2. Грабенко Т.М., Михаленкова И.А. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников: диагностика и коррекция. - СПб.: Речь, 2008. -256 с.
3. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев: Политиздат, 1987. -140 с.
4. Королева Ю.А. Социогенные потребности как основа развития социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-
циокинетика. - 2016. - Т. 22. - № 1. - С. 70-72.
5. Королева Ю.А. Роль социальных потребностей в развитии социально-психологической компетентности подростков с отклонениями в развитии // Дефектология. - 2016. - № 3. - С. 26-36.
6. Лабунская В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1989. - 42 с.
7. Щетинина А.М.Формирование эмоционально-перцептивных способностей у детей дошкольного возраста. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. - 124 с.
УДК 159.9:316.6
Королева Юлия Александровна
кандидат психологических наук, доцент Оренбургский государственный педагогический университет
Матасов Юрий Тимофеевич
доктор психологических наук, профессор Российский государственный педагогический университет им. А.И. Гзрцена, г. Санкт-Петербург
[email protected], [email protected]
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
В статье представлены результаты исследования самооценки и уровня притязаний подростков с отклонениями в развитии, внутренние ресурсы которых психологически ослаблены. Непосредственное или опосредованное влияние исходного нарушения на развитие личности создает уникальную комбинацию условий социального становления подростка с отклонением в развитии.
Экспериментальное исследование, построенное на основе сравнительного подхода, позволило выделить общие и специфические особенности в развитии самооценки и притязаний у подростков с отклонениями в развитии и подростков с условно нормативным развитием, определить специфику динамики этих личностных характеристик от среднего к старшему подростковому возрасту.
Ключевые слова: самооценка, уровень притязаний, социально-психологическая компетентность, интеллектуальное недоразвитие, социально-психологическая компетентность, ресурс.
В опросы социального становления подрастающего поколения в динамичных и нестабильных условиях социума вызывают несомненный интерес у современных исследователей. Особого внимания с этой точки зрения заслуживает социально-психологическая компетентность (далее СПК) личности, как инте-гративный личностный конструкт, обеспечивающий социальную адаптацию, интеграцию и самореализацию современного подростка.
В соответствии с системно-синергетическим подходом социально-психологическая компетентность усложняет собственные структуры за счет использования как внешнего энерго-информаци-онного потока, так и внутреннего потенциала, к которому относим самооценку и уровень притязаний личности, как ресурс, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями.
Несмотря на определенную изученность социально-психологической компетентности в общем (В.Н. Куницына, Е.В. Коблянская, Н.В. Калинина, Л.А. Петровская, С. Argyris и др.) и при отклонениях в развитии в частности (Е.Л. Инденбаум, Л.М. Зальцман, И.Г. Корнилова, И.А. Коробейни-
ков, Н.В. Москоленко, А.М. Щербакова и др.) [4], остаются нерешенными задачи изучения самооценки и уровня притязаний как ресурса социально-психологической компетентности подростков в условиях дизонтогенеза, выявления общего и различного в развитии этих качеств у подростков с отклонениями в развитии и подростков с условно нормативным развитием.
Социально-психологическая компетентность как личностное образование содержит в себе характеристики индивида, личности и субъекта деятельности. Значимую роль в развитии СПК на подростковом этапе выполняют развивающиеся личностные компоненты: самосознание, рефлексия, мотивы и потребности. Критериями личностной зрелости являются принятие себя и, следовательно, другого человека таким, какой он есть, позитивная самооценка и достаточно высокий уровень притязаний, сопряженный с самооценкой.
Высокий уровень СПК подростка как субъекта деятельности предполагает наличие развитых способностей к позитивному планированию своей жизнедеятельности и реализации этого плана в общих чертах, к рефлексии, к управлению и изменению поведения в зависимости от смены жиз-
© Королева Ю.А., Матасов Ю.Т., 2016
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 4
301
ненных обстоятельств, к осознанию социальной значимости конкретных видов деятельности, к познанию себя, порождающему стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию [1], а также наличие адекватной самооценки, согласованной с уровнем притязаний.
