Научная статья на тему 'STEM-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

STEM-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1204
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STEM-ОБРАЗОВАНИЕ / STEM-ПОДХОД / STEM-ТЕХНОЛОГИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ясюкевич Евгения Васильевна

Статья посвящена рассмотрению подготовки будущих педагогов к работе в условиях цифровой трансформации современной школы. Автор раскрывает роль STEM-технологии в процессе формирования у студентов педагогического бакалавриата профессиональных компетенций, необходимых для работы в современной школе. В исследовании выделены ключевые тенденции в системе высшего педагогического образования, актуализированные благодаря применению STEM-подхода. Современная школа рассматривается как пространство, ориентированное на подготовку человека-будущего, готового к усвоению интегративной системы знаний и ее применению в условиях динамично меняющейся социальной и образовательной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ясюкевич Евгения Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STEM TECHNOLOGY AS A TOOL FOR PREPARING FUTURE EDUCATORS TO WORK IN A MODERN SCHOOL

The article is devoted to the consideration of future teachers training for their work in the conditions of a modern school digital transformation. The author explores STEM-technologies contribution to the process of establishing undergraduate teachers professional competencies, which are essential for teaching in a modern school. The study highlights key trends in a system of higher pedagogical education, which have been updated due to the implementation of the STEM-approach. Modern school is regarded as an environment aimed at training men-of-the-future for the integrative knowledge assimilation and its application in a constantly changing social and educational reality.

Текст научной работы на тему «STEM-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

bis in der ersten Frühe seine ganze Qual und Bedrängnis in ein langes Weinen ausbrach und er auf tränennassen Kissen nochmals einschlief». Автору важно было показать читателю всю боль, которую испытывал мальчик, угнетенный страданиями из-за успеваемости и взаимоотношений с другом. Вся ситуация описана в одном предложении: в нескольких строчках наблюдается резкая сменяемость явлений, за одну ночь - и тоска, и боль, и пытки, и слезы и умиротворение. Или другой пример: «wo aus dem Brenzischen Katechismus und aus dem anregenden Auswendiglernen und Aufsagen der Fragen und Antworten in die jugendlichen Seelen drang» - «...где благодаря увлекательной игре в вопросы и ответы при заучивании и пересказе со страниц катехизиса Иоганна Бренда так и веяло в юношеские души» субстантивированные инфинитивы auswendig lernen, aufsagen, antworten сразу распознаются в тексте.

Г. Гессе использует перечисление, чтобы точно описать события, чувства и настроение героев повести:

1. «Er hatte jetzt kein anderes Verlangen, als zu rasten, sich auszuschlafen, auszuweinen, auszuträumen und nach all der Quälerei einmal in Ruhe gelassen zu werden» («У него сейчас не было никакой другой потребности, как отдохнуть, выспаться, выплакаться и после всей этой муки быть оставленным в покое»).

2. «Die ganze Nacht hielten Scham, Schmerz und Zorn ihn wach» («Всю ночь стыд, боль и гнев не давали ему заснуть»).

3. «Und immer wieder sind es vor allem die von den Schulmeistern Gehaßten, die Oftbestraften, Entlaufenen, Davongejagten, die nachher den Schatz unseres Volkes bereichern» («И снова, и снова это, прежде всего, те, кого ненавидят учителя, те, кого часто наказывают, те, кто убегает, те, кого прогоняют, те, которые впоследствии становятся сокровищем нашего народа»).

Самыми яркими примерами синтаксической тавтологии могут быть размышления автора о воспитании детей и об отношении преподавателей к ним: «Wie verschieden sind die Menschen und wie verschieden die Umgebungen und Verhältnisse, in denen sie aufwachsen!» («Насколько разные люди и насколько разные окружение и обстоятельства, в которых они растут!») или «Für sie sind Genies jene Schlimmen, die keinen Respekt vor ihnen haben, die mit vierzehn Jahren zu rauchen beginnen, mit fünfzehn sich verlieben, mit sechzehn in die Kneipen gehen, welche verbotene Bücher lesen, freche Aufsätze schreiben, den Lehrer gelegentlich höhnisch fixieren und im Diarium als Aufrührer und Karzerkandidaten fungieren» («Для них гении - это те злые люди, которые не уважают их, которые начинают курить в четырнадцать лет, влюбляются в пятнадцать, ходят в бары в шестнадцать, читают запрещенные книги, пишут дерзкие эссе, иногда издеваясь над учителем и действуют как повстанцы и претенденты на попадание за решетку»). Читатель понимает, что учителя и ученики выступают как враги, они по разные стороны баррикад.

