Научная статья на тему 'Личностные ресурсы социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии'

Личностные ресурсы социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
545
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ / РЕСУРС / TOLERANCE / CONGRUENT EMPATHY / COMMUNICATIVE COMPETENCY / EMOTIONAL RESILIENCE / ASSERTIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королёва Юлия Александровна, Матасов Юрий Тимофеевич

В статье представлены результаты исследования самооценки и уровня притязаний подростков с отклонениями в развитии, внутренние ресурсы которых психологически ослаблены. Непосредственное или опосредованное влияние исходного нарушения на развитие личности создает уникальную комбинацию условий социального становления подростка с отклонением в развитии. Экспериментальное исследование, построенное на основе сравнительного подхода, позволило выделить общие и специфические особенности в развитии самооценки и притязаний у подростков с отклонениями в развитии и подростков с условно нормативным развитием, определить специфику динамики этих личностных характеристик от среднего к старшему подростковому возрасту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Королёва Юлия Александровна, Матасов Юрий Тимофеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of formation of tolerance of junior schoolchildren as subjects of inclusive education

The article deals with the main theoretical approaches to the problem of tolerance in inclusive education as a form of integration of junior schoolchildren with special educational needs. The components of tolerance of junior schoolchildren as agents of inclusive education are described.

Текст научной работы на тему «Личностные ресурсы социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии»

2. Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция. - СПб.: Речь, 2008. -256 с.

3. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев: Политиздат, 1987. -140 с.

4. Королева Ю.А. Социогенные потребности как основа развития социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-

циокинетика. - 2016. - Т. 22. - № 1. - С. 70-72.

5. Королева Ю.А. Роль социальных потребностей в развитии социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии // Дефектология. - 2016. - № 3. - С. 26-36.

6. Лабунская В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1989. - 42 с.

7. Щетинина А.М.Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. - 124 с.

УДК 159.9:316.6

Королева Юлия Александровна

кандидат психологических наук, доцент Оренбургский государственный педагогический университет

Матасов Юрий Тимофеевич

доктор психологических наук, профессор Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург

[email protected], [email protected]

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

В статье представлены результаты исследования самооценки и уровня притязаний подростков с отклонениями в развитии, внутренние ресурсы которых психологически ослаблены. Непосредственное или опосредованное влияние исходного нарушения на развитие личности создает уникальную комбинацию условий социального становления подростка с отклонением в развитии.

Экспериментальное исследование, построенное на основе сравнительного подхода, позволило выделить общие и специфические особенности в развитии самооценки и притязаний у подростков с отклонениями в развитии и подростков с условно нормативным развитием, определить специфику динамики этих личностных характеристик от среднего к старшему подростковому возрасту.

Ключевые слова: самооценка, уровень притязаний, социально-психологическая компетентность, интеллектуальное недоразвитие, социально-психологическая компетентность, ресурс.

В опросы социального становления подрастающего поколения в динамичных и нестабильных условиях социума вызывают несомненный интерес у современных исследователей. Особого внимания с этой точки зрения заслуживает социально-психологическая компетентность (далее СПК) личности, как инте-гративный личностный конструкт, обеспечивающий социальную адаптацию, интеграцию и самореализацию современного подростка.

В соответствии с системно-синергетическим подходом социально-психологическая компетентность усложняет собственные структуры за счет использования как внешнего энерго-информаци-онного потока, так и внутреннего потенциала, к которому относим самооценку и уровень притязаний личности, как ресурс, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями.

Несмотря на определенную изученность социально-психологической компетентности в общем (В.Н. Куницына, Е.В. Коблянская, Н.В. Калинина, Л.А. Петровская, С. Argyris и др.) и при отклонениях в развитии в частности (Е.Л. Инденбаум, Л.М. Зальцман, И.Г. Корнилова, И.А. Коробейни-

ков, Н.В. Москоленко, А.М. Щербакова и др.) [4], остаются нерешенными задачи изучения самооценки и уровня притязаний как ресурса социально-психологической компетентности подростков в условиях дизонтогенеза, выявления общего и различного в развитии этих качеств у подростков с отклонениями в развитии и подростков с условно нормативным развитием.

