УДК 378.147:37.015.3
ББК Ю962.3 ГРНТИ 15.41.21; 15.41.39 Код ВАК 19.00.05 (5.3.5); 19.00.07 (5.3.4)
Панькова Анна Михайловна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и конфликтологии, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
Валиев Равиль Азатович,
кандидат педагогических наук, и.о. заведующего кафедрой общей психологии и конфликтологии, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
Максимова Людмила Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент, директор института психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
Каримова Валентина Геннадийевна,
ассистент кафедры общей психологии и конфликтологии, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
Асташов Матвей Сергеевич,
студент, Уральский государственный педагогический университет; 620091, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail:[email protected]
ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эмоциональный интеллект; эмоциональная сфера; эмоциональные состояния; мягкие навыки; эффективное взаимодействие; студенты; профессиональная деятельность.
АННОТАЦИЯ. Умение распознавать собственные эмоции и эмоции окружающих, способность управлять ими, проявлять эмпатию входят как составляющие в понятие эмоционального интеллекта человека, а его развитие является залогом успешной профессионализации выпускника вуза. Авторы статьи предположили, что существует специфика развития эмоционального интеллекта студентов в зависимости от их профессиональной направленности. Исследование выполнено на выборке 181 студента вузов Екатеринбурга (Уральского государственного педагогического университета и Уральского государственного медицинского университета). В качестве диагностических средств выступили: опросник ЭмИн Д. Люсина, методика Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ). Исследование проводилось с использованием Google-формы. Математическая обработка данных была проведена при помощи критериев /2-Пирсона, Х-Колмогорова-Смирнова и t-критерия Стьюдента на достоверность различий для сравнения двух независимых выборок, с использованием программы STATISTICA 10.0. В результате исследования были установлены статистически достоверные различия по ряду шкал диагностических методик. У студентов-медиков выявлен более высокий уровень развития межличностного эмоционального интеллекта, а у студентов-педагогов более высокое развитие внутреннего эмоционального интеллекта, связанного с проявлением собственных эмоций. На основании полученных результатов могут быть сформулированы психологические направления работы со студентами по развитию у будущих специалистов эмоционального интеллекта, эмпатии и рефлексии.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Панькова, А. М. Исследование специфики эмоционального интеллекта студентов вузов разных направлений подготовки как условие эффективного взаимодействия в профессиональной деятельности / А. М. Панькова, Р. А. Валиев, Л. А. Максимова, В. Г. Каримова, М. С. Асташов. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2022. -№ 2. - С. 131-140.
Pan'kova Anna Mikhaylovna,
Candidate of Psychology, Associate Professor of Department of General Psychology and Conflictology, Ural State Pedagogic University, Ekaterinburg, Russia
Valiev Ravil' Azatovich,
Candidate of Pedagogy, Acting Head of Department of General Psychology and Conflictology, Ural State Pedagogic University, Ekaterinburg, Russia
Maksimova Lyudmila Aleksandrovna,
Candidate of Pedagogy, .Associate Professor, Director of Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Karimova Valentina Gennadiyevna,
Assistant of Department of General Psychology and Conflictology, Ural State Pedagogic University, Ekaterinburg, Russia
Astashov Matvey Sergeevich,
Student, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
© Панькова А. М., Валиев Р. А., Максимова Л. А., Каримова В. Г., Асташов М. С., 2022
RESEARCH OF THE SPECIFICITY OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF UNIVERSITY STUDENTS OF DIFFERENT DIRECTIONS OF PREPARATION AS A CONDITION OF EFFECTIVE INTERACTION IN PROFESSIONAL ACTIVITIES
KEYWORDS: emotional intelligence; emotional sphere; emotional states; soft skills; effective interaction; students; professional activity.
ABSTRACT. The ability to recognize one's own emotions and the emotions of others, the ability to manage them, to show empathy, are included, as components, in the concept of human emotional intelligence, and its development is the key to successful professionalization of a university graduate. The authors of the article suggested that there is a specificity in the development of students' emotional intelligence, depending on their professional orientation. The study was performed on a sample of 181 students of universities in Ekaterinburg (Ural State Pedagogical University and Ural State Medical University). The following diagnostic tools were used: the EmIn questionnaire by D. Lyusin, the N. Hall method for assessing "emotional intelligence" (EQ questionnaire). The study was conducted using a google form. Mathematical data processing was carried out using the /2-Pearson, X-Kolmogorov-Smirnov and Student's t-tests for the significance of differences to compare two independent samples using the STATISTICA 10.0 program. As a result of the study, statistically significant differences were established on a number of scales of diagnostic methods. Medical students have a higher level of development of interpersonal emotional intelligence, and teacher students have a higher development of internal emotional intelligence associated with the manifestation of their own emotions. On the basis of the results obtained, psychological directions of work with students on the development of future specialists in emotional intelligence, empathy and reflection can be formulated.
FOR CITATION: Pan'kova, A. M., Valiev, R. A., Maksimova, L. A., Karimova, V. G., Astashov, M. S. (2022). Research of the Specificity of Emotional Intelligence of University Students of Different Directions of Preparation as a Condition of Effective Interaction in Professional Activities. In Pedagogical Education in Russia. No. 2, pp. 131-140.
B1
ч
(ведение. В последние годы отме-И ается рост исследований в области эмоционального интеллекта. По данным сайта научной электронной библиотеки elibrary.ru рассмотрению вопросов эмоционального интеллекта посвящены 6 942 публикации, из них 5 158 (74%) опубликованы за последние 5 лет. Подобный интерес исследователей связан с тем фактом, что от развития эмоционального интеллекта человека зависит его успешность практически во всех видах деятельности. Большинство специалистов включают эмоциональный интеллект в состав так называемых «мягких навыков» (soft skills), которые еще называют навыками будущего, так как от степени их развития зависит возможность успешной адаптации к постоянно изменяющимся условиям современной жизни, вне зависимости от вида профессиональной деятельности. На рынке труда наиболее востребованы сотрудники, способные к эффективной коммуникации с коллегами, обладающие навыками эмоциональной саморегуляции, распознавания эмоций партнеров по общению и воздействия на них, то есть имеющие достаточно высокий уровень развития эмоционального интеллекта.
