УДК 378.035.6
Л. В. Коновалова
К вопросу о формировании гражданской российской идентичности в вузе
В статье рассматриваются вопросы формирования гражданской российской идентичности в вузе на основе личностно-ориентированного образования и деятельнстного подхода. Показана роль духовно-нравственного воспитания как приоритетного направления в процессе формирования гражданской российской идентичности. Обосновывается значение проектных технологий. Участие студентов в реализации проектов позволяет воспитать веру в свои силы, творческое отношение к делу, выработать активную жизненную позицию.
In this article author considers the questions of forming of Russian civic identity in a higher education institution on the ground of system of individually oriented education and active approach. Author shows the role of spiritual and moral upbringing as a priority in a process of forming Russian civic identity. There is proving the meaning of project technologies in the article. Taking part in projects allow students to enforce believe in self-efficacy, creativity and develop active life position.
Ключевые слова: гражданская идентичность, духовно-нравственное воспитание, проектные технологии.
Key words: civic identity, spiritual and moral upbringing, project technologies.
Политические и экономические преобразования, произошедшие в России в конце прошлого, начале нынешнего веков, привели к изменениям духовно-нравственного характера, смене ценностных эталонов, отходу от культурных традиций народов России, падению за последние годы личностного восприятия населением России значимости национальных достижений.
Геополитические, экономические и социокультурные реалии современной действительности обусловили актуальность проблемы формирования гражданской российской идентичности. По мнению президент России В.В. Путина «В мире XXI века на фоне новой расстановки экономичных, цивилизационных, военных сил Россия должна быть суверенной и влиятельной страной. Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация, быть и оставаться Россией» [6].
Являясь важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, российская идентичность выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является гарантом стабильности государства.
© Коновалова Л. В., 2017
Идентичность означает полное соответствие, самоотождествление личности с другим человеком, группой, образом. Гражданская идентичность - это идентичность, в основе которой лежит идентификация с обществом, государством, страной, в которой живешь и трудишься.
Особая роль в процессе формирования гражданской российской идентичности принадлежит образованию. Юношеский возраст наиболее восприимчив к духовно-нравственному и эмоционально-ценностному развитию, к гражданскому воспитанию, недостаток которого сложно восполнять в последующие годы.
В этом отношении система образования обладает уникальной возможностью управляемого воздействия на процесс формирования жизненных ориентиров молодежи, закладывая основы аксеологического и праксеологического отношения к миру, образование формирует логику мышления молодежи, которой предстоит сохранять и приумножать достижения многих поколений россиян.
Значение системы образования обусловлено тем, что, во-первых, образование является ведущим элементом общественной гуманистической практики, вокруг которого, так или иначе, воссоздается вся система общественного самосознания. Во-вторых, будучи включенным в разные системы и отношения, образовательное пространство является «местом встречи» обучающихся выходцев из различных этнических и социальных групп.
Таким образом, располагая исключительными возможностями целенаправленного воздействия на процесс формирования гражданской российской идентичности, образование создает основы ценностного отношения к миру и в событийной форме закладывает духовно-нравственный фундамент гражданской российской идентичности.
Формирование гражданской российской идентичности обучающихся их духовно-нравственное развитие на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей, формирование активной жизненной позиции отражено в федеральных государственных образовательных стандартах разного уровня в качестве приоритетного направления государственной политики в сфере образования.
Анализ нормативно-программных документов, посвященных гражданской российской идентичности, показал, что когда речь идет о гражданской идентичности в контексте ФГОС, гражданская идентичность рассматривается как общенациональная российская идентичность. Ее основу составляет общее для граждан Российской Федерации осознание своего российского гражданства, принадлежности к российской нации. В данном случае российская нация - это не синоним русских как российского народа, а гражданская общность, объединяющая этнические группы, проживающие в рамках Российского государства при сохранении ими своей национально-культурной самобытности.
Все вышеизложенное обозначило важность формирования гражданской российской идентичности в единстве этнических и общенациональных ценностей, поскольку духовно-нравственная сплоченность народов многонациональной России - залог стабильности нашего государства.
