Научная статья на тему 'К вопросу об интеграции заочной и дистанционной формы обучения в вузе'

К вопросу об интеграции заочной и дистанционной формы обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЗАОЧНАЯ И ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СТУДЕНТ-ЗАОЧНИК / ВУЗ / INTEGRATION / CORRESPONDENCE AND DISTANCE TEACHING / PEDAGOGICAL CONDITIONS / A CORRESPONDENCE STUDENT / A HIGHER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишневская Г. В.

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению проблемы интеграции заочной и дистанционной формы обучения в вузе и раскрываются педагогические условия применения компьютерных и информационных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов-заочников в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of correspondence and distance teaching in a higher school

In the article theoretical aspects of studying the problem of correspondence and distance teaching integration in a higher school are considered, pedagogical conditions of computer and information technologies' using in the course of professional training of correspondence students are shown.

Текст научной работы на тему «К вопросу об интеграции заочной и дистанционной формы обучения в вузе»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 374.4

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЦИИ ЗАОЧНОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© Г. В. ВИШНЕВСКАЯ Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,

кафедра иностранных языков e-mail: [email protected]

Вишневская Г. В. - К вопросу об интеграции заочной и дистанционной формы обучения в вузе // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 585-588. - В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению проблемы интеграции заочной и дистанционной формы обучения в вузе и раскрываются педагогические условия применения компьютерных и информационных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов-заочников в вузе.

Ключевые слова: интеграция, заочная и дистанционная форма обучения, педагогические условия, студент-заочник, вуз.

Vishnevskaya G. V. - Integration of correspondence and distance teaching in a higher school // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 585-588. - In the article theoretical aspects of studying the problem of correspondence and distance teaching integration in a higher school are considered, pedagogical conditions of computer and information technologies’ using in the course of professional training of correspondence students are shown.

Keywords: integration, correspondence and distance teaching, pedagogical conditions, a correspondence student, a higher school.

В условиях стремительного и бурного роста научно-технического прогресса, всеобщей интеграции и глобализации всех сфер жизни, постоянных перемен в социальной и экономической областях, знания устаревают все быстрее. В таких условиях, когда человек вынужден учиться всю жизнь, главная цель системы образования - научить его учиться. Современная система образования под воздействием научно-технического прогресса не только обязана, а просто вынуждена предоставлять возможность каждому обучающемуся пользоваться самой новейшей электронной и компьютерной техникой, оборудованием, обеспечивающим доступ к эффективным информационно-образовательным технологиям.

Новая образовательная политика - это полити-капредоставленияравныхвозможностей доступаобу-чающихся к получению образования любого уровня. Равнаядоступностькобразовательнымвозможностям является основным условием развития информационного общества. Поэтому одной из важнейших проблем нашего времени является поиск соответствующей организационной структуры образовательной системы, способной обеспечитьреализацию принципа«образо-вание через всю жизнь».

Усвоение знаний, безусловно, является необходимым условием развития мышления, но далеко не

любое усвоение и не любое владение знанием может оказывать развивающее воздействие на мышление обучающегося.Дляэтогонеобходимаактуализацияне только знаний, но, что особенно важно, способов деятельности, способов приобретения этих знаний и способов их применения.

Становление и развитие в стране информационного общества неизменно приводит к увеличению потока информации, которую необходимо студентам не только принять и понять, но и обработать и применить в будущей профессиональной деятельности. В связи с этим происходят существенные изменения в организации образования студентов вуза, причем акцент смещается на увеличение доли самостоятельной деятельности.

Этот вопрос приобретает актуальность в связи с переходом на «трехступенчатую» основную образова-тельнуюпрограмму.Система«бакалавриат-специали-тет- магистратура» предусматривает, с одной стороны, сокращение аудиторного времени, а с другой - увеличение теоретической составляющей содержания государственного образовательного стандарта, что требует серьезной самостоятельной деятельности студентов.

