Научная статья на тему 'Динамика психологического здоровья студенток педагогического вуза в зависимости от социально-педагогических условий образовательной среды'

Динамика психологического здоровья студенток педагогического вуза в зависимости от социально-педагогических условий образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / MENTAL AND PSYCHOLOGICAL HEALTH / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PSYCHO-EMOTIONAL INDICATORS / NEURODYNAMIC INDICATORS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Айзман Нина Игоревна, Галай Игорь Алексеевич, Лебедев Алексей Владимирович

Введение. В последнее время все более актуальными становятся вопросы психического состояния населения страны. На заседании комитета Госдумы по охране здоровья (14. 05.2018) особое внимание было обращено на широкое распространение поведенческих аффективных расстройств, дезадаптации, высокий уровень самоубийств и агрессии в молодежной среде. В связи с этим представляется важным изучение разных сторон психологического здоровья молодежи. Цель работы изучить состояние психологического здоровья студентов в зависимости от социально-педагогических условий образовательной среды вуза. Материалы и методы. Основу исследования составили результаты тестирования студентов 18-22 лет педагогического вуза в г. Новосибирск и его филиала в г. Куйбышев с помощью авторской компьютерной программы. Полученные данные обработаны методами вариационной и разностной статистики. Результаты. Показано, что уровень социально-психологической адаптации к вузу по большинству показателей, характеризующих психическую сферу личности и нейрофизиологические показатели, у студентов 1 курса Новосибирска существенно выше, чем в Куйбышеве, но к 4 курсу эти различия нивелируются. Обсуждение. Обсуждаются различия в уровне социально-психологической адаптации и психо-эмоциональном состоянии студенток вуза в зависимости от курса обучения, социально-экономических, этнонациональных, половых и региональных факторов. Заключение. Социально-педагогические особенности образовательной среды вуза существенно влияют в динамике обучения на формирование индивидуальных психических качеств студентов, определяющих уровень их психологического здоровья. Основные положения: психологическое здоровье студенток вуза можно характеризовать как хорошее с учетом возрастных и территориальных (социальных) условий проживания и обучения; у студенток первого курса уровень социально-психологической адаптации к обучению выше в мегаполисе по сравнению с районным центром и зависит больше от нейродинамических, психоэмоциональных и личностных характеристик, чем у выпускниц вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Айзман Нина Игоревна, Галай Игорь Алексеевич, Лебедев Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY DEPENDING ON THE SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Introduction . Recently, questions of the mental state of the country's population have become increasingly relevant. At the meeting of the State Duma Committee on Health Protection (14. 05.2018) special attention was paid to the wide distribution of behavioral affective disorders, desadaptation, high suicide rates and aggression among young people. In this regard, it is important to study the different aspects of the psychological health of young people. The purpose of the work is to study the state of psychological health of students depending on the socio-pedagogical conditions of the educational environment of the university. Materials and methods. The study was based on the results of testing students aged 18-22 at a Pedagogical University in Novosibirsk and its branch in Kuibyshev with the help of an author's computer program. The obtained data were processed by methods of variation and differential statistics. Results. It is shown that the level of socio-psychological adaptation to the university in most indicators characterizing the mental sphere of the personality and neurophysiological indicators is significantly higher among Novosibirsk 1st year students than in Kuibyshev, but by the 4th year these differences are leveled. Discussion. The differences in the level of socio-psychological adaptation and psycho-emotional state of female students of the university, depending on the course of study, socio-economic, ethnic, sexual and regional factors are discussed. Conclusion. The socio-pedagogical features of the educational environment of the University significantly affect the formation of individual psychological characteristics of students and, as a result, affect the psychological health of young people. Highlights: The psychological health of female students in higher education institutions can be described as good, taking into account age and territorial (social) living and educational conditions; In first-year female students the level of socio-psychological adaptation to learning is higher in the metropolis compared with the district center and depends more on the neurodynamic, psycho-emotional and personal characteristics than that of university graduates.

Текст научной работы на тему «Динамика психологического здоровья студенток педагогического вуза в зависимости от социально-педагогических условий образовательной среды»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.25588/CSPU.2019.87.95.015

УДК 159.9+378+316.6 ББК 88.3+74.489+88.53

ж

s

s §

а

о §

о

г s

л

о *

о

г о з

3 3

о

Í0

Н. И. Айзман1, И. А. Галай2, А. В. Лебедев

^RCID № 0000-0002-4613-7753 Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, J

Новосибирский государственный педагогический университет, ж

о *

ж

№ д

а г г

2ORCID № 0000-0002-8264-252 II

СЪ

О §

г

0

Is

а

E-mail: galay. igor@mail.ru s

1

3ORCID № 0000-0001-9803-3799 и

I

о

О

г. Новосибирск, Российская Федерация. E-mail: nina.aizman@mail.ru

Доцент кафедры психологии и педагогики, Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета, г. Куйбышев, Российская Федерация.

Кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Российская Федерация.

E-mail: lebedev_05@mail.ru §

ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ж

№ д

§

г о

г s

л № о

8 §

о

№ s

Ki о

з о

№ §

Аннотация

Введение. В последнее время все более актуальными становятся вопросы психического состояния населения страны. На заседании комитета Госдумы по охране здоровья (14. 05.2018) особое внимание было обращено на широкое распространение поведенческих аффективных расстройств, |

дезадаптации, высокий уровень самоубийств и агрессии в молодежной среде. В связи с этим представляется важным изучение разных сторон психологического здоровья молодежи.

Цель работы — изучить состояние психологического здоровья студентов в зависимости от социально-педагогических условий образовательной среды вуза.

Материалы и методы. Основу исследования составили результаты тестирования студентов 18-22 лет педагогического вуза в г. Новосибирск и его филиала в г. Куйбышев с помощью авторской компьютерной программы. Полученные данные обработаны методами вариационной и разностной статистики.

Результаты. Показано, что уровень социально-психологической адаптации к вузу по большинству показателей, характеризующих психическую сферу личности и нейрофизиологические показатели, у студентов 1 курса Новосибирска существенно выше, чем в Куйбышеве, но к 4 курсу эти различия нивелируются.

Обсуждение. Обсуждаются различия в уровне социально-психологической адаптации и психо-эмоциональном состоянии студенток вуза в зависимости от курса обучения, социально-экономических, этнонациональных, половых и региональных факторов.

