Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ганиева Аида Исметовна, Мавраева Мадина Абдуловна, Таймазова Шахризат Курбановна

Стремительные темпы развития современного общества, в том числе на территории Российской Федерации, обуславливают ускорение большинства процессов, происходящих в различных сферах его жизни. С этим, естественно, связано увеличение нагрузок на сотрудников, в т.ч. занятых в сфере медицины. По этой причине формирование психологического здоровья будущих врачей, осваивающих образовательные программы медицинских вузов, является одной из ведущих задач современных организаций, осуществляющих их профессиональную подготовку. Существенную роль в этом процессе играют как аудиторная, так и внеаудиторная работа. В данной статье проанализированы сущность и структура понятия «психологическое здоровье». Далее на её страницах представлены наиболее оптимальные на взгляд авторов, пути формирования такового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ганиева Аида Исметовна, Мавраева Мадина Абдуловна, Таймазова Шахризат Курбановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE FORMATION OF PSYCHOLOGICAL HEALTH OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING

The rapid modern society development pace, including on the Russian Federation territory, causes the acceleration of most processes taking place in its life various spheres. This, of course, is associated with an increase in the workload of employees, including those employed in the medicine field. For this reason, the future doctors who master the educational programs of medical universities psychological health formation is one of the modern organizations that carry out their professional training leading tasks. Both classroom and extracurricular work play an essential role in this process. This article analyzes the essence and structure of the «psychological health» concept. Further on its pages, the most optimal ways of forming such, in the authors’ opinion, are presented.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

6. Карпова, Т.А. Влияние различных факторов на эффективность преподавания иностранного языка в неязыковом вузе / Т.А. Карпова // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). - С. 83-86

7. Кокаева, И.Ю. Формирование здоровьесберегающий образовательной среды - важная педагогическая задача и основа успешного обучения / И.Ю. Кокаева, З.К. Каргиева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019.

- № 65-1. - С. 152-155

8. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - Москва: Эксмо-Пресс, 2004. - 412 с.

9. Тимофеев, Н.С. Индивидуально-психологические особенности старшеклассников как фактор профессионального самоопределения / Н.С. Тимофеев // Учёные записки. Электронный журнал Курского государственного университета. -2021. - № 1(57). - С. 255-263

10. Тихомирова, Л.Ф. Здоровьесберегающая педагогика / Л.Ф. Тихомирова, Т.В. Макеева. - Москва: Юрайт, 2019. - 251 с.

11. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - Санкт-Петербург: Ювента, 1997. - 352 с.

12. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О.В. Хухлаева. -Москва: Академия, 2006. - 202 с.

13. Шутенко, А.И. Концепция и методика исследования доминантных ориентаций самореализации студентов в образовательном пространстве вуза / А.И. Шутенко, Е.Н. Шутенко // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири.

- 2019. - № 4. - С. 76-106

14. Antonovsky, A. The Life Cycle, Mental Health and the Sense of Coherence / A. Antonovsky // Israeli Journal Psychiatry and Related Sciences. - 1985. - № 4. - Pp. 273-280

Психология

УДК 159

кандидат медицинских наук, доцент кафедры анатомии человека Ганиева Аида Исметовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); доцент кафедры анатомии человека Мавраева Мадина Абдуловна ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала); старший преподаватель кафедры анатомии человека Таймазова Шахризат Курбановна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет» (г. Махачкала)

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ В

ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Стремительные темпы развития современного общества, в том числе на территории Российской Федерации, обуславливают ускорение большинства процессов, происходящих в различных сферах его жизни. С этим, естественно, связано увеличение нагрузок на сотрудников, в т.ч. занятых в сфере медицины. По этой причине формирование психологического здоровья будущих врачей, осваивающих образовательные программы медицинских вузов, является одной из ведущих задач современных организаций, осуществляющих их профессиональную подготовку. Существенную роль в этом процессе играют как аудиторная, так и внеаудиторная работа. В данной статье проанализированы сущность и структура понятия «психологическое здоровье». Далее на её страницах представлены наиболее оптимальные на взгляд авторов, пути формирования такового.

Ключевые слова: высшее образование, высшее медицинское образование, психология здоровья, психологическое здоровье, охрана здоровья студентов.