Говоря о гражданской российской идентичности, следует отметить, что это динамичное сложноструктирурованное понятие, включающее различные виды идентичности, например такие, как личностная и групповая. В условиях полиэтничного российского общества - это прежде всего этническая и региональная идентичность.
Этническая идентичность, как особая форма личностной идентичности, выражается в осознании себя представителем определенной этнической группы, переживание индивидом тождества с одним этносом и отделения от других.
Россия - полиэтничное государство, на территории которого проживает более 200 этносов, поэтому в процессе формирования общенациональной гражданской российской идентичности важное место занимает формирование позитивной этнической идентичности. Позитивная этническая идентичность - это идентичность, при которой образ своего народа воспринимается как положительный момент, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории, естественный патриотизм, не переходящий в фаворитизм, толерантные установки на общение с другими народами [1].
Региональная идентичность, как особая форма групповой или коллективной идентичности, проявляется в отождествлении себя как члена определенной территориальной общности, т. е. отождествление себя с другими жителями региона. Формирование региональной идентичности имеет, несомненно, важное значение, поскольку регионы обладают поистине уникальным воспитательным потенциалом.
Об этом в своих произведениях писал К.Г. Паустовский, отмечая, что наряду с учителями, театрами, библиотеками, симфоническими концертами, на молодежь огромное влияние оказывала природа: сады, осень, туманные зимы, поля, крыши, пасеки... «Трудно уловить влияние этих вещей, разнообразных и подчас далеких друг от друга, на наше юношеское сознание. Но оно было. Оно давало особо поэтический строй нашим мыслям и ощущениям.» [4 с. 199].
Дополняя друг друга, эти два вида идентичности акцентируют внимание на таких аспектах гражданской идентичности, как:
> историческая память о прошлом России, едином для всех народов, сопричастность к героическим событиям прошлого и осознание личной ответственности за Родину перед настоящим и будущим поколениями;
> формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих и этнических ценностей посредством раскрытия роли религии в становлении культурных и духовно-нравственных традиций народов России, формирование чувства нетерпимости к нарушениям норм морали и права, формирование представлений о семейных ценностях;
> формирование национального самосознания усвоения ценностей гражданственности и любви к Родине, развитие чувства гордости за принадлежность к своему народу.
Из сказанного следует, что мировоззренческой основой в процессе формирования общенациональной гражданской идентичности выступают базовые национальные ценности, сложившиеся в процессе культурно-исторического развития России, такие как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своей Родиной.
В этой ситуации одним из приоритетных направлений в формировании гражданской российской идентичности молодого поколения выступает духовно-нравственное воспитание.
Духовно-нравственное воспитание молодежи - сложный и разноплановый процесс, который неотделим от жизни человека во всей ее полноте, неотделим от семьи, общества, национальной культуры, от культурно-исторических особенностей страны, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Первые систематические исследования по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения в России принадлежат К. Д. Ушин-скому. В своих педагогических произведениях К. Д. Ушинский отмечал, что народ нужно развивать духовно, опираясь на его культурно-исторические традиции, на особенности национальной психологии. Многие его работы, такие как «Родное слово» (1864), «О народности в общественном воспитании» (1857) [9], были посвящены изучению вопросов воспитания на основе принципа народности. В них великий педагог говорил о том, что воспитательную силу имеет воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах.
К. Д. Ушинский утверждал, что система воспитания, построенная с учетом национальных интересов, формирует и укрепляет в детях важные грани личности, такие как: патриотизм, национальную гордость, любовь к труду. Он призывал к тому, чтобы дети, начиная с раннего возраста, осваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с фольклором, народным творчеством.
Таким образом, магистральной идеей педагогической системы К.Д. Ушинского является идея народности в воспитании, исходя из которой им были определены цели и задачи духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственное воспитание К.Д. Ушинский рассматривал в зависимости от среды воспитания и задатков воспитанников, влияние которых неразрывно связано с активной деятельностью самого человека. Его теоретический анализ и практический опыт в духовно-нравственном воспитании оказал серьезное влияние не только на развитие теории духовно-нравственного воспитания, но и всей педагогической науки. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания, заложенные К.Д. Ушинским в Х1Х в. не теряют актуальности и сегодня.
