Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ ПРИ АДАПТАЦИИ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ И СВЕРХЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)'

ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ ПРИ АДАПТАЦИИ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ И СВЕРХЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / АДАПТИВНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СРЕДА / АБИТУРИЕНТЫ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ / ПОГРАНИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ / СВЕРХЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СРЕДА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серов Владимир Иванович

В статье дается сравнительный анализ адаптации к экстремальным и сверхэкстремальным условиям службы абитуриентов и военнослужащих. Экстремальная среда воздействует на абитуриентов неблагоприятными условиями службы и вызывает у них функциональные изменения адаптивности, выходящие за пределы нормы из-за особенностей поведения в правовом поле. Сверхэкстремальная среда приводит к возникновению у военнослужащих патологических изменений и невозможности выполнения задач в начале службы в новых условиях. Нарушение баланса между свойствами личности вызывает появление психологической защиты с широким диапазоном отклонений адаптивной вероятности в трех состояниях: нормальном, пограничном, патологическом. Психофизиологический уровень в них вызывается активностью одного из семи типов психологических защит: только 36 % абитуриентов в нормальном состоянии [сверхконтроль, оптимистичность-пессимистичность, эмоциональная лабильность, импульсивность, ригидность, тревожность, индивидуалистичность (Л. Н. Собчик, 2000)] гармоничны; остальные 64 % абитуриентов в пограничном состоянии (семь типов психологических защит) функционально активированы (В. И. Серов, 2016); 25 % военнослужащих в патологическом состоянии [ипохондрия, депрессия или мания, психопатия, паранойя, психастения, шизофрения (Ф. Б. Березин и др., 2011)] имеют поражение структуры нервной системы. Адаптивность военнослужащих в сверхэкстремальных условиях из-за психогенных потерь не выдерживает воздействия типа психологической защиты, и защита психологическая заменяется психофизиологической. Для адаптивности к сверхэкстремальным условиям военнослужащие должны пройти коррекцию типа психологической защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серов Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY OF LOSS. PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL PROTECTION DURING ADAPTATION TO EXTREME AND ULTRA-EXTREME LIVING CONDITIONS OF APPLICANTS AND MILITARY PERSONNEL (COMPARATIVE ANALYSIS)

The article provides a comparative analysis of adaptation to extreme and ultra-extreme conditions of service of applicants and military personnel. An extreme environment affects applicants with unfavorable conditions of service and causes them functional changes in adaptability that go beyond the norm due to the peculiarities of behavior in the legal field. The ultra-extreme environment leads to pathological changes in military personnel and the inability to perform tasks at the beginning of service in new conditions. A violation of the balance between personality traits causes the appearance of psychological protection with a wide range of deviations of adaptive probability in three states: normal, borderline, pathological. The psychophysiological level in them is caused by the activity of one of the seven types of psychological defenses: only 36 % of applicants are in a normal state [overcontrol, optimism-pessimism, emotional lability, impulsivity, rigidity, anxiety, individualism (L. N. Sobchik, 2000)] harmonious; the remaining 64 % of applicants in a borderline state (seven types of psychological defenses) are functionally activated (V. I. Serov, 2016); 25 % of military personnel in a pathological state [hypochondria, depression or mania, psychopathy, paranoia, psychasthenia, schizophrenia (F. B. Berezin et al., 2011)] have damage to the structure of the nervous system. The adaptability of military personnel in extreme conditions due to psychogenic losses does not withstand the impact of the type of psychological protection, and psychological protection is replaced by psychophysiological. To be adaptable to extreme conditions, military personnel must undergo a correction of the type of psychological protection.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ ПРИ АДАПТАЦИИ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ И СВЕРХЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)»

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья УДК 159.98

doi: 10.33463/2072-8336.2023.2(63).62-74

ПСИХОЛОГИЯ ПОТЕРИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ ПРИ АДАПТАЦИИ К ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ И СВЕРХЭКСТРЕМАЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ АБИТУРИЕНТОВ И ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

Владимир Иванович Серов1

1 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия, v.i.serov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4949-960X

