Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ'

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ / ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Даудова Динара Магомедовна, Сулейманова Оксана Магомедмансуровна, Нуциева Амина Сурхаевна

В статье демонстрируется необходимость развития эмоционального интеллекта студентов современных российских вузов как действенного средства профилактики проблем психологического здоровья. Для этого сначала исследуются условия реализации большинством россиян своих профессиональных обязанностей. На основе их изучения доказывается, что проблемам сохранения психологического здоровья в современной психологической науке и практике должно уделяться определённое внимание. При этом в качестве одной из важных мер, направленных на его сбережение, называется развитие эмоционального интеллекта у будущих специалистов в ходе освоения ими программ высшего образования. Далее говорится о том, как можно оптимизировать процесс его складывания в условиях современного вуза. Демонстрируются конкретные меры по рационализации последнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Даудова Динара Магомедовна, Сулейманова Оксана Магомедмансуровна, Нуциева Амина Сурхаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE IN STUDENTS AS A MEANS OF PREVENTING PSYCHOLOGICAL HEALTH PROBLEMS

The article demonstrates the need to develop the modern Russian universities students emotional intelligence as an effective means of preventing psychological health problems. To do this, the conditions for the implementation of their professional duties by the majority of Russians are first investigated. Based on their study, it is proved that the problems of maintaining psychological health in modern psychological science and practice should be given some attention. At the same time, one of the important measures aimed at saving it is called the development of emotional intelligence in future specialists during their development of higher education programs. Further, it is said how it is possible to optimize the process of its folding in the conditions of a modern university. Concrete measures to rationalize the latter are demonstrated.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

3. Кольцова, И.В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза / И.В. Кольцова, В.В. Долганина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - № 4.- С. 49.

4. Лильеберг, Р.Э. Патопсихология учебного стресса студентов, спровоцированного самоизоляцией и переходом на дистанционное обучение: анализ рисков и признаков / Р.Э. Лильеберг // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - № 4 (37). - С. 341-347

5. Рябова, Т.В. Исследование влияния дистанционного формата обучения на личностные характеристики студента / Т.В. Рябова // Казанский педагогический журнал. - 2020. - № 5 (142). - С. 196-202

6. Татаринцева, Р.И. "Синдром" дистанционного обучения и его преодоление / Р.И. Татаринцева // КПЖ. - 2022. -№3 (15 2).

Психология

УДК 159

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития личности Даудова Динара Магомедовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

ассистент кафедры социальной педагогики и социальной работы Сулейманова Оксана Магомедмансуровна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

ассистент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Нуциева Амина Сурхаевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ

ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье демонстрируется необходимость развития эмоционального интеллекта студентов современных российских вузов как действенного средства профилактики проблем психологического здоровья. Для этого сначала исследуются условия реализации большинством россиян своих профессиональных обязанностей. На основе их изучения доказывается, что проблемам сохранения психологического здоровья в современной психологической науке и практике должно уделяться определённое внимание. При этом в качестве одной из важных мер, направленных на его сбережение, называется развитие эмоционального интеллекта у будущих специалистов в ходе освоения ими программ высшего образования. Далее говорится о том, как можно оптимизировать процесс его складывания в условиях современного вуза. Демонстрируются конкретные меры по рационализации последнего.

Ключевые слова: высшее образование, психология развития личности, эмоциональный интеллект, психологическое здоровье, сохранение психологического здоровья студентов, формирование эмоционального интеллекта студентов.

Annotation. The article demonstrates the need to develop the modern Russian universities students emotional intelligence as an effective means of preventing psychological health problems. To do this, the conditions for the implementation of their professional duties by the majority of Russians are first investigated. Based on their study, it is proved that the problems of maintaining psychological health in modern psychological science and practice should be given some attention. At the same time, one of the important measures aimed at saving it is called the development of emotional intelligence in future specialists during their development of higher education programs. Further, it is said how it is possible to optimize the process of its folding in the conditions of a modern university. Concrete measures to rationalize the latter are demonstrated.

Key words: higher education, psychology of personality development, emotional intelligence, psychological health, preservation of psychological health of students, formation of emotional intelligence of students.

Введение. Условия осуществления трудовой деятельности гражданами современной России несколько усложняются непредсказуемой динамикой большинства процессов, происходящих в её социуме (Т.С. Киселёва, А.П. Лобанов, Д.В. Люсин, Т.И. Солодкова, И.С. Степанов).

Интенсификация последних зачастую ведёт к тому, что профессионалам приходится работать в режиме многозадачности. Этот, последний, связан с действием следующих факторов:

- максимальная активизация способностей работников;

- необходимость быстрого переключения с одного вида деятельности на другой (Д.Р. Карузо, Дж.Д. Майер, И.Н. Мещерякова, П. Сэловей, Т.И. Солодкова, И.С. Степанов).

