Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
232
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое здоровье / психическое здоровье / креативный / адаптивный / ассимилятивно-аккомодативный уровни / психологическая гармония / psychological health / mental health / creative / adaptive / assimilative-accommodative levels / psychological harmony

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маслова Татьяна Михайловна

В статье рассмотрены проблемы психологического здоровья личности, проанализированы подходы к определению психологического здоровья, разведены понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Выявлены и описаны уровни психологического здоровья, показана связь психического здоровья и психологического развития личности. Эмпирическим методом исследования был опросник Р. А. Березовской «Отношение к здоровью», на его основе выявлены представления студентов о содержании понятия «здоровье». Базой проведения исследования были Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема и израильские вузы Ариэльский и Тель-Авивский университеты. Сравнительный анализ результатов исследования выявил сходство и различие в отношении к понятию «здоровье» у российских и израильских студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Маслова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE PSYCHOLOGICAL HEALTH OF UNIVERSITY STUDENTS

This article examines the problems of psychological health of the individual, analyzes approaches to the definition of psychological health, separates the concepts of "mental health" and "psychological health". O. V. Khukhlaeva defines psychological health as a dynamic totality of human mental properties that ensure harmony between the needs of an individual and society. Psychological health is a balance of various mental properties and processes. The levels of psychological health are identified and described: creative (high), adaptive (medium), assimilative-accommodative (low), the relationship of mental health and psychological development of the individual is shown. R.A. Berezovskaya's questionnaire "Attitude to health" served as an empirical method of research, we also identified students' ideas about the content of the concept "health", by content analysis of the answers to the question "How would you define what health is in a few words (or one phrase)?". The study was conducted on the basis of Sholom Aleichem Priamursky State University and Israeli universities: Ariel and Tel-Aviv Universities. The representative sample consisted of 60 respondents (30 students from each university). A comparative analysis of the results of the study showed that Russian and Israeli students' attitudes toward the concept of "health" were close according to the indicators "the most important part of life" and "optimism," while the indicators "absence of physical pain" and "feeling well" were different, the attitude to health in the cognitive, emotional, value-motivational spheres coincide, differences were observed in the behavioral sphere

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9 Т. М. Маслова

К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассмотрены проблемы психологического здоровья личности, проанализированы подходы к определению психологического здоровья, разведены понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Выявлены и описаны уровни психологического здоровья, показана связь психического здоровья и психологического развития личности. Эмпирическим методом исследования был опросник Р. А. Березовской «Отношение к здоровью», на его основе выявлены представления студентов о содержании понятия «здоровье». Базой проведения исследования были Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема и израильские вузы - Ариэльский и Тель-Авивский университеты. Сравнительный анализ результатов исследования выявил сходство и различие в отношении к понятию «здоровье» у российских и израильских студентов.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психическое здоровье, креативный, адаптивный, ассимилятивно-аккомодативный уровни, психологическая гармония.

DOI: 10.24412/2227-1384-2021 -445-111-119

Проблема здоровья человека, в том числе и психологического, на сегодняшний день является одной их актуальных. Актуальность этой проблемы усиливает статья 51 закона «Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации», где записано, что «образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся» [2].

Условием успешного развития, адаптации в социуме и стабильности личности может быть отличное психическое и психологическое здоровье студентов. Анализ вузовских программ позволяет утверждать, что проблемам психологического здоровья, предупреждению заболеваний уделяется недостаточное внимание. Поэтому мы поставили перед собой цель — теоретически и экспериментально выявить особенности психического здоровья студентов вуза.

Понятие «Психическое здоровье личности» вошло в психологическую литературу совсем недавно. По мнению И. В. Дубровиной, пси-

Маслова Татьяна Михайловна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан, Россия); e-mail: tat290807@mail.ru.

© Маслова Т. М., 2021

111

хическое здоровье рассматривается учёными как состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием психических явлений (болезненных) и обеспечивает регулятивную функцию поведения и деятельности, адекватную условиям окружающей личность действительности [7].

Е. В. Литницкая считает, что здоровье является сложным и системным феноменом, проявляется особым образом и оказывает влияние на физический, психологический и социальный потенциал человека [4]. Поэтому любое физическое нарушение в организме человека всегда связано с изменениями, происходящими в его психическом состоянии.

