Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание будущих офицеров (вопросы теории и практики)'

Духовно-нравственное воспитание будущих офицеров (вопросы теории и практики) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ОФИЦЕР / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОВЕСТЬ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / UNIVERSITY / OFFICER / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / CONSCIENCE / SUBJECTIVITY / SUBJECT-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайрутдинов Рамиль Равилович, Литвина Лилия Михайловна, Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна, Аксенова Галина Ивановна, Аксенова Полина Юрьевна

В статье представлены проблемы духовно-нравственного воспитания студентов вуза в общем виде и в контексте подготовки будущих офицеров. Исследование проблемы духовно-нравственного воспитания офицеров проведено на основе обращения к различным контекстам и дискурсам. Анализ заявленной проблемы представлен в полипарадигмальном пространстве исторического, философского, психологического и педагогического контекстов. Авторами предложены концептуальные основания духовно-нравственного воспитания будущих офицеров: акцентировано внимание на субъектно-ориентированном подходе к решению проблемы духовно-нравственного воспитания офицеров как индикатора подготовки компетентного выпускника. Системообразующим фактором проявления и развития духовно-нравственного потенциала будущего офицера является субъектно-деятельностный компонент. Мониторинг эффективности духовно-нравственного воспитания будущих офицеров включает в себя инвариантные и вариативные критерии, индикативные показатели и уровни развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хайрутдинов Рамиль Равилович, Литвина Лилия Михайловна, Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна, Аксенова Галина Ивановна, Аксенова Полина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the problems of spiritual and moral education of university students in general and in the context of future officers training. The study of the problem of spiritual and moral education of officers is carried out on the basis of reference to different contexts and discourses. The analysis of the stated problem is presented in the polyparadigmatic space of historical, philosophical, psychological and pedagogical contexts. The authors propose the conceptual basis of spiritual and moral education of future officers: the attention is focused on the subject-oriented approach to solve the problem of spiritual and moral education of officers as an indicator of a competent graduate training. The system-forming factor of manifestation and development of spiritual and moral potential of the future officer is the subject-activity component. Monitoring the effectiveness of spiritual and moral education of future officers includes invariant and variable criteria, indicative indicators and levels of development.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание будущих офицеров (вопросы теории и практики)»

УДК 378.6:355/359

DOI 10.33463/2072-8336.2019.3(48).030-037

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ (ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ)

Р. Р. Хайрутдинов, Л. М. Литвина, Ф. Г. Мухаметзянова, Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова

Для цитирования

Духовно-нравственное воспитание будущих офицеров (вопросы теории и практики) / Р. Р. Хайрутдинов [и др.] // Прикладная юридическая психология. - 2019. -№ 3(48). - С. 30-37. DOI : 10.33463/2072-8336.2019.3(48).030-037.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье представлены проблемы духовно-нравственного воспитания студентов вуза в общем виде и в контексте подготовки будущих офицеров. Исследование проблемы духовно-нравственного воспитания офицеров проведено на основе обращения к различным контекстам и дискурсам. Анализ заявленной проблемы представлен в полипарадиг-мальном пространстве исторического, философского, психологического и педагогического контекстов. Авторами предложены концептуальные основания духовно-нравственного воспитания будущих офицеров: акцентировано внимание на субъектно-ориентированном подходе к решению проблемы духовно-нравственного воспитания офицеров

© Хайрутдинов Р. Р., Литвина Л. М., Мухаметзянова Ф. Г., Аксенова Г И., Аксенова П. Ю., 2019

как индикатора подготовки компетентного выпускника. Системообразующим фактором проявления и развития духовно-нравственного потенциала будущего офицера является субъектно-деятельностный компонент. Мониторинг эффективности духовно-нравственного воспитания будущих офицеров включает в себя инвариантные и вариативные критерии, индикативные показатели и уровни развития.

Ключевые слова: вуз, офицер, духовно-нравственное воспитание, совесть, субъектность, субъектно-ориентированный подход.

Введение

В современной системе высшего образования уделяется большое внимание вопросам духовно-нравственного воспитания студентов. Особенно актуально решение этих вопросов

для вузов, в которых готовят офицеров российской армии. Одним из таких вопросов является воспитание у будущих офицеров совести как нравственного императива личности. Особая актуальность вопросов духовно-нравственного воспитания офицеров обусловлена тем фактом, что, по данным Министерства обороны Российской Федерации, более 70 % выпускников высших военно-учебных заведений увольняются из Вооруженных сил в первый же год службы. Как следствие, перед военно-учебными заведениями остро встали проблемы воспитания у будущих офицеров духовно-нравственной готовности к военной службе и потребности в ее продолжении [1, 2].

