ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 181088 2018, № 12 (декабрь) УДК 378.147
Концепты духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза1
Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна2
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия florans955@mail.ru
Венидиктова Елена Александровна3
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия e venidiktova@mail.ru
Литвина Лилия Михайловна4
Казанский юридический институт МВД, Казань, Россия liliyalitvina@mail.ru
Аннотация. В статье представлены вопросы духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза. Исследование проблемы духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза проведено на основе обращения к различным контекстам и дискурсам. Результаты, представленные в данном исследовании, отражают полипарадигмальный взгляд авторов на рассматриваемую проблему, в основе которого находятся несколько методологических дуальных подходов: системно-целевой, субъектно ориентированный, синергийно-антропологический. Авторы проводят анализ вопросов по данной проблематике в полипарадигмальном пространстве исторического, философского, психологического, педагогического аспектов. Цель исследования заключается в выявлении концептов духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза и разработке соответствующей концепции. Авторами разработана и реализована Концепция духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза. В Концепции акцентировано внимание на субъектно ориентированном подходе в решении проблемы духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза как индикатора подготовки компетентного выпускника. Системообразующим фактором проявления и развития духовно-нравственного потенциала студента военного вуза является субъектно-деятельностный компонент. Основные результаты исследования могут быть учтены при анализе духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза и вносят определенный вклад в развитие теории и практики воспитания студентов. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что в ней дан анализ проблемы духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза, разработаны компоненты и критерии мониторинга данного процесса. Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанной авторами Концепции духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза в реальной практике вузов.
Ключевые слова: высшее образование, военный вуз, студент, субъектность, субъектно ориентированный подход, духовно-нравственное воспитание, концепция, совесть.
Поступила в редакцию Received 05.10.2018 Получена положительная рецензия Received a positive review 10.11.2018
Принята к публикации Accepted for publication 10.11.2018 Опубликована Published 26.12.2018
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Статья выполнена в рамках ВНИК 2018-2019 г. АНО «Университет Талантов 2.0».
2 Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна, доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник археографической лаборатории Института международных отношений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия
3 Венидиктова Елена Александровна, кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора Института международных отношений ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия
4 Литвина Лилия Михайловна, преподаватель кафедры уголовного процесса ФГКОУ ВО «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», Казань, Россия
Введение
Сегодня в современной системе высшего образования уделяется внимание вопросам духовно-нравственного воспитания студентов, ориентированного на результат. Одним из таких результатов является воспитание у будущих военных кадров совести как нравственного императива личности. Актуальность изучения вопросов духовно-нравственного воспитания современных студентов военного вуза обусловлена тем фактом, что, по данным Министерства обороны Российской Федерации, более 70% выпускников высших военно-учебных заведений увольняются из Вооруженных сил в первый же год военной службы. Такое положение дел привело к принятию на государственном уровне решения о материальной ответственности выпускников за обучение в высших военно-учебных заведениях Минобороны России при нарушении ими условий контракта и уходе из Вооруженных сил, если они не отслужили оговоренные в нем пять лет офицерской службы. Но одних мер запретительного характера явно недостаточно. Сегодня как перед военно-учебными заведениями, так и военными вузами актуализировались проблемы воспитания у будущих офицеров духовно-нравственной готовности к военной службе и потребности в ее продолжении. Военная доктрина Российской Федерации признает духовно-нравственное воспитание одним из важных направлений воспитания будущих офицеров в традициях Российской армии. Духовно-нравственное воспитание в военном вузе, эффективно влияющее на самосознание личности будущего офицера, ориентировано на становление и развитие духовно-нравственных качеств, таких как патриотизм и интернационализм, воинский долг и призвание, честь и совесть офицера.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Вопросы духовно-нравственного воспитания студентов вуза, их развития и саморазвития были предметом исследования российских и зарубежных ученых. Духовно-нравственное воспитание рассматривается как целостный педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих при этом иерархическую структуру и сложную организацию. В то же время современное общество находится в состоянии нравственного и духовного кризиса, проявляющегося в разрушении духовных и нравственных идеалов у студенческой молодежи. Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание студентов военных институтов, выстроенное на основе принципа историзма и на традициях Российской армии, имеет существенную практическую и гуманистическую значимость в период социально-экономических преобразований в системе высшего образования России, в том числе и военного образования. В этом контексте отдельного внимания заслуживает работа В. А. Сидорчука, посвященная исследованию вопросов духовно-нравственного воспитания курсантов военных институтов в традициях Российской армии [1]. Духовно-нравственное воспитание студентов вузов в целом и военных институтов в частности должно строиться, как в любой системе воспитания личности, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2]. В работе В. И. Воловиковой рассматривается проблема нравственности в России как психологический феномен [3]. Вопросы фундаментального исследования феномена нравственности отражены в работе С. К. Бондыревой [4]. Изучение проблемы духовно-нравственного воспитания сопряжено с изучением феномена психологии совести как императива данного процесса. В работе Е. П. Ильина психология совести рассматривается в контекстах вины, стыда и раскаяния [5]. Психолого-
философскому анализу феномена совести посвящена работа В. Д. Шадрикова [6]. В педагогическом дискурсе проблема духовно-нравственного воспитания представлена Н. Д. Никандровым как проблема взаимодействия светского образования и духовного просвещения [7]. Духовно-нравственное воспитание курсантов именно как светское образование раскрыто в работе И. В. Павлова и И. И. Павловой [8]. В работе М. Г. Яновской отражены эмоциональные аспекты нравственного воспитания [9].