Время обучения в вузе является одним из важных этапов жизненного пути молодого человека, поэтому вопросы изучения эмоционального интеллекта (далее - ЭИ) у студентов являются перспективными и значимыми. При обучении студентов, чья будущая профессия связана с общением с людьми, становится значимой задача исследования и развития их ЭИ, особенно если это деятельность в области педагогики и медицины.
В научной практике существует несколько подходов к формированию понятия ЭИ, при этом тема специфики ЭИ молодежи с разной профессиональной направленностью затронута мало, чем объясняется актуальность выбранной нами темы.
П. Саловей и Д. Майер (основатели научной теории ЭИ) под ЭИ понимали способность человека перерабатывать специфическую информацию, содержащуюся в эмоциях, определяя их значение, связи, использовать данную информацию для принятия решений [42]. В последующих исследованиях отечественные и зарубежные ученые изучали структуру и развитие ЭИ [16; 28-30]. Например, Д. Гоулман выделял в структуре ЭИ межличностный интеллект, рассматриваемый как способность понимать других людей, и внутриличностный интеллект как способность личности конструировать модель самого себя, справляться со своими эмоциональными состояниями [4]. Исследователей интересовали возрастные аспекты ЭИ [1; 8; 14; 17], взаимосвязь ЭИ и личностных характеристик [11; 19; 35], влияние ЭИ на соматическое и психическое здоровье [13; 27; 28; 32], взаимосвязь ЭИ, академической успешности и адаптации обучающихся [12; 15; 30; 36; 44]. Ряд исследований был посвящен изучению ЭИ в связи с успешностью профессиональной деятельности [9; 13; 25; 31; 33; 40].
Изучая ЭИ студентов вузов, исследователи отмечают его связь с мотивацией [43], адаптацией и успешностью обучения [45], обращают внимание на такой важный для продуктивности обучения фактор, как вовлеченность, которая рассматривается в ка-
честве показателя количества времени, затрачиваемого на обучение, его качества, учебной активности. Например, Р. Магуайер, А. Эган, П. Хайленди, П. Магуайер в своих исследованиях показывают, что ЭИ выступает предиктором аффективной и когнитивной включенности студентов [41]. А. М. Белобородовым и Э. Э. Сыманюк выделены те зоны и структурные компоненты ЭИ, на развитие которых необходимо обращать внимание при подготовке студентов в вузе [2]. О. В. Котоминой было выявлено, что студенты, имеющие высокий уровень развития ЭИ, меньше склонны волноваться из-за оценок, способны установить оптимальный баланс между учебной и внеучебной (досуг, семья, работа) деятельностью [12].
В ряде исследований отмечается важность целенаправленной работы по развитию ЭИ будущих медиков, педагогов и психологов. Это связано как с профилактикой профессионального выгорания в будущем [18], так и со спецификой профессиональной деятельности - сопереживать, понимать свои эмоциональные состояния и эмоции пациентов, клиентов, учащихся и родителей, устанавливать доверительные отношения с людьми [3; 20; 22]. При этом в настоящее время наблюдается недостаточное количество исследований, направленных на изучение различий в проявлении эмоционального интеллекта студентов разных профессиональных направленностей, что дает нам повод поставить данный вопрос как научную проблему.
Цели исследования. Выявить и описать специфику эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений, обучающихся по разным направлениям подготовки.
Исследовательские вопросы:
1. Существуют ли статистически достоверные различия в показателях ЭИ студентов разных направлений подготовки?
2. Какова специфика ЭИ студентов медицинских и педагогических направлений
подготовки?
Методы исследования. Описание исследовательской выборки: в исследовании приняли участие 181 студент 1-2 курсов высших учебных заведений города Екатеринбурга - ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» (п=94 человек) и ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» (п=87 человек), 25 (14%) мужского пола и 156 (86%) женского пола. Возраст испытуемых - от 17 до 24 лет (среднее значение - 18,2, стандартное отклонение - 0,9).
Диагностические средства:
1. Опросник эмоционального интеллекта Д. Люсина - психодиагностическая методика, основанная на самоотчете, предназначенная для измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора.
2. Опросник EQ Н. Холла, предназначенный для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
Для диагностики использовались Google-формы. Математическая обработка данных была проведена при помощи критериев Х2-Пирсона, Х-Колмогорова-Смирнова и ^критерия Стьюдента на достоверность различий для сравнения двух независимых выборок, с использованием программы БТА-Т18Т1СА 10.0. Достоверность полученных результатов - не ниже 5% уровня значимости.
Результаты исследования. Полученные данные по опросникам Д. Люсина и Н. Холла были обработаны согласно ключам данных опросников, а затем переведены в уровневую систему представления результатов (см. табл. 1). Сравнение показателей по критерию Х2-Пирсона показало значимость различий между студентами медицинского и педагогического университетов по одной шкале опросника Н. Холла - шкале «Эмоциональная осведомленность» ^2=13,3172, ^=2, р=0,001).
Шкалы (компоненты) Студенты УГМУ Студенты УрГПУ
низкий средний высокий низкий средний высокий
Межличностный ЭИ 13,8 47,1 39,1 23,4 48,9 27,7
Внутриличностный ЭИ 23,0 49,4 27,6 29,8 46,8 23,4
Понимание эмоций 18,4 51,7 29,9 30,9 42,6 26,6
Управление эмоциями 20,7 44,8 34,5 19,1 50,0 30,9
Эмоциональная осведомленность 46,0 40,2 1.1,8 22,1 47,9 29,8
Управление своими эмоциями 79,3 18,4 2,3 76,6 20,2 3,2
Самомотивация 51,7 37,9 10,3 57,4 34,0 8,5
Эмпатия 50,6 34,5 14,9 40,4 41,5 18,1
Распознавание эмоций других людей 55,2 32,2 12,6 43,6 41,5 14,9
Таблица 1
Уровень развития компонентов эмоционального интеллекта (%) по опросникам Д. Люсина и Н. Холла у студентов медицинского (п=87) и педагогического (п=94) направлений подготовки
Полученные данные по опросникам Д. Люсина и Н. Холла были проверены на нормальность распредления измеренных переменных по критерию Х-Колмогорова-Смирнова. Из таблицы 2 можно увидеть, что данные по всем исследуемым шкалам
поддаются нормальному распределению, кроме шкалы «Эмоциональная осведомленность» по опроснику Н. Холла, что позволяет использовать параметрический критерий для сравнения двух независимых выборок.
