Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багирова Загидат Курбанмагомедовна, Мухтаров Далгат Джамалудинович, Акбулатова Лида Ахматовна

В статье выявлен педагогический потенциал дисциплины «психология» в рамках реализации программы высшего образования. Содержание психологического обучения, как и любого другого, определяется его образовательными целями, тесно взаимосвязанными между собой. Своеобразие содержания психологического знания обусловливается его гуманитарной природой. Этим обстоятельством определяется общенаучный аспект учебной психологической информации. Гуманитарный характер психологического образования проявляется в его непосредственном контакте с человеком в контексте обобщения им знаний об общих закономерностях, собственной духовной и социальной жизни. Приобщение студентов к знаниям в области психологии несет в себе широкие возможности реализации личностно развивающего педагогического воздействия на аудиторию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Багирова Загидат Курбанмагомедовна, Мухтаров Далгат Джамалудинович, Акбулатова Лида Ахматовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE DISCIPLINE "PSYCHOLOGY" WITHIN THE FRAMEWORK OF THE HIGHER EDUCATION PROGRAM

The article reveals the pedagogical potential of the discipline "psychology" within the framework of the higher education program. The content of psychological education, like any other, is determined by its educational goals, which are closely interrelated. The originality of the content of psychological knowledge is determined by its humanitarian nature. This circumstance determines the general scientific aspect of educational psychological information. The humanitarian character of psychological education is manifested in his direct contact with a person in the context of his generalization of knowledge about general laws, his own spiritual and social life. The introduction of students to knowledge in the field of psychology carries with it ample opportunities for the implementation of personally developing pedagogical influence on the audience.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

установки на саморазвитие и конструктивное преобразование жизнедеятельности. Самостоятельность в выборе целей и средств деятельности, свойственная социокультурным практикам способствует проявлению инициативы и ответственности благодаря чему происходит формирование субъектной позиции обучающегося и развитие его социокультурной активности.

2. Организацию квазипрофессиональной деятельности обучающихся на основе учета специфики социокультурной активности специалистов по социальной работе. Квазипрофесиональная деятельность повысит интерес обучающихся к социально-культурным аспектам профессиональной деятельности, актуализирует их творческий потенциал. Моделирование элементов социально-культурной деятельности в контексте профессиональной сферы позволит обучающимся прийти к осознанному принятию ее социальной и профессиональной значимости, расширит представления о содержательном аспекте социально-культурной деятельности.

3. Активизация потенциала проектной деятельности. Проектная деятельность отличается практико-ориентированным, исследовательским и творческим характером, что в наибольшей степени соответствует целевым установкам развития социокультурной активности. Проектная деятельность вовлекает обучающихся в самостоятельное конструирование моделей социально-культурного пространства, конструктов социально-культурной деятельности. Участие в проектной деятельности способствует развитию различных составляющих социокультурной активности: инициативности и самостоятельности; творческого, нелинейного мышления; рефлексивных и коммуникативных умений; способностей к культуротворчеству и т.п.

Выводы. Трансформация современного российского общества оказывает значительное влияние на профессиональные требования к специалисту по социальной работе. Одним из наиболее востребованных в сложившихся условиях профессиональным качеством специалистов рассматриваемого профиля становиться социокультурная активность.

На основе проведенного анализа мы пришли к выводу, что под социокультурной активностью следует понимать личностное качество, базирующееся на понимании значимости социально-культурной деятельности, сформированной субъектной позиции и проявляющееся в стремлении самостоятельно осуществлять социально-культурную деятельность, адекватной оценке себя как субъекта данной деятельности, способного выдвигать актуальные, востребованные обществом инициативы по преобразованию социально-культурной среды.

