Научная статья на тему 'Психология лекции'

Психология лекции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
168
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОН РЕЧИ ЛЕКТОРА / ТЕМП РЕЧИ ЛЕКТОРА / SPEECH / THE TONE OF THE LECTURER / THE LECTURER SPEAKING RATE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Спеваков Виталий Николаевич

Продолжение ранее опубликованных статей автора из цикла о психологии лекции. На основе психологических фактов описываются и классифицируются приемы организации голосовых и неголосовых средств общения лектора со слушателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Спеваков Виталий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The continuation of articles on the subject of lecture psychology. The methods of organizing the voice and non-voice means of communication with the audience are classified and described on the basis of psychological data.

Текст научной работы на тему «Психология лекции»

В.Н. Спеваков,

Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов

Психология лекции

Статья третья

ГОЛОСОВЫЕ И НЕГОЛОСОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

В настоящей статье рассматриваются голосовые и неголосовые средства общения лектора со слушателями, которые должен учитывать каждый лектор при исполнении лекции на любую тему.

В каком бы ключе ни исполнялась лекция, лектору нужны хорошо поставленные голосовые и неголосовые средства общения. Такие средства вызывают непроизвольное внимание слушателей, содействуют правильному восприятию, хорошему пониманию и запоминанию материала лекции.

ГОЛОСОВЫЕСРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Голосовыми (их им енуют также фонационными и вокальными),

мы называем средства общения, связанные с изменениями голоса в процессе общения: тон речи лектора, темп его речи, в частности паузы, громкость говорения [5, с. 111; 6, с. 11].

Тон речи лектора

Тон речи лектора - это оттенок

ее.

Правильный тон речи лектора придает его речи доверительность и убедительность.

Речь лектора может удовлетворять всем требованиям к лекционной речи, но взаимодействия

со слушателями (или с их большей частью) не получится, если тон речи лектора самоуверенный, или раздраженный, или надменный, или поучающий, или высокомерный, или снисходительный. Сказанное не означает, что тон должен быть заискивающим - такое автору тоже приходилось наблюдать.

Тон должен меняться, потому что прерывистые раздражители привлекают внимание человека, а монотонные раздражители, наоборот, разрушают внимание.

НАШ ПРАКТИКУМ

Темп речи лектора

Темп речи лектора - это скорость говорения.

Речь лектора должна быть не слишком медленной и не слишком быстрой: ни тот ни другой темп речи неприемлем для слушателей. Установлено, что средний темп речи - примерно 100 слов в минуту, а отклонения свыше 25% от среднего темпа приводят к утрате внимания слушателей [3, с. 129]. Рекомендуется строить фразу так, чтобы она состояла не более чем из пяти-де-вяти смысловых единиц (напомним, что объем кратковременной памяти человека составляет от пяти до девяти смысловых единиц) [4, с. 22-23; 7, с. 97]. Произносить фразу нужно в течение 3-5 секунд, после ее завершения следует делать небольшую паузу, чтобы слушатели успевали производить смысловое декодирование речи.

Скорость говорения лектор должен подобрать сам. Внимательный лектор по реакции студентов без труда заметит, когда темп слишком высок или низок.

Паузы в речи лектора

Паузы в речи лектора имеют большое значение в лекции на любую тему по каждой дисциплине.

Во-первых, паузы нужны для того, чтобы слушатели успевали производить смысловое декодирование речи.

Во-вторых, они нужны, чтобы подчеркнуть многозначительность и важность слова или фразы.

Громкость говорения

Гэомкость говорения лектор должен определить в самые первые минуты исполнения лекции. Внимательный лектор без труда подберет громкость своего говорения.

Ясно, что громкость говорения лектора зависит от количества студентов в лекционном потоке.

Следует отметить, что тон речи лектора, темп его речи, громкость говорения должны меняться, по-

тому что такие раздражители вызывают непроизвольное внимание слушателей, а раздражители непрерывные, повторяющиеся перестают привлекать внимание человека. Начинающему лектору следует тренировать свои голосовые средства общения со студентами.

НЕГОЛОСОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Неголосовыми (их именуют также кинетическими и невербальными), мы называем средства общения, связанные с движениями частей тела: мимикулек-тора, в частности выражение его глаз и движение губ, жесты и другие телодвижения [5, с. 111; 7, с. 65-66].