Выводы. Таким образом, можно утверждать, что лингвостилистическая специфика ранней повести Г. Гессе «Под колесами» в полной мере отражает гуманистические педагогические взгляды автора. В яркой художественной форме представлена проблема отношений между учащимися и учителем, что является одним из компонентов образовательной парадигмы, и критикуется устаревшая система воспитания. Функционирование и взаимодействие морфологических и синтаксических стилистических средств и приемов направлено на эмоциональное воздействие текста на читателя. Педагогическая проблематика находит дальнейшее развитие в зрелом творчестве автора и достигает наивысшего уровня в описании идеальной педагогической системы (Касталии) в романе «Игра в бисер» (1943).

Литература:

1. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики [Текст] / А.Н. Джуринский: учеб. пособие. - Москва: Издательская группа "ФОРУМ", 1998. - 97 с.

2. Кирьянова, А.А. Гуманистическая педагогика конца XIX - начала XX в. в наследии педагогов-реформаторов Англии [Текст] / А.А. Кирьянова // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2014. - № 1. - С. 111-113.

3. Певзнер, М.Н. Реформаторское движение в педагогике западной Европы (конец XIX - начало XX века): специальность 13.00.01 «Общая педагогика»: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук [Текст] / Певзнер Михаил Наумович; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. - Новгород, 1997. - 338 с.

4. Путь Германа Гессе [Электронный ресурс] / С. Аверинцев. - URL: http://20v-euro-litniv.ru/20v-euro-lit/articles-germaniya/averincev-put-germana-gesse.htm (дата обращения 11.04.2020).

5. Романова, Г.В. Педагогические взгляды Германа Гессе (конец XIX - середина XX века) [Текст]: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Романова Галина Васильевна; Ставропольский государственный университет. -Ставрополь, 2006. - 22 с.

6. Терехова, Т.В. Проблематика и особенности раннего творчества Германа Гессе 1890-х - 1920-х годов [Текст]: специальность 10.01.03 «Литература народов стран зарубежья (западноевропейская литература): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Терехова Татьяна Викторовна; Орловский государственный университет. - Орел, 2009. - 25 с.

7. Тулупова, О.В. История педагогической науки [Текст] / О.В. Тулупова: учеб.-метод. пособие для аспирантов и соискателей. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. - 235 с.

8. Южанинова, Е.В. Цель воспитания в педагогической мысли Германии конца XVni-начала XIX вв. [Текст] / Е.В. Южанинова // Историко-педагогический журнал. - 2011. - № 1. - С. 98-108.

9. Hesse, H. Unterm Rad [Текст] / H. Hesse. - Frankfurt am Main : Schurkamp Taschenbuch Verlag, 1974. - 176 S.

Педагогика

УДК 378.14

старший преподаватель Ясюкевич Евгения Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)

STEM-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ В

СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению подготовки будущих педагогов к работе в условиях цифровой трансформации современной школы. Автор раскрывает роль STEM-технологии в процессе формирования у студентов педагогического бакалавриата профессиональных компетенций, необходимых для работы в современной школе. В исследовании выделены ключевые тенденции в системе высшего педагогического образования, актуализированные благодаря применению STEM-подхода. Современная школа рассматривается как пространство, ориентированное на подготовку человека-будущего, готового к усвоению интегративной системы знаний и ее применению в условиях динамично меняющейся социальной и образовательной реальности.

Ключевые слова: STEM-образование, STEM-подход, STEM-технология, современная школа, цифровая трансформация, подготовка педагогов, высшее педагогическое образование.

Annotation. The article is devoted to the consideration of future teachers training for their work in the conditions of a modern school digital transformation. The author explores STEM-technologies contribution to the process of establishing undergraduate teachers professional competencies, which are essential for teaching in a modern school. The study highlights key trends in a system of higher pedagogical education, which have been updated due to the implementation of the STEM-approach. Modern school is regarded as an environment aimed at training men-of-the-future for the integrative knowledge assimilation and its application in a constantly changing social and educational reality.

Keywords: STEM-education, STEM-approach, STEM-technologies, modern school, digital transformation, teacher training, high pedagogical education.