Заключение. Социально-педагогические особенности образовательной среды вуза существенно влияют в динамике обучения на формирование индивидуальных психических качеств студентов, определяющих уровень их психологического здоровья.

Ключевые слова: психическое и психологическое здоровье, соци-

нейродинамические показатели, образовательная среда.

50

-"О 50 V©

сц ально-психологическая адаптация, психоэмоциональные показатели,

а

1-, Основные положения:

^ - психологическое здоровье студенток вуза можно характеризовать

ж

а

»а

как хорошее с учетом возрастных и территориальных (социальных) условий проживания и обучения; ^ - у студенток первого курса уровень социально-психологической адап-

тации к обучению выше в мегаполисе по сравнению с районным центром и зависит больше от нейродинамических, психоэмоциональных и личностных характеристик, чем у выпускниц вуза.

1 Введение (Introduction)

В последние годы проблема сохранения психического здоровья молодежи вызывает особую озабоченность в связи с ростом распространенности поведенческих аффективных расстройств, стрессовых состояний, дезадаптации, высоким уровнем суицидов и агрессии1. По данным разных авторов, до 35 % выпускников школ имеют выраженные отклонения в психическом здоровье, требующие коррекции и лечения [1; 2]. В этой связи профилактика данных нарушений и укрепление здоровья обучающихся в образовательных учреждениях приобретает особую актуальность в системе образования и здравоохранения [3; 4]. В настоящее время существуют различные трактовки и синонимы понятия «психическое здоровье», а именно: «душевное здоровье» (О. И. Да-ниленко) [5]; «личностное здоровье» (В. Д. Пивоваров); «нравственное

здоровье» (Н. Н. Трушина); «духовное здоровье» (Ю. А. Кореляков) [6]. И. В. Дубровиной был введен термин «психологическое здоровье», под которым понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. е. динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и обществом и возможность полноценного функционирования человека в процессе жизнедеятельности [7]. Поэтому она считает, что «именно психологическое здоровье учащихся можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности работы системы образования по развитию личности в целом». В настоящей работе мы используем преимущественно термин «психологическое здоровье» как фрагмент психического здоровья, включающий совокупность определенных личностных качеств студен-

1 Говорин Н. В. Законодательное регулирование охраны психического здоровья населения Российской Федерации : доклад в Госдуме РФ 14.05.2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://vrachirf.ru/concilium/invitation/7429a5b22e824fa6942f9c1f4a7e8ad0 (дата обращения: 01.06.2018 г).

ж

и

и §

а

о §

о

г s

Л

о *

о

г о

з д

о о

в §

So

№ № ж

Т о

*

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ д

§

г о

г s

Л

с

г

г о

зз

3 §

*

з §

в s

о

о о

о

т s

о

о о

s

§

о-ж

о а

№ д §

г о

г s

Л

о § о в s

Kl о

§з о

в §

о-ж

о

K о

3 № д

о-

1 е

-"О

е

vo

е

^ ttj

а

Si

ж

а

>s

тов в их взаимодействии с учебной средой.

В образовании к настоящему времени, к сожалению, сформировалось противоречие между повышением спроса на гармоничную, психологически здоровую личность и реальными результатами образовательного процесса. Это настоятельно требует разработок, направленных на выявление способов и средств, способствующих превращению образовательной среды в «здоровьетворя-щую», в действенный фактор развития психически здоровой личности. Особенно это актуально для будущих педагогов, поскольку только физически здоровая и психически уравновешенная личность может положительно влиять на психическое состояние учащихся [4; 8; 9].

В отечественной литературе исследователи акцентируют внимание на сохранении психического здоровья обучающихся высших и средних учебных заведений [10-16]; раскрывают влияние климатогеографи-ческих и социальных условий проживания молодежи на социально-психологическую адаптацию студентов [17; 18], рассматривают тендерные особенности психической адап-

тации [19; 20]. В работах зарубежных авторов показаны взаимосвязь психического здоровья и качества жизни студентов [21], связь психического здоровья, адаптации и склонности к суициду [22], раскрываются тендерные и профессиональные аспекты психического здоровья [23; 24], особенности поддержки студентов с проблемами здоровья [25; 26], исследуют влияние цифровых технологий на психическое здоровье и его коррекцию [27].

Однако влияние образовательной и социокультурной среды на психологическое здоровье студентов в динамике обучения в вузе изучено крайне недостаточно [28]. Изучению этого вопроса посвящена данная работа. Цель работы — изучить влияние социально-педагогических условий образовательной среды вуза на показатели психологического здоровья студентов.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Методом лонгитудинального наблюдения обследовано 167 девушек первого и четвёртого курсов в возрасте 18-22 лет — студенток гуманитарных и естественнонаучных факультетов Новосибирского государ-

ственного педагогического университета (НГПУ) и Куйбышевского филиала НГПУ (КФ НГПУ). Все обследования проводились в первой половине дня, с 9 до 12 часов. На момент проведения исследования студентки не имели отклонений в состоянии здоровья.

Исследование психофизиологических показателей проводили с помощью компьютерных программ: «Комплексная оценка здоровья и развития студентов высших и средних учебных заведений» и «Оценка социально-психологической адаптации и личностного потенциала студентов» [29; 30].

Полученный материал обработан методами вариационной и разностной статистики с применением параметрических критериев Стьюдента и Фишера для независимых выборок при уровне значимости р < 0,05. Для оценки взаимосвязи личностных, психофизиологических и нейродина-мических показателей проведен кор-

Спирмену с использованием пакета компьютерных программ STATISTICA (версия 6.0).

3 Результаты (Results)

Одним из важных показателей психологического здоровья студентов является уровень их социально-психологической адаптации к обучению в вузе. Анализ результатов данного исследования показал, что общий уровень адаптации первокурсниц существенно выше в г. Новосибирск, тогда как студентки выпускных курсов в обеих выборках уже не имели значимых различий, демонстрируя общий высокий уровень адаптации. Уровень показателей принятия других и стремления к доминированию выше среднего, но статистически значимые различия между группами наблюдались только на первом курсе. На четвёртом курсе на фоне снижения значений этих показателей у новосибирских студенток в куйбышевской группе отмечалось их повышение (Таблица 1).