Изучение вопросов духовно-нравственного воспитания детей и молодежи имеет длительную предысторию. Проблема духовно-нравственного воспитания молодежи исследуется на протяжении многих веков в различных контекстах исторического, психологического и педагогического анализа. В историческом контексте особая значимость формирования у детей и молодежи в системе образования необходимых нравственных качеств признавалась такими выдающимися личностями России, как В. В. Мономах, Петр I, Екатерина II, полководец А. В. Суворов, великий ученый и ректор Казанского императорского университета Н. И. Лобачевский, Л. Н. Толстой и др.
Однако исследованию проблемы формирования духовно-нравственного потенциала современного студента военного института посвящено недостаточно работ, в особенности в контексте сопряженности с феноменом совести. Феномен совести, как считает М. В. Рукавишникова [10], является многогранным и целостное изучение на примере формирования его у студентов военного вуза может быть построено на основе полипарадигмального подхода. В большинстве работ отечественных авторов указывается, что духовно-нравственное воспитание студентов в первую очередь осуществляется в процессе обучения педагогическим дисциплинам. На этот факт указывает работа Г. В. Антоновой, Н. В. Левченко, С. И. Маслова [11].
Мы считаем, что исследование проблем духовно-нравственного воспитания современных студентов военного вуза необходимо выстраивать на основе обращения к различным контекстам и дискурсам. Проведем экскурс в основы лингвистического и этимиологического анализа феномена духовно-нравственного воспитания и сопряженного с ним феномена совести. Нам импонируют размышления об изучении совести как многогранного феномена в контекстах этимологического и лексического анализа [12]. В древнегреческой философии, в работах Демокрита, совесть представлена как нравственные императивы долга и духовности человека. Для современного студента военного вуза не теряют ценности высказывания Демокрита о том, что в душе каждого должен быть прописан закон: «Не делай ничего непристойного» [13]. Платон совесть рассматривает как детерминатор нравственной оценки военного всех своих поступков, в первую очередь злых, ибо они всегда заметнее. Сократ феномен совести выразил в понятии демона как индикатора нравственной оценки поступков человека. Сократ в своих беседах с учениками призывал не скрывать, а «выставлять на свет» совершенную несправедливость и не жалеть красноречия для того, чтобы «обвинить прежде всего самого себя». Учитель Александра Македонского Аристотель основой деятельности человека считал разум, так как именно мышление детерминирует правильный выбор субъектом своих действий, и при этом ему надо обладать добродетелями и стремиться к их воплощению. Аристотель считал, что совесть является свойством добродетельного человека. Резюмируя краткий исторический экскурс в понимание совести у древних греков, следует отметить, что наряду с ней они выделяли ошибки совести. Однако только в христианстве и его учениях была подготовлена теософская и далее философская основа для учения о совести. В посланиях Павла римлянам отмечается необходимость послушания властям не только из страха наказания, но ради самой совести и проявления нравственности человеком. Иоанн Златоуст постоянно указывал на то,
что именно совесть должна быть путеводителем человека как неподкупного судьи для достижения таких добродетелей, как мудрость (разумная и практическая), умеренность, щедрость, правдивость, мужество, справедливость, дружба.