Нормальность распределения данных по шкалам опросников Д. Люсина и Н. Холла
Таблица 2
Шкалы N тах Б Критерий К-8
Понимание чужих эмоций 181 0,082 р < .20
Управление чужими эмоциями 181 0,080 р < .20
Управление своими эмоциями 181 0,098 р < .10
Контроль экспрессии 181 0,087 Р < -15
Понимание своих эмоций 181 0,072 р > .20
Межличностный ЭИ 181 0,073 р > .20
Внутриличностный ЭИ 181 0,047 р > .20
Понимание эмоций 181 0,055 р > .20
Управление эмоциями 181 0,047 р > .20
Эмоциональная осведомленность 181 0,104 Р < .05
Управление своими эмоциями 181 0,082 р < .20
Самомотивация 181 0,079 р > .20
Эмпатия 181 0,098 р < .10
Распознавание эмоций других людей 181 0,073 р > .20
Интегративный эмоциональный интеллект 181 0,063 р > .20
С целью оценки достоверности различий полученных результатов по шкалам опросника Д. Люсина на выборке студентов медицинского и педагогического вузов был применен статистический критерий 1:-критерий Стьюдента, позволяющий сравнить две независимые выборки (табл. 3). В результате проведенного статического анализа результатов, полученных по методике Д. Люсина были выявлены статистически значимые различия по следующим шкалам опросника: «Понимание чужих эмоций», «Межличностный эмоциональный интеллект», «Понимание эмоций». У будущих врачей более, чем у будущих пе-
дагогов, развита способность понимать эмоциональные состояния других людей (субшкала опросника «Понимание чужих эмоций») на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса), соответственно, быть более чуткими к внутренним состояниям других людей. Высокие показатели по субшкале «Понимание чужих эмоций», в свою очередь, определили значимость различий в показателях по таким основным шкалам опросника, как «Межличностный эмоциональный интеллект» и «Понимание эмоций», у студентов-медиков, чем у студентов-педагогов.
Оценка достоверности различий результатов студентов педагогического (п=94) и медицинского (п=8у) вузов по шкалам опросника Д. Люсина
Таблица 3
Шкалы Среднее УрГПУ Среднее УГМУ 1-крит. Стьюдента р, уровень значимости Б-крит. Фишера р, уровень значимости
Понимание чужих эмоций 24,09 25,75 -2,43 0,02 1,06 0,77
Управление чужими эмоциями 18,93 19,94 -1,50 0,14 1,25 0,29
Управление своими эмоциями 13,36 13,63 -0,50 0,62 1,09 0,67
Контроль экспрессии 10,73 10,74 0,00 1,00 1,18 0,43
Понимание своих эмоций 17,81 18,54 -1,02 0,31 1,15 0,50
Межличностный ЭИ 43,01 45,69 -2,23 0,03 1,21 0,36
Внутриличностный ЭИ 41,90 42,91 -0,73 0,47 1,12 0,60
Понимание эмоций 41,89 44,29 -2,02 0,05 1,09 0,70
Управление эмоциями 43,02 44,31 -0,98 0,33 1,14 0,54
Оценка достоверности различий по у студентов педагогического университета
опроснику Н. Холла (табл. 4) показала, что значимо выше, чем у студентов
медицинского университета, показатели по такой шкале опросника, как «Эмоциональная осведомленность» - осознание и понимание собственных эмоций через постоянное пополнение своего словаря эмоций, а
также по шкале «Эмпатия» - умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека и готовность оказать поддержку.
Таблица4
Оценка достоверности различий результатов студентов педагогического (п=94) и медицинского (п=8у) вузов по шкалам опросника Н. Холла
Шкалы Среднее УрГПУ Среднее УГМУ 1-крит. Стьюдента р, уровень значимости Б-крит. Фишера р, уровень значимости
Эмоциональная осведомленность 10,94 7,02 4,72 0,001 2,736 0,0001
Управление своими эмоциями 1,00 1,85 -0,79 0,43 1,033 0,875
Самомотивация 5,31 6,46 -1,15 0,25 1,297 0,223
Эмпатия 8,52 6,63 2,07 0,04 1,711 0,011
Распознавание эмоций других людей 7,73 6,51 1,30 0,20 1,023 0,913
Интегративный эмоциональный интеллект 33,50 28,47 1,37 0,17 1,316 0,195
Так как в случае разной численности сравниваемых выборок дисперсия по шкале «Эмоциональная осведомленность» статистически достоверно различается (табл. 5),
то необходимо применить альтернативный параметрическому 1:-критерию Стьюдента непараметрический критерий Ц-Манна-Уитни [21].
Таблица 5.
Оценка достоверности различий результатов студентов педагогического (п=94) и медицинского (п=8у) вузов по шкале «Эмоциональная осведомленность» в опроснике Н. Холла
Шкалы Сумма рангов УрГПУ Сумма рангов УГМУ Ц-Манна-Уитни Ъ р, критерий значимости
Эмоциональная осведомленность 10029,0 6442,0 2614,0 4,2 0,001
Сравнение по критерию Ц-Манна-Уитни показало, что различия по шкале «Эмоциональная осведомленность» между студентами педагогического и медицинского вузов имеют достоверный характер.