Аннотация. В статье дается сравнительный анализ адаптации к экстремальным и сверхэкстремальным условиям службы абитуриентов и военнослужащих. Экстремальная среда воздействует на абитуриентов неблагоприятными условиями службы и вызывает у них функциональные изменения адаптивности, выходящие за пределы нормы из-за особенностей поведения в правовом поле. Сверхэкстремальная среда приводит к возникновению у военнослужащих патологических изменений и невозможности выполнения задач в начале службы в новых условиях. Нарушение баланса между свойствами личности вызывает появление психологической защиты с широким диапазоном отклонений адаптивной вероятности в трех состояниях: нормальном, пограничном, патологическом. Психофизиологический уровень в них вызывается активностью одного из семи типов психологических защит: только 36 % абитуриентов в нормальном состоянии [сверхконтроль, оптимистичность-пессимистичность, эмоциональная лабильность, импульсивность, ригидность, тревожность, индивидуалистичность (Л. Н. Собчик, 2000)] гармоничны; остальные 64 % абитуриентов в пограничном состоянии (семь типов психологических защит) функционально активированы (В. И. Серов, 2016); 25 % военнослужащих в патологическом состоянии [ипохондрия, депрессия или мания, психопатия, паранойя, психастения, шизофрения (Ф. Б. Березин и др., 2011)] имеют поражение структуры нервной системы. Адаптивность военнослужащих в сверхэкстремальных условиях из-за психогенных потерь не выдерживает воздействия типа психологической защиты, и защита психологическая заменяется психофизиологической. Для адаптивности к сверхэкстремальным условиям военнослужащие должны пройти коррекцию типа психологической защиты.

© Серов В. И., 2023

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ключевые слова: психологическая защита, адаптивность, экстремальная среда, абитуриенты, психофизиологическая защита, типы психологических защит, пограничное состояние, сверхэкстремальная среда, военнослужащие

Для цитирования

Серов В. И. Психология потери. Психологическая и психофизиологические защиты при адаптации к экстремальным и сверхэкстремальным условиям жизнедеятельности абитуриентов и военнослужащих (сравнительный анализ) // Прикладная юридическая психология. 2023. № 2(63). С. 62-74. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.2(63).062-074.

Original article

PSYCHOLOGY OF LOSS. PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL PROTECTION DURING ADAPTATION TO EXTREME AND ULTRA-EXTREME LIVING CONDITIONS OF APPLICANTS AND MILITARY PERSONNEL (COMPARATIVE ANALYSIS)

Vladimir Ivanovich Serov1

1 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia, v.i.serov@mail.ru, https://orcid.org/0000-

0003-4949-960X

Abstract. The article provides a comparative analysis of adaptation to extreme and ultra-extreme conditions of service of applicants and military personnel. An extreme environment affects applicants with unfavorable conditions of service and causes them functional changes in adaptability that go beyond the norm due to the peculiarities of behavior in the legal field. The ultra-extreme environment leads to pathological changes in military personnel and the inability to perform tasks at the beginning of service in new conditions. A violation of the balance between personality traits causes the appearance of psychological protection with a wide range of deviations of adaptive probability in three states: normal, borderline, pathological. The psychophysiological level in them is caused by the activity of one of the seven types of psychological defenses: only 36 % of applicants are in a normal state [overcontrol, optimism-pessimism, emotional lability, impulsivity, rigidity, anxiety, individualism (L. N. Sobchik, 2000)] harmonious; the remaining 64 % of applicants in a borderline state (seven types of psychological defenses) are functionally activated (V. I. Serov, 2016); 25 % of military personnel in a pathological state [hypochondria, depression or mania, psychopathy, paranoia, psychasthenia, schizophrenia (F. B. Berezin et al., 2011)] have damage to the structure of the nervous system. The adaptability of military personnel in extreme conditions due to psychogenic losses does not withstand the impact of the type of psychological protection, and psychological protection is replaced by psychophysiological. To be adaptable to extreme conditions, military personnel must undergo a correction of the type of psychological protection.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Keywords: psychological protection, adaptability, extreme environment, applicants, psychophysiological protection, types of psychological defenses, borderline state, extreme environment, military personnel

For citation

Serov, V. I. 2023, 'Psychology of loss. Psychological and psychophysiological protection during adaptation to extreme and ultra-extreme living conditions of applicants and military personnel (comparative analysis)', Applied legal psychology, iss. 2(63), рр. 62-74, doi: 10.33463/2072-8336.2023.2(63).062-074.

Со здоровьем ничего не страшно, никакие испытания, его потерять - значит потерять все;

без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки;

оно - высшее и необходимое благо, а между тем удержать его так трудно.

В. Н. Вересаев

Признаки идеального здоровья -адаптация к условиям внешней среды, гармония индивида с самим собой и окружением в нормальном состоянии. Пограничное состояние - состояние между нормальным и патологическим. Древневосточные цивилизации (китайская, монгольская, индийская), разрабатывая техники гармонизации сил внутри мира человека, установили, что «духовное здоровье есть главная составляющая здорового тела; в основе здоровой психики лежит равновесие духа, которое в сочетании со здоровьем тела надо ценить и охранять» [14]. По Платону, красота требует «согласия противоположностей» -душевного и телесного. И. В. Дубровина отмечала, что психическое здоровье относится к личности в целом [8].

Критерий психического здоровья - гармония познавательной, эмоциональной, волевой сфер человека [18]. Р. Вирхов отмечал: «Мы можем вместо «гармонии» сказать «равновесие», а вместо «дисгармонии» - „нарушение равновесия"» [4]. Здоровый человек - это человек гармоничный. «Аномалии в развитии личности проявляются в ее дисгармонии, утрате рав-

новесия, то есть в нарушении процессов адаптации с социумом, психикой и телом» [2], в нервно-психической неустойчивости.