Очень высокие и низкие показатели, как крайние позиции в развитии самооценки и уровня притязаний, представляя собой индикаторы неблагополучия развития личности, искажают развитие СПК. И если адекватность и реалистичность самооценки и притязаний обеспечивают уверенность в себе, самокритичность, настойчивость, то заниженный уровень приводит к неудовлетворенности потребностей, ранимости, нерешительности, пессимизму и чувству вины, а завышенный - к излишней самоуверенности, самолюбованию, некритичности.
Не вызывает сомнения тот факт, что, с одной стороны, при отклоняющемся развитии сохраняются наиболее общие закономерности нормального психического развития ребенка (Л.С. Выготский, М.Ч. Трошин, В.И. Лубовский и др.), с другой стороны, исходное нарушение в развитии непосредственно или опосредованно оказывает влияние на формирование личности (Е.Г. Белякова, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.М. Сорокин и др.). Известно, что «ресурсы личности, способность к адаптации при отклонениях в развитии психологически ослаблены, что не позволяет данной группе лиц своевременно и полноценно овладевать СПК» [5, с. 43].
По мнению целого ряда исследователей, подросткам с отклонениями в развитии характерно переоценивание или недооценивание собственных сил, возможностей, знаний и своего положения в группе, в обществе, то есть неадекватность самооценки и уровня притязаний (А.П. Гозова, А.М. Виленская, А.Д. Виноградова, Ж.И. Намазба-ева, И.Н. Никулина, Л.И. Солнцева, В.М. Сорокин, Т.Н. Прилепская, Ж.И. Шиф и мн. др.). Реакция на собственный дефект (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), возникающая в результате социального сравнения, может приводить к чувству неполноценности или стимулировать возникновение компенсаторных реакций, в том числе в виде высокой самооценки и высоких притязаний.
Закономерности в развитии самооценки у подростков с различными отклонениями мы выявляли на основе сравнительного подхода, предполагающего компарирование диагностических параметров разных групп лиц с отклонениями в развитии с параметрами контрольной группы. В исследовании приняли участие 294 подростка 12-15 лет четырех разных групп. ЭГ 1 - 84 респондента с легким интеллектуальным недоразвитием (далее ЛИН), ЭГ 2 - 70 человек с нарушением зрения (слабовидящие - НЗ), ЭГ 3 - 60 человек с нарушением слуха (слабослышащие - НС), КГ - 80 подростков с условно нормативным развитием (УНР). Каждая группа была подразделена на 2 подгруппы по возрастному критерию: 12-13 лет - средние подростки, 14-15 лет - старшие подростки.
Экспериментальное исследование самооценки подростков было проведено по методике Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан) [7]. Использовались процедуры оценки достоверности межгрупповых различий по t-критерию Стьюдента.
Так как индикаторами неблагополучия являются показатели самооценки, находящиеся в диапазоне низких (до 44 б.) и очень высоких (от 75 до 100 б.) результатов, представим наглядно для анализа данные только по этим двум уровням (рис. 1, рис. 2).
У подростков с нарушением слуха низкие результаты самооценивания представлены в единичных случаях и только по двум шкалам: «Внешность» и «Умелые руки». Наиболее часто низкие результаты самооценки у подростков других групп обнаруживаются по шкалам: «Характер» (ЭГ 1, ЭГ 2, КГ), «Умелые руки» (ЭГ 1, ЭГ 2). 20% подростков с НЗ и столько же респондентов с УНР считают, что им не хватает уверенности в себе.