Исследователи феномена совести в психолингвистическом аспекте начинают использовать понятия «осознание» и «ведание» совести. Общеславянский феномен совести понимается как совместное знание или знание, получаемое вместе с кем-то. В наших рассуждениях о феномене совести в контексте субъектности человека мы назвали бы совесть как весть коллективного субъекта. При этом в западноевропейских языках термин «совесть» отсутствует в данном понимании. В индоевропейских языках выделяется общий корень «ведать» или «знать». Не случайно народная мудрость ставит рядом понятия совести и сознания. В контексте современной философии феномен совести также рассматривается как многозначное явление, в связи с чем повышается роль изучения вопросов духовно-нравственного воспитания детей и студенческой молодежи. В целом лингвистический и философский контексты свидетельствуют о понимании совести как феномена нравственности и как явления внутреннего состояния человека.
Слово совесть в русском языке является словообразовательной калькой греческого слова понимание. В словаре С. И. Ожегова совесть представлена как чувство нравственной ответственности за свое поведение перед людьми и обществом [14]. В словаре Даля всё, что относится к Богу, церкви, вере, отнесено к духовному, а всё, что относится к силу, уму и воле, отнесено к нравственному [15]. В этих постулатах наблюдается расхождение в определениях духовности и нравственности, в то время как в интеграции духовность и нравственность выступают духовно-нравственными ценностями личности. Не случайно в работе С. Н. Сорокоумова и В. П. Исаева поднимается вопрос о проблеме развития духовно-нравственных ценностей личности [16].
В современной психологии изучение феномена совести представлено в ряде фундаментальных работ В. Д. Шадрикова [17]. Совесть характеризует духовную сущность человека, которая в интраиндивидуальной структуре человека определяет его нравственное поведение. Совесть как понятие недостаточно представлено в учебниках по психологии, и его воспитательные функции в образовательном процессе лишь декларируются, в то время как воспитание совести - центральный момент воспитания детей и молодежи. Фактором формирования совести является покаяние [18]. Совесть светского человека формируется на основе общественной морали и закона [19]. Наличие совести у человека проявляется в способности личности проводить нравственный контроль и самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, производя оценку совершаемых поступков, понимая вину, проявляя стыд и раскаяние [20]. Проблеме анализа духовно-нравственного воспитания студентов вуза посвящена работа М. Е. Мережко [21], Н. Н. Шатохиной [22].
Итак, краткий экскурс в полипарадигмальное поле и контексты изучения феномена совести позволил нам сделать выводы о том, что в образовательном пространстве духовно-нравственного воспитания современных студентов военного вуза совесть выступает как многогранный феномен, внутренний императив, детерминирующий поведение человека при достижении различных целей [23]. При этом проявление совести у человека всегда субъективно и индивидуально. Анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вуза показал, что совесть субъекта деятельности проявляется на основе не только рационального осознания нравственного значения совершаемых поступков, но и эмоциональной оценки своих действий [24]. Изучение данного феномена
требует дальнейшего изучения как с точки зрения методологии вопроса, так и его практической значимости в духовно-нравственном воспитании студентов военного вуза.
Духовно-нравственный фактор в воспитании современной студенческой молодежи начинает выполнять роль фактора, объединяющего общество, государство и его субъектов. При этом подлинным содержанием духовно-нравственного воспитания личности является вера [25].
В зарубежных исследованиях проблема духовно-нравственного воспитания рассматривается в различных аспектах и контекстах. Например, в работе И. Макферсона, С. Робертсона, Уолфорда проблемы духовного и нравственного воспитания детей и молодежи в обзоре тематических исследований из Африки, Южной Азии и Юго-Восточной Азии рассматриваются через призму образования, приватизации и социальной справедливости [26]. В работе Ф. Менаши вопросы духовного воспитания имплицитно содержатся в проблемах образования как глобальном общественном благе в контекстах применимости и последствий рамок данного процесса [27]. В работе М. А. Мефодевой, А. В. Фахрутдиновой и соавторов представлены исторические перспективы духовного и нравственного воспитания в Индии [28]. В исследовании А. В. Фахрутдиновой и И. Г. Кондратьевой нравственные характеристики личности рассмотрены в свете современных тенденций социального обучения в период муль-тикультурализма [29]. В работе Стьютел и Шпикер духовное воспитание раскрыто через цели гражданского образования в многокультурной демократии [30]. В работе И. Филевой представлено соотношение этической теории и моральной практики [31].
