Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ганиева Аида Исметовна, Алиева Марзият Батырсултановна, Рубанова Елена Ивановна

Авторы данной статьи отмечают, насколько важным является поддержание психологического здоровья будущих профессионалов для достижения положительных образовательных результатов. Во внимание ими принимается также возможное негативное влияние роста темпов научно-технического прогресса, фиксирующееся во всех сферах жизни российского общества, не исключая высшее образование, на психику представителей молодёжной среды. Такая ситуация делает рассмотрение вопросов сущности, структуры и формирования их психологического здоровья необходимым с точки зрения дальнейшего прогрессивного развития российской образовательной системы и общества в целом. Таким образом, цель статьи состоит в исследовании психологического здоровья студентов как важной теоретической проблемы современной образовательной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ганиева Аида Исметовна, Алиева Марзият Батырсултановна, Рубанова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS AS A THEORETICAL PROBLEM OF MODERN EDUCATIONAL PRACTICE

The given article authors note how important it is to maintain the future professionals psychological health in order to achieve positive educational results. They also take into account the scientific and technological progress pace growth possible negative impact, which is fixed in all spheres of Russian society life, not excluding higher education, on the psyche of representatives of the youth environment. This situation makes consideration of their psychological health essence, structure and formation necessary from the Russian educational system and society as a whole progressive development point of view. Thus, the purpose of the article is to study the psychological health of students as the modern educational practice important theoretical problem.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ»

4. Асонова, Е.А. Современная литературная сказка: история и политика в детском чтении / Е.А. Асонова, О.Б. Бухина // КиберЛенинка: научная электронная библиотека: сайт. - 2021. - №1. - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/sovremennaya-literatumaya-skazka-istoriya-i-politika-v-detskom-chtenii (дата обращения: 26.04.2023).

5. Гайдук, О.С. Формирование творческого рассказывания у детей. Проблемы и перспективы развития образования в России / О.С. Гайдук // КиберЛенинка: научная электронная библиотека: сайт. - 2018. - №14. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-tvorcheskogo (дата обращения: 01.04.2023).

6. Киршин, И.А. Педагогические условия развития детского словесного творчества (в сфере дополнительного образования): диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Киршин Игорь Александрович. - Калининград, 1999. - 227 с.

7. Милюгина, Е.Г. Детское литературное творчество: принципы и приемы развития / Е.Г. Милюгина. - Тверь, 2013. -С. 182-187

Психология

УДК 159

кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека Ганиева Аида Исметовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии развития личности Алиева Марзият Батырсултановна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Рубанова Елена Ивановна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. Авторы данной статьи отмечают, насколько важным является поддержание психологического здоровья будущих профессионалов для достижения положительных образовательных результатов. Во внимание ими принимается также возможное негативное влияние роста темпов научно-технического прогресса, фиксирующееся во всех сферах жизни российского общества, не исключая высшее образование, на психику представителей молодёжной среды. Такая ситуация делает рассмотрение вопросов сущности, структуры и формирования их психологического здоровья необходимым с точки зрения дальнейшего прогрессивного развития российской образовательной системы и общества в целом. Таким образом, цель статьи состоит в исследовании психологического здоровья студентов как важной теоретической проблемы современной образовательной практики.

Ключевые слова: высшее образование, психология здоровья, психологическое здоровье, психологическое здоровье студентов, формирование психологического здоровья студентов.

Annotation. The given article authors note how important it is to maintain the future professionals psychological health in order to achieve positive educational results. They also take into account the scientific and technological progress pace growth possible negative impact, which is fixed in all spheres of Russian society life, not excluding higher education, on the psyche of representatives of the youth environment. This situation makes consideration of their psychological health essence, structure and formation necessary from the Russian educational system and society as a whole progressive development point of view. Thus, the purpose of the article is to study the psychological health of students as the modern educational practice important theoretical problem.

Key words: higher education, health psychology, psychological health, psychological health of students, formation of psychological health of students.

Введение. Для трёх последних десятилетий истории России характерна существенная интенсификация экономических, социальных, политических и культурных процессов [4, С. 17]. Данная тенденция, в свою очередь, обусловлена ростом темпов научно-технического прогресса, влияние которого прослеживается во всех отраслях человеческой деятельности (Н.М. Владимиров, Е.В. Декина, И.Г. Доровских, О.Н. Иванов, Т.И. Куликова).

