Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиханов Закир Ибадулахович, Магомедова Аида Насрутдиновна, Шихамирова Бата Абдулгамидовна

В статье рассматриваются основные аспекты процесса формирования системы психологических знаний у студентов педагогических специальностей. Доказывается важность данного компонента в структуре профессиональной компетентности педагога. Далее исследуется состояние современной российской образовательной системы и демонстрируется факт возрастания значения психологической подготовки будущих педагогов в связи с динамикой развития современной школы и общества в целом на протяжении последних тридцати лет. Констатируется недостаточное внимание руководства и профессорско-преподавательского состава современных российских вузов к вооружению студентов психологическими знаниями. Обосновывается, что на современном этапе данный процесс может быть весьма эффективным при соблюдении ряда педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиханов Закир Ибадулахович, Магомедова Аида Насрутдиновна, Шихамирова Бата Абдулгамидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL KNOWLEDGE AMONG STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES

The article discusses the psychological knowledge system of pedagogical students forming process’ main aspects. This component importance in theteachers’ professional competence structure is proved. Further, the state of the modern Russian educational system is investigated and the fact of the future teachers’ psychological training importance increasing in connection with the dynamics of the modern schools and society development over the past thirty years is demonstrated. Insufficient attention of the management and teaching staff of modern Russian universities to arming students with psychological knowledge is stated. It is proved that at the present stage this process can be very effective if a number of pedagogical conditions are met.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

Литература:

1. Аврамова Т.И. Социально-психологический тренинг как метод развития копинг-стратегий / Т.И. Аврамова, А.Э. Свиридова // Современные исследования в сфере экономики, юриспруденции и психологии. Сборник научных трудов. - 2018. - С. 42-48.

2. Антонова Е.А. Эмоциональная устойчивость как фактор педагогической деятельности / Е.А. Антонова // Известия Саратовского университета. - Саратов, 2016. - №1. - С. 54-60

3. Вьюнова Н.И., Пуртова С.И. Изучение связи эмоциональной возбудимости и волевого самоконтроля будущих педагогов-психологов: покурсовая динамика // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2016. - Т. 3. -№ 31. - С. 6-12.

4. Иванов Д.В. Влияние образовательной среды на формирование эмоциональной устойчивости личности / Д.В. Иванов. - Курск: Наука, 2012. - 208 с.

5. Косякова О.О. Влияние уровня эмоциональной устойчивости личности студентов вуза на результативность их учебной деятельности / О.О. Косякова. - Москва: ПроСофт, 2015. - 196 с.

6. Крюкова Т.Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения / Т.Л. Крюкова // Журнал практического психолога. - 2007. - №3. - С. 82-93.

7. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. - 2001. - Т. 18. - №5. - С. 21-30.

8. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Толерантность личности / Под ред. Солдатовой Г.У., Шайгеровой Л.А. - Москва: Смысл, 2008. - 172 с.

Психология

УДК 159

кандидат педагогических наук, доцент Алиханов Закир Ибадулахович

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент Магомедова Аида Насрутдиновна ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент Шихамирова Бата Абдулгамидовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты процесса формирования системы психологических знаний у студентов педагогических специальностей. Доказывается важность данного компонента в структуре профессиональной компетентности педагога. Далее исследуется состояние современной российской образовательной системы и демонстрируется факт возрастания значения психологической подготовки будущих педагогов в связи с динамикой развития современной школы и общества в целом на протяжении последних тридцати лет. Констатируется недостаточное внимание руководства и профессорско-преподавательского состава современных российских вузов к вооружению студентов психологическими знаниями. Обосновывается, что на современном этапе данный процесс может быть весьма эффективным при соблюдении ряда педагогических условий.

Ключевые слова: высшее образование, педагогическое образование, образовательный процесс в вузе, психологическая подготовка будущих педагогов, профессиональная готовность педагога, инновационные методики преподавания, студент, преподаватель.