Анализ отечественных и зарубежных трудов по проблемам духовно-нравственного воспитания позволяет нам сделать вывод о формировании полипарадигмаль-ного пространства изучаемой проблемы.
Методологическая база исследования
Результаты, представленные в данном исследовании, отражают полипарадиг-мальный взгляд авторов на рассматриваемую проблему, в основе которого несколько методологических дуальных подходов:
1) системно-целевой подход, который ориентировал нас на изучение процесса духовно-нравственного воспитания студентов военного института с точки зрения ее системных и целостных характеристик;
2) субъектно ориентированный подход, предполагающий рассмотрение процесса духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза прежде всего как субъектов учебно-профессиональной деятельности с позиций фасилитации данного процесса;
3) синергийно-антропологический подход, рассматривающий человека как сложную, самодетерминирующую и самоорганизованную систему с интегративным качеством целостности и взаимодополняемости в многомерном пространстве профессионального и личностного роста и развития. С позиции синергетики этот подход представляет возможности для междисциплинарного направления научного исследования.
Исходной теоретической платформой для анализа изучаемой проблемы духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза, а также инструментом мониторинга изучаемой проблемы является система психолого-педагогических положений о сущности процесса духовно-нравственного воспитания как явления и процесса в становлении и развитии личности как субъекта деятельности.
С целью изучения и выявления концептов духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза нами был использован теоретический анализ психолого-педагогической литературы, контент-анализ, наблюдение, беседа, метод экспертных оценок. Нами была использована модифицированная авторская методика по выявлению у студентов военного института приоритета духовно-нравственных ценностей.
Исследование проводилось в г. Казань, Республика Татарстан, в течение 2017/2018 учебного года на базе Казанского юридического института МВД (КЮИ). В исследовании принимали участие студенты и профессорско-преподавательский состав (ППС) КЮИ. Выборка исследования включала 245 студентов КЮИ в возрасте от 19 до 22 лет, 90% выборки были студенты мужского пола. Методика опроса включала ряд вопросов: 1) проранжируйте по степени значимости в военной карьере ряд качеств как ценностей личности офицера: а) честь, б) совесть, в) достоинство, г) патриотизм; 2) среди перечисленных выше ценностей на каком качестве, по вашему мнению, следует акцентировать внимание в первую очередь; 3) в ситуации выполнения военного приказа на какое из перечисленных качеств вы опирались бы в первую очередь; 4) какова роль патриотизма в карьере военного; 5) что вы вкладываете в сочетание понятий: честь, совесть и достоинство военного? Методика наблюдения подразумевала включенное наблюдение ППС за студентами во время учебно-воспитательного процесса КЮИ.
Результаты исследования
Проведенное нами пилотное исследование 245 студентов Казанского юридического института МВД (КЮИ) в контексте проявления ими духовно-нравственных ценностей показало, что более 60% студентов не акцентируют внимание на таких понятиях, как честь, совесть, достоинство, патриотизм, в военной карьере. Наблюдение за поведением студенческой молодежи в военном институте, в том числе и включенное наблюдение, в образовательном процессе КЮИ вызывает у нас беспокойство за будущее выпускников вуза. Наши волнения за судьбы будущих военных обоснованы еще тем фактом, что многие из них будут молодыми преподавателями и будут осуществлять процесс духовно-нравственного воспитания в высших учебных заведениях. В то же время в студенте военного вуза может быть заложен только потенциал духовно-нравственной личности военного, в связи с чем для субъекта жизнедеятельности необходим процесс развития и саморазвития, воспитания духовного характера.
Мы считаем, что в военном вузе, так же как и в университете, должна быть разработана и реализована Концепция духовно-нравственного воспитания, представлена в работе Н. Н. Чалдышкиной и Р. Р. Лоскутовой [32]. Основные положения данной концепции были взяты нами за основу и адаптированы к условиям военного вуза. Согласно нашей модификации, Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи рассматривается как средство формирования духовной и нравственно устойчивой цельной личности на принципах историзма, т. е. с учетом отечественных культурно-исторических традиций духовно-нравственного воспитания будущего военного. Мы считаем, что это, прежде всего, должны быть культурно-исторические традиции формирования чести и совести российского военного, ресурсы всемирного культурного наследия на территории субъектов РФ и этнические особенности региона.