Сложность и глубина проблемы духовно-нравственного воспитания в ХХ1 в. обостряется поиском путей духовно-нравственной сплоченности народов многонациональной России, формирования нравственного мира общества как совокупности его нравственных и духовных основ.
Анализ понятий «духовность» и «нравственность» показал, что в российской педагогической науке нравственность рассматривается как «форма общественного сознания, которая ориентируется на общечеловеческие ценности и направлена на созидание общества в целом и раскрытие каждого человека в отдельности. Нравственный человек не ограничивается принятыми в обществе нормами, а действует на основе разума и личной ответственности за свой поступок» [5].
Понятие «духовность» в педагогике трактуется как выраженность в системе мотивов двух фундаментальных потребностей: потребности в самопознании и жить и действовать «для других». Духовность сохраняет преемственность поколений посредством высших человеческих ценностей.
По мнению В.А. Сухомлинского, «духовность - это усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека» [8].
В процессе духовно-нравственного воспитания важно научить молодежь созидать новые мысли, совершать ответственные поступки и не только для собственного успеха, но и во благо Родины.
Для достижения результата в духовно-нравственном воспитании, как основы гражданской российской идентичности, актуально применение форм и методов личностно-ориентированного образования и деятельност-ного подхода, поскольку именно деятельность характеризует устойчивость духовно-нравственных поступков.
Методологическую основу личностно-ориентированного образования составляют работы отечественных и зарубежных исследователей, таких как Н.И. Алексеев, Е.А. Бондаревская, К. Роджерс, В.В. Сериков, И.С. Якиманская.
В основе деятельностного подхода лежат работы Б.Г Ананьева, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Личностно ориентированное образование предполагает отношение педагога к воспитаннику как к полноценному субъекту воспитательного процесса, как к личности. Личностно ориентированное образование не только вооружает обучающихся определенной суммой знаний, но прежде всего оно нацелено на личность ученика, на развитие его личностно-смыс-ловой сущности, его интересов, мотивов деятельности, индивидуально-психологических и этнокультурных особенностей. Задача данного типа образования, как отмечает Е.В. Бондаревская, заключается в переводе знания с уровня значения на уровень личностных смыслов. Это означает, что содержание личностно ориентированного образования обязано включать все, что нужно человеку для удовлетворения его экзистенциальных потребностей, а именно потребностей бытия: в свободном выборе своих действий, поступков, своего мировоззрения, в личной ответственности, саморазвитии, самореализации и творчестве [2].
Деятельность как средство формирования и развития личности составляет основу дятельностного подхода. В процессе деятельности, по мнению ученых, совершается как внешняя, так и внутренняя деятельность.
Так, согласно научным взглядам Л.Н. Леонтьева, являясь вторичной по отношению к внешней, внутренняя деятельность формируется в процессе перехода внешней деятельности во внутреннюю. С. Л. Рубинштейн в своих исследованиях отмечал, что внешние причины воздействуют на человека непосредственно через внутренние условия [7].
Так, поступок как сознательное завершенное действие определяет нравственность поведения ученика. Участие ребят в общественной жизни школы способствует проявлению таких личностных качеств, как доброта, чуткость, справедливость, благородство, внимательность, гуманность, откровенность, отзывчивость, вежливость и т. д.
Однако только внешние действия человека не является поступком. Поступком действия становился только тогда, когда они сочетаются с теми внутренними побуждениями личности, которые затрагивают интересы как других людей, так и общества в целом. Из сказанного следует, что нравственными должны быть не только действия, но и порождающие их мотивы и цели.
В ситуациях деятельностного подхода личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с окружающей действительностью, человек учится конструировать самого себя, поскольку в процессе деятельности происходит саморазвитие и самоактуализация человека.
Из сказанного следует, что формирование гражданской российской идентичности на основе духовно-нравственного воспитания предполагает вооружение учащихся знаниями о нормах и правилах поведения, однако сами по себе знания не будут реализованы в полной мере, если они не станут убеждениями. В процессе духовно-нравственного воспитания ученик должен осознать значимость именно такого, а не другого типа поведения.