Введение. В настоящее время школа, как один из традиционных институтов социальной системы, переживает период глобальной трансформации, связанный, в первую очередь, с возросшими требованиями к компетентностному профилю современного учителя. На сегодняшний день его задачи состоят не столько в передаче знаний подрастающему поколению, сколько в формировании у обучающихся способности гибко, быстро и креативно реагировать на происходящие изменения. Школа, которая долгие годы была хранителем и местом передачи традиций, становится пространством, в котором педагогу необходимо сформировать инновационное мышление человека будущего. Решение этой сложной и амбициозной задачи требует новых походов к подготовке кадров для современной школы.

Современный учитель должен быть готов к работе в цифровой образовательной среде, владеть инновационными методиками преподавания, уметь адаптировать ставшие классическими педагогические технологии к реалиям дистанционного образовательного процесса, использовать образовательное пространство урока для разноплановой проектной деятельности и моделирования для обучающихся ситуаций принятия решения. Подобное расширение компетентностного профиля выпускника педагогического бакалавриата требует от преподавателей университетов новых подходов к организации образовательного процесса и использования современных технологий в процессе практической подготовки.

В целом наше исследование ориентировано на рассмотрение подготовки будущих педагогов к работе в условиях цифровой трансформации современной школы, одним из действенных инструментов которой, мы считаем STEM-подход.

Изложение основного материала статьи. Сегодня школа является пространством, ориентированным на подготовку человека-будущего, готового к усвоению интегративной системы знаний и ее применению в условиях динамично меняющейся социальной и образовательной реальности. Современные дети находятся в стремительном информационном потоке, скорость и объем которого возрастает с каждым днем. Важной задачей учителя является научить ребенка не только «вылавливать» в этом потоке зерна знаний, но и управлять им, в том числе дополняя его открытиями, которые делают они сами, с помощью инновационных технологических решений.

Многие исследователи констатируют возросший в настоящее время интерес школьников к предметам естественнонаучной, физико-математической, информационно-технологической направленности. Данный факт неудивителен в эпоху становления высокотехнологичных производств и тотальной цифровизации. Жизнь современного ребенка уже в период дошкольного детства наполнена различным гаджетами, которые знакомят его с высокотехнологичными решениями каждодневных проблем. Стать частью мира, в котором можно не только использовать, но и самому предложить инновационное решение, мечтают многие школьники, решившие связать свою жизнь с точными науками, управлением информационными потоками и сферой высоких технологий. Традиционные технологии в работе с такими обучающимся не позволяют в достаточной мере раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал. Именно поэтому в современном образовании все чаще обращаются к практике использовании нового подхода, который получил сокращенное название STEM. При таком подходе учитель организует взаимодействие обучающихся в образовательной среде таким образом, чтобы обеспечить необходимые условия для продуктивной научно-исследовательской и проектной деятельности школьников, которые интегрированы в целостной междисциплинарной картине глобального знания.

Большинство учителей в общеобразовательных школах России в лучшем случае имеют ограниченное представление о том, что такое STEM-подход, в худшем варианте - они даже не имеют понятия о том, что такое подход существует. И это ставит перед современным образованием серьезную проблему: каким образом учитель, может подготовить человека будущего, если сам не является таковым и не владеет необходимым для этого технологическим инструментарием?

О.Б. Дударева и Е.Л. Тележинская [2] полагают, что решение подобной проблемы для работающих учителей возможно через их знакомство с основами STEM, STEAM, STREAM-педагогики во время освоения программ дополнительного профессионального образования. При этом авторы отмечают основные преимущества STEM-образования, среди которых: возможность изучать не отдельные учебные дисциплины, а целостные темы во всем их многообразии; демонстрация «живого» научно-технического знания, когда дети не только понимают для чего оно нужно, но и непосредственно участвуют в процессе его применения; формирование критического мышления и готовности к разрешению проблем, возникающих в ходе решения конкретных проектных задач; осознание собственного потенциала и новый взгляд на личностные ресурсы; формирование навыков эффективной коммуникации и работы в междисциплинарной команде; развитие интереса к дисциплинам, составляющим базу профессиональной области высоких технологий; создание условий для проявления креативного и инновационного мышления в процессе проектной деятельности; выстраивание непрерывной линии профессионализации; формирование готовности к жизни в динамично меняющемся мире высоких технологий; дополнение школьных дисциплин практико-ориентированным компонентом. По мнению исследователей, самое важное, чтобы педагоги-слушатели программ повышения квалификации сами стали активными субъектами педагогического процесса, в котором применяется STEM-технология. Фактически им необходимо самим на время стать учениками, чтобы понять сам принцип работы этой технологии. Она становится для слушателей своеобразным тренажером, позволяющим сгенерировать ситуацию будущего урока, обсудить его в группе с коллегами, обменяться мнениями и создать образовательный продукт, который в дальнейшем будет успешно внедрен в практической педагогической деятельности.