Annotation. The rapid modern society development pace, including on the Russian Federation territory, causes the acceleration of most processes taking place in its life various spheres. This, of course, is associated with an increase in the workload of employees, including those employed in the medicine field. For this reason, the future doctors who master the educational programs of medical universities psychological health formation is one of the modern organizations that carry out their professional training leading tasks. Both classroom and extracurricular work play an essential role in this process. This article analyzes the essence and structure of the «psychological health» concept. Further on its pages, the most optimal ways of forming such, in the authors' opinion, are presented.

Key words: higher education, higher medical education, health psychology, psychological health, health protection of students.

Введение. Современное общество характеризуется существенным ускорением процессов, происходящих во всех сферах его жизни [1, С. 112-113]. Данная тенденция в большинстве случаев приводит к тому, что работникам, реализующим свои профессиональные обязанности в подобных условиях, приходится мобилизовывать б'ольшую часть умственных, физических и психологических сил для достижения положительных результатов собственной деятельности [2, С. 11]. Сказанное в полной мере касается медиков (Н.В. Бирюкова, В.М. Ефимова, А.А. Иванова, А.А. Макаричева, Е.В. Немцева, Н.Н. Нещерет, Н.В. Стёпичева).

Постоянное напряжение всех внутренних ресурсов может создать серьёзную угрозу для психологического здоровья современного врача [6, С. 35]. Соответственно, в науке и практике должно уделяться особое внимание вопросам, связанным с его сохранением (Е.Н. Малова, Н.П. Олесов, В.Г. Торговкин, В.Г. Шубович, М.М. Шубович). При этом одним из перспективных путей сбережения психологического здоровья является активизация процесса его формирования на этапе вузовского образования [8, С. 53-54].

Специфике данного процесса посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. Большинство современных авторов склонны под термином «психологическое здоровье» понимать комплексное состояние человека, включающее отсутствие психических болезней, душевный комфорт, адекватное отношение к объективной реальности и своему месту в ней (М.С. Заочинский, Т.В. Иванова, Н.Н. Поликанова, Н.А. Пронина, Н.В. Тарасова, О.В. Чернышова).

Современное состояние разработки интересующей нас темы позволяет выделить следующие факторы, влияющие на него:

- адекватная самооценка;

- психологическая адаптация;

- работоспособность;

- профессиональная мотивация (Е.А. Никитина, Н.В. Тарасова, С.Э. Харзеева).

Соответственно, критериями, по которым оценивается состояние психологического здоровья, являются:

- адекватность восприятия личностью окружающей социальной действительности;

- её реакции на различные воздействия этой среды [9, С. 43];

- степень развития чувства эмпатии;

- проявления альтруизма в ходе социального взаимодействия;

- степень сформированности культуры потребления [2, С. 15].

Сложность структуры данного феномена оказывает определённое внимание на специфику условий для сохранения психологического здоровья студентов-медиков. Эти условия составляют целостную медико-психолого-педагогическую систему. Последняя интегрирована в культурно-образовательный и социальный контекст нашего времени [9, С. 46].

Таким образом, проблема сохранения психологического здоровья лиц, осваивающих образовательные программы медицинских университетов, соотносится с рядом важных проблем психологии и педагогики высшей школы. К их числу относятся:

- вопросы активизации самостоятельной работы учащихся (Г.В. Валеева, Н.Г. Витковская, Д.А. Денисова, Н.И. Молчанова, И.Л. Орехова, С.В. Пивнева, З.И. Тюмасева);

- проблема максимального учёта их индивидуальных особенностей и склонностей в ходе профессиональной подготовки (Т.В. Иванова, Н.И. Молчанова, Н.Н. Поликанова, Е.В. Рубцова).

Как видим, вопросы, связанные с сохранением психологического здоровья студентов современных медицинских вузов носят междисциплинарный характер. Они лежат на стыке следующих дисциплин:

- психолого-педагогическая антропология;

- психология развития;

- психология здоровья;

- психотерапия;

- медицина [2, С. 38-39].

Занимаясь проблемами сбережения психологического здоровья студентов, следует учитывать особенности их возраста. Последний характеризуется активизацией различных эмоциональных переживаний [7, С. 50-51]. Их возможное отрицательное влияние может быть усугублено тем фактом, что в условиях больших по сравнению со школой учебных нагрузок возможности индивида для отдыха и релакса существенно ограничиваются. Более того, такая ситуация в определённой степени поощряется со стороны прочих субъектов образовательных отношений. От будущего медика требуются надлежащее качество усвоения учебных программ и постоянное утверждение собственного статуса внутри академической группы [11, С. 70].

