Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
63
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ-ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Проскурякова Лариса Александровна, Кузнецова Галина Олеговна

Статья посвящена проблеме социально-психологической адаптации и межполушарной асимметрии среди учащихся средних классов. Представлены результаты теоретического и эмпирического исследований. В теоретической части показаны подходы к пониманию социально-психологической адаптации учащихся. Освещена специфика межполушарной асимметрии и особенности профильного обучения в современной образовательной среде. Представлено описание используемых методов и методик. В эмпирической части продемонстрированы результаты психодиагностики с применяемыми методиками. Описаны денные сравнения показателей социально-психологической адаптации и межполушарной асимметрии учеников традиционного обучения с профильными направлениями. При сравнении учеников традиционного направления с профильными было определено, что учащиеся с повышенной ситуативной тревожностью предпочитают выбирать социально-гуманитарный профиль обучения, а с низкой ситуативной тревожностью - традиционный профиль. Левополушарные подростки делают выбор в пользу физико-математического профиля. Дано и описано предположение о причине выбора подростками определенного профильного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF ADOLESCENTS WITH DIFFERENT TYPES OF HEMISPHERIC ASYMMETRY TO SPECIALIZED TRAINING

The article is devoted to the problem of socio-psychological adaptation and interhemispheric asymmetry among middle school students. The results of theoretical and empirical research are presented. The theoretical part shows approaches to understanding the socio-psychological adaptation of students. The specifics of interhemispheric asymmetry and features of specialized education in the modern educational environment are highlighted. A description of the methods and techniques used is presented. The empirical part demonstrates the results of psychodiagnostics with the methods used. Data comparisons of indicators of socio-psychological adaptation and interhemispheric asymmetry of students of traditional education with specialized areas are described. When comparing students of the traditional direction with profile ones, it was determined that students with increased situational anxiety prefer to choose a social and humanitarian profile of education, and with low situational anxiety - a traditional profile. Left hemispheric adolescents make a choice in favor of a physical and mathematical profile. An assumption is given and described about the reason for the choice of a certain specialized education by teenagers.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Критическое значение коэффициента корреляции Пирсона составило 0,42, при p<0,05 и 0,54, при p<0,01.

Сильные отрицательные статистически значимые связи имеются между профессиональным выгоранием и стратегиями «Сотрудничество» (r = -0,940; p < 0,01), «Компромисс» (r = -0,802; p < 0,01) по методике «Поведение в конфликтной ситуации» Томаса-Килманна. Также наблюдаются отрицательные связи профессионального выгорания с такими стратегиями поведения в конфликте, как «Компромисс» (r = -0,495; p < 0,05) и «Сотрудничество» (r = -0,577; p < 0,01) по методике «Оценка стратегий поведения в конфликте» Дж. Г. Скотта. Из этого следует, что чем выше уровень профессионального выгорания сотрудников Росгвардии, тем ниже такие стратегии поведения в конфликте, как «Сотрудничество» и «Компромисс». Мы предполагаем, что при развитом уровне профессионального выгорания, сотрудники испытывают ощущение хронической усталости, пониженную работоспособность, потерю энтузиазма на работе, нервные срывы, сокращают число контактов, что в свою очередь не приводит к выбору выше перечисленных стратегий.

Между профессиональным выгоранием и стратегией «Соперничество» (r = 0,752; p < 0,01) отмечается сильная положительная взаимосвязь. Из чего мы заключаем, что чем выше уровень профессионального выгорания у работников Росгвардии, тем более вероятно, что они будут использовать стратегию "Соперничество" в конфликтных ситуациях. Эта стратегия основана на восприятии личных интересов как более значимых, чем интересы их оппонента. Она является частью деструктивной модели поведения и может приводить к более острой борьбе и конфликту. Однако, использование этой стратегии может быть эффективным, если необходимо защищать свои интересы в ситуации, где другие стратегии могут оказаться менее эффективными. Важно помнить, что выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации должен основываться на взаимной выгоде и уважении, а не на доминировании и превосходстве. Сотрудники в силу специфики служебной деятельности с синдромом профессионального выгорания испытывающие раздражительность, цинизм, грубость, будут выбирать стили «Соперничества» и «Настойчивости» для того чтобы спрятать уязвимость и слабость, появляющуюся в следствии формирования синдрома.

