Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА НА УСПЕВАЕМОСТЬ И ПСИХОМОТОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА НА УСПЕВАЕМОСТЬ И ПСИХОМОТОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ / ПСИХОМОТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорская Е.С., Иванова Т.Г.

Представлены результаты изучения встречаемости и влияния межполушарной асимметрии на успешность обучения и двигательную активность доминирующей руки старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федорская Е.С., Иванова Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FUNCTIONAL ASYMMETRY OF THE BRAIN ON SUCCESSIBILITY AND PSYCHOMOTHER ACTIVITY OF OLD SCHOOLS

The results of the study of the occurrence and influence of interhemispheric asymmetry on the success of training and the motor activity of the dominant hand of high school students are presented.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА НА УСПЕВАЕМОСТЬ И ПСИХОМОТОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

УДК 612.821

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА НА УСПЕВАЕМОСТЬ И ПСИХОМОТОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Е.С. Федорская, Т.Г. Иванова

Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского

Представлены результаты изучения встречаемости и влияния межполушарной асимметрии на успешность обучения и двигательную активность доминирующей руки старшеклассников. Ключевые слова: межполушарная асимметрия, правшество, левшество, психомоторная деятельность.

Введение. Работа современной школы направлена на формирование личности, способной не только к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию, но и способной компетентно проводить отбор и критический анализ получаемой информации.

Формирование перечисленных способностей и навыков без учета индивидуальных характеристик личности невозможно. Наиболее важными признаками личности обычно считают характер и темперамент, проявление силы воли, ориентированность личности, коммуникативные способности [1].

Школьному педагогу и психологу необходимо учитывать при работе с учащимися не только выше названные признаки, но и их биологическую причину (базу), которой является формирующаяся в детстве функциональная межполушарная асимметрия большого мозга (ФМПА) [1].

Отношение к межполушарной асимметрии в физиологии, психологии и педагогике не равнозначное. С одной стороны - это биологическая основа адаптации к социуму, с другой -причина проявления индивидуальности, с третьей - причина задержки психического развития ребенка и проблем в семье. Наиболее раннее определение ФМПА позволяет прогнозировать характер развития ребенка, возможности успешного обучения разным дисциплинам, раскрытия творческих способностей, но формирование других характерологических черт личности в большей степени зависит от социально-культурных особенностей среды [2].

Поэтому изучение функциональной асимметрии большого мозга важно не только профессионалам, но и родителям. Получаемые при исследовании данные важны и с теоретической, с практической точки зрения, особенно для организации учебного процесса и оценки его эффективности через успеваемость школьников и психомоторную деятельность учащихся. От доминирования одного из полушарий, а так же от развития ряда третичных полей левого полушария зависит эффективность процесса обучения.

Цель исследования: изучить влияние функциональной асимметрии большого мозга на учебную деятельность и психомоторную организацию старшеклассников.

Методика исследований. Экспериментальное исследование проводились в 20162017 г.г. на подростках старшего школьного возраста, обучающихся в МБОУ «СОШ №33 им. М. А. Титовой» Г. Брянска. Возраст школьников составил 16-17 лет. Из них девочек-подростков - 11, мальчиков- подростков - 17.

В ходе исследования у каждого респондента были определены моторная (для руки и ноги) и сенсорная (для трех сенсорных систем) асимметрия по стандартным методикам [3]. Двигательную активность доминирующей руки, определяющей психомоторные характеристики, оценивали по тейпинг-тесту [2,3].

Результаты и обсуждения. При определении конечного типа межполушарной асимметрии учитывается выраженность признака и выделяется пять типов: тип 1 - полное левшество (доминирует правое полушарие), 2 тип - выраженное левшество, 3 тип -

амбидекстр (невыясненный тип доминирования или кодоминирования обоих полушарий), 4 тип - выраженное правшество (доминириует левое полушарие), 5 тип - полное правшество.