От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешенности человека. По В. Н. Мясищеву, «уравновешенность - это не застывшее равновесие, а динамический процесс, поступательное движение жизненно важных биологических и психических процессов» [13]. М. В. Коркина считает, что «уравновешенность человека и адекватность его реакции на внешнее воздействие имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии. У человека неуравновешенного, неустойчивого нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса, и, напротив, только у психически здорового (то есть уравновешенного) человека мы наблюдаем проявление относительного постоянства поведения и его адекватности по отношению к внешним условиям» [11]. И хотя В. Н. Мясищев с 1916 г. исследовал личность как биопсихосоциальное единство, и к этой позиции положительно относился А. Н. Леонтьев, специфика нашего иссле-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

дования предполагает социопсихофизио-логический подход.

Поскольку одни силы работают на продление жизни, другие - на ее сокращение, то совершенное равновесие делает возможным идеальное здоровье [20]. Идеальное здоровье - это полная адаптация индивида по отношению к себе и воздействию внешней среды, «выполнению» межличностных отношений, профессиональных и социальных ролей, гармоничному развитию психического здоровья, когда отсутствует вероятность появления признаков психических расстройств [21].

Психическое здоровье является целью развития личности. По Г. Олпорту, «личность - это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерные для него поведение и мышление. Динамическая организация личности означает, что личность постоянно развивается. Психофизическая система - это не исключительно ментальное и не исключительно нервное образование. В организации системы предполагается, что действия тела и психики связаны в неразрывном единстве личности» [15].

По Д. В. Сочивко, «экстремальные условия жизнедеятельности изменяют поведение человека в правовом поле при жестком применении к нему норм права. Психологически возникает противоречие между внутриличностными морально-нравственными установками и положениями правовых норм» [18].

По мнению Б. С. Братуся, аномалии личности проявляются через три уровня психического здоровья: высший личност-но-смысловой, индивидуально-психологический, психофизиологический [3].

В нашем исследовании психофизиологический уровень представлен нейрофизиологической организацией семи типов психологических защит: в нормальном

состоянии - сверхконтроль, оптимистич-ность-пессимистичность, эмоциональная лабильность, импульсивность, ригидность, тревожность, индивидуалистичность [17], в пограничном - семь типов психологических защит (ТПЗ) [16], в патологическом состоянии - ипохондрия, депрессия и мания, психопатия, паранойя, психастения, шизофрения [2].

Болезнь - желание того, чего не стоило бы желать, жажда того, что вредно, - вот в чем сущность душевного заболевания [19]. Однако под воздействием экстремальных или сверхэкстремальных условий жизнедеятельности возникает психофизиологическая проблема, а именно актуализация психического состояния в виде типа психологической защиты.

Экстремальная среда воздействует неблагоприятными условиями службы на абитуриентов и вызывает у них функциональные изменения, выходящие за пределы нормы. Они характерны для пограничного психического состояния, но не ведут к патологическим изменениям или невозможности выполнения задач службы. Поддержание работоспособности осуществляется за счет перенапряжения механизмов, компенсирующих нарушение функций организма, и быстро формируются реакции, характерные для пограничного психического состояния.

Экстремальные условия характеризуются постоянным воздействием интенсивных факторов службы. В сверхэкстремальных условиях у военнослужащих пределы компенсаторных возможностей тем меньше, чем больше интенсивность воздействующих факторов. Компенсаторные возможности начинают исчерпываться при получении назначения еще до входа в эти условия. Длительное действие факторов ухудшает функциональное состояние, боеспособность, возникает переход личности из нормального состояния в пограничное и в дальнейшем - в патоло-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

гическое с расстройством личности и последующим ее распадом.

Расстройства личности в психоанализе измеряют по уровню развития личностной организации, степени патологии и защитному стилю внутри этого уровня, типу характера [12]. В нашей концепции первое -это пограничное состояние, второе - семь типов психологических защит, в патологическом - это ипохондрия, депрессия-мания, истерия, психопатия, паранойя, психастения, шизофрения. Патология личности представляет собой различные типы психологических защит, направленные на компенсацию неосознаваемой ущербности расстройств личности.

Сверхэкстремальная среда может приводить к возникновению в организме человека патологических изменений функциональных систем тела и психики при невозможности выполнения задач службы. Эти реакции с причинением тяжелого вреда своему здоровью или здоровью окружающих людей до угрозы жизни формируются в начале службы в новых условиях.

