Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СОТРУДНИКОВ РОСГВАРДИИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СОТРУДНИКОВ РОСГВАРДИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ / СОТРУДНИКИ РОСГВАРДИИ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ ПИРСОНА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Усольцева Полина Александровна

В статье описаны результаты научного исследования взаимосвязи профессионального выгорания и стратегий поведения в конфликте у сотрудников Росгвардии. Рассмотрены подходы к пониманию профессионального выгорания и стратегий поведения в конфликте в научной литературе. Представлены характеристики факторов, влияющих на формирование профессионального выгорания у сотрудников Росвардии, а также использования ими стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых производится анализ связи профессионального выгорания и стратегий поведения в конфликте у сотрудников Росгвардии с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дворцова Елена Валерьевна, Усольцева Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF PROFESSIONAL BURNOUT AND STRATEGIES OF BEHAVIOR IN CONFLICT

The article describes the results of a scientific study of the relationship between professional burnout and conflict behavior strategies among employees of the National Guard. Approaches to understanding professional burnout and strategies of behavior in conflict in the scientific literature are considered. The characteristics of the factors influencing the formation of professional burnout among employees of Rosvardia, as well as their use of behavior strategies in conflict situations, are presented. The research methods used are described, the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which analyze the relationship between professional burnout and behavior strategies in conflict among employees of the Russian Guard using the Pearson correlation coefficient.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У СОТРУДНИКОВ РОСГВАРДИИ»

7. Литвинова, Н.Ю. Взаимосвязь эмоционального, субъективного и психологического в структуре феномена благополучия личности / Н.Ю. Литвинова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 3(94). - С. 50-53

8. Олесов, Н.П. Формирование здорового образа жизни студентов на основе этнокультурного воспитания / Н.П. Олесов // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 3(88). - С. 52-54

9. Пазухина, С.В. Типы адаптации студентов к условиям обучения в цифровой среде / С.В. Пазухина // Гуманитарные науки. - 2020. - № 4. - С. 41-47

10. Приставко, К.В. Целеполагание в обучении иностранному языку / К.В. Приставко // Научно-педагогическое обозрение. - 2021. - № 5(39). - С. 67-77

11. Трушкова, Е.Л. Влияние социальной активности студентов, участвующих в общественных организациях, на формирование ценностных ориентаций / Е.Л. Трушкова, А.С. Трушков // Мир науки, культуры, образования. - 2022. -№ 5(96). - С. 69-71

12. Чердымова, Е.Л. Синдром эмоционального выгорания специалиста / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мачнев. - Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. - 124 с.

13. Чутко, Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. - Москва: МЕДпресс-информ, 2014. - 256 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Дворцова Елена Валерьевна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Усольцева Полина Александровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У

СОТРУДНИКОВ РОСГВАРДИИ

Аннотация. В статье описаны результаты научного исследования взаимосвязи профессионального выгорания и стратегий поведения в конфликте у сотрудников Росгвардии. Рассмотрены подходы к пониманию профессионального выгорания и стратегий поведения в конфликте в научной литературе. Представлены характеристики факторов, влияющих на формирование профессионального выгорания у сотрудников Росвардии, а также использования ими стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Описаны используемые методы исследования, охарактеризована выборка. Представлены результаты эмпирического исследования, в которых производится анализ связи профессионального выгорания и стратегий поведения в конфликте у сотрудников Росгвардии с использованием коэффициента корреляции Пирсона.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, стратегии поведения в конфликте, сотрудники Росгвардии, конфликтные ситуации, коэффициент корреляции Пирсона.

Annotation. The article describes the results of a scientific study of the relationship between professional burnout and conflict behavior strategies among employees of the National Guard. Approaches to understanding professional burnout and strategies of behavior in conflict in the scientific literature are considered. The characteristics of the factors influencing the formation of professional burnout among employees of Rosvardia, as well as their use of behavior strategies in conflict situations, are presented. The research methods used are described, the sample is characterized. The results of an empirical study are presented, which analyze the relationship between professional burnout and behavior strategies in conflict among employees of the Russian Guard using the Pearson correlation coefficient.

