Таблица 2
Взаимосвязь внеаудиторной деятельности обучающихся с основными характеристиками развития педагогической культуры, рефлексивной позиции
\ Формы и методы й
внеаудиторной й и ц Другие формы внеаудиторной деятельности
деятельности й к Рефлексивно-функциональны анализ деятельности а у т и с х и к с е ^ и е с с э- -й и н ^ н й к Метод проектирования и самопроектирования о
Формируемые характеристики педагогической культуры студентов Игры и н в е н д е и н е д е т г о г а д е п з и ан < и ч о с е и н а с и п а К Дискуссии и т с о н г а и д о м а о Элективный ку
Мотивационный + + + + + + +
Когнитивный + + + + + + +
Деятельностный + + + + + + + + +
Эмоционально- + + + + + + + +
оценочный
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что после опытно-экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах показатели уровня педагогической культуры претерпели позитивные изменения.
Литература:
1. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? / А. С. Белкин. - М.: Просвещение, 1991.
2. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориенти-рованного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17.
3. Гейхман, Л. К. Интерактивное обучение общению: Общепедагогический подход: дис. ... д-ра пед. наук / Л. К. Гейхман. - Екатеринбург, 2003. - 426 с.
4. Ильязова, Л. М. Формирование культуры педагогической деятельности студента в рефлексивно образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. М. Ильязова. - Оренбург: ОГПУ, 2005. - 28 с.
5. Найн, А. А. Теоретические основы рефлексивного управления образовательным учреждением: монография / А. А. Найн. - Челябинск: Уральская Академия, 2014. - 292 с.
6. Найн, А. Я. Психолого-педагогические основания формирования рефлексивно-образовательной позиции обучающихся вуза физической культуры / А. Я. Найн // Профессиональное образование: пути оптимизации: материалы науч.- метод. конф. - Оренбург: ОГПУ, 2011. - С. 117-124.
7. Педагогическая наука и образование: тематич. сб. науч. трудов. Выпуск 15 / отв. ред. А. Я. Найн. -Челябинск: Уральская академия, 2015. - 306 с.
8. Померанцева, Ю. К. Развитие педагогической культуры студентов в рефлексивно-образовательной среде физкультурного вуза / Ю. К. Померанцева // Омский научный вестник. - Омск: ОГТУ, 2009. - № 2. -С. 162-165.
9. Померанцева, Ю. К. Развитие профессионально-педагогической культуры студентов в рефлексивно-образовательной среде физкультурного вуза: дис. ... канд. пед. наук / Ю. К. Померанцева. -Челябинск: УралГУФК, 2009. - 211 с.
10. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - М.: Логос, 1999. - 272 с.
11. Ясвин, В. А. Образовательная среда - от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М.: ЦКФЛ РАО, 2008. - 248 с.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат технических наук, доцент Клейменова Марина Николаевна
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК
Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт использования инновационно-технических образовательных технологий в процессе обучения студентов института физической культуры и спорта. Раскрываются варианты применения методов и средств дистанционного обучения в зависимости от поставленных целей и задач, подготовленности обучающихся. Принципиальным отличием авторского подхода в том, что дистанционное обучение как инновационно-техническая образовательная среда является новой перспективой развития института физической культуры и спорта.
Ключевые слова: образовательная среда, компетентностно-ориентированное обучение, инновационно-технические образовательные технологии, дистанционное обучение.
Annotation. The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of use of innovative and technical educational technologies in the course of training of students of institute of physical culture and sport. Options of application of methods and means of distance learning depending on goals and tasks, readiness of the trained reveal. Fundamental difference of author's approach that distance learning as the innovative and technical educational environment is new prospect of development of institute of physical culture and sport.
Keywords: the educational environment, the competence-based focused training, innovative and technical educational technologies, distance learning.
Введение. За последнее время система образования многих стран претерпела ряд существенных изменений. В большей степени они связаны с необходимостью разрешить серьезное противоречие - между традиционным темпом обучения и тенденцией постоянно увеличивающегося объема новых знаний. С целью разрешения этого противоречия стали появляться формы организации обучения, основанные на применении новых информационных технологий.