У 20% подростков с ЭГ 2 наблюдается сочетание нескольких низких результатов по различным шкалам методики, что позволяет заключить этих респондентов в группу риска. В других группах такое сочетание встречается значительно реже. Еще Л.С. Выготский, а вслед за ним и другие ученые указывали на обострение внутренних конфликтов человека с нарушением зрения при его вхождении в жизнь [2, с. 102, 3, 11]. Так, И.Г. Корнилова отмечает, что подросток, постоянно находясь в сомнениях и болезненно оценивая влияние своего дефек-
Ум, способности Характер
Авторитет у сверстников Умелые руки I Внешность Уверенность в себе
Рис. 1. Низкий уровень самооценки подростков четырех групп по шкалам. 1 - ЭГ 1; 2 - ЭГ 2; 3 - ЭГ 3; 4 - КГ
Вестник КГУ i 2016
302
та на овладение ролью взрослого, «расширяет зону внутренних конфликтов своего «Я» [3, с. 69].
В диапазоне адекватной и реалистичной самооценки находится средний балл результатов подростков с ЛИН по трем шкалам: «Ум, способности», «Характер», «Авторитет у сверстников», подростков с нарушением слуха по двум шкалам: «Ум, способности», «Авторитет у сверстников», подростков с нарушением зрения и подростков с УНР по всем шести шкалам. Очень высокий уровень самооценки - также индикатор неблагополучия личностного развития подростка (рис. 2).
Наиболее часто завышенная самооценка (очень высокий уровень) встречается у подростков с нарушением слуха. Так, более половины подростков этой группы высоко оценивают свой характер (66,7%), умелые руки (73,3%) и внешность (60%). Завышенная самооценка одновременно по нескольким шкалам (от 4 до 6) характерна более чем половине подростков с нарушением слуха (53,3%) и почти половине подростков с умственной отсталостью (47,6%), что подтверждает результаты исследования А.Д. Виноградовой о завышенной самооценке в старшем подростковом возрасте [8]. Одновременное наличие высоких оценок собственных качеств по нескольким шкалам - индикатор личностной незрелости, недостаточной критичности. Подобные результаты также могут указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта», нечувствительности к замечаниям, ошибкам и неудачам.
Завышенная самооценка подростков с отклонениями в развитии - конгломерат целого ряда биосоциальных и внутренних психологических факторов. При легком интеллектуальном недоразвитии завышенная самооценка обусловлена снижением критичности, недостаточной рефлексивностью, инфантильностью, а также гиперкомпенсаторной реакцией, вызванной сложным взаимодействием социальных факторов, возникающих при осознании личностью своей слабости, при возникновении чувства малоценности, при наличии низких оценок со стороны окружающих и неудовлетворенности социогенных потребностей.
Завышенная самооценка у подростков с нарушением слуха во многом зависит от социальных
условий: системы воспитания в образовательном учреждении, характера отношений ближайшего социума. Еще в исследованиях Т.Н. Прилепской показано, что более устойчивая и высокая самооценка наблюдается у детей и подростков с нарушением слуха, воспитывающихся в семьях глухих родителей [9], что объясняется отсутствием в этих семьях тенденции к устойчивой гиперопеке, а также наличием выработанных адаптационных механизмов у самих родителей, позволяющих обеспечить ребенку условия для развития.
Завышенные показатели самооценки встречаются и в других группах подростков, но с меньшей частотой. Подростки с нарушением зрения ценят в себе интеллектуальные качества (ум, способности) (54,3%), уверенность в себе (45,7%) и авторитет у сверстников (42,9%). У подростков с условно нормативным развитием очень высокая самооценка встречается реже, чем в других группах и представлена примерно равномерно среди разных характеристик: от 25% до 40%.
В диапазоне завышенной самооценки (очень высокий уровень) находится средний балл по шкалам «Умелые руки», «Внешность» и «Уверенность в себе» - в ЭГ 1 и ЭГ 3. В последней группе высокие баллы также присущи по шкале «Характер». В диапазоне средней и высокой самооценки, удостоверяющем реалистичную (адекватную) самооценку, максимально представлены результаты подростков КГ.
