И .В. Фокина
Психологическое образование педагога в свете модернизации российской системы образования
В статье рассматриваются тенденции модернизации современного российского образования. Под модернизацией понимается не реформирование, переустройство образования (изменение в соответствии с требованиями современности. Центральной задачей модернизации образования является преодоление неэффективности, выстраивание эффективной образовательной системы, обеспечение современного качества образования. Автором отмечается, что в настоящее время в обществе значимо возросли требования к подготовке педагога. Анализируется представление, о том, что каждый педагог должен получить психологическое образование и психологическую подготовку. Для современного специалиста психология несет практическое, развивающее и общекультурное значение. Тем не менее, известно, что практичность получаемых в вузе психологических знаний невысока. В этой связи в исследованиях отечественных и зарубежных психологов последних десятилетий одно из ведущих мест занялапроблемапсихологической компетентности. Психологическая компетентность понимается автором как совокупность психологических знаний, психологических умений и набора социально-психологических личностных характеристик.
Ключевые слова: модернизация образования, высшее образование, психологическое образование , профессиональная подготовка , педагог , психолог , психологическая
компетентность
I. V. Fokina
Psychological teacher training in the context of modernization of the Russian educational system
The article deals with main tendencies in modernizing the Russian system of education. The author regards modernization not as reorganization or reconstruction but as its adjustment according to current educational standards. The major purpose of modernizing our education is to overcome ineffectiveness,to create an efficient educational system and to ensure the quality of education. The author points out that nowadays the requirements towards professional teacher training have increased considerably in our modern society. The paper analyzes some ideas about acquiring vocational psychological training at higher educational institutions. At present, psychology carries practical, developmental and cultural meanings for future specialists in the field. However,it is well-known that practical application of psychological skills received at university is not widely-spread. That is why a lot of research abroad and in our country has been recently devoted to the problem of psychological competence. In this article psychological competence is being discussed as a complex of psychological knowledge, psychological skills and a number of social and psychological personal characteristics.
Keywords:modernization of educationhigher educationpsychological educationprofessional training, teacher,psychologist,psychological competence
/^Г/уЭ последнее время в России все Понятие модернизации близко поня-
больше внимания уделяется мо- тию инновации, однако, это разные кате-
K-^/CJ дернизационным процессам, при- гории. Модернизация означает создание
¡рем основной упор делается не только на фундаментальных предпосылок социально-
модернизацию технологий, но и на соци- экономического развития, а инновация —
шльную сферу, поскольку технологический ускорение этого процесса. Как видно, этяЯ
¡¡уклад является социально-экономическим взаимодополняемые понятия, позволяющий!
;явлением. обеспечить развитие общества. Модерий-аа
основой "''"'ийНоваЦЯОнного ЦИ|а развития общества. Формирование мо-дернизационной инфраструктуры является катализатором инновационных процессов в стране; инструментом проводимых преобразований, направленных на обеспечение экономического роста; фактором эффективного развития экономики и функционирования государственной системы.
Основными социально-экономическими предпосылками формирования инновационной образовательной среды являются кардинальные изменения в системе организационно-управленческих и экономических отношений в сфере образования и формирование нового технологического уклада, основанного на широком применении информационных технологий [3]. Среди них мы особо выделим:
- трансформацию системы управления в сфере образования;
- изменение структуры образования;
- усиление интеграционных процессов в системе образования;
- широкое применение информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных продуктов;
- модернизацию нормативно-правовой базы в области образования.
В условиях развития информационного общества формируется «экономика знаний», основу которой составляет интеллектуальный человеческий капитал, причем экономический рост и конкурентоспособность страны во многом зависят от интеллектуальной емкости и технологий, эффективных институтов и организации образования [8].
Образование в силу своей специфики, с одной стороны, достаточно консервативное социальное явление, но с другой — это такая сфера человеческой деятельности, где непрестанно ведутся поиски нового содержания, новых подходов к обучению, новых технологий обучения, отвечающих духу времени и образовательным потребностям личности и общества.