Целенаправленное развитие социокультурной активности будущих специалистов по социальной работе целесообразно осуществлять в период профессиональной подготовки. При это эффективность развития социокультурной активности повыситься при реализации следующих педагогических условий:

- внедрение в образовательный процесс социокультурных практик, способствующих приобретению социокультурного опыта, индивидуализации поведения в социокультурном пространстве, формированию субъектной позиции обучающихся;

- организация квазипрофессиональной деятельности обучающихся на основе учета специфики социокультурной активности специалистов по социальной работе;

- активизация потенциала проектной деятельности, обеспечивающей вовлечение обучающихся в самостоятельное конструирование моделей социально-культурного пространства, конструктов социально-культурной деятельности.

Литература:

1. Бережная И.Ф., Зыкова А.О. Содержание категории «Социальная активность» в психологии и педагогике // Вестник ВГТУ. - 2012. - №10-2. - С. 171-177.

2. Комиссарова Т.С., Каминская Н.Д., Эртман Е.В. Развитие социокультурной активности студентов: творческие практики в образовательном пространстве вуза // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2018. №2. С. 278-290.

3. Лебедев М.Д. К вопросу о формировании понятия «Социальная активность» // Вестник КамчатГТУ. -2011. - №16. - С. 69-73.

4. Погорелова Н.В., Николаева Л.А. Развитие социально-культурной активности студенческой молодежи в условиях вуза // Вестник МГУКИ. - 2018. - №4 (84). - С. 152-159.

5. Черепанова Л.Г. Социальная активность и ее аспекты // Гуманитарный вектор. - Серия: Педагогика, психология. - 2009. - №3. - С. 60-63.

6. Шарковская Н.В. Социально-культурная активность - понятие современной социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ. - 2016. -№3 (71). - С. 116-121.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием Багирова Загидат Курбанмагомедовна

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала); преподаватель кафедры огневой подготовки Мухтаров Далгат Джамалудинович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик);

преподаватель кафедры физического воспитания Акбулатова Лида Ахматовна

Чеченский государственный педагогический университет (г. Грозный)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ» В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье выявлен педагогический потенциал дисциплины «психология» в рамках реализации программы высшего образования. Содержание психологического обучения, как и любого другого, определяется его образовательными целями, тесно взаимосвязанными между собой. Своеобразие содержания психологического знания обусловливается его гуманитарной природой. Этим обстоятельством определяется общенаучный аспект учебной психологической информации. Гуманитарный характер психологического

образования проявляется в его непосредственном контакте с человеком в контексте обобщения им знаний об общих закономерностях, собственной духовной и социальной жизни. Приобщение студентов к знаниям в области психологии несет в себе широкие возможности реализации личностно развивающего педагогического воздействия на аудиторию.

Ключевые слова: психология, высшее образование, студент, педагог.

Annotation. The article reveals the pedagogical potential of the discipline "psychology" within the framework of the higher education program. The content of psychological education, like any other, is determined by its educational goals, which are closely interrelated. The originality of the content of psychological knowledge is determined by its humanitarian nature. This circumstance determines the general scientific aspect of educational psychological information. The humanitarian character of psychological education is manifested in his direct contact with a person in the context of his generalization of knowledge about general laws, his own spiritual and social life. The introduction of students to knowledge in the field of psychology carries with it ample opportunities for the implementation of personally developing pedagogical influence on the audience.

Keywords: psychology, higher education, student, teacher.

Введение. Вопрос о педагогическом потенциале дисциплины «психология» в рамках реализации программы высшего образования должен решаться в зависимости от того, в чем усматривается главное звено всей педагогической работы программы высшего образования [4].

Необходимым условием эффективного формирования подобного рода профессиональных компетенций, составляющих основу развития в будущем преподавательской мастерства студентов, является наличие у них базовых знаний и умений. К сожалению, индивидуальный опыт преподавания современного студента очень ограничен. Без должной теоретической подготовки такой опыт формируется преимущественно опосредованно, то есть через наблюдение, или эмпирически через подражание другим преподавателям, любимым педагогам, а чаще путем самостоятельных проб и ошибок. Но таким образом, возможно, сформировать только отдельные умения, потенциал использования которых ограничен. В то же время, эффективное педагогическое обучение требует знакомства студентов с азами педагогической техники, продуктивным опытом преподавания отдельных психологических дисциплин другими педагогами, использование ими инновационных технологий в организации обучения психологии, требует концептуально-методических обобщений широкого круга педагогических ситуаций.