Выделим ряд первостепенных задач в реализации модели Концепции духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза:
1. Духовно-нравственное воспитание студентов военного вуза понимать как объект целенаправленного внимания профессорско-преподавательского и офицерского состава, а также студенческого самоуправления, включить это направление в дорожную карту военного вуза.
2. Духовно-нравственное воспитание будущих военных осуществлять на основе субъектно ориентированного подхода, формируя их как представителей высоконравственной интеллигенции и носителей российского духовно-нравственного потенциала российского военного.
3. Фасилитировать (облегчать, сопровождать) процесс формирования и самоформирования у студентов нравственного и духовного отношения к миру, людям, военной науке, военной профессии, духовности, субъектам конфессий, служению отечеству.
4. Работать со студентом в «зоне его ближайшего развития духовно-нравственного потенциала», формируя адекватное восприятие и осмысление таких понятий, как честь, совесть, достоинство, образ мира, образ военного, творение мира, вера, покаяние, любовь, милосердие, надежда, послушание, субъектность как санкционированная активность.
5. Интегрировать учебно-профессиональную, внеучебную, воспитательную, научно-исследовательскую деятельность студентов военного вуза в единое пространство духовно-нравственного воспитания и саморазвития студентов.
6. Научно-исследовательскую деятельность студентов военного вуза осуществлять на основе принципа научной коллаборации и содружества молодых ученых и наставников, используя ресурсы научных журналов и научно-практических конференций.
Мониторинг эффективности духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза включает ряд критериев, показателей и уровней:
1) когнитивный критерий. Показатели: система представлений студентов о ценностях, нормах и принципах, чести и достоинстве, совести;
2) мотивационный критерий. Показатели: осознание студентом себя как субъекта духовно-нравственного развития и преобразования; стремление следовать идеалам гражданина и военного России;
3) интегральный критерий. Показатели: сформированность ориентации на соблюдение базовых национальных общечеловеческих норм, принципов чести, достоинства и совести;
4) синергийный критерий. Показатели: умение работать в команде и содружестве со студентами как будущими военными и ППС по развитию и саморазвитию духовно-нравственного потенциала студента и преподавателя.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ источников по изучаемой проблеме и опыт модификации Концепции духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза позволили подтвердить тезис об актуальности и востребованности данного процесса. Духовно-нравственное воспитание современных студентов военного вуза рассматривается нами как доминирующий фактор успешного развития РФ и ее субъектов, в том числе и Республики Татарстан, и создает условия в государстве для духовного единства народов и формирования политической, экономической и военной стабильности. Считаем, что основные усилия исследователей данной проблематики могут быть направлены на изучение современных механизмов и педагогической реализации духовно-нравственного воспитания студентов современного военного вуза.
Ссылки на источники
1. Сидорчук В. А. Духовно-нравственное воспитание курсантов военных институтов на традициях Российской Армии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Рязань, 2008. - 235 с.
2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - С. 19.
3. Воловикова В. И. Нравственность в современной России // Психологический журнал. - 2009. - № 4. - С. 9597.
4. Бондырева С. К. Нравственность. - М., 2006. - 345 с.
5. Ильин Е. П. Психология совести: вина, стыд, раскаяние. - СПб.: Питер, 2017. - 175 с.
6. Шадриков В. Д. Совесть: психолого-философский анализ // Психологический журнал. - 2018. - Т. 39. - № 1. -С. 5-14.
7. Никандров Н. Д. Светское образование и духовное просвещение: проблемы взаимодействия (выступление на XVIII международных Рождественских чтениях) // Педагогика. - 2010. - № 3. - С. 9-14.
8. Павлов И. В., Павлова И. И. Духовно-нравственное воспитание курсантов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 1 (36). - С. 34-36.
9. Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. - М., 1986. - 234 с.
10. Рукавишникова М. В. Совесть как многогранный феномен. Этимологический и лексический анализ // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2009. - № 2 (14). - С. 121-126.
11. Антонова Г. В., Левченко Н. В., Маслов С. И. Духовно-нравственное воспитание студентов в процессе обучения педагогических дисциплин // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. -2014. - С. 87-92.
12. Там же.
13. Там же.
14. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс; Мир и Образование, 2007. - 1200 с.
15. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2011. - 736 с.
16. Сорокоумова С. Н., Исаев В. П. К проблеме развития духовно-нравственных ценностей личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - Т. 15. - № 2 (3). - С. 695-700.