Key words: professional burnout, conflict behavior strategies, National Guard employees, conflict situations, Pearson's correlation coefficient.

Введение. Работа сотрудников правоохранительных органов происходит в сложных условиях, где на них воздействуют высокое напряжение и другие факторы социальной среды. Для сотрудников Росгвардии важны определенные психологические качества, которые необходимы для успешного выполнения поставленных задач. Экстремальная ситуация в работе правоохранительных органов означает выполнение оперативно-служебных задач, которые связаны с высокими умственными, физическими и психическими нагрузками, а также угрозой для жизни и здоровья, что может привести к профессиональному выгоранию.

Сотрудники Росгвардии являются представителями профессии, где на них оказывает воздействие не самая благоприятная среда из-за интенсивного взаимодействия с недоброжелательными и незаконопослушными гражданами. Это может негативно сказываться на их психическом здоровье, служебных и личных взаимоотношениях, а также увеличивать риск возникновения конфликтных ситуаций. Анализ проблемы показывает, что за последнее время количество профессиональных конфликтов среди сотрудников ОВД значительно увеличилось.

Таким образом, актуальность нашей проблемы заключается в том, что все вышеперечисленные факторы могут стать причиной профессионального выгорания и выбора неправильных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Изложение основного материала статьи. С течением времени сотрудники Росгвардии все больше подвергаются такому известному явлению, как профессиональное выгорание, поскольку сотрудники силовых структур вынуждены работать в условиях повышенного риска и постоянной напряженности.

Первым, кто стал изучать феномен выгорания человека, связанного с его профессиональной деятельностью, стал американский психиатр Г. Фрейденбергер. Он вводит определение «burnout» - выгорание, и понимает его как состояние, которое характеризуется увеличивающимся эмоциональным истощением. А также автор указывает, что состояние выгорания является совокупностью мотивационных и эмоциональных проблем человека [4].

Описывая профессиональное выгорание, С.В. Королева и Ю.Н. Марчук, представляют данный феномен, как специфический вид профессионального заболевания сотрудников, которые в силу профессии должны взаимодействовать с людьми. Авторы выделяют ухудшение эмоциональной, мотивационной, физиологической и коммуникационной сфер жизни сотрудника. Ухудшение в рассмотренных сферах сопровождаются такими симптомами профессионального выгорания, как бессонница, усталость, головокружение, раздражительность, тревожность, преобладание пессимистического настроения, безразличие к окружающему, низкий интерес к своей профессии, апатия и желание снизить общение с людьми. В исследовании мы будем опираться на их теорию [3].

Изучая современное состояние проблемы эмоционального выгорания в психологической науке, В.Н. Князев и К.А Ремизова ссылаются на термин «эмоциональное выгорание», данное В. В. Бойко. По его мнению, эмоциональное выгорание является усвоенным стереотипом профессионального поведения. Синдром эмоционального выгорания, развивается совместно с хроническим стрессом. Результатом исследуемого синдрома является истощение эмоциональных, энергетических и творческих ресурсов, используемых человеком для успешного выполнения им профессиональных задач [2].

Работа сотрудника Росгвардии включает в себя определенный стиль поведения, который состоит из различных методов и тактик, направленных на успешное разрешение конфликтов. Для анализа стратегий поведения личности в конфликтных ситуациях была разработана двухмерная модель К. Томаса и Р. Килменна. Она основывается на ориентировании участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. Согласно этой модели, конфликтное поведение выстраивается на основе системы координат, где по горизонтальной оси определяется степень настойчивости в достижении собственных целей, а по вертикальной - степень уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров.