Использование батареи тестов при определении конечного варианта функциональной межполушарной асимметрии у старшеклассников показали, что независимо от половой принадлежности чаще встречаются индивиды с доминирующим левым полушарием (табл. 1). Как видно из табл. 1, у 63% мальчиков-подростков и 75% девочек-подростков по двигательной асимметрии наблюдается правшество, при этом полное правшество более выражено у девочек, а не у мальчиков. Только у 16,5% респондентов доминирующие двигательные поля локализованы в правом полушарии (левшество).

Таблица 1

Встречаемость типов ФМПА в группе подростков_

вид асимметрии Типы ФМПА

Тип 1 Тип 2 Тип 3 Тип 4 Тип 5

ДА Мальчики 0% 18,18% 18,18% 36,36% 27,27%

Девочки 5,89% 5,89% 11,76% 17,65% 58,8%

Сумма 5,89% 10,71% 14,2% 25% 46,4%

СА Мальчики 9,09% 9,09% 18,18% 54,5% 9,09%

Девочки 11,76% 5,89% 41,18% 17,65% 23,5%

Сумма 10,7% 7,14% 32,14% 32,14% 17,86%

ОМПА Мальчики 9,1% 0% 18,18% 45,45% 27,27%

Девочки 5,89% 11,76% 5,89% 41,18% 17,65%

Сумма 7,14% 11,76% 10,7% 50% 21,42%

Анализ сенсорной асимметрии показал, что у половины респондентов юношей и девушек доминирует левое полушарие, 32,14 % доминируют оба полушария и у 17,85% респондентов преобладает правое полушарие.

По мнению многих физиологов, правополушарные индивиды и амбидекстры ориентированы на образное мышление и воспринимают объект как целое во всей совокупности его признаков и свойств. Большинство исследований показывает, что левополушарные индивиды склонны выбирать как любимые предметы учебные курсы математического и общественного цикла, а правополушарные - естественного и эстетического циклов.

Современные реалии школы таковы, что ученики, воспринимая предмет через учителя, выбирают в предпочитаемые учебные дисциплины, те, где нравится процесс преподавания и общения с учителем.

Проведенное анкетирование респондентов выявило, что среди левополушарных индивидов математический цикл популярностью не пользуется. В выборке нет ни одного респондента выбравшего предметы общественного цикла. Предпочтения отданы предметам эстетического цикла, и равно любимы учебные предметы естественнонаучного и филологического циклов.

Амбидекстры не отдают предпочтение предметам эстетического цикла. Во всей выборке одинаковый процент набирают предметы естественного, общественного, филологического и математического циклов.

Правополушарные индивиды из всей выборки учебных предметов выбирают предметы общественного цикла. И лишь одна четвертая часть - филологический цикл.

Предметы естественного, математического и эстетического циклов как любимые не назвал ни один респондент [2].

Влияние ОМПА на психомоторную организацию старшеклассников оценивали по тейпинг-тесту. Крупнейший мировой специалист по психомоторике американский физиолог Э. Флейшман считает, что психомоторика - это координированность движений человека, главными среди которых является движение рук. В настоящее время под этим термином объединяют два крупных блока - двигательные умения и двигательные качества (или способности). Наиболее важными характеристиками любого двигательного действия можно считать силу, быстроту, выносливость и коодинированность. Все эти показатели можно проверить, используя наиболее простой тейпинг-тест.

Проявления психомоторной организации зависит от множества факторов, среди которых учебная деятельность занимает важное место в жизни школьников. Для правильной организации исследований нами был проведен анализ расписания и оценка трудности учебных занятий в течение учебного дня и недели.

Поэтому при оценке работоспособности обычно выбирают три дня недели -понедельник, среду и пятницу. В школе рабочий день старшеклассников полностью подчинен расписанию уроков, которые определяют уровень нагрузки и развитие утомления.

Для оценки нагрузки старшеклассников в течение недели, был проведен анализ расписания уроков с использованием разработанной санитарно-эпидемиологической службой шкалой трудности уроков.

Проведенный анализ трудности учебных занятий по дням учебной недели показал, что соблюдены все санитарно-гигиенические нормы (табл.2). Самая большая нагрузка приходится на средину недели - 48 баллов, начало недели можно считать средней по нагрузке (42 балла), и на конец учебной недели вынесены самые легкие предметы (32 балла).

