его воспитания в современном российском обществе // Психологический журнал. 2005. Т. 26. № 4. С. 89-97.
5. Мытиль А.В, Дудченко О.Н., Иноземцева В.Е. Кому и зачем нужна профессиональная психологическая помощь? М., 2013.
6. Национальная идея России. М., 2012. Т. I, II.
7. Общая психология : энцикл. словарь / под ред. А.В. Петровского. М., 2005.
8. Бавин П. Кто такой патриот? // Социальная реальность. 2007. № 6. С. 65.
9. Патриотизм // Википедия. [2002-2014]. Дата обновления: 29.05.2014. URL: https:// ru.wikipedia.org/wiki/Патриотизм (дата обращения: 29.05.2014).
10. Патриотизм как фактор эффективного развития российской государственности / под ред. И.В. Бочарникова. М., 2015.
11. Патриотизм современной российской молодежи: концептуальные основания и технологии воспитания. М., 2013.
12. Подмена понятий: патриотизм в России // Официальный сайт аналитического центра Ю. Левады «Левада-центр». [2013-2014]. URL: http:// www.levada.ru/27-05-2014/podmena-ponyatii-patriotizm-v-rossii (дата обращения: 29.05.2014).
13. Послание Президента Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации // Рос. газ. 2008. 6 нояб.
14. Россия — новая социальная реальность. Богатые. Бедные. Средний класс / под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. М., 2004.
15. Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения. М., 1998.
16. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.
17. Симонян Р.Х. Российские экономические реформы 1990-х годов: психологические аспекты // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 60-71.
18. Тощенко Ж.Т. Фантомы российского общества. М., 2015.
19. ЦипкоА.С. Размышления о природе и причинах краха постсоветского либерализма // Вестник аналитиков. 2004. № 3 (17). С. 4-24.
20. Что значит «быть патриотом»? // Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. [2000-2014]. URL: http:// wciom.ru/index. php?id=236&uid=114857 (дата обращения: 29.05.2014).
21. Field D. Kavelin and Russian liberalism // The Slavic review. 1973. Vol. 32. № 1.
22. Lampert E. Sons against fathers: studies in Russian radicalism and revolution. Oxford, 1965.
УДК 159.9:343.83
ПСИХОЛОГИЯ КАК РЕСУРС ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ
И. И. Купцов, Г. И. Аксенова, М. М. Аипова
Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует... Он к свету рвется из ночной тени И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Ф. И. Тютчев
Реферат: авторы выдвигают концепцию консолидации народов России, парадигму возрождения Отечества: духовность — народность — патриотизм,
где все национальное, народное имеет ценность, где системообразующим наряду с родным и русским языками будут русская литература плюс история России и народов, ее населяющих, устное народное творчество, православие, ислам, иудаизм, буддизм.
Анализируя специфику и особенности процесса духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН Рос-
© Купцов И. И., Аксенова Г. И., Аипова М. М., 2016
сии, авторы выделили в его структуре следующие компоненты: когнитивно-гностический, эмоционально-коммуникативный, ценностно-смысловой и мотивационно-действенный.
Охарактеризованы курсанты: с высоким уровнемдуховно-нравственно-го развития (7 %); достаточным уровнем духовно-нравственного развития (55 %); недостаточным уровнем духовно-нравственного развития (35 %); низким уровнем духовно-нравственного развития (3 %).
Авторами предложены следующие действия по реализации концепции:
1. Отмена системы единого государственного экзамена (ЕГЭ), проведение вступительных экзаменов в вузах по профилирующим дисциплинам, а также обязательное сочинение по литературе во всех вузах.
2.Создание специального органа при общественной палате для осуществления контроля за содержанием программам в сетках вещания всех отечественных телеканалов и радиостанций.
3. Введение новых программ по всем гуманитарным дисциплинам, подготовленных с использованием накопленного ранее отечественного опыта (при этом особое внимание следует уделить программам по родному и русскому языкам и русской литературе).
4. Разработка программ по психолого-педагогическому всеобучу родителей и их внедрение в практику посредством центрального и местного телевидения и радио.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, патриотизм, духовно-нравственные качества, программа духовно-нравственного развития, ду-
ховность, народность, русская литература и история, компоненты духовно-нравственного развития, психология как наука.