реляционный анализ по Пирсону-

Таблица 1 — Показатели социально-психологической адаптации студенток вуза

Table 1 — Indicators of socio-psychological adaptation of students of the University

ж

и

и §

ж

о §

о

г s

Л

о *

о

г

о д

о о

№ §

So

№ № ж

S о

*

ж

№ д

§

г о

г s

ч №

с

г

г о

§ §

№ s

о

о

о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s s

о

о о

s

§

о-ж

О ж

№ д § § о § s

Л

о § о

№ s

Й о

3 о

№ §

о-ж

о

Й о

№ д

о-

Показатель 1 курс 4 курс

Куйбышев Новосибирск Р Куйбышев Новосибирск Р

Адаптивность 60,6±1,1 64,8±1,3 * 65,5±1,3 64,0±2,2 нд

Самопринятие 73,8±1,2 78,0±1,4 * 77,8±1,3 79,4±1,9 нд

Принятие других 63,3±1,5 68,3±1,5 * 70,1±1,6 61,9±2,8 *

Эмоциональный комфорт 60,1±1,5 63,8±1,9 нд 63,6±2,0 65,9±3,2 нд

Интернальность 62,2±1,3 66,6±1,2 * 66,9±1,8 71,1±1,7 нд

Стремление к доминированию 55,4±1,7 61,1±1,6 * 59,8±2,6 52,5±2,4 *

Примечание - в данной и последующих таблицах достоверность различий: * — р < 0,05; ** — р < 0,01; *** — р < 0,001 (нд - недостоверно).

В целом, если у студенток КФ НГПУ на первом курсе многие показатели, характеризующие социально-психологическую адаптацию, ниже, чем в Новосибирске, то к четвёртому курсу значения в обеих группах сравнивались, и по некоторым параметрам («Принятие других», «Стремление к доминированию») сельские студенты начинали опережать городских. Это обстоятельство может свидетельствовать, с одной стороны, о невысоком уровне психической самооценки обследуемых в районном центре на начальном этапе обучения, с другой стороны, указывать на то, что образовательная среда КФ НГПУ способствовала благопри-

ятному профессионально-личностному становлению и самоопределению студентов.

Уровень социально-психологической адаптации в значительной степени зависит от личностных характеристик человека, определяющих его психоэмоциональное состояние. Результаты теста по Ч. Д. Спилбергу-Ю. Л. Ханину показали, что личностная тревожность во всех группах была на уровне средних значений, значимых различий между первокурсницами и выпускницами не выявлено. Ситуативная тревожность в обеих группах была на низком уровне, однако у девушек 4 курса в куйбышевской группе этот показатель выше, чем в

новосибирской. Низкие показатели шевской группе значимых измене-

ситуативной тревожности в начале ний за период обучения не выявле-

обучения могут свидетельствовать об но. Это обстоятельство может сви-

отсутствии у студенток состояния детельствовать о том, что городские

напряжения и беспокойства, стрес- студентки увереннее смотрят в бу-

совых ситуаций, связанных с новым дущее, в то время как девушки из

видом деятельности и сменой социо- районного центра не уверены в пер-

культурной среды. Следует отметить, спективах профессионального и лич-

что уровень тревожности у новосибирских студенток снижался к окончанию вуза, в то время как в куйбы-

ностного роста, наличии возможностей изменения жизни (Таблица 2).

Таблица 2 — Показатели психо-эмоционального состояния студенток вуза Table 2 — Indicators of psycho-emotional state of University students

Показатель 1 курс 4 курс

Куйбышев Новосибирск P Куйбышев Новосибирск P

Ситуативная тревожность 25,4±0,9 27,5±1,2 нд 25,8±1,0 22,5±0,8 *

Личностная тревожность 43,1±0,9 42,3±1,1 нд 42,1±1,4 39,1±1,2 нд

Индекс враждебности 10,4±0,4 10,0±0,3 нд 10,4±0,4 9,8±0,5 нд

Индекс агрессии 15,9±0,5 16,1±0,7 нд 14,6±0,8 15,5±0,8 нд

Мотивация к успеху 18,0±0,5 18,1±0,4 нд 16,3±0,5 18,8±0,7 **

и ж

U

и

к§ ж

с

х

л о

г и Л

№ с

к о г о 3 д

о

о

№ §

So

е

№ ж

s о

к ж № д § г о г и Л № с

ког

г

о

33 §

№ 3 § № и с

о

о

с

s и

о

о о

к и

§

о-ж

О ж

№ д

§ г о г и Л № с

ких

сл о

№ и

Й о

§3 о

№ § s

№л

о-ж

о

Й с

3 № д

о-

При характеристике тревожности как личностного свойства обращает на себя внимание практически ее неизменность на уровне выше среднего на протяжении всего периода обучения. Вероятно, это является следствием недостаточного чувства

уверенности в себе и успешности своих действий, что обусловлено задержкой социального созревания студентов в условиях обучения в вузе [31].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для оценки проявлений агрессивности нами был использован тест Басса-Дарки, в котором разделены

в е д е

е

05

а н,

а

»а

понятия «агрессия» и «враждебность». «Индекс агрессии» был на низком уровне во всех группах, а «Индекс враждебности» — на уровне выше среднего, как у первокурсниц, так и у выпускниц обоих городов.

Мотивационная направленность личности на достижение успеха предполагает наличие нескольких взаимозависимых компонентов, которые определяют характер активности. С этой целью важно было оценить уровень проявления мотивации к достижению успеха у студенток и специфику влияния образовательной среды на процесс её формирования.

Проведенный анализ показал, что у студенток первых курсов обоих городов был высокий уровень мотивации к успеху, значимых различий между выборками не выявлено. На четвёртом курсе значительно более высокие показатели выявлены у девушек Новосибирска (высокий уровень); в куйбышевской группе — средний. Обращает на себя внимание и тот факт, что у выпускниц Новосибирска значения показателя были выше, чем у первокурсниц, а в Куйбышеве к окончанию обучения в вузе мотивация существенно снижалась, сохраняясь, однако, на среднем

уровне. Такие результаты могут свидетельствовать о некоторой «предпочтительности» образовательной среды мегаполиса, которая значительно расширяет возможности карьерного роста и самореализации выпускников, несмотря на неизбежные риски и социальные вызовы.