Выводы. Так, мы заключаем, что между профессиональным выгоранием и стратегиями поведения в конфликте у сотрудников Росгвардии имеется взаимосвязь. А именно чем выше профессиональное выгорание, тем выше стратегия соперничества, чем ниже профессиональное выгорание, тем выше компромисс и сотрудничество.

В ходе проведенного исследования по результатам психодиагностического исследования большая часть исследуемых сотрудников Росгвардии имеют уровень профессионального выгорания выше среднего. Для у большинства сотрудников преобладает сопернический стиль поведения в конфликте и настойчивый.

В процессе корреляционного анализа полученных данных мы выявили статистически значимые взаимосвязи между профессиональным выгоранием и стратегиями поведения в конфликте у сотрудников Росгвардии. Чем выше профессиональное выгорание, тем выше стратегия соперничества, чем ниже профессиональное выгорание, тем выше компромисс и сотрудничество.

Заявленная в начале исследования гипотеза о том, что существует взаимосвязь профессионального выгорания со стратегиями поведения в конфликте у сотрудников Росгвардии, а именно: чем выше профессиональное выгорание, тем выше стратегия соперничества, чем ниже профессиональное выгорание, тем выше компромисс и сотрудничество, частично подтверждена.

Литература:

1. Емельянов, С.М. Конфликтология / С.М. Емельянов. - Москва: Издательство Юрайт, 2018 - 322 с. - ISBN 978-5-53502745-7. - Текст: непосредственный.

2. Князев, В.Н. Современное состояние проблемы эмоционального выгорания в психологической науке / В.Н. Князев, К.А. Ремизова. - Текст: электронный // Вестник университета. - 2017. - № 5. - С. 181-189. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennoe-sostoyanie-problemy-emotsionalnogo-vygoraniya-v-psihologicheskoy-nauke (дата обращения: 13.03.2023).

3. Леонтьев Д.А. Психология: учебное пособие / Д.А. Леонтьев, И.Г. Нестерова. - Казань: Бук, 2018. - 92 с. - ISBN 9785-00107-187-9. - Текст: непосредственный.

4. Стебловская, А.В. Теоретическое представление понятия «синдром эмоционального выгорания» в психолого-педагогической литературе / А.В. Стебловская. - Текст: непосредственный // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - № S1. - С. 140-146. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/teoreticheskoe-predstavlenie-ponyatiya-sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-v-psihologo-pedagogicheskoy-literature (дата обращения: 13.03.2023).

Психология

УДК 159.9

доктор биологических наук, профессор кафедры ПиОП Проскурякова Лариса Александровна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); студент Кузнецова Галина Олеговна

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ МЕЖПОЛУШАРНОЙ

АСИММЕТРИИ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Аннотация. Статья посвящена проблеме социально-психологической адаптации и межполушарной асимметрии среди учащихся средних классов. Представлены результаты теоретического и эмпирического исследований. В теоретической части показаны подходы к пониманию социально-психологической адаптации учащихся. Освещена специфика межполушарной асимметрии и особенности профильного обучения в современной образовательной среде. Представлено описание используемых методов и методик. В эмпирической части продемонстрированы результаты психодиагностики с применяемыми методиками. Описаны денные сравнения показателей социально-психологической адаптации и межполушарной асимметрии учеников традиционного обучения с профильными направлениями. При сравнении учеников традиционного направления с профильными было определено, что учащиеся с повышенной ситуативной тревожностью предпочитают выбирать социально-гуманитарный профиль обучения, а с низкой ситуативной тревожностью -традиционный профиль. Левополушарные подростки делают выбор в пользу физико-математического профиля. Дано и описано предположение о причине выбора подростками определенного профильного обучения.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, межполушарная асимметрия, профильное обучение, учащиеся-подростки.