Таким образом, именно на данном этапе личностного и профессионального развития будущего медика формированию его психологического здоровья необходимо уделять повышенное внимание. В этой связи, прежде всего, следует сказать о необходимости создания благоприятного психологического климата в образовательном пространстве вуза [1, С. 129-130]. Указанная задача является выполнимой на современной стадии развития соответствующего сегмента отечественной системы образования. Для её реализации администрация, педагоги и студенческие организации должны сосредоточиться на следующих аспектах:

- установление гармоничных взаимоотношений между участниками образовательного процесса с одной стороны, средой вуза - с другой [6, С. 36];

- поощрение индивидуальных особенностей и склонностей студентов;

- такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой он становится средством не только трансляции знаний, умений и навыков, которые понадобятся студентам при осуществлении профессиональной деятельности в будущем, но и обмена культурным опытом между представителями различных поколений, формирования позитивного мышления, миропонимания и мироощущения, а также системы духовно-нравственных ценностей у представителей учащейся молодёжи (И.Н. Гарькин, И.А. Гарькина, Ю.А. Завертяева, Т.И. Морозова, М.С. Петрова, И.Н. Трушкова).

Далее, в целях сбережения и укрепления психологического здоровья студентов медицинских вузов необходимо формирование у них умений и навыков, относящихся к следующим категориям:

- ведение здорового образа жизни [8, С. 54];

- поддержание бесконфликтных отношений с окружающими, в т.ч. прочими участниками образовательных отношений;

- постановка выполнимых целей и задач по ходу осуществления профессиональной и иных видов деятельности [10, С. 68];

- поиск и реализация оптимальных путей пути их достижения (А.Н. Леонтьев, Е.А. Мелехина, Т.А. Никитина);

- эффективное преодоление различные затруднения, возникающие по ходу реализации профессиональных обязанностей.

Соответствующие компетенции могут быть развиты как средствами аудиторной, так и внеаудиторной работы.

Говоря о формировании психологического здоровья студентов-медиков как будущих высококвалифицированных профессионалов в соответствующей области, нельзя не упомянуть о синдроме эмоционального выгорания. Он представляет собой реакцию организма, возникающую вследствие продолжительного воздействия стресогенных факторов в ходе реализации профессиональных обязанностей [4, С. 14]. В процессе его развития у медицинского работника постепенно редуцируются:

- эмоциональная энергия;

- когнитивные способности;

- физические возможности [12, С. 84-85].

Симптомами этого синдрома являются:

- утомление;

- эмоциональное и умственное истощение;

- личная отстранённость;

- снижение удовлетворённости процессом осуществления профессиональной деятельности и е результатами [4, с. 15].

Его развитие проходит три стадии (Табл. 1).

Таблица 1

Стадии развития синдрома эмоционального выгорания

№ п/п Сроки формирования, лет Особенности

1 3-5 Спорадически фиксируются некоторые признаки процесса. При этом они имеют общую особенность - лёгкую форму проявления [13, С. 77].

2 5-15 Наблюдается снижение интереса медика к реализации его профессиональных обязанностей, потребность в общении также редуцируется. Симптомы проявляются систематически и значительно труднее, чем на первой стадии, поддаются коррекции. Человек, характеризующийся наличием данной стадии синдрома эмоционального выгорания, может чувствовать себя истощённым после хорошего сна и даже выходных [12, С. 60].

3 10-20 Симптомы приобретают хронический характер. Полная потеря интереса к профессиональной и иным видам деятельности, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил.

В качестве главной причины возникновения синдрома эмоционального выгорания обычно называют несоответствие между требованиями, предъявляемыми к медику с одной стороны, его реальными возможностями - с другой (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Д.А. Захарова, Н.Н, Маслова, А.Н. Петри). Слишком большие нагрузки приводят к возникновению стресса, а, значит, - к ухудшению качества осуществления медиком его профессиональной деятельности. В свою очередь, такая ситуация может привести к возникновению конфликтов с коллегами и пациентами [12, С. 97].