Annotation. The article discusses the psychological knowledge system of pedagogical students forming process' main aspects. This component importance in theteachers' professional competence structure is proved. Further, the state of the modern Russian educational system is investigated and the fact of the future teachers' psychological training importance increasing in connection with the dynamics of the modern schools and society development over the past thirty years is demonstrated. Insufficient attention of the management and teaching staff of modern Russian universities to arming students with psychological knowledge is stated. It is proved that at the present stage this process can be very effective if a number of pedagogical conditions are met.

Keywords: higher education, pedagogical education the educational process at the university, psychological training of future teachers, professional readiness of the teacher, innovative teaching methods, student, teacher.

Введение. На протяжении трёх последних десятилетий фиксируется трансформация взглядов исследователей и практиков на сущность педагогической деятельности. Она, в свою очередь, обусловлена распространением гуманистической образовательной парадигмы. Данный факт означает необходимость внесения существенных изменений также в систему профессиональной подготовки будущих педагогов [1; 9; 11; 14].

Преобразование же системы подготовки будущих учителей связывается с повышением роли психологического компонента в структуре педагогического образования. В условиях современного вуза формированию этой составляющей профессиональной компетентности педагога должна принадлежать одна из ведущих ролей в процессе их подготовки [2; 9].

Следовательно, процесс формирования психологических знаний у студентов педагогических специальностей является важной составляющей обучения педагога, характеризующегося конкурентоспособностью на современном рынке труда.

Его изучению будет посвящено основное содержание настоящей статьи.

Изложение основного материала статьи. Современные исследования, затрагивающие вопросы, связанные с подготовкой педагогических кадров вкупе с опытом педагогов-практиков в данной области позволяют с определённой долей уверенности утверждать, что в структуре педагогического образования должны присутствовать следующие взаимосвязанные структурные элементы:

• теоретическая подготовка;

• практическая подготовка;

• психологическая подготовка [1; 5-7; 10-11].

При этом, на современном этапе развития российского социума и, в частности, системы образования, психологическая подготовка приобретает, как уже говорилось, особую важность.

Таким образом, процесс развития компетенций будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза предполагает решение ряда вопросов, связанных с их психологической подготовкой [5-7; 11; 14].

На современном этапе развития высшего педагогического образования в нашей стране целью психологической подготовки педагогов можно считать обеспечение готовности будущих учителей к педагогической деятельности.

Действительно, педагогическая деятельность, по существу, представляет собой активность, связанную с развитием определённых компетенций у учащихся. Для того же, чтобы она была успешной, педагогическому работнику самому следует быть развитой личностью, обнаруживающей постоянное стремление к самосовершенствованию [1, С. 7].

Как видим, вооружение будущего педагога психологическими знаниями необходимо потому, что полученные знания в дальнейшем будут выступать одним из значимых слагаемых процесса управления познавательной и другой деятельностью обучающихся. Однако ещё более важной причиной необходимости формирования системы соответствующих знаний у студентов педагогического вуза является тот факт, что их получение позволяет активизировать процесс личностно-профессионального становления молодых педагогов [1; 9; 11].

При этом, однако, анализ существующих вузовских учебных программ позволяет констатировать, что на текущем этапе развития системы профессиональной подготовки педагогов в отечественных вузах вышеперечисленным проблемам уделяется недостаточно внимания. Зачастую несистемно решаются вопросы, связанные со становлением, совершенствованием профессионального мастерства и складыванием профессионально-значимых личностных качеств у будущих учителей [10]. Такая ситуация отчасти объясняется отсутствием концептуальной модели, в которой был бы представлен процесс развития системы психологических знаний у студентов, осваивающих педагогические специальности.

Тем не менее, современная стадия разработки данной проблематики позволяет определить некоторые общие закономерности, в соответствии с которыми должен осуществляться процесс формирования у будущих педагогов системы психологических знаний.