Социально-психологическая компетентность как личностное образование содержит в себе характеристики индивида, личности и субъекта деятельности. Значимую роль в развитии СПК на подростковом этапе выполняют развивающиеся личностные компоненты: самосознание, рефлексия, мотивы и потребности. Критериями личностной зрелости являются принятие себя и, следовательно, другого человека таким, какой он есть, позитивная самооценка и достаточно высокий уровень притязаний, сопряженный с самооценкой.

Высокий уровень СПК подростка как субъекта деятельности предполагает наличие развитых способностей к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана в общих чертах, к рефлексии, к управлению и изменению поведения в зависимости от смены жиз-

© Королева Ю.А., Матасов Ю.Т., 2016

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4

301

ненных обстоятельств, к осознанию социальной значимости конкретных видов деятельности, к познанию себя, порождающему стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию [1], а также наличие адекватной самооценки, согласованной с уровнем притязаний.

Очень высокие и низкие показатели, как крайние позиции в развитии самооценки и уровня притязаний, представляя собой индикаторы неблагополучия развития личности, искажают развитие СПК. И если адекватность и реалистичность самооценки и притязаний обеспечивают уверенность в себе, самокритичность, настойчивость, то заниженный уровень приводит к неудовлетворенности потребностей, ранимости, нерешительности, пессимизму и чувству вины, а завышенный - к излишней самоуверенности, самолюбованию, некритичности.

Не вызывает сомнения тот факт, что, с одной стороны, при отклоняющемся развитии сохраняются наиболее общие закономерности нормального психического развития ребенка (Л.С. Выготский, М.Ч. Трошин, В.И. Лубовский и др.), с другой стороны, исходное нарушение в развитии непосредственно или опосредованно оказывает влияние на формирование личности (Е.Г. Белякова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.М. Сорокин и др.). Известно, что «ресурсы личности, способность к адаптации при отклонениях в развитии психологически ослаблены, что не позволяет данной группе лиц своевременно и полноценно овладевать СПК» [5, с. 43].

По мнению целого ряда исследователей, подросткам с отклонениями в развитии характерно переоценивание или недооценивание собственных сил, возможностей, знаний и своего положения в группе, в обществе, то есть неадекватность самооценки и уровня притязаний (А.П. Гозова, А.М. Виленская, А.Д. Виноградова, Ж.И. Намазба-ева, И.Н. Никулина, Л.И. Солнцева, В.М. Сорокин, Т.Н. Прилепская, Ж.И. Шиф и мн. др.). Реакция на собственный дефект (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), возникающая в результате социального сравнения, может приводить к чувству неполноценности или стимулировать возникновение компенсаторных реакций, в том числе в виде высокой самооценки и высоких притязаний.

Закономерности в развитии самооценки у подростков с различными отклонениями мы выявляли на основе сравнительного подхода, предполагающего компарирование диагностических параметров разных групп лиц с отклонениями в развитии с параметрами контрольной группы. В исследовании приняли участие 294 подростка 12-15 лет четырех разных групп. ЭГ 1 - 84 респондента с легким интеллектуальным недоразвитием (далее ЛИН), ЭГ 2 - 70 человек с нарушением зрения (слабовидящие - НЗ), ЭГ 3 - 60 человек с нарушением слуха (слабослышащие - НС), КГ - 80 подростков с условно нормативным развитием (УНР). Каждая группа была подразделена на 2 подгруппы по возрастному критерию: 12-13 лет - средние подростки, 14-15 лет - старшие подростки.

Экспериментальное исследование самооценки подростков было проведено по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан) [7]. Использовались процедуры оценки достоверности межгрупповых различий по t-критерию Стьюдента.

Так как индикаторами неблагополучия являются показатели самооценки, находящиеся в диапазоне низких (до 44 б.) и очень высоких (от 75 до 100 б.) результатов, представим наглядно для анализа данные только по этим двум уровням (рис. 1, рис. 2).

