Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВАРИАТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВАРИАТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВАРИАТИВНОСТЬ / УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ОПЫТ / РЕФЛЕКСИЯ / СИСТЕМНОЕ ЗНАКОТВОРЧЕСТВО / СПОСОБНОСТИ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутенко Н. В., Богатырев А. А.

Ведение. В статье обоснованы психологические основания вариативности дистанционных форматов обучения в высшем образовании в структуре становления профессиональной деятельности студентов, включающей высокий уровень интеллектуальной деятельности, активности, самостоятельности и творчества; представлен обзор законодательных актов доступности дистанционного обучения и основные идеи исследователей по проблеме качественного усвоения учебных знаний в условиях удалённого обучения. Цель статьи - выявить психологические основания вариативности дистанционных форматов обучения в высшем образовании. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной психолого-педагогической литературы, обобщение педагогического опыта, самоактуализационный тест Э. Шострома (блок отношения к познанию: шкалы познавательной потребности и креативности), личностный опросник Р. Кэттела (шкала В: интеллект), тестирование (умения: предметные, учебные и интеллектуальные; навыки, степень обученности). Результаты. Вариативность дистанционного обучения в высшем образовании, основанная на качественном изменении образовательного процесса в условиях цифровизации, обеспечивается механизмами формирования интеллектуальной зрелости и деятельности обучающихся, основанных на базовых свойствах интеллекта (уровневые, комбинаторные, процессуальные, регуляторные). Обсуждение. Подчёркивается, что вариативность дистанционных форматов обучения в высшем образовании обеспечивает становление студента в образе «Я» - профессионала в комплексе: высокого уровня интеллектуальной зрелости, сознательности, активности, самостоятельности и рефлексии для успешного освоения содержания образования. Заключение. В статье раскрыты психологические основания вариативности дистанционных форматов обучения в высшем образовании в период пандемии. Основные положения: - вариативность дистанционных форматов обучения в высшем образовании характеризуется инновационной направленностью и открытостью к новым качественным изменениям, что обеспечивается высоким уровнем самостоятельности студентов и раскрытием потенциальных возможностей личности (саморегуляция, опыт, рефлексия, творчество и пр.); - психологическими основаниями вариативности дистанционного обучения в высшем образовании являются: интеллектуальная зрелость, самопознание и самосознание, активность, опыт, рефлексия, самостоятельность; - результативность вариативности проявляется в качественном освоении содержания образования в оптимальных условиях дифференциации и индивидуализации дистанционного обучения на основе обновления содержания учебного взаимодействия педагогов и студентов в рамках согласованных действий, оказания интеллектуальной, индивидуальной и психологической помощи обучающимся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутенко Н. В., Богатырев А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL BASIS OF VARIABILITY OF DISTANCE LEARNING FORMATS IN HIGHER EDUCATION DURING PANDEMIC PERIOD

Introduction. The article substantiates the psychological foundations of the variability of distance learning formats in higher education in the structure of the formation of students' professional activities, including a high level of intellectual activity, activity, independence and creativity; provides an overview of legislative acts on the availability of distance learning and the main ideas of researchers on the problem of high-quality assimilation of educational knowledge in the context of distance learning. The purpose of the article is to identify the psychological foundations of the variability of distance learning formats in higher education. Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific psychological and pedagogical literature, generalization of pedagogical experience, E. Shostrom's self-actualization test (block of attitude to cognition: scales of cognitive need and creativity), personality questionnaire of R. Cattel (scale B: intelligence), testing (skills: subject, educational and intellectual; skills, degree of training). Results. The variability of distance learning in higher education based on a qualitative change in the educational process in the context of digitalization is provided by the mechanisms for the formation of intellectual maturity and the activities of students based on the basic properties of intelligence (tiered, combinatorial, procedural and regulatory). Discussion. It is emphasized that the variability of distance learning formats in higher education ensures the formation of a student in the image of “I” - a professional in the complex: a high level of intellectual maturity, consciousness, activity, independence and reflection for the successful development of the content of education. Conclusion. The article reveals the psychological foundations of the variability of distance learning formats in higher education during a pandemic. Highlights: The variability of distance learning formats in higher education is characterized by an innovative focus and openness to new qualitative changes, which is ensured by a high level of student independence and the disclosure of the potential of the individual (self-regulation, experience, reflection, creativity, etc.); The psychological foundations of the variability of distance learning in higher education are: intellectual maturity, self-knowledge and self-awareness, activity, experience, reflection, independence; The effectiveness of variability is manifested in the qualitative development of the content of education in optimal conditions of differentiation and individualization of distance learning based on updating the content of educational interaction between teachers and students within the framework of coordinated actions, providing intellectual, individual and psychological assistance to students.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВАРИАТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