Изложение основного материала статьи. Современное обучение психологии на всех уровнях подготовки направлено на овладение способами познания личности и поведения других людей, а также формирования способности человека к самопреобразованию и продуктивного взаимодействия с социальным окружением. Понятно, что выделенные особенности психологического познания являются в определенном смысле универсальными. Сегодня реализуются на разных уровнях и с разной степенью полноты в ходе преподавания психологии в рамках программы школьного факультатива, курса психологии как общеобразовательной дисциплины вузовского обучения или же при университетской подготовке будущих специалистов, создает широкий круг задач системной подготовки студентов [1].

С учетом вышесказанного, основная цель преподавания психологии как учебной дисциплины понимается как необходимость формирования соответствующих психолого-педагогических компетенций студентов для обеспечения их эффективности в любой деятельности. Такая цель конкретизируется в следующих дидактических задачах педагога - преподавателя этого курса: передать студентам знания о специфике психологии; сформировать у них умение и навыки использования психологической информации, формирования у представителей учебной аудитории необходимых умений и навыков психологической природы; способствовать самопознанию и саморазвитию личности студентов, в контексте выбранной ими специальности, в частности, актуализировать и развить их педагогические способности; помочь студентам в овладении приемами профессионального самообразования и самовоспитания; развить потребность студентов в психолого-просветительское деятельности, умение эффективно организовывать при работе в различных аудиториях [5].

Знакомство с предметом предполагает, что студент через рефлексивное самопознание и самоорганизацию в ходе изучения курса сможет подойти к пониманию необходимости формирования индивидуального стиля собственной деятельности. Психологическое образование начнет работу по созиданию своей личной технологии отбора, методического анализа, презентации и контроля освоения учебной аудиторией психологической информации, необходимой для эффективного развертывания учебного процесса, субъектом организации которого он себя увидит.

Если учитель на уроке воспитывает определенные качества познавательной деятельности: наблюдательность, внимательность, самостоятельность мышления и т.п. - то тем самым он создает и наилучшие психологические условия для усвоения знаний и навыков. Но если ученик приобрел прочные знания и навыки, то это еще не значит, что он приобрел необходимые качества познавательной деятельности. Психологические условия воспитания содержат в себе и условия обучения.

Итак, главное звено всей педагогической работы учителя - это соединение воспитания с обучением. Между тем, хуже всего институты готовят студентов как раз к воспитательной работе. Следовательно, преподавание психологии должно быть направлено на преодоление этого недостатка.

Всестороннее и гармоническое развитие человеческой личности, качества познавательной деятельности, воспитываемых преимущественно в учебной работе никогда не проявляется в деятельности изолированно как индивидуальная особенность отдельного психического процесса. Один и тот же ученик может проявить или не проявить наблюдательность, сосредоточенность внимания, самостоятельность и активность мышления и т.п. в зависимости от мотивов деятельности.

Огромное значение приобретает психологический анализ нравственных мотивов, точно так же отсутствующий в настоящее время в учебниках. Основной вопрос, который возникает при таком анализе, -это вопрос о том, какое значение имеет общественная нравственная оценка для структуры и развития личности. Как сказывается нравственная оценка на проявлении влечений, потребностей и интересов человека? В чем заключается роль нравственной оценки в формировании его характера и развитии его способностей? Другой теоретический вопрос, имеющий принципиальное значение при изложении психологии личности, это вопрос о взаимоотношении личности и коллектива.