В современный период, в мире новейших технологий, инновационных программ в системе образования, предъявляются повышенные требования к личности педагога, в том числе и к студентам, обучающимся в институте физической культуры и спорта. Существенно и многократно возросли повышенные требования к формированию самой личности студента в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении института физической культуры и спорта. Большой акцент ставится в раскрытии вопросов о формировании и развитии личности студента, который будет в себе сочетать профессионально-психологическую подготовку, устойчивые умения и навыки практической работы в педагогической деятельности, определенные психологические черты и свойства личности. Будущий специалист в сфере физической культуры и спорта должен сочетать в себе художественную одаренность, творческую активность, инициативность и ответственность, потребность в постоянном обновлении своих знаний [3].
Особую значимость для педагогической практики имеют проблемы совершенствования информационно-технической образовательной среды как новой реальности развития института физической культуры и спорта. В образовательном пространстве института физической культуры и спорта важное место занимает физическое образование студентов. Физическое образование направленно на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека.
Это обостряет проблему совершенствования информационно-технической образовательной среды как новой реальности развития института физической культуры и спорта.
В этой связи тема научной статьи является актуальной и своевременной.
Научная новизна и теоретическая значимость статьи состоит в том, что раскрыты теоретические и практические предпосылки совершенствования информационно-технической образовательной среды как новой реальности развития института физической культуры и спорта, использования инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов.
Формулировка цели статьи. В данной статье мы анализируем разнообразные варианты применения методов и средств дистанционного обучения в зависимости от поставленных целей и задач, подготовленности обучающихся. Использования активных методов обучения в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к учебной дисциплине «Физическая культура», одна из самых актуальных задач в сфере образовательной среды института физической культуры и спорта.
Изложение основного материала статьи. В раскрытии основной проблемы попытались модернизировать и включить инновации в образовательное пространство института физической культуры и спорта. Уточнены основные понятия проблемы: «образовательная среда», «образовательное пространство», «инновационные образовательные технологии», «компетентность», «обучение в сотрудничестве», «дистанционное обучения», «активные методы обучения».
Теоретический анализ и практический опыт работы в сфере высшего учебного образования показал, что возможность обеспечения в развитии института физической культуры и спорта, возможности раскрытия и реализации творчества и положительных сторон поведения обучающихся, позволит реализовать современные тенденции информационно-технической образовательной среды как новой инновационной реальности [5].
Включения инноваций в образовательное пространство института физической культуры и спорта и его обновление позволит повысить эффективность работы. Результатом ее деятельности является: более высокая физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие, толерантное отношение к окружающим, культура межличностного общения, повышения уровня воспитанности.
Применения методов и средств эффективности формирования общей культуры человека, совокупности его социальных ценностей, знаний, норм и двигательных способностей специально созданной образовательной средой, пронизанной соревновательностью и чувством ответственности за совершенные дела и поступки.
Практическая значимость статьи заключается в том, что авторами представлено методическое обеспечение, направленное на повышение эффективности процесса формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой через влияния инновационно-технических технологий.
В свое работе мы отмечаем, что эффективность совершенствования образовательной среды института физической культуры и спорта обусловлена многообразием и целесообразностью методов, приемов и средств, с помощью которых создаются специальные условия их становления.
Анализируя современные научные тенденции, наши выводы соответствуют современным научным концепциям совершенствования образовательной среды института физической культуры и спорта [4].
Любой акт непосредственного общения - это не только воздействие одного человека на другого, но и взаимодействие, являющееся двусторонней формой связи с развитой обратной связью, которая является контролем достижения поставленных целей. Педагогическое общение - акт действия, который, как и многие другие, ставит перед собой определенную цель и стремится ее достигнуть.
В этих условиях возникает эмоциональное отношение к делу, людям. Взаимодействие выступает сущностной характеристикой детерминирующей роли деятельности и общения в развитии единства мыслей, чувств, поведения, мотивирующих нравственные потребности личности студентов обучающихся в институте физической культуры и спорта.
Алтайский государственный педагогический университет - цельный организм, жизнедеятельность которого зависит от взаимодействия его как преподавательского состава, так и обучающихся будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта. В современных социокультурных условиях наблюдается тенденция к гуманизации образования а, следовательно, и при взаимодействии преподавателей и студентов, обучающихся в институте физической культуры и спорта определяющее место должно отводиться его гуманному характеру.