К сожалению, современное общество находится в состоянии нравственного и духовного кризиса, проявляющегося, в частности, в разрушении духовных и нравственных идеалов у студенческой молодежи. При этом главным фактором формирования совести, как утверждает В. Д. Шадриков, является покаяние [17]; совесть светского человека формируется на основе общественной морали и закона [19], а подлинным содержанием духовно-нравственного воспитания личности студента, как считает Н. Н. Шатохина, является вера [20].

В целом духовно-нравственная основа воспитания современной студенческой молодежи все больше начинает выполнять роль объединяющего фактора, интегрирующего общество, государство и его субъектов. Духовно-нравственное воспитание офицеров, основанное на принципе историзма и на традициях Российской армии, имеет существенный практический и гуманистический потенциал особенно в периоды социально-экономических

преобразований. Духовно-нравственное воспитание, эффективно влияя на самосознание личности будущего офицера, должно быть адресно ориентировано на становление и развитие у него духовно-нравственных качеств, таких как: патриотизм, интернационализм, воинский долг, призвание, честь, совесть.

Феномен духовности и нравственности требует сегодня углубленного изучения как с точки зрения теории и методологии вопроса, так и в практическом отношении в контексте духовно-нравственного воспитания офицеров на этапе вузовской подготовки. Феномен совести является многогранным, и его целостное изучение может быть построено на основе полипарадигмаль-ного подхода.

Мы считаем, что анализ проблем духовно-нравственного воспитания учащихся военных вузов необходимо выстраивать на основе обращения к различным научным контекстам и дискурсам. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи, как полагают А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, должно строиться на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности [7]. В самом общем виде духовно-нравственное воспитание рассматривается нами как целостный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых общечеловеческих и национальных ценностей, имеющих сложную организацию и иерархическую структуру.

Результаты исследования

Проведем экскурс в основы лингвистического и этимологического анализа феномена духовно-нравственного воспитания и сопряженного с ним феномена совести. Нам импонируют раз-

мышления М. В. Рукавишниковой об изучении феномена совести как многогранного явления в контексте этимологического и лексического анализа [13]. В древнегреческой философии, в работах Демокрита, совесть представлена как нравственный императив долга и духовности человека. Для современного учащегося военного вуза не теряют ценности высказывания Демокрита о том, что в душе каждого должен быть прописан закон: «Не делай ничего непристойного». Платон совесть рассматривал как детерминанту нравственной оценки всех поступков, в первую очередь злых, ибо они всегда заметнее. Сократ феномен совести выразил в понятии демона как индикатора нравственной оценки поступков человека. Сократ в своих беседах с учениками призывал не скрывать, а «выставлять на свет» совершенную несправедливость и не жалеть красноречия для того, чтобы «обвинить прежде всего самого себя». Учитель А. Македонского - Аристотель основой деятельности человека считал разум, так как именно мышление детерминирует правильный выбор субъектом своих действий, и при этом ему надо обладать добродетелями и стремиться к их воплощению. Аристотель считал, что совесть является свойством добродетельного человека.

Резюмируя краткий исторический экскурс в понимание совести у древних греков, следует отметить, что наряду с ней они выделяли ошибки совести. Однако только в христианстве и его учениях была подготовлена теософская и далее философская основа для учения о совести. В посланиях Павла римлянам отмечается необходимость послушания властям не только из страха наказания, но и ради самой совести и проявления нравственности челове-

ком. Иоанн Златоуст не раз указывал, что именно совесть должна быть путеводителем человека как неподкупный судья для достижения таких добродетелей, как мудрость (разумная и практическая), умеренность, щедрость, правдивость, мужество, справедливость, дружба.