Обсуждение результатов исследования. Полученные нами результаты по опроснику Д. Люсина согласуются с мнением Т.Ф Галиуллиной о том, что способность к сопереживанию и эмоциональная отзывчивость на боль и страдания людей являются важнейшими составляющими профессионального мастерства медицинского работника [5]. Умения понимать и управлять эмоциями других людей выступают для будущих медицинских работников важнейшими условиями для выстраивания доверительных отношений с людьми, обращающимися к ним за медицинской помощью, это является необходимым как для фасили-тации процесса их выздоровления, снижения тревожности, так и для «точной постановки диагноза за счет достижения полного понимания состояния пациента, комплаен-са "врач - пациент", то есть согласия пациента следовать рекомендациям врача» [24].
При этом исследователи отмечают, что ежедневный контакт специалистов помога-
ющих профессий с ситуациями, требующими эмоциональной включенности, приводит в некоторых случаях к профессиональному выгоранию. Так, например, в исследованиях Е. В. Строковой показано, что у врачей, работающих в стационарах, ниже уровень эмпатических способностей, чем у врачей, являющихся кафедральными работниками [29]. Это согласуется с представлениями о том, что длительная и интенсивная эмоциональная нагрузка при развитости межличностного эмоционального интеллекта может влиять на понижение уровня проявления эмпатических способностей. Также снижение уровня эмпатии у студентов-медиков отмечают в своем исследовании В. Н. Шиленок с соавторами, что, возможно, связано с появлением у них реального представления о выбранной профессии. В то же время авторы исследования отмечают увеличение показателя проникающей способности, то есть способности формировать в коммуникации с другими ситуацию доверия, открытости и задушевности [34].
Если у медиков были обнаружены более высокие значения по межличностному интеллекту, чем у педагогов, то показатели
по двум шкалам по методике Н. Холла «Эмпатическая осведомленность» и «Эмпа-тия» значимо выше у педагогов, чем у медиков. Сопоставление результатов уровне-вого сравнения критерием Х2-Пирсона шкал по обеим методиками выявило значимые различия по шкале «Эмоциональной осведомленности», это означает, что у студентов медиков большее количество людей имеет низкие значения по этому компоненту эмоционального интеллекта, соответственно, у студентов педагогического вуза в большей степени представлен средний и высокий уровни по этому показателю (табл. 1). Различия по этому показателю между медиками (среднее значение=7) и педагогами (среднее значение=10,94) в целом по группам также было подтверждено по критерию и-Манна-Уитни (табл. 5). У студентов-педагогов эмоциональная
осведомленность развита на среднем уровне, а у студентов-медиков - на низком, это означает, что будущие учителя больше осознают и понимают свои эмоции, а соответственно, в большей мере, чем будущие медики, осведомлены о своем внутреннем состоянии. Результаты по показателю «Эм-патия» также значимо отличаются у студентов медицинского (среднее значе-ние=6,6з) и педагогического вузов (среднее значение=8,52). А. А. Реан, Я. Л. Коломин-ский отмечают, что эмпатия выступает как значимый механизм социальной перцепции, за счет которого происходят построение образа учащегося и понимание, какой из способов взаимодействия с ним в той или иной ситуации будет более действенным [26]. Эмпатическое понимание как способность видеть внутренний мир и поведение каждого учащегося исходя из его
внутренней позиции рассматривает К. Роджерс, выделяя его как одно из трех основных установок учителя [23]. Эмпатичный педагог, демонстрируя понимание и принятие эмоциональных состояний учащихся, оказывает им содействие в осознании и расширении области психологического пространства их личности, представленной эмоциями и чувствами, а также в приобретении успешного опыта ее персонализации [24]. В этом же ключе Ю. Б. Гиппенрейтер с соавторами отмечает, что развитая эмпатия учителя может выступать значительным фактором, оказывающим влияние на сохранение учениками дисциплины, роста их творческих способностей, достижения ими более высоких академических успехов и более позитивного самоуважения [6]. При этом, как отмечает С. Б. Борисенко, проводившая свое исследование еще в 80-е годы XX века, учителей с высоким уровнем эмпа-тии в школах не более 18% [4]. Такие данные по уровню развития эмпатии среди будущих учителей подтверждаются и на нашей выборке (табл. 1).
Заключение. Анализ различий структуры эмоционального интеллекта показал, что студенты различных направлений статистически отличаются по показателям эмоционального интеллекта. Было выявлено, что студенты, обучающиеся на медицинских направлениях подготовки, имеют более высокий уровень развития межличностного эмоционального интеллекта, а у студентов, обучающихся на педагогических направлениях обучения, выявлено более высокое развитие внутреннего эмоционального интеллекта, связанного с проявлением и пониманием собственных эмоций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова, А. А. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков / А. а. Александрова, Т. В. Гудкова // Молодой ученый. - 2013. - № 5. - С. 617-622.
2. Белобородов, А. М. Устойчивость развития эмоционального интеллекта будущих специалистов / А. М. Белобородов, Э. Э. Сыманюк // Образование и наука. - 2018. - Т. 20, № 7. - С. 109-127. - Б01: 10.17853/1994-5639-2018-7-109-127.
3. Бокуть, Е. Л. Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и толерантности в общении у студентов педагогического университета / Е. Л. Бокуть, Е. В. Губина // Системная психология и социология. - 2015. - № 13. - С. 14-24.
4. Борисенко, С. Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей : дис. ... канд. пед. наук / Борисенко С. Б. - Ворошиловград : ВГПИ, 1988. - 284 с.
5. Галиуллина, Т. Ф. Деонтологическое обоснование теории формирования эмпатической культуры студентов медицинского колледжа / Т. Ф. Галиуллина // Среднее профессиональное образование. -2007. - № 9. - С. 74-76.
6. Гиппенрейтер, Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии: О психологии межличностных отношений / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 61-68.
7. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем ^ / Д. Гоулман ; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013.
8. Двойнин, А. М. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов / А. М. Двой-нин, Г. И. Данилова // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. - 2012. - Вып. 1 (24). - С. 121-134.