Annotation. The article is devoted to the problem of socio-psychological adaptation and interhemispheric asymmetry among middle school students. The results of theoretical and empirical research are presented. The theoretical part shows approaches to understanding the socio-psychological adaptation of students. The specifics of interhemispheric asymmetry and features of specialized education in the modern educational environment are highlighted. A description of the methods and techniques used is presented. The empirical part demonstrates the results of psychodiagnostics with the methods used. Data comparisons of indicators of socio-psychological adaptation and interhemispheric asymmetry of students of traditional education with specialized areas are described. When comparing students of the traditional direction with profile ones, it was determined that students with increased situational anxiety prefer to choose a social and humanitarian profile of education, and with low situational anxiety - a traditional profile. Left hemispheric adolescents make a choice in favor of a physical and mathematical profile. An assumption is given and described about the reason for the choice of a certain specialized education by teenagers.

Key words: socio-psychological adaptation, hemispheric asymmetry, specialized education, characteristics of adolescent students.

Введение. Разделение головного мозга на два симметричных, но функционально неравнозначных органа рассматривается современной наукой как важный фактор адаптации человека к окружающей действительности. Однако исследований в области социально-психологической адаптации подростков и латеритизации функций левого и правого полушария недостаточно для того, чтобы дать комплексную оценку влияния различных типов межполушарной асимметрии на процесс и результаты социально-психологической адаптации подростков к профильному обучению. В настоящее время большинство преподавателей и психологов образовательных учреждений, не уделяет достаточное внимание психофизиологическим особенностям учащихся в связи, с чем возникает сложный и длительный процесс социально-психологической адаптации в новом коллективе, снижение мотивации к обучению и повышению уровня тревожности. Понимание психофизиологических особенностей учащихся выступает одним из ключевых факторов регулирования успешной социально-психологической адаптации при переходе на разные ступени обучения.

Изложение основного материала статьи. Объектом нашего исследования стала социально-психологическая адаптация. В качестве предмета выступает социально-психологическая адаптация подростков с разным типом межполушарной асимметрии к профильному обучению. Мы выдвинули гипотезу о том, что между традиционной и профильными группами имеются значимые различия в показателях социально-психологической адаптации и межполушарной асимметрии, а именно: традиционное направление выбирают правополушарные подростки с низкой тревожностью, высокой социализированностью, адаптацией и низкой мотивацией обучения; социально-гуманитарное направление выбирают правополушарные подростки с высокой тревожностью, высокой социализированностью, адаптацией и средней мотивацией обучения; физико-математическое направление выбирают левополушарные подростки с высокой тревожностью, низкой социализированностью, адаптацией, мотивацией обучения; химико-биологическое направление выбирают подростки со смешанным типом полушарной асимметрии, средней тревожностью, высокой социализированностью и мотивацией обучения.

Исследование феномена социально-психологической адаптации на сегодняшний день остается одной из актуальных проблем в социологических и психологических науках. Феномен социально-психологической адаптации исходит из общего понимания адаптации в психологической науке. Исследователь Ф.Б. Березин считает, что адаптация - процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Этот процесс позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивает в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды. Данное определение указывает на оптимальное постоянное взаимодействие человека с окружающей средой и установку наиболее эффективного соответствия между физиологическими и психологическими факторами, в процессе формирования относительно стабильных психофизиологических отношений являясь основой в социально-психологической адаптации индивида. Вместе с этим Ф.Б. Березин выделяет уровни адаптации: индивидуально-психологический (личностные и типологические особенности человека) и социально-психологический (особенности микросоциального взаимодействия) [7].