А.А. Маринюк и Ю.А. Серебренникова делают акцент на комплексном характере подготовки бакалавров педагогического образования. Именно им, как отмечают исследователи, предстоит обеспечивать качество образовательного процесса в школе будущего. Программы подготовки будущих учителей начальных классов нуждаются в актуализации и расширении компетентностных результатов освоения, в частности «ощущается нехватка современных образовательных программ, развивающих компетенции в области мехатроники, робототехники, электроники, программирования и других сфер технического творчества» [4, С. 11]. Авторы представляют очень интересный опыт по внедрению в практику подготовки будущих педагогов начального образования курса «Робототехника». Студенты получают возможность расширить свой компетентностный профиль, дополнив его знаниями, умениями и навыками в сфере ИКТ, основ программирования, компилирования микропрограмм, а также приобретают опыт совместной деятельности в облачном

STEM-пространстве в процессе работы над совместными онлайн-проектами. Таким образом, будущие педагоги начальной школы, с одной стороны, проявляют сформированность элементарных инженерно-технических компетенций, с другой стороны, они демонстрируют готовность развивать подобные компетенции у своих будущих учеников, используя современные образовательные технологии.

С.Г. Григорьев и М.В. Курносенко [1] также обращаются к проблеме подготовки педагогических кадров к реализации STEM-образования и представляют опыт его внедрения на примере программы подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Информатика и технологии». Считаем необходимым отметить, что подготовка будущих учителей по данному профилю в наибольшей степени приближена к тем задачам, которые стоят перед STEM-образованием, но при этом авторы с сожалением констатируют, что существующий в настоящее время в школе подход к преподаванию STEM-дисциплин с доминированием лекционного материала и приоритетной ориентацией на механистическое запоминание и воспроизведение материала у учеников совершенно не формирует у современных школьников интерес к STEM-профессиям, что, как следствие, приводит к тому, что нарастает дефицит квалифицированных кадров в данной области. Фактически основная роль STEM-образования состоит в повышении престижа инженерно-технологических профессий, основу которых составляют такие дисциплины как «Физика», «Химия», «Математика», «Технология» и др. Исследователи справедливо утверждают, что современной школе просто необходим новый подход к обучению, который позволит сформировать у подрастающего поколения более глубокое понимание дисциплин естественно-научного и физико-математического циклов, опираясь на «взаимосвязи между естественными науками, математикой, инжинирингом и технологиями» [1, С. 6].

Именно поэтому в своей работе С.Г. Григорьев и М.В. Курносенко обращаются к анализу учебного плана реализуемой ими образовательной программы подготовки будущих педагогов и классической матрицы требований к среднему естественно-научному образованию, существующей в Соединенных Штатах Америки, которые являются родиной STEM-подхода. Первое, что отмечают авторы, анализируемый учебный план подготовки бакалавров соотносится с дополненной формулировкой STEAM, так как дисциплины декомпозируются на пять основных составляющих: Science, Technology, Engineering, Art, Mathematics. Негармоничное соотношение вышеперечисленных составляющих актуализирует, по мнению авторов, необходимость пересмотра соотношения тем в разных дисциплинах и нового подхода к проектированию содержательной части образовательной программы, в том числе усиления Art-составляющей за счет дизайна, а также теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Мы считаем, что предлагаемый С.Г. Григорьевым и М.В. Курносенко подход к проектированию образовательной программы подготовки бакалавров позволяет существенно расширить горизонты практической подготовки будущих выпускников.