Мимика лектора

В психологии мимику определяют так: «Мимика - экспрессивно-выразительные движения различных частей лица человека, в частности его глаз и губ, выражающие психологическое состояние человека в данный момент времени. По мимике можно судить о психологическом состоянии человека, о его отношении к тому, что говорит он сам или кто-либо другой, а также к тому, что человек воспринимает с помощью органов чувств, представляет, припоминает, обдумывает» [7, с. 255].

Известный русский общественный и государственный деятель М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия», например, писал: «Лицо есть зеркало души. Язык лица всегда был вернейшим толкователем чувствий душевных. Прекраснейшая речь без движения делается мертвою, как скоро не оживляет ее лице» [2, с. 223].

Если у лектора лицо и глаза неподвижные, то слушатели не могут определить отношение лектора к излагаемому материалу. Это их сбивает с толку, нарушает контакт лектора со слушателями. Та-

ВИТАЛИЙ

НИКОЛАЕВИЧ

СПЕВАКОВ

кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики ее преподавания Набереж-ночелнинского института социальнопедагогических технологий и ресурсов. Сфера научных интересов: математические методы в психологии, экономике и менеджменте. Автор более 40 публикаций

Продолжение ранее опубликованных статей автора из цикла о психологии лекции. На основе психологических фактов описываются и классифицируются приемы организации голосовых и неголосовых средств общения лектора со слушателями.

The continuation of articles on the subject of lecture psychology. The methods of organizing the voice and non-voice means of communication with the audience are classified and described on the basis of psychological data.

Ключевые слова: тон речи лектора, темп речи лектора.

Key words: speech, the tone of the lecturer, the lecturer speaking rate.

кие лекторы некоторых студентов раздражают. Следовательно, психологическое противодействие студентов лектор может почувствовать даже из-за отсутствия мимики.

Любая мысль человека сопровождается - ярко или, быть может, еле заметно - мимикой, или выражением глаз, или движением губ, или жестом, или еще каким-то телодвижением, а также тоном речи, ее темпом, паузами и громкостью говорения.

На этом, кстати, и основан так называемый «цыганский гипноз». Следовательно, при хорошей подготовке лектор может читать студента, как книгу.

Напомним, что вербальными (словесными) называются средства общения, связанные с использованием речи [6, с. 106]. Невербальными (несловесными) на-

зываются средства общения, связанные с различными телодвижениями [7, с. 65 -66].

«Со времен выдающегося английского натуралиста Ч. Дарвина и до наших дней ученые классифицировали и описали около миллиона невербальных реплик и сигналов. Альберт Мера-бян пришел к выводу, что человеческое общение на 7% является вербальным (слова и фразы), на 38% - вокальным (интонации, тембр голоса, другие звуки) и на 55% -невербальным» [9, с. 11] (Курсив. - Авт.).

«Обычный человек произносит слова всего 10-11 минут в день, а среднее предложение звучит не более 2, 5 секунд» [9, с. 11-12].

«Исследования показали, что невербальные сигналы несут в пять раз больше информации, чем произносимые вслух слова» [9, с. 24].

Написанное не означает, что у лектора должна быть активная мимика. Она должна быть сдержанной и психологически оправданной.

Глаза лектора

Глаза лектора имеют большое значение для организации внимания, восприятия, понимания и запоминания.

«В своей книге “Выразительные глаза” доктор Экхард Гесс, например, пишет, что глаза могут очень многое рассказать о человеке и стать самым надежным сигналом в процессе общения, так как они являются главным центром человеческого тела, а зрачки движутся совершенно независимо» [9, с. 165]. (Курсив. - Авт.).

М.М. Сперанский в своих «Правилах высшего красноречия» писал: «Часто один взгляд, одно потупление брови говорит более, нежели все слова оратора, а посему он должен почитать существеннейшею частию его искусства уметь настроить лице свое согласно с его речью; а особливо глаз, орган души, столь-

ко же сильный, столько же выражающий, как и язык, должен следовать за всеми его движениями и переводить слушателям чувствия его сердца» [2, с. 223] (Курсив. - Авт.).