9. Иванова, Е. С. Развитие эмоционального интеллекта в рамках программы подготовки специали-стов-профайлеров / Е. С. Иванова // Научный диалог. - 2012. - № 6. - С. 94-106.
10. Корнетов, А. Н. Клиническое значение сниженных показателей эмоционального интеллекта учащихся средней общеобразовательной школы / А. Н. Корнетов, Н. И. Прядухина, С. А. Морева, Е. П. Еремина, Н. Э. Головаха, А. В. Силаева, В. Б. Обуховская // Вестник ТГПУ. - 2015. - № 3 (156). - С. 72-80.
11. Корнилова, Т. В. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятия неопределенности / Т. В. Корнилова, Е. В. Новотоцкая-Власова // Вопросы психологии. -
2009. - № 6. - С. 61-71.
12. Котомина, О. В. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и академической успеваемости студентов университета / О. В. Котомина // Образование и наука. - 2017. - Т. 19, № 10. - С. 91-105. -DOI: 10.17853/1994-5639-2017-10-91-105.
13. Кружкова, О. В. Эмоциональная основа организационного вандализма: теоретическая модель / О. В. Кружкова, И. В. Девятовская, И. В. Воробьева // Российский психологический журнал. - 2018. - Т. 15, № 4. - С. 179-205. - DOI: 10.21702/rpj.2018.4.8.
14. Куракина, А. О. Модель психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта дошкольников / А. О. Куракина // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 11. - С. 546-550.
15. Кутейников, А. Н. Эмоциональный интеллект как фактор адаптации к учебному процессу /
A. Н. Кутейников, Д. Д. Шандлоренко // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2. - С. 5019-5024.
16. Люсин, Д. В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ / Д. В. Люсин, О. О. Марютина, А. С. Степанова // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под. ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
17. Максимова, Л. А. Программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта как основы формирования «мягких» навыков в процессе профессионального самоопределения подростков / Л. А. Максимова, С. А. Шайхуллина // Психология человека в образовании. -2020. - Т. 2, № 4. - С. 311-320. - DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-4-311-320.
18. Маркова, Ю. А. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и успеваемости среди студентов старших курсов медицинских вузов / Ю. А. Маркова, Е. Б. Мареева, Л. Ю. Севидова. - Текст : электронный // Русский медицинский журнал. - 2010. - № 18 (30). - URL: https://www.rmj.ru/articles/ psikhologiya/vzaimosvyazy_sindroma_emocionalynogo_yygoraniya_i_uspevaemosti_sredi_studentov_starshih _kursov_medicinskih_vuzov/#ixzz50rIgWLBL.
19. Мельникова, М. Л. Копинг-стратегии и защитные механизмы личности студентов-педагогов / М. Л. Мельникова // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 2. - С. 84-98. - DOI: 10.26170/po20-02-10.
20. Мещерякова, И. Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе / И. Н. Мещерякова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. -
2010. - № 81 (1). - С. 157-161.
21. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учебное пособие / А. Д. Наследов. - СПб. : Речь, 2004. - 392 с.
22. Неволина, В. В. Исследование структурных компонентов эмоционального интеллекта студентов медицинского вуза / В. В. Неволина // Дискуссия. - 2015. - № 5. - С. 139-143.
23. Низовая, Т. Н. Педагогические идеи К. Роджерса в современной теории и практике обучения и воспитания в США : дис. ... канд. пед. наук / Низовая Т. Н. - Волгоград, 2004. - 180 с.
24. Олифирович, Н. И. Эмпатические компетенции как фактор предупреждения эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий / Н. И. Олифирович, Т. Е. Яценко / / Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты, Чита, 29 февраля - 05 2016 года / отв. ред. С. Т. Кохан. - Чита : Забайкальский государственный университет, 2016. - С. 1212-1219.
25. Полянова, Л. М. Концепции эмоционального интеллекта в современной практике управления / Л. М. Полянова // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 2. - С. 18-20.
26. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 416 с. - (Серия «Мастера психологии»).
27. Рычкова, О. В. Эмоциональный интеллект при шизофрении / О. В. Рычкова, Н. А. Соина, Г. Л. Гу-ревич // Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра СО РАМН. - 2013. - № 6 (94). - С. 59-64.
28. Светличная, Т. Г. Эмоциональный интеллект как инструмент повышения медицинской эффективности здравоохранения / Т. Г. Светличная, Е. Ю. Зуева, К. Г. Вилова // Экология человека. - 2014. -№ 10. - С. 54-60.
29. Строкова, Е. В. Особенности темперамента и эмпатические способности у врачей кардиологического стационара и сотрудников терапевтической кафедры медицинского университета / Е. В. Строкова, Е. А. Наумова, Ю. Г. Шварц // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -
2011. - № 11. - С. 64.
30. Фурсова, Д. В. Эмоциональный интеллект как условие учебной успешности студента-психолога / Д. В. Фурсова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 5 (42). - С. 87-89.
31. Чиркина, Е. А. Дидактические средства формирования эмоционального интеллекта студентов, будущих специалистов в сфере помогающих профессий / Е. А. Чиркина // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 3 (10). - С. 254-257.
32. Шемет, В. А. Нарушения эмоционального интеллекта у пациентов с шизофренией / В. А. Шемет,
B. А. Карпюк // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. - 2013. - № 2. -
C. 57-59.
33. Штроо, В. А. Эмоциональный интеллект участников как фактор эффективности деловых переговоров / В. А. Штроо, С. Ю. Серов // Организационная психология. - 2011. - Т. 1, № 1. - С. 8-23.
34. Эмпатические способности студентов УО ВГМУ / В. Н. Шиленок, И. В. Городецкая, М. Е. Смирнова, К. Р. Горецкая // Инновационные обучающие технологии в медицине : сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с международным участием, Витебск, 02 июня 2017 года. -Витебск : Витебский государственный медицинский университет, 2017. - С. 396-400.
35. Abdollahi, A. Emotional intelligence moderates perfectionism and test anxiety among Iranian students / A. Abdollahi, Mansor Abu Talib // School Psychology International. - 2015. - Vol. 36 (5). - Р. 498-512.