В рамках социально-психологического подхода А.Д. Глоточкин, Ж.Г. Сенокосов рассматривали социально-психологическую адаптацию как процесс взаимодействия и установления соотношения внутренней среды человека, его личности с требованиями окружающей среды и социумом [1].

Асимметрия в функциях полушарий впервые была обнаружена в 19 веке. Исследования Р. Сперри раскрывают идею о реализации каждым полушарием головного мозга определенных психических функций [5]. С проблемой межполушарной асимметрии связаны различные аспекты знаний, в том числе и проблемы адаптации [6]. Н.Н. Брагина и Т.А. Доброхотова отмечают, что структуры левого полушария прогнозируют поведение организма в будущем, в то время как правое полушарие отражает события настоящего, прошлого и работает в режиме реального времени. Это указывает на тот факт, что индивиды, у которых доминирует правое полушарие, более успешно адаптируются к новым условиям среды [2]. Известно, что лица с различными типами латерализации мозга по-разному адаптируются к многообразным факторам природной и социальной среды. Социальные стрессоры лучше переносят люди с правым профилем, а природные - с левым. Согласно В.А. Геодакян, «правши» адаптивны в стабильной среде, а «левши» - в изменчивой среде [3]. Рассмотрев специфику межполушарной асимметрии в зарубежной и отечественной литературе, в нашем исследовании межполушарная асимметрия рассматривается на уровне проявления психических процессов, где при осуществлении одних ведущим является правое полушарие, других - левое.

Необходимо отметить, что обучение - это высшая форма адаптации человека к окружающей среде. В ходе анализа ряда научных работ по вопросу диагностики типов межполушарной асимметрии у подростков к профильному обучению было выявлено, что данной проблеме не уделяется должного внимания, так как исследований в данной области недостаточно. Исследование данного феномена в сфере обучения и образования является отправной точкой к успешному обучению, адаптации и гармонизации учащихся и тем самым требует особого внимания в его изучении.

На сегодняшний день профильные классы прочно вошли в систему современного образования. Одной из главных задач профильного обучения - это самоопределение школьника, осмысление той деятельности, которую он осознанно выбирает. Ориентация на сферу своей будущей профессиональной деятельности у большинства учащихся развивается примерно к 15-16 годам [4].

Все профили обучения обладают своими особенностями, однако в отличие от традиционного профиля обучения остальные отличаются более углубленным изучением профильных предметов и более высокой нагрузкой, требующей от учащихся особой социально-психологической адаптации. Биолого-географический профиль обучения является традиционным профилем обучения в школе. Он подразумевает изучение таких профильных предметов как: математика,

биология, география. Традиционный профильный класс практически остается неизменным, учащиеся находятся в среде, к которой они успешно адаптировались ранее.

Социально-гуманитарный профиль обучения в школе включает изучение таких предметов, как литература, русский язык, иностранные языки, история, обществознание, психология и философия. Учащиеся социально-гуманитарного профиля обучения должны уметь общаться, работать в коллективе, эффективно решать конфликты и понимать социальные процессы.

Физико-математический профиль обучения включает в себя такие профильные предметы как: математика, физика, информатика. Особенностью изучения этих предметов является высокий уровень логического и абстрактного мышления. Учащиеся обучаются основам научного метода, а также развивают умение анализировать, решать проблемы и работать с данными.

Химико-биологический профиль включает в себя изучение предметов, таких как химия, биология. Изучение этих предметов обычно требует от учащихся высокой уровня абстрактного мышления и логического мышления, а также способности к анализу и синтезу информации. Кроме того, учащиеся могут сталкиваться с особенностями изучения сложных и абстрактных концепций и природных явлений.

Основываясь на исследованиях А.Л. Сиротюк, необходимо отметить, что выбор профильного обучения должен базироваться не только на предпочтениях учащихся, но и психологической и физиологической составляющих [8].