Как известно, с 01 сентября 2013 вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в РФ» [2], который главной целью образования провозгласил интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и профессиональное развитие человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов. Мы видим, что традиционная модель обучения постепенно заменяется Кубъект-субъектной моделью, где педагог рбращен к обучающемуся. В ближайшем Идущем, после введения ФГОС четвертого поколения, завершится переход к новой образовательной парадигме, где акцент делается на развитии личности человека.
Профессиональная' 'пОдРотовка, осуществляемая на принципах инновационной парадигмы образования, должна обеспечивать развитие личности в процессе усвоения знаний, приводить к изменению и формированию личностных качеств будущих специалистов. Так, в современном обществе значимо возросли требования к подготовке педагога. Отмечается, что сформированность у педагога таких качеств, как коммуникативные навыки, эмпатия, педагогический такт, креативность не в полной мере удовлетворяют запросы потребителей образовательных услуг. Отсюда, во-первых, процесс профессиональной подготовки педагога требует существенной доработки, поскольку не обеспечивает достаточной мотивационной, когнитивной, эмоциональной, волевой и прочей готовности будущего специалиста к успешной профессиональной деятельности в современной школе.
Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что профессия педагога связана с постоянной работой над собой, с самосовершенствованием и развитием профессиональных умений и личностных качеств. Из этого следует, что педагогу необходимо постоянно учиться, повышать свое профессиональное мастерство, профессиональную компетентность на протяжении всего периода профессиональной деятельности. Поэтому в настоящее время реализуется концепция «непрерывного обучения» или «обучения в течение всей жизни» (lifelong learning). Таким образом, на смену традиционной парадигме образования — «образование на всю жизнь», приходит совершенно новый подход — «образование через всю жизнь». Однако далеко не все педагоги понимают эти тенденции и уделяют внимание своему личностному и профессиональному развитию.
Рассмотрению вопроса о том, каким должен быть современный педагог посвящено немалое количество публикаций. Вероятно, это связано с тем, что педагог — это не просто профессия, заключающаяся в трансляции опыта подрастающему поколению, педагог — это высокая миссия сотворения личности, утверждение человека в человеке. Ни в одной сфере человеческой деятельности ошибки так трудно не исправляются, как в образовании. В результате допущенных ошибок в опасности могут оказаться целые поколения.
Новая парадигма образования заставляет по-новому осмыслить задачи образования. Это, прежде всего, удовлетворение образовательных запросов личности, реализация индивидуальной траектории [4, 5].
В системе общего среднего образования эти изменения выражены в заявленной ори-
ентации на личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, педагогику сотрудничества, системно-деятельностный подход в образовании, индивидуализацию обучения и воспитания, дифференциацию обучения, гуманизацию и гуманитаризацию образования.
Система профессионального образования восприняла изменения в виде существенной трансформации планов приема по различным специальностям; увеличением приема по специальностям гуманитарного профиля; резким усилением гуманитарной составляющей профессиональной подготовки; внедрением ступенчатой (уровневой) системы начального, среднего и высшего образования, направленных на индивидуализацию обучения.
Однако при всей важности этих новаций и конкретных шагов, проблема индивидуализации образования еще требует своего решения.
Современный педагог имеет дело с человеком развивающимся, его профессиональные действия строятся на знании психологии личности, основных подходах к пониманию и объяснению темперамента, характера, способностей, развития личностных качеств в определенные возрастные периоды жизни. Психике в последние годы в процессе обучения придается все большее значение. В этой связи педагогу необходимо быть хорошим психологом, чтобы всегда была возможность найти подход к каждому ребенку.
Психология как наука и практика уверенно вошла в жизнь современного человека. Психология занимает все более заметное место во всех об-ластях общественной и культурной жизни — политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусства и спорта, сохранения здоровья и обороны страны, в сфере обслуживания.
На наш взгляд, можно увидеть три значения психологии для современного специалиста: практическое, развивающее и общекультурное [6].
Практическое значение означает, что психология помогает решить людям реальные производственные проблемы, жизненные трудности, помогает человеку правильно выбрать профессию, адаптироваться и в производственном коллективе, и в семье. Понятно, что все принципы общественных ||тношений — гуманизм, демократизм, толерантность, сотрудничество — ос-нованы на психологических законах общения людей, их взаимодействий и взаимоотношений. Из этого следует, что психология учит челове-
ка правильно общаться с руководителями, подчиненными, сослуживцами, близкими людьми.