В обеспечении психологического здоровья важную роль играют нейродинамические процессы в центральной нервной системе как физиологическая основа психических и поведенческих процессов. Для оценки функционального состояния центральной нервной системы мы определили основные нейрофизиологические показатели — скорость и устойчивость психомоторной реакции на стимул, а также уровень сбалансированности основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Результаты по тесту время простой зрительно-моторной реакции свидетельствовали о значимых различиях сенсо-моторного ответа у первокурсниц в пользу куйбышевской группы, показавших более высокую скорость реакции. К 4 курсу время реакции уменьшалось в обеих группах примерно в равной степени при сохранении преимущества

у студенток Куйбышева (Таблица 3).

Таблица 3 — Характеристика нейродинамических процессов у студенток вуза

Table 3 — Characteristics of Neuro-Dynamic processes of Female Students of the University

Показатель, мсек 1 курс 4 курс

Куйбышев Новосибирск P Куйбышев Новосибирск P

ПЗМР 203,3±5,6 256,0±8,3 *** 183,8±5,7 201,5±7,3 нд

РДО опережение 350±20 380±20 нд 390±25 390±30 нд

РДО запаздывание 450±10 430±15 нд 470±17 450±18 нд

Примечание - ПЗМР — простая зрительно-моторная реакция на зрительный раздражитель, мсек; РДО — реакция на движущийся объект, мсек

и ж

u

и

к§ ж с

их

ол о

г и

Л

№ с

к о г о 3 д

о

о

№ §

So

№ ж

s о к ж

№ д

§

г о г и

Л

№ с

ког

г

о

33 §

№ 3 § № и с

о

о

с s и о

о о

к и

§л§

о-ж

О ж

№ д

§ г о г и Л № с

ких

V

сл о

№ и

Й о

3

§3 о

№ § s

№л

о-ж

о

Й с

3 № д

о-

По результатам реакции на движущийся объект (РДО) студентки всех групп показали относительный баланс времени опережения и запаздывания, что свидетельствовало об уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения [32].

Функциональное состояние организма определяется совместным функционированием различных структур и процессов, поэтому конкретные проявления функций отдельных звеньев системы всегда взаимообусловлены, взаимосвязаны по своим количественным характеристикам

[33; 34]. Для выявления системной организации личностных, психоэмоциональных, адаптивных и нейроди-намических параметров психологического здоровья студенток мы использовали корреляционный анализ, характеризующий взаимосвязи показателей на уровне функциональной системы психологического здоровья. Достоверными считались корреляционные зависимости при 0,5 < г < 1. Структура корреляционных зависимостей исследуемых параметров представлена в Таблице 4.

Таблица 4 — Взаимосвязь различных показателей психического здоровья студенток вуза

Table 4 — Interrelation of Various Indicators of Psychological Health of University Students

1 курс

4 курс

Куйбышев

Новосибирск

Куйбышев

Новосибирск

Примечание - Условные обозначения: 1 — адаптация, 2 — самоприятие, 3 — принятие других, 4 — эмоциональный комфорт, 5 — интерналь-ность, 6 — стремление к доминированию, 7 — ситуативная тревожность, 8 — личностная тревожность, 9 — раздражение, 10 — негативизм, 11 — вербальная агрессия, 12 — индекс враждебности, 13 — индекс агрессивности, 14 — физическая агрессия, 15 — РДО опережение. Показаны только достоверные связи: сплошная линия — положительные связи, пунктирная — отрицательные связи.

При изучении внутрисистемных связей установлено, что количество достоверных корреляционных связей в группах неодинаково: у первокурсниц достоверных связей существенно больше, чем у девушек старших курсов. Максимальное количество достоверных корреляционных

связей обнаружено у девушек первого курса Новосибирска (53) и Куйбышева (43), что свидетельствует о более жёсткой взаимосвязи различных характеристик психологического здоровья между собой и большей устойчивости представителей данных групп к воздействию эндогенных

и экзогенных факторов, но меньшей гибкости при изменяющихся внешних условиях, включая факторы социально-педагогической среды. Меньшее количество связей у студенток старших курсов (18 и 33, соответственно) может указывать на повышение уровня адаптивности студенток к образовательной среде. Также следует отметить, что если на первом курсе показатель социально-психологической адаптации связан с большинством параметров, характеризующих психоэмоциональную и личностную сферы студенток, то на старшем курсе коррелятивные связи, главным образом, имеют место между показателями внутри каждой сферы, что свидетельствует, наряду с уменьшением количества связей, о большей автономности компонентов, определяющих психологическое здоровье.

4 Обсуждение (Discussion)

Анализ специфики восприятия первокурсницами образовательной среды вуза и их субъективной самооценки показывает, что студентки мегаполиса имели более высокую степень адаптивности к обучению в вузе, в то время как первокурсницы районного центра демонстрировали лучшие показатели психомоторной

реакции. К выпускному курсу показатели социально-психологической адаптации в новосибирской группе остались практически на прежнем, хотя и достаточно высоком уровне, в то время как у девушек районного центра эти показатели существенно улучшались и достигали уровня их сокурсниц из города. Однако у выпускниц Куйбышева снизилась мотивация к достижению успеха, а у девушек мегаполиса — активность нейродинамических процессов.

В целом, анализируя психологическое здоровье девушек, можно заключить, что в начале обучения в вузе общий уровень тревожности и агрессивности у студенток был низким как в мегаполисе, так и в районном центре, что, при высокой мотивации к успеху, вероятно, и обеспечило высокий уровень социально-психологической адаптации к образовательному пространству вуза. Изменения психофизиологических, сенсомоторных и личностных показателей здоровья студенток к концу обучения свидетельствуют о положительном влиянии комплекса социально-педагогических факторов на психосоциальный статус молодёжи, что определяет их уровень психического здоровья. Эти

s?