36. Adilogullari, I. y §enel, E. (2014). Examination of the relationship between general self-efficacy beliefs, emotional intelligence levels and emotional self-efficacy levels of students in school of physical education and sport / I. Adilogullari y E. §enel // Anthropologist. - 2014. - No. 18 (3). - P. 893-902.
37. Bar-On, R. The handbook of emotional intelligence: theory, development, assessment, and application at home, school, and in the workplace / R. Bar-On y J. Parker // Intelligence. - 2000. - No. 30. - P. 209-219. -DOI: 10.1016^0160-2896(01)00084-8.
38. Gill Lesley, J. A systems approach to developing emotional intelligence using the self-awareness engine of growth model / Gill Lesley, J., Philip L. Ramsey, Sarah I. Leberman // Systemic practice and action research. -2015, December. - Vol. 28, issue 6. - Р. 575-594.
39. Hodzic, S. The effects of emotional competences training among unemployed adults: a longitudinal study / S. Hodzic, P. Ripoll, C. Bernal // Applied psychology: health and well-being. - 2015. - No. 7 (3). - Р. 275-292.
40. Hui-Hua, Z. Schutte Personality, emotional intelligence and other-rated task performance / Z. Hui-Hua, S. Nicola // Personality and Individual Differences. - 2015. - Vol. 87. - Р. 298-301.
41. Maguire, R. Engaging students emotionally: the role of emotional intelligence in predicting cognitive and affective engagement in higher education / R. Maguire, A. Egan, P. Hyland, P. Maguire // Higher Education Research & Development. - 2017. - No. 36 (2). - Р. 343-357.
42. Mayer, J. D. The ability model of emotional intelligence: Principles and updates / J. D. Mayer, D. R. Caruso, P. Salovey // Emotion Review. - 2016. - No. 8. - P. 1-11. - DOI: 10.1177/1754073916639667.
43. Radu, C. Emotional Intelligence - How do we motivate our students? / C. Radu // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - No. 141. - Р. 271-274.
44. Rivers, S. E. Improving the social and emotional climate of classrooms: A clustered randomized controlled trial testing the RULER approach / S. E. Rivers, M. A. Brackett, M. R. Reyes, N. A. Elbertson, P. Salovey // Prevention Science. - 2013. - No. 14 (1). - P. 77-87. - DOI: 10.1007/s11121-012- 0305-2.
45. Wang, N. Assessing students' emotional competence in higher education: Development and validation of the widener emotional learning scale / N. Wang, T. Young, S. C. Wilhite, G. Marczyk // Journal of Psychoeduca-tional Assessment. - 2011. - № 29 (1). - Р. 47-62.
REFERENCES
1. Aleksandrova, A. A., Gudkova, T. V. (2013). Gendernyi aspekt v izuchenii emotsional'nogo intellekta u podrostkov [Gender Aspect in the Study of Emotional Intelligence in Adolescents]. In Molodoi uchenyi. No. 5, pp. 617-622.
2. Beloborodov, A. M., Symanyuk, E. E. (2018). Ustoichivost' razvitiya emotsional'nogo intellekta budush-chikh spetsialistov [Sustainability of the Development of Emotional Intelligence of Future Specialists]. In Obra-zovanie i nauka. Vol. 20. No. 7, pp. 109-127. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-7-109-127.
3. Bokut', E. L., Gubina, E. V. (2015). Izuchenie vzaimosvyazi emotsional'nogo intellekta i tolerantnosti v obshchenii u studentov pedagogicheskogo universiteta [The Study of the Relationship of Emotional Intelligence and Tolerance in Communication among Students of the Pedagogical University]. In Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya. No. 13, pp. 14-24.
4. Borisenko, S. B. (1988). Metody formirovaniya i diagnostiki empatii uchitelei [Methods for the Formation and Diagnosis of Teachers' Empathy]. Dis. ... kand. ped. nauk. Voroshilovgrad, VGPI. 284 p.
5. Galiullina, T. F. (2007). Deontologicheskoe obosnovanie teorii formirovaniya empaticheskoi kul'tury studentov meditsinskogo kolledzha [Deontological Substantiation of the Theory of the Formation of Empathic Culture of Medical College Students]. In Sredneeprofessional'noe obrazovanie. No. 9, pp. 74-76.
6. Gippenreiter, Yu. B., Karyagina, T. D., Kozlova, E. N. (1993). Fenomen kongruentnoi empatii: O psikhologii mezhlichnostnykh otnoshenii [The Phenomenon of Congruent Empathy: On the Psychology of Interpersonal Relations]. In Voprosy psikhologii. No. 4, pp. 61-68.
7. Goulman, D. (2013). Emotsional'nyi intellekt. Pochemu on mozhet znachit' bol'she, chem IQ [Emotional Intelligence. Why It Can Mean More Than IQ] / transl. by A. P. Isaeva. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber.
8. Dvoinin, A. M., Danilova, G. I. (2012). Emotsional'nyi intellekt i refleksivnost'studentov-psikhologov [Emotional Intelligence and Reflexivity of Psychology Students]. In Vestnik PSTGU. Seriya IV: Pedagogika. Psikhologiya. Issue 1 (24), pp. 121-134.
9. Ivanova, E. S. (2012). Razvitie emotsional'nogo intellekta v ramkakh programmy podgotovki spetsiali-stov-profailerov [Development of Emotional Intelligence within the Framework of the Training Program for Professional Profilers]. In Nauchnyi dialog. No. 6, pp. 94-106.
10. Kornetov, A. N., Pryadukhina, N. I., Moreva, S. A., Eremina, E. P., Golovakha, N. E., Silaeva, A. V., Obu-khovskaya, V. B. (2015). Klinicheskoe znachenie snizhennykh pokazatelei emotsional'nogo intellekta uchash-chikhsya srednei obshcheobrazovatel'noi shkoly [Clinical Significance of Reduced Indicators of Emotional Intelligence of Students of Secondary General Education School]. In Vestnik TGPU. No. 3 (156), pp. 72-80.