Указанные вопросы представляют собой проблему одновременно и общей, и социальной психологии и педагогики. Таким образом, воспитательная работа в процессе преподавания дисциплины психологии требует, чтобы элементы социальной психологии с самого начала были включены в изложение проблемы личности. При дальнейшем анализе отдельных сторон личности перед педагогом так же неминуемо возникает вопрос, какие свойства характера, какая структура способностей типичны для студента. Такая социально-психологическая характеристика должна быть органической частью раздела психологии личности.

Под углом зрения проблемы личности должно быть построено изложение всего психологического материала. Каждая индивидуальная психическая особенность представляет собой такое устойчивое и постоянное психическое качество, которое при некоторых определенных условиях может проявиться у любого человека. Так, например, точность восприятия, которая при некоторых определенных условиях проявляется у любого человека, вместе с тем может быть индивидуальной особенностью личности. Умственное действие, которое в процессе обучения при определенных условиях возникает у любого ученика, вместе с тем может стать способностью, т. е. индивидуальным свойством, от которого зависит успешность учебной деятельности. Поэтому психологические условия каждого психического процесса представляют собой одновременно условия формирования определенной психической особенности.

При рассмотрении психологических закономерностей только с точки зрения усвоения знаний и навыков, нас интересует лишь первая сторона психологических закономерностей. Для преподавателя, заботящегося только об обучении детей, важно знать, при каких условиях каждый ученик быстрее и лучше всего воспримет объект, и т. п. Когда рассматриваем психологические закономерности с позиции педагога, нас интересует также и вторая их сторона. Для педагога условия формирования умственных действий важны как средства воспитания способностей. Обязательства, от которых зависит прочность восприятия или сосредоточенность внимания, важны как условия воспитания наблюдательности, внимательности и т.п.

Основной недостаток возрастных характеристик в наших учебниках и учебных пособиях — беспорядочное перечисление и описание отдельных интеллектуальных, эмоциональных и волевых особенностей с общей ссылкой на то, что они формируются в процессе учебной деятельности. Этот недостаток может быть преодолен лишь при «личностном» подходе к возрастным характеристикам.

Так конкретизируется первый принцип преподавания психологии в институтах: излагать психологию -под углом зрения проблемы личности. Другой основной принцип вытекает из того, что личность, которую воспитываем в ВУЗе, - это личность развивающегося ребенка. Поэтому вполне закономерно в учебные планы педагогических институтов, помимо курса общей психологии, применять курс возрастной психологии [2].

Эта взаимосвязь имеет двухсторонний характер. Для того чтобы усвоить закономерности развития у ребенка какого- либо психического процесса или психического свойства, студент должен знать, в чем сущность этого процесса или свойства, каковы их отличительные признаки и какую роль они играют в деятельности. Кроме того, чтобы понять своеобразие каждой возрастной ступени и уяснить общее направление развития, необходимо сопоставление их с конечным этапом психического развития, т.е. с общими закономерностями психических процессов и психических свойств у взрослого нормального человека. Поэтому психологическая подготовка студента невозможна без солидного и прочного знания общей психологии.

Но существует и обратная зависимость. Понимание общих закономерностей психической деятельности у взрослого нормального человека возможно только тогда, когда рассматривать эту деятельность в развитии. Нельзя усвоить представление о психике как отражении внешнего мира, если не рассматривать того, как изменяется это отражение в процессе развития. Нельзя понять взаимосвязь наглядно-образного, наглядно-действенного и теоретического мышления у взрослого человека, если не проследить, как сложилась эта связь в процессе развития человека. Поэтому общие закономерности психического развития человека так же, как и закономерности развития каждого психического процесса и свойства личности, должны рассматриваться в курсе общей психологии.

После вопроса о том, что излагать в курсе психологии и с какой целью, встает вопрос, как преподавать психологию студентам, чтобы она наилучшим образом служила интересам воспитания и обучения.