У подростков с нарушением слуха низкие результаты самооценивания представлены в единичных случаях и только по двум шкалам: «Внешность» и «Умелые руки». Наиболее часто низкие результаты самооценки у подростков других групп обнаруживаются по шкалам: «Характер» (ЭГ 1, ЭГ 2, КГ), «Умелые руки» (ЭГ 1, ЭГ 2). 20% подростков с НЗ и столько же респондентов с УНР считают, что им не хватает уверенности в себе.

У 20% подростков с ЭГ 2 наблюдается сочетание нескольких низких результатов по различным шкалам методики, что позволяет заключить этих респондентов в группу риска. В других группах такое сочетание встречается значительно реже. Еще Л.С. Выготский, а вслед за ним и другие ученые указывали на обострение внутренних конфликтов человека с нарушением зрения при его вхождении в жизнь [2, с. 102, 3, 11]. Так, И.Г. Корнилова отмечает, что подросток, постоянно находясь в сомнениях и болезненно оценивая влияние своего дефек-

Ум, способности Характер

Авторитет у сверстников Умелые руки I Внешность Уверенность в себе

Рис. 1. Низкий уровень самооценки подростков четырех групп по шкалам. 1 - ЭГ 1; 2 - ЭГ 2; 3 - ЭГ 3; 4 - КГ

Вестник КГУ i 2016

302

та на овладение ролью взрослого, «расширяет зону внутренних конфликтов своего «Я» [3, с. 69].

В диапазоне адекватной и реалистичной самооценки находится средний балл результатов подростков с ЛИН по трем шкалам: «Ум, способности», «Характер», «Авторитет у сверстников», подростков с нарушением слуха по двум шкалам: «Ум, способности», «Авторитет у сверстников», подростков с нарушением зрения и подростков с УНР по всем шести шкалам. Очень высокий уровень самооценки - также индикатор неблагополучия личностного развития подростка (рис. 2).

Наиболее часто завышенная самооценка (очень высокий уровень) встречается у подростков с нарушением слуха. Так, более половины подростков этой группы высоко оценивают свой характер (66,7%), умелые руки (73,3%) и внешность (60%). Завышенная самооценка одновременно по нескольким шкалам (от 4 до 6) характерна более чем половине подростков с нарушением слуха (53,3%) и почти половине подростков с умственной отсталостью (47,6%), что подтверждает результаты исследования А.Д. Виноградовой о завышенной самооценке в старшем подростковом возрасте [8]. Одновременное наличие высоких оценок собственных качеств по нескольким шкалам - индикатор личностной незрелости, недостаточной критичности. Подобные результаты также могут указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта», нечувствительности к замечаниям, ошибкам и неудачам.

Завышенная самооценка подростков с отклонениями в развитии - конгломерат целого ряда биосоциальных и внутренних психологических факторов. При легком интеллектуальном недоразвитии завышенная самооценка обусловлена снижением критичности, недостаточной рефлексивностью, инфантильностью, а также гиперкомпенсаторной реакцией, вызванной сложным взаимодействием социальных факторов, возникающих при осознании личностью своей слабости, при возникновении чувства малоценности, при наличии низких оценок со стороны окружающих и неудовлетворенности социогенных потребностей.

Завышенная самооценка у подростков с нарушением слуха во многом зависит от социальных

условий: системы воспитания в образовательном учреждении, характера отношений ближайшего социума. Еще в исследованиях Т.Н. Прилепской показано, что более устойчивая и высокая самооценка наблюдается у детей и подростков с нарушением слуха, воспитывающихся в семьях глухих родителей [9], что объясняется отсутствием в этих семьях тенденции к устойчивой гиперопеке, а также наличием выработанных адаптационных механизмов у самих родителей, позволяющих обеспечить ребенку условия для развития.

Завышенные показатели самооценки встречаются и в других группах подростков, но с меньшей частотой. Подростки с нарушением зрения ценят в себе интеллектуальные качества (ум, способности) (54,3%), уверенность в себе (45,7%) и авторитет у сверстников (42,9%). У подростков с условно нормативным развитием очень высокая самооценка встречается реже, чем в других группах и представлена примерно равномерно среди разных характеристик: от 25% до 40%.