А.С. Львова, О.А. Любченко и Ю.А. Серебренникова [3] полагают, что в программы подготовки бакалавров педагогического образования необходимо включение модуля, ориентированного по подготовку будущих педагогов к использованию STEM-технологий в образовательном процессе начальной школы. Авторами разработан модуль «Информационные основы STEM-технологий образовательного процесса начальной школы» [3, С. 16], включающий три основные и две элективные дисциплины, с общей трудоемкостью 16 зачетных единиц. В целом поддерживая идею введения такого модуля в программы подготовки будущих учителей начальной школы, все же позволим себе усомниться в целесообразности минимизированного количества часов контактной работы (всего 64 часа из 576 на все дисциплины модуля). Мы согласны с авторами, которые отводят особую роль самостоятельной работе студентов, а также практическим занятиям, которые, кстати, входят в количество часов контактной работы. В этом случае возникает вопрос: каковы алгоритмы организации самостоятельной работы студентов и ее контроля, за счет которых можно быть уверенными не в формальном, а в реальном результате освоения данного модуля? Безусловно, «грамотно организованная самостоятельная работа оказывает существенное влияние на формирование методических умений студентов», но алгоритм ее организации не совсем понятен. Мы считаем, что необходимо структурирование самостоятельной работы студентов в рамках освоения представленного модуля по типам контроля в привязке к конкретным разделам (контроль со стороны преподавателя, взаимоконтроль, самоконтроль, возможно, как вариант, экспертный контроль со стороны потенциального работодателя). Тогда будет более понятна и очевидна роль преподавателя и других субъектов образовательных отношений в оценке компетентностного профиля студента.

Мы полагаем, что в качестве рекомендаций по включению в образовательный процесс модулей, ориентированных на формирование компетенций будущих педагогов для работы в условиях STEM-образования, могут выступить следующие:

1) преподаватели вуза должны пройти хотя бы минимальную предварительную подготовку по проблемам STEM-образования и использования STEM-технологий в образовательном процессе современной школы;

2) университет должен быть пространством для внедрения, масштабирования и тиражирования перспективных проектов в области STEM-образования;

3) необходимо создание общедоступного контент-сервиса для обмена актуальными методиками применения STEM-оборудования в обучении;

4) в процессе формирования у будущих бакалавров STEM-компетенций обязательно должны участвовать специалисты-практики, в том числе представляющие интересы потенциальных работодателей;

5) проведение занятий по данному модулю должно быть основано на принципах междисциплинарности, открытости и инновационности, отвечающих методологии STEM-подхода;

6) в процессе обучения по модулю необходимо сочетать контактную работу с контролируемой самостоятельной работой и практической подготовкой, в том числе с использованием практики взаимооценивания, самооценки и экспертной оценки результатов освоения модуля;

7) для эффективного освоения модуля необходимо специальное оборудование, позволяющее расширить компетентностный профиль студента педагогического бакалавриата за счет приобретения навыков работы в сфере моделирования, программирования, робототехники и т.п., в том числе через овладения технологиями, в основе которых лежит использование ИКТ-средств.

Выводы. Систематизируя вышесказанное, выделим ключевые тенденции в системе педагогического образования, актуализированные благодаря применению STEM-подхода:

- обновление существующих и разработку новых образовательных программ подготовки бакалавров и магистров педагогического образования, которые ориентированы на освоение компетенций, необходимых для преподавания в современной школе в логике STEM-образования;

- разработка практико-ориентированных программ повышения квалификации и переподготовки работающих учителей, занятых в сфере преподавания STEM-дисциплин;

- пересмотр школьной STEM-программы и поиск оптимальных подходов для преподавания STEM-дисциплин на всех уровнях образования;

- создание системы непрерывной профессионализации образования в системе «школа-колледж-вуз» с ориентацией будущих выпускников школ на освоение STEM-профессий;

- расширение материально-технических возможностей организаций среднего профессионального образования и университетов для обеспечения реализации образовательных программ подготовки специалистов педагогических STEM-профилей;

- разработка и внедрение новых школьных программ, отвечающих задачам подготовки человека будущего в условиях современной школы на основе STEM-подхода.

Литература:

1. Григорьев С.Г., Курносенко М.В. Внедрение элементов STEM-образования в подготовку педагогов по профилю «Информатика и технологии» // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 2. - С. 5-13.

2. Дударева О.Б., Тележинская Е.Л. Основы STEM, STEAM, STREAM-педагогики при реализации дополнительных профессиональных программ // Проблемы и перспективы развития образования в России. Сборник материалов XLVI Всероссийской научно-практической конференции / под общей редакцией С.С. Чернова. - Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2017. - С. 107-114.