DOI 10.25588/CSPU.2020.158.5.015

УДК 151.8: 378 ББК 88.52: 74.48

Н. В. Бутенко1, А. А. Богатырев2

^RCID № 0000-0001-7730-7412 Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: natali-2058@mail.ru

2ORCID № 0000-0001-5810-5081 Старший преподаватель кафедры информатики, информационных технологий и методики обучения информатике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: bogatirevaa@cspu.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ВАРИАТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Аннотация

Введение. В статье обоснованы психологические основания вариативности дистанционных форматов обучения в высшем образовании в структуре становления профессиональной деятельности студентов, включающей высокий уровень интеллектуальной деятельности, активности, самостоятельности и творчества; представлен обзор законодательных актов доступности дистанционного обучения и основные идеи исследователей по проблеме качественного усвоения учебных знаний в условиях удалённого обучения. Цель статьи — выявить психологические основания вариативности дистанционных форматов обучения в высшем образовании.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной психолого-педагогической литературы, ^ обобщение педагогического опыта, самоактуализационный тест | Э. Шострома (блок отношения к познанию: шкалы познавательной

50

«О

50 &

а

го

йу

СЦ

потребности и креативности), личностный опросник Р. Кэттела (шкала В: интеллект), тестирование (умения: предметные, учебные

^ и интеллектуальные; навыки, степень обученности).

Результаты. Вариативность дистанционного обучения в высшем образовании, основанная на качественном изменении образовательного процесса в условиях цифровизации, обеспечивается механизмами формирования интеллектуальной зрелости и деятельности обучающихся, основанных на базовых свойствах интеллекта (уровневые, комбинаторные, процессуальные, регуляторные).

Обсуждение. Подчёркивается, что вариативность дистанционных форматов обучения в высшем образовании обеспечивает

становление студента в образе «Я» — профессионала в комплексе: ж

высокого уровня интеллектуальной зрелости, сознательности, ак- Н

и

¡о

№ 3

и а

онного обучения в высшем образовании являются: интеллектуаль-

ном освоении содержания образования в оптимальных условиях дифференциации и индивидуализации дистанционного обучения на основе обновления содержания учебного взаимодействия педа-

гу и

§

о

г и

Л

е

с §

е о

8 № Н

о

с

и с

тивности, самостоятельности и рефлексии для успешного освоения содержания образования.

Заключение. В статье раскрыты психологические основания вариативности дистанционных форматов обучения в высшем образовании в период пандемии.

Ключевые слова: дистанционное обучение; высшее обрамь

зование; вариативность; универсальность; интеллектуальная зре-

ио

лость; самопознание; самосознание; активность; опыт; рефлексия; Н системное знакотворчество; способности; самостоятельность; сту- § денты. 3

Основные положения:

- вариативность дистанционных форматов обучения в высшем образовании характеризуется инновационной направленностью и открытостью к новым качественным изменениям, что обеспечивается высоким уровнем самостоятельности студентов и Ы раскрытием потенциальных возможностей личности (саморегуляция, опыт, рефлексия, творчество и пр.);

о

психологическими основаниями вариативности дистанци- 3

0

№ а и

ная зрелость, самопознание и самосознание, активность, опыт, ре- и

флексия, самостоятельность; е

результативность вариативности проявляется в качествен- ^

а а н д

8 и

гогов и студентов в рамках согласованных действии, оказания интеллектуальной, индивидуальной и психологической помощи обучающимся.

1 Введение (Introduction)

Актуальность проблемы дистанционного обучения в контексте развития российского образования (А. Г. Абросимова, А. А. Аха-ян, Д. З. Ахметова, В. В. Вержбицкий, Т. В. Громова, А. В. Густырь, М. И. Нежурина, Е. С. Полат, Н. В. Федина и др.) резко возросла в период пандемии, что обусловливает вынужденный переход высшего образования на бесконтактную систему обучения студентов, основанную на целостном освоении цифровизации образовательного процесса в условиях приоритета самостоятельной работы и индивидуализации с последующим успешным применением приобретённых практических умений и достижений к долгосрочному успеху в профессиональной деятельности [1].

