Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЯ КАК ДИСЦИПЛИНА, ПОВЫШАЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ'

ПСИХОЛОГИЯ КАК ДИСЦИПЛИНА, ПОВЫШАЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белослудцев В. С., Ярв А. Л.

Проведен опрос студентов Аэрокосмического колледжа с целью выяснить обучались ли они психологии в школе, считают ли необходимой преподавание этой дисциплины в школе и колледже, могут ли объяснить смысл понятия «социально-психологическая компетентность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY AS A DISCIPLINE ENHANCING SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS

A survey was conducted of students of the Aerospace College to find out if they were trained in psychology at school, if they consider it necessary to teach this discipline in school and college, if they can explain the meaning of the concept of “social and psychological competence”.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЯ КАК ДИСЦИПЛИНА, ПОВЫШАЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ»

Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

УДК 159.99

ПСИХОЛОГИЯ КАК ДИСЦИПЛИНА, ПОВЫШАЮЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ

В.С. Белослудцев, А.Л. Ярв Научный руководитель - Н.А. Антоненко

Аэрокосмический колледж Сибирского государственного университета науки и технологий

имени академика М.Ф.Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Проведен опрос студентов Аэрокосмического колледжа с целью выяснить обучались ли они психологии в школе, считают ли необходимой преподавание этой дисциплины в школе и колледже, могут ли объяснить смысл понятия «социально-психологическая компетентность».

Ключевые слова: психология, социально-психологическая компетентность, преподавание психологии.

PSYCHOLOGY AS A DISCIPLINE ENHANCING SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL

COMPETENCE OF STUDENTS

V.S. Belosludtsev, A.L. Jarv Scientific supervisor - N.A. Antonenko

Aerospace College of Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

A survey was conducted of students of the Aerospace College to find out if they were trained in psychology at school, if they consider it necessary to teach this discipline in school and college, if they can explain the meaning of the concept of "social and psychological competence".

Keywords: psychology, socio-psychological competence, teaching psychology.

В начале XXI века произошли большие изменения в разных сферах жизни человека, что требует перехода от знаниевой парадигмы, ориентированной на информированность, к компетент-ностному подходу, предполагающему целостный опыт решения жизненных проблем, выполнение ключевых функций, компетенций.

Базовые понятия компетентностного подхода - компетенция и компетентность.

Компетенцию можно определить как социальное требование, внешнюю норму к образовательной подготовке, необходимую для качественной продуктивной деятельности в определенной сфере, как определенные знания и умения, а компетентность - как владение, обладание соответствующей компетенцией, т.е. как внутреннее качество личности, ее способность [1-2].

Компетентный человек - это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания в какой-либо профессиональной области [3].

Психология - наука, изучающая факты, закономерности, механизмы развития психики. Предполагается, что учебная дисциплина «Психология» должна повышать социально-психологическую компетентность; способствующую более качественному усвоению знаний студентами в различных областях; рассматривающую методы решения задач, повышающих уровень жизни в обществе, способствующая более эффективному взаимодействию с окружающим миром.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2019. Том 3

Социально-психологическая компетентность личности представляет собой специальные знания об обществе, политике, экономике, культуре и т.д. Иными словами, социально-психологическая компетентность - это определенное мировоззрение. Она позволяет личности ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей. Социально-психологическая компетентность - явление многомерное. Она складывается из коммуникативной, перцептивной (когнитивной) компетентности и знаний в области взаимодействия, поведения [3].

Социально-психологическая компетентность делится на два вида: бытовая и профессиональная. Бытовая социально-психологическая компетентность - результат социализации, т.е. адаптации к конкретным условиям. Профессиональная социально-психологическая компетентность складывается из научных картин мира и знаний в области общения [3].

Внедрение психологии как учебной дисциплины позволит повысить социально-психологическую компетентность студентов, улучшит качество жизни и взаимодействие с окружающим миром.

Еще в 1899 году в журнале «Вопросы философии и психологии» была опубликована статья профессора Боборыкина о включении психологии в школьное обучение. В 1906 году психология была введена в общеобразовательный школьный курс, но через 3 года была исключена. С 1947 по 1958 год дети в школе изучали основы психологии в старших классах [4].

