. Потребность в принятии сопряжена с аффилиатив-ными стремлениями личности в симпатии, дружбе, любви преимущественно в диадных отношениях.
Удовлетворение социогенных потребностей в подростковом возрасте позволяет проявлять активность и осваивать социальные роли, обретать социально-психологическую компетентность (далее СПК). Последняя понимается нами как способность личности эффективно взаимодействовать с окружающими в условиях динамической социальной среды, обеспеченную системой когнитивно-перцептивных, эмоционально-регулятивных, лич-ностно-ресурсных и поведенческих характеристик развивающейся личности. СПК подразумевает позитивную мотивацию, целостное восприятие социальных объектов, ориентированность в различных ситуациях общения, представления о разнообразии социальных ролей, способах и сценариях развития ситуаций социального взаимодействия, умение решать межличностные проблемы, самоконтроль и саморегуляцию, наличие внутренних ресурсов для решения трудных ситуаций взаимодействия, владение эффективными стратегиями взаимодействия. СПК воплощает в себе достижения личности в развитии отношений с другими людьми, позволяет обеспечивать возможность оценки ситуации и овладения социальной реальностью.
Детерминанты, представляющие собой позиции субъекта, рефлексию собственной деятельности, стремление к изменениям, оценку личности себя и своих возможностей, мотивы и потребности составляют личностно-ресурсный компонент СПК. Актуализированные потребности «запускают» активность субъекта, направленную на преобразования, самоизменения, под которыми понимается процесс и результат более или менее осознанных, целенаправленных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным. «Характер самоизменения, формирующийся под влиянием развернутой системы внутриличностных и социальных детерминант, варьируется от развития и позитивного преобразования имеющихся способностей, до саморазрушения и формирования деструктивных форм поведения» [4, с. 147].
Личностно-ресурсный компонент образует целостность всех сложнейших и противоречивых качеств личности, сознания и бессознательного, обеспечивает активность личности во взаимодействии, дает импульс и формирует мотивацию к самоизменению, организует рефлексию и осознанную саморегуляцию.
Социогенные потребности личности, имеющие межличностный характер, определяют социальный статус и социально-ролевой репертуар личности [6, с. 53]. Актуализация и удовлетворение этих потребностей в подростковом возрасте предоставляют условия для развития компонентов социально-психологической компетентности (табл. 1).
Удовлетворение перечисленных потребностей создает необходимые условия для гармоничного развития, а их депривация в зависимости от воз-
Источник Компоненты СПК Показатели
Актуализация социогенных потребностей возраста и их удовлетворение: - потребность в признании (в референтной группе, принятии сверстниками, потребность в принадлежности); -потребность в контроле (потребность в собственной компетенции, в уважении); - потребность в принятии (во взаимной симпатии, дружбе, любви). Личностно-ресурсный Стремление к проявлению себя в социально одобряемой деятельности. Осознание мотивов своей деятельности, потребность в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей. Сформированные мотивы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, основанные на удовлетворении социогенных потребностей. Стремление к совершенствованию навыков взаимодействия. Готовность личности к структурным и уровневым изменениям качеств и свойств.
Когнитивно- перцептивный компонент Знание норм, правил и способов межличностного взаимодействия. Знание ряда собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха во взаимодействии и деятельности. Умение понимать и оценивать другого в процессе интеракций. Способность к социальному ориентированию в ситуациях взаимодействия.
Эмоционально- регулятивный компонент Эмпатия по отношению к партнеру взаимодействия. Субъективный самоконтроль. Навыки эмоциональной саморегуляции, владение средствами организации своего поведения.
Поведенческий Навыки конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности. Умения самостоятельно строить взаимоотношения с окружающими, решать проблемы без конфликтов. Преобладание конструктивных психологических защит.