В отечественной психологической науке проблему психического здоровья личности рассматривали Н. И. Буянов, А. Н. Винокуров, А. И. Захаров, Д. Р. Исаев, А. Е. Личко, В. Н. Мясищев, А. С. Спиваковская, О. В. Лебедева [3]. Учёные в первую очередь рассматривали проявления психологического здоровья в детском возрасте, указывая, что данный период отличается характерной повышенной чувствительностью к влияниям окружающей среды и на этом фоне некоторые дополнительные факторы делают детей подверженными нервно-психическим расстройствам. В ряде работ современных учёных психическое здоровье соотносится с переживаниями ощущения психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт может возникать в результате так называемых «школьных неврозов», которые могут проявляться в виде различных заболеваний психосоматического характера, например, бронхиальные астмы, приступы рвоты, головные боли. Подобные неврозы могут проявляться и в более старшем возрасте, например, в юношеском. Так, исследуя психофизиологические и социальные показатели психического здоровья студентов, мы установили, что большинство студентов не соблюдают режим дня (66,6 %), неправильно питаются (78,7 %), 22,3 % выкуривают по одной пачке сигарет в день, 28,8 % страдают хроническими заболеваниями и 15,5 % ежедневно пьют лекарственные средства, 84,5 % постоянно раздражаются в вузе и дома [5]. Неразрешимый характер внутреннего противоречия служит источником постоянной и раздражаемой напряжённости и беспокойства, влияет на и так сниженный нервозностью иммунитет и на активность.

И. В. Дубровина считает, что нарушения в психическом здоровье возникают тогда, когда своевременно не реализованы возрастные и индивидуальные возможности, не созданы условия для формирования возрастных психологических, а также и индивидуальных особенностей личности, находящихся на том или ином этапе развития [8].

В современной психологической литературе учёными и психологами подчёркивается особая необходимость введения нового термина «психологическое здоровье». В частности, И. В. Дубровина пишет: «...термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа

112

и позволяет выделить конкретно психологический аспект проблемы здоровья человека» [8, с. 56].

На необходимость разработки данной проблемы указывала О. В. Хухлаева, акцентируя, что в психологические аспекты психического здоровья входят: в психотерапии — психическое здоровье людей, а в психологическом консультировании и коррекции — психологическое здоровье. Психологическое здоровье она определяет как динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Использование термина «психологическое здоровье» подчёркивает неделимость телесного и психического в человеке, необходимость наличия и того, и другого для полноценного функционирования личности [10].

Исследуя психологическое здоровье личности, В. А. Ананьев выявил новое научное направление — «Психология здоровья». Это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его укрепления и сохранения. Данное направление изучает влияние психических составляющих на сбережение здоровья и на влияние появления болезни и её течения [1]. Такие же показатели психологического здоровья мы обнаружили в исследованиях О. И. Моткова, который считал, что психически здоровый человек имеет психологическую гармонию, личностное, социальное и духовно-психологическое здоровье [6].

Взаимодействие внешних и внутренних факторов человека в течение жизни постоянно изменяет его психологическое здоровье. Так, например, психологическое здоровье студента зависит не только от того, насколько он развивает и удовлетворяет свои познавательные потребности, но и от того, как удовлетворены его психологические потребности в уважении к своему человеческому достоинству, к чувствам и переживаниям, интересам и способностям, социальные потребности в общении.

Учёные А. С. Татров, С. Т. Елканова, Э. Г. Хабарелли, А. Р. Кодзаева, И. Р. Датиева, Р. Р. Аветисян, исследуя психологическое здоровье личности, выделили его уровни. Проанализируем их. Креативный уровень (определяется как высший уровень психологического здоровья) определяется тем, что человек не нуждается в какой-либо психологической помощи, легко приспосабливается к любой среде, обладает определёнными силами для преодоления стрессовых ситуаций, проявляет активное отношением к жизни.

К адаптивному уровню (это средний уровень психологического здоровья) относится большинство людей, они адаптированы к окружающей среде, иногда проявляют некоторые признаки дезадаптации, обладают тревожностью, зачастую даже повышенной. Такие люди нуждаются в групповых занятиях с психологом и знакомству с методами релаксации. Эта группа является группой относительного риска.