Недифференцированность в самооценке различных качеств наблюдается у 40,4% подростков с ЛИН, что выражено в одинаковых или очень близких баллах по уровню самооценки и притязаний, а также в многократном повторении одних и тех же баллов особенно во второй серии задания (уровень притязаний). Самооценка подростков с нарушением слуха также отличается меньшей дифференци-рованностью с устойчивой тенденцией к завышению, а показатели заниженной самооценки (менее 45 баллов) обнаруживаются у них только по 2 шкалам, что подтверждает результаты других исследований, в которых показано, что переход от общей, неспецифической самооценки к более специфической, дифференцированной у лиц с нарушением слуха происходит на два-три года позднее [10].
■ Ум,способности
■ Характер Авторитет у сверстников Умелые руки
■ Внешность
12 3 4 ■ Уверенность в себе
Рис. 2. Очень высокий уровень самооценки подростков четырех групп по шкалам.
1 - ЭГ 1; 2 - ЭГ 2; 3 - ЭГ 3; 4 - КГ
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
303
Таблица 1
Уровень самооценки и притязаний подростков Э и К групп
Критерий КГ ЭГ 1 t КГ ЭГ 2 t КГ ЭГ 3 t
Самооценка 65,58 73,5 -3,2 65,58 66,8 -0,44 65,58 76,73 -4,32
Уровень притязаний 88,48 87,32 0,63 88,48 82,7 3,17 88,48 90,36 -1,13
Примечание: полужирным начертанием выделены результаты, подтверждающие достоверность различий Р<0,01.
__I Ум, способности
I Характер Авторитет у сверстников Умелые руки ■ Внешность I Уверенность в себе
Рис. 3. Низкий уровень притязаний подростков четырех групп по шкалам. 1 - ЭГ 1; 2 - ЭГ 2; 3 - ЭГ 3; 4 - КГ
100 80 60 40 20 0
Ум, способности Характер
Автри 1С1 у сверстников Умелые руки I Внешность Уверенность в себе
Рис. 4. Очень высокий уровень притязаний подростков четырех групп по шкалам.
1 - ЭГ 1; 2 - ЭГ 2; 3 - ЭГ 3; 4 - КГ
Различия в развитии самооценки и уровня притязаний подростков разных групп представлены в таблице 1.
Обобщенный показатель самооценки респондентов с УНР достоверно ниже по сравнению с показателем самооценки подростков с нарушением слуха 0=4,32, достоверность различий Р<0,01) и подростков с ЛИН 0=3,2 достоверность различий Р<0,01), а уровень притязаний у респондентов КГ достоверно выше, чем у подростков ЭГ 2. В диапазоне нереалистичного уровня находится средний балл по показателям самооценки и уровню притязаний подростков с нарушением слуха.
Так как индикаторами неблагополучия являются показатели притязаний, находящиеся в диапазоне низких (до 60 б.) и очень высоких (от 90 до 100 б.) результатов, представим наглядно данные только по этим двум уровням (рис. 3, рис. 4).
Низкий уровень притязаний как индикатор неблагоприятного развития личности чаще, чем в других группах, встречается у подростков с нарушением зрения: они в меньшей степени претендуют на хороший характер и авторитет у сверстников. Более 10% подростков с нарушением интеллекта имеют низкие притязания по шкалам «Умелые руки» и «Внешность».
Завышенный уровень притязаний (очень высокий), который часто не соответствует возможно-
стям подростков, то есть характеризующийся, как правило, нереалистичностью и некритичностью, обнаруживается у более 60% подростков ЭГ 1 и ЭГ 3 по всем шкалам, у респондентов ЭГ 2 по шкале «Ум, способности», «Умелые руки», у респондентов КГ по шкалам «Умелые руки», «Внешность» и «Характер». Наибольшими запросами в сторону своих внешних и внутренних характеристик отличаются подростки с ЛИН и подростки с нарушением слуха. Это, с одной стороны, может являть собой своеобразную компенсаторную реакцию по типу: «не могу, но хочу», с другой стороны, может быть свидетельством недифференцирован-ности и отражением некритичности мышления и отставания в становлении я-концепции. По мнению Т.Н. Прилепской, уровень притязаний детей и подростков с нарушением слуха отличается неустойчивостью и неадекватностью [9].