В нашей научной работе для понимания социально-психологической адаптации мы будем использовать определение, предложенное А.Д. Глоточкиным, Ж.Г. Сенокосовым: процесс взаимодействия и установления соотношения внутренней среды человека, его личности с требованиями окружающей среды и социумом. На основе анализа научных работ в нашем исследовании акцентируется внимание на таких существенных элементах социально-психологической адаптации, как адаптация (К. Роджерс), тревожность (Ф.Б. Березин, М.И. Лукьянова), мотивация (М. Вебер, М.И. Лукьянова), социализированность (М.И. Рожков).

Выборку составили 97 учащихся МБОУ «Школа № 32» г. Прокопьевск в возрасте 13-14 лет. Исследование происходило с использованием следующих методов: анализ теоретической литературы, психодиагностическое тестирование, метод математико-статистической обработки ^-критерий Стьюдента).

Для получения эмпирического материала нами применялись следующие методики: тест «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса, Р. Даймонда, адаптация Т.В. Снегиревой; тест «Изучение мотивации учения подростков» М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой; тест «Социализированность личности учащегося», М.И. Рожкова; шкала «Ситуативная и личностная тревожность» Ч.Д. Спилберг, адаптация Ю.Л. Ханина; тест «Полушарное доминирование», Н.М. Тимченко.

В процессе психодиагностического тестирования мы определили, что для преобладающего количества учащихся традиционного направления показатель адаптации по методике К. Роджерса соответствует высокому уровню (61 ± 15,46); значение социализированности по методике М.И. Рожкова соответствует среднему уровню (9,16 ± 1,9); значение ситуативной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера соответствует среднему уровню (32,35 ± 14,53) и значение личностной находится в пределах среднего уровня (41,04 ± 7,55); мотивация подростков к обучению по методике И. Лукьяновой, Н.В. Калининой в традиционном направлении находится на среднем уровне (52,26 ± 5,54).

Для большинства учащихся социально-гуманитарного профиля обучения показатель адаптации по методике К. Роджерса соответствует среднему уровню (54,68 ± 15,14); значение социализированности по методике М.И. Рожкова соответствует среднему уровню (9,42 ± 1,41); значение ситуативной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера соответствует среднему уровню (43,60 ± 14,19) и значение личностной находится в пределах среднего уровня (43,52 ± 3,44); мотивация подростков к обучению по методике И. Лукьяновой, Н. В. Калининой в социально-гуманитарном профиле обучения находится на среднем уровне (53,20 ± 6,41).

Для большей части учащихся физико-математического профиля обучения показатель адаптации по методике К. Роджерса соответствует среднему уровню (58,76 ± 16,15); значение социализированности по методике М.И. Рожкова соответствует среднему уровню (9,38 ± 2,08); значение ситуативной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера соответствует среднему уровню (37,56 ± 18,50) и значение личностной находится в пределах среднего уровня (41,72 ± 6,78); мотивация подростков к обучению по методике И. Лукьяновой, Н.В. Калининой в физико-математическом профиле обучения находится на среднем уровне (52,96 ± 7,91).

Для преобладающего количества учащихся химико-биологического направления показатель адаптации по методике К. Роджерса соответствует высокому уровню (55,71 ± 12,15); значение социализированности по методике М.И. Рожкова соответствует среднему уровню (9,34 ± 2,05); значение ситуативной тревожности по методике Ч.Д. Спилбергера соответствует среднему уровню (36,00 ± 18,47) и значение личностной находится в пределах среднего уровня (44,79 ± 5,60); мотивация подростков к обучению по методике И. Лукьяновой, Н.В. Калининой в традиционном направлении находится на среднем уровне (50,04 ± 7,06).