В диапазоне завышенной самооценки (очень высокий уровень) находится средний балл по шкалам «Умелые руки», «Внешность» и «Уверенность в себе» - в ЭГ 1 и ЭГ 3. В последней группе высокие баллы также присущи по шкале «Характер». В диапазоне средней и высокой самооценки, удостоверяющем реалистичную (адекватную) самооценку, максимально представлены результаты подростков КГ.

Недифференцированность в самооценке различных качеств наблюдается у 40,4% подростков с ЛИН, что выражено в одинаковых или очень близких баллах по уровню самооценки и притязаний, а также в многократном повторении одних и тех же баллов особенно во второй серии задания (уровень притязаний). Самооценка подростков с нарушением слуха также отличается меньшей дифференци-рованностью с устойчивой тенденцией к завышению, а показатели заниженной самооценки (менее 45 баллов) обнаруживаются у них только по 2 шкалам, что подтверждает результаты других исследований, в которых показано, что переход от общей, неспецифической самооценки к более специфической, дифференцированной у лиц с нарушением слуха происходит на два-три года позднее [10].

■ Ум,способности

■ Характер Авторитет у сверстников Умелые руки

■ Внешность

12 3 4 ■ Уверенность в себе

Рис. 2. Очень высокий уровень самооценки подростков четырех групп по шкалам.

1 - ЭГ 1; 2 - ЭГ 2; 3 - ЭГ 3; 4 - КГ

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

303

Таблица 1

Уровень самооценки и притязаний подростков Э и К групп

Критерий КГ ЭГ 1 t КГ ЭГ 2 t КГ ЭГ 3 t

Самооценка 65,58 73,5 -3,2 65,58 66,8 -0,44 65,58 76,73 -4,32

Уровень притязаний 88,48 87,32 0,63 88,48 82,7 3,17 88,48 90,36 -1,13

Примечание: полужирным начертанием выделены результаты, подтверждающие достоверность различий Р<0,01.

__I Ум, способности

I Характер Авторитет у сверстников Умелые руки ■ Внешность I Уверенность в себе

Рис. 3. Низкий уровень притязаний подростков четырех групп по шкалам. 1 - ЭГ 1; 2 - ЭГ 2; 3 - ЭГ 3; 4 - КГ

100 80 60 40 20 0

Ум, способности Характер

Автри 1С1 у сверстников Умелые руки I Внешность Уверенность в себе

Рис. 4. Очень высокий уровень притязаний подростков четырех групп по шкалам.

1 - ЭГ 1; 2 - ЭГ 2; 3 - ЭГ 3; 4 - КГ

Различия в развитии самооценки и уровня притязаний подростков разных групп представлены в таблице 1.

Обобщенный показатель самооценки респондентов с УНР достоверно ниже по сравнению с показателем самооценки подростков с нарушением слуха 0=4,32, достоверность различий Р<0,01) и подростков с ЛИН 0=3,2 достоверность различий Р<0,01), а уровень притязаний у респондентов КГ достоверно выше, чем у подростков ЭГ 2. В диапазоне нереалистичного уровня находится средний балл по показателям самооценки и уровню притязаний подростков с нарушением слуха.

Так как индикаторами неблагополучия являются показатели притязаний, находящиеся в диапазоне низких (до 60 б.) и очень высоких (от 90 до 100 б.) результатов, представим наглядно данные только по этим двум уровням (рис. 3, рис. 4).

Низкий уровень притязаний как индикатор неблагоприятного развития личности чаще, чем в других группах, встречается у подростков с нарушением зрения: они в меньшей степени претендуют на хороший характер и авторитет у сверстников. Более 10% подростков с нарушением интеллекта имеют низкие притязания по шкалам «Умелые руки» и «Внешность».

Завышенный уровень притязаний (очень высокий), который часто не соответствует возможно-

стям подростков, то есть характеризующийся, как правило, нереалистичностью и некритичностью, обнаруживается у более 60% подростков ЭГ 1 и ЭГ 3 по всем шкалам, у респондентов ЭГ 2 по шкале «Ум, способности», «Умелые руки», у респондентов КГ по шкалам «Умелые руки», «Внешность» и «Характер». Наибольшими запросами в сторону своих внешних и внутренних характеристик отличаются подростки с ЛИН и подростки с нарушением слуха. Это, с одной стороны, может являть собой своеобразную компенсаторную реакцию по типу: «не могу, но хочу», с другой стороны, может быть свидетельством недифференцирован-ности и отражением некритичности мышления и отставания в становлении я-концепции. По мнению Т.Н. Прилепской, уровень притязаний детей и подростков с нарушением слуха отличается неустойчивостью и неадекватностью [9].