Сущностной характеристикой взаимодействия является обмен отношениями, что обуславливает взаимовлияние, ведущее нравственному взаимоизменению его участников. Так понятое взаимодействие позволяет считать его главным условием развития субъектности личности студентов института физической культуры и спорта, как высшего проявления ее нравственных потребностей.
Основание возникновения и развития субъектности становится способность студентов института физической культуры и спорта в процессе взаимодействия и общения с преподавателями осмыслить, пережить свои действия, непосредственно в процессе профессионально-педагогической деятельности связать способность сравнивать, сопоставлять, оценивать себя через оценку других. При таком подходе надо учитывать не только саму деятельность студентов института физической культуры и спорта, но и детерминирующие их объективные условия, несущие в себе смыслы, нормы, правила, которым студент должен подчиняться и с учетом которых осуществлять свои действия вырабатывать нормы и правила. Условия дают студентам института физической культуры и спорта возможность определенного выбора и задают им цель его профессионально-педагогической деятельности, которая выступает как осознанный интерес, а также обеспечивают средствами учебной деятельности. На основе цели определяется программа действий по достижению определенного результата, который служит моментом дальнейшей конкретизации.
В итоге учебно-воспитательный и профессионально-педагогический процесс должен стать единым, стремиться к выполнению общей глобальной цели (выпустить сформировавшегося студента института физической культуры и спорта., высококвалифицированного профессионала), предметы будут взаимодополнять друг друга, а, следовательно, перед обучаемыми не будут стоять вопросы типа «Зачем нужен этот предмет?», «Что он даст для будущей профессии?».
В системе взаимодействия преподавателя и студента, обещающегося в институте физической культуры и спорта, возникает такое новое качество, как потребность в нравственных отношениях. Взаимодействуя между собой, студент и преподаватель воздействует на мысли, чувства, действия другого. Преподаватель, оказывая влияние на мысли, чувства, действия студентов, одновременно оказывается под их влиянием. При взаимодействии преподаватель и студент перетерпливают качественные изменения. Следовательно, взаимодействие ведет к взаимоизменению преподавателей и студентов, обучающихся в институте физической культуры и спорта.
Мы можем теоретически проанализировать и обосновать особенности взаимодействия преподавателей и студентов, обучающихся в институте физической культуры и спорта, приводящие к выводу о возникновении общего настроя мыслей и чувств, интересов и стремлений, в итоге приводящих к возникновению единства воли, поступков и действий.
Таким образом, каждый преподаватель и студент института физической культуры и спорта должен быть ориентирован на производство и поддержание социальных отношений, в которых каждый должен уметь, прежде всего, взаимодействовать с людьми, находить и удерживать свое место в действующей системе общества.
На наш взгляд качественную профессиональную подготовку в педагогической деятельности студентов института физической культуры и спорта в высшем учебном заведении, возможно, осуществить, ставя главной задачей, акцентируя внимание на формировании профессиональной направленности личности студентов института физической культуры и спорта. Задачи, которые будут реализованы через воспитание мотивационно-ценностного отношения студентов к своей будущей педагогической деятельности. Акцент реализации поставленной цели через изменение ее профессиональной подготовки студентов института физической культуры и спорта, которая влечет за собой формирование профессиональной направленности полученным знаниям, понимание их относительности, умение вовлекаться в процесс постоянной смены знаний, готовности к выполнению своих профессионально-педагогических функций.
Обеспечить результативность этого процесса возможно путем влияния инновационно-технических технологий на формирование мотивации студентов к занятию физической культурой.
В высших учебных заведениях важное место занимает физическая культура студентов. Она одновременно является и учебным предметом, и составной частью профессиональной подготовки будущих специалистов, и (совместно со спортом) обязательным элементом распорядка повседневной жизни. Это обостряет проблему использования инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов института физической культуры и спорта [1].
Применяя методы обучения в зависимости от поставленных целей и задач, подготовленности обучающихся, обеспечили методической литературой, направленное на повышение эффективности процесса использования инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов института физической культуры и спорта.
Дистанционное образование - качественно новый прогрессивный вид обучения. Он возник на основе идеи открытого образования благодаря новым технологическим возможностям. Обучение включает очные и заочные компоненты, дистанционные и адаптационные, инновационные и интенсивные методы. В основу этого метода положена самостоятельная работа слушателей со специально разработанными учебными материалами [2].