Длительный период работы со студентами в рамках дистанционного обучения обострил некоторые проблемы, которые, на наш взгляд, необходимо решать педагогам всей системы образования в ближайшее время:

1) частичная готовность педагогических кадров к качественной реализации образовательного процесса в условиях изоляции;

2) создание комфортных психологических условий для эффективной реализации дистанционного обучения;

3) устранение объективных и субъективных препятствий в профессиональной деятельности, связанных с уровнем реализации цифровых технологий;

Ер 4) «реконструкция» и корректировка учебной информации в

« опоре на самостоятельность и индивидуализацию обучения; 3 5) коррекция «живого» общения преподавателя и студента,

^ обогащающая эмоциональное восприятие учебного материала, ка-

§

ж

50

чественно комбинирующая теорию с практическими занятиями;

6) большая временная затрата для разработки интересных практических заданий, доступных пониманию студента в условиях ^ дистанционного обучения и проверки освоенного учебного материала.

йУ

и;

Сегодня на федеральном уровне специалисты научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификации ФИРО РАНХиГС (В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев и др.) активно включились в процесс решения исследовательских задач, связанных с дистанционным обучением в условиях пандемии, включающих следующие блоки: платформы, условия и причины (барьеры), препятствующие полноценной организации дистанционного обучения [2].

2 Материалы и методы (Materials and methods) Материалами для анализа проблемы дистанционного обуче- и

ния послужили нормативные и законодательные акты РФ, научные исследования отечественных и зарубежных учёных, образовательные программы вуза и опыт педагогической деятельности. Основными методами исследования явились: теоретико-методологический

к

анализ научной и специальной литературы, экспериментальное ис- и

с

следование, обобщение педагогического опыта, опросник и тести- а

ж

рование студентов. о

3 Результаты (Results) Ы

Качественное изменение российского образования в условиях ^ пандемии, основанное на дистанционном обучении всех уровней, рм обеспечивает обновление универсальных средств обучения и информационных технологий, направленных на формирование пот- у

ребностей у обучающихся в самостоятельном приобретении знаний, ен

§

социокультурного (познание, способы деятельности, творчество, эмо- в ционально-ценностные отношения), личного и профессионального опыта деятельности. Дистанционное обучение как инвариант современного образования (А. А. Андреев, Г. А. Бордовский, Н. Ю. Ершова, С. Л. Лобачёв, А. И. Назаров, И. В. Роберт, В. Д. Ушаков, Ф. В. Ша-рипов и др.) фокусируется на интенсивности освоения содержания образования в условиях высокого уровня самостоятельности обуча-

о р

о в а н и и

№ а л

ющихся в форме способности творческой переработки информации к и принятия нестандартных решений в проблемных ситуациях для ^ получения «универсального знания» (цитата автора) - внекон- ^ текстного, осмысленного и пережитого нет [3]. |

Открытая система дистанционного обучения, основанная на вариативности учебных программ, обеспечивает каждому человеку индивидуальную траекторию обучения и развития путём приобретения учебных навыков и умений, которые составят в дальнейшем основу успешной самореализации и профессионального становления личности в быстроизменяющемся обществе коммуникации и циф-ровизации. В исследованиях Б. А. Бурняшова, Е. Т. Ждановой и др. подчёркивается, что освоение содержания образования связано с организацией соответствующей информационной среды, насыщенности и интенсивности процесса дистанционного обучения, «порождающего» мотивацию и личностную ориентированность студентов на выработку навыков и умений самостоятельной деятельности [4; 5].