Описанные факторы, в свою очередь, могут негативно сказываться на психологическом здоровье сотрудников [1, С. 5]. Таким образом, современная наука должна уделить повышенное внимание проблемам, связанным с его сохранением. Одним из перспективных путей их решения представляется формирование у будущих профессионалов навыков сбережения психологического здоровья по ходу их обучения в организациях ВО [7, С. 200-201].

Занимаясь же вопросами развития у студентов соответствующих компетенций, следует принять во внимание необходимость формирования у них эмоционального интеллекта - важной составляющей эффективного процесса профилактики проблем с психологическим здоровьем [12, С. 7].

C учётом современных реалий, сформированные у будущего специалиста черты, связанные с развитым эмоциональным интеллектом, можно рассматривать как навыки XXI века [9].

Его месту в структуре формируемой системы профессиональных и личностных компетенций студентов, а также оптимизации хода развития соответствующей характеристики посвящена наша статья.

Изложение основного материала статьи. Для раскрытия темы исследования в первую очередь необходимо дать определение термину «эмоциональный интеллект». Сегодня большинство авторов сходятся на том, что его можно трактовать, как систему эмоциональных, поведенческих и когнитивных качеств, которые обеспечивают осознание, понимание и эффективное регулирование индивидом эмоций, как своих собственных, так и проявляемых окружающими людьми (Т.В. Иванова, А.А. Павлова, Н.В. Тарасова, Н.С. Тимофеев).

В большинстве современных концепций эмоционального интеллекта представлены следующие компоненты его структуры:

- способность личности в полной мере осознавать и выражать свои эмоции (О.П. Довгер, Т.Ю. Копылова, А.А. Кузнецова, М.В. Кузнецова, Е.А. Никитина, Н.В. Тарасова, Н.А. Шаталова);

- умение идентифицировать собственное эмоциональное состояние с таковым у других людей;

- комплекс умений и навыков, позволяющих осуществлять управление собственными эмоциями и эмоциями партнёров по деловому общению [12, С. 17-18];

- умение поддерживать позитивные эмоциональные состояния, снижая при этом негативные (Т.Ю. Копылова, А.А. Кузнецова, М.В. Кузнецова, Н.В. Тарасова, Н.С. Тимофеев);

- способность эффективно действовать в различных ситуациях, возникающих в ходе осуществления учебной, а в дальнейшем - и профессиональной деятельности.

Как видим, люди, характеризующиеся наличием развитого эмоционального интеллекта, характеризуются следующими чертами (табл. 1):

Таблица 1

Черты людей с развитым эмоциональным интеллектом

Общие черты, связанные с развитым эмоциональным интеллектом

Быстрая адаптация к новым условиям осуществления различных видов деятельности (А.В. Букалов, Х. Вайсбах, С.М. Гурская, У. Дакс, Н.В. Тарасова, Н.С. Тимофеев). Рациональное поведение в спорных ситуациях, сформированная конфликтологическая компетентность (Н.У . Яр ычев [ 1 0] ). Эффективное противодействие негативным влияниям внешней среды. Повышенная удовлетворённость своей жизнью, чем у индивидов с низким уровнем соответствующего показателя [6, С. 78-79].

Таким образом, эмоциональный интеллект является мощным защитным механизмом психического здоровья [7, С. 203].

Современные исследования, затрагивающие проблемы его формирования у учащейся молодёжи, наглядно демонстрируют: достаточно высокий уровень развития эмоционального интеллекта - значимое условие следующих достижений учащегося:

- хорошая академическая успеваемость;

- успешная профессиональная деятельность в будущем (А.А. Кузнецова, М.В. Кузнецова, П.В. Симонов).

Действительно, студенты, характеризующиеся развитым эмоциональным интеллектом, в большинстве случаев

получают более высокие текущие и промежуточные оценки в сравнении с обучающимися, обладающими низким уровнем его сформированности [1, С. 6-7].

Вышеуказанный факт может быть объяснён следующим образом: достаточный уровень развития эмоционального интеллекта помогает учащимся легко справляться с негативными эмоциями, вызванными несоответствием их личностных установок различным ситуациям, возникающим по ходу освоения образовательных программ вузов [1, С. 7]. К тому же, правильно организованный образовательный процесс всегда предполагает выстраивание связей между его субъектами. При этом студенты, характеризующиеся достаточно высоким уровнем эмоционального интеллекта, склонны в большей степени проявлять следующие качества:

- способность к управлению различными социальными ситуациями;

- доброжелательность [7, С. 205].