Высокий уровень притязаний по шкалам «Внешность» и «Умелые руки» одновременно в разных группах респондентов обусловливается подростковыми особенностями: повышается интерес подростка к внешнему облику и его физические характеристики активно сравниваются со стандартами, принятыми в группе сверстников, что зачастую становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе.
Вестник КГУ Л 2016
304
Таблица 2
Динамика в развитии самооценки и уровня притязаний подростков Э и К групп
Критерий ЭГ 1 ЭГ 2 ЭГ 3 КГ
1 2 t 1 2 t 1 2 t 1 2 t
Самооценка 74 73,2 0,22 70,6 65,1 1,26 76,9 76,2 0,20 69,3 62,14 2,01
Уровень притязаний 86,5 87,4 -0,27 88,4 79,8 2,94 89,1 93,2 -1,47 93,5 83,85 5,27
Примечание: полужирным начертанием выделены результаты, подтверждающие достоверность различий.
По данным В.Н. Куницыной, в образе воспринимаемого человека главными для подростка являются физические особенности, элементы облика, затем одежда, прическа и выразительное поведение [6]. Восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Таким образом, чаще неосознанное требование к собственной внешности и «умелым рукам» обусловлено спецификой подросткового восприятия. Осознание особенностей своей внешности, отношение к ней также влияет на формирование у подростка важных личностных качеств: уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма и др.
Сравнение результатов средних и старших подростков в каждой группе показывает возрастную динамику развития самооценки и уровня притязаний (таблица 2).
Различия между младшими и старшими подростками с УНР заключаются не только в степени дифференцированности и устойчивости, но и в снижении показателя самооценки ^=2,01 при достоверности на уровне 0,05). Подобная выраженность динамики не наблюдается в группах подростков с отклонениями в развитии.
Результаты экспериментального исследования уровня притязаний подростков всех четырех групп в возрастном сравнительном аспекте показывают его достоверно значимое снижение не только у подростков с УНР, но и у подростков с нарушением зрения от среднего подросткового к старшему подростковому возрасту.
Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки (по ср. баллу) по отдельным шкалам во всех группах находятся в диапазоне нормы (от 8 до 22 баллов). Исключение представляют собой результаты по шкалам «Умелые руки» и «Внешность» в ЭГ 2, что свидетельствует о повышенной тревожности, о наличии конфликта между тем, к чему стремятся подростки, и тем, что считают для себя возможным. В этой же группе подростков встречаются специфические расхождения между уровнем притязаний и самооценкой, когда притязания ниже самооценки. Объяснения подростками этого факта связаны с недовольством настоящим положением, желанием изменить ситуацию, трудностями соблюдения требований взрослых, например, уровень самооценки, превосходящий уровень притязаний по шкале «Авторитет у взрослого» подросток объясняет тем, что его по-
пулярность среди сверстников, увлеченность отношениями с ними мешает учебе.
Таким образом, самооценка подростков с легким интеллектуальным недоразвитием и подростков с нарушением слуха отличается большей недиффе-ренцированностью, а также тенденцией к высоким показателям, что показывает ее качественное своеобразие по критерию адекватности и реалистичности. Недостаточная рефлексивность, инфантильность личности, неудовлетворенность социогенных потребностей, реакция на осознание собственного нарушения в развитии, а также характер отношений с ближайшим социумом подростков этих групп приводит к частым нереалистичным и неадекватным показателям самооценки и уровня притязаний, а также их несогласованности между собой.
Заниженный уровень притязаний, являющийся индикатором неблагоприятного развития личности, а также сочетание нескольких низких результатов по шкалам самооценки у подростков с нарушением зрения, актуализируют проблемы, не только обусловленные затруднениями в удовлетворении ряда насущных потребностей, но и приводят к неуравновешенности, неуверенности, подавленности в отношениях с окружающими, скованности в общении.