Таблица 2

Оценка трудности учебных занятий в течение учебной недели_

номер предметы балл предметы балл предметы пятницы балл

урока понедельника среды

1 Физкультура 1 История 5 Обществознание 5

2 История 5 Рус.язык 8 География 3

3 Химия 11 Литература 8 Биология 7

4 Обществознание 5 Математика 11 Физкультура 1

5 Физика 12 Математика 11 Рус.язык 8

6 Ин.язык 8 Обществознание 5 Литература 8

Сумма баллов 42 Сумма баллов 48 Сумма баллов 32

Оценку координированности движения рук подростков исследовали в начале недели (понедельник) перед первым уроком, после третьего урока и после пятого урока. Левополушарные индивиды показали практически стабильные результаты в трех замерах, что соответствует высокой концентрации внимания и высокой координированности движения рук. Для их группы наблюдалось незначительное снижение работоспособности после 3 урока (4%).

Правополушарные индивиды показали результаты работы по тейпинг-тесту на 1015% ниже левополушарных и амбидекстров в начале учебного дня (табл.3). После третьего урока их работоспособность незначительно возросла (4%), а к концу занятий снова снизилась. Амбидекстры, занимающие промежуточное положение между лево- и правополушарниками, в начале учебного дня показали высокую работоспособность и

координированность движений рук. Данные характеристики немного снизились (4%) после третьего урока и сохранились до конца учебных занятий.

Таблица 3

Влияние ОМПА на работоспособность подростков в течение учебных занятий в понедельник

тип ОМПА кол-во набл. Кол-во точек по тейпинг-тесту в понедельник

1 урок 3 урок 5 урок

М ± т М ± т % г М ± т % г

ЛП 20 208,90±6,89 200,60±6,46 96,00 0,93 209,30±5,54 100,20 0,05

Амб 4 216,00±28,30 208,40±7,29 96,00 0,26 206,60±5,60 96,00 0,89

ПП 4 188,00±13,70 195,80±22,40 104,10 0,29 182,80±12,61 97,00 0,28

Примечание: Процент выраженности признака и коэффициент Стьюдента рассчитывали, принимая за контрольные показатели 1 урока.

Большинство респондентов показали высокую работоспособность в понедельник (табл.4). Тем не менее, самая высокая работоспособность была отмечена у левополушарных в пятницу. У них она выросла значительно по сравнению со средой. У амбидекстров самый высокий пик работоспособности приходятся на конец недели - пятницу. А правополушарные индивиды показали немного другие результаты. У них самая высокая работоспособность отметилась в понедельник, менее всего у них работоспособность в среду. Работоспособность в пятницу у них увеличивается примерно на 10%.

Таблица 4

Влияние ОМПА на работоспособность подростков в течение учебной недели

тип ОМПА кол-во набл. Кол-во точек по тейпинг-тесту

понедельник среда пятница

М ± т М ± т % г М ± т % г

ЛП 20 206,20±4,30 177,70±5,43 86,10 4,13 230,80±9,35 111,90 2,39

Амб 4 197,90±7,00 193,30±6,17 97,60 0,49 208,30±5,89 105,30 1,13

ПП 4 188,90±8,13 171,80±14,57 90,90 1,03 179,00±6,45 94,70 0,95

Примечание: Здесь и далее процент выраженности признака и коэффициент Стьюдента рассчитывали, принимая за контрольные показатели понедельника.

Проводя анализ скорости движения руки у подростков, можно сказать то, что наибольшим постоянством скорости характеризуются индивиды, которые вошли в группу амбидекстров (табл.5). У них скорость движения в течение недель изменялась незначительно. У левополушарных и правополушарных представителей наибольшая активность приходится на пятницу. При этом скорость движения руки левополушарных в среду значительно отличается от скорости движения в пятницу почти на 20-25%.