Вариативность отечественного образования, основанная на соотношении целостного обучения и развития личности (А. Г. Ас-молов, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.), базируется на стратегических ориентирах личностного и профессионального становления студента (при доминировании одного из них) в условиях динамичного познания мира и себя, что позволяет системно выстраивать прагматическую и познавательно-творческую деятельность. В период пандемии возрастает роль дистанционного обучения, которое видоизменяет систему профессиональной подготовки студентов вуза, исключая «механическое обучение» (М. Верт-геймер), уделяя должное внимание процессу интеллектуального развития и профессионального становления, направленного на формирование знаний, отработку когнитивных структур и операций в рамках организованной системы обучения. 4 Обсуждение (Discussion)

В мире современных технологий доступность дистанционного обучения на всех уровнях образования, закреплённая законодательными актами и государственными стандартами РФ («Концепция

^ создания и развития единой системы дистанционного образования в

§

ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

«О

а

го

3

России», 2001 г.; Закон «Об образовании», ст. 32; Приказ № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», 2005; сц «Федеральная целевая программа развития образования на 20162020 годы», 2015 г. и др.), способствовала развитию и становлению

системно-организованной дистанционной среды обучения, ориентированной на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей всех слоёв населения.

Вариативность обучения в системе высшего образования ха- п

ГУ

растеризуется инновационной направленностью и открытостью к к

л

новым качественным изменениям в динамике развития внутренних Г

л

процессов на основе доминирования умственных операций в про- с

Г

Л

о

о

цессе обучения: анализа, обобщения, сравнения, умозаключения и дифференцированности знаний. °

Дальнейшая логика анализа проблемы вариативности ди- и

§

№ р

Г

а

станционного обучения в системе высшего образования требует теоретического обоснования с точки зрения практического применения

Г

в работе со студентами, вероятно, что такой анализ целесообразно I

г о

начать с описания психологических оснований дистанционного обу- |

Г

чения студентов в вузе. у

Классическая система обучения в вузе, направленная на овладение студентами практическими умениями в разных областях научных знаний, в условиях изоляции сегодня сложно организуется с помощью цифровых технологий, требующих высокого уровня ин- ф теллектуальной деятельности и активности личности: умственные способности, высокий уровень обученности и мыследеятельности,

сформированная система познавательных процессов, способность у

у

л

самостоятельно решать учебные задачи для успешного функциони- 1

¡о

рования внутренне-внешнего механизма саморазвития студентов. л

В условиях дистанционного обучения назревает необходимость трансформировать традиционное представление о понятий-

о

ном мышлении обучающихся в аспекте механизмов формирования а

интеллектуальной зрелости и результативной деятельности обу- №

н

чающихся (М. К. Акимова, Р. Фюрштейн, М. А. Холодная и др.), ос- и

нованных на базовых свойствах интеллекта: уровневые свойства е

и

о д

(достигнутый уровень развития отдельных познавательных функций), комбинаторные свойства (способность к выявлению и фор- а мированию разного рода связей и отношений), процессуальные свойства (операциональный состав, стратегии и приёмы интеллек-

туальной деятельности), регуляторные свойства (владение умственными операциями и умение произвести их перестройку).

Психологическим основанием дистанционного обучения, на наш взгляд, является процесс самопознания на основе интеллектуальной гибкости как фактора творческого мышления (Д. Андерсон, А. Ньюэл, Г. Саймон, Д. Шоу и др.): способность к переосмыслению функций объекта и их использование в новых условиях, адаптационная гибкость и способность производить «необычное», находчивость и независимость суждений, лёгкая обучаемость и высокая работоспособность, интуиция, инициатива и настойчивость в достижении цели. Именно через гуманитарные науки и практики (психологические, языковые, художественные и др.), по мнению М. Н. Эпш-тейна, личность способна раскрыть в себе целостность мира через прошлое, настоящее и будущее, быть универсальным существом, соединив эмоциональную, интеллектуальную и практическую сферы деятельности в развитии самосознания личности [6].

Дистанционный формат обучения в вузе, ориентированный на изменение качества содержания образования в интерактивном режиме, основанный на вариативности мультимедийных комплексов, веб-форумов, чат-занятий, кейсов, телекоммуникационных проектов, сетевых консультаций, электронных учебных курсов, лабораторных практикумов и пр., обеспечивающий становление студента в образе «Я» — профессионала, направлен на формирование высокого уровня медиаобразованности (аналог термина «средства массовой коммуникации») и медиаграмотности обучающихся, развитие интеллектуальных потребностей и способностей в освоении цифровых технологий. На наш взгляд, дистанционное обучение в опоре на теорию интеллекта (Р. Кэттела) понимается с позиции формирования у | студентов «подвижного интеллекта, выходящего за рамки предыдущего опыта» в процессе развития деятельностной стороны ко-^ гнитивного и личностного опыта через обучение эффективными

| средствами и способами учебной деятельности.

