Научная статья на тему 'Методологические основания формирования педагогической компетентности студентов-заочников в условиях дистанционной формы обучения'

Методологические основания формирования педагогической компетентности студентов-заочников в условиях дистанционной формы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / СТУДЕНТЫ-ЗАОЧНИКИ / PART-TIME STUDENTS / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / METHODOLOGICAL APPROACH / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / EXPERIMENTAL AND ANALYTICAL MODEL / ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / PRINCIPLES OF DISTANCE LEARNING / DISTANCE LEARNING FORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таринова Наталья Владимировна

В статье представлен аргументированный выбор и теоретическое обоснование методологических подходов к проблеме формирования профессиональной педагогической компетентности студентов-заочников в условиях дистанционной формы обучения. Методологическая основа исследования рассматривается с позиции парадигмы компетентностного образования, а также компетентностного, личностного, системного и деятельностного подходов. Авторами выделяется и характеризуется ряд принципов дистанционной формы обучения (человеческих приоритетов, интерактивности и стимулирования, учета стартовых знаний, индивидуализации и дифференциации, идентификации и интерактивности, педагогической целесообразности, открытой образовательной среды, сочетания алгоритмизации и вариативности) построения и управления процессом формирования педагогической компетентности студентов-заочников в условиях дистанционной формы обучения. На практике реализация процесса по формированию педагогической компетентности студентов-заочников в условиях дистанционной формы обучения на базе методологических оснований обеспечивается применением экспериментально-аналитической модели обучения, в основе которой лежат идеи системности, целостности, дополнительности, самоорганизации, многократного вариативного перехода «теория-практика», «практика-теория», посредством системного проведения микроисследований и анализа личного опыта практической педагогической деятельности, а также выстраивания рационального алгоритма накопления личного опыта и его эффективного применения на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таринова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological grounds for the formation of the pedagogical competence of part-time students in conditions of distance learning

The article presents a reasoned choice and theoretical substantiation of methodological approaches to the problem of forming professional pedagogical competence of parttime students in conditions of distance learning. The methodological basis of the research is considered from the point of view of the paradigm of competence education, as well as competence, personal, systemic and activity approaches. The authors singled out and characterize a number of principles of distance learning (human priorities, interactivity and stimulation, taking into account the initial knowledge, individualization and differentiation, identification and interactivity, pedagogical expediency, an open educational environment, a combination of algorithmization and variability) of building and managing the process of forming the pedagogical competence of part-time students in conditions of distance learning. In practice, the realization of the process of forming the pedagogical competence of part-time students in the conditions of distance learning based on methodological grounds is provided by the application of the experimental analytical model of learning, which is based on the ideas of system, integrity, complementarity, self-organization, multiple "theory-practice", "practice-theory", through systematic micro-research and analysis of personal experience of practical pedagogical activity, and also building a rational algorithm for the accumulation of personal experience and its effective application in practice.

Текст научной работы на тему «Методологические основания формирования педагогической компетентности студентов-заочников в условиях дистанционной формы обучения»

Мир Науки

научный интернет-журнал

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 6 (ноябрь - декабрь) https://mir-nauki. com/vol5-6. html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/21PDMN617.pdf Статья опубликована 14.12.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:

Таринова Н.В. Методологические основания формирования педагогической компетентности студентов -заочников в условиях дистанционной формы обучения // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/21PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 37

Таринова Наталья Владимировна

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», Россия, Пермь1

Старший преподаватель кафедры «Педагогики» E-mail: [email protected]

Методологические основания формирования педагогической компетентности студентов-заочников в условиях дистанционной формы обучения

Аннотация. В статье представлен аргументированный выбор и теоретическое обоснование методологических подходов к проблеме формирования профессиональной педагогической компетентности студентов-заочников в условиях дистанционной формы обучения.

Методологическая основа исследования рассматривается с позиции парадигмы компетентностного образования, а также компетентностного, личностного, системного и деятельностного подходов. Авторами выделяется и характеризуется ряд принципов дистанционной формы обучения (человеческих приоритетов, интерактивности и стимулирования, учета стартовых знаний, индивидуализации и дифференциации, идентификации и интерактивности, педагогической целесообразности, открытой образовательной среды, сочетания алгоритмизации и вариативности) построения и управления процессом формирования педагогической компетентности студентов-заочников в условиях дистанционной формы обучения.