3. Львова А.С., Любченко О.А., Серебренникова Ю.А. Отбор содержания модуля подготовки педагогов к использованию STEM-технологий на примере педагогического бакалавриата для учителей начальных классов // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 2. - С. 13-19.

4. Маринюк А.А., Серебренникова Ю.А. Подготовка будущих педагогов начальной школы к использованию ресурсов STEM-образования // Известия института педагогики и психологии образования. - 2018. - № 1. - С. 11-14.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Аврамова Татьяна Ивановна

Федеральное государственное образовательное учреждение Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ

Аннотация. Целью исследования было выявить характер взаимосвязи эмоциональной устойчивости и копинг-стратегий у студентов. В результате комплексной диагностики и статистического анализа была выявлена положительная корреляционная связь эмоциональной устойчивости с продуктивными копинг-стратегиями - «решение проблем» и «социальным» копингом и отрицательная связь с непродуктивными копинг-стратегиями «эмоции», «избегание», «отвлечение».

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, продуктивные копинг-стратегии: «решение проблем», «социальный» копинг, непродуктивные копинг-стратегии: «эмоции», «избегание», «отвлечение».

Annotation. The aim of the study was to reveal the nature of the relationship between emotional stability and coping strategies among students. As a result of complex diagnostics and statistical analysis, a positive correlation was found between emotional stability and productive coping strategies - "problem solving" and "social" coping and a negative relationship with unproductive coping strategies "emotions", "avoidance", "distraction".

Keywords: emotional stability, productive coping strategies: "problem solving", "social" coping, unproductive coping strategies: "emotions", "avoidance", "distraction".

Введение. Эмоциональная устойчивость является одним из факторов, определяющих психическое и физическое здоровье студентов, а следовательно, надёжность, успешность учебной деятельности и эффективность выстраивания межличностных отношений. Проблема эмоциональной устойчивости особенно остро стоит в молодёжной среде, так как этот возраст характеризуется высокими степенями напряжения, стрессогенностью, что безусловно влияет на уровень эмоционального здоровья.

ФГОСы ВО по психолого-педагогическим направлениям подготовки требуют от выпускников обладать «способностью работать в коллективе, толерантностью», «способностью осуществлять социальное взаимодействие», «способностью взаимодействовать с участниками образовательных отношений». Выпускники педагоги, психологи безусловно должны обладать развитой эмоциональной устойчивостью как центральной составляющей эмоциональной компетентности. С другой стороны, в современном образовательном процессе очень много внимания уделяется получению академических знаний, тогда как развитию эмоциональной составляющей уделяется не так много внимания. Данные противоречия позволяют обосновать и сформулировать проблему исследования эмоциональной устойчивости личности у студентов и возможностей ее развития средствами психологического тренинга, в частности, за счет повышения интенсивности использования продуктивных копинг-стратегий.

Изучением механизмов, факторов и особенностей развития эмоциональной устойчивости занимаются многие отечественные ученые: Г.У. Солдатова [8], Л.М. Аболин, Д.В. Иванов, Т.А. Савина, Б.Х. Варданян.

Эмоциональная устойчивость представляет собой интегральное свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели. «Эмоциональная устойчивость - это интегральное свойство личности, выражающееся в неподверженности эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий, способность справляться с состоянием излишнего эмоционального возбуждения при осуществлении многосложной деятельности», согласно Г.У. Солдатовой [8].

Изучением копинг-стратегий занимаются многие зарубежные и отечественные ученые-психологи - Р. Лазарус, С. Норман, Д. Эндлер, Т.Л. Крюкова [6], Л.И. Анцыферова, С.К. Нартова-Бочавер [7], Е.С. Балабанов, Е.В. Либина, К. Муздыбаев и др.

Согласно Т.Л. Крюковой под стратегией совладания понимаются «основанные на осознаваемых усилиях действия для регуляции субъектом эмоционального и интеллектуального напряжения с целью оптимальной психологической адаптации к внешним обстоятельствам» [6].

Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и копинг-стратегий, а именно, положительная связь эмоциональной устойчивости и частоты использования продуктивных копинг-стратегий имеет особую важность для возможности повышать эмоциональную устойчивость через развитие средствами тренинговых технологий продуктивных копинг-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.