Сегодня медиаобразование, реализующее конструктивно-

50

сц

техническую функцию обучения, актуализирует студента как медиа-^ грамотного индивидуума (Б. Андерсен, К. Ворсноп, Л. Мастерман,

А. В. Спичкин, А. В. Фёдоров, А. В. Шариков и др.), включенного в процесс критического исследования и коммуникативного диалога на основе вариативного аналитического инструментария, способного активно конструировать реальность и декодировать медиатексты п

си

разной сложности: распознавать, анализировать, применять, аргу- хо

л

о г и е с

кие е

о

ментировать, создавать. По мнению Н. И. Вюновой, вариативность характерна для дифференциации психолого-педагогического образования студентов, способных самостоятельно синтезировать знания из разных научных областей на основе разработанных инте- но грированных курсов дистанционного обучения [7]. В исследованиях О. В. Шмурыгиной подчёркивается, что результативность практических занятий средствами дистанционного обучения, возмож- У но, будет достигаться с помощью онлайн-тренажёров различного формата, пока отсутствующих в образовании [8].

В рамках дистанционного обучения в системе высшего образования в условиях удалённого обучения, по-нашему мнению, долж-

а

на быть разработана универсальная модель с обновлённым инстру- ж

ментарием современных учебно-образовательных цифровых он технологий, основанная на эффективных формах обучения студентов со сформированным технократическим мышлением, достаточным уровнем «внутренней» подлинной самостоятельности (термин Л. С. Выготского) и саморегуляции, способных к рефлексии и преодолению трудностей в познании профессиональной деятельности, что потребует от педагогов дифференциации обучения в условиях обновления содержания учебного взаимодействия (педагог - студент) в рамках согласованных действий, оказания интеллектуальной, индивидуальной и психологической помощи обучающимся [9]. В условиях удалённого обучения чрезвычайно важно, чтобы фокус педагогического внимания сместился от успешно выполненных

ж

о* х

Ф р

О

Л о

ч е н и

Л в

о р

з

о

в а н

студентами и сданных в срок заданий на целенаправленное, осо- и

знанно-активное, согласованное учебное действие, которое, по мне- ж

р

и о

д

нию И. А. Зимней, результируется и предпосылается психическим состоянием взаимного контакта [10]. |

Необходимо отметить, что в рамках дистанционного обучения, основанного на электронных способах обработки информации

215

главенствующая роль в современном образовании отводится освоению студентами системного знакотворчества (термин М. Н. Эпш-тейна) в виде новых словесных, графических и звуковых знаков, создающих новую возможность для самовыражения в профессиональной деятельности [6, 467]. По мере овладения языком электронных носителей и способов обработки информации студент активно включается в процесс знакотворчества как акта формирования мыс-ледеятельности, мыслетворчества и смыслообразования, создающих в обучении новые социальные и личностные значимости.

Практика работы в условиях удалённого формата образования показывает, что осмысление и качественное выполнение учебного материала требует вариативности обучения на основе разработки индивидуальных разноуровневых программ профессионального становления студентов с опорой на зону творческой самостоятельности, что в конечном результате обеспечит развитие и становление нормированных созидательных отношений — способностей: познавательных (формирование образных форм познания), интеллектуальных (способность к выполнению сложных мыслительных операций и их преобразование на основе актуализации опыта деятельности), конструктивно-технических (пространственное видение в конструктивной деятельности), творческих (способность создавать оригинальный продукт деятельности в процессе решения нестандартных гипотез с помощью нетрадиционных вариантов решения проблемных задач и ситуаций).

Современный студент поставлен в непривычные условия стремительно меняющегося мира, связанные с углублённым самостоятельным познанием и трансформированием знаний в новые способы действий, соответствующих запросам дистанционного образования (Н. А. Александрова, Е. Т. Жданова, Э. Б. Новикова, Л. Н. По-читалкина и др.) [5; 11]. Выстраивая систему организации самостоя-

^ тельной работы со студентами, педагогу необходимо учитывать ос,

ж

50

в

е р

а

г

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новные этапы развития способности к самостоятельности, разработанные Н. Л. Худяковой, предполагающие успешный и последо-сц вательный переход обучающихся от репродуктивной деятельности к творческой: обучение средствам и способам исполнительской дея-

у

тельности, освоение способов планирования, анализа ситуаций с последующим целеполаганием, анализа и самоанализа (способов рефлексивной деятельности) как деятельности в целом [12, 189].