На практике реализация процесса по формированию педагогической компетентности студентов-заочников в условиях дистанционной формы обучения на базе методологических оснований обеспечивается применением экспериментально-аналитической модели обучения, в основе которой лежат идеи системности, целостности, дополнительности, самоорганизации, многократного вариативного перехода «теория-практика», «практика-теория», посредством системного проведения микроисследований и анализа личного опыта практической педагогической деятельности, а также выстраивания рационального алгоритма накопления личного опыта и его эффективного применения на практике.

Ключевые слова: педагогическая компетентность; студенты-заочники; методологический подход; экспериментально-аналитическая модель; дистанционная форма обучения; методологический подход; принципы дистанционной формы обучения

1 614000, г. Пермь, ул. Советская 62-32

Инновационное развитие педагогического образования в соответствии с требованиями общества к качеству выпускника педагогического вуза (как очной, так и заочной формы обучения) требует оптимизации процесса формирования профессиональной компетентности. Это детерминирует использование новых подходов как к самому обучению, так и к его содержанию в части форм и технологий, используемых в обучении, создания принципиально новых образовательных моделей.

Дистанционный формат используется не только в контексте неформального образования, призванного удовлетворить образовательные потребности, в первую очередь -познавательный интерес личности, но и становится очень популярным при организации процесса повышения квалификации работников разных сфер, включая образование.

Молодым людям, проживающим в удалении от вузов, имеющим инвалидность, испытывающим финансовые сложности, стремительно развивающиеся информационные технологии позволяют - в условиях заочной формы обучения - получить качественное высшее образование. Данный факт свидетельствует об актуальности изучения дистанционной формы обучения студентов-заочников, в частности, педагогических вузов, в аспекте формирования у них профессиональной компетентности.

Под профессиональной компетентностью педагога будем понимать совокупность его теоретического и практического опыта, включающего следующие компоненты: социально-личностный, мотивационный, когнитивный, коммуникативный, технологический.

Профессиональная компетентность включает: ключевую, базовую и специальную компетентности, развивающиеся одновременно. Все это компоненты во взаимодействии формируют индивидуальный стиль педагогической деятельности, создают целостный образ специалиста.

К особенностям, позволяющим успешно формировать профессиональную компетентность студентов-заочников педагогических вузов, относится: опыт их профессиональной деятельности, возможность образования без отрыва от преподавательской и воспитательной деятельности, высокий уровень обоснованной мотивации к повышению квалификации, более зрелый возраст. Вместе с тем, отмечается и ряд проблем, среди которых: личностно-профессиональное разнообразие контингента заочного отделения, недостаточность времени и интенсивности взаимодействия с преподавателями и другими студентами.

Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036 указывает на необходимость дальнейшего развития информационных технологий для обеспечения эффективного дистанционной формы обучения. Указано, что «дистанционное обучение может обеспечить доступность качественного высшего образования независимо от места проживания и работы; позволяет гибко реагировать на запросы рынка труда; полнее использовать научный и кадровый потенциал вуза; экономить финансовые средства».

Следует также заметить, что недостаточно работ, посвященных исследованию закономерностей формирования профессиональных компетенций студентов-заочников педагогических вузов в логике экспериментально-аналитической модели, основанной на идеях системности, целостности, дополнительности, самоорганизации, на идее многократного вариативного перехода «теория-практика», «практика-теория» (Л. А. Косолапова) [5].

Разработанные аспекты заявленной проблемы имеют большую теоретическую и практическую значимость для повышения качества профессионального образования.

Мир Науки

В качестве ведущих методологических подходов применительно к процессу формирования педагогической компетентности студентов-заочников в условиях дистанционной формы обучения нами избраны следующие: системный, личностный, деятельностный и компетентностный.

Методологический подход рассматривается как «совокупность (система) принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности» [8].

Н. В. Блауберг отмечает, что системный подход «выступает как общенаучное методологическое направление, которое ставит своей задачей разработку принципов, методов и средств изучения объектов, представляющих собой систему» [6]. Данный подход нацелен на исследование взаимоотношений и взаимодействий разных компонентов данного целого и его отношения с окружающей средой, для того чтобы найти способ упорядочивания, иерархии упомянутых отношений, определения основных закономерностей данного объекта» [2].

Системный подход в нашем исследовании определяет рассмотрение профессионального образования с позиций целостной системы и составляющих ее компонентов в многообразии их связей и отношений.