Таблица 1
Социогенные потребности как основа развития социально-психологической компетентности
старших подростков
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1
71
растного этапа и степени дефицита может приводить и к «расстройству замыслов» подростков, то есть к фрустрации, и к незначительным временным несоответствиям развития, и к более устойчивому - отклоняющемуся развитию. Однако взаимосвязь депривации социогенных потребностей с отклоняющимся развитием носит билатеральный характер: не только их фрустрация может привести к дизонтогенезу, но и само отклоняющееся развитие непосредственно или опосредованно искажает потребностную сферу, т.к. меняет характеристики интерактивного мира человека, приводят к искажению условий. Дефицит или искаженность этих условий развития блокирует удовлетворение потребностей личности, являющихся источником со-циогенеза.
Обеднение потребностей, их депривация, искажение их качественных характеристик в условиях дизонтогенеза опосредовано как характеристиками функционально-индивидного, мотивационно-личностного уровней, так и социальными условиями. Воздействие дизонтогенеза сказывается на строении и свойствах нервной системы (функционально-индивидный уровень): при разнообразных нервных, психических отклонениях ослабевает процесс активного торможения, нарушается контроль и сбалансированность его с раздражительным процессом. При последующем воздействии патогенного фактора появляется лабильность и слабость раздражительного процесса. Клиническим отражением этих нарушений являются «астения или симптомы психической слабости, бесконтрольность аффекта» [1, с. 5-6], нарушение и извращение побуждений. При многих отклонениях в развитии обнаруживается нарушение мотивов установления социальных связей со средой, неразвитость познавательных интересов, сужение сферы интересов и потребностей, недостаток активной социальной позиции, дисгармоничность в развитии и замедление развития социально зрелых потребностей (мотивационно-личностный уровень).
Снижение социальной позиции человека, дис-гармонизация межличностных отношений, его социальная недостаточность — это все последствия первичного нарушения, результат, приводящий к ограничениям возможности реализации ролей личности и полноценной жизнедеятельности в целом. Социальные последствия отклонений в развитии проявляются не только в сфере конкретной личности, но и детерминируют дисгармонизацию межличностных отношений особенно в условиях микросреды. Отклонения в развитии меняют условия существования человека, создают особую ситуацию развития личности, стимулируют лич-
ностные деформации и дисгармонию социальных отношений.
Проблематичным является удовлетворение социогенных потребностей подростков с отклонениями в развитии при неблагоприятных условиях семейного воспитания. Речь может идти как об эмоциональном отвержении ребенка, о грубо асоциальных семьях, о гипопротекции, так и о семьях, которые при общем благополучии и желании помочь своему ребенку воспитывают его в неадекватном состоянию и возможностям стиле (социальный уровень). Последствиями такого воспитания становятся инфантилизм, социальная неприспособленность, недоразвитие механизмов взаимодействия, формирование деструктивных форм поведения, что характеризует искажения и незрелость компетентности во взаимодействии.
Хроническая ситуация неудовлетворенности потребностей подростков с отклонениями в развитии, порожденная рядом объективных и субъективных факторов, препятствует вхождению во взрослость, неблагоприятно сказываясь на формировании разных личностных образований, в том числе социально-психологической компетентности. Отклонения в развитии меняют условия существования человека, провоцируют дисгармонии социальных отношений, ослабляют психологические ресурсы самой личности, что не позволяет ей своевременно и полноценно осознавать, проявлять активность, осваивать социальные роли, овладевать социально-психологической компетентностью.
Библиографический список
1. Бамдас Б.С. Астенические состояния. - М.: Медгиз, 1961. - 206 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 389 с.
3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008. - 336 с.
4. Королева Ю.А. Детерминанты и механизмы развития социально-психологической компетентности в условиях дизонтогенеза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 146-151.
5. Ремшмидт X Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 319 с.
6. Руденский Е.В. Психология ненормативного развития личности: Виктимологические основания психологической теории дефицитарной патологии развития личности. - Новосибирск: ГЦРО, 2000. - 180 с.
7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - 560 с.
72
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22