Высокий уровень притязаний по шкалам «Внешность» и «Умелые руки» одновременно в разных группах респондентов обусловливается подростковыми особенностями: повышается интерес подростка к внешнему облику и его физические характеристики активно сравниваются со стандартами, принятыми в группе сверстников, что зачастую становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.

Вестник КГУ Л 2016

304

Таблица 2

Динамика в развитии самооценки и уровня притязаний подростков Э и К групп

Критерий ЭГ 1 ЭГ 2 ЭГ 3 КГ

1 2 t 1 2 t 1 2 t 1 2 t

Самооценка 74 73,2 0,22 70,6 65,1 1,26 76,9 76,2 0,20 69,3 62,14 2,01

Уровень притязаний 86,5 87,4 -0,27 88,4 79,8 2,94 89,1 93,2 -1,47 93,5 83,85 5,27

Примечание: полужирным начертанием выделены результаты, подтверждающие достоверность различий.

По данным В.Н. Куницыной, в образе воспринимаемого человека главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда, прическа и выразительное поведение [6]. Восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Таким образом, чаще неосознанное требование к собственной внешности и «умелым рукам» обусловлено спецификой подросткового восприятия. Осознание особенностей своей внешности, отношение к ней также влияет на формирование у подростка важных личностных качеств: уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма и др.

Сравнение результатов средних и старших подростков в каждой группе показывает возрастную динамику развития самооценки и уровня притязаний (таблица 2).

Различия между младшими и старшими подростками с УНР заключаются не только в степени дифференцированности и устойчивости, но и в снижении показателя самооценки ^=2,01 при достоверности на уровне 0,05). Подобная выраженность динамики не наблюдается в группах подростков с отклонениями в развитии.

Результаты экспериментального исследования уровня притязаний подростков всех четырех групп в возрастном сравнительном аспекте показывают его достоверно значимое снижение не только у подростков с УНР, но и у подростков с нарушением зрения от среднего подросткового к старшему подростковому возрасту.

Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки (по ср. баллу) по отдельным шкалам во всех группах находятся в диапазоне нормы (от 8 до 22 баллов). Исключение представляют собой результаты по шкалам «Умелые руки» и «Внешность» в ЭГ 2, что свидетельствует о повышенной тревожности, о наличии конфликта между тем, к чему стремятся подростки, и тем, что считают для себя возможным. В этой же группе подростков встречаются специфические расхождения между уровнем притязаний и самооценкой, когда притязания ниже самооценки. Объяснения подростками этого факта связаны с недовольством настоящим положением, желанием изменить ситуацию, трудностями соблюдения требований взрослых, например, уровень самооценки, превосходящий уровень притязаний по шкале «Авторитет у взрослого» подросток объясняет тем, что его по-

пулярность среди сверстников, увлеченность отношениями с ними мешает учебе.

Таким образом, самооценка подростков с легким интеллектуальным недоразвитием и подростков с нарушением слуха отличается большей недиффе-ренцированностью, а также тенденцией к высоким показателям, что показывает ее качественное своеобразие по критерию адекватности и реалистичности. Недостаточная рефлексивность, инфантильность личности, неудовлетворенность социогенных потребностей, реакция на осознание собственного нарушения в развитии, а также характер отношений с ближайшим социумом подростков этих групп приводит к частым нереалистичным и неадекватным показателям самооценки и уровня притязаний, а также их несогласованности между собой.

Заниженный уровень притязаний, являющийся индикатором неблагоприятного развития личности, а также сочетание нескольких низких результатов по шкалам самооценки у подростков с нарушением зрения, актуализируют проблемы, не только обусловленные затруднениями в удовлетворении ряда насущных потребностей, но и приводят к неуравновешенности, неуверенности, подавленности в отношениях с окружающими, скованности в общении.