Ориентацию студентов на повышение уровня самостоятель- П

си

ности как формы индивидуализации обучения, предполагающего хо высокий уровень сознательности, мы связываем с умением студента оги ориентироваться в нарастающем потоке цифровой информации и ес перерабатывать её с минимальными временными затратами, интер- Л

ос

претируя в «правильном» понимании. При этом акцентируется вни- о

мание на активную мотивацию учебной деятельности (умение «пре- ан

я

вращать» учебные задачи в личностно-значимые) и максимальный в

ности дистанционных форматов обучения в высшем образовании в период пандемии обусловлена конструированием и обновлением системы обучения в контексте психологической свободы студента (от-

к

№ Ж О О

s

О

s

а

студента к самостоятельности, способствующей его саморазвитию [13]. В исследованиях К. Я. Вазиной выделены группы многомерных средств рефлексивной технологии для саморазвития человека (по-знавательно-творческо-прагматические, коммуникативные, рефлексивные), обеспечивающие в образовательном процессе не только ц

ио

накопление опыта деятельности (образованность), но и непрерывное нн духовное становление личности [14]. л

На основании вышеизложенного можно рассматривать вариативность как образовательный процесс рационально-интеллектуальной направленности, основанный на использовании универсальных (внешняя открытость, внутренняя объёмность, разнород-

у

ч Ж

несть) обжовлёжжых форматов дистажциожжого обучежия, удовле- g творяющий индивидуальные потребности и возможности каждого Ы студента, готового к познанию, свободному выбору и интеллектуально-индивидуальному усилию в условиях высокого уровня самосто- 0 ятельности и раскрытия потенциальных возможностей личности | (саморегуляция, рефлексия, творчество и пр.) для реализации конеч- §

и

ной цели — создания наиболее эффективной системы обучения. и

5 Заключение (Conclusion) р

Возможность представленной авторской позиции вариатив- д

п

а

н

д

s и

каз от строгой регламентации общения при решении творческих задач), которая должна быть переведена из разряда исполнительской деятельности в проблемно-поисковую, проектно-исследовательскую, творческую для включения и активного применения новых знаний в систему интеллектуальной и профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Дистанционные технологии в дошкольном образовании: опыт и перспективы развития : монография / Н. В. Федина [и др.]. Липецк : Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семёнова-Тян-Шанского. 2018. - 235 с.

2. Блинов В. И., Сергеев И. С., Есенина Е. Ю. Внезапное дистанционное обучение: первый месяц аврала (по результатам экспресс-исследования и экспресс-опроса). В 2 ч. // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 6-33.

3. Шарипов Ф. В., Ушаков В. Д. Педагогические технологии дистанционного обучения. Москва : Университетская книга. 2016. С. 59-62.

4. Бурняшов Б. А. Электронная информационно-образовательная среда учреждения высшего образования : монография. Краснодар : Южный институт менеджмента. 2017. - 216 с.

5. Жданова Е. Л. Педагогические условия формирования умений самостоятельной деятельности студентов образовательных учреждений СПО средствами дистанционного обучения : дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2007. - 199 с.

6. Эпштейн М. Н. Проективный словарь гуманитарных наук. М. : Новое литературное обозрение. 2017. - 616 с.

7. Вьюнова Н. И. Инвариантное и вариантное в исследовании проблем // Вестник ВГУ 2003. № 1. С. 189-206. (Гуманитарные науки).

8. Шмурыгина О. В. Образовательный процесс в условиях пандемии // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 2. С. 51-52.

9. Ершова Н. Ю., Назаров А. И. Реализация принципов сетевого обучения в процессе подготовки бакалавров и магистров в области информационных технологий : монография. Саратов : Вузовское образование. 2019. - 103 с.

10. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учебник для вузов. М. : | Изд-во МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. С. 77-79.

11. Починалина Л. Н. Педагогическое обеспечение самостоятельной рабо-о ты студентов ВУЗа в условиях дистанционного обучения : диссертация ... кандида-^ та педагогических наук. Москва, 2007. - 163 с.

^ 12. Худякова Н. Л. Философия и развитие образования : учеб. пособие.