В течение многих лет мы изучаем психологию курсантов, слушателей и студентов Академии ФСИН России, а также других вузов г. Рязани.
Исследования проводятся по обширной программе, включающей весь спектр жизнедеятельности учащейся молодежи. Особое внимание нами уделялось духовно-нравственному миру или духовно-нравственной сфере жизнедеятельности подрастающего поколения.
Установлено, что всех изучаемых молодых людей можно условно разделить на три группы:
- обладающие в достаточной степени духовно-нравственными качествами, то есть понимающие, что такое духовность, нравственность, что значит быть патриотом своей Родины;
- не обладающие духовно-нравственными качествами, то есть даже непонимающие, что такое духовность, нравственность, что значит быть патриотом своей Родины;
- затрудняющиеся ответить на вопросы, связанные с духовно-нравственными качествами, но готовые каким-то образом участвовать в развитии и защите страны.
И самое печальное, что в ходе исследования нами была выявлена и категория молодых людей, безразличных к судьбе своего народа, судьбе Родины. Так, на вопрос: «Кого Вы защищали бы в первую очередь, если, не дай Бог, кто-то на нас напал?» 60 % молодых людей первой группы ответили —
семью; во второй группе — 90 %, в третьей группе — 75 %, а на защиту Родины были готовы 15 % опрошенных из первой группы, 7 % — из второй, 9 % — из третьей группы.
Анализируя специфику и особенности процесса духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России, мы выделили в его структуре следующие компоненты.
Когнитивно-гностический—интегри-рует систему духовно-нравственных понятий, профессиональных знаний, умений, навыков и представлений, мировоззрения будущего сотрудника.
Эмоционально-коммуникативный — строится на основе взаимоотношений личности со средой и включает в себя эмпатию, позволяющую быть эмоционально-восприимчивым к внутреннему состоянию других людей.
Ценностно-смысловой—включает в себя систему ценностных ориентаций и смыслов, определяющих самоотношение личности, отношение к другим людям и окружающему миру, понимание смысла жизни.
Мотивационно-действенный — объединяет интересы, потребности, мотивы личности в осуществлении деятельности по саморазвитию, в активной духовно-нравственной позиции.
В результате исследования были охарактеризованы курсанты: с высоким уровнем духовно-нравственного развития (7 %); достаточным уровнем духовно-нравственного развития (55 %); недостаточным уровнем духовно-нравственного развития (35 %); низким уровнем духовно-нравственного развития (3 %) [1, 4].
Осознание смысла жизни, целепо-лагание,определение жизненного пути,
и наконец, овладение высшими нравственными качествами невозможно без духовности. К величайшему сожалению, глубина нашего нравственного падения такова, что мы чуть ли не полностью утратили «образ здравых словес», то есть само понимание, какова должна быть здоровая, неискаженная жизнь души человеческой.
И тут нам может помочь наука о душе — психология. Как преподаватели психологии хотим поделиться опытом воздействия ее на молодое поколение, в частности, на курсантов, на их духовный мир, формирование любви к Отечеству и профессиональную деятельность сотрудников ФСИН России.
Приведем две выдержки из сочинений-отчетов самих испытуемых.
Юлия Ц., студентка 2 курса: «На протяжении всей своей жизни человек стремится к своему идеалу, ищет то, что ему так необходимо. И я не исключение. Кто-то ищет идеального коллегу, друга, мужчины ищут идеальных женщин, женщины — мужчин, а я хочу просто жить в своем идеальном мире. И не прав тот, кто говорит, что мир не будет идеален. Я в это не верю, и в этом мне помогает психология. С ее помощью я проникла не только в души своих близких, друзей, знакомых, я проникла в свою душу, где идеалом для меня является Бог. Он с самого детства присутствует в моем сознании, в моей душе. В молитвах я обращаюсь к нему и знаю, что каждый, кто верует, не теряет надежды на то, что мир будет идеален. Пусть не весь огромный мир, а его мир, мир души.
Если разобраться, то любой человек, который говорит, что он не верит в Бога, имеет в своих мыслях хоть ма-
лую долю веры во что-то высшее, разумное, святое, особенно когда человеку становится плохо, плохо в духовном значении. А эта вера и есть тот Бог: Надежда, Любовь. А любовь есть в каждом из нас, но только человек часто забывает о ней, когда у него все благополучно. Но нельзя нам без любви.