Исследователи феномена совести в психолингвистическом аспекте используют понятия «осознание» и «ведание» совести. Общеславянский феномен совести понимается как совместное знание, или знание, получаемое вместе с кем-то. В наших рассуждениях о феномене совести в контексте субъектности человека мы назвали бы совесть как «весть коллективного субъекта» [10]. При этом в западноевропейских языкахтермин «совесть» отсутствует в данном понимании. В индоевропейских языках выделяется общий корень - «ведать» или «знать». Не случайно народная мудрость ставит рядом понятия совести и сознания. Наше обращение к использованию слова «совесть» в русском языке позволяет констатировать, что оно является словообразовательной калькой из греческого языка. Однако в словарях знаменитых составителей С. И. Ожегова и В. И. Даля мы находим несколько отличающиеся интерпретации понятия «совесть». Например, в Словаре русского языка С. И. Ожегова совесть - это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед людьми и обществом [12]. В Толковом словаре русского языка В. И. Даля с понятием «совесть» связывают все то, что относится к Богу, церкви, вере, духовному, что касается ума и воли -к нравственному [6].

Наше обращение к словарям не является случайным или данью моде, так

как в них наблюдается расхождение в определениях духовности и нравственности, в то время как в интеграции духовность и нравственность выступают духовно-нравственными ценностями личности. В словарях по психологии трудно найти отдельное определение совести, на этот факт указывает и

B. Д. Шадриков [19].

Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи исследуется на протяжении многих веков в различных контекстах исторического, психологического и педагогического анализа. В историческом контексте особая значимость формирования у детей и молодежи в системе образования необходимых нравственных качеств признавалась такими выдающимися личностями России, как В. В. Мономах, Петр I, Екатерина II, полководец А. В. Суворов, великий ученый и ректор Казанского императорского университета Н. И. Лобачевский, Л. Н. Толстой.

В отечественной психологии проблема духовно-нравственного воспитания детей и молодежи рассматривается в контексте изучения ряда феноменов, таких как духовность, нравственность, совесть. На данный факт указывает исследование нравственности в России В. И. Воловиковой[5];

C. К. Бондырева подготовила фундаментальный труд о понятии нравственности в психологии и педагогике [4]; И. А. Ильин выявил феномен психологии совести в контекстах вины, стыда и раскаяния [8]; В. Д. Шадриков работал над вопросами совести и ее воспитания [19].

В педагогической науке Н. Д. Ни-кандров подробно рассматривает необходимость духовно-нравственного воспитания в светском его понимании [11]. Однако исследованию вопросов

формирования духовно-нравственного потенциала личности учащихся военных вузов посвящено недостаточно современных работ, в особенности в контексте сопряженности с феноменом совести.

В современной психолого-педагогической литературе активно обсуждается проблема развития духовно-нравственных ценностей личности, на что указывают исследования С. Н. Со-рокоумовой и В. П. Исаева [14].

В контекстах философии, психологии и педагогики феномен совести рассматривается как многозначное явление, в связи с чем возрастает необходимость изучения вопросов духовно-нравственного воспитания детей и студенческой молодежи. В целом лингвистический, психолого-философский и педагогический ракурсы анализа свидетельствуют о понимании совести как феномена нравственности и как явления внутреннего духовного состояния человека.

В современной психологии и педагогике феномен совести представлен в ряде фундаментальных работ В. Д. Шадрикова [17-19]. Нам импонирует его идея о том, что совесть характеризует духовную сущность человека, которая в интраиндивидуаль-ной структуре человека определяет его нравственное поведение [19]. Мы полностью согласны с тем, что понятие совести недостаточно представлено в учебниках по психологии, а ее воспитательные функции в образовательном процессе лишь декларируются, в то время как воспитание совести -основа воспитания детей и молодежи [18, 19]. И. А. Ильин считает, что наличие совести у человека проявляется в способности личности осуществлять нравственный самоконтроль и

самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения, производя оценку совершаемых поступков, понимая вину, проявляя стыд и раскаяние [8].

Краткий экскурс в полипарадиг-мальный аспект совести позволил нам сделать выводы о том, что в русле духовно-нравственного воспитания современных студентов совесть является многогранным феноменом, внутренним императивом, детерминирующим поведение человека при достижении различных целей, при этом проявление совести у человека всегда субъективно и индивидуально [13].

Проведенный М. Е. Мережко анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вуза показал, что совесть субъекта деятельности проявляется на основе не только рационального осознания нравственного значения совершаемых поступков, но и эмоциональной оценки своих действий [9].