Естественно, что на стадии профессиональной подготовки необходима профилактика появления потенциального источника столь серьёзных затруднений в будущей работе врачей. Соответствующие меры в основном сводятся к формированию у обучающихся ряда компетенций посредствомучебной и внеучебной деятельности [9, С. 46-47]. К ним относятся знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят специалистам:

- заниматься эффективным целеполаганием [5, С. 43];

- правильно планировать режим труда и отдыха [3, С. 118];

- заниматься эффективной саморегуляцией;

- непрерывно совершенствовать систему собственных профессиональных и личностных компетенций [5, С. 44];

- избегать конкуренции с коллегами в тех случаях, когда она не является необходимой (В.В. Бойко, А.А. Борисова, В.В. Знаков, П.И. Сидоров);

- вести здоровый образ жизни [3, С. 119-120].

Выводы. Подводя итоги исследования, отметим, что психологическое здоровье представляет собой комплексное состояние человека, включающее отсутствие психических болезней, душевный комфорт, адекватное отношение к объективной реальности и своему месту в ней. На него влитяют следующие факторы: адекватная самооценка; психологическая адаптация; работоспособность; профессиональная мотивация.

Критериями, по которым оценивается состояние психологического здоровья, являются: адекватность восприятия личностью окружающей социальной действительности; её реакции на различные воздействия этой среды; степень развития чувства эмпатии; проявления альтруизма в ходе социального взаимодействия; степень сформированности культуры потребления.

Основные вопросы, связанные с сохранением психологического здоровья студентов современных медицинских вузов носят междисциплинарный характер. Они лежат на стыке следующих дисциплин: психолого-педагогическая антропология; психология развития; психология здоровья; психотерапия; медицина.

Специфика того этапа личностного и профессионального развития, на котором сегодня находятся большинство студентов медицинских вузов, способствует существенной актуализации сохранения их профессионального здоровья. В этой связи, прежде всего, следует сказать о необходимости создания благоприятного психологического климата в образовательном пространстве вуза.

Кроме того, с этой точки зрения необходимым представляется формирование у обучающихся умений и навыков, относящихся к следующим категориям: ведение здорового образа жизни; поддержание бесконфликтных отношений с окружающими, в т.ч. прочими участниками образовательных отношений; постановка выполнимых целей и задач по ходу осуществления профессиональной и иных видов деятельности; поиск и реализация оптимальных путей пути их достижения; эффективное преодоление различные затруднения, возникающие по ходу реализации профессиональных обязанностей. Перечисленные компетенции могут быть развиты как средствами аудиторной, так и внеаудиторной работы.

Продолжая разговор о формировании психологического здоровья студентов-медиков, нельзя не упомянуть о синдроме эмоционального выгорания. меры в основном сводятся к формированию у обучающихся ряда компетенций. К ним относятся знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят специалистам: заниматься эффективным целеполаганием; правильно планировать режим труда и отдыха; заниматься эффективной саморегуляцией; непрерывно совершенствовать систему собственных профессиональных и личностных компетенций; избегать конкуренции с коллегами в тех случаях, когда она не является необходимой; вести здоровый образ жизни.

Литература:

1. Айзман, Р.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании / Р.И. Айзман, М.М. Мельникова, Л.В. Косованова. - Москва: Юрайт, 2019. - 282 с.

2. Ананьева, Л.В. Методика формирования здорового образа жизни студентов вузов / Л.В. Ананьева. - Самара: Издательство Самарского университета, 2020. - 44 с.

3. Бердяева, И.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей / И.А. Бердяева, Л.Н. Войт // Дальневосточный медицинский журнал. - 2021. - № 2. - С. 117-120

4. Горшкова, В.В. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников / В.В. Горшкова, М.В. Аборина // Universum: психология и образование. - 2022. - № 2(92). - С. 14-15

5. Куликова, А.В. Формирование саморефлексии у обучающихся СПО как условие личностного развития обучающихся / А.В. Куликова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 42-44

6. Лаптева, К.Ю. Психолого-педагогические аспекты проблем здоровьесбережения в образовательном процессе / К.Ю. Лаптева // Вестник Академии энциклопедических наук. - 2018. - № 1(30). - С. 33-37

7. Литвинова, Н.Ю. Взаимосвязь эмоционального, субъективного и психологического в структуре феномена благополучия личности / Н.Ю. Литвинова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 50-53

8. Олесов, Н.П. Формирование здорового образа жизни студентов на основе этнокультурного воспитания / Н.П. Олесов // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 3(88). - С. 52-54

9. Пазухина, С.В. Типы адаптации студентов к условиям обучения в цифровой среде / С.В. Пазухина // Гуманитарные науки. - 2020. - № 4. - С. 41-47

10. Приставко, К.В. Целеполагание в обучении иностранному языку / К.В. Приставко // Научно-педагогическое обозрение. - 2021. - № 5(39). - С. 67-77

11. Трушкова, Е.Л. Влияние социальной активности студентов, участвующих в общественных организациях, на формирование ценностных ориентаций / Е.Л. Трушкова, А.С. Трушков // Мир науки, культуры, образования. - 2022. -№ 5(96). - С. 69-71

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Чердымова, Е.Л. Синдром эмоционального выгорания специалиста / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мачнев. - Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. - 124 с.

