20. Ушатиков А. И. Пенитенциарная психология: Учебник / А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. -758 с.
21. Хекгаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Х. Хекгаузен; Под. ред Б. М. Величковско-го. - М. 1986. - Т.1. - 392 с.
22. Чаронова Н. Г. Мотивация служебной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы / Н. Г. Чаронова //Актуальные проблемы психологического обеспечения в уголовно-исполнительной системе: Сб. материалов, М.: 2005. С. 41-47.
Роль психологии в духовно-нравственном и профессиональном становлении будущих сотрудников ФСИН России
И. И. Купцов
Ключевые слова: профессиональное становление, духовно-нравственное становление, пути формирования духовно-нравственных качеств национально-религиозного самосознания. Аннотация: статья посвящена роли психологии в духовно-нравственном и профессиональном становлении будущих сотрудников ФСИН России.
В тезисах, посвященных 200-летию МВД России, я писал, что на любую должность в системе ФСИН мною был бы принят не выпускник Академии права и управления ФСИН, а выпускник Рязанской высшей школы МВД СССР.
Почему? Выпускник Рязанской высшей школы МВД СССР изучал психологию (она называлась тогда «Исправительно-трудовая психология» (авторы К. К. Платонов, А. Глоточкин, В. Ф. Пирожков) в объеме 180 часов и, главное, знал её и применял в профессиональной деятельности юриста широкого профиля, т.е. начальника отряда, начальника колонии, начальника тюрьмы. А нынешний выпускник Академии ФСИН России вообще не изучает психологию, не счи-
тая юридической (112 часов), которую и за науку принять можно с оговорками, ибо она не имеет своего объекта, своего предмета и своих методов исследования.
В течение многих лет мы изучаем психологию курсантов, слушателей и студентов Академии ФСИН России, а также других вузов г. Рязани.
Исследование проводится по обширной программе, включающей весь спектр жизнедеятельности учащейся молодежи. Особое внимание мы уделяем духовно-нравственному миру, или духовно-нравственной сфере жизнедеятельности подрастающего поколения.
В данной статье я не буду анализировать всю сферу жизнедеятельности (здоровье, отношение к учению, творчеству, спорту, пониманию духовности в религиозном и светском аспектах, нравственности и т. д.) молодых людей, а постараюсь охарактеризовать одну из важнейших сторон духовно-нравственной сферы, а именно: патриотизм.
Исследованием установлено, что всех изучаемых можно условно разделить на три группы:
- молодые люди, обладающие в достаточной степени духовно-нравственными качествами, т.е. понимающие, что такое духовность, нравственность, что значит быть патриотом Родины: например, Екатерина Д. пишет: «Любовь к России - это патриотизм, желание улучшить жизнь всех граждан, внести свою лепту в это», Наташа М.: «Любовь к России - это уважение к живущим в ней людям, гордость за их достижения и за достижения страны в целом»;
- молодые люди, не обладающие почти никакими духовно-нравственными качествами, т. е. непонимающие даже что такое духовность, нравственность, что значит быть патриотом своей Родины;
- молодые люди, которые затрудняются ответить на вопросы, связанные с духовно-нравственными качествами, но участвовать как-то в развитии и защите страны готовы.
И самое печальное, если не сказать, ужасное: безразличное отношение к судьбе своего народа, судьбе Родины. Доказательство: в ходе исследования нами прямо был поставлен вопрос: кого Вы защищали бы в первую очередь, если, не дай Бог, кто-то на нас напал: молодые люди 1 группы - 60 % -семью; 2 группы - 90 % - семью, 3 группы - 75 % - семью, а Родину из 1 группы - 15 %, из второй группы - 7 %, из 3 группы - 9 %. Комментарии, как говорят, излишни.
И это, видимо, закономерно, так как абсолютное большинство молодых людей духовно слепы, материальные потребности неуемно разрослись, что привело к нищете духовных потребностей, а вся система образования, обучения и воспитания духовно, нравственно не обучает и не воспитывает.
Факты, как говорится, упрямая вещь, констатация их есть, неприятная, но реальная. А где же выход? Есть...
Прежде чем говорить о путях формирования духовно-нравственных качеств, немного теории.