Методика. Использовались стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ) (Л. Н. Собчик, 2000) [17] и шкала адаптивности (В. Дюк, 1995) [9], защитные адаптивные реакции восьми степеней. На основе кластерного, дискри-минантного, факторного анализа полученных результатов были определены восемь степеней защитных адаптивных реакций (ЗАР), которые интегрируют адаптивность и типы психологических защит психофизиологической защиты при действии раздельно или вместе по максимальной их активности или хотя бы одной из них. Применены статистики с критериями ^Стьюдента, ^Уэлша для математических ожиданий, F-Фишера, М-Бартлетта для дисперсий.

Объект - психогенные потери в пограничном состоянии от воздействия факторов внешней среды на абитуриентов и военнослужащих.

Предмет - психогенные потери в психологической и психофизиологической защитах соответственно в экстремальных условиях для пограничного состояния и в сверхэкстремальных для патологического состояния.

Цель - компенсация психогенных потерь от активирования одного из семи типов психологических защит с коррекцией для возвращения их к гармонии в пределы нормального состояния абитуриентов и военнослужащих.

Задача - определение особенностей психогенных потерь при адаптации личности абитуриентов к воздействию факторов экстремальной среды и типов психологических защит у военнослужащих в сверхэкстремальной среде.

Гипотеза - психогенные потери у абитуриентов в пограничном состоянии от факторов экстремальной среды компенсируются адаптивностью психологической защиты, а более интенсивные потери у военнослужащих в сверхэкстремальной среде возникают от семи типов психологических защит психофизиологической защиты с переходом в патологическое состояние. В сверхэкстремальных условиях в пограничном психическом состоянии эффективна психологическая коррекция психической и соматической сфер для со-циопсихофизиологического единства.

Результаты и обсуждение. Пограничное состояние - это состояние между нормальным и патологическим состоянием, состояние доклинических психосоматических проявлений, которое трудно диагностировать, но в котором есть максимальная эффективность коррекции психологической и психофизиологической защит по возвращению личности из пограничного в нормальное психическое, а значит, и соматическое состояние.

Психологическая защита. Отечественная психология для распознавания психической адаптивности предлагает алгоритм распознавания образов в психодиагно-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

стике [5], в котором исходным признаком служат шкалы MMPI или СМИЛ. В подходе В. А. Дюка исходные признаки - отношения шкал MMPI (СМИЛ) [9]. Диагностика психической адаптивности основывается на сбалансированности личностной системы. Нарушение баланса между свойствами личности вызывает появление психологической защиты, которая является обобщенной характеристикой шкалы психической адаптивности. Шкала состоит из 111 утверждений теста MMPI с широким диапазоном отклонений адаптивной вероятности во всех сферах личности: соматической (физиологической), психологической, социальной, психопатологической. Группам лиц с низким значением шкалы психической адаптивности не уделялось внимания при профессиональном отборе. Углубленной диагностики и коррекции требуют лица с высокими значениями по этой шкале. Таким образом, психологическая защита появляется при нарушении баланса между свойствами личности.

Изучение личности, ее расстройств и распада осуществлялось с давних времен. В IV в. до н. э. философ Теофраст описал различные типы личности. Ф. Пинель первым в 1801 г. выделил расстройства личности среди психических заболеваний. Расстройства личности по Международной классификации болезней (МКБ) представляют собой комплекс «ригидных и дезадаптивных личностных черт со специфическим восприятием и отношением к себе и окружающим, снижением социального приспособления и, как правило, эмоциональный дискомфорт и субъективный дистресс» [7]. В настоящее время в МКБ существует дихотомическое разделение популяции на людей с расстройством личности и без него. В МКБ-11 предполагается третья промежуточная степень «акцентуации характера» (personality difficulty - сложная (трудная) личность), то есть субсиндромальные изменения (в

нашем подходе это пограничное психическое состояние). Изменения черт характера имеют согласованную структуру [1], но повышают риск коррекции при стрессе в сверхэкстремальных условиях среды.

Современный западный подход основан на работах Г. Олпорта, Г. Айзенка и Р. Кэттела о диспозициональной модели личности, или доменах большой пятерки. Отказ от выделения некоторых нозологических форм привел к клинико-психоло-гической оценке расстройств личности, основанной на измерении выраженности ключевых черт личности - пяти доменов [10]: эмоциональная стабильность - ней-ротизм; экстраверсия - отгороженность; доброжелательность - антагонизм; добросовестность - импульсивность; открытость опыту - консервативность [22]. Эта позиция используется в классификации Research Domain Criteria (RDoC): негативный, позитивный аффекты, социальные процессы, системы возбуждения (регуляции), познание [23]. Модель предполагается включить в DSM-5 и МКБ-11. Доминирование ее личностных черт формируют индивидуальность и адаптацию [6].