Челябинск : Изд-во ИИ-УМЦ «Образование», 2009. С. 188-191.

13. Бутенко Н. В., Богатырев А. А. Информационно-коммуникационная культура педагога в системе связи педагогической науки и практики // Вестник

В

Челябинского государственного педагогического университета. Челябинск. 2018. № 5. С. 22-39.

14. Вазина К. Я. Многомерные средства рефлексивной технологии // Саморазвитие человека: инновации в образовательном пространстве : материалы Международной научно-практической конференции. Н. Новгород : Издательство ВГИПУ 2007. Ч. I. С. 102-105.

N. V. Butenko1, A. A. Bogatyrev2

1ORCID No. 0000 -0001-7730-7412 Associate professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the Department of Theory, Methods and Management of Preschool Education, South-Ural State Humanities -Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: natali-2058@mail. ru P

У

2ORCID No. 0000-0001-5810-5081 h

Senior Lecturer at the Department of Informatics, Information technologies and methods of teaching computer science,

South-Ural State Humanities-Pedagogical University, ^

Chelyabinsk, Russia. I

s

E-mail: bogatirevaa@cspu.ru f

§

? a

generalization of pedagogical experience, E. Shostrom's self -actualization test (block of attitude to cognition: scales of cogni-

о

0

1

c

a

PSYCHOLOGICAL BASIS OF VARIABILITY OF DISTANCE LEARNING FORMATS IN HIGHER EDUCATION DURING PANDEMIC PERIOD

Abstract

Introduction. The article substantiates the psychological foundations of the variability of distance learning formats in higher education in the structure of the formation of students' professional activities, including a high level of intellectual activity, activity, independence and creativity; provides an overview of legislative acts on the availability of distance learning and the main ideas of researchers on the problem of high-quality ^ assimilation of educational knowledge

in the context of distance ^ learning. The purpose of the article is to identify the psychologi- | cal foundations of the variability of distance learning formats in ^ higher education. |.

Materials and methods. The main research methods are the ^

i

analysis of scientific psychological and pedagogical literature, ^

f

?

a

n

c

e —

e a

I

n

g Oo

a

I n

h

e

i O

tive need and creativity), personality questionnaire of R. Cattel ^

(scale B: intelligence), testing (skills: subject, educational and intellectual; skills, degree of training).

Results. The variability of distance learning in higher education based on a qualitative change in the educational process in the context of digitalization is provided by the mechanisms for the formation of intellectual maturity and the activities of students based on the basic properties of intelligence (tiered, combinatorial, procedural and regulatory).

Discussion. It is emphasized that the variability of distance learning formats in higher education ensures the formation of a student in the image of "I" — a professional in the complex: a high level of intellectual maturity, consciousness, activity, independence and reflection for the successful development of the content of education.

Conclusion. The article reveals the psychological foundations of the variability of distance learning formats in higher education during a pandemic.

Keywords: Distance learning; Higher education; Variability; Universality; Intellectual maturity; Self-knowledge; Self -awareness; Activity; Experience; Reflection; Systemic sign -creation; Abilities; Independence; Students. Highlights:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The variability of distance learning formats in higher education is characterized by an innovative focus and openness to new qualitative changes, which is ensured by a high level of student independence and the disclosure of the potential of the individual (self-regulation, experience, reflection, creativity, etc.);

& The psychological foundations of the variability of disk

« tance learning in higher education are: intellectual maturity, self -

^ knowledge and self-awareness, activity, experience, reflection,

independence;

The effectiveness of variability is manifested in the qualitative development of the content of education in optimal condi-^ tions of differentiation and individualization of distance learning based on updating the content of educational interaction between

teachers and students within the framework of coordinated actions, providing intellectual, individual and psychological assistance to students.

References

1. Fedina N.V., Burmykina I.V., Zvezda L.M., Skudnev D.M., Pikalova O.S. & Voronin I.V. (2018), Distancionnye tekhnologii v dosh-kol'nom obrazovanii: opyt i perspektivy razvitiya [Distance technologies in preschool education: experience and development prospects]. Monografiya, Lipetskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet imeni P. P. Semonova -Tyan-Shanskogo, Lipetsk, 235 p. (In Russian).