М. Г. Яновская выделяет эмоциональные аспекты нравственного воспитания [21]; на эти же проблемы указывают работы I. Gгuzdev [22] и N. Shmatko [23]. Г. В. Антонова, Н. В. Левченко, С. И. Маслов считают, что духовно-нравственное воспитание студентов необходимо осуществлять в процессе изучения педагогических дисциплин [3]. В ряде исследований представлены концепции и модели духовно-нравственного воспитания студентов. Например, в диссертации В. А. Сидорчук представлена модель духовно-нравственного воспитания курсантов военных вузов на традициях Российской армии [15]. Однако в педагогической науке по-прежнему недостаточно ра-

бот, отражающих концепцию духовно-нравственного воспитания будущих офицеров.

При разработке концептуальных основ духовного и нравственного воспитания будущих офицеров мы опирались на Концепцию духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи, апробированную Н. Н. Чалдышкиной, Р. Р. Лоскутовой, внеся в нее ряд изменений с учетом особенностей воспитания в военном вузе [16].

Проведенное нами пилотажное исследование 254 будущих офицеров на предмет осознания ими духовных и нравственных ценностей показало, что более 60 % опрошенных не акцентируют внимание на таких понятиях, как честь, совесть, достоинство, патриотизм, как индикаторах проявления нравственности в военной карьере, тогда как важность духовности и ее показателя - совести, их роли для профессии офицера указали более 70 % респондентов. В целом свыше 76 % из числа опрошенных отмечают значимость таких духовно-нравственных качеств, как патриотизм (78 %), интернационализм (67 %), воинский долг (80 %), призвание (56 %), честь (69 %), совесть (75 %) офицера.

Результаты включенного наблюдения показали, что у большинства респондентов недостаточно развиты навыки нравственного поведения, привычка поступать по совести, а также отношение к другим, оценка других и самооценка с позиций духовности и нравственности. В связи с этим в образовательной среде военного вуза необходимо создавать специальные организационно-педагогические условия для саморазвития, самовоспитания духовности и

нравственности будущих офицеров и их важного императива - совести с целью развития не только познавательных структур личности, но и приобретения опыта нравственных поступков в учебной, служебной и личной жизни.

Обсуждение

Мы рассматриваем духовно-нравственное воспитание будущих офицеров как системно-целенаправленный, субъектно-ориентированный процесс, в результате которого происходит становление духовно развитой и нравственно устойчивой личности офицера как субъекта военной деятельности, формирующейся на основе культурно-исторических традиций духовно-нравственного воспитания офицера России. Важной основой такого формирования выступают культурно-исторические традиции воспитания чести и совести российского офицера, ресурсы всемирного культурного наследия и этнические особенности региона.

Выводы

1. Духовное и нравственное воспитание будущих офицеров должно стать объектом особого внимания профессорско-преподавательского и офицерского состава военного вуза, а также при студенческом самоуправлении, которое необходимо включить в дорожную карту военного вуза.

2. Духовное и нравственное воспитание будущих военных необходимо осуществлять на основе субъектно-ориентированного подхода, развивая и формируя их как субъектов духовности и нравственности, как представителей высоконравственной интеллигенции и носителей культурных традиций и духовно-нравственного потенциала русского офицера на уровне представлений о чести, совести и достоинстве.

3. Фасилитировать процесс формирования и самоформирования у будущих офицеров высоконравственного отношения к миру, людям, военной науке, военной профессии, субъектам конфессий, служению Отечеству.

4. Работать с учащимися в зоне ближайшего развития их духовно-нравственного потенциала, формируя адекватное восприятие и осмысление таких понятий, как «честь», «совесть», «достоинство», «образ мира», «образ военного», «творение мира», «вера», «покаяние», «любовь», «милосердие», «надежда», «послушание», «субъект-ность как санкционированная активность военного».

5. Интегрировать учебно-профессиональную, внеучебную, воспитательную, научно-исследовательскую деятельность военного вуза в единое пространство духовного и нравственного воспитания и саморазвития будущих офицеров.

6. Научно-исследовательскую деятельность будущих офицеров по исторической и психолого-педагогической тематике феномена совести осуществлять на основе принципа научной кол-лаборации и содружества молодых ученых и наставников, используя ресурсы научных журналов и научно-практических конференций.