ж

s

s g

ж

о g

g

о г s л №

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о «

о

г

о д

о о

Sa

№ № ж

S о

« ж

№ д

а

г о

г s

4 №

с

г

г о

а а>

а №

s о

о

о

о

5

s о

о о

s §

о-ж

О ж

№ д

а §

о §

s

л

о g

g о

№ s

Kl о

3 о

№ а

о-ж

о

K о

№ д

о-

«о

vo ►Si

И5 «

а

a

а

»а

si

данные совпадают с данными, изложенными в научных источниках, свидетельствующими о хорошем психологическом здоровье и социально-психологической адаптивности студентов в различных регионах страны [13; 14; 16; 17; 18, 20]. Однако следует отметить, что психоэмоциональное состояние студентов и, в частности, уровень агрессивности, враждебности, тревожности в значительной степени зависит от этнона-циональных особенностей, пола, социально-экономического благополучия, региона проживания и т. д. [2; 11; 13; 17; 18; 19; 21; 23; 24; 35].

Для формирования адаптивного поведения студентов и снижения риска дезадаптации, в том числе и в будущей профессиональной деятельности, требуется система мероприятий, направленная на формирование психически здоровой личности специалиста.

5 Заключение (Conclusion)

Полученные результаты позволяют заключить:

1) на первом курсе уровень социально-психологической адаптации студенток к обучению в вузе выше в мегаполисе по сравнению с районным центром, тогда как к окончанию

вуза происходит нивелирование этих различий вследствие повышения всех показателей адаптивности студенток районного центра и отсутствия динамики в мегаполисе;

2) в динамике обучения не выявлено существенного изменения психоэмоционального состояния студенток, обучающихся в мегаполисе и районном центре, однако у выпускниц из города выше мотивация к успеху и ниже уровень ситуативной тревожности по сравнению со сверстницами из районного центра;

3) у студенток одного возраста, независимо от района проживания, нейродинамические процессы уравновешены и практически не отличаются, кроме большей скорости сенсо-моторной реакции у девушек из районного центра;

4) у студенток первого курса уровень социально-психологической адаптации к обучению в большей степени зависит от нейродинамических, психо-эмоциональных и личностных характеристик, чем у выпускниц вуза;

5) психологическое здоровье студенток вуза, оцениваемое по уровню социально-психологической адаптивности, личностным, психоэмоциональным и нейродинамическим пока-

зателям, можно характеризовать как

хорошее с учетом возрастных и территориальных (социальных) условий проживания и обучения.

5. Даниленко О. И. Душевное здоровье как динамическая характеристика индивидуальности // Культурно историческая психология. 2011. № 2. С. 52-59.

6. Вербина Г. Г. Акмеологическое здоровье // Акмеология: научно-практический

ж

и

и §

ж

о §

о

г s

л

о *

о

г о

Библиографический список

1. Лебедев А. В., Ильиных Е. И., Айзман Н. И. Психофизиологические особенности девушек со склонностью к алкогольной и табачной зависимостям // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 4 (26). С. 50-58. DOI: 10.15293/2226-3365.1504.05 О

2. Wasserman D. Review of health and risk-behaviours, mental health problems and О suicidal behaviours in young Europeans on the basis of the results from the EU-funded Saving | and Empowering Young Lives in Europe (SEYLE) study. Psychiatria Polska. 2016. Vol.6. | No.50. Р. 1109-1117. DOI: 10.12740/PP/66954 №

то

3. Айзман Р. И. Медико-биологические и социальные аспекты здоровья / Физио- | логические основы здоровья : учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2015. С. 6-39.

4. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе / Р. И. Айзман [и др.] // Вестник Новосибирского государствен-

то д

§

о

ного педагогического университета. 2014. № 1. С. 9-17. DOI: 10.15293/2226-3365.1401.01. |

о §

г о

журнал. 2009. № 3 (31). С.41-43. §

05 §

№ s

о s

7. Дубровина И. В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 3. С. 17-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Мониторинг здоровья учащихся и педагогов с применением компьютера, и программных средств / Р. И. Айзман [и др.]. // Народное образование. 2010. № 6. С. 147-155.

9. Герьянская Н. О. Психоэмоциональное здоровье педагога в условиях модернизации образования // Сибирский психологический журнал. 2008. № 29. С. 86-89.

10. Татаркина, Н.И., Копытина, М.Ю. Психическое здоровье студента: социализация и одиночество // Перспективы науки. 2010. № 9. С. 14-18. ж

11. Куулар Ш. В., Будук-оол, Л. К. С. Психофизиологические особенности сту- ж дентов с разным типом стратегии поведения в конфликтных ситуациях // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т.7. № 5. С. 67-80. DOI: 10.15293/2226-3365.1705.05

12. Адольф В. А., Журавлева О. П. Развитие личностного потенциала студента в

д § § о § s |

№ о

8

процессе профессиональной подготовки // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 2. о

§

о

№ s

Й о

С.21-26.

13. Психофизиологические и личностные особенности студентов первого курса педагогического вуза / Р. И. Айзман [и др.] // Сибирский педагогический журнал. 2013. ^

№ 6. С.244-251. 8

ж

14. Даниленко О. В., Корнева И. Н., Тихонова Я. Г. Социально-психические ас- § пекты сохранения здоровья студентов в учебной деятельности // Успехи современной науки. 2016. Т.10. № 12. С. 132-134. Ж

15. Шкурпит М. Н., Казакевич Р. О. Проблемы физического и психологического здоровья студентов и методы их решения // Медицина: актуальные вопросы и тенденции развития. 2016. № 8. С. 9.

о

Й о

№ д

о-

16. Янгирова З. З., Иванова С. В. Сохранение психического здоровья у студентов высших учебных заведений // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. №6. С. 83-90.

17. Влияние социально-психического благополучия на адаптационные показатели студентов / И. С. Зимина [и др.] // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. № 6 (194). С. 3-8.

18. Будук-оол Л. К. С., Ховалыг А. М., Сарыг С. К. Психические особенности студентов-первокурсников, проживающих в условиях климатогеографического и социального напряжения республики Тува // Экология человека. 2016. № 3. С. 37-42.

19. Галай И. А., Айзман Р. И. Гендерные особенности личностного потенциала студентов первого курса педагогического вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т.7. № 1. С. 95-105. DOI: 10.15293/2226-3365.1701.07

20. Негашева М. А., Манукян А. С. Комплексный подход к изучению морфофизио-логической и психической адаптации юношей и девушек - студентов московских университетов // Вестник Московского университета. 2016. № 2. С. 49-58. (Серия 23: Антропология).