13. Чутко, Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. - Москва: МЕДпресс-информ, 2014. - 256 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Усольцева Полина Александровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У

СОТРУДНИКОВ РОСГВАРДИИ

Аннотация. В статье описаны результаты научного исследования взаимосвязи профессионального выгорания и стратегий поведения в конфликте у сотрудников Росгвардии. Рассмотрены подходы к пониманию профессионального выгорания и стратегий поведения в конфликте в научной литературе. Представлены характеристики факторов, влияющих на формирование профессионального выгорания у сотрудников Росвардии, а также использования ими стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых производится анализ связи профессионального выгорания и стратегий поведения в конфликте у сотрудников Росгвардии с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, стратегии поведения в конфликте, сотрудники Росгвардии, конфликтные ситуации, коэффициент корреляции Пирсона.

Annotation. The article describes the results of a scientific study of the relationship between professional burnout and conflict behavior strategies among employees of the National Guard. Approaches to understanding professional burnout and strategies of behavior in conflict in the scientific literature are considered. The characteristics of the factors influencing the formation of professional burnout among employees of Rosvardia, as well as their use of behavior strategies in conflict situations, are presented. The research methods used are described, the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which analyze the relationship between professional burnout and behavior strategies in conflict among employees of the Russian Guard using the Pearson correlation coefficient.

Key words: professional burnout, conflict behavior strategies, National Guard employees, conflict situations, Pearson's correlation coefficient.

Введение. Работа сотрудников правоохранительных органов происходит в сложных условиях, где на них воздействуют высокое напряжение и другие факторы социальной среды. Для сотрудников Росгвардии важны определенные психологические качества, которые необходимы для успешного выполнения поставленных задач. Экстремальная ситуация в работе правоохранительных органов означает выполнение оперативно-служебных задач, которые связаны с высокими умственными, физическими и психическими нагрузками, а также угрозой для жизни и здоровья, что может привести к профессиональному выгоранию.

Сотрудники Росгвардии являются представителями профессии, где на них оказывает воздействие не самая благоприятная среда из-за интенсивного взаимодействия с недоброжелательными и незаконопослушными гражданами. Это может негативно сказываться на их психическом здоровье, служебных и личных взаимоотношениях, а также увеличивать риск возникновения конфликтных ситуаций. Анализ проблемы показывает, что за последнее время количество профессиональных конфликтов среди сотрудников ОВД значительно увеличилось.

Таким образом, актуальность нашей проблемы заключается в том, что все вышеперечисленные факторы могут стать причиной профессионального выгорания и выбора неправильных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Изложение основного материала статьи. С течением времени сотрудники Росгвардии все больше подвергаются такому известному явлению, как профессиональное выгорание, поскольку сотрудники силовых структур вынуждены работать в условиях повышенного риска и постоянной напряженности.

Первым, кто стал изучать феномен выгорания человека, связанного с его профессиональной деятельностью, стал американский психиатр Г. Фрейденбергер. Он вводит определение «burnout» - выгорание, и понимает его как состояние, которое характеризуется увеличивающимся эмоциональным истощением. А также автор указывает, что состояние выгорания является совокупностью мотивационных и эмоциональных проблем человека [4].

Описывая профессиональное выгорание, С.В. Королева и Ю.Н. Марчук, представляют данный феномен, как специфический вид профессионального заболевания сотрудников, которые в силу профессии должны взаимодействовать с людьми. Авторы выделяют ухудшение эмоциональной, мотивационной, физиологической и коммуникационной сфер жизни сотрудника. Ухудшение в рассмотренных сферах сопровождаются такими симптомами профессионального выгорания, как бессонница, усталость, головокружение, раздражительность, тревожность, преобладание пессимистического настроения, безразличие к окружающему, низкий интерес к своей профессии, апатия и желание снизить общение с людьми. В исследовании мы будем опираться на их теорию [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.