Таблица 5

Влияние ОМПА на скорость движения руки подростков в течение учебной недели

тип ОМПА кол-во набл. Скорость движения руки по тейпинг-тесту, уд/с

понедельник с реда пятница

М ± т М ± т % г М ± т % г

ЛП 20 6,90±0,16 5,92±0,02 86,20 20,83 7,69±0,31 111,90 2,35

Амб 4 6,60±1,12 6,44±1,69 97,60 0,05 6,94±1,96 105,00 0,10

ПП 4 6,30±0,27 5,72±0,56 90,80 0,92 6,97±0,22 110,60 2,29

Выводы:

1. В обследованной группе доминируют левополушарные индивиды, их встречаемость составляет 71,4% , встречаемость правополушарных респондентов и амбидекстров - 18,9% и 10,7% соответственно.

2. Определение развития двигательной коры показало, что у 71, 4% моторные поля лучше развиты в левом полушарии, у 14,3%- в правом. У амбдекстров, составляющих 14,3%, доминирующее полушария определить нельзя.

3. Определение развития сенсорной коры показало, что у 50 % сенсорные поля лучше развиты в левом полушарии, у 18%- в правом. У амбдекстров, составляющих 32%, доминирующее полушария определить нельзя.

4. Учебные предпочтения, а также успеваемость по предметам у обследованной группы респондентов не связана с профилем межполушарной асимметрии.

5. Максимальная работоспособность и скорость движения руки характерны левополушарным индивидам. Амбидекстры и правополушарные показывают результаты ниже на 5% и 9 % соответственно.

6. Межполушарная асимметрия и психомоторная организация не оказывают существенного влияния на работоспособность в течение дня по данным тейпинг-теста, т.к. колебания показателей в каждой группе составляет 4-6%.

6. В течение недели максимальное снижение работоспособности наблюдалось у всех обследованных групп в среду, а к пятнице отмечался рост на 10-11%, что связано с особенностями расписания занятий.

Список литературы

1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. Научно-исследовательский институт физиологии детей и подростков Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика, 1982. 240с.

2. Иванова, Т.Г. Межполушарное взаимодействие и тревожность в подростковом и юношеском возрасте // Т.Г. Иванова / Вестник Брянского государственного университета. №4 (2010): Точные и естественные науки. Брянск: РИО БГУ. С.147 - 152.

3. Казин, Э.М. Практикум по психофизиологической диагностике / Э.М. Казин и др.. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. С. 7-54.

Сведения об авторах

Иванова Т.Г. - кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии Брянского государственного Университета им. акад. И.Г. Петровского, e-mail:kafbot2002@mail.ru

Федорская Е.С. - студент направления подготовки «Педагогическое образование» (Профиль: биология-химия), Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, e-mail: kafbot2002@mail.ru

INFLUENCE OF FUNCTIONAL ASYMMETRY OF THE BRAIN ON SUCCESSIBILITY AND PSYCHOMOTHER ACTIVITY OF OLD SCHOOLS

Е-S. Fedorskaya, T.G. Ivanova

Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The results of the study of the occurrence and influence of interhemispheric asymmetry on the success of training and the motor activity of the dominant hand of high school students are presented. Keywords: interhemispheric asymmetry, righteousness, left-handedness, psychomotor activity.

References

1. Adaptation of the body of students to educational and physical activity / Ed. A.G. Khripkova, M.V. Anthropic. Scientific Research Institute of Physiology of Children and Adolescents of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR. M.: Pedagogy, 1982. 240s.

2. Ivanova, T.G. Interhemispheric interaction and anxiety in adolescence and adolescence / T.G. Ivanova // Bulletin of Bryansk State University. №4 (2010): Exact and natural sciences. Bryansk: RIO of the BSU. P.147-152.

3. Kazin, E.M. Workshop on psychophysiological diagnostics / E.M. Kazin and others.. M.: Humanitarian Publishing Center "Vlados", 2000. P. 7-54.

About authors

Ivanova T.G. - Candidate of Biology, Associate Professor, Department of Biology, Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky.

Fedorskaya E.S. - student, Department of Biology, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky, e-mail: kafbot2002@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.