Говоря об экспериментально-аналитической модели в отношении студентов-заочников педагогического вуза, мы имеем в виду такие взаимосвязанные компоненты как закономерности, принципы, цели, содержание, технологии, формы и методы, средства, результаты и продукты, критерии для их оценки, составляющие основу модели процесса формирования их профессиональной педагогической компетентности [4].

Личностный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности и в нашем исследовании определяет отбор образовательных технологий. В условиях дистанционной формы обучения при формировании теоретических знаний осуществляется опора на рефлексию личного опыта студента-заочника; обеспечивается постоянная коммуникация между преподавателем и студентами, взаимодействие студентов при помощи сети Интернет; максимально экономится время студента (использование элементов дистанционного обучения позволяет методически обогатить учебный процесс; сократить сроки выполнения домашнего задания, облегчить поиск дополнительной литературы); осуществляется учет индивидуальных и психофизиологических особенностей студентов благодаря возможностям дистанционного обучения (общение с преподавателем в удобное время, не выходя из дома; использование аудиовизуальных, графических источников при подготовке к домашнему заданию).

Деятельностный подход предполагает рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе, является ведущей категорией деятельностного подхода. Деятельностный подход определяет в нашем исследовании логику учебно-познавательной деятельности студентов при освоении педагогических дисциплин. Для формирования педагогической компетентности студентов-заочников важную роль играют следующие шаги-действия: применение знаний для анализа фрагментов педагогического процесса (осуществление перехода «теория - практика»); обеспечение обратного перехода «практика - теория» (рефлексия собственного опыта, процесса его накопления и обогащение, в результате, необходимого объема педагогических знаний); выстраивание рационального алгоритма накопления личного опыта и его эффективного применения на практике; постоянный контроль результатов обучения педагогике (выполнение тестов и самостоятельных работ в период между сессиями).

Мир Науки

Компетентностный подход в нашем исследовании определяет требование к результату: ориентирует на обеспечение качества подготовки студентов педагогических вузов как соответствие потребностям современного рынка труда. Это попытка привести в соответствие, с одной стороны, потребность личности интегрировать себя в деятельность общества и, с другой - потребность общества использовать потенциал каждой личности для обеспечения своего экономического, культурного и политического саморазвития. Компетенции при компетентностном подходе выступают в качестве основных целей обучения, основным принципом современной системы высшего образования. Овладение общими и профессиональными компетенциями является важной задачей современной педагогической теории и практики.

Для того чтобы построить эффективную технологию дистанционной формы обучения студентов-заочников в целях формирования у них персонифицированной системы педагогической компетентности необходимо опираться на следующие принципы, реализуемые в контексте системы обозначенных подходов.

1. Принцип интерактивности и стимулирования самостоятельного мышления и деятельности студентов. Он состоит в том, что при формировании педагогической компетентности у студентов-заочников следует организовывать и учитывать не только контакты студентов с преподавателями, но и студентов между собой, обширные взаимосвязи в профессиональном сообществе и в образовательной среде вуза [7].

2. Принцип стартовых знаний характеризуется в данном случае тем, что для эффективной дистанционной формы обучения в целях формирования педагогической компетентности, студентам-заочникам необходимо не только иметь компьютер с выходом в ИНТЕРНЕТ, но и обладать навыками работы в сети, а для этого необходима определенная специфическая предварительная подготовка.

3. Принцип индивидуализации и дифференциации педагогического сопровождения образовательного процесса характеризуется необходимостью проведения входного и текущего контроля не только имеющихся знаний, умений, но и учебных мотивов и иных профессионально значимых качеств личности. Учет этого принципа позволяет не только составить индивидуальную образовательную траекторию и провести до-подготовку студента-заочника в целях восполнения недостающих базовых знаний или их коррекции, но и отслеживать формирование профессионально-значимого ядра личности как основы системы педагогической компетентности учителя.

4. Принцип идентификации заключается в необходимости создания условий для организации студентов процесса самообразования. Это возможно с помощью интерактивных технологий, методов проблемного обучения, организации практико-ориентированного образовательного сотрудничества. Эта работа должна выполняться при поддержке психологической самодиагностики по определенным методикам, которые позволяют осуществлять самоидентификацию студента как личности и как субъекта профессиональной деятельности [3].

5. Принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий определяет необходимость педагогической оценки каждого шага проектирования, создания и организации учебно-методического комплекса поддержки дистанционной формы обучения студентов-заочников. Это необходимо, так как увлечение применением технических средств порой приводит к фетишизации, к потере студентами целевой компоненты формирования у них необходимых личностных и профессиональных компонентов педагогической компетентности.

Мир Науки

6. Принцип обеспечения открытой образовательной среды и гибкости обучения выражается в «мягкости» ограничений по возрасту, начальному образовательному цензу, в возможностях применения индивидуальных темпов и ритмов формирования педагогической компетентности студентов с широким спектром личностных качеств [1].

7. Принцип приоритетности гуманистического подхода при проектировании дистанционной формы обучения студентов-заочников, то есть принцип человеческих приоритетов, состоит в том, что проектирование учебно-методического комплекса необходимо начинать с разработки педагогических компетенций, которые следует сформировать у данного конкретного студента с учетом его психических и личностных особенностей.

8. Принцип сочетания алгоритмизации и вариативности образовательного процесса подразумевает, что формирование педагогической компетентности будущих специалистов в ходе получения высшего образования возможно при условии, если внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в системе высшего образования, а будут естественным образом интегрированы в него. При этом технологии дистанционной формы обучения выбираются в соответствии с потребностями адресата образования, то есть студента-заочника, так и с возможностями образовательных ресурсных центров и стажировочных площадок вуза.

Следует сказать, что педагогическая компетентность студентов формируется всем процессом образования, однако главную роль играют гуманитарные учебные модули и дисциплины, имеющие большое социокультурное и педагогическое значение. Проведенное нами эмпирическое исследование показало положительную динамику результатов, демонстрируемых студентами.

Таким образом, методологической основой формирования педагогической компетентности студентов-заочников в условиях дистанционной формы обучения является совокупность рассмотренных методологических подходов и принципов дистанционной формы обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий, 2000. 608 с.

2. Блауберг И. В. Системный подход в социальном познании // Исторический материализм как теория социального познания и деятельности. Москва, 1972. С. 157-190.

3. Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э. Н. Гусинский. - М., 1994. - 184 с.

4. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

5. Косолапова Л. А. Модели, технологии, методики, приемы преподавания педагогики: опыт систематизации (Экспериментально-аналитическое преподавание педагогики): моногр. / Л. А. Косолапова; Урал. гос. ун-т; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2006. - 103 с.

6. Коротенков Ю. Г. Информационная образовательная среда основной школы. Москва: Академия АйТи, 2011. 152 с.

7. Образование и информатика - 96 / Н. Н. Евтихиев, Б. И. Зобов, А. Д. Иванников и др.; под ред. А. Я. Савельева. - М., 1997. - 76 с. - (сер. «Новые информационные технологии в образовании», вып. 2.).

8. Стефанов Н. Мультипликационный подход и эффективность: Пер. с болг. [Предисл. М. Л. Башина] / Н. Стефанов. -М.: Политиздат, 1980. - 208 с.

Мир Науки

Tarinova Natalia Vladimirovna

Perm state humanitarian pedagogical university, Russia, Perm

E-mail: [email protected]

Methodological grounds for the formation of the pedagogical competence of part-time students in conditions of distance learning

Abstract. The article presents a reasoned choice and theoretical substantiation of methodological approaches to the problem of forming professional pedagogical competence of parttime students in conditions of distance learning.

The methodological basis of the research is considered from the point of view of the paradigm of competence education, as well as competence, personal, systemic and activity approaches. The authors singled out and characterize a number of principles of distance learning (human priorities, interactivity and stimulation, taking into account the initial knowledge, individualization and differentiation, identification and interactivity, pedagogical expediency, an open educational environment, a combination of algorithmization and variability) of building and managing the process of forming the pedagogical competence of part-time students in conditions of distance learning.

In practice, the realization of the process of forming the pedagogical competence of part-time students in the conditions of distance learning based on methodological grounds is provided by the application of the experimental analytical model of learning, which is based on the ideas of system, integrity, complementarity, self-organization, multiple "theory-practice", "practice-theory", through systematic micro-research and analysis of personal experience of practical pedagogical activity, and also building a rational algorithm for the accumulation of personal experience and its effective application in practice.

Keywords: pedagogical competence; part-time students; methodological approach; experimental and analytical model; distance learning form; principles of distance learning

Мир Науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.