Динамика в развитии дифференцированности и устойчивости самооценки и притязаний от среднего подросткового возраста к старшему наблюдается в большей степени у подростков с нарушением зрения и подростков с условно нормативным развитием. Овладение оценочными механизмами, развитие рефлексии у подростков с сохранным интеллектом способствует дифференциации самооценки, ее реалистичности и большей устойчивости. Адекватная и устойчивая самооценка и уровень притязаний являются одним из важнейших ресурсов, обусловливающих развитие социально-психологической компетентности от младшего школьного возраста к подростковому. Обнаруживающееся отставание в развитии самооценочных механизмов у подростков с отклонениями в развитии замедляет формирование социально-психологической компетентности, искажая тем самым процесс их социального становления.
Библиографический список
1. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1979. -№ 4. - С. 23-33.
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
305
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. -СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
3. Корнилова И.Г. Роль зрительного дефекта в формировании самоотношения подростков // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2003. - Т. 3. -№ 6. - С. 68-75.
4. Королева Ю.А. Детерминанты и механизмы развития социально-психологической компетентности в условиях дизонтогенеза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 146-151.
5. Королева Ю.А. Социально-психологическая компетентность и жизнеспособность лиц с отклонениями в развитии: факторный анализ // Специальное образование. - 2015. - № 4. - С. 43-51.
6. Куницына В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: автореф. дис. ... канд.
психол. наук. - Ленинград, 1968. - 16 с.
7. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2005. - 688 с.
8. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова. - М.: Просвещение. 1985. - 144 с.
9. Прилепская Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология. - 1989. - № 5. - С. 26-32.
10. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. - М.: Просвещение, 1975. - 108 с.
11. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. -М.: Полиграф сервис, 2000. - 250 с.
УДК 373.3
Слюсарева Елена Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент
Морозова Юлия Николаевна
Ставропольский государственный педагогический институт [email protected], [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СУБЪЕКТОВ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрыты основные теоретические подходы к проблеме толерантности в инклюзивном образовании как формы интеграции младших школьников с особыми образовательными потребностями. Представлены компоненты толерантности младших школьников как субъектов инклюзивного образования.
Ключевые слова: толерантность, конгруэнтная эмпатия, коммуникативная компетентность, эмоциональная устойчивость, ассертивность.
На сегодняшний день в связи с ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями) проблема развития инклюзивного образования в России находится под пристальным вниманием всех субъектов образовательного процесса: родителей, педагогов, администрации образовательных организации.
Ведущим условием успешной интеграции ребенка с особыми образовательными потребностями является наличие толерантной образовательной среды. Именно начальная школа является первым этапом совместного обучения детей, которые пришли с разной культурой, с разным жизненным опытом и с разным психофизиологическим статусом (в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья). Это порождает возникновение разного рода барьеров (психологических, коммуникативных, эмоциональных) в процессе взаимодействия детей и требует пересмотра всей системы работы в школе.
Такая система должна быть направлена на создание инклюзивной толерантной образовательной среды, охватывать всех субъектов инклюзивного образовательного процесса и соответствовать главному гуманистическому принципу: «не навреди».
То есть все компоненты толерантной образовательной среды должны быть направлены на развитие каждого субъекта инклюзивной образовательной среды: и на детей, имеющих особые образовательные потребности, и на детей, имеющих условно нормативное развитие, и на педагога, и на родителей всех учащихся образовательной организации. При такой средовой организации признается право на уникальность и неповторимость каждой личности, ненасильственное общение, основанное на диалоговых формах сотрудничества.
В связи с этим остро встаёт проблема формирования толерантности младших школьников как субъектов инклюзивного образовательного процесса.
Нами был проведен анализ исследований, связанных с вопросами формирования толерантности в инклюзивной образовательной среде, который показал, что нет единого определения данного понятия. Это объясняется сложностью и многогранностью самой личности, динамическим характером ее многообразных функций, сложностью и иерархически организованной системой взаимодействий личности с окружающей средой.
На современном этапе понимание толерантности неоднозначно и имеет разное толкование в культурах разных народов. Так, толерантность
306
Вестник КГУ ^ 2016
© Слюсарева Е.С., Морозова Ю.Н., 2016