Современное духовно-нравственное состояние нашего общества во многом схоже с состоянием России после «знаменитого» декабрьского вооруженного восстания 1825 года. Не вдаваясь в полемику историков, отметим, что в государстве произошел раскол. Оно перестало быть единым.
Лучшие люди того времени, и, в первую очередь, С. С. Уваров, - министр просвещения, 19 ноября 1833 года изложил царю консолидирующую концепцию сохранения России как единого государства: православие, самодержавие, народность. Задача, которую ставил С.С. Уваров, состояла в том, чтобы посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений Европы, при повсеместном распространении разрушительных понятий надлежало укрепить Отечество на твердых основаниях, найти начала, на коих зиждется благоденствие; силы, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие; собрать в единое целое священные остатки ее народности и на них укрепить якорь нашего спасения.
В настоящее время задача, поставленная С. С. Уваровым, не менее актуальна. «Русский народ расчленен на части границами новоявленных «независимых государств». Общество оказалось совершенно беззащитным перед шквалом безнравственности и цинизма, обрушившегося на людей со страниц «свободной» прессы и экранов телевизоров.
Ростки здорового национально-религиозного самосознания погребены под грудой нечистой «масскультуры» и фальшивых ценностей «общества потребления» (4; 313). «Так что же, - будем ли мы покорно ждать, когда яд бездуховности и религиозного одичания окончательно затуманит наше сознание и подорвет основы государственного бытия Руси? Или же попытаемся вернуть им изначальный священный смысл, возвысимся до понимания своего служения, своего долга - не только индивидуального, личного, но и всенародного, соборного?
Хранить Божественные истины веры, ее благодатные дары и духовные святоотеческие устои - а именно такова обязанность русского народа, промыс-лительно возложенная на него Самим Богом, - непросто и нелегко. Для этого потребен тяжелый душевный труд - труд христианского подвижничества и покаяния, державного мужества и стойкости. Но лишь такой труд придает смысл человеческой жизни, обнажает ее высокую ценность и проясняет ее великую, вечную, небесную цель.
Самое время нам сейчас прислушаться к призыву Слова Божьего, к отеческому зову Самого Христа, Господа нашего: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мной на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престол Его. Имеющий ухо да услышит...» (4; 31).
Истоки русского самосознания православие видело в соборности, когда каждый молится и просит за всех, как за себя; державности - государственная мощь не как самоцель, а как дарованное Богом средство к удержанию народной
жизни в рамках Евангельской непорочности; монашестве - основе русского миросознания и мироощущения.
Великий К. Д. Ушинский, по существу возродивший Отечество (осуществил концепцию С. С. Уварова на деле, создав новую систему образования и обучения), понимал, что одно православие будет не в силах объединить народ.
«Мы были бы очень близоруки, если бы подметили в характере нашего простого народа один только патриархальный оттенок. Нет, мы видим в нем много могучих задатков честной гражданственности, полной силы народности и бескорыстнойчеловечности. Начало товарищества, проявлявшееся в дружинах, в новгородских ватагах, малороссийском казачестве и нынешних артелях, не показывают ли, что высокие чувства дружбы глубоко коренятся в славянской природе... А 1612 год не доказал ли, что русские сознают себя единым и самостоятельным народом?» (6; 445).
И именно К. Д. Ушинский, профессор юриспруденции, находит путь: родной язык, с помощью которого русский человек должен осознать себя, Родину как великую державу, способствуя ее развитию и процветанию, ибо истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку (К. Паустовский).
«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его Родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее
леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли, чувства голос родной природы, который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа. Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке - в наследие потомкам. В сокровищницу родного слова складывает одно поколение за другим плоды глубоких сердечных движений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, - словом, весь след своей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове. Язык есть самая живая, самая обильная и прозрачная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь. Когда исчезает народный язык, - народа нет более!» (7; 557).
Через 167 лет после 1825 года в нашей стране снова произошло огромное историческое событие: перестал существовать Союз Советских Социалистических Республик. Россия возвращается к Западному миру по экономике. Но мы - Россия, мы - Русь, если хотите, Святая Русь. И все у нас, или почти все, должно быть свое, особенно в области духовной жизни. Почему?