Людей раздражает, когда собеседник прячет глаза: подсознательно они во время беседы стремятся понять не столько слова, сколько самого собеседника, и делают это в первую очередь по выражению его глаз и, быть может, только во вторую очередь по его словам.

Поэтому лектор не может прийти на лекцию в темных очках. Они вызывают раздражение некоторых наиболее подготовленных студентов, которые готовы внимательно его слушать.

Жесты лектора

В психологии жесты определяют так: «Жесты - движения рук человека, выражающие его внутренние состояния и несущие в себе информацию о его мыслях, переживаниях, а также о его отношении к тому, что происходит с ним или вокруг него. Жесты служат естественным средством общения человека на невербальном уровне» [6, с. 193].

«Указующий пест - это жест, способный привести в раздражение любого. Если вы привыкли к такому жесту, советую вам попробовать заменить его ладонью,повернутой вверх или вниз. Вы сразу же почувствуете, что отношение к вам окружающих резко изменилось. Вам станет гораздо легче общаться с другими людьми» [9, с. 57].

Другие телодвижения лектора

Другие телодвижения лектора - это движения какими-то частями тела.

«Словесное общение в беседе занимает примерно 35% личного общения, а около 65% информации передается при помощи несловесных средств общения - мимики, глаз, жестов, телодвижений» [9, с. 12]. (Курсив. - Авт.).

«Большинство исследователей приходят к выводу о том, что вербальные способы используются для передачи фактической информации, в то время как невербально передаются эмоции и чувства собеседников. В некоторых случаях невербальные сигналы мо-

I

гут полностью заменить слова» [9, с. 12].

На лекциях большая часть информации передается речью лектора, несловесные средства общения играют не такую большую роль, как в личном общении между людьми, однако они имеют большое значение в лекционной работе.

Теперь сформулируем некоторые правила организации мимики, выражения глаз, движения губ, жестов, других телодвижений лектора.

1. Мимики, жестов, телодвижений у лектора не должно быть много: такие действия лектора переключают внимание студентов с материала лекции на жесты, мимику и другие его телодвижения и действуют на студентов отталкивающе.

И не только поэтому. Россиян, как, впрочем, и всех северян, раздражает слишком оживленная жестикуляция, а тем более оживленные мимика и другие телодвижения.

Х. Леммерман в своей книге «Учебник риторики» отмечает: «Когда мы наблюдаем дружескую беседу двух южан, то ужасаемся, как они дают волю своим жестам - говорят “руками и ногами”.

В наших холодных краях эти анатомические отклонения находятся в большей степени под контролем» [5, с. 226].

Д.И. Писарев подметил, что излишняя «мимическая виртуозность» оратора не только не украшает его, а наоборот, вызывает чувство иронии и неприязни слушателей [1, с. 84].

В последние годы, к сожалению, появились досадные исключения: после выхода из печати знаменитой книги Алана Пиза «Язык телодвижений» в англоязычных странах, Европе и России многие выступающие стали неумеренно и не к месту жестикулировать, что раздражает большинство россиян [9].

В.И. Андреев в книге «Деловая риторика: практический курс делового общения и ораторского мастерства» пишет: «Лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели» [1, с. 84-85].

Не каждую фразу лектору следует подчеркивать мимикой, выражением глаз, движением губ, жестом или другим телодвижением.

Редкий, продуманный, сдержанный, психологически оправданный и уместный жест произво-

дит на человека, как и «волнение в себе» по Станиславскому, гораздо большее впечатление, чем оживленная жестикуляция по поводу и без повода и по силе впечатления сравним с внезапным ударом молнии.

2. Мимика, жесты, телодвижения должны быть разнообразны: однообразный жест превращается в непрерывный раздражитель и перестает действовать на студентов.

В этой связи вспоминается, что в недалеком прошлом наши выступающие из числа коммунистов любили однообразный рубящий жест ребром ладони сверху вниз. Это как раз то, чему не следует подражать.

3. Время от времени слушателям необходимо показывать раскрытые ладони, поднятые на уровень пояса, но не выше: ладони, поднятые на уровень плеч или выше головы, - этот прием, допустимый для оратора на митинге, но не для лектора в аудитории.

В глубокой древности воины разных племен, встречаясь, показывали друг другу раскрытые ладони: «Смотри, в моих руках нет оружия!». Потом этот жест закрепился генетически как жест, вызывающий доверие у людей.