Изменения в социоэкономических условиях осуществления трудовой деятельности и её материально-техническом обеспечении, естественно, способствуют трансформации требований социума к процессу подготовки кадров на ступени высшего образования (Е.С. Егошина, В.П. Димиденко, И.П. Уйманова). Современным студентам необходимо овладеть б'ольшими объёмами знаний, умений и навыков, чем их предшественникам за идетничный по времени период обучения [3, С. 8]. Кроме того, в дополнение к формированию профессиональных компетенций участникам образовательного процесса, осуществляемого в пространстве современных вузов, необходимо уделять всё больше внимания развитию системы надпрофессиональных [7, С. 152-153]. Всё это, повторимся, - в условиях сохранения, а иногда и ужесточения прежних временн'ых рамок (Е.В. Быков, Е.В. Звягина, Э.М. Казин, А.Н. Коваленко, О.А. Макунина, И.А. Свиридова, Т.Н. Семенкова). Таким образом, современный этап развития системы отечественного ВО связан с существенным возрастанием нагрузки на обучающихся [1, С. 128].

Подобная ситуация может оказывать мощное негативное влияние на их психологическое здоровье [10, С. 155]. Соответственно, вопросы его сохранения являются важными слагаемыми теоретического обеспечения дальнейшего прогрессивного развития вузовского образования в нашей стране.

Частичному их решению посвящена данная статья.

Изложение основного материала статьи. Психологическое здоровье представляет собой одновременно процесс нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуального жизненного цикла субъекта, в т.ч. осваивающего программы высшего образования, и его результат [12, С. 75].

Ряд современных авторов выделяют две основные составляющие психологического здоровья (Табл. 1).

Таблица 1

Составляющие психологического здоровья

№ п/п Составляющие

1 Направленность познавательной и других форм активности обучающихся к бытности «всем, чем они могут быть», - максимальному развитию собственного потенциала через самоактуализацию (Т.П. Айсувакова, А.А. Волчков, И.В. Дубровина, А.Ю. Попов, А.В. Шувалов).

2 Осознанное стремление к существованию в обществе с опорой на гуманистические ценности и личностные качества, соответствующие им (А.А. Волчков, С.А. Давыдова, И.В, Дубровина, Т.Ф. Орехова, Е.Н. Осин, А.Ю. Попов).

Исследователями выделяются различные критерии его сформированности (Табл. 2).

Таблица 2

Критерии сформированности психологического здоровья, используемые современной психологической наукой

и практикой

Автор Критерии

К. Роджерс Открытость опыту

Конгруэнтность

Свобода [8, С. 2181

В. Франкл Совесть

Духовность

Осмысленность существования индивида [11, С. 303]

А. Антоновски Управляемость

Постижимость

Осмысленность [14, С. 275-276]

Далее, особенности современного состояния разработки интересующей нас проблематики позволяют с определённой долей уверенности говорить о трёх уровнях его развития у лиц, осваивающих образовательный программы современных российских вузов (Табл. 3).

Таблица 3

Уровни сформированности психологического здоровья студентов

Уровень Описание

Ассимилятивно-аккомодативный Может быть диагностирован у обучающихся, которые характеризуются наличием явных нарушений баланса процессов ассимиляции и аккомодации, то есть они либо неспособны к гармоничному взаимодействию с окружающей социальной действительностью, в т.ч. в образовательном пространстве организации ВО, либо проявляют устойчивую зависимость от факторов воздействия внешней среды [9, С. 260].

Адаптивный Студенты в основном адаптированы к условиям вуза и современного социума, но при этом, как правило, демонстрируют наличие отдельных признаков дезадаптации, часто также обладают повышенной тревожностью [5, С. 76].

Креативный Учащиеся характеризуются устойчивой адаптированностью к условиям осуществления образовательного процесса и любой другой среде, демонстрируют высокий уровень самообладания в различных стрессовых ситуациях, возникающих по ходу учебной и иных видов деятельности, творчески относятся к окружающей объективной действительности [9, С. 262].