Увеличение ее доли влечет за собой реорганизацию учебного процесса, модернизацию учебнометодической документации, разработку новых под-

ходов к обучению. На современном этапе развития образовательной практики актуализировалась проблема поиска новых, интенсивных форм организации учебно-воспитательного процесса, решение которой непосредственносвязаносвнедрениеминформацион-ных технологий, выделение среди них технологий дистанционного обучения.

Высшая школа уже не первый год идет по пути обновления, и в результате происходят количественные и качественные изменения. Использование новых технологий в учебно-педагогическом процессе представляет, по мнению специалистов, качественно новый этап в теории и практике педагогики.

В этой области работают многие отечественные ученые, каждый из которых внес свой вклад в развитие и организацию научных исследований, разрабатывая и внедряя в педагогическую практику идеи дистанционного обучения (М. П. Лапчик, В. П. Линькова, А. В. Могилев, В.Б. Моисеев, Е. С. Полат,Ю.А. Первин, Т. М. Петрова, И. В. Роберт, Н. К. Сергеев, А. В. Хуторской, М. С. Чванова, С. А. Щенников и др.). Безусловно, эти работы во многом создали научные и методические основы реализации дистанционного обучения в стране.

Однако, при всей несомненной значимости данных исследований, на сегодняшний день еще недостаточно изучены сущность и специфика самостоятельной образовательной деятельности заочников, не раскрыты дидактические возможности технологий дистанционного обучения в организации указанной деятельности, не разработана модель организации са-мостоятельнойобразовательнойдеятельностистуден-тов заочной формы обучения [1].

Официально признанными (по крайней мере, в России)сегодняявляютсячетыреформыобразования: очное, заочное, очно-заочное (вечернее) и экстернат. В зависимости от формы обучения меняется и характеристика контингента студентов. На дневную форму обучения поступают, как правило, выпускники школ. Многие из них о выбранной специальности имеют лишь теоретическое представление. Если говорить о социальных мотивах студентов дневной формы, то они нередко учатся по требованию родителей, которые настаивают на получении диплома. Для студентов этой формы обучения учеба в вузе является единственным видом деятельности в этот период.

Студенты вечерней и заочной форм обучения отличаются от студентов дневной возрастной характеристикой и тем, что каждый из них совмещает учебу с производственнойдеятельностью.Студенты-заочники более подготовлены к изучению специальных дисциплин, они владеют отраслевой терминологией, в той или иной степени знакомы с основными понятиями, в некоторой мере представляют различные проблемы производства по избранной ими специальности, если они работали или работают в данной отрасли.

Заочники лучше и более мотивированно воспринимают учебный материал по специальным дисциплинам, поскольку именно у этой категории студентов большая сознательность, ответственность, самостоя-

тельность по сравнению со студентами, обучающимися по очной форме. Мотивация у них еще выше и потому, что получение высшего образования может дать возможность продвижения по службе или получить новую профессию, которая способна обеспечить достойное существование.

Контингент дистанционной формы существенно отличается от контингента дневной, заочной и вечерней. В «Положении о проведении эксперимента в области дистанционного образования» выделены следующие категорий граждан, которые могут обучаться по дистанционным технологиям [2]:

- молодежь, не имеющая возможности получить образование в традиционной системе;

- офицеры вооруженных сил и члены их семей;

- лица, проходящие действительную службу в вооруженных силах;

- офицеры и солдаты срочной службы МВД и погранвойск;

- сокращенные специалисты военно-промышленного комплекса;

- уволенные и сокращенные граждане РФ;

- руководители региональных органов власти и управления;

- лица всех возрастов, проживающие в удаленных регионах страны;

- работающие, имеющие высшее образование и желающие получить дополнительные знания;

- студенты, намеривающиеся получить второе параллельное образование;

- лица, желающие получить второе дополнительное образование;

- лица, специфика работы которых (например, вахтовики) не позволяет учиться в ритме действующих образовательных технологий;

- лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования и находящиеся в стационарах;

- менеджеры различного уровня, работающие на предприятиях всех форм собственности;

- преподаватели различных образовательных учреждений, включая вузы;

- лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы;

- русское и русскоязычное население зарубежных стран, в том числе стран СНГ, и лица для которых русский язык является вторым основным языком.