113

К ассимилятивно-аккомодативному уровню (это самый низкий уровень психологического здоровья) относятся люди, не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, проявляющие огромную зависимость от факторов воздействия внешней среды и не владеющие способами отделения себя от травмирующих ситуаций. Дезадаптация у представителей этого уровня активно проявляется в вызывающем поведении, конфликтах, в домашних капризах. Для них характерно приспособление к требованиям внешнего мира за счёт ущемления собственных потребностей и интересов [9].

По мнению И. В. Дубровиной, психологическое здоровье даёт возможность личности стать самодостаточной, постепенно она всё больше сможет ориентироваться в своём поведении и отношениях не только на внешние задаваемые нормы, но и на внутренне осознанные самоориентиры. Психологическое здоровье повышает интерес человека к жизни, инициативность и увлечение какой-либо практической или научной деятельностью, активность, самостоятельность. Высокая ответственность, разборчивость в средствах достижения цели, вера в себя, осознание своей индивидуальности, уважение другого, принятие необычности и своеобразия всех окружающих людей, способность к риску и к сильным чувствам и переживаниям, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности — это показатели высокого уровня психологического здоровья у человека [8]. Но все эти личностные качества сами собою не возникают, требуется специальная, целенаправленная и кропотливая работы в этом направлении.

Проанализировав теоретические подходы к определению психологического здоровья, мы экспериментально установили понимание студентами этой проблемы. В исследовании мы поставили задачу сравнить отношение к здоровью российских и израильских студентов вузов. Поэтому базой исследования были Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема и израильские вузы — Ариэльский и Тель-Авивский университеты.

Репрезентативная выборка представлена 2 группами студентов по 30 человек одинакового возраста (далее студенты израильских вузов — студенты ИВ). Методом исследования был опросник Р. А. Березовской «Отношение к здоровью».

В начале экспериментального исследования мы выявили представления студентов о содержании понятия «здоровье», которое выявляли посредством контент-анализа ответов на вопрос: «Как бы вы, в нескольких словах (или одной фразой) определили, что такое здоровье?». Данные контент-анализа понятия «здоровье» представлены в таблице 1.

Анализ результатов исследования позволил выявить следующие основные тенденции:

- большинством опрошенных студентов вузов (26,6 % студентов ПГУ, 20,0 % студентов ИВ) здоровье понимается как некое комфортное состояние, характеризующееся хорошим самочувствием;

114

Таблица 1

Показатели содержания понятия «здоровье» испытуемыми

Частота Частота

Характеристика встречаемости % встречаемости %

«здоровья» в ответах студентов ПГУ в ответах студентов ИВ

Хорошее самочувствие 8 26,6 6 20,0

Оптимизм 1 3,3 1 3,3

Жизнерадостность 2 6,6 1 3,3

Гармония 1 3,3 2 6,6

Отсутствие физической боли 4 46,7 8 26,6

Способность легко двигаться 2 6,6 1 3,3

и заниматься спортом

Самая важная часть жизни 12 40,0 11 36,6

- часть респондентов (13,3 % студентов ПГУ и 26,6 % студентов ИВ) связывают понятие «здоровье» исключительно с нормальной работой организма, отсутствием заболеваний и физической боли в целом и «способностью легко двигаться и заниматься спортом» (6,6 % студентов ПГУ и 3,3 % студентов ИВ);

- определяя психологическое здоровье человека, испытуемые акцентируют такие понятия, как «оптимизм» и «жизнерадостность» (10,0 % студентов ПГУ и 6,6 % студентов ИВ), «гармония» (3,3 % студентов ПГУ и 6,6 % студентов ИВ);

- «здоровье как самую важную часть жизни» отметили 40,0 % студентов ПГУ и 36,6 % студентов ИВ.

Таким образом, отношение к понятию «здоровье» у российских и израильских студентов по некоторым показателям близко (самая важная часть жизни, оптимизм), а по показателям: отсутствие физической боли, хорошее самочувствие — различаются.

Для установления различий психологического здоровья студентов вуза мы воспользовались опросником Р. А. Березовской «Отношение к здоровью». Результаты исследований представлены в таблице 2.

Анализ результатов исследования, отражённых в таблице 2, показывает, что по показателю «отношение к здоровью в когнитивной сфере» у российских студентов высокий уровень (66,7 %) выше, чем у израильских студентов (63,3 %), эти студенты осведомлены и компетентны в сфере здоровья, знают основные факторы риска и антириска, понимают роль здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни.