Причем, данная форма включила в себя не столько достижения информационной революции, сколько маркетинговый подход к потребителю знаний, то есть ориентацию на нужды слушателя, а также целый комплекс новых методик в области образования. Методология дистанционного образования основана на том, что не преподаватель, а слушатель должен находиться в центре процесса обучения.
Основные отличительные особенности организации дистанционного образования в отличие от традиционного заочного следующие:
- удобство графика обучения (место и время проведения занятий);
- модульное построение курсов;
- методическое построение учебных пособий;
- направленность на практическую деятельность;
- новая роль преподавателя в процессе обучения.
Дистанционное образование характерно также уникальным комплексом методик и подходов к обучению, которые заложены в его основу. Среди них:
- антропологический подход, т.е. системный учет специфических особенностей обучения взрослых. То есть обучение строится на основе анализа рабочей ситуации слушателя, что делает методику практичной;
- образовательный подход, дающий широкий спектр знаний, направленный на создание целостной картины мира студентом; формирование интегрированных курсов;
- использование интенсивных методов обучения типа деловых игр, дискуссий, тренингов и т.д;
- развивающий подход, т.е. ориентация не столько на запоминание, сколько на «понимание» и «умение использовать»;
- сочетание индивидуального подхода с использованием групповой работы.
Технологически дистанционное обучение базируется на «корреспондентском» и «вахтовом» методах, а также в постоянно растущем и. пользовании информационных технологий в виде учебных аудио-видеокассет, компьютерных дискет, а также средств связи для координации процесса обучения и консультаций.
Основной объем знаний слушатель получает самостоятельно, работая с учебными пособиями и над письменными заданиями, а в ходе очных занятий процесс обучения координируется и шлифуется, причем в интенсивном режиме.
Выводы. С нашей точки зрения целесообразно в теоретический курс «Физическая культура» вузов, включать методы активного и проблемного обучения для формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к данной дисциплине.
В практической деятельности нами были применены деловые и имитационно-моделирующие игры, в которых студенты совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия в процессе изучения теоретического курса «Физическая культура».
Для устранения противоречия между реальным отношением к учебной дисциплине «Физическая культура» нами были внедрены в учебно-воспитательный процесс элементы дистанционного обучения, которые способствовали положительной мотивацией и исключению из учебного процесса отрицательного отношения к данной дисциплине.
Важная особенность обучения по дистанционной методике заключается в том, что основной упор делается не на запоминание знаний, а на овладение общими принципами и умением применять их на практике в конкретных деловых ситуациях. В результате такого подхода слушатель не сталкивается с проблемой переизбытка информации. Курсы и учебные пособия дополняются аудио- и видеоматериалами, тексты снабжены специальными вопросами, развивающими у слушателя навыки самостоятельного аналитического мышления. Цель - научить слушателя не столько «знать», сколько «понимать» и «уметь использовать», поэтому он здесь не является пассивным потребителем предлагаемых теоретических знаний, а постоянно развивает навыки анализа собственной деятельности с применением изучаемых теоретических концепций.
На основе сочетания методов обучения, выстраиваемые в учебном процесс со студентами института физической культуры и спорта информационно-техническая образовательная среда является новой реальностью для развития института физической культуры и спорта в процессе компетентностно-ориентированного обучения студентов.
Литература:
1. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. - Москва. - 2011. - №8. - С. 293-298.
2. Попова Н.В. Модульно-рейтинговая технология обучения бакалавров института физической культуры и спорта // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. -2018. - № 2. - С. 65-70.
3. Попова Н.В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной направленности бакалавров в процессе компетентностно-ориентированного образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 59-1. - С. 290-293.
4. Холкин И.Г. Проектирование личностно ориентированного образовательного процесса по предмету «Физическая культура». Автореферат диссертации.. кандидата педагогических наук. - Екатеринбург, -1998. - 24 с.
5. Шадрин А.Н., Баянкин О.В., Попова Н.В. Использование инновационных технологий в компетентностно-ориентированном обучении студентов института физической культуры и спорта // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 3 (52). - С. 129-131.