Развивающее значение психологии заключается в том, что полученные психологические знания человек примеряет к себе. Например, когда он узнает про темперамент, его типы, особенности, то пробует определить свой тип, когда узнает про виды мышления — пытается понять особенности собственного мышления. Это возможно не только на основе самонаблюдения, но и с помощью специального психологического инструментария — тестов и других психодиагностических методов.
Общекультурное значение психологии предполагает, что когда человек овладевает психологическими знаниями, он овладевает не только культурой своего народа, но и другим культурами. Достижения современной психологии связаны с именами — не только отечественных, но и зарубежных ученых, и принадлежат всем людям. Например, такие понятия как креативность, самоактуализирующаяся личность, психоанализ знакомы всем образованным людям у нас и за рубежом. Эти общекультурные понятия человек тоже примеряет к себе и, возможно, захочет стать самоактуализированной личностью.
Итак, сегодня активно транслируется идея, что каждый педагог должен получить психологическое образование и психологическую подготовку. Однако необходимо понимать, что психологическое образование невозможно получить путем простого суммирования различных психологических дисциплин, а психологическую подготовку — несколькими часами студенческой практики.
Так, например, при обучении студентов в педагогических вузах и на курсах повышения квалификации учителей предлагается ввести особый курс «Психологическая антропология», который представляет собой целостное учение о субъективной реальности человека, его становлении и развитии в образовании. И этот курс должен стать основой психологического образования педагога-предметника [1].
Функции педагога сегодня существенно меняет модульная система обучения, где акцент стоит на самостоятельной работе обучающихся. Педагог освобождается от рутинной работы, заключающейся в преподавании несложного учебного материала; активный контроль знаний сменяется самоконтролем. Больше времени и внимания педагог уделяет мотивации обучения, стимулированию активности, личным контактам в процессе обучения. При этом необходи-
эдо рщрар, чт0'"к современномунпедагогу предъявляются высокие требования по его компетентности.
Профессиональная компетентность рассматривается как сумма ключевой, базовой и специальной компетентностей. Ключевые компетенции необходимы в любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Базовые компетенции отражают специфику конкретной предметной или непредметной сферы профессиональной деятельности, это компетенции, основывающиеся на интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных и волевых качествах человека. Специальные компетенции — это те умения и навыки, которые связаны с областью профессиональной деятельности.
Одно из ведущих мест в исследованиях отечественных и зарубежных психологов последних десятилетий прочно заняла проблема психологической компетентности (А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, М.И. Лукьянова, А.В. Брушлин-ский, А.А. Бодалев, Т.Н. Щербакова, Дж. Равен, М. Аргайл, Ю. Мель, К. Рубин, Р. Хинтч и др.).
Компетенция понимается нами, как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, а компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Психологической компетентностью мы называем совокупность психологических знаний, психологических умений и набора социально-психологических личностных характеристик. Это интегральное профессионально-личностное образование, позволяющее человеку психологически конструктивно решать задачи профессионального и личного опыта.
ВысОкнй'уроВенв пСиХоЛОгиЧеСкОй 'Компетентности позволяет субъекту целесообразно использовать личностные ресурсы, минимизировать затраты, оптимизировать внешнюю и внутреннюю активность, актуализировать скрытые возможности других, прогнозировать отставленные эффекты профессиональной активности, конструировать продуктивные модели саморазвития.
Необходимо заметить, что социальная ситуация развития личности складывается внутри организации образования. Поэтому важно в процессе преподавания создавать условия, которые побудили бы активное участие личности студента в учебном процессе, его заинтересованность к овладению знаниями, умениями и навыками [7].
Современная профессиональная образовательная идеология должна строиться следующим образом: студент учится лучше и научается большему в процессе самостоятельного взаимодействия с профессиональной реальностью и приобретением личного профессионального опыта.