11. Kornilova, T. V., Novototskaya-Vlasova, E. V. (2009). Sootnoshenie urovnei nravstvennogo samosoz-naniya, emotsional'nogo intellekta i prinyatiya neopredelennosti [Correlation between the Levels of Moral Self-Awareness, Emotional Intelligence and the Acceptance of Uncertainty]. In Voprosy psikhologii. No. 6, pp. 61-71.
12. Kotomina, O. V. (2017). Issledovanie vzaimosvyazi emotsional'nogo intellekta i akademicheskoi uspe-vaemosti studentov universiteta [Study of the Relationship between Emotional Intelligence and Academic Per-
formance of University Students]. In Obrazovanie i nauka. Vol. 19. No. 10, pp. 91-105. DOI: 10.17853/1994-56392017-10-91-105.
13. Kruzhkova, O. V., Devyatovskaya, I. V., Vorobyeva, I. V. (2018). Emotsional'naya osnova organizatsion-nogo vandalizma: teoreticheskaya model' [The Emotional Basis of Organizational Vandalism: A Theoretical Model]. In Rossiiskiipsikhologicheskii zhurnal. Vol. 15. No. 4, pp. 179-205. DOI: 10.21702/rpj.2018.4.8.
14. Kurakina, A. O. (2013). Model' psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya razvitiya emotsional'nogo intellekta doshkol'nikov [Model of Psychological and Pedagogical Support for the Development of Emotional Intelligence of Preschoolers]. In Fundamental'nye issledovaniya. No. 11, pp. 546-550.
15. Kuteinikov, A. N., Shandlorenko, D. D. (2015). Emotsional'nyi intellekt kak faktor adaptatsii k uchebno-mu protsessu [Emotional Intelligence as a Factor of Adaptation to the Educational Process]. In Fundamental'nye issledovaniya. No. 2, pp. 5019-5024.
16. Lyusin, D. V., Maryutina, O. O., Stepanova, A. S. (2004). Struktura emotsional'nogo intellekta i svyaz' ego komponentov s individual'nymi osobennostyami: empiricheskii analiz [The Structure of Emotional Intelligence and the Relationship of Its Components with Individual Characteristics: Empirical Analysis]. In Lyusin, D. V., Ushakov, D. V. (Eds.). Sotsial'nyi intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya. Moscow, Izdatel'stvo «Institut psikhologii RAN».
17. Maksimova, L. A., Shaikhullina, S. A. (2020). Programma psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeni-ya razvitiya emotsional'nogo intellekta kak osnovy formirovaniya «myagkikh» navykov v protsesse profession-al'nogo samoopredeleniya podrostkov [The Program of Psychological and Pedagogical Support for the Development of Emotional Intelligence as the Basis for the Formation of "Soft" Skills in the Process of Professional Self-Determination of Adolescents]. In Psikhologiya cheloveka v obrazovanii. Vol. 2. No. 4, pp. 311-320. DOI: 10.33910/2686-9527-2020-2-4-311-320.
18. Markova, Yu. A., Mareeva, E. B., Sevidova, L. Yu. (2010). Vzaimosvyaz' sindroma emotsional'nogo vygo-raniya i uspevaemosti sredi studentov starshikh kursov meditsinskikh vuzov [The Relationship of Burnout Syndrome and Academic Performance among Senior Students of Medical Universities]. In Russkii meditsinskii zhurnal. No. 18 (30). URL: https://www.rmj.ru/articles/psikhologiya/vzaimosvyazy_sindroma_emocionalynogo_ vygoraniya_i_uspevaemosti_sredi_studentov_starshih_kursov_medicinskih_vuzov/#ixzz50rIgWLBL.
19. Mel'nikova, M. L. (2020). Koping-strategii i zashchitnye mekhanizmy lichnosti studentov-pedagogov [Coping Strategies and Personal Protective Mechanisms of Student Teachers]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 2, pp. 84-98. DOI: 10.26170/po20-02-10.
20. Meshcheryakova, I. N. (2010). Formirovanie emotsional'nogo intellekta studentov-psikhologov v protsesse obucheniya v vuze [Formation of the Emotional Intelligence of Psychology Students in the Process of Studying at a University]. In Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. No. 81 (1), pp. 157-161.
21. Nasledov, A. D. (2004). Matematicheskie metody psikhologicheskogo issledovaniya. Analiz i interpre-tatsiya dannykh [Mathematical Methods of Psychological Research. Data Analysis and Interpretation]. Saint Petersburg, Rech'. 392 p.
22. Nevolina, V. V. (2015). Issledovanie strukturnykh komponentov emotsional'nogo intellekta studentov meditsinskogo vuza [Study of the Structural Components of the Emotional Intelligence of Medical Students]. In Diskussiya. No. 5, pp. 139-143.
23. Nizovaya, T. N. (2004). Pedagogicheskie idei K. Rodzhersa v sovremennoi teorii i praktike obucheniya i vospitaniya v SShA [Pedagogical Ideas of K. Rogers in the Modern Theory and Practice of Teaching and Education in the USA]. Dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd. 180 p.
24. Olifirovich, N. I., Yatsenko, T. E. (2016). Empaticheskie kompetentsii kak faktor preduprezhdeniya emotsional'nogo vygoraniya spetsialistov pomogayushchikh professii [Empathic Competencies as a Factor in Preventing Emotional Burnout of Specialists Helping the Profession]. In Kokhan, S. T. (Ed.). Sostoyanie zdorov'ya: meditsinskie, sotsial'nye i psikhologo-pedagogicheskie aspekty, Chita, 29 fevralya - 05 2016 goda. Chita, Za-baikal'skii gosudarstvennyi universitet, pp. 1212-1219.
25. Polyanova, L. M. (2015). Kontseptsii emotsional'nogo intellekta v sovremennoi praktike upravleniya [Concepts of Emotional Intelligence in Modern Management Practice]. In Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. No. 2, pp. 18-20.