Педагогика
УДК 378
кандидат педагогических наук, доцент Попова Наталья Владимировна
Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Баринова Наталья Геннадьевна
Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. Представленный в статье материал - это теоретический анализ и практический опыт организации процесса формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров средствами дистанционного обучения. В статье рассматривается организационный процесс, включающий содержательные этапы работы по формированию профессионально-компетентностной направленности бакалавров средствами дистанционного обучения. Раскрываются цели, задачи, направления, технологические компоненты реализации процесса формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров средствами дистанционного обучения. Определены организационно-педагогические условия и требования при реализации процесса формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров средствами дистанционного обучения.
Ключевые слова: профессионально-компетентностная направленность, организационно-педагогические условия, дистанционное образование, средства дистанционного обучения.
Annotation. The material presented in article is a theoretical analysis and practical experience of the organization of process of formation of a professional and competence-based orientation of bachelors means of distance learning. In article the organizational process including substantial stages of work on formation of a professional and competence-based orientation of bachelors as means of distance learning is considered. The purposes, tasks, the directions, technological components of realization of process of formation of a professional and competence-based orientation of bachelors means of distance learning reveal. Organizational and pedagogical conditions and requirements at realization of process of formation of a professional and competence-based orientation of bachelors are determined by means of distance learning.
Keywords: professional and competence-based orientation, organizational and pedagogical conditions, remote education, means of distance learning.
Введение. Совокупность всех сфер общественной жизни нашего общества переживает сложный переходный период. Это и сказывается на системе образования, на становления новой философии образования, разработки соответствующей стратегии, политики и практики. Сегодня стали общепризнанными гуманистическая парадигма образования, новые основополагающие принципы, соответствующие развивающемуся образованию.
Исходя из того, что развитие доминирующей тенденции в системе современного образования - переход от знаниевой (технократической) к личностной (гуманитарной) парадигме, в основе которой лежит человеко-центристский подход, основополагающую роль в системе образования играет принцип взаимодействия. В результате того, что сегодняшняя образовательная система находится в специфичной социокультурной ситуации, которая характеризуется отсутствием четко определенных норм и правил, определяющих и задающих способы организации жизнедеятельности, у человека, входящего в систему социальных отношений, возникают проблемы и социальной адаптации, и сохранения личностных установок в условиях отсутствия общественных культурных образцов как определенных сравнительных ориентиров.
За последнее время система образования многих стран претерпела ряд существенных изменений. В большей степени они связаны с необходимостью разрешить серьезное противоречие - между традиционным темпом обучения и тенденцией постоянно увеличивающегося объема новых знаний. С целью разрешения этого противоречия стали появляться формы организации обучения, основанные на применении новых информационных технологий.
В современный период предъявляются повышенные требования к личности будущего специалиста. Существенно возросли требования к формированию личности бакалавра в процессе профессиональной подготовки. Постиндустриальное общество с его ценностями обуславливает необходимость перехода к новой, гуманистической образовательной парадигме.
Большой акцент ставится в раскрытии вопросов о формировании и развитии личности бакалавра, который будет в себе сочетать профессионально-психологическую подготовку, устойчивые умения и навыки практической работы в профессиональной деятельности, определенные психологические черты и свойства личности. Будущий специалист должен сочетать в себе художественную одаренность, творческую активность, инициативность и ответственность, потребность в постоянном обновлении своих знаний.
Одним из наиболее важных компонентов, определяющих качество образования, является уровень профессиональной компетентности преподавателей во время проведения занятий. В работах исследователей выявлен ряд проблем, связанных с переходом на двухуровневую систему высшего образования и введением компетентностного подхода [4].
На наш взгляд качественную подготовку профессиональных специалистов в учебных заведениях, возможно, осуществить через усиление акцента на формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров.
Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ современного состояния проблемы формирования профессионально-компетентностной направленности бакалавров, проведенный на основе социально-психологических, педагогических и специальных исследований, показал, что существует многообразие подходов и направлений в определении и решении этой проблемы. Раскрываются эти вопросы с позиции системного подхода. Выявляются социально-педагогические проблемы развитие познавательной активности студентов вуза в процессе проблемного обучения, также определяются психолого-педагогические характеристики самой личности бакалавра [2].
Применительно к личности будущего специалиста, профессионально-компетентностная направленность