Показатели социально-психологической адаптации - адаптивность, социализированность, ситуативная и личностная тревожность, мотивация - по всей выборке находятся на среднем уровне. Обследуемые подростки могут испытывать трудности в процессе адаптации, но с достаточным поддерживающим окружением и ресурсами они могут преодолеть эти трудности и успешно адаптироваться к новым условиям. Они способны адаптироваться к общественным нормам и ценностям, а также умением устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. У подростков может наблюдаться проявление беспокойства, некоторые изменения в физиологических процессах, но вместе с этим они находятся в оптимальном состоянии напряжения, которое способствует более эффективной адаптации к окружающей среде. Обследуемые подростки отличаются средней мотивацией к обучению, они могут быть заинтересованы в некоторых предметах, могут выполнять задания и показывать некоторый уровень успеха, но не всегда стремятся к достижению высоких результатов.

По результатам диагностики типа межполушарной асимметрии мы определили, что большинство подростков (48%) традиционного направления имеют равнополушарный тип асимметрии, для них может быть характерно: одновременное проявление логического и интуитивного типа мышления, творческий подход к решению задач, требующим нестандартного подхода, развитое воображение, а также быстрое переключение с одного вида деятельности на другой. Большинство подростков (44%) социально-гуманитарного направления имеют левополушарный тип асимметрии, для них может быть характерно: повышенная эмоциональность, усиленное развитие зрительно-пространственных способностей, склонность к рациональному мышлению и логике. Однако они могут испытывать трудности в общении и социальном взаимодействии. Большинство подростков (64%) физико-математического направления имеют левополушарный тип асимметрии, для них может быть характерно: проявление высокой склонности к логическому мышлению, аналитической деятельности и решению математических проблем. Они часто обладают хорошей памятью, способностью к абстрактному мышлению и высокой концентрации внимания. Большинство подростков (58%) химико-биологического направления имеют смешанный

тип асимметрии, для них может быть характерно развитие когнитивных и аналитических способностей. Они могут проявлять высокую концентрацию внимания и хорошо усваивать сложный материал.

Исходя из математической обработки данных с использованием ^критерия Стьюдента, было определено, что при сравнении показателей шкалы «Ситуативная тревожность» у подростков традиционного и социально-гуманитарного профилей обучения, значение ^критерия Стьюдента является значимым (г = -2,710; при р < 0,01). Подростки с высокой ситуативной тревожностью предпочитают выбирать социально-гуманитарного профиль обучения. Полученный результат, как мы полагаем, может объясняться следующим образом: на ситуативную тревожность у подростков при выборе социально-гуманитарного профиля обучения в школе могут оказывать влияние следующие факторы: ожидания окружающих (родителей, учителей, одноклассников); недостаточная информация о профиле и дальнейших перспективах; страх перед неудачей и неуверенность в своих способностях; социальное сравнение с другими подростками.

В качестве фактора, увеличивающего ситуативную тревожность, может также выступать нестабильная ситуация в стране, в связи с последними событиями, насыщенность СМИ о специальной военной операции, беспокойство родителей обуславливают наличие переживаний подростков о ближайшем будущем, что сподвигает их сделать выбор в пользу профиля обучения, связанного с изучением человеческих взаимоотношений.

Также, можно предположить, что подростки с высоким уровнем ситуативной тревожности могут быть более склонны к выбору социально-гуманитарного профиля обучения из-за того, что они часто оценивают себя по критериям социальной привлекательности и личностной привлекательности. Они могут видеть социально-гуманитарный профиль как способ получения востребованных социальных и межличностных навыков, которые могут помочь им в общении с другими и улучшить их самооценку.

В свою очередь, подростки, выбирающие традиционный профиль обучения имеют низкую ситуативную тревожность. Мы полагаем, это может объясняться тем, что учебная нагрузка в традиционном профильном классе практически остаётся неизменной, учащиеся продолжают работать в том же темпе, в каком они работали до перехода в данный профильный класс. Традиционный профильный класс практически остается неизменным, учащиеся находятся в среде, к которой они успешно адаптировались ранее.