По показателю «отношение к здоровью в когнитивной сфере» средний уровень распределён так: у российских студентов выявлено у 33,3 %, у израильских студентов — у 13,4 %; низкий уровень по этому показателю выявлен только у израильских студентов (23,3 %), эти студенты недостаточно осведомлены и компетентны в сфере здоровья, не знают основные факторы риска и антириска, слабо понимают роль здоровья в обеспечении активной и продолжительной жизни.

115

Таблица 2

Показатели отношения к здоровью у российских и израильских студентов

Респонденты (студенты) Показатели отношения к здоровью

Высокий Средний Низкий

Кол-во | % Кол-во | % Кол-во | %

Когнитивная сфера

Израильские 19 63,3 4 13,4 7 23,3

Российские 20 66,7 10 33,3 0 0,0

Эмоциональная сфер эа

Израильские 15 50,0 7 23,3 8 26,7

Российские 10 33,3 20 66,7 0 0,0

Поведенческая сфера

Израильские 12 40,0 10 33,3 8 26,7

Российские 1 3,4 14 46,6 15 50,0

Ценностно-мотивационная сфера

Израильские 14 46,6 8 26,7 8 26,7

Российские 22 73,3 8 26,7 0 0,0

На поведенческом уровне у израильтян-студентов выявлено заметное превосходство: высокий уровень выявлен у 40 %, у российских студентов — 3,4 %; средний уровень: у российских студентов — 46,6 %, у израильских студентов — 33,3 %; низкий уровень этого показателя: у российских студентов — 50,0 %, у израильских студентов — 26,7 %, этот показатель отражает степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, который свидетельствует, что израильтяне ведут более здоровый образ жизни, нежели россияне.

По показателю «отношение к здоровью в эмоциональной сфере» высокий уровень диагностирован так: у российских студентов — 33,3 %, у израильских студентов — 50,0 %; на среднем уровне — у российских студентов — 66,7 %, у израильских студентов — 23,3 %; на низком уровне у израильских студентов — 26,7 %, у российских студентов низкий уровень не диагностирован. Этот показатель определяет оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему. В настоящее время данный высокий уровень тревожности можно связать с неблагоприятной обстановкой, вызванной COVID-19.

Показатели ценностно-мотивационной сферы диагностированы следующим образом: на высоком уровне у российских студентов — 73,3 %, у израильских студентов — 46,6 %; на среднем уровне — у российских и израильских студентов показатели одинаковые — 26,7 %; на низком уровне у израильских студентов — 26,7 %, у российских студентов низкий уровень не диагностирован. Этот показатель отражает высокую значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей (особенно терминальных), степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья. Полученные результаты свидетельствует о том, что здоровье в иерархии ценностей у российских студентов занимает главенствующую позицию.

116

С помощью метода статистической обработки данных х2-критерий («хи-квадрат критерий») мы установили различия между показателями «отношение к здоровью» израильских и российских студентов. Результаты исследования показывают, что отношение к здоровью израильских и российских студентов в когнитивной, эмоциональной, ценностно-мотивационной сферах не различаются между собой, различия наблюдаются в поведенческой сфере, израильские студенты в большей степени ведут здоровый образ жизни.

Таким образом, психологическое здоровье предполагает здоровье физическое и психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах его развития. Образовательная среда вуза есть та самая психолого-педагогическая реальность, которая создаёт специально организованные условия для развития и поддержания психологического здоровья личности. Включение студентов в социальное и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которого является совокупность деятельност-ных и коммуникативных актов взаимоотношений участников образовательного процесса, приведёт к высокому уровню психологического здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2006. 384 с.

2. Возвышаева И. В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации. Законодательные нормативные аспекты / / Школа здоровья. 2001. № 1. С. 48 — 59.

3. Лебедева О. В. Проблема соотношения понятий «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе / / Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. № 3. С. 33 — 37.

4. Литницкая Е. В. Проблема здоровья личности в психологии XIX —XX века / / Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. Том 11. С. 268 — 274.

5. Маслова Т. М. О проблемах здоровья студентов // Психологическое здоровье и образование личности: сборник научных трудов / научн. ред. Т. В. Левкова, отв. ред. Т. М. Маслова. Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2010. С. 61 —65.

6. Мотков О. И. Методика «Личностная биография» / / Школьный психолог. 1998. № 38. С. 8 — 9.

7. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Творч. центр «Сфера», 1998. 525 с.

8. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 176 с.

9. Татров А. С. Психология. М.: Академия естествознания, 2010. 326 с.

10. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Академия, 2011. 208 с.

117

•Jc -Jc -Jc

Maslova Tatyana M.

ON THE PSYCHOLOGICAL HEALTH OF UNIVERSITY STUDENTS

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan,Russia)

This article examines the problems of psychological health of the individual, analyzes approaches to the definition of psychological health, separates the concepts of "mental health" and "psychological health". O. V. Khukhlaeva defines psychological health as a dynamic totality of human mental properties that ensure harmony between the needs of an individual and society. Psychological health is a balance of various mental properties and processes. The levels of psychological health are identified and described: creative (high), adaptive (medium), assimilative-accommodative (low), the relationship of mental health and psychological development of the individual is shown. R.A. Berezovskaya's questionnaire "Attitude to health" served as an empirical method of research, we also identified students' ideas about the content of the concept "health", by content analysis of the answers to the question "How would you define what health is in a few words (or one phrase)?". The study was conducted on the basis of Sholom Aleichem Priamursky State University and Israeli universities: Ariel and Tel-Aviv Universities. The representative sample consisted of 60 respondents (30 students from each university). A comparative analysis of the results of the study showed that Russian and Israeli students' attitudes toward the concept of "health" were close according to the indicators "the most important part of life" and "optimism," while the indicators "absence of physical pain" and "feeling well" were different, the attitude to health in the cognitive, emotional, value-motivational spheres coincide, differences were observed in the behavioral sphere.

Keywords: psychological health, mental health, creative, adaptive, assimilative-accommodative levels, psychological harmony.

DOI: 10.24412/2227-1384-2021 -445-111-119

References

1. Ananyev V. A. Osnovy psikhologii zdorov'ya. Kniga 1. Kontseptual'nyye osnovy psikhologii zdorov'ya (Fundamentals of health psychology. Book 1. Conceptual foundations of health psychology), St. Petersburg, Rech' Publ., 2006. 384 p.

2. Vozvyshayeva I. V. Health protection of children and adolescents in the Russian Federation. Legislative and regulatory aspects [Okhrana zdorov'ya detey i podrostkov v Rossiyskoy Federatsii. Zakonodatel'nyye normativnyye aspekty], Shkola zdorov'ya, 2001, no. 1, pp. 48—59.

3. Lebedeva O. V. The problem of the correlation of the concepts of "mental health" and "psychological health" in domestic and foreign psychological and pedagogical literature [Problema sootnosheniya ponyatiy «psikhicheskoye zdorov'ye» i «psikhologicheskoye zdorov'ye» v otechestvennoy i zarubezhnoy psikhologo-pedagogicheskoy literature], Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, 2015, no. 3, pp. 33—37.

4. Litnitskaya E. V. The problem of personal health in psychology of the XIX —XX century [Problema zdorov'ya lichnosti v psikhologii XIX—XX veka], Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 2012, no. 2, vol. 11, pp. 268—274.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Maslova T. M. On the problems of students' health [O problemakh zdorov'ya studentov], Psikhologicheskoye zdorov'ye i obrazovaniye lichnosti, collection of scientific papers, Birobidzhan, DVGSGA Publ., 2010. pp. 61 —65.

6. Motkov O. I. Methodology "Personal biography" [Metodika «Lichnostnaya biografiya»], Shkol'nyy psikholog, 1998, no. 38, pp. 8—9.

7. Dubrovina I. V. (ed. by) Prakticheskaya psikhologiya obrazovaniya (Practical psychology of education), Moscow, Sfera Publ., 1998. 525 p.

118

8. Dubrovina I. V. (ed. by) Psikhicheskoye zdorov'ye detey i podrostkov v kontekste psikhologicheskoy sluzhby (Mental health of children and adolescents in the context of psychological service), 4th ed., Yekaterinburg, Delovaya kniga Publ., 2000. 176 p.

9. Tatrov A. S. Psikhologiya (Psychology), Moscow, Akademiya yestestvoznaniya Publ., 2010. 326 p.

10. Khukhlaeva O. V. Osnovy psikhologicheskogo konsul'tirovaniya i psikhologicheskoy korrektsii (Fundamentals of psychological counseling and psychological correction), Moscow, Akademiya Publ., 2011. 208 p.

•Jc -Jc -Jc

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.