Естественно, что человек, демонстрирующий их, скорее найдёт точки соприкосновения с прочими субъектами образовательных отношений [6, С. 110]. Следовательно, он с большей вероятностью добьётся успеха в деятельности, подразумевающей активное взаимодействие между ними [8, С. 100].

Главный залог возникновения положительных изменений в области эмоционального интеллекта лиц, осваивающих образовательные программы современных российских вузов, - накопление ими позитивного опыта взаимодействия с другими участниками образовательных отношений [9, С. 262-263]. Современная стадия развития организационного, методологического и инструментального обеспечения образовательного процесса позволяет добиться оптимального хода складывания такого опыта [2, С. 51].

Прежде всего, необходимо выстроить работу в учебных группах таким образом, чтобы каждый обучающийся смог ощутить безопасность, уважение и признание со стороны как профессорско-преподавательского состава, так и своих товарищей [5, С. 49]. Для этого, в свою очередь, следует создать в учебных группах атмосферу участия, принятия, понимания и доверия (И.Н. Андреева, Т.В, Гудкова, Т.Н. Кондратьев, М.В. Кузнецова). Кроме того, развитию эмоционального интеллекта с высокой вероятностью будет способствовать внедрение в образовательный процесс учебных курсов, посвящённых соответствующим проблемам [9, С. 263]. Так, авторами настоящей статьи была разработана программа «Формирование эмоционального интеллекта учащихся». Её объём составил 108 часов. Цель освоения студентами данной программы - развитие у них способностей к управлению эмоциями: своими и окружающих людей, направляя их в необходимое для продуктивной учебной, а в дальнейшем - и профессиональной деятельности русло. Планируемый результат - освоение технологий управления эмоциональными ресурсами [8, С. 101].

В программу предлагаемого курса входят четыре взаимосвязанных темы (Табл. 2).

Таблица 2

Темы, входящие в программу курса «Формирование эмоционального интеллекта учащихся»

№ п/п Наименование Содержание

1 Понятие «эмоциональный интеллект и его роль в коммуникации» В ходе изучения данной темы исследуются физиологические основы эмоций. Даётся ответ на вопрос о том, каким образом они влияют на физиологию человека [4, С. 174-175].

2 Структура эмоционального интеллекта Студенты знакомятся с содержанием таких слагаемых эмоционального интеллекта, как самосознание - осознание собственных эмоций, саморегуляция, социальная чуткость и эмпатия, а также их применением в ходе учебной, а затем -профессиональной деятельности.

3 Умение слушать себя и других людей Формирование у обучающихся навыков активного слушания [3, С. 72].

4 Источники возникновения эмоций в ходе профессиональной деятельности Обучающиеся осваивают основные инструменты воздействия на эмоции коллег, а также рационально-эмотивной психотерапии.

Освоение рассматриваемого курса подразумевает использование очной групповой формы обучения с применением элементов дистанционных образовательных технологий. При этом использовались следующие формы организации учебной деятельности:

- тренинг;

- интерактивные занятия;

- кейс-стади;

- лекция;

- семинар;

- деловая игра;

- самостоятельная работа [4, С. 175].

Широко применялись следующие методы обучения:

- проблемное изложение;

- частично-поисковый метод;

- исследовательский метод [2, С. 50].

Завершая разговор о необходимости формирования у студентов современных российских вузов эмоционального интеллекта, - действенного средства профилактики проблем психологического здоровья, необходимо подвести итоги работы.

Выводы. Таким образом, мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что современным профессионалам, в т.ч. имеющим высшее образование, нередко приходится реализовывать свои обязанности в режиме многозадачности. Это требует от работников максимальной активизации их способностей при необходимости быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Такие условия осуществления трудовой деятельности могут негативно сказываться на психологическом здоровье работников.

Отсюда следует, что современными психологией и педагогикой должно уделяться повышенное внимание вопросам, так или иначе связанным с его сохранением. Одним из перспективных путей их решения представляется формирование у будущих профессионалов навыков сбережения психологического здоровья по ходу их обучения в организациях ВО.

В данном случае с необходимостью следует принять во внимание такую важную составляющую процесса профилактики проблем с психологическим здоровьем, как эмоциональный интеллект. Последний представляет собой систему эмоциональных, поведенческих и когнитивных качеств, которые обеспечивают осознание, понимание и эффективное регулирование индивидом эмоций, как своих собственных, так и проявляемых окружающими.

