Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
УДК 159.99
ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА - УЧАСТНИКОВ WORLDSKILLS
В. С. Белослудцев Научный руководитель - Н. А. Антоненко
Аэрокосмический колледж СибГУ им. М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
С целью повышения стрессоустойчивости к учебной деятельности и соревнованиям WordSkills студентом Аэрокосмического колледжа, кандидатом на участие в WordSkills, были опробованы психотехнические приемы.
Ключевые слова: WordSkills, стрессоустойчивость, психотехнические приемы, повышающие психологическую устойчивость.
METHODS OF INCREASING STRESS RESISTANCE STUDENTS' OF THE AEROSPACE COLLEGE - WORLD SKILLS PARTICIPANTS
V. S. Belousludets Scientific Supervisor - N. А. Àntonenko
College of Aerospace by Reshetnev University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
In order to increase the stress resistance to the educational activities and competitions of WordSkills by a student of the Aerospace College, a candidate for participation in WordSkills, psychotechnical techniques were tested.
Keywords: WordSkills, stress resistance, psychotechnical techniques that increase psychological stability.
Совершенствование системы подготовки кадров - одна из основополагающих задач, стоящих перед профессиональными образовательными организациями, в том числе и перед Аэрокосмическим колледжем. Эта задача формируется работодателем, который заинтересован в высококвалифицированных профессиональных кадрах, способных отвечать самым высоким требованиям рынка. Актуальность этой задачи возрастает с развитием высокотехнологичных современных специальностей [1].
Немаловажным аспектом в формировании будущего специалиста является его участие в конкурсах профессионального мастерства [2]. Встают вопросы о том, как наиболее эффективно актуализировать и оптимизировать систему подготовки специалистов в сфере среднего профессионального образования и как организовать и провести независимую оценку результатов подготовки специалистов. Ответы на эти вопросы может дать набирающее популярность движение WorldSkills, которое уже сейчас оказывает влияние на системную работу по подготовке будущих профессиональных кадров, а также является независимой системой оценки квалификации [1].
Совершенствование системы подготовки кадров - одна из основополагающих задач WorldSkills International (WSI) - международного некоммерческого движения, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем интеграции лучших практик и профессиональных стандартов. На данный момент в движении участвуют 77 стран, с 2012 года в их число входит Россия [3]. Движение WorldSkills ориентированно на конкретные практические навыки. WorldSkills - хороший способ профессионального формирования «областей деятельности».
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2018. Том 3
WorldSkills также является крупнейшей организацией проведения профессиональных соревнований различного уровня. Для участников данной соревновательной деятельности необходима как профессиональная, так и психологическая подготовка. Как и участник любой соревновательной деятельности, участник WorldSkills должен обладать достаточной психологической устойчивостью для того, чтобы быть способным продемонстрировать свои знания и умения в стрессовых условиях соревновательной деятельности.
Студентом Аэрокосмического колледжа, кандидатом на участие в WorldSkills были подобраны и опробованы психотехнические приемы повышающие психологическую устойчивость.
Прием 1. «Настрой». Одним из ключевых моментов является настрой, человек с хорошей стрессоустойчивостью отличается позитивным видением мира, направляя негативные эмоции в позитивное русло. Главное отношение к проблеме, которая выбивает из колеи, - извлечь из неё пользу, относиться как к уроку, важному для пополнения багажа знаний.
Прием 2. «Дыхание». Последите за своим дыханием. Дыхание не должно быть ни прерывистым, ни поверхностным. Можно просто наблюдать за прохождением воздуха на вдохе и на выдохе. Постарайтесь сделать вдох и выдох более длинными и плавными. Расслабьте мышцы живота и грудной клетки, которые мешают это сделать.
Прием 3. «Хобби». Найдите себе любимое занятие, которое способно отвлечь от любых негативных мыслей. Хобби отвлечет вас от проблем и принесет вам массу позитивных эмоций и творческую самореализацию.
Прием 4. «Расслабьтесь». Обратите внимание на напряженные части тела и предложите им расслабиться. Этот прием полезен и в случае физиологического стресса - боли, жары или холода, тяжелой физической работы.
Прием 5. «Разгрузка». Не стесняйтесь также сбрасывать накопившиеся эмоции, как только вам предоставляется такая возможность: сходить в спортзал или бассейн [4; 5].
Учитывая, что в World возможны и командные соревнования, приемы, формирующие стрес-соустойчивость полезно дополнить тренингом по распределению психологических ролей в команде, упражнениями на взаимодействие и сплоченность. Люди должны работать сообща, как строго запрограммированный механизм. Важен процесс формирования не просто людей с общими целями, а формирование команды. Проявляется основная потребность в стрессоустойчивости и психологической подготовке. Каждый член команды должен уметь: понимать своих товарищей, уважать мнение каждого из них и ни в ком случае не давить ни на кого, а наоборот, поддерживать. Рекомендуется общение в свободное от конкурса время, для лучшего взаимопонимания между людьми.
Можно сделать вывод о том, что как любой конкурс, WorldSkills является соревновательной деятельностью и предъявляет повышенные требования к профессиональным навыкам и психологической устойчивости и, соответственно, необходимо целенаправленное заблаговременное формирование стрессоустойчивости участников.
Библиографические ссылки
1. Кочетков В. В. Движение WorldSkills Russia как система независимой оценки квалификаций // История и педагогика естествознания, 2016. Electronic textbook StatSoft [Электронный ресурс]. URL. https://cyberleninka.ru/article/n/dvizhenie-worldskills-russia-kak-sistema-nezavisimoy-otsenki-kvalifikatsiy (дата обращения: 25.04.2018).
2. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. М. : ЦСПиМ, 2010. 352 с.
3. Россия официально стала 60-м членом организации WorldSkills International // Коммерсантъ, 13 ноября 2012 года. ElectronictextbookStatSoft [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2062652 (дата обращения: 25.04.2018).
4. Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности. М. : Альпина Паблишер, 2012. 374 с.
5. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / И. Н. Елисеева, Т. Н. Гуренкова, Т. Ю. Кузнецова и др. /под общ. ред. Ю. С. Шойгу. М. : Смысл, 2007. 319 с.
© Белослудцев В. С., 2018