Если человек после своих поступков искренне раскаивается, то ему легче принять собственную боль и понять другого человека, то есть простить своего обидчика. И если каждый человек научится искренне раскаиваться, понимать другого человека, то это и будет любовь к Богу, иначе говоря, любовь к любви, к добру, к человеку, к жизни.
Простите за то, что мысли мои все глубже и глубже уносятся к самому светлому. Но ведь смысл психологии моей души заключается в глубокой вере, вере в Бога, и это я поняла благодаря Вам и Вашему замечательному предмету, который заставил меня исследовать глубину своего внутреннего мира».
Андрей Г., курсант 1 курса: «Я счастливый человек. С детства меня окружали только любящие люди: родители, бабушка с дедушкой и мои друзья, знакомые, с которыми вместе делили радости и огорчения, вместе переносили невзгоды, вместе бродили по лесу ранним утром.
Повзрослев, стали мечтать о будущем, которое представлялось таким прекрасным. Вместе мечтали окончить школу, поступить в институт, встретить любимую девушку, посмотреть весь мир и никогда не расставаться.
Однако мы живем в трудное время. Много зла, горя бродит по нашей Земле. Страницы сегодняшних газет, инфор-
мационные программы телевидения и радио пестрят сообщениями с театра военных действий... вооруженные конфликты вспыхивают то там, то здесь. Я невольно задаю вопросы: «Что толкает соседей, братьев в огонь кровавой битвы?» Мне трудно это понять. Хочется крикнуть на весь мир: «Люди, что вы делаете? Остановитесь, пока война не вошла в ваш дом!»
Мне еще нет восемнадцати лет. Но я точно знаю, что я буду защищать свою Родину, свой народ, весь Мир. Ведь я — это Мир, а Мир — это я!»
Видимо, пути становления человека Человеком с большой буквы должны идти через духовность, любовь к Отечеству, родителям, родным, близким, а также через получение знаний и овладение профессией.
Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что уровень духовно-нравственного развития курсантов зависит в основном от его сформированности в семье и во время обучения в школе. Тем не менее вузы обладают широким потенциалом для духовно-нравственного развития курсантов. Деятельность по оптимизации процесса духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России может быть организована на основе программы, представляющей собой совокупность компонентов образования, специально подчиненных целям их духовно-нравственного развития [1, 4].
Прежде чем говорить о путях формирования духовно-нравственных качеств, немного теории.
Современное духовно-нравственное состояние нашего общества во многом схоже с состоянием России после де-
кабрьского вооруженного восстания 1825 г. Не вдаваясь в полемику историков, отметим, что в государстве произошел раскол. Оно перестало быть единым.
19 ноября 1833 г. министр просвещения С.С. Уваров изложил царю концепцию сохранения России как единого государства: православие, самодержавие, народность. Задача, которую он ставил, состояла в том, чтобы посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений Европы, при повсеместном распространении разрушительных понятий укрепить Отечество на твердых основаниях, найти начала, на коих зиждутся силы, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие; собрать в единое целое священные остатки ее народности и на них укрепить якорь спасения.
В настоящее время задача, поставленная С.С. Уваровым, не менее актуальна. «Русский народ расчленен на части границами новоявленных «независимых государств». Общество оказалось совершенно беззащитным перед шквалом безнравственности и цинизма, обрушившегося на людей со страниц «свободной» прессы и экранов телевизоров.
Ростки здорового национально-религиозного самосознания погребены под грудой нечистой «масскультуры» и фальшивых ценностей «общества потребления». Так что же, — будем ли мы покорно ждать, когда яд бездуховности и религиозного одичания окончательно затуманит наше сознание и подорвет основы государственного бытия Руси? Или же попытаемся вернуть им изначальный священный смысл, воз-
высимся до понимания своего служения, своего долга — не только индивидуального, личного, но и всенародного, соборного?» [5, с. 31].
Хранить Божественные истины веры, ее благодатные дары и духовные святоотеческие устои — а именно такова обязанность русского народа, про-мыслительно возложенная на него самим Богом, — непросто и нелегко. Для этого потребен тяжелый душевный труд — труд христианского подвижничества и покаяния, державного мужества и стойкости. Однако лишь такой труд придает смысл человеческой жизни, обнажает ее высокую ценность и проясняет ее великую, вечную, небесную цель.