В свете указанной идеологии профессионального образования, новизна позиции преподавателя будет заключаться в том, чтобы:
- во-первых, признать студента центральной фигурой в вузе (колледже, училище) и строить процесс профессионального образования на основе подлинного уважения к индивидуальным профессиональным и личностным интересам и потребностям студентов;
- во-вторых, способствовать обогащению личного опыта профессиональной деятельности каждого студента;
- в-третьих, выступать для студентов наблюдательным помощником в раскрытии, развитии и становлении их индивидуальности в профессиональном образовании.
Таким образом, если общество начинает понимать, что целью современного образования становится удовлетворение образовательных запросов личности, то оно должно создать условия превращения образования в процесс развития личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исаев Е.И. Теория и практика психологического образования педагога // Психологический журнал, 2000. Т. 21. № 6. С. 56-65.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. № 5976, 31 декабря, 2012.
3. Веряскина А.Н. Преподавание гуманитарных дисциплин в условиях современного технологического переворота [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2014. № 1(7). URL: http://pnojournal. wordpress.com/archive/ (дата обращения: 20.11.2014).
4. Капустин А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение в формировании профессиональной компетентности студентов вуза [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 20.11.2014).
5. Панькова Н.М. Миссия университета [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 20.11.2014).
6. Фокина И.В. ИНновациЙннЖе^йПекТы^прейодаВании'' ЩИрюлогии 1непСих§логаМ»[ЭлектронН^1Й ресурс] ¡Щ ИИерспективы науки и образования. 2014. № 1. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения:
20.11.2014).
7. Фокина И.В. Ситуации свободного выбора в процессе профессионального обучения [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. URL: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (дата обращения: 20.11.2014).
8. Скоблева Э.И. Экономический механизм модернизации системы высшего профессионального образования в современной России: дис. ...д-ра экон. наук. Волгоград: ВГУ, 2011. 388 с. URL: http://test.vak.ed.gov.ru/ru/ dissertation/subscription/index.php?id54=12599&from54=287(дата обращения: 20.11.2014).
REFERENCES
1. Isaev E.I. The theory and practice of teachers' psychological education. Psikhologicheskii zhurnal - Psychological Journal, 2000, V.21, no.6, pp. 56-65 (in Russian)
2. Federal Law dated 29.12.2012 no.273-FL. About Education in the Russian Federation. Rossiiskaia gazeta - Thm Russian Newspaper, no.5976, 31.12.2012 (in Russian)
3. Veriaskina A.N. Teaching Humanities during current technological revolution. Perspektivy nauki i obrazovaniia -Perspectives of science and education. 2014. no.1(7). Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (accessed 20 November 2014).
4. Kapustin A.N. Psychological and pedagogical support in forming university students' professional competence. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education, 2013, no.1. Available at: http://pnojournal. wordpress.com/archive/ (accessed 20 November 2014).
5. Pan'kova N.M. The mission of universities. Perspektivy nauki i obrazovaniia - Perspectives of science and education. 2013. no.1. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (accessed 20 November 2014).
6. Fokina I.V. Innovative aspects in teaching Psychology to 'non-psychological' students. Perspektivy nauki i obrazovaniia
- Perspectives of science and education, 2014. no.1. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (accessed 20 November 2014).
7. Fokina I.V. The situations of 'free choice' in the process of professional education. Perspektivy nauki i obrazovaniia
- Perspectives of science and education, 2013, no.5. Available at: http://pnojournal.wordpress.com/archive/ (accessed 20 November 2014).
8. Skobleva E.I. Economical mechanism of mordenizing the system of higher professional education in modern Russia: Diss. Doctor in Economical Sciences. Volgograd: Volgograd State University, 2011. 388 p. Available at: http://test.vak. ed.gov.ru/ru/dissertation/subscription/index.php?id54=12599&from54=287 (accessed 20 November 2014).
Информация об авторе Information about the author
Фокина Ирина Владимировна Fokina Irina Vladimirovna
(Россия, Вологда) (Russia, Vologda)
Доцент, кандидат психологических наук, доцент Accosiate Professor, PhD in Psychology, Associate
кафедры психологии Professor of the Department of Psychology
Вологодский государственный университет Vologda State University
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]