Факторами, способствующими фиксации психологического здоровья будущих профессионалов на ассимилятивно-аккомодативном уровне, являются:

- пассивность и скука по ходу учебных занятий;

- уверенность обучающихся в невозможности существенной коррекции собственной успеваемости и/или места в структуре академической группы [13, С. 80];

- утрата смысла в активизации собственных возможностей по ходу осуществления учебной деятельности, которой способствуют случаи недостаточно объективной оценки реальных учебных достижений будущих профессионалов и недостаточная уверенность в возможности сделать карьеру по основной специальности в ближайшем будущем [10, С. 136].

Напротив, повышению его уровня будет способствовать поощрение учебной активности учащихся (А.А. Волчков, Е.Р Калитеевская, Е.Н. Осин). В этой связи, прежде всего, следует отметить, что данное понятие отличается сложностью (Н.В. Бысик, А.А. Волчков, Е.Р Калитеевская, С.Г. Косарецкий, М.А. Пинская). Оно может рассматриваться в ряде смыслов.

В первую очередь скажем об активности субъекта в общепсихологическом плане. В каждый конкретный момент взаимодействия между представителем студенческой молодёжи и окружающей его объективной действительностью наблюдается определённое соотношение субъектности-объектности и, соответственно, активности субъекта и реактивности объекта. Таким образом, с данной точки зрения активность обучающегося может пониматься как мера субъектности полисистемных взаимодействий [1, С. 35-36].

Следует, кроме того, сказать об активности индивида, в т.ч. студента, проявляемой в таких сферах, как взаимодействие с прочими субъектами образовательных отношений, развитие и саморазвитие различных профессиональных и личностных компетенций [4, С. 18]. Процесс реализации такой активности будет, действительно, эффективен, если он характеризуется

динамичностью. Его модель должна включать источники саморазвития учащегося как на уровне образовательной системы, так и различных её подсистем [8, С. 139].

Познавательная активность студента современного вуза представляет собой универсальную характеристику его личности. Она оказывает влияние на следующие сферы его жизни:

- реализация различных форм учебной деятельности [13, С. 92];

- взаимодействие с окружением, включая участников образовательных отношений в вузе;

- созерцание;

- рефлексия [11, С. 217-218].

Таким образом, активность личности как целостное явление представляет собой результат взаимодействия между характерными для основной сферы её деятельности сферы видов активности [14, С. 279].

Например, в рамках учебной активности студентов современного вуза взаимодействуют следующие:

- познавательная;

- регулятивная;

- творческая;

- эмоциональная;

- интеллектуальная;

- коммуникативная [6, С. 83-84].

Из вышеизложенного следует, что учебная активность - это такая активность субъекта в ходе учебно-воспитательного процесса, которая выражает меру субъектности студента при осуществлении соответствующей деятельности. Другими словами, она представляет собой меру зависимости учебной деятельности от учащегося как её субъекта.

При этом потенциал учебной активности студента выражает соотношение желания и возможностей быть субъектом образовательных отношений [6, С. 85]. Её регуляция - соотношение импульсивного, эмоционального и произвольного аспектов управление проявлениями соответствующего качества. Реализация же учебной активности представляет собой соотношение исполнительских и творческих аспектов непосредственно наблюдаемой динамики учебной деятельности. Её результат интегрирует итог проявлений учебной активности и залог её постоянного возобновления [9, С. 262].

Следовательно, педагогам, администрации и методическим службам современных российских вузов следует сосредоточить внимание на том, чтобы реализация учебной активности будущих профессионалов обобщённо выражала синтез вышеперечисленных видов. Важной при этом является максимальная активизация её потенциала и задействование наиболее рациональных форм регуляции [3, С. 21].

Кроме того, в ходе формирования психологического здоровья студентов важно уделять внимание их эмоциональному состоянию. Действительно, те или иные психоэмоциональные состояния могут как стимулировать мозговую и физическую деятельность, так и тормозить её [2]. Таким образом, преобладание положительных эмоций по ходу профессиональной подготовки студентов современного вуза представляет собой одно из важнейших условий достижения высоких уровней психологического здоровья [5, С. 78].