Прежде всего, необходимым условием для эффективного формирования у студентов-педагогов соответствующих компетенций является их включение в различные формы деятельности, способствующие:

• личностному росту;

• профессиональному росту;

• саморазвитию;

• самоопределению.

И так как достижение соответствующих результатов предполагает самопознание, в качестве ещё одного условия эффективности процесса формирования системы психологических знаний у будущих педагогов может быть названа психодиагностика [5, С. 38].

Далее, при формировании у будущих педагогов системы психологических знаний, следует учитывать их индивидуальный опыт, накопленный как в сфере повседневной жизни, так и учебной деятельности в пространстве вуза, в т.ч. педагогической практики [6, С. 155]. В данной связи стоит отметить, что эта, последняя, вообще, играет существенную роль в процессе формирования готовности студентов-педагогов к будущей профессиональной деятельности, а, следовательно, и в ходе складывания у них системы психологических знаний. Действительно, практика даёт осваивающим педагогические специальности студентам не только возможность для апробации знаний, умений и навыков, полученных в ходе профессиональной подготовки, но также для соотнесения собственных возможностей с требованиями, предъявляемыми к современному педагогу [12, С. 151].

Ещё одним немаловажным условием является приведение содержательной стороны психологической подготовки будущих педагогов в соответствие с профессионально-педагогической направленностью специальности, по которой ведётся их профессиональная подготовка. При этом содержание должно быть ориентировано на получение обучающимися не только соответствующих знаний, но также умений и навыков [3-4; 8].

Таким образом, психологическая подготовка будущих педагогов должна, в общем и целом, сохранять ту же направленность, что и общее психологическое образование, но при этом его развитие должно осуществляться с учётом целей и задач их профессиональной подготовки по избранной специальности.

Следовательно, её основное отличие от общей психологической подготовки состоит в ориентации на систему конкретных профессионально необходимых психологических знаний, умений и навыков [8; 12; 14].

При формировании у будущих педагогов системы психологических знаний необходимо руководствоваться требованиями к результатам освоения программы, указанными в ФГОС ВО по соответствующим направлениям подготовки. Другими словами, формирование у студентов психологических знаний должно быть подчинено развитию следующих компетенций:

• способность к командной работе;

• способность к эффективному осуществлению коммуникации с другими участниками образовательного процесса;

• способность к самоорганизации и саморазвитию;

• способность осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;

• способность учитывать индивидуальные особенности обучающихся [3-4].

Продолжая разговор о развитии у будущих педагогов системы психологических знаний, отметим, что процесс их развития с необходимостью должен включать четыре модуля:

1. Изучение проблем потенциала личности и развития последнего в ходе педагогического взаимодействия.

2. Изучение наиболее значимых проблем социализации личности, групповых процессов, а также вопросов, связанных с межличностным взаимодействием.

3. Рассмотрение связи психологии с наиболее актуальными вопросами функционирования современной образовательной системы.

4. Апробация системы усвоенных психологических знаний в ходе не только аудиторных занятий, но и педагогической практики [13, С. 50-51].

Первые два из перечисленных модулей носят теоретико-прикладной характер. Третий модуль в силу своей специфики тесно связан с профессиональным становлением будущих педагогов. Успешное освоение данного модуля предполагает развитие у студентов следующих профессионально-значимых качеств:

• формирование навыков работы в различных ситуациях профессиональной деятельности;

• развитие системы знаний, умений и навыков, связанных с оперативным реагированием на различные метаморфозы современной динамично меняющейся системы образования [3-4; 8-9; 13].

Освоение четвёртого модуля способствует развитию у студентов-педагогов осознания необходимости непрерывного саморазвития и самообразования в условиях динамично меняющейся профессиональной, социальной и культурной среды.

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что развитие компетенций будущих учителей в образовательном пространстве современных российских вузов тесно связано с решением ряда проблем их психологической подготовки.

Основная цель этой, последней, состоит во всестороннем обеспечении готовности будущих педагогов к их профессиональной деятельности.