Подобно тому, как надежное обоснование методов лечения невозможно только на основе данных нормальной и патологической физиологии, а требует широкого клинического опыта, так и надежное обоснование воспитательных методов невозможно без обобщения широкого педагогического опыта и педагогического эксперимента. Выводы же, сделанные на основе анализа чисто психологических закономерностей, или имеют чрезмерно общий, абстрактный характер, или же весьма спорны и ненадежны.

Задача психологии заключается не в том, чтобы научить студента, что он должен делать, а в том, чтобы объяснить, вследствие каких психологических причин данное педагогическое действие оказывается правильным, целесообразным или, наоборот, неправильным, нецелесообразным.

Психология должна отвечать не только на вопрос: «Что делать?», а на вопрос «Почему?» Ее важнейшая задача — воспитывать у студента психологическую пытливость ума. А это можно достичь через ряд условий.

Первое необходимое условие заключается в том, чтобы основные психологические проблемы возникали при изложении курса из повседневных практических задач, стоящих перед учителем в его работе. Так, например, теоретический вопрос о сущности способностей и их общих отличительных признаках встает перед учителем тогда, когда он должен отличить более способного ученика от менее способного. Вопрос о соотношении непроизвольного и произвольного внимания возникает тогда, когда учитель убеждается, что материал, который не был задан, ученики иногда запоминают лучше, чем тот, который был задан.

Условие это, однако, далеко не единственное. Не только постановка психологической проблемы, но и ее разрешение должно иметь практическое значение для будущих специалистов, которых готовит ВУЗ. Как правило, наиболее надежное и строгое решение теоретической психологической проблемы основывается на экспериментальных данных лабораторного эксперимента. Но как раз эти строго обоснованные экспериментальные факты имеют очень абстрактную форму, и потому начинающему студенту они кажутся лишь очень отдаленно сходными с теми фактами, с которыми сталкивается учитель при разрешении практической задачи. Так, например, кривая забывания, обнаруженная посредством методики экономии запоминания, совершенно не сходна с проявлениями забывания в естественных педагогических условиях. Студенту трудно понять, каким образом при помощи таких абстрактных экспериментальных фактов можно объяснить те явления, с которыми сталкивается учитель в своей работе. Поэтому он бывает не в состоянии

самостоятельно применить усвоенные закономерности при разрешении практических педагогических задач. Для того, чтобы преодолеть эту трудность, при разрешении теоретических психологических проблем не следует ограничиваться лишь экспериментальными фактами. Необходимо широко использовать психологический анализ и психологическое истолкование типичных педагогических ситуаций, возникающих в работе учителя.

Психологический анализ и истолкование педагогических ситуаций нужно широко привлекать для иллюстрации экспериментальных фактов. Следовательно, в курсе психологии студент должен усвоить простейшие методы и навыки психологического исследования.

Общеобразовательные цели и задачи методики преподавания психологии тесно связаны с целью и задачами преподавания других учебных дисциплин. Они априорно закладываются в содержание обучения и направлены на обеспечение становления личности ученика, студента с целью их активного и продуктивного обучения и дальнейшего включения в развитие общественного производства как социально активных и профессионально компетентных субъектов. Эта цель реализуется соответствующими образовательными средствами, в том числе и специальными средствами психолого-педагогической подготовки будущих учителей.

Специалисты отмечают, что среди основных общеобразовательных задач, ориентированных на овладение учебной аудитории, выделим следующие:

- овладение системными представлениями об основных закономерностях существования и развития человека и общества, природы, науки и техники;

- приобретение опыта применения уже известных способов материального и духовного производства, в том числе и профессионально своеобразного;

- овладение опытом творческой деятельности, направленной на постановку и решение новых проблем;

- дальнейшее приобщение учащихся и студентов к общечеловеческим ценностям и выработка на этой основе их собственной позиции в отношении людей и окружающего мира [5].