Индивиды, характеризующиеся высоким уровнем его развития, быстрее адаптируются к новым условиям осуществления различных видов деятельности, лучше проявляют себя в спорных ситуациях, эффективнее противостоят негативным влияниям внешней среды и, в целом, как правило, в большей степени удовлетворены своей жизнью, чем их коллеги с низким уровнем. Применительно к студентам высокие показатели эмоционального интеллекта означают как хорошую академическую успеваемость, так и перспективы успешной профессиональной деятельности в будущем.

Главный залог возникновения положительных изменений в области эмоционального интеллекта лиц, осваивающих образовательные программы современных российских вузов, - накопление ими позитивного опыта взаимодействия с другими участниками образовательных отношений. При этом современная стадия развития организационного, методологического и инструментального обеспечения образовательного процесса позволяет добиться оптимального хода складывания такого опыта.

В этой связи администрации и преподавателям вузов следует, прежде всего, выстроить работу в учебных группах таким образом, чтобы каждый обучающийся смог ощутить безопасность, уважение и признание со стороны как профессорско-преподавательского состава, так и своих товарищей. Для этого, в свою очередь, следует создать в учебных группах атмосферу участия, принятия, понимания и доверия.

Далее, оптимизации процесса формирования интересующей нас характеристики с высокой вероятностью будет способствовать внедрение в образовательный процесс учебных курсов, посвящённых соответствующим проблемам. Например, авторами настоящей статьи была разработана программа «Формирование эмоционального интеллекта учащихся».

Цель её освоения - развитие у обучающихся способностей к управлению эмоциями: своими и окружающих людей, направляя их в необходимое для продуктивной учебной, а в дальнейшем - и профессиональной деятельности русло.

Планируемый результат - освоение технологий управления эмоциональными ресурсами.

Литература:

1. Абдурахманова, П.Д. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий / П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева [и др.]. - М.: РосНОУ, 2022. - 177 с.

2. Васьбиева, Д.Г. К вопросу о современных концепциях эмоционального интеллекта и факторах его формирования и развития у студентов вуза / Д.Г. Васьбиева // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 4(95). - С. 5-7

3. Запорожцева, Г.В. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью / Г.В. Запорожцева, Ю.О. Шолтоян, А.Ю. Васильченко // Общество, социология, психология, педагогика. - 2021. - № 6. - 67-76

4. Литвинова, Н.Ю. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и субъективного благополучия личности в практике психологического сопровождения // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 1(92). - С. 173-175

5. Литвинова, Н.Ю. Психологическое сопровождение эмоционального интеллекта как фактора саморегуляции академической успешности / Н.Ю. Литвинова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 48-50

6. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М.А. Холодная. - Москва: ЮРАЙТ, 2019. - 334 с.

7. Шингаев, С.М. Эмоциональный интеллект как фактор успеха современного педагога / С.М. Шингаев // Человеческий фактор. Социальный психолог: журнал для психологов. - 2018. - № 1. - С. 199-208

8. Шингаев, С.М. Эмоциональный интеллект: содержание понятия, проблемы, пути решения / С.М. Шингаев, И.К. Симагина, И.В. Нырова // Перспективы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: сборник материалов III Международной научно-практической конференции и образовательного семинара (к 100-летию Санкт-Петербургского государственного института культуры). - Санкт-Петербург: НИЦ АРТ, 2018. - С. 98-102

9. Саидов, З.А. Навыки XXI века в контексте современных образовательных реалий / З.А. Саидов, Н.У. Ярычев, Н.И. Соколова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 2 (87). - С. 318-320

10. Ярычев, Н.У. Конфликтологическая культура учителя: сущность, внутренне строение и особенности развития / Н.У. Ярычев - Москва: ALMA MATER, 2010. - 180 с.

11. Civil and patriotic education students by means of excursion activities in Russia in the second half of XIX - early XX centuries / N.V. Tarasova, E.A. Nikitina, O.V. Chernishova [etc.] // Былые годы. Российский исторический журнал. - 2014. -№ 32(2). - Pp. 262-265

12. Mayer, J.D. What is emotiona intelligence? / J.D. Mayer, P. Salovey / Emotional development and emotional Intelligence: Educational Implications. - New York: Perseus Books Group, 1997. - Pp. 3-31

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент направление «Психология» Ягунова Ольга Петровна Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвящённого поиску взаимосвязи эмпатии с эмоциональным выгоранием у медицинских работников. Раскрываются подходы к определению эмпатии и эмоционального выгорания в научной психологической литературе. Описаны используемые методы и методики исследования, охарактеризована выборка. Эмпатия представлена как важный инструмент, способствующий оптимизации лечебного процесса и гармонизации взаимоотношений в диаде «врач-пациент». На примере выборки, состоящей из 70 медицинских работников стационара хирургического профиля, раскрыты основные аспекты синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), его зависимости от эмпатии, а также стажа и возраста респондентов с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

Ключевые слова: медицинские работники, эмпатия, синдром эмоционального выгорания, деперсонализация, профессиональный кризис.