2. Blinov V.I., Sergeev I.S. & Esenina E.Yu. (2020), Vnezapnoe dis- c tancionnoe obuchenie: pervyj mesyac avrala (po rezul'tatam ekspress-issledovaniya i ekspress-oprosa), v 2-h chastyah [Sudden distance learning: the first month of an emergency (according to the results of express research and express survey), in two parts]. Professional'noye obrazovaniye i rynok truda, 2, 6-33. (In Russian). ^

3. Sharipov F.V. (2016), Pedagogicheskie tekhnologii distancionnogo § obucheniya [Pedagogical technologies of distance learning]. Universitetska- b ya kniga, Moscow, 59-62. (In Russian). y

4. Burnyashov B.A. (2017), Elektronnaya informacionno-obrazova- ^

tel'naya sreda uchrezhdeniya vysshego obrazovaniya [Electronic information

à"

and educational environment of a higher education institution]. Monografiya, C

e

Yuzhnyy institut menedzhmenta, Krasnodar, 216 p. (In Russian). e

a

5. Zhdanova E.L. (2007), Pedagogicheskie usloviya formirovaniya 3 umenij samostoyatel'noj deyatel'nosti studentov obrazovatel'nyh g uchrezhdenij SPO sredstvami distancionnogo obucheniya (dissertatsiya na a soiskaniye uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk) [Pedagogical SS conditions for the formation of skills of independent activity of students of s educational institutions of secondary vocational education by means of distance learning (Dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical sci-

o

<—1 o 3 c' a

-

to

a

ences)]. Voronezh, 199. (In Russian). ^

6. Epshtejn M.N. (2017), Proektivnyj slovar' gumanitarnyh nauk i [Projective Dictionary of the Humanities]. Novoye literaturnoye obozreniye, § Moscow, 616. (In Russian). i

7. V'yunova N.I. (2003), Invariantnoe i variantnoe v issledovanii prob- c^ lem [Invariant and variant in the study of problems]. Vestnik Voronezhskogo § gosudarstvennogo universiteta, Series "Humanities", 1, 189-206. (In Russian). ^

8. Shmurygina O.V. (2020), Obrazovatel'nyj process v usloviyah c pandemii [Educational process in a pandemic]. Professional'noye obra- i zovaniye i rynok truda, № 2, 51 -52. (In Russian). H

9. Ershova N.Yu. (2019), Realizaciya principov setevogo obucheniya v processe podgotovki bakalavrov i magistrov v oblasti informacionnyh tekhnologij [Implementation of the principles of network learning in the preparation of bachelors and masters in the field of information technology]. Monografiya, Vuzovskoye obrazovaniye, Saratov, 103 p. (In Russian).

10. Zimnyaya I.A. (2010), Pedagogicheskaya psihologiya (uchebnik dlya vuzov) [Educational psychology (A Textbook for universities)]. Moskov-skiy psikhologo-sotsial'nyy universitet, Moscow; MODEK, Voronezh, 77-79. (In Russian).

11. Pochinalina L.N. (2007), Pedagogicheskoe obespechenie sa-mostoyatel'noj raboty studentov vuza v usloviyah distancionnogo obucheniya (dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk) [Pedagogical support of independent work of university students in conditions of distance learning (Dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical sciences)]. Moscow, 163 p. (In Russian).

12. Hudyakova N.L. (2009), Filosofiya i razvitie obrazovaniya [Philosophy and development of education]. Informatsionno-izdatel'skiy uchebno-metodicheskiy tsentr "Obrazovaniye", 188-191. (In Russian).

13. Butenko N.V. & Bogatyrev A.A. (2018), Informacionno -kommunikacionnaya kul'tura pedagoga v sisteme svyazi pedagogicheskoj nauki i praktiki [Information and communication culture of a teacher in the system of communication between pedagogical science and practice]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 5, 22-39. (In Russian).

14. Vazina K.Ya. (2007), Mnogomernye sredstva refleksivnoj tekhnologii [Multidimensional means of reflective technology]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Samorazvitie cheloveka: Innovacii v obrazovatel'nom prostranstve " [Materials of the international scientific and practical conference "Human self-development: innovations in the educational space"]. Izdatel'stvo Volzhskogo gosudarstvennogo inzhenerno -pedagogicheskogo universiteta, Nizhniy Novgorod, 102-105. (In Russian).

>

50

à

a

05

s

S

(25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.