Модель К. Томаса и Р. Килменна имеет четыре основных стратегии поведения в конфликтной ситуации. Минимальная заинтересованность по обеим осям приводит к стратегии избегания, максимальная по вертикальной оси - к стратегии соперничества, а по горизонтальной - к стратегии приспособления. Только сочетание максимальной заинтересованности по обеим осям позволяет достичь сотрудничества. Компромисс является средним положением между двумя осями.

К. Томас также выделяет пять основных способов поведения в конфликтной ситуации: соревнование, приспособление, избегание, компромисс и сотрудничество. Однако каждый из этих способов может быть подходящим только в определенной жизненной ситуации.

Поэтому, знание различных стратегий поведения и умение адекватно их применять помогут сотрудникам Росгвардии эффективно управлять конфликтами в рамках своей работы. Профессиональное выгорание непосредственно влияет на психологическое состояние сотрудников МВД. Как уже отмечалось вше, им постоянно необходимо контактировать с правонарушителями, потерпевшими, свидетелями и др., что заставляет сотрудников находиться в физическом и эмоциональном напряжении, растрачивая свои ресурсы. Указанная нагрузка усиливается в связи с ненормированным графиком работы. При длительном воздействии данных факторов происходит снижение мнемических, аттенционных, коммуникативных и эмоционально-волевых качеств сотрудника Росгвардии, что негативно влияет на выполнение функциональных обязанностей, смещаются акценты деятельности, появляются признаки эмоционального выгорания, снижается стрессоустойчивость сотрудников.

Профессиональное выгорание может привести к серьезным изменениям в личности сотрудников Росгвардии, особенно в области межличностного общения с людьми. В результате возникают когнитивные искажения, которые влияют на восприятие ситуации, оценку, планирование и прогнозирование адекватных действий в стандартных и экстремальных межличностных ситуациях. Это может привести к выбору деструктивной стратегии поведения в напряженных ситуациях, что является серьезной проблемой для сотрудников МВД. Поэтому необходимо предпринимать меры по предотвращению профессионального выгорания и поддержанию психологического здоровья сотрудников Росгвардии.

В нашем исследовании использовались такие методы, как теоретический анализ литературы, психодиагностическое тестирование, метод математико-статистической обработки (коэффициент корреляции Пирсона). Для получения эмпирического материала мы применяли следующие психодиагностические методики: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко; «Профессиональное выгорание» Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова; «Поведение в конфликтной ситуации» Томаса-Килманна; «Оценка стратегий поведения в конфликте» Дж. Г. Скотт.

Для достижения целей нашего исследования мы составили выборку, которая состояла из 20 сотрудников Росгвардии по г. Междуреченску. Подавляющее большинство опрошенных (76%) являются мужчинами в возрасте от 27 до 42 лет. Также среди респондентов присутствуют женщины (24 % выборки) от 32 до 39 лет. Таким образом, в соответствии с периодизацией возрастного развития (классификация Б.Г. Ананьева) все респонденты относятся к периоду среднего возраста, в котором выделяют два периода: первый период зрелости - от 21 до 35 лет, второй период зрелости - от 3б до 60 лет. Подавляющее большинство респондентов (54 %) относятся к первому периоду зрелости среднего возраста - от 21 до 35 лет. Другая часть респондентов (46 %) входят во второй период зрелости среднего возраста - от 36 до 60 лет.

Поскольку, в силу специфики организации Росгвардии г. Междуреченска разглашение индивидуальных данных о воинском звании, должности и стаже работы находится под запретом, то индивидуально по каждому респонденту указанные выше данные не фиксировалось.

По методике «Профессиональное выгорание» Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова для большинства сотрудников (60%) профессиональное выгорание находится на высоком уровне. Такие сотрудники проявляют агрессивность, неадекватность в восприятии людей и ситуаций, а также потерю вкуса к жизни. Мы обосновываем это тем, что специфика служебной деятельности сотрудников Росгвардии связана с частым переживанием стрессогенных факторов, такими как взаимодействие с большим количеством людей, работа с огнестрельным оружием, высокой регламентацией профессиональной деятельности и ее приказной обязательный характер.

По методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко большинство сотрудников Росгвардии 60% на стадии формирования эмоционального выгорания. Такие сотрудники могут преодолевать возникающие жизненные трудности, вызывающие стресс. Они обладают необходимым количеством личностных ресурсов (подвижность нервных процессов, уравновешенность, развитый социальный и эмоциональный интеллект, переключаемость внимания, развитая эмоционально-волевая регуляция), чтобы эффективно справляться со стрессогенными факторами, связанными с профессиональной деятельностью. Однако специфика служебной деятельности сотрудников Россгвардии, а именно работа с оружием, взаимодействие со специфичным контингентом и высокая регламентация деятельности, отражается на их психике. Возникшее стрессовое воздействие может неопределенное время переживаться сотрудником, что повысит уровень его отвлекаемости, раздражительности, способствует «уходу в себя», а также временному нарушению мыслительных и интеллектуальных способностей сотрудника.

Полученные результаты по методике «Поведение в конфликтной ситуации» Томаса-Килманна свидетельствуют о том, что у большинства респондентов (35%) преобладает сопернический стиль поведения в конфликте. Мы считаем, что такой стиль может использовать человек, обладающий сильной волей, не очень заинтересованный в сотрудничестве, и стремящийся в первую очередь, удовлетворить собственные интересы.

По результатам методики «Оценка стратегий поведения в конфликте» Дж.Г. Скотта, у большинства респондентов (40%) преобладает такой стиль поведения в конфликте, как настойчивость. Мы предполагаем, что для таких сотрудников характерно стремление добиваться удовлетворения своих интересов, отстаивание своих интересов до конца, иногда в ущерб другим.

В процессе корреляционного анализа полученных данных мы выявили статистически значимые связи между профессиональным выгоранием и стратегиями поведения в конфликте у сотрудников Росгвардии.

Критическое значение коэффициента корреляции Пирсона составило 0,42, при p<0,05 и 0,54, при p<0,01.

Сильные отрицательные статистически значимые связи имеются между профессиональным выгоранием и стратегиями «Сотрудничество» (r = -0,940; p < 0,01), «Компромисс» (r = -0,802; p < 0,01) по методике «Поведение в конфликтной ситуации» Томаса-Килманна. Также наблюдаются отрицательные связи профессионального выгорания с такими стратегиями поведения в конфликте, как «Компромисс» (r = -0,495; p < 0,05) и «Сотрудничество» (r = -0,577; p < 0,01) по методике «Оценка стратегий поведения в конфликте» Дж. Г. Скотта. Из этого следует, что чем выше уровень профессионального выгорания сотрудников Росгвардии, тем ниже такие стратегии поведения в конфликте, как «Сотрудничество» и «Компромисс». Мы предполагаем, что при развитом уровне профессионального выгорания, сотрудники испытывают ощущение хронической усталости, пониженную работоспособность, потерю энтузиазма на работе, нервные срывы, сокращают число контактов, что в свою очередь не приводит к выбору выше перечисленных стратегий.

Между профессиональным выгоранием и стратегией «Соперничество» (r = 0,752; p < 0,01) отмечается сильная положительная взаимосвязь. Из чего мы заключаем, что чем выше уровень профессионального выгорания у работников Росгвардии, тем более вероятно, что они будут использовать стратегию "Соперничество" в конфликтных ситуациях. Эта стратегия основана на восприятии личных интересов как более значимых, чем интересы их оппонента. Она является частью деструктивной модели поведения и может приводить к более острой борьбе и конфликту. Однако, использование этой стратегии может быть эффективным, если необходимо защищать свои интересы в ситуации, где другие стратегии могут оказаться менее эффективными. Важно помнить, что выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации должен основываться на взаимной выгоде и уважении, а не на доминировании и превосходстве. Сотрудники в силу специфики служебной деятельности с синдромом профессионального выгорания испытывающие раздражительность, цинизм, грубость, будут выбирать стили «Соперничества» и «Настойчивости» для того чтобы спрятать уязвимость и слабость, появляющуюся в следствии формирования синдрома.