На протяжении более века преподавание психологии в школе находится в центре внимания ученых и рассматривается как важное направление деятельности психолога в системе общего среднего образования. Ученые до сих пор утверждают, что психология необходима как предмет общего образования, так как она формирует целостное мировоззрение ребенка - учит его взаимодействию не только с окружающей действительностью, но и с людьми, и с самим собой [4].

Заявляются следующие цели преподавания психологии как общеобразовательного предмета.

1. Обучение основам психологических знаний для формирования мировоззрения студентов и учащихся.

2. Знакомство с методами психологического исследования.

3. Повышение практической психологической компетентности студентов и учащихся в понимании других людей.

Такой тип программ обучения психологии реализуется во многих высших и средних специальных учебных заведениях, где психологические знания не являются профессионально необходимыми, а выполняют общеобразовательную функцию. Преподавание психологии направлено на обучение основам психологических знаний, на формирование общей психологической культуры, на повышение уровня общего образования. Психология изучается как один учебный предмет или в рамках комплексной учебной дисциплины совместно с педагогикой. Объем учебного времени, отводимого на его изучение, небольшой.

Был проведен опрос студентов Аэрокосмического колледжа, подразделения Сибирского государственного университета науки и технологий имени М.Ф. Решетнева. В опросе приняло участие 70 студентов 1-2 курса. Были заданы вопросы о наличии в школе, где обучались студенты, предмета «Психология», о необходимости этой дисциплины в школе и колледже, а также предлагалось объяснить смысл понятия «социально-психологическая компетентность».

Были получены следующие результаты. Только около 20% опрошенных студентов смогли объяснить, что такое социально-психологическая компетентность. Всего 24% опрошенных студентов обучались в школе психологии. 84% опрошенных студентов считают учебную дисциплину «Психология» необходимой в колледже. Только 31% студентов точно уверены, что они будут работать по выбранной специальности, что косвенно может свидетельствовать о недостаточной социально-психологической компетентности - неспособности сделать выбор профессии с опорой на знание своих способностей и своего желания.

Мы сталкиваемся с определенным противоречием: государственное образование ставит задачу полноценного развития ребенка, но сама система обучения и воспитания накладывает весьма существенные ограничения на возможность решения этой задачи, так как не предусматривает предоставления ребенку знаний о самом себе, своем потенциале.

Секция «Инновационны1е и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»

Ребенок, достигнув определенного возраста, познает себя в физическом отношении. Признаки физиологической зрелости во многом самоочевидны. Психологическое самопознание, самосознание - процесс сложный, иногда мучительный. Выводы о самом себе нередко бывают ошибочны, так как знаниями о себе как о человеке ребенок не располагает. Незнание законов развития психики, непонимание, что такое способности, неумение отличить устойчивый интерес от мимолетного увлечения, непонимание самого себя - все это приводит к тому, что ребенок (подросток, юноша) нередко не может сделать самостоятельного выбора: профильного класса, формы обучения, будущей профессии, жизненной позиции. Познание бесконечных потенциальных возможностей, заложенных в человеке природой и социумом, может побудить ребенка надеяться и опираться прежде всего на самого себя, а не только ждать помощи и требовать чего-то от других.

Целью преподавания психологии в школе и колледже можно считать овладение каждым школьником и студентом элементарной психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры.

Библиографические ссылки

1. Хуторской А. Образовательные компетенции и методология дидактики // Методология педагогики в контексте современного научного знания / Сб. науч. тр. Межд. науч.-теорет. конф., посвящённой 90-летию со дня рождения В.В. Краевского (22 сентября 2016 г.). М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2016. С. 70-79.

2. Хуторской А. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование, 2003. №2. С. 58-64.

3. Деркач А. Социальная психология. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/4434598/ (дата обращения: 01.05.2019).

4. Психология как учебный предмет общеобразовательной школы / Д.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др. // Вестник практической психологии образования. 2007. №4. С.82-84. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/ 2007/n4/28925.shtml (дата обращения: 01.05.2019).

© Антоненко Н.А., Белослудцев В.С., Ярв А.Л., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.