При рассмотрении категорий граждан, которые являются потенциальными потребителями дистанционного обучения, исключим тех, кому требуется переподготовка или получение второго высшего образования. Для категории людей с ограниченными возможностями здоровья дистанционная форма является единственным способом получения высшего образования.

В отличие от традиционной формы заочного обучения дистанционное дает: более высокую связность образовательногопроцесса;равномерноераспределе-ние учебной нагрузки во времени; возможность гибко реагировать на происходящие изменения образовательного процесса. В этом контексте разумно говорить

педагогические науки ►►►►►

о дистанционном обучении как образовательной технологии, которая может использоваться при заочном обучении.

Модернизация российского образования касается и существующей системы заочного образования, которая в связи с возросшей информатизацией нашего общества уже не может удовлетворить спрос на образовательные услуги и реализовать задачи модернизации высшего образования. Это связано со следующими причинами:

• неспособностьобеспечитьвсемжелающим, независимо от места проживания, возраста, вероисповедания, получить образование (ограниченная пропускная способность);

• отставание получаемых знаний от уровня развития технологий (консерватизм);

• низкая адаптируемость систем образования к различным социально-экономическим условиям (инерционность);

• невозможность создания личностно-ориентированного обучения (для лиц с ограниченными физическими возможностями);

• отдаленность желающих получить высшее образование от вузовских центров.

При сохранении уникального опыта развития, становления отечественного заочного образования в современных условиях идет процесс перехода от традиционных форм к инновационным: обучение студентов-заочников в сокращенные сроки; создание региональных представительств и центров новых ин-формационныхтехнологий,приближающихобучение к месту проживания; адресность, сбалансированность социальных интересов, гарантированная доступность качественного образования.

Одной из основных отличительных характеристик дистанционного обучения является повышенная степень интерактивности, особенно проявляющаяся в использовании сетевых компьютерных технологий. Именно уровень использования новейших сетевых технологий (в сетях Интернет) в процессе обучения и определяет тот «водораздел», который проходит между традиционным заочным и современным дис-танционнымобучением(использованиекомпьютеров, электронных учебников) [3].

К числуосновных особенностей, которыетехно-логии дистанционного обучения привносят в заочное обучение, следует отнести:

- возможность интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемым в диалоговом режиме, которое, врядеслучаев, можетприближатьсяпо форме к взаимодействию при традиционном аудиторном обучении;

- быструю доставку учебных материалов в электронном виде;

- оперативный доступ к базам знаний, размещенным в сети Интернет;

- возможность тестирования знаний в дистанционном режиме;

- возможность прохождения виртуального лабораторного практикума.

Определен необходимый комплекс технологий при заочном обучении с использованием элементов дистанционного обучения, который в полной мере обеспечивает весь процесс дистанционного обучения, а именно [4]:

- материал для обучения (виртуальные учебники; конспекты лекций; видео, аудио материалы);

- самостоятельная работастудентов ( лабораторные, демонстрации, практические занятия);

- получение знаний через общение (видео, аудио, текстовые конференции);

- проверка знаний (тестовые опросы, мультимедиа конференции, чат дискуссии, практические задания).

- контроль успеваемости (экзаменационные ведомости и журнал успеваемости группы).

Для организации контактов, инициирование которых может осуществляться любым участником образовательного процесса, как в режиме реального времени, так и on-line, используются различные информационно-техническиесредства:телефон,факс, электронная почта.

Использование тех или иных технологий плани-руетсяпреподавателемв процессе разработкиучебно-го курса.

В курсе может использоваться как одна конкретная технология, так и сочетание нескольких технологий (кейс-технологии). Заметим, что, несмотря на интенсивное развитие компьютерных технологий дистанционного обучения, по-прежнему большое зна-чениесохраняютучебныематериалы,представляемые в печатном виде.