«В типичной русской душе есть много простоты, прямоты и бесхитреннос-ти, ей чужда всякая аффектация, всякий
взвенческий пафос, всякий аристократический гонор, всякий жест. Это душа -легко опускающаяся и грешащая, кающаяся и до болезненности сознающая свое ничтожество перед лицом Божьим. В ней есть какой-то особый, совсем не западный демократизм на религиозной почве, жажда спасения всем народом. В русском человеке так мало подтянутости, организованности души, закала личности, он не вытягивается вверх, в складе души его нет ничего готического. Ждет русский человек, что сам Бог организует его душу и устроит его жизнь. В самых высших своих проявлениях русская душа - странническая, ищущая града не здешнего и ждущая его сошествия с неба. Русский народ в своих низах погружен в хаотическую, языческую еще стихию земли, а на вершинах своих живет в апокалипсических чаяниях, ждет абсолютного и не мирится ни с чем относительным» (1; 163).
Мы выдвигаем новую концепцию консолидации русского народа и народов России, новую парадигму возрождения Отечества: духовность - народность - патриотизм, где все национальное, народное каждого проживающего на территории нашей родины имеет ценность, но где системообразующим наряду с родным и русским языками будут русская литература плюс история России и народов, ее населяющих, плюс устное народное творчество и т.д., но и, естественно, православие, ислам, иудаизм, буддизм.
Может возникнуть вопрос: а почему именно русская литература будет системообразующим началом, якорем спасения и возрождения России?
Литература раскрывает внутренний и душевный мир человека, выражает ду-
шевные движения точно и ярко, как этого не сделать никакой другой науке.
Русская литература (особенно классическая XIX века) с особой остротой ставила проблемы о сущности человека, моральной ответственности личности, предъявляя к человеку высшие нравственные требования, не допуская никаких компромиссов.
Русская литература говорит так много нового и ценного о той духовной работе, которая воплощается в мыслях и чувствах, открывает неведомые ранее глубины в духовно-нравственной сущности человека.
Наконец, русская литература дает возможность читателю приобщиться к напряженным и страстным поискам своего места в мире, Вселенной и одновременно своего отношения к миру, Вселенной, Богу.
Для доказательства выдвинутых положений о значимости фольклора и литературы приведу два примера.
1. А. С. Пушкин называл сказку поэмой. В сказках есть и любовь к Отечеству, и любовь к людям, и невероятная выдумка, а главное, зло всегда наказуемо, а добро торжествует - великая духовность, всемогущая духовность побеждает.
«Вышел тут из-под Калинового моста Иван - крестьянский сын.
- Погоди, Чудо-Юдо, хвалиться: как бы тебе не осрамиться!
- А, так это ты, Иван - крестьянский сын? Зачем пришел сюда?
- На тебя, вражья сила, посмотреть, твоей храбрости испробовать!
- Куда тебе мою храбрость пробовать! Ты муха передо мной!
Отвечает Иван - крестьянский сын Чуду-Юду:
- Пришел я не сказки тебе рассказывать и не твои слушать. Пришел я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!» (2; 127). Комментарии, как принято говорить, излишни.
2. «Не один Наполеон испытывал то похожее на сновидение чувство, что страшный размах руки падает бессильно, но все генералы, все участвовавшие и не участвовавшие солдаты французской армии, после всех опытов прежних сражений (где после вдесятеро меньших усилий неприятель бежал), испытывали одинаковое чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения. Нравственная сила французской атакующей армии была истощена. Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, - а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином. Французское нашествие, как разъяренный зверь, получивший в своем разбеге смертельную рану, чувствовало свою погибель, но оно не могло остановиться, так же как не могло отклониться вдвое слабейшее русское войско. После данного толчка французское войско еще могло докатиться до Москвы; но там, без новых усилий со стороны русского войска, оно должно было погибнуть, истекая кровью от смертельной, нанесенной при Бородине, раны. Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и
погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника» (5; 274).
Наукой доказано, что человек становится вполне им, когда он приходит к самопознанию, когда чувствует себя хозяином и распорядителем своих мыслей и дел. Такого уровня он достигает благодаря наличию у него сознания, которое, как известно, свойственно только человеку, что дает ему возможность осознать себя, свое место, определить цели, пути их достижения.