Самое время нам сейчас прислушаться к призыву Слова Божьего, к отеческому зову самого Христа, Господа нашего: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мной на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престол Его. Имеющий ухо да услышит...» [5, с. 313].
Истоки русского самосознания православие видело в соборности, когда каждый молится и просит за всех, как за себя; державности — государственная мощь не как самоцель, а как дарованное Богом средство к удержанию народной жизни в рамках Евангельской непорочности; монашестве — основе русского миросознания и мироощущения.
«Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом че-
ловеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу» [7, с. 8-9].
Великий К.Д. Ушинский, по существу возродивший Отечество (осуществил концепцию С.С. Уварова на деле, создав новую систему образования), понимал, что одно православие будет не в силах объединить народ.
«Мы были бы очень близоруки, если бы подметили в характере нашего простого народа один только патриархальный оттенок. Нет, мы не видим в нем много могучих задатков честной гражданственности, полной силы народности и бескорыстной человечности. Начало товарищества, проявлявшееся в дружинах, в новгородских ватагах, малороссийском казачестве и нынешних артелях, не показывают ли, что высокие чувства дружбы глубоко коренятся в славянской природе. А 1612 год доказал ли, что русские сознают себя единым и самостоятельным народом?» [7, с. 445].
И именно К.Д. Ушинский — профессор юриспруденции — находит путь: родной язык, с помощью которого русский человек должен осознать себя, Родину как великую державу, способствуя ее развитию и процветанию, ибо, как говорил потом К.Г. Паустовский, истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
«Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчиз-
ны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь тот глубокий, полный мысли, чувства, голос родной природы, который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке — в наследие потомкам. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, — словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Язык есть самая живая, самая обильная и прозрачная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь. Когда исчезает народный язык, — народа нет более!» [8, с. 557].
Через 166 лет после декабрьского восстания 1825 г. в нашей стране снова произошло огромное историческое событие: перестал существовать Союз Советских Социалистических Республик. Россия возвращается к Западному миру по экономике. Но мы — Россия, мы — Русь, если хотите, Святая Русь. И все у нас, или почти все, должно быть свое, особенно в области духовной жизни. Почему?
«В типичной русской душе есть много простоты, прямоты и бесхитростности, ей чужда всякая аффектация, всякий пафос, всякий аристократический гонор, всякий жест. Это душа — легко опускающаяся и грешащая, кающаяся и до болезненности сознающая свое ничтожество перед лицом Божьим. В ней есть какой-то особый, совсем не западный демократизм на религиозной почве, жажда спасения всем народом. В русском человеке так мало подтянутости, организованности души, закала личности, он не вытягивается вперед, в складе души его нет ничего готического. Ждет русский человек, что сам Бог организует его душу и устроит его жизнь. В самых высших своих проявлениях русская душа — странническая, ищущая града не здешнего и ждущая его сошествия с неба. Русский народ в своих низах погружен в хаотическую, языческую еще стихию земли, а на вершинах своих живет в апокалипсических чаяниях, ждет абсолютного и не мирится ни с чем» [2, с. 163].
Мы выдвигаем новую концепцию консолидации русского народа и народов России, новую парадигму возрождения Отечества: духовность — народность — патриотизм, где все национальное, народное каждого проживающего на территории нашей родины имеет ценность, но где системообразующим наряду с родным и русским языками будут русская литература плюс история России и народов, ее населяющих, плюс устное народное творчество и т. д., но и, естественно, православие, ислам, иудаизм, буддизм.
Может возникнуть вопрос: а почему именно русская литература будет
системообразующим началом, якорем спасения и возрождения России?
Литература раскрывает внутренний и душевный мир человека, выражает душевные движения точно и ярко, как этого не сделать никакой другой науке.
Русская литература (особенно классическая XIX в.) с особой остротой ставила проблемы о сущности человека, моральной ответственности личности, предъявляя к человеку высшие нравственные требования, не допуская никаких компромиссов.
Наконец, русская литература дает возможность читателю приобщиться к напряженным и страстным поискам своего места в мире, Вселенной и одновременно своего отношения к миру, Вселенной, Богу.
Для доказательства выдвинутых положений о значимости фольклора и литературы приведу два примера.