Однако такой подход не направлен на преодоление «чистого функционализма», он не затрагивает взаимоотношения структуры и функции объекта в условиях как нормы, так и патологии, его невозможно использовать в профессиональном психологическом отборе из-за ограничений по времени, количеству применяемых методик, последующей преемственной коррекции типов психологических защит пограничного психического состояния. Например, для обследования 500 абитуриентов дается 2-3 дня с вынесением рекомендаций и составлением списка группы риска. Затруднительно использовать данный подход и в сверхэкстремальных условиях из-за появления лиц в состоянии астении, психопатологии и необходимости непсихологическими методами восста-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица

Психофизиологическая защита ЗАР18 в соотношении с 4-мя группами профессионального психологического отбора (ППО, ЗАР14 по Л. Н. Собчик, 2000; ЗАР5 8 по В. И. Серову, 1996), шкалой адаптивности (А, с. б. по В. А. Дюку, 1994), 13 шкалами СМИЛ (Т), %

ЗАР1-8 Признаки психической дезадаптации (ППДА) А, с. б. Т

1 Рекомендован в первую очередь 00-05,99 50-55,99

2 Рекомендован 06-11,99 56-60,99

3 Рекомендован условно 12-19,99 61-70,99

4 Не рекомендован - ППДА 20-25,99 71-80,99

5 Слабо выраженные ППДА 26-33,99 81-85,99

6 Выраженные ППДА 34-40,99 86-90,99

7 Сильно выраженные ППДА 41-47,99 91-95,99

8 Психическая дезадаптация >48 >96

навливать психогенные и физиогенные потери у военнослужащих.

В нашем подходе, исходя из морфологического эквивалента функции, то есть взаимоотношения структуры и функции, психофизиологическая защита с нейрофизиологической организацией ТПЗ обусловлена также адаптивными способностями личности (А) с разделением границ защитных адаптивных реакций на группы с высокой (ЗАР1 2) и сниженной (ЗАР3-8) степенями (табл.).

Кластеризацией пространства признаков данных адаптивности (психологическая защита) и семи типов психологических защит шкал 1-4, 6-9 СМИЛ (психофизиологическая защита) 604 абитуриента (603 из них прошли полное исследование) были распределены по восьми степеням защитных адаптивных реакций - ЗАР1-8 на различные объединяющие дистанции.

Кластеризацией (рис. 1) пространства однородных признаков выделены два ядра из ЗАР1-4 и ЗАР5-8. ЗАР1-4 образовывалось на дистанции 1 из 28 % испытуемых (168 чел.) с ЗАР2, затем - 31 % испытуемых (186 чел.) с ЗАР3 и закончилось включением 100 % испытуемых (603 чел.) с обобщающей ЗАР1-8. В ядро

было включено 59 % испытуемых. На дистанции 2 к ядру подключались 13 % испытуемых (80 чел.) с ЗАР4, на дистанции 3-10 % испытуемых (60 чел.) с ЗАР1. Ядро ЗАР1-4 составило 82 % всех признаков.

ЗАР5-8 образовывался на дистанции 6,5 подключением к ЗАР1-4 4 % испытуемых (27 чел.) с ЗАР6, на дистанции 8,5 -еще 4 % испытуемых (23 чел.) с ЗАР8, на дистанции 10,0 - еще 8 % испытуемых (47 чел.) с ЗАР5, на дистанции 25,0 -окончательно 2 % испытуемых (12 чел.) с ЗАР7. На этой дистанции все ЗАР1-8 объединялись. Ядро ЗАР5-8 составило 18 % испытуемых.

Установлено превышение в 4,6 раза численного состава абитуриентов в ЗАР1-4 над ЗАР5-8. Кластерный анализ подтвердил разделение 603 испытуемых на восемь степеней защитных адаптивных реакций - ЗАР1-8 с адаптивностью в психологической защите и семью типами психологических защит - в психофизиологической защите.

Триада критериев (адаптивность, ТПЗ и ЗАР1-8) восьми степеней признаков психической дезадаптации (ППДА) (рис. 2) была применена к выборке из 604 абитуриентов. По адаптивности большинство испытуемых было с 3-й степенью ППДА, по

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

H I E R A R C H I C A L C L U S T E R A N A L Y S I S

Рис. 1. Два ядра ЗАР1-4 и ЗАР5-8 при кластеризации данных 603 абитуриентов 200

180

о

cd

ю го

.0 x

го

160 140 120 100 80 60 40 20 0

ТПЗ

_А_

-ЗАР1-8

Рис. 2. Динамика распределения абитуриентов по восьми степеням ТПЗ, А, ЗАР1

ТПЗ и ЗАР, „ - со 2-й. С 1-й по 3-ю степень

1_8

ППДА по триаде критериев количество абитуриентов составляло 75, 78, 69 % с наименьшим количеством испытуемых с 1-й степенью, а с 1-й по 2-ю степень -50, 51, 36 %.

