УДК 159.99
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА Р.М. БЕЛБИНА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМАНДЫ
В.С. Белослудцев, Н.М. Добросоцкий, Д.А. Терехова Научный руководитель - Н.А. Антоненко
Аэрокосмический колледж Сибирского государственного университета науки и технологий
имени академика М.Ф.Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
На примере диагностики студентов психологического клуба Аэрокосмического колледжа сделаны выводы о возможности использования теста Р.М. Белбина «Командные роли» на первоначальном этапе формирования команды для проектной деятельности.
Ключевые слова: проектная деятельность, формирование команд, типы ролевого поведения, тест Р. Белбина «Командные роли».
USE OF THE R.M. BELBIN TEST FOR FORMING A TEAM
V.S. Belosludtsev, N.M. Dobrosotsky, D.A. Terekhova Scientific supervisor - N.A. Antonenko
Aerospace College of Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
On the example of diagnostics of students of the psychological club of the Aerospace College, conclusions are drawn about the possibility of using the R.M. Belbin "Team Roles" at the initial stage of team building for project activities.
Keywords: project, activity, command, types of role-playing, test R. Belbin "Team roles".
Развитие информационных технологий, технический прогресс задают необходимость ориентироваться в многообразии доступных знаний и их творческом осмыслении. Для развития творческого потенциала нужна познавательная активность и исследовательская деятельность. Одной из форм развития творческой активности можно считать проектную деятельность.
Проектная деятельность основана на активных способах действия. В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения под проектом понимается форма организации совместной деятельности наставника и обучающегося, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде конечного творческого продукта [1].
Метод проектов - это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления.
Основными целями проектного метода является: самостоятельное достижение намеченной цели; определение задач по ее достижению; формирование умения ориентироваться в информационном пространстве; формирование навыков проведения исследований и навыков работы и делового общения в группе, навыков передачи и презентации полученных знаний и опыта [2].
Метод проектной деятельности является коллективным, предполагает работу в команде. Эффективность команды не может основываться на стихийном подходе.
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
В соответствие с целостных подходом к управлению изменениями можно выделить три способа формирования команд.
1. Формирование команд под воздействием внешних обстоятельств. Такой подход часто нерезультативен.
2. Постепенное «выращивание» команд. Этот процесс может быть достаточно долгим.
3. Проектирование команд. В этом случае есть возможность сравнить существующие команды с неким идеалом и скорректировать их особенности.
Мы считаем самым эффективным третий подход к формированию команд и для его осуществления используем теорию Р.Белбина, выпускника Кембриджского университета, доктора психологических наук, почётного профессора университетов Экстера и Бристоля, советника ООН и Комиссии Европейского Сообщества, и разработанным им тест на определение командных ролей
[3].
Согласно теории Р.Белбина, идеальный менеджер - это тот, кто совмещает в себе достоинства 8-ми типов следующих ролей.
Роли в команде по теории Р.Белбина:
• Председатель/Координатор
• Формирователь/Навигатор
• Мыслитель/Генератор идей
• Исполнитель/Работник
• Разведчик/Снабженец
• Оценщик/Наблюдатель
• Коллективист/Миротворец
• Доводчик/Человек, расставляющий точки над «1».
Р. Белбин в своей теории подробно обосновывает необходимость представленных им ролей для эффективной управленческой деятельности [3].
Команду для проектной деятельности можно рассмотреть как целостное образование, в котором роли одного эффективного менеджера могут выполнять все члены команды, разделив их между собой. Личностные характеристики участников должны охватывать качества, необходимые для реализации всех 8-ми ролей. Каждый человек может совмещать в себе несколько типов ролевого поведения, но, как правило, не более 2-3-х.
В случае если команда работает не эффективно, полезно проанализировать её состав на предмет 8-ми ролей по Р.Белбину, используя его тест «Командные роли». Возможно, что в команде не хватает сотрудников, играющих важную роль.
Тест Р. Белбина позволяет определить естественные роли в коллективе, а также те роли, от выполнения которых человек предпочел бы отказаться. Тест достаточно прост в использовании и обработке полученных результатов.
Нами была проведена диагностика ролей по тесту Р.Белбина у 12 студентов Аэрокосмического колледжа, постоянных членов психологического клуба для студентов.
Выяснилось, что в группе не хватает 2-х типов ролевого поведения: координатора и доводчика. Также выяснилось, что генераторов идей - 4, а исполнитель - только 1. Самонаблюдения членов клуба подтверждают, что группа генерирует много идей, но мало их воплощает в жизнь.
Были разработаны и опробованы тренинговые упражнения по развитию ролевого поведения всех 8-ми типов. Самоотчеты участников тренинга показывают, что можно осваивать ролевое поведение, которое по результатам диагностики было дефицитным.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы.
1. Команду для проектной деятельности целесообразно создавать на основе уже сформированных отношений в каком-либо сообществе.
2. Для реализации эффективной проектной деятельности необходима диагностика ролевого поведения.
3. При дефиците определённых типов ролей в команде необходимо дополнить команду другими лицами, способными выполнять эти роли или обучить этому имеющихся членов команды. Такое обучение целесообразно осуществить в виде тренинга необходимых навыков.
Библиографические ссылки
1. Федеральные государственные образовательные стандарты. ElectronictextbookStatSoft [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 01.05.2019).
2. Митрофанова Г. Метод проектов вчера и сегодня. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-vchera-i-segodnya (дата обращения: 01.05.2019).
3. Белбин. Р. Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач. Пер. с англ. М. : HIPPO. 2003. 315 c.
© Антоненко Н.А., Белослудцев В.С., Добросоцкий Н.М., Терехова Д. А., 2019