Мониторинг эффективности духовного и нравственного воспитания учащихся военных вузов должен включать в себя инвариантные и вариативные критерии, показатели, индикаторы и уровни:

- когнитивно-познавательный критерий. Показатели: система представлений учащихся о ценностях и нормах нравственного поведения; чести и достоинстве, совести; осознание себя как носителя этих ценностей. Индикатив-

ные показатели (индикаторы): участие в учебно-воспитательных мероприятиях духовно-нравственного характера; проявление духовной и нравственной культуры; разработка программы личностного роста по саморазвитию морального облика офицера; публикационная активность на темы нравственности и морали; активное участие в НИР. Уровни: ниже среднего, средний, высокий, выше среднего;

- мотивационный критерий. Показатели: осознание себя как субъекта духовно-нравственного развития и преобразования; стремление соответствовать идеалам гражданина, офицера России. Индикаторы: активное участие в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию;следование кодексу чести, совести и достоинства современного российского офицера. Уровни: средний, высокий, выше среднего;

- интегральный критерий. Показатели: сформированность потребности в соблюдении базовых общечеловеческих норм морали и нравственности, принципов чести, достоинства и совести. Индикаторы: проектирование, организация мероприятий по духовно-нравственному воспитанию; следование кодексу чести, совести и достоинства современного российского офицера. Уровни: средний, высокий, выше среднего;

- синергийный критерий. Показатели: умение работать в команде и содружестве с учебной группой и профессорско-преподавательским составом по развитию и саморазвитию собственного духовно-нравственного потенциала. Индикаторы: руководство командой в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию; командное следование кодексу чести, совести и достоинства современного

российского офицера. Уровни: средний, выше среднего, высокий.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание учащихся военных вузов рассматривается нами в качестве доминирующего фактора их развития как будущих российских офицеров, обеспечивающих политическую, экономическую и военную стабильность государства.

Библиографический список

1. Аксенова Г. И., Аксенова П. Ю. Психолого-педагогические условия адаптации студентов к образовательному процессу вуза // Развитие личности как стратегия современной системы образования : материалы Меж-дунар. науч.-практ. конф. (г. Воронеж, 22-23 марта 2016 г.). Воронеж : Научная книга, 2016. С. 35-39.

2. Адаптация курсантов образовательных организаций ФСИН России к учебной деятельности : монография / П. Ю. Аксенова [и др.]. 2017. М. : ООО «Проспект». 160 с.

3. Антонова Г. В., Левченко Н. В., Маслов С. И. Духовно-нравственное воспитание студентов в процессе изучения педагогических дисциплин в вузе // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 4-1. С. 87-92.

4. Бондырева С. К. Нравственность. М. : Просвещение, 2006. 345 с.

5. Воловикова В. И. Нравственность в современной России // Психологический журнал. 2009. № 4. С. 95-97.

6. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М. : ЭКСМО-Пресс. 2011. 736 с.

7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания

личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009.

8. Ильин И. А. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. СПб. : Питер, 2017. 175 с.

9. Мережко М. Е. Анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вузов // Общество: философия, история, культура. 2011. № 3-4. С. 118-120.

10. Мухаметзянова Ф. Г, Аксенова Г. И. Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 10-21.

11. Никандров Н. Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия (выступление на XVIII Международных Рождественских чтениях) // Педагогика. 2010. № 3. С. 9-14.

12. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под общ. ред. Л. И. Скворцова. 24-е изд., испр. М. : Оникс, Мир и Образование. 2007. 1200 с.

13. Рукавишникова М. В. Совесть как многогранный феномен. Этимологический и лексический анализ // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. 2009. № 2(14). С. 121-126.

14. Сорокоумова С. Н., Исаев В. П. К проблеме развития духовно-нравственных ценностей личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 2(3). С. 695-700.

15. Сидорчук В. А. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской армии : дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2008. 235 с.

16. Чалдышкина Н. Н., Лоскуто-ва Р. Р. Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 1. Т. 2. С. 49-55.

17. Шадриков В. Д. Покаяние как фактор формирования совести // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. 3. № 4. С. 3-13.

18. Шадриков В. Д. Совесть и ее воспитание. М. :Университетская книга, 2017. 112 с.

19. Шадриков В. Д. Совесть: психолого-философский анализ // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. С. 5-14.

20. Шатохина Н. Н. Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов // Ученые записки. Электронный журнал Курского университета. 2011. № 3(10). Т. 1. С. 15-19.

21. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М. : Просвещение. 1986. 234 с.

22. Gruzdev I., Terentev E. Life after PhD: What careers do PhD students in Russia consider? // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. No. 3(9). Pp. 20-21.

23. Shmatko N. PhDs within and outside of the national labor market // Higher Education in Russia and Beyond. 2016. No. 3(9). Pp. 9-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.