Если по адаптивности наблюдается постепенное снижение количества лиц, имеющих с 4-й по 8-ю степень ППДА, то по ТПЗ - повышение количества испытуемых с 8-й степенью. Корреляция со

средней силой взаимосвязи при г = 0,656 обнаруживается для адаптивности и ТПЗ при изменении их степеней ППДА. При анализе степеней ППДА по адаптивности и ТПЗ в ЗАР1-8 включалась одна большая по значению (адаптивность или ТПЗ). Выраженный подъем наблюдался для 3-й степени в ППДА, затем оценки степеней ППДА ЗАР5-8 и ТПЗ снижались и совпадали. Прямая взаимосвязь показывает, что изменение адаптивности у абитуриентов

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

в экстремальных условиях жизнедеятельности влечет за собой изменение ТПЗ в том же направлении с переходом в пограничное психическое состояние.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, при совмещении степеней ППДА адаптивности и ТПЗ количество годных к обучению абитуриентов по ЗАР1-2 составило 36 %. Такое количество для заполнения вакантных должностей недостаточно даже при конкурсе три кандидата на одно место, поскольку с ЗАР3-8 насчитывается 64 % абитуриентов. Однако основная проблема отбора заключается в применении критериев адаптивности, типов психологических защит, защитных адаптивных реакций для обеспечения надежности психической деятельности абитуриентов в экстремальных и военнослужащих в сверхэкстремальных условиях жизнедеятельности.

Ввиду недостаточного количества абитуриентов критерии шкал СМИЛ (ММР1) для той или иной выборки могут занижаться, что способствует попаданию на службу лиц с нервно-психической неустойчивостью, или с ЗАР3 и ниже. Такие

лица нуждаются в применении психологической коррекции для возникающего пограничного психического состояния уже во время обучения и при неблагоприятном прогнозе для службы в экстремальных условиях жизнедеятельности.

После рассмотрения всех ЗАР1-8 можно сделать вывод о том, что если выводить групповые нормы для отбора из средних арифметических значений и стандартных отклонений показателей по самой выборке испытуемых, то контингент испытуемых после отбора может иметь смещение по степеням ЗАР вправо: ЗАР1 занимает место ЗАР2, ЗАР2 - ЗАР3 и т. д. Появляются лица с нервно-психической неустойчивостью, и их психическое состояние быстро дезадаптируется в сверхэкстремальных условиях жизнедеятельности, они выбывают из строя, создавая острый дефицит лиц, годных к несению службы.

Как видно на рисунке 3, наибольшее количество военнослужащих по ТПЗ и ЗАР1-8 имело 8-ю степень признаков психической дезадаптации, по адаптивности -3-ю степень ППДА. Количество военнослу-

CM

J i

го <

ш

ТПЗ А

■ЗАР1-8

t= ) >-

=t

=h \ i-

/ /

/ =V //

/ } \ -1 У > >-

1 J f / =Й ' /

=t л \ 7 7=

=ь f / =V ^ \ у /

/ \ ч \ Г /

v \ у г /

f / *— =\ /

t t \ V, (

/ V V /

/ . (

м

AS

-i F-— i 3 i 3

1 1 5 5 1 1 3 7

0 2 7 2 5 1 2 5

0 1 4 5 3 2 3 6

Рис. 3. Динамика распределения по степеням ЗАР1-8, типам психологических защит, адаптивности военнослужащих в сверхэкстремальных условиях

8

7

6

5

4

3

2

0

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

жащих с 1-й по 3-ю степень по трем критериям составило 1,38; 5,56; 22,22 % с наи-меньшимихколичествомвЗАР.,асЗАР, „ -

I 4-8

16,67; 12,50; 5,56; 11,11; 25,00 %. Количество военнослужащих увеличивалось в 8-й степени адаптивности, ТПЗ, ЗАР. Отмечается превышение в 1,4 раза количества военнослужащих с ЗАР5-8 над численным составом с ЗАР1-4, в 1,2 раза -с адаптивностью в психологической защите с ЗАР5-8 и одинаковым числом военнослужащих с семью типами психологических защит в ЗАР7-8 и ЗАР3-4 - в психофизиологической защите.

Адаптивность и ТПЗ имели сильную связь при г = 0,839. По ТПЗ и ЗАР1-8 связь возрастала до 0,930, а по адаптивности и ЗАР1-8 - до 0,919. Вклад ТПЗ превышал вклад адаптивности в ЗАР1-8 из-за повышения активности одного из семи типов психологических защит и сдвигом психического равновесия в сторону патологического состояния. Признаки психической дезадаптации усиливались ТПЗ и адаптивностью, но в ЗАР1-8 учитывался значимый. ТПЗ, адаптивность, ЗАР8 резко возрастали в 8-й степени ППДА. Установлено, что в сверхэкстремальных условиях жизнедеятельности у военнослужащих ведущим является изменение ТПЗ, ведомым - адаптивность.