Индивидуально ориентированными целями преподавания психологии в рамках общеобразовательной подготовки можно определить такие положения, как:

- активное содействие определению жизненных, в том числе и профессиональной, направленности молодого человека;

- формирование ее научного мировоззрения;

- ориентация личности на актуализацию и интеграцию ей присущих индивидуально-типологических особенностей собственной психической строения, с целью осознанного формирования оптимального для ее случая индивидуального стиля психического и социального функционирования [3].

Общеобразовательные и специальные цели закладываются в содержание обучения. В дальнейшем, через его воспроизведение, они реализуются в преподавании и учебной деятельности студентов, становясь частью их индивидуального опыта. И здесь возникают особенно благоприятные условия, с точки зрения психолого-педагогического видения, для сочетания общих и отдельных целей преподавания психологии. Механизм их сочетания находится в возможностях педагога к раскрытию универсальной природы человеческой социальности, которая всегда индивидуально важна для становления любой личности и общезначимой по результатам такого становления с позиции общественного самовоспроизводства и развития [6].

Так же было неоднократно отмечено, что предмет «Психология» активно способствует развитию так называемым "мягким навыкам" (soft skills) [7], которые выполняют мета предметную функцию в профессиональной компетентности современных специалистов.

К сожалению, бюджет учебного времени, отведенного на овладение этим предметом, несравнимо мал, по сравнению с очерченными дидактическими задачами. Именно поэтому, усиление методического обеспечения преподавания курса «Основы психологии/ Психология» кажется и своевременным, и логичным.

В соответствии с количеством отведенных на изучение дисциплины часов и замысла преподавателя вся основная проблематика психологии как учебной дисциплины может быть разделена на четыре - семь лекционных блоков. Встречаются следующие варианты:

- введение в психологию (предмет, задачи, отрасли и методы психологии, развитие психики и сознания, психика и деятельность);

- введение в психологию (предмет, задачи, отрасли и методы психологии); психология как наука, ее объект и предмет;

- психология как наука и ее основные отрасли.

Преподаватель, читая лекции по выбранной схеме блоков, может на каждый из них отводить разное количество времени, ориентируясь на то, на чем он хочет сделать акцент. Например, студентам - будущим организаторам производства и руководителям, менеджерам, наверное, надо подробнее познать проблемы психологии деятельности и межличностных отношений, а будущим педагогам - проблемы личности, психологии развития, педагогической психологии и др.

Выводы. Таким образом, содержание психологического обучения, как и любого другого, определяется его образовательными целями, тесно взаимосвязанными между собой. Это - дидактический аспект таких знаний, обусловленный их педагогической природой. С другой стороны, своеобразие содержания психологического знания обусловливается его гуманитарной природой. Этим обстоятельством определяется общенаучный аспект учебной психологической информации. Гуманитарный характер психологического образования проявляется в его непосредственном контакте с человеком в контексте обобщения им знаний об общих закономерностях, собственной духовной и социальной жизни. Дисциплина «Психология» очень способствует так же развитию у студентов рефлексивных умней, что самым положительным образом сказывается на их дальнейшей профессионализации [1]. Сам факт приобщения учащихся и студентов к такому знанию при преподавании психологии несет в себе широкие возможности реализации личностно развивающего педагогического воздействия на аудиторию.

Литература:

1. Айсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2008

2. Данилов А.Н., Столбова И.Д. Порядок разработки компетентностной модели выпускника вуза. Метод. пособие для разработчиков основных образовательных программ на основе ФГОС ВПО. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2013. - 32 с.

3. Ледовская Т.В., Солынин Н.Э. Основные подходы к оценке результатов освоения студентами основных образовательных программ / Т.В. Ледовская, Н.Э. Солынин // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - №1. - С. 49-55.

4. Окулич, Н.А. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика преподавания психологии» для специальности 1 -23 01 04 Психология / Н.А. Окулич. - Брест: БрГУ, 2014. - 224 с.

5. Омарова В.К. Инновационные подходы в образовании. Учебное пособие. - Павлодар, ПГПИ, 2012. - 253 с.