При сравнении результатов методик подростков традиционного профиля с подростками физико-математического профиля были обнаружены значимые различия по межполушарной асимметрии, а именно между показателями левополушарного типа асимметрии (г = -2,380; при р < 0,05). Следовательно, выбор физико-математического профиля обучения осуществлялся подростками, имеющими левополушарный тип межполушарной асимметрии. Данный результат, по-нашему мнению, связан с тем, что данный тип асимметрии связан с более развитым левым полушарием мозга, которое отвечает за математические и логические операции. Они могут чувствовать большую уверенность в своих математических способностях и находить удовлетворение в решении сложных задач и проблем. Поэтому физико-математический профиль обучения кажется им наиболее интересным и подходящим. Однако, следует отметить, что выбор профиля обучения также может зависеть от других факторов, таких как информативность, личные интересы и цели в будущем, позиции учителей или других значимых взрослых и т.п.

Для остальных показателей социально-психологической адаптации и межполушарной асимметрии не было обнаружено значимых различий между подростками различных профилей обучения. Как мы считаем, полученные данные могут быть обусловлены некоторыми факторами, такими как однородность выборки, недостаточная чувствительность методов измерения, невысокая вариативность показателей и другие факторы.

Выводы. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования о том, что между традиционной группой и профильными группами имеются значимые различия в показателях социально-психологической адаптации и межполушарной асимметрии, а именно:

- традиционное направление выбирают правополушарные подростки с низкой тревожностью, высокой социализированностью, адаптацией и низкой мотивацией обучения;

- социально-гуманитарное направление выбирают правополушарные подростки с высокой тревожностью, высокой социализированностью, адаптацией и средней мотивацией обучения;

- физико-математическое направление выбирают левополушарные подростки с высокой тревожностью, низкой социализированностью, адаптацией, мотивацией обучения;

- химико-биологическое направление выбирают подростки со смешанным типом полушарной асимметрии, средней тревожностью, высокой социализированностью и мотивацией обучения - подтвердилась частично: социально-гуманитарное направление выбирают подростки с высокой тревожностью, традиционное направление выбирают подростки с низкой тревожностью, физико-математическое направление профиля обучения выбирают левополушарные подростки.

Литература:

1. Аксенова, П.Ю. Адаптация курсантов образовательных организаций ФСИН России к учебной деятельности: монография / П.Ю. Аксенова, Г.И. Аксенова, Т.В. Кириллова, Р.М. Воронин. - Москва: Издательство ООО «Проспект», 2017. - 160 с.

2. Булдакова, Н.В. Взаимосвязь типологических особенностей личности и профессиональных предпочтений в ранней юности / Н.В. Булдакова, К.Л. Коровенских // Педагогика. Общество. Право. - 2015. - № 3. - С. 44-47

3. Геодакян, В.А. Бинарно-сопряженные системы. происхождение, природа и эволюция / В.А. Геодакян // Асимметрия. - 2021. - № 1. - С. 36-52

4. Кукушкина, Л.А. Социальное самоопределение учащихся профильных классов / Л.А. Кукушкина // Традиции и инновации. - 2021. - № 3. - С. 9-16

5. Москвина, Н.В. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека / Н.В. Москвина, В.А. Москвин. - Москва: Издательство НПФ «Смысл», 2011. - 480 с.

6. Петрова, Е.В. Проблема диалектической взаимосвязи природного и социального аспектов адаптации человека в экосистеме информационного общества / Е.В. Петрова // Философия науки и техники. - 2017. - № 1. - С. 78-92

7. Садовникова, Н.О. Психологические особенности адаптации студентов первого курса / Н.О. Садовникова, Н.С. Чернуха // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5. - С. 2-7

8. Сиротюк, А.Л. Психофизиологические основы дифференцированного обучения школьников: учебное пособие / А.Л. Сиротюк. - Москва: Издательство «Директ-Медиа», 2014. - 292 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.