26. Rean, A. A., Kolominsky, Ya. L. (2000). Sotsial'naya pedagogicheskaya psikhologiya [Social Pedagogical Psychology]. Saint Petersburg, Izdatel'stvo «Piter». 416 p.
27. Rychkova, O. V., Soina, N. A., Gurevich, G. L. (2013). Emotsional'nyi intellekt pri shizofrenii [Emotional Intelligence in Schizophrenia]. In Byulleten' Vostochno-Sibirskogo nauchnogo tsentra SO RAMN. No. 6 (94), pp. 59-64.
28. Svetlichnaya, T. G., Zueva, E. Yu., Vilova, K. G. (2014). Emotsional'nyi intellekt kak instrument povysheniya meditsinskoi effektivnosti zdravookhraneniya [Emotional Intelligence as a Tool to Improve the Medical Efficiency of Healthcare]. In Ekologiya cheloveka. No. 10, pp. 54-60.
29. Strokova, E. V., Naumova, E. A., Shvarts, Yu. G. (2011). Osobennosti temperamenta i empaticheskie sposobnosti u vrachei kardiologicheskogo statsionara i sotrudnikov terapevticheskoi kafedry meditsinskogo uni-versiteta [Features of Temperament and Empathic Abilities in Doctors of a Cardiological Hospital and Employees of the Therapeutic Department of a Medical University]. In Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamen-tal'nykh issledovanii. No. 11, p. 64.
30. Fursova, D. V. (2013). Emotsional'nyi intellekt kak uslovie uchebnoi uspeshnosti studenta-psikhologa [Emotional Intelligence as a Condition for Educational Success of a Student-Psychologist]. In Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. No. 5 (42), pp. 87-89.
31. Chirkina, E. A. (2012). Didakticheskie sredstva formirovaniya emotsional'nogo intellekta studentov, bu-dushchikh spetsialistov v sfere pomogayushchikh professii [Didactic Means of Forming the Emotional Intelligence of Students, Future Professionals in the Field of Helping Professions]. In Vektor nauki TGU. No. 3 (10), pp. 254-257.
32. Shemet, V. A., Karpyuk, V. A. (2013). Narusheniya emotsional'nogo intellekta u patsientov s shizofreniei [Emotional Intelligence Disorders in Patients with Schizophrenia]. In Zhurnal Grodnenskogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta. No. 2, pp. 57-59.
33. Shtroo, V. A., Serov, S. Yu. (2011). Emotsional'nyi intellekt uchastnikov kak faktor effektivnosti delovykh peregovorov [Emotional Intelligence of Participants as a Factor in the Effectiveness of Business Negotiations]. In Organizatsionnaya psikhologiya. Vol. 1. No. 1, pp. 8-23.
34. Shilenok, V. N., Gorodetskaya, I. V., Smirnova, M. E., Goretskaya, K. R. (2017). Empaticheskie sposob-nosti studentov UO VGMU [Empathic Abilities of Students of EE VSMU]. In Innovatsionnye obuchayushchie tekhnologii v meditsine: sbornik materialov Respublikanskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdu-narodnym uchastiem, Vitebsk, 02 iyunya 2017 goda. Vitebsk, Vitebskii gosudarstvennyi meditsinskii universitet, pp. 396-400.
35. Abdollahi, A., Mansor, Abu Talib. (2015). Emotional Intelligence Moderates Perfectionism and Test Anxiety among Iranian Students. In School Psychology International. Vol. 36 (5), pp. 498-512.
36. Adilogullari, I. y §enel, E. (2014). Examination of the Relationship between General Self-Efficacy Beliefs, Emotional Intelligence Levels and Emotional Self-Efficacy Levels of Students in School of Physical Education and Sport. In Anthropologist. No. 18 (3), pp. 893-902.
37. Bar-On, R. y Parker, J. (2000). The Handbook of Emotional Intelligence: Theory, Development, Assessment, and Application at Home, School, and in the Workplace. In Intelligence. No. 30, pp. 209-219. DOI: 10.1016^0160-2896(01)00084-8.
38. Gill, Lesley J., Philip, L. Ramsey, Sarah, I. Leberman. (2015). A Systems Approach to Developing Emotional Intelligence Using the Self-Awareness Engine of Growth Model. In Systemic practice and action research. Vol. 28. Issue 6, pp. 575-594.
39. Hodzic, S., Ripoll, P., Bernal, C. (2015). The Effects of Emotional Competences Training among Unemployed Adults: A Longitudinal Study. In Applied psychology: health and well-being. No. 7 (3), pp. 275-292.
40. Hui-Hua, Z., Nicola, S. (2015). Schutte Personality, Emotional Intelligence and Other-Rated Task Performance. In Personality and Individual Differences. Vol. 87, pp. 298-301.
41. Maguire, R., Egan, A., Hyland, P., Maguire, P. (2017). Engaging Students Emotionally: The Role of Emotional Intelligence in Predicting Cognitive and Affective Engagement in Higher Education. In Higher Education Research & Development. No. 36 (2), pp. 343-357.
42. Mayer, J. D., Caruso, D. R., Salovey, P. (2016). The Ability Model of Emotional Intelligence: Principles and Updates. In Emotion Review. No. 8, pp. 1-11. DOI: 10.1177/1754073916639667.
43. Radu, C. (2014). Emotional Intelligence - How Do We Motivate Our Students? In Procedia — Social and Behavioral Sciences. No. 141, pp. 271-274.
44. Rivers, S. E., Brackett, M. A., Reyes, M. R., Elbertson, N. A., Salovey, P. (2013). Improving the Social and Emotional Climate of Classrooms: A Clustered Randomized Controlled Trial Testing the RULER Approach. In Prevention Science. No. 14 (1), pp. 77-87. DOI: 10.1007/s11121-012- 0305-2.
45. Wang, N., Young, T., Wilhite, S. C., Marczyk, G. (2011). Assessing Students' Emotional Competence in Higher Education: Development and Validation of the Widener Emotional Learning Scale. In Journal of Psy-choeducational Assessment. No. 29 (1), pp. 47-62.