Выводы. Подводя итоги исследования, отметим, что современный этап развития высшего образования, в т.ч. на территории Российской Федерации, во многом связан с возрастанием учебной нагрузки на студентов. Это, в свою очередь, может оказывать негативное влияние на их психологическое здоровье. Таким образом, проблемы его сохранения являются важными слагаемыми теоретического обеспечения дальнейшего прогрессивного развития соответствующего сегмента отечественной образовательной системы.

Данный феномен может быть истолкован как процесс нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуального жизненного цикла субъекта, в т.ч. осваивающего программы высшего образования, и как результат такого процесса.

Его структура включает две основные составляющие: направленность познавательной и других форм активности обучающихся к бытности «всем, чем они могут быть», - максимальному развитию собственного потенциала через самоактуализацию; осознанное стремление к существованию в обществе с опорой на гуманистические ценности и личностные качества, соответствующие им.

Современные исследователи говорят об ассимилятивно-аккомодативном, адаптивном и креативном уровнях психологического здоровья лиц, осваивающих программы профессиональной подготовки в пространстве вузов.

При этом факторами, способствующими фиксации психологического здоровья будущих профессионалов на низшем, ассимилятивно-аккомодативном уровне, являются: пассивность и скука по ходу учебных занятий; уверенность обучающихся в невозможности существенной коррекции собственной успеваемости и/или места в структуре академической группы; утрата смысла в активизации собственных возможностей по ходу осуществления учебной деятельности, которой способствуют случаи недостаточно объективной оценки реальных учебных достижений будущих профессионалов и недостаточная уверенность в возможности сделать карьеру по основной специальности в ближайшем будущем.

Напротив, достижению высшего уровня, креативного, будет способствовать поощрение учебной активности учащихся.

По ходу формирования психологического здоровья студентов также немаловажным является повышенное внимание к их эмоциональному состоянию. Конкретные психоэмоциональные состояния могут как стимулировать мозговую и физическую деятельность, так и тормозить её. Как видим, преобладание положительных эмоций по ходу профессиональной подготовки студентов современного вуза представляет собой одно из важнейших условий достижения высоких уровней рассмотренной характеристики будущих специалистов, которым в скором времени придётся осуществлять трудовую деятельность в важнейших секторах российской экономики.

Литература:

1. Айзман, Р.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании / Р.И. Айзман, М.М. Мельникова, Л.В. Косованова.

- Москва: Юрайт, 2018. - 282 с.

2. Айсувакова, Т.П. Организация диагностики и коррекционной работы со студентами, склонными к аддиктивному поведению / Т.П. Айсувакова, С.С. Климова, Ю.В Сорокопуд // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3 (94). -С. 81-84

3. Власова, В.И. Система практической подготовки студентов педагогических вузов в современном российском высшем образовании: состояние, проблемы, перспективы / В.И. Власова, Е.В. Сылко // Мир науки, культуры, образования. -2022. - № 2(93). - С. 19-22

4. Жукова, Т.А. Стратегические ориентиры проектирования региональных образовательных программ подготовки педагогов в условиях динамичности этнокультурных процессов / Т.А. Жукова // Мир науки, культуры, образования. - 2023.

- № 2(99). - С. 17-19

5. Ишмухаметов, Р.Р. Самореализация и психологическое здоровье личности: постановка проблемы / Р.Р. Ишмухаметов // Гуманитарный вектор. - 2010. - № 1. - С. 74-79

6. Карпова, Т.А. Влияние различных факторов на эффективность преподавания иностранного языка в неязыковом вузе / Т.А. Карпова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). - С. 83-86

7. Кокаева, И.Ю. Формирование здоровьесберегающий образовательной среды - важная педагогическая задача и основа успешного обучения / И.Ю. Кокаева, З.К. Каргиева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019.

- № 65-1. - С. 152-155

8. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - Москва: Эксмо-Пресс, 2004. - 412 с.

9. Тимофеев, Н.С. Индивидуально-психологические особенности старшеклассников как фактор профессионального самоопределения / Н.С. Тимофеев // Учёные записки. Электронный журнал Курского государственного университета. -2021. - № 1(57). - С. 255-263

10. Тихомирова, Л.Ф. Здоровьесберегающая педагогика / Л.Ф. Тихомирова, Т.В. Макеева. - Москва: Юрайт, 2019. - 251 с.

11. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - Санкт-Петербург: Ювента, 1997. - 352 с.

12. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. -Москва: Академия, 2006. - 202 с.

13. Шутенко, А.И. Концепция и методика исследования доминантных ориентаций самореализации студентов в образовательном пространстве вуза / А.И. Шутенко, Е.Н. Шутенко // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири.

- 2019. - № 4. - С. 76-106

14. Antonovsky, A. The Life Cycle, Mental Health and the Sense of Coherence / A. Antonovsky // Israeli Journal Psychiatry and Related Sciences. - 1985. - № 4. - Pp. 273-280

Психология

УДК 159

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека Ганиева Аида Исметовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); доцент кафедры анатомии человека Мавраева Мадина Абдуловна ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры анатомии человека Таймазова Шахризат Курбановна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала)

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В

ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Стремительные темпы развития современного общества, в том числе на территории Российской Федерации, обуславливают ускорение большинства процессов, происходящих в различных сферах его жизни. С этим, естественно, связано увеличение нагрузок на сотрудников, в т.ч. занятых в сфере медицины. По этой причине формирование психологического здоровья будущих врачей, осваивающих образовательные программы медицинских вузов, является одной из ведущих задач современных организаций, осуществляющих их профессиональную подготовку. Существенную роль в этом процессе играют как аудиторная, так и внеаудиторная работа. В данной статье проанализированы сущность и структура понятия «психологическое здоровье». Далее на её страницах представлены наиболее оптимальные на взгляд авторов, пути формирования такового.

Ключевые слова: высшее образование, высшее медицинское образование, психология здоровья, психологическое здоровье, охрана здоровья студентов.

Annotation. The rapid modern society development pace, including on the Russian Federation territory, causes the acceleration of most processes taking place in its life various spheres. This, of course, is associated with an increase in the workload of employees, including those employed in the medicine field. For this reason, the future doctors who master the educational programs of medical universities psychological health formation is one of the modern organizations that carry out their professional training leading tasks. Both classroom and extracurricular work play an essential role in this process. This article analyzes the essence and structure of the «psychological health» concept. Further on its pages, the most optimal ways of forming such, in the authors' opinion, are presented.

Key words: higher education, higher medical education, health psychology, psychological health, health protection of students.

Введение. Современное общество характеризуется существенным ускорением процессов, происходящих во всех сферах его жизни [1, С. 112-113]. Данная тенденция в большинстве случаев приводит к тому, что работникам, реализующим свои профессиональные обязанности в подобных условиях, приходится мобилизовывать б'ольшую часть умственных, физических и психологических сил для достижения положительных результатов собственной деятельности [2, С. 11]. Сказанное в полной мере касается медиков (Н.В. Бирюкова, В.М. Ефимова, А.А. Иванова, А.А. Макаричева, Е.В. Немцева, Н.Н. Нещерет, Н.В. Стёпичева).

Постоянное напряжение всех внутренних ресурсов может создать серьёзную угрозу для психологического здоровья современного врача [6, С. 35]. Соответственно, в науке и практике должно уделяться особое внимание вопросам, связанным с его сохранением (Е.Н. Малова, Н.П. Олесов, В.Г. Торговкин, В.Г. Шубович, М.М. Шубович). При этом одним из перспективных путей сбережения психологического здоровья является активизация процесса его формирования на этапе вузовского образования [8, С. 53-54].

Специфике данного процесса посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. Большинство современных авторов склонны под термином «психологическое здоровье» понимать комплексное состояние человека, включающее отсутствие психических болезней, душевный комфорт, адекватное отношение к объективной реальности и своему месту в ней (М.С. Заочинский, Т.В. Иванова, Н.Н. Поликанова, Н.А. Пронина, Н.В. Тарасова, О.В. Чернышова).

Современное состояние разработки интересующей нас темы позволяет выделить следующие факторы, влияющие на него:

- адекватная самооценка;

- психологическая адаптация;

- работоспособность;

- профессиональная мотивация (Е.А. Никитина, Н.В. Тарасова, С.Э. Харзеева).

Соответственно, критериями, по которым оценивается состояние психологического здоровья, являются:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.