4. Мимика, жесты, другие телодвижения должны быть сдержанными, не манерными и не вульгарными.

Петр Великий в «Духовном регламенте» писал: «Не надобно проповеднику шататися вельми, будто веслом гребет. Не надобно руками всплескивать, в боки упиратися, подскакивать, смеятися, да не надобно и рыдать. Вся бо сия лишняя и неблагобразна суть и слышателей возмущают».

5. Лектор должен уметь правильно держать свои руки, когда он не жестикулирует.

По поводу рук лектора отметим следующее:

- некрасиво лектору держать руки в карманах брюк или пиджака;

- нельзя засовывать пальцы в проймы жилета;

- многих слушателей раздражает, когда лектор ходит взад и вперед, заложив руки за спину;

- нельзя ходить, сцепив пальцы на животе;

- если руки лектора лежат на столе или на кафедре, нельзя сцеплять пальцы рук, а тем более периодически сцеплять и расцеплять их.

«На первый взгляд может показаться, что сцепленные пальцы рук говорят об уверенности человека в собственных силах, поскольку этот жест часто сопровождается улыбкой и счастливым выражением лица» [9, с. 76].

«Это жест подозрения и недоверия. Те, кто пытаются, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеют большого успеха. Часто можно видеть, что при сцепленных руках большие пальцы начинают двигаться - это сигнализирует о потребности в усилении уверенности, желании перестраховаться» [8, с. 22].

Самое правильное, на взгляд автора, положение рук, когда лектор не жестикулирует, - это свободно опущенные руки с полураскрытыми ладонями.

Если же лектор стоит за кафедрой или сидит за столом, лучше всего, как считает автор, когда руки свободно лежат на столе с раскрытыми ладонями вниз.

6. Большое значение для успеха лекции имеют глаза лектора.

По глазам лектора студенты определяют: как лектор относится к ним, излагаемому материалу, в каком состоянии он находится.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сформулируем некоторые правила поведения глаз:

- лектор на лекции должен смотреть на слушателей, он не может смотреть в потолок, в окно или в пол;

- студенты должны видеть выражение глаз лектора, поэтому он не должен прийти на лекцию в темных очках;

- у лектора глаза не должны быть бегающими, сощуренными или вытаращенными;

- лектор не должен смотреть в одну точку, нужно время от времени спокойно осматривать слушателей;

- выражение глаз лектора должно быть доброжелательным, а этого можно достичь, если до лекции вызвать у себя соответствующее настроение.

Выражением глаз можно значительно усилить ту или иную мысль лектора. При подготовке лекции лектор для подчеркивания той или иной мысли должен вызвать в себе соответствующее чувство, нарисовать в воображении соответствующую картинку, если это возможно, а затем на их фоне сформировать нужное выражение глаз и, кстати, нужные эмоции.

7. Следует время от времени улыбаться слушателям, если это логически и психологически оправданно.

Овладеть правильными мимикой, жестикуляцией, другими телодвижениями лектору так же трудно, как и всем остальным, имеющим отношение к психологии лекции.

В заключение отметим, что начинающему лектору следует проверять перед зеркалом свои несловесные средства общения и тренировать их. При подготовке выступления необходима тщательная режиссура мимики, выражения глаз, движения губ, жестов и других телодвижений.

Литература

1. Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс делового общения и ораторского мастества. М.: Народ. образование, 1995. 208 с.

2. Аннушкин В.И. История русской риторики: хрестоматия. М.: Академия, 1998. 416 с.

3. Бенедиктов Б.А. Организация и развитие внимания // Психологопедагогические вопросы методики пропага ндистской работы: сб. науч. тр. Минск: Беларусь, 1973. 223 с.

4. Водейко Р.И. Познавательные процессы и лекционная пропаганда. Минск: Вышэйшая школа, 1976. 47 с.

5. Леммерман Х. Учебник риторики. М.: Интерэксперт, 1998. 256 с.

6. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. Ч.1. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. 303 с.

7. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник в 2 ч. Ч. 2. М.: ВЛА-ДОС-ПРЕСС, 2003. 351 с.

8. Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека - как книгу. М.: Экономика, 1990. 48 с.

9. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. М.: Эксмо, 2002. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.