Выводы

1. Психология потери с прямой корреляционной взаимосвязью критериев показывает, что у абитуриентов в экстремальных условиях жизнедеятельности первоначальное изменение адаптивности влечет за собой изменение ТПЗ в направлении пограничного психического состояния. Первоначальное изменение ТПЗ у военнослужащих в сверхэкстремальных условиях жизнедеятельности изменяет адаптивность с прогредиент-ным течением защитных адаптивных реакций в сторону психического расстройства.

2. Управление психокоррекцией возможно психологической защитой при нарушении баланса между свойствами личности, а также психофизиологической защитой, представленной нейрофизиологической организацией семи типов психологических защит: в нормальном состоянии - сверхконтролем, оптимистичностью-пессимистичностью, эмоциональной лабильностью, импульсивностью, ригидностью, тревожностью, индивидуалистичностью, в пограничном -семью типами психологических защит; в патологическом состоянии - ипохондрией, депрессией и манией, психопатией, паранойей, психастенией, шизофренией. Одна из них или их сочетание становится управляющей системой, которая подлежит, возможно, медикаментозному воздействию.

3. Экстремальная среда характеризуется неблагоприятными условиями службы для абитуриентов и вызывает у них функциональные изменения, выходящие за пределы нормы с переходом в пограничное психическое состояние как следствие поведения в правовом поле.

4. Сверхэкстремальная среда приводит к возникновению патологического состояния с личностным расстройством у военнослужащих и невозможности выполнения задач в начале службы в новых условиях из-за жесткой соционорматив-ной регуляции.

5. Из-за интенсивных психогенных потерь у военнослужащих адаптивность психологической защиты не выдерживает воздействия активированных типов психологической защиты психофизиологической защитой в сверхэкстремальных условиях жизнедеятельности. До входа в сверхэкстремальные условия военнослужащих необходима коррекция ведущего типа психологической защиты для устойчивости их адаптивности к сверхэкстремальным условиям.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

6. Защитные адаптивные реакции восьми степеней позволяют количественно выразить внутреннее психическое состояние и отношения с окружающим миром, повышают уровень стандартизации, точность и скорость получения выходных диагностических данных для эффективной психологической коррекции.

7. Коррекцию потерь в пограничном состоянии по предотвращению появления типов психологических защит необходимо проводить до входа в экстремальные или сверхэкстремальные условия или в начальный период пребывания в них, а не после выхода из этих условий при появлении посттравматического стрессового расстройства.

Список источников

1. Арпентьева М. Р. Жизнеутверждение и нравственно-психологические аспекты здоровья и болезней. Калуга : КГУ, 2017. 454 с.

2. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности : структура, основы интерпретации, некоторые области применения / предисл. Т. Барлас. 3-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во «Березин Феликс Борисович», 2011. 318 с.

3. Братусь Б. С. Аномалии личности. М. : Мысль, 1988. 301 с.

4. Вирхов Р. О целительных силах организма. СПб., 1896. 41 с.

5. Губерман Т. А., Ямпольский Л. Т. Применение алгоритмов распознавания образов в психодиагностике // Вопросы психологии. 1983. № 5. С. 118-125.

6. Даренский И. Д. Домены пограничного расстройства личности // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2019. № 1(102). С. 12-17.

7. Диденко А. В. Практическое руководство по работе с осужденными с расстройствами личности: диагностика, реабилитация, психотерапия : учеб. пособие / под общ. ред. В. Я. Семке. Томск : Том. фил. Кузбас. ин-та ФСИН России, 2012. 125 с.

8. Дубровина И. В. Практическая психология в лабиринтах современного образования : монография. М. : НОУ ВПО МПСУ, 2014. 455 с.

9. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб. : Братство, 1994. 364 с.

10. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. М. : Класс, 2000. 464 с.

11. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия. М. : Медицина, 2015. С. 85-85.

12. МакВильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., 1998. 480 с.

13. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л. : ЛГУ, 1960. 426 с.

14. Никифоров Г. С. Психология здоровья : учеб. пособие. СПб. : Речь, 2012.

15. Олпорт Г. Становление личности : избр. тр. / пер. с англ. Л. В. Трубицыной, Д. А. Леонтьева ; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2002. 462 с.

16. Серов В. И. Психология потери: типы психологических защит, адаптивность личности курсантов выпускных курсов Академии ФСИН России до и после коррекции // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2016. № 6. С. 20-29.

17. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб. : Речь, 2000. 219 с.

18. Сочивко Д. В. Подходы к постановке проблемы методологии юридической и пенитенциарной психологии // Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии : монография : в 2 т. / под науч. ред. Д. В. Сочивко. Рязань : Академия ФСИН России, 2013. Т. 1. 299 с.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

19. Фромм Э. Человек для самого себя / пер. с англ. Э. Спировой. М. : ACT, 2010. 350 с.