Выводы. Так, мы заключаем, что между профессиональным выгоранием и стратегиями поведения в конфликте у сотрудников Росгвардии имеется взаимосвязь. А именно чем выше профессиональное выгорание, тем выше стратегия соперничества, чем ниже профессиональное выгорание, тем выше компромисс и сотрудничество.

В ходе проведенного исследования по результатам психодиагностического исследования большая часть исследуемых сотрудников Росгвардии имеют уровень профессионального выгорания выше среднего. Для у большинства сотрудников преобладает сопернический стиль поведения в конфликте и настойчивый.

В процессе корреляционного анализа полученных данных мы выявили статистически значимые взаимосвязи между профессиональным выгоранием и стратегиями поведения в конфликте у сотрудников Росгвардии. Чем выше профессиональное выгорание, тем выше стратегия соперничества, чем ниже профессиональное выгорание, тем выше компромисс и сотрудничество.

Заявленная в начале исследования гипотеза о том, что существует взаимосвязь профессионального выгорания со стратегиями поведения в конфликте у сотрудников Росгвардии, а именно: чем выше профессиональное выгорание, тем выше стратегия соперничества, чем ниже профессиональное выгорание, тем выше компромисс и сотрудничество, частично подтверждена.

Литература:

1. Емельянов, С.М. Конфликтология / С.М. Емельянов. - Москва: Издательство Юрайт, 2018 - 322 с. - ISBN 978-5-53502745-7. - Текст: непосредственный.

2. Князев, В.Н. Современное состояние проблемы эмоционального выгорания в психологической науке / В.Н. Князев, К.А. Ремизова. - Текст: электронный // Вестник университета. - 2017. - № 5. - С. 181-189. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennoe-sostoyanie-problemy-emotsionalnogo-vygoraniya-v-psihologicheskoy-nauke (дата обращения: 13.03.2023).

3. Леонтьев Д.А. Психология: учебное пособие / Д.А. Леонтьев, И.Г. Нестерова. - Казань: Бук, 2018. - 92 с. - ISBN 9785-00107-187-9. - Текст: непосредственный.

4. Стебловская, А.В. Теоретическое представление понятия «синдром эмоционального выгорания» в психолого-педагогической литературе / А.В. Стебловская. - Текст: непосредственный // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - № S1. - С. 140-146. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/teoreticheskoe-predstavlenie-ponyatiya-sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-v-psihologo-pedagogicheskoy-literature (дата обращения: 13.03.2023).

Психология

УДК 159.9

доктор биологических наук, профессор кафедры ПиОП Проскурякова Лариса Александровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Кузнецова Галина Олеговна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ МЕЖПОЛУШАРНОЙ

АСИММЕТРИИ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Аннотация. Статья посвящена проблеме социально-психологической адаптации и межполушарной асимметрии среди учащихся средних классов. Представлены результаты теоретического и эмпирического исследований. В теоретической части показаны подходы к пониманию социально-психологической адаптации учащихся. Освещена специфика межполушарной асимметрии и особенности профильного обучения в современной образовательной среде. Представлено описание используемых методов и методик. В эмпирической части продемонстрированы результаты психодиагностики с применяемыми методиками. Описаны денные сравнения показателей социально-психологической адаптации и межполушарной асимметрии учеников традиционного обучения с профильными направлениями. При сравнении учеников традиционного направления с профильными было определено, что учащиеся с повышенной ситуативной тревожностью предпочитают выбирать социально-гуманитарный профиль обучения, а с низкой ситуативной тревожностью -традиционный профиль. Левополушарные подростки делают выбор в пользу физико-математического профиля. Дано и описано предположение о причине выбора подростками определенного профильного обучения.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, межполушарная асимметрия, профильное обучение, учащиеся-подростки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.