Динамика в развитии дифференцированности и устойчивости самооценки и притязаний от среднего подросткового возраста к старшему наблюдается в большей степени у подростков с нарушением зрения и подростков с условно нормативным развитием. Овладение оценочными механизмами, развитие рефлексии у подростков с сохранным интеллектом способствует дифференциации самооценки, ее реалистичности и большей устойчивости. Адекватная и устойчивая самооценка и уровень притязаний являются одним из важнейших ресурсов, обусловливающих развитие социально-психологической компетентности от младшего школьного возраста к подростковому. Обнаруживающееся отставание в развитии самооценочных механизмов у подростков с отклонениями в развитии замедляет формирование социально-психологической компетентности, искажая тем самым процесс их социального становления.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1979. -№ 4. - С. 23-33.

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

305

2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. -СПб.: Лань, 2003. - 654 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Корнилова И.Г. Роль зрительного дефекта в формировании самоотношения подростков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2003. - Т. 3. -№ 6. - С. 68-75.

4. Королева Ю.А. Детерминанты и механизмы развития социально-психологической компетентности в условиях дизонтогенеза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 146-151.

5. Королева Ю.А. Социально-психологическая компетентность и жизнеспособность лиц с отклонениями в развитии: факторный анализ // Специальное образование. - 2015. - № 4. - С. 43-51.

6. Куницына В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: автореф. дис. ... канд.

психол. наук. - Ленинград, 1968. - 16 с.

7. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005. - 688 с.

8. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова. - М.: Просвещение. 1985. - 144 с.

9. Прилепская Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология. - 1989. - № 5. - С. 26-32.

10. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. - М.: Просвещение, 1975. - 108 с.

11. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. -М.: Полиграф сервис, 2000. - 250 с.

УДК 373.3

Слюсарева Елена Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент

Морозова Юлия Николаевна

Ставропольский государственный педагогический институт [email protected], [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СУБЪЕКТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрыты основные теоретические подходы к проблеме толерантности в инклюзивном образовании как формы интеграции младших школьников с особыми образовательными потребностями. Представлены компоненты толерантности младших школьников как субъектов инклюзивного образования.

Ключевые слова: толерантность, конгруэнтная эмпатия, коммуникативная компетентность, эмоциональная устойчивость, ассертивность.

На сегодняшний день в связи с ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями) проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием всех субъектов образовательного процесса: родителей, педагогов, администрации образовательных организации.

Ведущим условием успешной интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями является наличие толерантной образовательной среды. Именно начальная школа является первым этапом совместного обучения детей, которые пришли с разной культурой, с разным жизненным опытом и с разным психофизиологическим статусом (в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья). Это порождает возникновение разного рода барьеров (психологических, коммуникативных, эмоциональных) в процессе взаимодействия детей и требует пересмотра всей системы работы в школе.

Такая система должна быть направлена на создание инклюзивной толерантной образовательной среды, охватывать всех субъектов инклюзивного образовательного процесса и соответствовать главному гуманистическому принципу: «не навреди».

То есть все компоненты толерантной образовательной среды должны быть направлены на развитие каждого субъекта инклюзивной образовательной среды: и на детей, имеющих особые образовательные потребности, и на детей, имеющих условно нормативное развитие, и на педагога, и на родителей всех учащихся образовательной организации. При такой средовой организации признается право на уникальность и неповторимость каждой личности, ненасильственное общение, основанное на диалоговых формах сотрудничества.

В связи с этим остро встаёт проблема формирования толерантности младших школьников как субъектов инклюзивного образовательного процесса.

Нами был проведен анализ исследований, связанных с вопросами формирования толерантности в инклюзивной образовательной среде, который показал, что нет единого определения данного понятия. Это объясняется сложностью и многогранностью самой личности, динамическим характером ее многообразных функций, сложностью и иерархически организованной системой взаимодействий личности с окружающей средой.

На современном этапе понимание толерантности неоднозначно и имеет разное толкование в культурах разных народов. Так, толерантность

306

Вестник КГУ ^ 2016

© Слюсарева Е.С., Морозова Ю.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.