20. Чопра Д. Идеальное здоровье. Саратов : Надежда, 1993. 384 с.

21. Эриксон Э. Молодой Лютер: психоаналитическое историческое исследование. М., 1996. С. 58-58.

22. Mulder, R. T., Newton-Howes, G., Crawford, M. J., Tyrer, P. 2011, 'The central domains of personality pathology in psychiatric patients', Journal of Personality Disorders, iss 25 (3), pp. 364-377.

23. Tyrer, P., Crawford, M., Mulder, R. (et al.) 2011, 'The rationale for the reclassification of personality disorder in the 11-th revision of the international classification of diseases (ICD-11)', Personality and Mental Health, iss 5, pp. 246-259.

References

1. Arpentyeva, M. R. 2017, 'Life affirmation and moral and psychological aspects of health and diseases', Kaluga : KSU.

2. Berezin, F. B. 2011, 'Methodology of multilateral personality research: structure, fundamentals of interpretation, some areas of application', foreword by T. Barlas; F. B. Berezin, M. P. Miroshnikov, E. D. Sokolova. 3rd ed., ispr. and add, Moscow : Publishing house «Berezin Felix Borisovich».

3. Bratus, B. S. 1988, 'Personality anomalies', Moscow : Mysl.

4. Virkhov, R. 1896, 'About the healing powers of the body, St. Petersburg.

5. Guberman, T. A., Yampolsky, L. T. 1983, 'Application of pattern recognition algorithms in psychodiagnostics', Vopr. Psychology, iss. 5, pp. 118-125.

6. Darensky, I. D. 2019, 'Domains of borderline personality disorder', Siberian Bulletin of Psychiatry and Narcology, iss. 1(102), pp. 12-17.

7. Didenko, A. V. 2012, 'Practical guide to working with convicts with personality disorders: diagnosis, rehabilitation, psychotherapy : textbook. manual, under the general editorship of V. Ya. Semke, Tomsk : Tom. phil. Kuzbass. Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.

8. Dubrovina, I. V. 2014, 'Practical psychology in the labyrinths of modern education' : monograph, Moscow : NOU VPO MPSU.

9. Duke, V. A. 1994, 'Computer psychodiagnostics', St. Petersburg : Brotherhood.

10. Kernberg, O. 2000, 'Severe personality disorders: strategies of psychotherapy, Moscow : Klass.

11. Korkina, M. V., Lakosina, N. D., Lichko A. E. 2015, 'Psychiatry', Moscow : Medicine, pp. 85-85.

12. McWilliams, N. 1998, 'Psychoanalytic diagnostics', Moscow.

13. Myasishchev, V. N. 1960, 'Personality and neuroses' L. : LSU.

14. Nikiforov, G. S. 2012, 'Psychology of health' : studies. Stipend, St. Petersburg : Speech, pp. 120-120.

15. Allport, G. 2002, 'The formation of personality : elected tr., per. with Engl. L. V. Tru-bitsyna, D. A. Leontieva ; under the general editorship of D. A. Leontieva, Moscow : Sense,

16. Serov, V. I. 2016, 'Psychology of loss: types of psychological defenses, adaptability of personality of cadets of the final courses of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia before and after correction', Sheets of the penal enforcement system, iss. 6, pp. 20-29.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

17. Sobchik, L. N. 2000, 'Standardized multifactorial method of personality research SMIL', St. Petersburg : Speech.

18. Sochivko, D. V. 2013, 'Approaches to the formulation of the problem of methodology of legal and penitentiary psychology', Actual problems of modern penitentiary psychology : monograph : in 2 vol., under scientific ed. by D. V. Sochivko, Ryazan : Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, vol. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Fromm, E. 2010, 'A man for himself, translated from English by yaz. Spirova', Moscow : ACT.

20. Chopra, D. 1993, 'Perfect health', Saratov : Nadezhda,

21. Erickson, E. 1996, 'Young Luther: psychoanalytic historical research', Moscow, pp. 58-58.

22. Mulder, R. T., Newton-House, G., Crawford, M. J., Tyrer P. 2011, 'Central areas of personality pathology in psychiatric patients', Journal of Personality Disorders, iss. 25(3), pp. 364-377.

23. Tyrer, P.,Crawford, M., Mulder, R. (et al.) 2011, 'Justification for the reclassification of personality disorder in 11th Revision of the International Classification of Diseases (ICD-11)', Personality and Mental Health, iss. 5, pp. 246-259.

Информация об авторе

В. И. Серов - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры общей и педагогической психологии.

Information about the author

V. I. Serov - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of General and Pedagogical Psychology.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.

Статья поступила в редакцию 13.04.2023, одобрена после рецензирования 20.04.2023, принята к публикации 21.05.2023.

The article was submitted 13.04.2023, approved after reviewing 20.04.2023, accepted for publication 21.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.