Решение задачи формирования гражданской российской идентичности в контексте духовно-нравственного воспитания может быть организовано через основные виды деятельности студенческой молодежи: учебную, научную, общественно полезную и т. д., актуализирует важность интеграции, личностно ориентированного образования и деятельностного подхода на основе принципов концепции Д. Дьюи «учение через деятельность»:
• учет интересов учащихся;
• учение через обучение мысли и действию;
• познание и знание - следствие преодоления трудностей;
• свободная творческая работа и сотрудничество [3].
Интеграция личностно ориентрированного образования и деятельностного подходов в процессе формирования гражданской российской идентичности на основе духовно-нравственного воспитания предполагает подбор технологий.
Теоретический анализ исследований и собственный педагогический опыт позволяет констатировать, что к числу эффективных педагогических технологий следует отнести прежде всего проектные технологии, поскольку проектная деятельность охватывает все виды деятельности студентов в процессе обучения в вузе (учебная, научная, общественно
полезная) и ее результатом зачастую становится совместная работа студентов. Основными особенностями проектной деятельности являются его диалогичность, проблемность, интегративность и контекстность.
Диалогичность проектных технологий создает условия, при которых студенты учатся доказательно отстаивать свою точку зрения, самостоятельно мыслить и принимать решения в процессе обсуждения возникающих вопросов, привлекая для этой цели знания из разнообразных отраслей науки. Диалог в проектной технологии создает условия для переосмысления прежних смыслов и приобретения студентами нового опыта, в результате чего полученная информация становится личностно значимой. Таким образом, диалог выполняет функцию своеобразной социокультурной среды.
Возникающие в процессе совместной проектной деятельности проблемные ситуации позволяют увидеть противоречия между известными и новыми фактами, что способствует проявлению у студентов активной мыслительной деятельности. Решение проблемы помогает им найти оригинальные, нестандартные способы деятельности, овладеть навыками практической деятельности в правовом государстве, пережить ситуации успеха, самореализации, сотрудничества и т. д.
Интегративность акцентирует внимание на состояние связанности отдельных частей в единое целое. Это процесс, ведущий к восстановлению какого-либо единства, например, единство всех структурных единиц гражданской российской идентичности, а именно когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов.
Решение возникающих проблем в ходе реализации проектов заставляет студентов использовать знания, полученные из различных областей науки - когнитивный компонент. Аффективный компонент гражданской российской идентичности, отражающий отношение к России, и проявляется в убеждениях, представляющих собой предрасположенность воспринимать и оценивать действительность как свою, так и других людей. Однако идентичность существует не просто сама по себе как набор эмоционально окрашенных представлений и знаний, в ней присутствует очень важный поведенческий компонент - совокупность поступков и действий гражданского общества. Таким образом, интегративность играет важную роль в формировании гражданской российской идентичности.
Контекстность позволяет создавать проекты, приближенные к естественным социокультурным и общественно-политическим условиям жизнедеятельности человека. Опираясь на теорию деятельности, контекстность способствует усвоению социального опыта в процессе активной деятельности студента.
Из сказанного следует, что проектные технологии создают условия для развития у студентов вуза способности ориентироваться в информационном мире, добывать информацию самостоятельно, изучать ее в виде знания, разумно подходить к процессу познания, т. е. учит учиться, а главное, учит умению общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Кроме того, проектные технологии как технологии личностно-ориенти-рованного образования, пронизанные идеями гуманизации, способствуют развитию творческой инициативы и самостоятельности студенческой молодежи. А исследовательская, аналитическая коммуникативная деятельность в процессе реализации проектов помогает студенту стать конкурентоспособной личностью, компетентной в решении профессиональных и жизненных задач, готовой к исполнению гражданского долга, ответственной как за собственное благополучие, так и за благополучие своей страны.
Список литературы
1. Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология. - М.: Аспект Пресс, 1999.
2. Бондаревская Е.А. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. пед. ун-та, 2000.
3. Дьюи Дж. Школа будущего. - М.: Госиздат, 1926.
4. Паустовский К. Собр. соч. - М., 1957. - Т.3. - С. 199.
5. Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов педвузов: под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008.
6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016.
7. Суворова Г.А. Психология деятельности: учеб. пособие для студ. психолог. и пед. вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2003.
8. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Полит. лит-ра, 1982.
9. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. А.И. Пис-кунова. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 2.