21. Ali A., Ambler G., Strydom A., Rai D., Cooper C., McManus S., Weich S., Meltzer H., Dein S. and Hassiotis A. The relationship between happiness and intelligent quotient: the contribution of socio-economic and clinical factors. Psychological Medicine. 2013. Vol. 3. No. 6. P. 1303-1312. DOI: 10.1017/S0033291712002139

22. Oyekcin D. G., Sahin E.M., Aldemir E. Correspondence information about the author Ebru Alde. Mental Health, Suicidality and Hopelessness Among University Students in Turkey. Asian Journal of Psychiatry. 2017. Vol. 29. P. 185-189. DOI: 10.1016/j.ajp.2017.06.007

23. Ornek O.K., Esin M.N. Psychological Health Problems Among Adolescent Workers and Associated Factors in Istanbul, Turkey. Safety and Health at Work. 2018. Vol. 9. P. 101-108. DOI: 10.1016/j.shaw.2017.06.004.

24. Burger H.M., Scholz M. Gender as an Underestimated Factor in Mental Health of Medical Students. Annals of Anatomy. Anatomischer Anzeiger. 2018. Vol. 218. P. 1-6. DOI: 10.1016/j.aanat.2018.02.005.

25. Hartrey L., Denieffe S., Wells J. S.G. A Systematic Review of Barriers and Supports to the Participation of Students with Mental Health Difficulties in Higher Education. — Mental Health & Prevention. 2017. Vol. 6. P. 26-43. DOI: 10.1016/j.mhp.2017.03.002.

26. Sukhai M.A. and Mohler C.E. Mental Health and Well-Being for Students with Disabilities in the Sciences. In: Creating a Culture of Accessibility in the Sciences. Academic Press. 2017. P. 93-103. DOI: 10.1016/B978-0-12-804037-9.00008-5.

27. Fairburn C.G., Patel V. The Impact of Digital Technology on Psychological Treat-§ ments and their Dissemination. Behaviour Research and Therapy. 2017. Vol. 88. P. 19-25.

1 DOI: 10.1016/j.brat.2016.08.012.

^ 28. Галай И. А., Лебедев А. В., Айзман Р. И. Особенности личностного потенциала

студентов вуза в мегаполисе и районном центре // Вестник Новосибирского государствен-

2 ного педагогического университета. 2015. №. 3. С.94-101. DOI: 10.15293/2226-3365.1503.09 | 29. Программа комплексной оценки здоровья и развития студентов высших и ^ средних учебных заведений. / Лебедев А. В. [и др.]. : свидетельство о государственной ^ регистрации программы для ЭВМ № 2013611632 от 30 мая 2013 г.

д.- 30. Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И. Оценка социально-психологичес-

^ кой адаптации и личностного потенциала студентов / Свидетельство о государственной ^ регистрации программы для ЭВМ № 2013615200 от 30 мая 2013 г.

31. Исаева Н. И. Психические критерии оценки образовательной среды вуза // ^ Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 1555.

32. Байгужин П. А. Результативность тестирования простой зрительно-моторной реакции у студенток в зависимости от модуляции значимого сигнала // Материалы III Международной научно-практической конференции «Адаптация биологических систем к естественным и экстремальным факторам среды» : сборник статей. Челябинск : Челябинский государственный педагогический университет, 2010. С. 110-113.

33. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология умственного рефлекса. М. : Медицина, 1968. - 547 с.

34. Леонова А. Б., Медведев В. И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности : монография. М., 1981. 110 с.

35. Каbаrdov M., Bauer E. Study Results of the Russian and German Schoolchildren's: Psychological Features and Social and Psychological Adaptation Features. Procedía - Social and Behavioral Sciences. 2017. Vol. 237. P. 1105-1111. DOI: 10.1016/j.sbspro.2017.02.163.

Novosibirsk State Pedagogical University. Novosibirsk, Russia. E-mail: nina.aizman@mail.ru

Candidate of Psychological Sciences, Associated professor of the Department gics and Psychology of Institute of Natural and Social-Economics Novosibirsk State Pedagogical University. Novosibirsk, Russia.

DEPENDING ON THE SOCIAL AND PEDAGOGICAL

0

1

о h

о

0

s c

1 e

то I

N. I. Aizman1, I. A. Galay2, A. V. Lebedev3 |

^RCID No. 0000-0002-4613-7753 J

Candidate of Psychological Sciences, Associated professor of the Department ^

of Pedagogics and Psychology of Institute of Natural and Social-Economics Sciences, |

to' |

£

2ORCID No. 0000-0002-8264-252 |

J

Associated professor of the Department of

b

Psychology and Pedagogy, b

Novosibirsk State Pedagogical University, Kuibyshev Branch), Kuibyshev Russia. &

E-mail: galay. igor@mail.ru o

b

3ORCID No. 0000-0001-9803-3799 £

o

to

of Pedagogics and Psychology of Institute of Natural and Social-Economics Sciences, ^

TO |

E-mail: lebedev_05@mail.ru °§

DYNAMICS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH ~

OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY |

CONDITIONS OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT I

Abstract

Introduction. Recently, questions of the mental state of the |

country's population have become increasingly relevant. At the meet- |

ing of the State Duma Committee on Health Protection (14. 05.2018) |

special attention was paid to the wide distribution of behavioral affec- I

tive disorders, desadaptation, high suicide rates and aggression among young people. In this regard, it is important to study the different aspects of the psychological health of young people.

The purpose of the work is to study the state of psychological health of students depending on the socio-pedagogical conditions of the educational environment of the university.

Materials and methods. The study was based on the results of testing students aged 18-22 at a Pedagogical University in Novosibirsk and its branch in Kuibyshev with the help of an author's computer program. The obtained data were processed by methods of variation and differential statistics.

Results. It is shown that the level of socio-psychological adaptation to the university in most indicators characterizing the mental sphere of the personality and neurophysiological indicators is significantly higher among Novosibirsk 1st year students than in Kuibyshev, but by the 4th year these differences are leveled.

Discussion. The differences in the level of socio-psychological adaptation and psycho-emotional state of female students of the university, depending on the course of study, socio-economic, ethnic, sexual and regional factors are discussed.