Осознание смысла жизни, целепола-гание, определение жизненного пути, наконец, овладение высшими нравственными качествами невозможно без духовности. К величайшему сожалению, глубина падения нашего такова, что мы чуть ли не утратили «образ здравых словес» (отец Иоанн - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский), то есть само понимание, какова должна быть здоровая, неискаженная жизнь души человеческой. Чувствуя всю неестественность, весь ужас нынешнего положения вещей, многие люди просто не знают, куда же надо идти, в какую сторону выбираться из той смрадной трясины, где мы оказались.
И тут нам может помочь и очень наука о душе - психология. Как преподаватель психологии хочу поделиться опытом воздействия ее на молодое поколение, в частности, студентов и курсантов, на их духовный мир, формирование любви к Отечеству и профессиональную деятельность будущих сотрудников ФСИН России.
Приведу две выдержки из сочинений-отчетов самих студентов и курсантов:
Юлия Ц., студентка 2 курса: «На протяжении всей своей жизни человек стремится к своему идеалу, ищет то, что ему так необходимо. И я не исключение. Кто-то ищет идеального коллегу, друга, мужчины ищут идеальных женщин, женщины - мужчин, а я хочу просто жить в своем идеальном мире. И не прав тот, кто говорит, что мир не будет идеален. Я в это не верю, и в этом мне помогает психология. С ее помощью я проникла не только в души своих близких, друзей, знакомых, я проникла в свою душу, где идеалом для меня является Бог. Он с самого детства присутствует в моем сознании, в моей душе. В молитвах я обращаюсь к нему и знаю, что каждый, кто верует, не теряет надежды на то, что мир будет идеален. Пусть не весь огромный мир, а его мир, мир души.
Если разобраться, то любой человек, который говорит, что он не верит в Бога, имеет в своих мыслях хоть малую долю веры во что-то высшее, разумное, святое, особенно когда человеку становится плохо, плохо в духовном значении. А эта вера и есть тот Бог: Надежда, Любовь. А любовь есть в каждом из нас, но только человек часто забывает о ней, когда у него все благополучно. Но нельзя нам без любви.
Если человек после своих поступков искренне раскаивается, то ему легче принять собственную боль и понять другого человека, то есть простить своего обидчика. И если каждый человек научится искренне раскаиваться, понимать другого человека, то это и будет любовь к Богу, иначе говоря, любовь к любви, к добру, к человеку, к жизни.
Простите за то, уважаемый Иван Иванович, что мысли мои все глубже и глубже уносятся к самому светлому. Но
ведь смысл психологии моей души заключается в глубокой вере, вере в Бога, и это я поняла благодаря Вам и Вашему замечательному предмету, который заставил меня исследовать глубину своего внутреннего мира».
Андрей Г., курсант 1 курса: «Я счастливый человек. С детства меня окружали только любящие люди: родители, бабушка с дедушкой и мои друзья, знакомые, с которыми вместе делили радости и огорчения, вместе переносили невзгоды, вместе бродили по лесу ранним утром.
Ох, как же это прекрасно! Идешь по лесу и слушаешь, как допевают свои весенние песни соловьи, всюду беспокойная трескотня дроздов, стук дятла, уставшего искать корм для своих малышей.
Повзрослев, стали мечтать о будущем, которое представлялось таким прекрасным. Вместе мечтали окончить школу, поступить в институт, встретить любимую девушку, посмотреть весь мир и никогда не расставаться.
Невольно думаешь, что десятки тысяч лет жили на Земле люди, копили, передавая друг другу радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в кучки ее стрелы и обрадовался.
Однако мы живем в трудное время. Много зла, горя бродит по нашей Земле. Страницы сегодняшних газет, информационные программы телевидения и радио пестрят сообщениями с театра военных действий. Гражданская война полыхает вовсю на Кавказе, в Чечне, вооруженные конфликты вспыхивают то там, то здесь. Я невольно задаю вопросы:«Что толкает соседей, братьев в огонь кровавой битвы?» Мне трудно это понять. Хочется крикнуть на весь мир: «Люди, что вы делаете?
Остановитесь, пока война не вошла в ваш дом!»
Мне еще нет восемнадцати лет. Но я точно знаю, что я буду защищать свою Родину, свой народ, весь Мир. Ведь я -это Мир, а Мир - это я!»