6. Сорокопуд Ю.В., Абдурахманова М.А. Эффективные технологии оценки студентов магистратуры педагогических и психологопедагогических направлений // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 240-242.

7. Сорокопуд Ю.В., Козьяков Р.В., Матюгин Н.Е., Амчиславская Е.Ю. Гибкость мышления как востребованный "мягкий навык" (soft skills) современных специалистов // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 400-402.

Pedagogy

UDC 378.2

senior teacher Banartseva Arina Vladimirovna

Samara State Technical University (Samara);

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Kaplina Liidmila Yurievna

Samara State University of Social Sciences and Education (Samara)

DISTANCE LEARNING DEVELOPMENT IN THE MODERN HIGHER EDUCATIONAL PROCESS

Annotation. The purpose of the research is to examine the method of applied solutions for distance learning of foreign languages to increase competitiveness of our universities. Distance learning ensures the delivery of the bulk of the studied material to students, interactive communication of students and teachers during the process of learning foreign languages as well as the assessment of their knowledge and skills acquired in the process of learning. Providing the opportunity for independent work in mastering the educational material is one of the most important part of the distance learning. The scientific novelty of the research is to describe the model as an area of experience to interest the distant student, retain his attention, maintain his satisfaction and increase the degree of mastering the educational material. This article is devoted to some modern technological solutions in the process of distance learning. The results of the work present the essential characteristics and specific features of distance learning for students and teachers using modern informational technologies and online educational platforms, its advantages and disadvantages.

Keywords: distance learning, distance education, online platforms, technological progress, foreign languages, distant students, teachers, moderators, universities.

Аннотация. Целью исследования является изучение метода прикладных решений по дистанционному обучению иностранных языков для повышения конкурентоспособности вузов. Обеспечение возможности самостоятельной работы в освоении учебного материала является одной из важнейших составляющих дистанционного обучения. Научная новизна исследования заключается в описании модели как области опыта, позволяющей заинтересовать дистанционного студента, удержать его внимание, повысить степень усвоения учебного материала. Данная статья посвящена некоторым современным технологическим решениям в процессе дистанционного обучения. В выводах работы представлены сущностные характеристики и особенности дистанционного обучения студентов и преподавателей с использованием современных информационных технологий и онлайн-образовательных платформ, их преимущества и недостатки.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, онлайн-платформы, технический прогресс, иностранные языки, дистанционные студенты, преподаватели, модераторы, университеты.

The world is undergoing a paradigm shift and this shift is very important for higher education. Significant changes are taking place in modern higher educational institutions of the Russian Federation. Up to date distance learning tools help to broaden the horizons for higher education institutions. Most universities are equipped with software and hardware to adequately support the process of distance learning, including the process of teaching foreign languages.

The educational process has become possible to be conducted anytime and anywhere due to the proliferation of various online platforms used to conduct online classes. For example, Microsoft and Google developed different, useful online platforms to provide classes, conferences and business meetings. However, having got experience working with distance students for many years, having received feedback in the process of teaching prompted us to discuss different problems concerning online teaching process in the paper. We consider that modern distance learning should become more communicative, flexible and should provide timely communication, an individual approach, the ability to assess the needs of students in a timely manner. Those students who may currently be somewhere far from the university, and they cannot attend classroom classes, so they should be motivated, encouraged and constantly supported in the process of foreign languages distance learning. Therefore, not only the content of the proposed distance learning programs should be seriously studied, but also the approach to the distance learning process itself in order to see an effective educational process in which differentiated forms and teaching methods, high-quality control of knowledge, and an individual approach should be implemented. Distance learning provides online interaction of participants in the educational process: a teacher, a student and a university. The subject of the research is the retention of distance students (for example prevention of weeding out), meeting the students' needs and using modern technological solutions to complete the tasks outlined above. Providing distance education for both local and foreign students will increase the competitiveness of our universities. However, it is not

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.