Дистанционное обучение сегодня во многом использует весь опыт заочного образования, однако, ключевым аспектом и основной отличительной особенностью дистанционного образования является его опорана современные коммуникационные и информационные технологии.

Правильно организованное дистанционное обучение по заочной форме обучения предполагает формирование у студентов критического мышления, умение работать самостоятельно и в группах, пользоваться первоисточниками, использовать в своем обучении различные информационные средства, в том числе Интернет, критически оценивать эффективность применения доступных им средств и ресурсов, а также качество предоставляемой информации.

Организациядистанционного заочноговысшего образования начинается с выбора интегрированного пакета прикладных программ дистанционного обучения. Далее, преподавателям, принимающим участие в обучении по дистанционной заочной форме, необходимо перевести весь методический материал в электронный вид, согласно требованиям выбранной компьютерной системы получения дистанционного заочного высшего образования. В обязательном порядке, это и конспект лекций, и методические указания по выполнению семинарских и практических работ, курсовых проектов и т. п. Необходимо при составлении программы обучения придерживаться образователь-

ных стандартов высшего профессионального образования, которые должны соблюдаться как при очной форме получения высшего образования, так и при заочной. Дистанционныетехнологии при заочной форме получения высшего образования помогают студенту изучить весь необходимый материал.

Контроль за обучением при получении дистан-ционногозаочноговысшегообразования,какправило, осуществляется с помощью системы тестирования. Грамотно составленные тесты - залог успеха при заочной форме получениявысшего образования.Вопро-сы тестов должны отражать материал лекций. Если естьнесоответствие,тостуденту-заочникудостаточно сложно искать правильные ответы.

Иногда получая заочное высшее образование, студент не имеет возможность посещать научнотехнические библиотеки, а зачастую таких библиотек и вовсе нет в регионе проживании. Поэтому дистанционное заочное высшее образование необходимо организовывать так, чтобы не было надобности куда-то обращаться за помощью. Однако при заочном обучении должна быть возможность получения консультаций у преподавателя. Для этого при получении дистанционного заочного высшего образования компьютерная система располагает возможностью организации кон-сультацийстудентаспреподавателемврежимеоп-Нпе.

В процессе получения дистанционного заочного высшего образования студент имеет возможность общаться с преподавателями и через электронные почтовые ящики. Образовательные сайты учреждений высшего образования предусматривают возможность напрямую обращаться к руководителям различных рангов с жалобами и предложениями по работе с тем или иным преподавателем. Студент-заочник может написать на форум свое мнение о дистанционном заочном высшем образовании в университете.

При организации образовательных курсов в компьютерной системе студентам предлагается анкетирование, при котором высказывается мнение студента о данном курсе, о его полезности и доступности, о проблемах дистанционного заочного высшего образования.Пожеланиястудентовпреподавателями должны приниматься к сведению. Организовывая заочные дистанционные курсы других дисциплин необходимо ориентироваться на мнение студентов, прошедших заочное дистанционное обучение по некоторым дисциплинам.

Нельзя забывать, что информационные и коммуникационные технологии в настоящее время развиваются бурными темпами. Поэтому, если вуз хочет выжить в условиях конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, при организации дистанционного заочноговысшегообразованиянеобходимопостоянно быть в курсе новых компьютерных технологий образовательной направленности системы высшего профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова Н. А., Галаев С. В., Букушева А. Б. Организация самостоятельной деятельности студентов с применением технологий дистанционного обучения // Высшее образование в России. 2007. № 10. С. 141-144.

2. Щенников С. А., Клева Л.П. Оценка качества открытого дистанционного образования // Открытое дистанционное образование. 2005. № 2 (18). С. 11-16.

3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия, 2004. 416 с.

4. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Интернет в образовании: специализированный учебный курс. М.: «Обучение-Сервис», 2006. 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.