Говоря о значимости психологии в профессиональном становлении будущего юриста, приведу один пример.
В рассказе К. Чапека «Эксперимент профессора Роусса» приведен следующий случай. Профессор заявляет подозреваемому в убийстве Суханеку:
- Я не буду вас допрашивать. Я буду только произносить слова, а вы должны говорить первое слово, которое вам придет в голову. Понятно? Итак, внимание! Стакан...
- Стакан, - повторил профессор Ро-усс.
- Пиво, - проворчал Суханек.
- Вот это другое дело, - сказала знаменитость. - Теперь отлично. Суханек подозрительно покосился на него. Не ловушка ли вся эта затея?
- Улица, - продолжал профессор.
- Телега, - нехотя отозвался Суха-нек.
- Надо побыстрее. Домик.
- Поле.
- Токарный станок.
- Латунь.
- Очень хорошо.
Суханек, видимо, уже ничего не имел против такой игры. Перекличка становилась все быстрее. Суханека это забавляло. Похоже на игру в карты, и о чем только не вспомнить!
- Дорога, - бросил ему Роусс в стремительном темпе.
- Шоссе.
- Прага.
- Бероун.
- Спрятать.
- Зарыть.
- Чистка.
- Пятна.
- Тряпка.
- Мешок.
- Лопата.
- Сад.
- Яма.
- Забор.
- Труп. Молчание.
- Труп! - настойчиво повторил профессор. - Вы зарыли его под забором. Так?
- Ничего подобного я не говорил! -воскликнул Суханек.
- Вы зарыли его под забором у себя в саду, - решительно повторил Роусс. - Вы убили Чепелку по дороге в Бероун и вытерли кровь в машине мешком. Куда вы дели этот мешок?
Преступник был разоблачен.
Видимо, пути становления человека Человеком с большой буквы должны идти через духовность, любовь к Отечеству, родителям, родным, близким, а также через получение знаний и овладение профессией.
Я призываю вас следовать заветам и поступкам второго великого юриста Анатолия Федоровича Кони.
31 марта 1878 г. Кони А. Ф. - председательствующий на суде над революционеркой-террористкой Верой Засулич, двумя месяцами ранее стрелявшей в столичного градоначальника Ф. Ф. Трепова.
Перед тем как старшина присяжных получил в руки опросный лист, председательствующий напомнил: «Вы судите не отвлеченный предмет, а живого человека....» «Обсудите дело спокойно и внимательно, и пусть в приговоре вашем окажется тот «дух правды», которым должны быть проникнуты все дейс-
твия людей, исполняющие священные обязательности судьи» (3; 347).
В государственном масштабе для духовно-нравственного формирования сегодняшнего поколения правительству и в первую очередь министру образования и науки А. А. Фурсенко надо немедленно восстановить все программы средней и высшей школы по гуманитарным дисциплинам, которые были в стране до развала СССР, дошкольные учреждения, школы, колледжи, гимназии, техникумы, вузы должны стать ведущими организациями в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, а СМИ и особенно телевидение поставить под строжайшую цензуру. Третьего пути нет, если мы хотим духовно возродить великую Россию и всех людей, живущих на ее территории.
Такая резкая и жесткая позиция автора по отношению к министерству образования и науки объясняется просто: только духовно-нравственный человек (учитель, юрист, психолог, экономист, если говорить о системе ФСИН России и Академии ФСИН России, в частности) поможет оступившемуся встать на истинный путь исправления.
Литература
1. Бердяев Н. А. Русская и польская душа. Судьба России. М.; Изд-во МГУ, 1990
2. Иван - крестьянский сын.// Русские народные сказки. 2-е изд. М; 1975.
3. Кони А. Ф. Избранное/ Сост., встп. ст. и примеч.; Г.М. Миронова и Л.Г. Мироновой. - М.: Сов. Россия. 1989.
4. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа: Очерки русского самосознания. Саратов: Надежда, 1995.
5. Толстой Л. Н. Война и мир.: М.: Правда, 1972. Т. 3-4.
6. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в образовании. Собр. соч. М. - Л., 1948. Т. 2.
7. Ушинский К. Д. Родное слово. Собр. соч. М. - Л., 1948. Т. 2.