17. Шадриков В. Д. Покаяние как фактор формирования совести // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2006. - Т. 3. - № 4. - С. 3-13.
18. Там же.
19. Ильин Е. П. Указ. соч.
20. Шадриков В. Д. Указ. соч.
21. Мережко М. Е. Анализ проблем духовно-нравственного воспитания студентов вузов // Общество: философия, история, культура. - 2011. - № 3-4. - С. 118-120.
22. Шатохина Н. Н. Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов // Ученые записки. Электронный журнал Курского университета. - 2011. - Т. 1. - № 3 (10).
23. Рукавишникова М. В. Указ. соч.
24. Мережко М. Е. Указ. соч.
25. Чалдышкина Н. Н., Лоскутова Р. Р. Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2. - № 1 (Психолого-педагогические науки). - С. 49-55.
26. Macpherson I., Robertson S., Walford G. Education, Privatization and Social Justice: case studies from Africa, South Asia and South East Asia. - Oxford: Symposium Books, 2014.
27. Menashy F. Education as a global public good: the applicability and implications of a framework // Globalisation, Societies and Education. - 2009. - Vol. 7. - № 3. - Р. 307-320.
28. Mefodeva M. A., Fakhrutdinova A. V., Ukhimenko A. N. Historical perspectives of spiritual and moral education in India // Man in India. - 2017. - Vol. 97. - Is. 8. - P. 71-77.
29. Fakhrutdinova A. V., Kondrateva I. G. Contemporary tendencies of social tutoring in period of multiculturalism: Moral characteristic // Man in India. - 2016. - Vol. 96. - Is. 3. - P. 853-858.
30. Steutel J., Spiecker B. The aims of civic education in a multi-cultural democracy // Leicester M., Modgil C., Modgil S. (Eds.) Education, Culture and Values. - 2000. - Vol. VI: Politics, Education and Citizenship. - Р. 243-252.
31. Fileva I. Questions of Character // Ethical Theory and Moral Practice. - 2017. - Vol. 20 (5). - Р. 1087-1089.
32. Чалдышкина Н. Н., Лоскутова Р. Р. Указ. соч.
Flera Mukhametzyanova,
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leading Researcher at the Archaeographic Laboratory of the Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) State Federal University, Kazan, Russia florans955@mail.ru Elena Venidiktova,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Deputy Director, Institute of International Relations, Kazan (Volga Region) State Federal University, Kazan, Russia e_venidiktova@mail.ru Lilia Litvina,
Lecturer, Criminal Procedure Chair, Kazan Law Institute, Ministry of Internal Affairs of Russia, Kazan, Russia liliyalitvina@mail.ru
Concepts of spiritual and moral education of military higher education institution cadets
Abstract. The article presents the issues of spiritual and moral education of military higher school cadets. The study of the problem of the spiritual and moral education of students at a military university has been carried out on the basis of reference to various contexts and discourses. The results presented in this study reflect the authors' polyparadigmatic view of the problem under consideration, which is based on several methodological dual approaches: system-objective, subject-oriented, synergy-anthropological. The authors analyze related questions in the polyparadigmatic environment of historical, philosophical, psychological, and pedagogical aspects. The purpose of the study is to identify the concepts of spiritual and moral education of cadets and to develop the relevant concept. The authors developed and implemented the Concept of spiritual and moral education of military higher school cadets. The Concept focuses on the subject-oriented approach to solving the problem of spiritual and moral education of cadets as an indicator of a competent graduate training. A system-forming factor in the manifestation and development of the spiritual and moral potential of a military cadet is the subject-activity component. The main results of the research may be taken into account when analyzing the spiritual and moral education of students at a military university and make a definite contribution to the development of the theory and practice of educating students. The theoretical significance of the article lies in the fact that it contains an analysis of the problem of the spiritual and moral education of military higher school cadets, and developed components and criteria for monitoring this process. The practical significance of the work lies in the possibility of using developed by the authors Concept of spiritual and moral education of military higher schools cadets in the real practical work of universities.
Key words: higher education, military University, student, subjectivity, subject-oriented approach, spiritual and moral education, concept, conscience.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Мухаметзянова Ф. Г., Венидиктова Е. А., Литвина Л. М. Концепты духовно-нравственного воспитания студентов военного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 12 (декабрь). - С. 1063-1071. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181088.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2018-11088
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2018 © Мухаметзянова Ф. Г., Венидиктова Е. А., Литвина Л. М., 2018
9772304120180