Conclusion. The socio-pedagogical features of the educational environment of the University significantly affect the formation of individual psychological characteristics of students and, as a result, affect the psychological health of young people.

| Keywords: mental and psychological health, socio-psycholog-

3 ical adaptation, psycho-emotional indicators, neurodynamic indica-

^ tors, educational environment.

| Highlights:

^ The psychological health of female students in higher educa-

,na tion institutions can be described as good, taking into account age

|

^ and territorial (social) living and educational conditions;

^ In first-year female students the level of socio-psychological adap-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tation to learning is higher in the metropolis compared with the district center and depends more on the neurodynamic, psycho-emo- n tional and personal characteristics than that of university graduates. I

TO

References

1. Lebedev A.V., Ilyinykh E.I., Aizman N.I. (2015) Psikhofiziologicheskiye osoben-nosti 0

devushek so sklonnost'yu k alkogol'noy i tabachnoy zavisimostyam [Psychophysiological features eg

I

of girls with a tendency to alcohol and tobacco dependence]. Vestnik Novosibirskogo gosudar- ~ stvennogopedagogicheskogo universiteta. 26, 4, 50-58. DOI: 10.15293/2226-3365. (In Russian). g

2. Wasserman D. (2016) Review of health and risk-behaviours, mental health problems o

TO

and suicidal behaviors' in young Europe on the basis of the results from the EU-funded saving c and empowering young lives in Europe (SEYLE) study. Psychiatria Polska. 50, 6, 1093-1107. n

DOI: 10.12740/PP/66954. 2

TO

3. Aizman R.I. (2015) Mediko-biologicheskiye i sotsial'nyye aspekty zdorov'ya to

1

1 I

a

to 2

(uchebnoye posobiye) [Medico-biological and social aspects of health (tutorial)]. Moscow, INFRA-M. 6-39. (In Russian).

4. Aizman R.I., Kazin E.M., Fedorov A.I., Shinkarenko A.S. (2014) Problemy i zadachi zdorov'yesberegayushchey deyatel'nosti v sisteme obrazovaniya na sovremennom etape [Problems and aims of health care activity in the education system at the present stage]. Vestnik

y

Novo-sibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 1, 9-17. DOI: ^ 10.15293/2226-3365.1401.01. (In Russian). |

5. Danilenko O.I. (2011) Dushevnoye zdorov'ye kak dinamicheskaya kharakteristika n individual'nosti [Mental health as a dynamic characteristic of individuality]. Kul'turno is-toricheskayapsikhologiya. 2, 52-59. (In Russian).

6. Verbina G.G. (2009) Akmeologicheskoye zdorov'ye [Acmeological Health]. Ak-meologiya: nauchno-prakticheskiy zhurnal. 31, 3, 41-43. (In Russian).

to) o n

h

TO &

o

a

7. Dubrovina I.V (2009) Psikhicheskoye ipsikhologicheskoye zdorov'ye v kontekstepsikho- g

a.

logicheskoy kul'tury lichnosti [Mental and psychological health in the context of the psychological ?

a

culture of the individual]. Vestnikprakticheskoypsikhologii obrazovaniya. 3, 17-21. (In Russian). q§

8. Aizman R.I., Aizman N.I., Lebedev A.V., Pletneva E.Yu., Rubanovich V.B. (2010) a Monitoring zdorov'ya uchashchikhsya i pedagogov s primeneniyem komp'yutera, i pro- ^

o

grammnykh sredstv [Monitoring the health of students and teachers using computer and soft- i ware]. Narodnoye obrazovaniye. 6, 147-155. (In Russian).

9. Ger'anskaya N. O. (2013) Psikhoemotsional'noye zdorov'ye pedagoga v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya [Psychological and Emotional health of the teacher in the conditions of modernization of education]. Sibirskiypsikhologicheskiy zhurnal. 29, 86-89. (In Russian). !

10. Tatarkina N. and Kopytina M. YU. (2010) Psikhicheskoye zdorov'ye studenta: sot- a sializatsiya i odinochestvo [Psychological health of a student: socialization and loneliness]. |

o n s

TO

h

e

l

Perspektivy nauki. 9, 14-18. (In Russian). n

11. Kuular S.V., Buduk-ool L.K.S. (2017) Psikhofiziologicheskiye osobennosti studen-tov s raznym tipom strategiipovedeniya v konfliktnykh situatsiyakh [Psychophysiological features of students with different types of strategies in conflict situations]. VestnikNovosibirskogo

gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 7, 5, 67-80. DOI: 10.15293/22263365.1705.05. (In Russian).

12. Adolf V. A., Zhuravleva O. P. (2012) Razvitiye lichnostnogopotentsiala studenta v protsesseprofessional'noypodgotovki [Development of student's personal potential in the process of professional training]. Sibirskiypedagogicheskiy zhurnal. 2, 21-26. (In Russian).

13. Aizman R.I., Lebedev A.V., Aizman N.I., Rubanovich V. B. (2013) Psikhofiziolog-icheskiye i lichnostnyye osobennosti studentov pervogo kursa pedagogicheskogo vuza [Psychophysiological and personal features of first-year students of pedagogical University]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 6, 244-251. (In Russian).

14. Danilenko O.V., Korneva I.N., Tikhonova YA.G. (2016) Sotsial'no-psikhicheskiye aspekty sokhraneniya zdorov'ya studentov v uchebnoy deyatel'nosti [Socio-psychological aspects of maintaining the health of students in educational activities]. Uspekhi sovremennoy nauki. 10, 12, 132-134. (In Russian).

15. Shkurpit M. N., Kazakevich R. O. (2016) Problemy fizicheskogo i psikholog-icheskogo zdorov'ya studentov i metody ikh resheniya [Problems of physical and psychological health of students and methods of their solution]. Meditsina: aktual'nyye voprosy i tendentsii razvitiya. 8, 9. (In Russian).

16. Yangirova Z.Z., Ivanova S.V. (2016) Sokhraneniyepsikhicheskogo zdorov'ya u studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Preservation of psychological health of students of higher educational institutions]. Nauchnoye obozreniye: gumanitarnyye issledovaniya. 6, 8390. (In Russian).