Вооружение будущего педагога системой психологических знаний является важной составляющей процесса его профессиональной подготовки по двум причинам.

Во-первых, полученные знания будут немаловажным слагаемым процесса управления познавательной и другой деятельностью обучающихся.

Во-вторых, усвоение студентами психологических знаний позволяет активизировать процесс личностно-профессионального становления молодых педагогов.

Проведённый анализ существующих учебных программ вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров, позволяет говорить о недостаточном внимании администрации и педагогических коллективов данных организаций к вопросам, связанным с формированием у обучающихся психологических знаний.

С другой стороны, современное развитие системы высшего образования в нашей стране позволяет организовать процесс формирования у студентов психологических знаний в соответствии со спецификой их будущей профессиональной деятельности.

Так, существенным условием, обеспечивающим эффективное формирование у студентов-педагогов соответствующих компетенций является их включение в различные формы деятельности, способствующие личностному росту обучающихся, их саморазвитию и самоопределению.

Кроме того, при развитии у будущих педагогов системы психологических знаний, следует учитывать их педагогический и личностный опыт.

Необходимо также приведение содержательной стороны психологической подготовки будущих педагогов в соответствие с профессионально-педагогической направленностью избранной ими специальности.

Далее, при формировании у будущих педагогов системы психологических знаний необходимо руководствоваться требованиями к результатам освоения программы, указанными в ФГОС ВО.

Эффективное развитие у будущих педагогов системы психологических знаний должно включать четыре модуля:изучение проблем потенциала личности и его развития в ходе педагогического взаимодействия; изучение наиболее значимых проблем социализации личности; рассмотрение связи психологии с наиболее актуальными вопросами функционирования современной образовательной системы; апробацию усвоенных психологических знаний в ходе аудиторных занятий и педагогической практики.

Литература:

1. Андриенко А.В., Карманова А.С. Организация психологической подготовки будущих педагогов профессионального обучения к профессиональной деятельности // Вестник ЧГПУ. - 2008. - № 4. - С. 3-10.

2. Бирюкова Г.М., Зобнина Т.В. Методологические принципы акмеологического подхода к психологической подготовке студентов педагогического университета // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10(68).

- С. 17-23.

3. Еланцева С.А. Психологические аспекты профессиональной подготовки будущего учителя // Высшее образование в России. - 2013. - № 11. - С. 125-130.

4. Зотова С.Л. Психологические аспекты подготовки будущих педагогов к коммуникативному взаимодействию с учащимися // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2008. - № 3. - С. 66-73.

5. Исаев Е.И. Педагогическая психология. - М.: Юрайт, 2016. - 347 с.

6. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 510 с.

7. Кузьмина Н.В., Турчин А.С., Жаринова Е.Н. Акмеологические технологии фундаментального общего образования / Под ред. А.Н. Сивака. - СПб.: Центр стратегических исследований, 2016. - 286 с.

8. Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. - М.: МГУ, 1986. - 302 с.

9. Регуш Л.А., Реан А.А., Рогов Е.И. Практико-ориентированная концепция психологической подготовки педагога // Вестник практической психологии образования. - 2007. - № 1. - С. 39-42.

10. Сарсенбаева Б.И. Психологическая подготовка будущих учителей к профессиональной деятельности // Электрон. дан. Режим доступа Url: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193320838&archive=1196814959&start_from=&ucat =& (Дата обращения: 10.12.2021).

11. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию субъективности. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 360 с.

12. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности: Избр. психол. труды. - М.; Воронеж, 1996. - 512 с.

13. Фокина И.В. Психологическое образование педагога в свете модернизации российской системы образования // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 6(12). - С. 48-52.

14. Цветкова Л.А., Антонова Н.А. Система социально-психологического мониторинга - основа снижения поведения риска в образовательной среде // Интегративный подход к познанию психологии человека / Под науч. ред. Е.Ю. Коржовой.

- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. - С. 280-292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.