Annotation. The article presents the results of an empirical study on the search for the relationship between empathy and emotional burnout among medical workers. Approaches to the definition of empathy and emotional burnout in the scientific psychological literature are revealed. The methods and techniques used for the study are described, and the sample is characterized. Empathy is presented as an important tool for optimizing the treatment process and harmonizing relationships in the doctor-patient dyad. On the example of a sample of 70 medical workers of a surgical hospital, the main aspects of the burnout syndrome (BSE), its dependence on empathy, as well as the length of service and age of the respondents are revealed using the Pearson correlation coefficient.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: medical workers, empathy, burnout syndrome, depersonalization, professional crisis.

Введение. Со времени введения в научное пространство концепции синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), прошло более 50 лет, и за это время в ее структуре произошли кардинальные изменения во многом благодаря тому, что ВОЗ признало ее глобальной социально-психологической проблемой. А включение СЭВ в МКБ-10, закрепило за ней официальный нозологический статус. Экономические и нозологические статистические данные отражают ситуацию, сложившуюся в российском и мировом здравоохранении, в частности распространенность выгорания в различных когортах составила от 42,5% до 67%, а экономический ущерб, нанесенный СЭВ, позволяет говорить о интенсивном оттоке кадров из здравоохранения (до 60% ежегодно) и «экономической неэффективности» специалистов, с диагностированными симптомами выгорания [9]. К причинам, вызывающим СЭВ можно отнести: выраженные психоэмоциональные нагрузки, стрессогенный фактор дефицита времени, нарушение цикла «сон-бодрствование», личная ответственность за здоровье пациента, конфликт врачебной этики и правовых требований на фоне этического плюрализма, рост автономии пациента. Сочетанное действие этих факторов активирует механизмы защиты, и психической регуляции, приводя, в конечном итоге, к манифестации симптоматики. Вопрос же, степени разработанности концепции, этиологии и генеза СЭВ, а также его воздействие на терапевтический альянс, и динамику его когнитивной и эмоциональной составляющей, определило актуальность нашего эмпирического поиска.

Изложение основного материала статьи. Согласно МКБ-10, «эмоциональное выгорание - это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. Он характеризуется тремя признаками: ощущением мотивационного или физического истощения; дистанцированием от профессиональных обязанностей, чувством негативизма, и цинизмом к профессиональным обязанностям; а также снижением работоспособности» [8]. Это определение похоже на трехкомпонентную концепцию К. Маслач, которая включает эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений [10]. То есть, при развитии СЭВ на первый план выступают чувство усталости, вспышки гнева, агрессии, впоследствии сменяющимися утратой интереса к работе и привычному ритму жизни. Деперсонализация проявляется в виде дефицитарности эмоций и чувств при общении с близкими, коллегами, больными, ощущением отсутствия мыслей в голове, ухудшения памяти, восприятием окружающей обстановки и собственных действий в формальной плоскости. Редукция личностных достижений характеризуется негативной оценкой своей компетентности, отсутствием мотивации к рабочему процессу.

В качестве личностных детерминант, служащих преморбидным фоном СЭВ, Ташлыков В.А., Morse, G. выделяют: тревожность, невротическую и пограничную симптоматику, перфекционизм, эмоциональную лабильность, низкий адаптогенный ресурс и низкую стресс-реактивность [7, 9]. Кроме того, способствуют выгоранию, по мнению Исаевой Е.Р., Гуреевой И.Л. следующие факторы: труд в сфере «Человек-Человек», стаж, возраст, особенности понимания личной ответственности, коммуникативная компетентность, высокий уровень эмпатии.

Попытки определить роль эмоциональной десенсибилизации и емкости эмпатийного ресурса, в структуре СЭВ делаются с момента введения термина в обиход. Так, еще К. Маслач говорила о снижении уровня эмпатии при СЭВ, со смещением фокуса внимания на свои переживания. [10]. Позднее, этот тезис был подтвержден Н.А. Шевкуновой и А.Г. Ицковым, которыми исследовалась корреляция между эмпатией и выраженностью СЭВ. Однако, имеются работы, в которых излагается противоположная точка зрения о том, СЭВ высокой степени выраженности сопутствует внушительный эмпатийный ресурс в когорге испытуемых помогающих профессий [2, 9]. Мы считаем мнение Р. Кочюнас [5] о том, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.