17. Zimina I.S., Gavrilova M. N., Polozova O.V., Mukhina S.A. (2016) [Influence of socio-psychological well-being on adaptation indicators of students]. Orenburg State University Bulletin. 6 (194), 3-8. (In Russian).

18. Buduk-ool L.K.S., Hovalyg M.A., Saryg, S.K. (2016) Psikhicheskiye osobennosti studentov-pervokursnikov, prozhivayushchikh v usloviyakh klimatogeograficheskogo i sotsi-al'nogo napryazheniya respubliki Tuva [Psychological characteristics of the first-year students living in the conditions of climate and social tension in the Republic of Tuva]. Ekologiya che-loveka. 3, 37-42. (In Russian).

19. Galay I.A., Aizman R.I. (2017) Gendernyye osobennosti lichnostnogo potentsiala studentov pervogo kursa pedagogicheskogo vuza [Gender features of the personal potential of first-year students of pedagogical University]. Vestnik Novo-sibirskogo gosudarstvennogo ped-

| agogicheskogo universiteta. 7, 1, 95-105. DOI: 10.15293/2226-3365.1504.05. (In Russian).

eb

^ 20. Negasheva M.A., Manoukian A.S. (2016) Kompleksnyy podkhod k izucheniyu mor-

^ fofiziologicheskoy i psikhicheskoy adaptatsii yunoshey i devushek - studentov moskovskikh

^ universitetov [An integrated approach to the study of morpho-physiological and psychosocial

la adaptation of boys and girls - students of Moscow Universities]. Vestnik Moskovskogo uni-

^ versiteta. 2, 49-58. (Seriya 23: Antropologiya). (In Russian).

tr 21. Ali A., Ambler G., Strydom A., Rai D., Cooper C., McManus S., Weich S., Meltzer

a

j£ H., Dein S. and Hassiotis A. (2013) The relationship between happiness and intelligent quo-

^ tient: the contribution of socio-economic and clinical factors. Psychological Medicine. 3, 6,

^ 1303-1312.

22. Oyekcin D. G., Sahin E.M., Aldemir E. (2017) Correspondence information about the author Ebru Alde Mental health, suicidality and hopelessness among university students

y

in Turkey. Asian Journal of Psychiatry. 29, 185-189. a

m

23. Ornek O.K., Esin M.N. (2018) Psychological Health Problems among Adolescent coworkers and Associated Factors in Istanbul, Turkey. Safety and Health at Work. 9, 101-108. ^

Ps

24. Burger H.M., Scholz M. (2018) Gender as an underestimated factor in mental C health of medical students. Annals of Anatomy. Anatomischer Anzeige. 218, 1-6.

25. Hartrey L., Denieffe S., Wells J. S.G. (2017) A systematic review of barriers and supports to the participation of students with mental health difficulties in higher education. Mental Health & Prevention. 6, 26-43. tt

26. Sukhai M.A. and Mohler C.E. (2017) Mental health and well-being for students with disabilities in the sciences. In: Creating a Culture of Accessibility in the Sciences, Aca- d demic Press. 93-103. I

a-о

0

1

a &

S

P

e g

g

о' a

27. Fairburn C.G., Patel V. (2017) The impact of digital technology on psychological treatments and their dissemination. Behaviour Research and Therapy. 88, 19-25.

28. Galay I.A., Lebedev A.V., Aizman R.I. (2015) Osobennosti lichnostnogo potentsiala studentov vuza v megapolise i rayonnom tsentre [Features of the personal potential of university students in the megalopolis and regional center]. Vestnik Novosibirskogo gosudar-stvennogo §§ pedagogicheskogo universiteta. 3, 94-101. DOI: 10.15293/2226-3365.1503.09 (In Russian). |

29. Lebedev A.V., Aizman R.I., Rubanovich V.B., Aizman N.I. (2013) Programma kompleksnoy otsenki zdorov'ya i razvitiya studentov vysshikh i srednikh uchebnykh zavedeniy ^ [The program of comprehensive assessment of health and development of students of higher ^ and secondary educational institutions]. Svidetel'stvo o gosudarstvennoy registratsii pro- g

о

grammy dlya EVM № 2013611632 ot 30 maya 2013 g. (In Russian). ^

30. Aizman R.I., Lebedev A.V., Aizman N.I. (2013) Otsenka sotsial'no-psikholog- S

о

icheskoy adaptatsii i lichnostnogo potentsiala studentov [Evaluation of the socio-psychologi- ^

cal adaptation and personal potential of students]. Svidetel'stvo o gosudarstvennoy registratsii §

programmy dlya EVM№2013615200 ot 30 maya 2013 g. (In Russian). p

31. Isayeva N.I. (2014) Psikhicheskiye kriterii otsenki obrazovatel'noy sredy vuza [Psy- g chological criteria for assessing the educational environment of the University]. Sovremennyye i

o"

problemy nauki i obrazovaniya. 6, 1555. (In Russian). ~

32. Bayguzhin P.A. (2010) Rezul'tativnost' testirovaniya prostoy zritel'no-motornoy Ц

о c

s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

h

e

reaktsii u studentok v zavisimosti ot modulyatsii znachimogo signala [The Effectiveness of testing a simple visual-motor reaction in students depending on the modulation of a significant signal]. Materialy IIIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: sbornik statey. Adaptatsiya biologicheskikh sistem k yestestvennym i ekstremal'nymfaktoram sredy [Materials ^ of the III International Scientific and Practical Conference: a collection of articles. Adaptation of biological systems to natural and extreme environmental factors]. Chelyabinsk, Chelya- | binskiy gosudarstvennyypedagogicheskiy universitet. 110-113. (In Russian). ^

33. Anokhin P.K. (1968) Biologiya i neyrofiziologiya umstvennogo refleksa [Biology -and neurophysiology of the mental reflex]. Moscow, Meditcina. 547 p. (In Russian).

34. Leonova A.B., Medvedev V.I. (1981) Funktsional'nyye sostoyaniya cheloveka v tru-

dovoy deyatel'nosti [The functional state of a person in employment]. Monografiya. Moscow. 110 p. (In Russian).

35. Kabardov M., Bauer E. (2017) Study Results of the Russian and German School-children's: Psychological Features and Social and Psychological Adaptation Features. Procedia — Social and Behavioral Sciences. 237, 1105-1111.

-Q

50

t Is O

R

a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.