А.С. Пушкин называл сказку поэмой. В сказках есть и любовь к Отечеству, и любовь к людям, и невероятная выдумка, а главное, зло всегда наказуемо, а добро торжествует — великая духовность, всемогущая духовность побеждает.
«Вышел тут из-под Калинового моста Иван — крестьянский сын.
- Погоди, Чудо-Юдо, хвалиться: как бы тебе не посрамиться!
- А, так это ты, Иван — крестьянский сын? Зачем пришел сюда?
- На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать!
- Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной!
Отвечает Иван — крестьянский сын Чуду-Юду:
Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришел я на-
смерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!» [3, с. 45].
Комментарии, как принято говорить, излишни.
2. «Не один Наполеон испытывал то похожее на сновидение чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все генералы, все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии, после всех опытов прежних сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель, но оно не могло остановиться, так же как не могло отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско еще могло докатиться до Москвы; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисотты-
сячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника» [6, с. 274].
Наукой доказано, что человек становится вполне им, когда он приходит к самопознанию, когда чувствует себя хозяином и распорядителем своих мыслей и дел. Такого уровня он достигает благодаря наличию у него сознания, которое, как известно, свойственно только человеку, что дает ему возможность осознать себя, свое место, определить цели, пути их достижения.
Чувствуя всю неестественность, весь ужас нынешнего положения вещей, многие люди просто не знают, куда же надо идти, в какую сторону выбираться из той смрадной трясины, где мы оказались.
В связи с этим мы предлагаем следующую программу действий по реализации нашей концепции:
1. Отмена системы единого государственного экзамена (ЕГЭ), проведение вступительных экзаменов в вузах по профилирующим дисциплинам, а также обязательное сочинение по литературе во всех вузах.
2. Создание специального органа при общественной палате для осуществления контроля за содержанием программ в сетках вещания всех отечественных телеканалов и радиостанций.
3. Введение новых программ по всем гуманитарным дисциплинам, подготовленных с использованием накопленного ранее отечественного опыта (при этом особое внимание следует уделить программам по родному и русскому языкам и русской литературе).
4. Разработка программ по психолого-педагогическому всеобучу родителей и их внедрение в практику посредством центрального и местного телевидения и радио.
Список литературы
1. Аксенова Г.И, Исмагилова Ю.С. Проблема духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 21-32.
2. Бердяев Н.А. Русская и польская душа. Судьба России. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та, 1990. — 240 с.
3. Иван — Крестьянский сын : рус. народ. сказ-
ки. Сер. Школьная библиотека. 2-е изд. М. : Дет. лит., 1975. — 128 с.
4. Исмагилова Ю.С., Аксенова Г.И. Психологическая модель формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России : монография. Рязань : Академия ФСИН России, 2011. — 170 с.
5. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. Саратов : Надежда, 1995. 333 с.
6. ТолстойЛ.Н. Война и мир : в 2 кн. М. : Правда, 1972. Кн. 2. Т. 3-4.
7. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Журнал министерства народного просвещения. 1860. № XI. С. 425.
8. Ушинский К.Д. Родное слово // Собр. соч. : в 11 т. М. ; Л., 1948. Т. 2. С. 554-574.
УДК 159.9:343.8
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПСИХОЛОГОВ
Реферат: статья посвящена анализу проблемы ценностных оснований профессиональной подготовки психологов; ее цель — теоретическое обоснование системы ценностей профессиональной подготовки психологов. Автор показывает, что ценности являются междисциплинарным предметом исследования. Они понимаются как социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности.
В статье описаны формы существования ценностей — социальные ценности — общественный идеал, его предметное воплощение в деяниях людей и личностные ценности как мотиваци-онные структуры личности, определяющие ее поведение и поступки. Личност-
И. П. Краснощеченко
ные ценности (ценностные ориентации) обеспечивают связь внутреннего мира личности с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп, являются результатом интериоризации социальных ценностей в процессе включения человека вместе с группой в практическую реализацию конкретной ценности, сопровождаемую переживанием этой ценности.
Профессиональные ценности определяются как положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека в контексте его профессиональной деятельности. Подчеркивается, что для субъекта профессиональные ценности становятся регуляторами профессиональной деятельности и взаимоотношений с коллегами, клиентами
© Краснощеченко И. П., 2016